Чему должен учится человек в детстве

Чему в детстве нужно научиться?

(Фрагмент из книги Тимошенко Г., Леоненко Е. «107 правил мамы» (решебник родительских задач). АСТ 2017)

Чтобы выяснить, как интерес родителей помогает ребенку вырасти в счастливого взрослого, сначала нам придется ответить на вопрос, что вообще такое счастье. Все очень просто:

СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ДЕЛАЕТ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОЧЕТ

Заметьте: не «должен», не «хочется», не «хотелось бы», а именно «хочет»! Вы, например, никогда не задумывались о том, что понятие «долг» появляется только тогда, когда для совершения каких-то действий нет настоящего желания? Вы же спите не потому, что должны, а потому что глаза слипаются. И пьете не потому, что должны, а потому, что во рту пересохло, верно?

Правда, есть одна категория действий, про которые мы чаще всего говорим, что должны их совершать. Это – ситуации, описываемые известной поговоркой «Любишь кататься – люби и саночки возить». Не нравится вам саночки возить? Ну и не надо! Можно просто отказаться от катания на них…

Вы имеете полное право спросить: если долгов не существует – значит, денежные долги тоже можно не отдавать? И как тогда быть со священным сыновним (или дочерним) долгом?

Вспомните: чтобы взять деньги в долг, вы в любом случае заключаете с человеком некий договор – хотя бы устный. Вы говорите, что берете деньги именно в долг, — то есть фактически обещаете отдать в оговоренный срок. И если вы эти деньги в срок не отдаете – вы нарушаете свое обещание. Хотите чувствовать себя вруном и обманщиком – можете не отдавать.

А в случае всяческих «долгов» в отношениях между людьми никаких подобных договоров обычно не бывает. Откуда же тогда может взяться необходимость что-то отдать?!

Давайте все-таки разберемся с самим этим – таким привычным и, казалось бы, понятным словом – «ХОЧУ». В языке ведь существует много других слов на эту же тему – «хочется», «хотелось бы», «было бы неплохо», «мечтаю» и т.д. Нетрудно заметить, что все они имеют несколько иной смысл, чем простое и ясное «хочу». Некоторые из этих слов не обозначают, кто именно хочет (как, например, безличное «хочется»), другие намекают, что «хочу» действует только при определенных условиях (условное наклонение «хотелось бы»). Как правило, обозначают такие слова всегда только одно: «Я не буду возражать и, может быть, даже очень обрадуюсь, если мне это подарят».

Условие первое: ИСПОЛНЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО «ХОЧУ» ДОЛЖНО ЗАВИСЕТЬ ТОЛЬКО ОТ ВАС

Это условие, кстати, точно отражено в языке: «Я хочу научиться, стать, узнать…» — и «Я хочу, чтобы он меня любил, чтобы мои дети были счастливыми, чтобы окружающие считали меня умным…». Чувствуете разницу? Настоящее желание всегда можно описать простым предложением, не прибегая к помощи придаточных. И все это – только потому, что за исполнение ваших желаний платить должны именно вы. Но то же самое одновременно является и гарантией их исполнения, поскольку исполнение принципа «хочу – плачу, не хочу – не плачу» зависит только от вас.

Условие второе: В НАСТОЯЩЕМ «ХОЧУ» КАЖДОЕ СЛОВО ДОЛЖНО БЫТЬ СОВЕРШЕННО КОНКРЕТНЫМ И ОПРЕДЕЛЕННЫМ

Иными словами, «хочу гармонии в душе» — цель совершенно нереальная. Или вы можете дать четкое и недвусмысленное определение того, что такое «гармония» и где находится душа? А если вы этого определения дать себе не можете, то — как тогда узнать, что цель уже достигнута, и пора покупать шампанское?

Условие третье: НАСТОЯЩЕЕ «ХОЧУ» — ТАКОЕ «ХОЧУ», ЗА ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРОГО ВЫ ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ ВСЮ ТРЕБУЕМУЮ ЦЕНУ

«Всю требуемую цену» — означает вашу готовность и приложить ВСЕ необходимые усилия, и разобраться со всеми возможными последствиями того, что вы это желаемое все-таки получите. Потому что у всего на свете есть две цены: цена за достижение желаемого и цена за обладание им. виду совершенно определенные «хочу» — такие, которые соответствуют четырем главным условиям. И если желание делать все необходимое существует, то каждый, даже самый малейший шажок к цели тоже доставляет радость: цель-то приближается! А раз так, то хочется делать еще и еще шаги – чтобы опять радоваться. Так, глядишь, и до цели недалеко…

Условие четвертое: ПРО НАСТОЯЩЕЕ «ХОЧУ» ВЫ ДОЛЖНЫ ТОЧНО ЗНАТЬ, ЗАЧЕМ ОНО ВАМ НУЖНО

Отвечать самому себе на вопрос «зачем?» — занятие исключительно выгодное. Потому что ответ на этот вопрос – это обозначение тех полезных или приятных возможностей, которые вы получаете, исполняя свое «хочу».

Во-первых, у вас появляется возможность очень много чего не делать – если вы так и не сможете понять, зачем вам это делать.

Во-вторых, вы сможете заранее проверить – а действительно ли то, чего вы хотите, вам ожидаемые возможности сможет дать. А то вы надумаете, скажем, купить страшно дорогую машину – всего лишь затем, чтобы мама наконец-то поняла, что вы чего-то в жизни добились. Но из чего следует, что она хочет это понять? Или что она способна это понять? Скорее всего, если бы хотела и могла – давно бы уже и без машины поняла бы… Сильно сэкономите, если до этого додумаетесь.

И, наконец, самое сложное: ваши затраты на получение желаемого обычно покрываются удовольствием от того, что вы это все-таки получили. Но потом-то вы начнете платить за обладание! Хорошо, если то, чего вы хотели, на самом деле какие-то полезные или приятные возможности вам предоставляет: в этом случае, получается, вы платите за сами эти возможности. А если вся радость была только в том, чтобы желаемое получить?! Так подобная радость довольно быстро проходит – а платить-то все равно приходится… Как сказал великий польский афорист Станислав Ежи Лец: «Ну, допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать там, в соседней камере?».

Согласитесь, при таком понимании слова «хочу» то определение счастья, которое мы предложили, уже начинает выглядеть вполне реалистичным. И тогда выходит, что действия по-настоящему счастливого человека обоснованы только его желаниями – причем именно желаниями, а не такими туманными мотивами, как «хочется», «хотелось бы», «полагается» и т.п. Иными словами, перед совершением любого действия такой человек обязательно задает себе вопрос «а действительно ли я этого хочу?». И если нет — то действие не совершается, даже если этого отчаянно хочет кто-то другой, очень близкий.

Кстати, самоуважение и соответствие собственных действий своей определенной внутренней системе нравственных ценностей для такого человека тоже вполне может входить в «список» желаний. И ничто не мешает счастливому человеку ХОТЕТЬ доставлять любимым людям всяческие удовольствия. Так что не надо говорить, что счастливый (в нашем понимании) человек – ужасный эгоист. Между прочим, вы обращали внимание, что чаще всего люди употребляют слово «эгоист» примерно в таком значении: «Эгоист – это человек, который думает о себе вместо того, чтобы думать обо мне».

Получается, что быть счастливым нужно уметь. Точнее, нужно обладать определенными умениями, чтобы именно так организовать свою жизнь. Осталось понять, какими именно.

ЧТОБЫ ВСЕГДА ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОЧЕШЬ, НЕОБХОДИМО:

Итак, три умения, необходимые для счастливой жизни, нам уже известны. Но достаточно ли их для того, чтобы действительно ВСЕГДА делать ТОЛЬКО то, что хочешь?

Не будем играть с вами в игры и сразу скажем: нет, недостаточно. Нужно еще одно умение. И знаете, почему оно нужно? А вот смотрите:

Условие первое: Исполнение настоящего «ХОЧУ» должно зависеть только от вас Умение строить отношения с реальностью, чтобы различать то, что от вас зависит, и то, что вам неподвластно

Условие второе: В настоящем «ХОЧУ» каждое слово должно быть конкретным и определенным Умение чувствовать самого себя, чтобы точно знать, чего на самом деле хочешь

Условие третье: Настоящее «ХОЧУ» — такое «хочу», за исполнение которого вы готовы заплатить всю требуемую цену Умение находить подходящие способы действия, чтобы заплатить-таки всю требуемую цену – не меньше, но и не больше

Условие четвертое: Про настоящее «ХОЧУ» вы должны точно знать, зачем оно вам нужно? У нас с вами получается, что каждое условие настоящего «хочу» обеспечивается специальным умением – кроме четвертого условия! Значит, нам нужно понять, каким должно быть четвертое умение, чтобы помочь человеку всегда находить ответ на вопрос «Зачем мне это делать?».

А чтобы такой ответ находить, нужно уметь видеть ситуацию в целом: с ее глубинными причинами, возможностями развития, глубинным смыслом… Короче говоря, счастливый человек должен не только многое знать о реальности, но и уметь ее ПОНИМАТЬ. Именно это умение позволяет человеку расширять свои представления о реальности почти до бесконечности — и при необходимости эти представления корректировать.

Человек, умеющий ПОНИМАТЬ реальность, может:

И если именно так сформулировать умения, необходимые человеку для того, чтобы быть счастливым, то ответ на вопрос «из какого ребенка вырастает счастливый взрослый?» оказывается до неприличия простым:

ИЗ РЕБЕНКА ВЫРАСТАЕТ СЧАСТЛИВЫЙ ВЗРОСЛЫЙ, ЕСЛИ РЕБЕНОК В ДЕТСТВЕ ОСВОИЛ

Можно сказать, что человек, обладающий всеми этими четырьмя умениями, может приспособиться к любой ситуации, которая может возникнуть в его жизни – хоть внешней, связанной с отношениями с окружающим миром, хоть внутренней, касающейся его отношений с самим собой. По сути дела, слово «приспосабливаться» и обозначает «находить способ» — в нашем случае способ установить равновесие между своими желаниями и целями, с одной стороны, и условиями окружающей действительности – с другой.

А еще можно сказать, что детство дано человеку затем, чтобы он научился по-настоящему ХОТЕТЬ – то есть хотеть так, чтобы каждое его желание соответствовало всем четырем условиям настоящего «хочу», которые мы описали выше.

Вся наша книга – именно об этом. О том, что на практике представляют собой эти умения. О том, как помочь ребенку их освоить. О том, как не помешать ему их освоить. И, конечно, немножко о том, как самим родителям постараться стать счастливыми людьми – иначе как им удастся научить всему необходимому собственного ребенка?!

Чему должен учится человек в детстве. academy. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-academy. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка academy.

Корпоративное обучение. Тренинги, семинары, создание и проведение развивающих конференций, мотивационные выступления и фасилитация стратегических встреч. Видеокурсы и дистанционное сопровождение.

Источник

10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос

Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.

Чему должен учится человек в детстве. 5bbdb8e3843352797f71973d4e9c495e. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-5bbdb8e3843352797f71973d4e9c495e. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка 5bbdb8e3843352797f71973d4e9c495e.Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»

1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).

Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.

К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.

2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять

Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.

Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.

Чему должен учится человек в детстве. ad321d7f566b4a0f405fda5bb8a214db. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-ad321d7f566b4a0f405fda5bb8a214db. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка ad321d7f566b4a0f405fda5bb8a214db.

3. Быть самостоятельным

Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.

Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.

Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.

Чему должен учится человек в детстве. dccb52f992f21ab7ccdeaf39d33e6e15. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-dccb52f992f21ab7ccdeaf39d33e6e15. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка dccb52f992f21ab7ccdeaf39d33e6e15.

4. Нести ответственность за свои поступки

Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.

Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.

У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.

Чему должен учится человек в детстве. 26a4623e30f94aedec9d436e510aa679. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-26a4623e30f94aedec9d436e510aa679. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка 26a4623e30f94aedec9d436e510aa679.

5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях

Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.

Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.

Чему должен учится человек в детстве. 9710e5d73ebce34b648df09ae205c64b. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-9710e5d73ebce34b648df09ae205c64b. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка 9710e5d73ebce34b648df09ae205c64b.

6. Уметь защищать себя

Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.

Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.

Чему должен учится человек в детстве. 0817e94a745a11f63c2260f025eb6865. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-0817e94a745a11f63c2260f025eb6865. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка 0817e94a745a11f63c2260f025eb6865.

7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания

Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.

8. Уметь уважать себя и других

Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.

Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.

Чему должен учится человек в детстве. 0b5a1ea2dd234fdb6d6ab0c3468b0d4b. Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-0b5a1ea2dd234fdb6d6ab0c3468b0d4b. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка 0b5a1ea2dd234fdb6d6ab0c3468b0d4b.

9. Говорить «нет»

Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.

Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.

10. Не бояться обращаться за помощью

И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.

Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.

Источник

Чему должны учиться дети?

Чему должен учится человек в детстве. . Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка .

Чему должны учиться дети?

Чему должен учится человек в детстве. . Чему должен учится человек в детстве фото. Чему должен учится человек в детстве-. картинка Чему должен учится человек в детстве. картинка .

По версии предпринимателей, коучей, журналистов и людей из науки

Недавно я провел исследование: поговорил с несколькими интересными мне людьми о том, чему стоит учить детей, чтобы они выросли успешными и счастливыми. Всего в опросе участвовало 15 человек: предприниматели, коучи, журналисты, люди из науки и образования. Они говорили о своем родительском опыте, о навыках, которые помогают в жизни им самим, и о будущем: что должны будут знать и уметь успешные люди через 10–20 лет?

Почти никто не вспоминал о конкретных предметах, которые и так есть в школе. Математика, английский, иногда, с оговорками, программирование — вот набор hard skills, который кажется обязательным. Мы сошлись с одним из собеседников на том, что можно быть счастливым и успешным человеком, не продвинувшись в изучении математики дальше простой алгебры и не зная, кого любила Наташа Ростова. (И при этом — начать запоем читать художественные книги после тридцати, получая от них настоящее удовольствие.)

Навыки для успеха, которые приходили на ум, были из разряда «мягких», относящихся к пониманию себя, других, умению взаимодействовать с людьми и информацией. Их список диктует само время, отличающееся от 1970-х, 1980-х и даже 1990-х, в которых прошло наше детство.

Вот отличительные черты сегодняшнего мира, всплывавшие в разговоре.

Но что именно потребуется нынешним детям для счастья и успеха в этом непростом мире? Я взял из разговоров навыки, которые упоминались несколько раз, и попытался их систематизировать. Как выяснилось, многому из них не учат в школе, но это не значит, что их нельзя развить — мои собеседники предлагали конкретные приемы и занятия для этого.

1. Управление вниманием

«Управление своим вниманием — самый важный навык на ближайшие 10–30 лет, пока не придумают какие-нибудь мозговые импланты, которые будут защищать тебя от всякого мусора — в том числе и информационного», — говорит Дмитрий Мацкевич, сооснователь и СЕО компании Dbrain, занимающейся computer vision. Мацкевич рассуждает так. Современный мир очень быстро меняется — следовательно, невозможно знать, какое знание вам точно пригодится через 10 или 20 лет. При этом знания перестали были доступны только счастливчикам, попавшим в элитарные университеты, — практически все, что вам хотелось бы изучить, доступно онлайн. Единственное, что мешает, — отсутствие мотивации и бесконечное количество отвлекающих стимулов. Умение управлять вниманием в такой ситуации превращается в суперсилу.

Как его развивать? Многие мои собеседники говорили о необходимости занятий майндфулнес — практики, которая как раз и сводится к управлению вниманием.

Коуч и партнер Ward Howell Сергей Сиротенко предложил проводить «аналоговый класс», который «позволял бы отключаться от гаджетов и быть в моменте».

2. Внутренняя мотивация

Все, у кого есть дети, знают, что ребенок не будет погружаться в предмет, который не вызывает в нем отклика. Как заметил в разговоре экономист Сергей Гуриев: «Очень трудно запихнуть знания человеку в голову, если его это не интересует».

Умение почувствовать этот интерес с раннего детства, научиться поддерживать его — действительно важная способность. «Самый крутой предсказатель успеха — это когда человек помешан на своем деле, — добавляет Мацкевич. — Когда он умеет конвертировать любую задачу в источник энергии через увлеченность и одержимость, когда умеет это нащупать внутри себя и отключить все остальное».

Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — и один из трех ключевых навыков, которые перечисляет Анна Шайхутдинова, соосновательница и руководитель проекта «Профилум», предлагающего современный подход к профориентации детей. Два других: упорство и способность к самоопределению (wayfinding). Но о них пойдет речь ниже.

3. Любознательность

Еще один навык, близкий к первым двум. Федор Шеберстов, бывший управляющий партнер Odgers Berndtson и один из основателей проекта «Учитель для России», перечисляет три главных качества, необходимых для успеха: любознательность («должно быть интересно»), уверенность в себе, в собственных силах («я могу!») и упорство.

Коуч и автор нескольких книг о воспитании детей Марина Мелия тоже ставит любознательность на первое место. Три других необходимых для успеха навыка, по ее мнению: умение доводить дело до конца, умение коммуницировать и оптимизм. Секрет успеха она описывает фразой «Делай то, что любишь, и делай изо всех сил».

Любознательность нельзя ввести в школе как предмет. Но, уверена Мелия, тут могут помочь родители: даже попытка совместно с ребенком проверить в Google информацию из телевизора может сработать.

Для поддержки интереса и любознательности, уверены мои собеседники, важна среда, которая поддерживает поиск любимого занятия, обращает внимание на наличие у ребенка интереса, а не только на формальный результат работы. Директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн говорит, что можно было бы предлагать самим школьникам выбирать один дополнительный предмет для изучения — какой угодно. Нечто похожее советует Шеберстов: «Один день в неделю выделить под что-то самостоятельное, чтобы ребенок сам выбирал, что ему делать; дать этому поддержку».

4. Понимание себя

Пожалуй, управление вниманием, отслеживание своих интересов — часть более общего навыка понимания себя: своих эмоций, привычек, целей, хода мысли. В некоторых школах изучают основы психологии, но обычно — в отрыве от реальности, без практики. Практику дает сама жизнь. Но то, что ребенок понимает про себя в общении со сверстниками и взрослыми, можно поддержать и существенно развить. Вот несколько конкретных навыков, о которых говорили мои собеседники:

Для каждого из них есть упражнения, которым учат взрослых в бизнес-школах, на психологических курсах и тренингах. Почему мы не даем возможности детям освоить простые техники планирования или не учим ориентироваться в эмоциях?

Основатель Gett Дэйв Вайсер упомянул в разговоре метод планирования OKR (Objectives and Key Results, метод целей и ключевых результатов). «Я сам занимаюсь целеполаганием, — говорит Вайсер, — и у меня есть не только OKR для компании, но и персональный OKR: на [мои] 70 лет, на 60, на следующий год и на этот. И если это правильно для меня и для моих друзей, то это правильно и для подростков 16 лет, потому что их мозг уже так же развит, как у взрослых. Чего у них нет, так это опыта и мудрости, понимания, почему такое планирование важно, и это как раз то, что вы можете им дать вместе с конкретными техниками и приемами».

О важности умения планировать говорит и Федор Шеберстов. В качестве ориентира он приводит пример американского школьного проекта Summit Public Schools, чей основный принцип — самостоятельное целеполагание: на день, на месяц, на жизнь.

Похожим навыкам учат в Silicon Valley Camp, образовательной программе от предпринимателей из Кремниевой долины для подростков 12+. «Как важно уметь мечтать, постановка жизненных целей, работа в условиях неопредленности, как справляться с неудачами, как бороться с прокрастинацией», — перечисляет темы занятий основательница проекта Наталья Черкашина.

«Понять себя» не так-то просто и взрослым. Но дети и подростки часто бывают даже лишены инструментария для такого познания. Сооснователь программы «Эволюция» Андрей Черняков рассказывает, как однажды их тренинг по психологическим типам проходил в зале, где одновременно играли дети участников. «[Позже] за обедом девочка 8 или 9 лет что-то пыталась сказать. Потом она встала и обратилась к окружающим: “Я сегодня узнала, что я интроверт, мне очень трудно привлекать к себе внимание. Пожалуйста, послушайте меня”. Это было сообщение феерической силы. Все стали очень внимательны и чувствительны по отношению к ней».

Дмитрий Фишбейн выделяет еще один необычный навык «сканирования себя» — умение «измерять социальное самочувствие». По сути, это понимание, счастлив человек или нет. Навык различать успех и счастье, умение ставить счастье выше успеха. «Можем ли мы дойти до ситуации, когда лучшая школа — та, где дети себя чувствуют хорошо?» — спрашивает он.

5. Понимание других

Примером про девочку Черняков показывает, как важно объяснять детям типологию людей — чтобы в коммуникациях считывалось не только сообщение, но и цели говорящего: «Если человек с тобой говорит очень жестко, то это не всегда значит, что он к тебе плохо относится, а это значит, что он такого типа. Это [знание] делает твою жизнь гораздо мягче. Ты перестаешь думать, что жестокая вселенная всегда против тебя».

«Я бы много “отращивал” такой социальной чувствительности [у детей], — продолжает он. — Не с целью получить еще одно поколение обиженных, а как раз с целью получить поколение внимательных, понимающих, что у другого человека есть другая реальность».

Партнер Ward Howell Сергей Сиротенко говорит, что добавил бы урок, который предполагает «изучение себя через групповую динамику». Наблюдение за собой и другими в группе, рефлексия: «Учиться обо всех».

6. Навыки коммуникации, коллективной работы

Взаимодействие с другими людьми, коллективная работа — вторая группа навыков, которую часто упоминали мои собеседники.

«Нынешние детсады и школы этому, скорее, не учат, — говорит Никита Белоголовцев, руководитель направления в “Яндекс.Дзене”, в прошлом — глава “Мела”, медиа об образовании. — Они учат находиться вместе, имитировать взаимодействие, но в реальности никаким горизонтальным взаимодействием не обучают». Никита это видит по своим детям: чем старше они становятся, тем сложнее им дается, например, распределение ролей в школьном спектакле. Кроме того, школьная и университетская система индивидуальных оценок может вызвать у человека когнитивный диссонанс во взрослом возрасте: бывший студент-отличник попадает в коллектив и, несмотря на свою прекрасную работу, лишается премии — потому что весь отдел не выполнил план. «Я бы добавил активностей, направленных на достижение групповых результатов», — предлагает Белоголовцев.

Навыки командной и проектной работы, когда дети и подростки постоянно разбиваются на разные группы, которые должны идти к общей цели, конкурировать между собой — вот чего во многом лишена современная школа, зародившаяся в индустриальную эпоху и по-прежнему смотрящая на учеников как на однородную массу, добавляет журналист Юрий Сапрыкин.

Все варианты развития навыков коммуникации — от составления презентации и ведения дебатов до правил small talk — также очень бы помогли, добавляет он.

7. Привычка жить в меняющемся мире

Принимать и понимать неопределенность — полезная вещь в нынешней реальности, когда технологии сметают и трансформируют целые отрасли. Нужно уметь обогащать себя разными знаниями и умениями. Белоголовцев предлагает ввести random learning — пробовать учиться чему-то новому случайным образом: «Когда развитие разностороннее, ты просто привыкаешь, что такая штука возможна, она становится нормой». И уже не будет казаться странным пойти в 30 лет учиться актерском мастерству — чтобы внести коррективы в свою карьеру. Поиск новых знаний и навыков станет привычкой.

О случайных и на первый взгляд ненужных предметах говорит Сапрыкин: «Я бы добавил [в школу] какое-то абсолютно бесполезное знание, но про которое мы понимаем, что оно развивает те или иные скиллы: латынь, развивающая логику, или каллиграфия, развивающая мелкую моторику».

Совмещение разных навыков и само по себе может пригодиться в современном мире, где профессии становятся все более индивидуальными — вроде директора по сторителлингу сети крафтовых баров. На одном из занятий Silicon Valley Camp подросткам рассказывают, что если, к примеру, им нравится и физика, и рисование, это можно совместить и найти уникальную роль.

Другой способ адаптироваться к неопределенности — учиться на быстрых проектах: выдвигается гипотеза, делается прототип, проводятся тесты. Эта практика из мира стартапов очень помогла бы в школе. «Очень быстрое исследование, быстрое построение и проверка гипотез кажутся очень важными», — говорит Черняков.

«Наша жизнь в этом меняющемся мире превращается в постоянный стартап, — продолжает тему инвестор Игорь Лутц. — Ты должен понимать, как в этом состоянии выживать, менять цели, нам все чаще придется пересматривать гипотезы, менять “бизнес-модели” и переконструировать, казалось бы, уже понятную и настроенную жизнь». Лутц также предложил бы добавить в школу проектную работу: постановка целей, раскладывание проекта на необходимые шаги, поиск ресурсов, получение обратной связи и корректировка целей.

8. Умение работать с информацией и соединять знания

Еще один очень большой блок, я просто перечислю все, что говорили мои собеседники.

Никита Белоголовцев приводит такой пример: «Как использовать полученные на уроке физики знания при строительстве декораций к школьному спектаклю? Если эта мышца прокачивается, то к 13–16 годам человек подходит с гораздо более сильной базой и может на свои “крючочки” навешивать гораздо больше».

9. Понимание разнородности мира

«Очень важное понимание в современном мире — понимание того, что мир очень разнородный, — говорит Сергей Гуриев. — Мир не ограничивается нашей квартирой, школой, районом». Нужно быть готовым к тому, что придется работать с людьми, у которых совершенно другие представления, и знать, что «разнородность — это источник силы».

Расширить кругозор, конечно же, могут путешествия, но даже постоянное помещение в разные группы (помимо класса) дает такой же навык. Кроме того, это подталкивает к тому, чтобы более реалистично оценивать свои способности и знания, добавляет Дмитрий Фишбейн.

10. Навык доверия и открытости

О нем упомянул Фишбейн: «Навык доброжелательного отношения, открытости и доверия точно является ключевым в будущем». Речь идет об открытости новому знанию, новому опыту и новым людям — без этого невозможны инновации, креативная работа, которая имеет такое важное значение в современном мире. Научиться этому можно только, постоянно «входя в новые социумы» — например, перемещаясь между разными группами учеников. «Если меня держали в строгой системе, достаточно однообразной, а потом я выхожу в большой мир, то у меня будет изначальное недоверие и опасения. Если я уже, в частности в школе, соприкоснулся с разным и попробовал себя в разных социумах и налаживал коммуникацию, то здесь повышается вероятность навыка доверия».

Наверное, этот навык близок к оптимизму, о котором Марина Мелия говорит как об «одном из глобальнейших качеств»: «Должен быть подкожный слой оптимизма. Тогда можно преодолеть болезни, неудачи». А оптимизм, как показывают работы психолога Мартина Селигмана, вполне можно развивать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *