чему должны учить в школе
Чему должны учить в школе
Чему должны учить в школе и чему учит современное общество
«Школа — это святое место, где учат истине. Каковы самые важные истины, которым должны обучать в школе? Прежде всего, это познание Бога и умение видеть и чувствовать Его в окружающем мире. Во-вторых, это познание основы основ нашего существования и нашей ответственности, а также того, как мы можем выполнить ее ради блага мира. В-третьих, это осуществление цели нашей жизни и создание идеального мира, в котором мы могли бы жить. Все это можно понять и постичь лишь в том случае, если нас этому научат, вкладывая всю искренность и посвященность в течение длительного времени».
«Современное образование сфокусировано прежде всего на том, чтобы создать общество по принципу «победителей не судят». В таком обществе тот, кто быстрее пришел к финишу, получает и монополию на счастье. Нельзя этому учить детей. Мы должны научить их создавать мир, в котором все человечество будет вместе жить и процветать».
«Педагоги должны не воспитывать в людях эгоизм, а прививать им мудрость, необходимую для решения миллиардов проблем в современном обществе. Роль духовных наставников еще более важна. Им не нужно вдалбливать народу сложные и запутанные теории и учить превосходству своей религии над другими. Вместо этого они должны прививать людям мудрость, которая поможет им полюбить все человечество и построить мир на земле. Они должны учить людей бескорыстию. Не стоит ждать в будущем счастья для всех людей, если педагоги и духовные наставники не научат наших потомков принципам мира. Ведь все люди — братья и сестры, а человечество — одна большая семья».
Цитаты из книги «Человек планеты, любящий мир»
— Познанию Бога и умению ощущать его в духовном мире
— В чём ответственность человека перед миром
— Цель и смысл жизни
— Построение идеального мира (Человечество – одна большая семья)
— Бескорыстию
— Умению жить и процветать вместе
Если объединить эти принципы в одну группу, то можно назвать их – «Принципы мира».
— Принципам: «Победителей не судят», «Кто сильнее, тот и правее», «Добро всегда побеждает, кто победил, тот и добрый».
— Сложным и запутанным теориям, подчёркивающим превосходство одной религии над другой.
В качестве альтернативы выше сказанному, вот текст знаменитой песенки «Учат в школе»:
«Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе».
Чему вы хотели бы, чтобы ваших детей научили в школе? Какие «Принципы мира», выделили бы вы? Пишите в комментариях…
«Чему и как должна учить современная школа?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Е.М. Шумова «Чему и как должна учить современная школа?»
«Цель современной школы- подготовка ребёнка к жизни в технологичном конкурентном мире. Это означает, что ученика надо не накачивать знаниями, а учить ими пользоваться в жизни». Из законодательной инициативы Д.А. Медведева «Наша новая школа».
Учащимся надо дать не только глубокие академические знания, но и развить умения, необходимые для жизни, а именно: умение самостоятельно получать знания и приме-нять их на практике; умение критически относиться к информации и использовать её для получения новых знаний; умение принимать обдуманные самостоятельные решения; Умение оформить результаты своего исследования КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенции современного выпускника Умение работать с информацией; Знание компьютерных технологий; Умение самостоятельно вести исследование; Обладать навыками самореализации; умение аргументировать свою точку зрения; Умение сотрудничать с учителем
Главная задача, стоящая перед современной школой- научить ребёнка мыслить
Основной акцент надо делать не на работу с памятью и речью ученика, а на развитие его мыслительной деятельности!
Технология учебных проектов. Технология проблемного обучения. Технология РКМ. Технология проведения учебных дискуссий. Технология Дебаты. Технология критериального оценивания. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Основу любой деятельностной технологии составляет наличие у учащегося критического мышления
Сделать по образцу? Выбрать одно из нескольких предложенных другими решений? Самостоятельная постановка цели и нахождение оптимального способа её достижения Собственное решение? ПРОБЛЕМА
ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Способность творчески воспринимать и осмысливать информацию. Способность ставить осмысленные вопросы к исследуемой проблеме. Способность формулировать и аргументировать свою точку зрения. Способность находить пути и средства достижения цели. Способность давать оценку своей работе.
самостоятельно ставить перед собой цели; самостоятельно планировать свои действия; выполнять работу за определённое время; проводить самостоятельный анализ и оценку своей деятельности; самостоятельно корректировать свои действия в зависимости от достигнутых результатов; ориентироваться и принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РКМ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-178202
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что стоит изучать в школе
Это количество выпускников ВУЗов по тем или иным группам специальностей. Я сложил эти цифры (загнав таблицу в эксель) и посчитал, что, например, физика нужна для 106.2 тыс человек из 439 тыс всего выпустившихся, что составляет менее 25%. На одной из предыдущих страниц того статистического сборника написано, что около 80% школьников планируют продолжить обучение после школы. То есть где-то 20% школьников учат физику с химией в надежде поступить в ВУЗ или техникум соответствующего профиля. Зачем заставлять остальные 80%?
Было бы логично, кроме предметов, нужных для всех, выделить предметы, нужные только для выбравших определенное направление. Направления могут быть, например, такими: естественно-научное, гуманитарное, медицинское. В естественно-научном будут физика, геометрия, химия, черчение. В гуманитарном вместо них будут 2-й и 3-й иностранные языки, история живописи, история архитектуры, или что там еще этим гуманитариям нужно для профессии.
— Продвинутый юзер ворда, экселя, фотошопа (их бесплатных аналогов)
— На уроках труда: починить розетку, прочистить туалет, поклеить обои, врезать дверную ручку.
— Русский язык: пишем личные письма, деловые сообщения, составляем резюме, сочиняем сообщения в блогах и на форумах (как основы журналистики).
— Биологию заменяем на медицину. Приемы оказания первой помощи. Лечение наиболее распространенных болезней. Как распознать инсульт у дедушки. Как понять, что хватит пить аспирин и пора к врачу. Как отличить медицину от гомеопатий всяких. Саму биологию с пестиками и тычинками оставляем для тех, кто выбрал медицинское/ветеринарное/сельскохозяйственное направление.
— Вместо ИЗО чтобы учили грамотно фотографировать и снимать видео.
Мы живем в светском, либеральном, демократическом государстве. И школа должна воспитывать соответствующее мировоззрение: разумный взгляд на мир, свободу от религиозных и политических догм. Школа должна дать понять, что проблемы надо решать с помощью разума, и давать примеры, как люди своим умом и знаниями побеждали других людей и объективные трудности. Кроме воспитания мировоззрения школа должна давать общий взгляд мироустройство, некий минимум, необходимый каждому.
Единственное с чем согласна, это с тем, что программа по литературе не учитывает возрастную специфику и полностью рассинхронизирована с программой по истории. И это хорошо бы исправить.
Во многом не согласен. Религию конечно надо выкинуть но все остальное быть должно. В школе дают только самые самые простейшие вещи в науке, школьная химия это даже не надводная часть айсберга а крошечный ее кусочек. С биологией и физикой та же фигня. И знать эту часть обязательно нужно.
И младшеклассник и даже его родители не могут знать чем он будет заниматься потом. Да что там, даже взрослые молодые люди часто не знают чем они хотят заниматься. Поэтому готовым надо быть ко всему и знать надо все хотя бы по чуть чуть.
когда закончишь школу и пойдёшь в следующее учебное заведение, тебя ждёт небольшой сюрприз. а пдд обязательно для всех хочешь? маразм. да и оплачивать ты за всю страну будешь? ты сам то в каком классе? сначала образование получи, отработай лет 5, а потом уже делай выводы о бесполезности образования. конечно есть здравые мысли, которые достойны капитана очевидности, но бредового маразма в твоих размышлениях все же больше
Ну вот нахера я так старательно учился правописанию в 80-х, если сейчас есть Ворд?
Зачем учился считать в уме и учил таблицу умножения, если теперь есть калькулятор?
Да много таких «зачем». Выл бы Вангой, дал бы акцент на другие предметы.
Зато, в отличии от Твиттер/Фейсбук поколения, я не повешусь от неразрешимой без компьютера задачи «2х2=?», и без интернета не сдохну.
Вы предлагаете выдавать права людям, не изучавшим физику?
Вы предлагаете ремонтировать розетки людям, не изучавшим физику?
Я смотрю, вы рисковый человек.
Сейчас-то, когда физику вроде как преподают кое-как, многие думают, что остановочный путь зависит от скорости линейно или что силовую проводку на даче можно делать телефонной лапшой.
дельные вещи говоришь. но твои предложения забракует госдума. впрочем пили петицию. я готов подписаться
У меня ПДД в школе еще было, изучали..
Вместо ИЗО чтобы учили грамотно фотографировать и снимать видео.
Вообще то фотография это тоже «изобразительное исскуство» так то.
На ИЗО тебя не рисовать учат (по крайней мере у меня так было опять же), а правильно выбирать ракурс, освещение, развивать общее восприятие..
Ответ на пост «Школьный трындец»
По зарплате меня, мягко говоря, не обидели. Директор где-то изыскал средства, и мне платили по репетиторской ставке. Атас! Дали 6 уроков в неделю.
Этим ребятам крутой класс не доверили и даже зеленую доску, которую никакой мел не брал, нашли. Но, благо, проектор есть. Из трех ламп над доской работает одна. Пофиг, работаем.
Класс отфутболивают по разным учителям как раз где-то с 8 класса. За все это время сменилось 6 учителей.
Где-то на этом этапе я понял, что я могу сшить из кожи австралийского бизона самый красивый в мире бубен и плясать перед учениками с ним сутками, но если класс привык не учиться и списывать, то я уже мало что могу изменить. Пришлось немножко прикрутить доброту мою, и воздействием оценками(ставил все честно, без подстав и перегибов), классруком и родителями еле-еле заставил половину класса работать. Пофиг, работаем.
Таким образом, к лету я едва-едва вытянул ребят с неуда на уровень 60-70 баллов по ЕГЭ. Максимум треть из класса, не более. Не горжусь и не тревожусь по этому поводу. Дотянул эту телегу и поскакал галопом подальше в поля. Иначе говоря, твердо отказал директору на предложение продолжить работу.
А где-то уже и видимость делать сил нет.
Ну, и опять же, для крутой техники нужны крутые преподаватели. А тут я был одним из первых, кто включил интерактивную доску и начал ее использовать. Потом меня просили показать, что там и как. Какой смысл в этой современности, если она красиво пылится?
И для крутых программ тоже нужны крутые преподы, которые все же будут учить ребят наукам, а не заниматься непрерывным выставлением оценок и прочей туфтой. Во время удаленки я был одним из немногих преподов, ведущих полноценные занятия. Вел с графическим планшетом и записью занятия, чтобы можно было пересмотреть. Тем, кто хотел учиться, понравилось. Понравилось бы.
И я бы очень хотел давать ребятам ту же математику с физикой хоть с нуля, хоть с середины, весь бы выложился, но у меня нет сил, которые я мог бы тратить еще и на постоянное бумажкописание, поддержание дисциплины в классе и прочие радости. Как-то так.
Пааап, помоги с домашкой!
Общеобразовательная московская школа, обычная, без уклонов
Школьный трындец
Жить не напрягаясь: почему этому стала учить школа
Чему должны научить в школе? Решать примеры и знать названия океанов? Или находить общий язык с ровесниками и выражать своё мнение? Наш блогер Дарья Молчанова уверена, что в школе дети должны научиться трудиться. Но они этому уже давно не учатся.
Школа сейчас представляет собой удивительное явление. Она не закладывает в души учеников установку, что для получения знаний нужно стараться и стремиться узнавать, что-то новое. В первом классе оценок не выставляют, школьника никак не поощряют. Может, оценивать семилетнего ребёнка в баллах и не надо. Но каждому нужны похвала и одобрение, особенно со стороны педагога.
Когда я училась в первом классе, оценки не выставляли только первые полгода обучения. Вместо них учительница рисовала в тетрадках большие и маленькие красные звёздочки. И всегда после каждого урока говорила: «Вы у меня молодцы! Я вами горжусь!». Эти оценки ещё ассоциировались с октябрятскими звёздочками. Слышать похвалу от учительницы было приятно. И большинство учеников старались учиться, а отстающих педагог оставляла на дополнительные занятия, после основных уроков.
Меня бабушка возила в коляске первый год обучения в школу, потом я уже училась на дому. Но я помню, как учились тогда, в 80-е годы. А теперь получается, в первом классе все равны: и выполнившие задания, и нет. То есть у детей нет мотивации к тому, чтобы стремиться быть лучшим. Сделал, не сделал, какая разница?
Постепенно школьник учится просто лениться. Он понимает, что можно ничего не делать. И этого никто не заметит
Усвоил ученик программу первого класса или нет, будет ясно только в конце года, когда дети будут писать проверочные. И навык лениться, а не стараться за год обучения прочно укорениться в голове. А во втором классе уже выставляют оценки, начинают проходить сложные темы.
Получается так, что школьник, год поленившись, оказывается сразу в ситуации, где с него уже что-то спрашивают и требуют, причём всерьёз. А ученик уже привык жить не напрягаясь. И учителя невольно к этому подталкивают, ставя «тройку» не за знания, а чтобы просто перевести в следующий класс.
Поленившись десять лет в школе, студенты будут и в институтах учиться спустя рукава
Но кого-то ведь надо обучать в вузе, не отсеивать же всех подряд? В институт теперь принимают по результатам государственного экзамена. На студента при поступлении никто не смотрит. Готов он к тому, чтобы получить данную конкретную специальность или нет? А может, эта профессия вообще не его призвание?
Для поступления в институт достаточно знать правильные ответы на задания ЕГЭ. А обосновывать и анализировать, почему ответ правильный, совсем необязательно. Надо поставить галочку в нужном месте. Так ученики и разучиваются думать. Получая в школе оценки за просто так. В институте уже будет поздно научить навыку старания для получения знаний. И какие потом выдут из вузов специалисты? От этого можно будет только заплакать.
Фото: shutterstock / Tyler Olson
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Четыре важные вещи, которым учит школа
Опытный учитель — о том, чему нужно научиться в школе, чтобы потом не было мучительно больно.
Данный текст написан с помощью блоговой платформы Newtonew.Impact. Подробнее о том, как пользоваться платформой, можно прочитать здесь.
Речь пойдёт не о профильной математике (эта наука не всем нужна), и не о биологии даже, которая лично мне ближе прочих строчек в учебном плане. Но не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребенка в субботу.
А пойдёт речь о том, почему и мой сын будет лишён всех преимуществ домашнего обучения и индивидуального подхода и будет посещать общеобразовательную школу (хорошую, конечно). О том, чему важному может научиться человек в хорошей школе.
Я не буду писать об очевидном: что школа учит добывать знания, переобуваться в сменку, убирать за собой стаканы в столовой, что есть школьные друзья, первая любовь. Но, как человек, выпустивший одиннадцатые классы в шестой раз, расскажу о том, что считаю самым полезным из вынесенного из школьных лет.
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
1. Школа помогает определить границы своих возможностей
Моя коллега рассказала, что её дочь (умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс), оказывается, дома говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то высшее образование получать ну совсем не хочется».
Хорошо, что семья у девочки к её доводам прислушивается, и планируют её поступление в вуз не с такой нечеловеческой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на погружение с головой в точные науки. Попробовала, не понравилось.
Получается, школа её не только помучила, но и помогла понять свои интересы, границы своих возможностей.
Другая одиннадцатиклассница, отучившись в химическом классе без видимых проблем и с видимыми успехами, решила сдавать литературу и поступать по гуманитарному профилю. Говорит, поняла, что химия – это не её.
Школа вообще помогает многое понять про самого себя. Что мне интересно? Легко ли мне дается это направление? Могу ли я без подготовки написать контрольную? Запоминаю ли я информацию с урока или приходится зубрить? Комфортно ли мне с людьми, у которых похожие интересы? Если ночь просидеть за компьютером, могу я высидеть шесть уроков? Боюсь ли я выступать перед аудиторией?
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
А главное, школа помогает понять, хочет ли ребенок учиться дальше и в какой форме. Дети, уставшие от теории и решения абстрактных задач, уходят в колледжи и техникумы. Там образование более практическое, приземленное, реалистичное.
Знаю, что есть дети, которые не найдя себя в школе, почувствовали вкус к учебе в училище или техникуме. И есть те, кто, почувствовав вкус к основам наук в школе, отправились покорять самые научные вузы. Или те, кто, отринув путь ЕГЭ, как чересчур формализованный, покорил нужный университет через олимпиады.
Я думаю, мудрость в том, чтобы не пытаться переделать школу под себя, сетуя на сложность или, наоборот, примитивность программ; перегруженность, или, наоборот, расслабленность школьников; отсутствие знаний, или, наоборот, завышенные требования учителей. Нужно присмотреться к ребенку в этой системе. Понять, как он раскрывается, в каком направлении он хочет развиваться, куда он хочет двигаться.
2. Школа учит допускать и исправлять ошибки
Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация, но я не считаю, что процесс исправления ошибок травмирует. Если, конечно, никто не переходит на личности и всё соответствует заранее оговоренным критериям.
Я считаю, что один из важнейших уроков, которые может преподать школа, — это отношение к ошибкам.
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает от допущенных ошибок, тревожится от страха перед новыми ошибками. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на «не быть идеальным», умение свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.
Школа в этом ряду является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для жизненного успеха навыков.
Именно в неправильных отношениях с ошибками я вижу причину неуспешности школьных отличников в жизни после школы.
Школьные ошибки — они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной — сделай работу над ошибками. Не сдал — пересдай. Сдал на двойку — замнётся под весом других оценок, за домашку там или за лабораторную. Даже двойка за год — это не приговор, она превращается в осеннюю переэкзаменовку.
Вот так и формируется здоровая в отношениях с ошибками психология троечника. Что-то вроде «ничего страшного, двигаемся дальше». Для дальнейшей жизни, насколько я сталкивалась, такой принцип может оказаться очень полезным.
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
3. Школа учит анализировать критерии успешного решения задач
Одна моя коллега однажды сказала: «Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи». «Какая несправедливость!» — подумала я тогда. Но только потом передумала.
Как оценить знание? Некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в вузы оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели вузов, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно.
Хотя об этом нам наверняка лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они были с тем, что их знания оказались недооцененными?
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
Сейчас я и правда оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу школьников вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться.
Есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю. Не оттого, что я против нестандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности.
Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего. И не считаю, что у ребёнка пропадут индивидуальность и творческое начало от того, что я научу его быстро и, совпадая с «ключами» (верными решениями), отвечать на тестовые вопросы или решать генетические задачи стандартными способами.
Я не исключаю из программы олимпиадные задания и парадоксальные примеры, но, даже оценивая творческие задания, учу не путать ошибочные и нестандартные суждения.
А на занятиях по подготовке к ЕГЭ говорю: «Дорогие мои, вы должны попасть в ключи. Не блеснуть своими знаниями биологии, а набрать баллы. В большинстве случаев это совпадает. В остальных — делайте выбор в пользу ключей».
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
Вот таким ужасам я учу. Зато если в будущем перед бывшими учениками будет поставлена задача набрать баллы в каком-то рейтинге, написать заявку на грант, пройти стандартизированный отбор, то им пригодится умение анализировать критерии для того, чтобы, пускай временно, им соответствовать.
4. Школа даёт опыт столкновения с неприемлемым
Рано или поздно в школе вам встретится человек, которого невозможно принять. Это может быть задира-одноклассник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный учитель, злой завуч или кому ещё кто не мил. Жизнь так устроена, что в будущем нас ждет немало таких встреч.
Именно в школе дети впервые сталкиваются с необходимостью общения, взаимодействия, а зачастую и подчинения людям, которым не то что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется. И в школе у них есть страховка — родители, другие учителя, классный руководитель, иногда одноклассники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане.
Кадр из м/ф «Эй, Арнольд»
И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у ребенка остается опыт. Так, можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Понять, что не всегда все заканчивается справедливо.
Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве, управляемом добрыми феями по законам Страшилы Мудрого.
Главное, чтобы школьник в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы его именно учили, а не обтесывали под свои нормативы.