чем регламентирующие функции учебного плана в работе учителя
Чем регламентирующие функции учебного плана в работе учителя
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.
Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.
Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.
Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.
До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.
Нормативные документы в деятельности педагога в системе профобучения
Нормативные документы в деятельности педагога в системе профобучения
Сайт: | Система управления обучением ФГАОУ ВО «СГЭУ» |
Курс: | Педагог профессионального образования |
Книга: | Нормативные документы в деятельности педагога в системе профобучения |
Напечатано:: | Гость Гость |
Дата: | среда, 8 декабря 2021, 11:47 |
Оглавление
1. Единый тарифно-квалификационный справочник
ЕТКС служит для тарификации и нормирования работ, в нем перечисляются квалификационные разряды в соответствии с диапазоном сложности конкретного труда. Тариф – это система ставок, определяющая размер оплаты за труд.
На основе ЕТКС разрабатываются квалификационные характеристики по соответствующим профессиям (Смотри 2 лекцию).
Научное описание характеристики профессии оформляется в профессиограмме.
Государственный образовательный стандарт
Государственный образовательный стандарт бывает следующих видов:
Федеральные компоненты образовательных стандартов, определяют в обязательном порядке:
· Цели, выделенные по направлениям:
-получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
· Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
· Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
· Требования к уровню подготовки выпускников.
Государственный образовательный стандарт обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.
Утверждается 1 раз в 10 лет.
Государственный образовательный стандарт является основой базисного учебного плана.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Базисный учебный план – документ, отражающий перечень учебных дисциплин и предметов, их последовательность и ориентировочное количество часов на их изучение. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет время каждой образовательной дисциплины на количество часов изучаемых в неделю. Выделяет время на изучение курсов по выбору и факультативов.
В состав учебного плана входит график учебного процесса, который наглядно демонстрирует распределение курсов по учебным неделям и полугодиям, очередность и длительность семестров, сессий, каникул, практик.
В учебном плане также выделяется рекомендуемая по каждому курсу отчетность (т.е. экзамены, зачеты, курсовые работы и т.д.)
На основе базисного учебного плана каждое образовательное учреждение составляет рабочий учебный план, с учетом местных условий.
Рекомендации по разработке рабочего учебного плана образовательного учреждения профессионального образования
· Рабочий учебный план образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением в соответствии с ГОСом и базисным учебным планом, утверждается директором учебного заведения.
· При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что переутверждение его в течение учебного года не допускается;
· Недельная нагрузка студентов учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;
· Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать 54 часов в неделю;
· При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение имеет право увеличивать или уменьшать объем часов в пределах 5%, без превышения недельной учебной нагрузки при сохранении минимального содержания ГОСа;
· Имеет право вводить дисциплины по выбору;
· Имеет право использовать резерв учебного времени на реализацию национально-регионального компонента;
· Имеет право определять форму и сроки промежуточной аттестации.
2. Государственный стандарт профессионального обучения
Значение государственного образовательного стандарта.
Государственный образовательный стандарт призван обеспечить:
· равные возможности всех граждан в получении качественного образования;
· единое образовательное пространство в РФ;
· вариативность и свободу выбора обучающихся и педагогических работников;
· защиту обучающихся от перегрузок (т.к. указывает максимальный объем учебной нагрузки в соответствии со СНиПами).
· преемственность образовательных программ.
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПРОФЕССИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общая характеристика специальности
1.1 Утверждение специальности (кем и когда)
1.2 Квалификация выпускника
1.3 Квалификационная характеристика выпускника
1.4 Возможности продолжения образования выпускника
(указывается возможный предшествующий уровень образования абитуриента)
3.1 Основная образовательная программа разрабатывается на основе ГОСа и включает в себя: учебный план, программы учебных дисциплин, программы квалификационной, технологической, преддипломной практик, а также программу итоговой аттестации.
3.2 Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального и национально-регионального компонентов, дисциплин по выбору, предлагаемых вузом, а также факультативных дисциплин.
3.3 Выделяют следующие циклы дисциплин:
· ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
· ЕН – общие естественно-научные и математические дисциплины;
· ОПД – общепрофессиональные дисциплины;
· ОД – дисциплины отраслевой подготовки;
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы (указываются наименования дисциплин, их основные разделы, понятия и количество часов на их изучение).
5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника
· Количество недель на теоретическое обучение, на практику, на аттестацию, каникулы.
· Максимальный объем учебной нагрузки.
· Объем аудиторных занятий за период теоретического обучения (кроме занятий по физической культуре и факультативам).
· Общий объем каникулярного времени.
6.Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника
6.1 Общие требования к разработке основной образовательной программы:
· Учебное заведение самостоятельно разрабатывает данную программу на основе ГОСа.
· Итоговая оценка может быть: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено, не зачтено.
· Специализации являются более углубленной подготовкой по профилю данной специальности.
· Образовательное учреждение имеет право изменять объем часов в пределах 5%.
· Обязательными дисциплинами считаются – иностранный язык, физическая культура, русский язык и культура речи, отечественная история, и философия остальные дисциплины цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин могут устанавливаться по усмотрению учебного заведения.
· Образовательное учреждение также имеет право устанавливать наименование специализации, ее объем, содержание и вид контроля.
6.2 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
6.3 Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
6.4 Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
6.5 Требования к организации практик.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
7.1 Требования к профессиональной подготовленности специалиста
· Должен иметь представление.
· Должен быть способен.
· Должен знать и уметь использовать.
7.2 Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
Любая образовательная программа имеет:
1. Пояснительную записку, в которой определены основные цели, структурная модель изучения данного предмета, минимальный объем знаний и умений. Даны методические указания по организации учебного процесса.
2. Сводный учебный план, в котором все содержание дисциплины разбито на разделы и подразделы с указанием количества часов на их изучение по всем курсам
3. Перечень знаний и умений формируемых у учащихся
4. Тематический план для каждого курса, в котором указываются подразделы и логическая последовательность тем, а также количество часов на их изучение.
Сводный учебный план и тематический (п.2 и 4 )могут быть совмещены.
5. Для всех классов в соответствии с тематическим планом приведено краткое содержание каждой темы, в котором перечислены основные изучаемые понятия, приведен примерный перечень практических работ и упражнений, обозначены рекомендуемые программой объекты труда.
Согласно государственному образовательному стандарту программы могут быть трех уровней:
2. региональные (примерные);
Программы 2 и 3 уровней разрабатываются с учетом федеральных, но могут иметь свои регионально-местные особенности, для реализации которых разрешается изменение 10-30 % базового федерального минимума.
Региональные программы разрабатываются под руководством Главного управления образования администрации региона (области).
Местные программы разрабатываются педагогами образовательных учреждений. Существует два варианта корректировки учебных программ:
Первый предполагает перераспределение часов федеральной или региональной программы между темами. Эта необходимость возникает, когда образовательное учреждение не имеет необходимых условий материальной базы, чтобы изучать ту или иную тему. Но, нужно отметить, что нельзя эту тему полностью исключать из учебного плана, можно лишь сократить количество часов на ее изучение, а оставшиеся часы добавляются для изучения другого раздела или темы.
Второй вариант учитывает профессиональную подготовку педагога, его интересы. В этом случае педагог разрабатывает авторскую программу, но при этом должны соблюдаться следующие условия:
· Содержание и структура предлагаемой программы должны быть доказательно мотивированны автором.
· По ней проводятся открытые уроки, которые оцениваются и рецензируются методистами и курирующими администраторами.
· Она должна соответствовать стандартным требованиям по обязательному содержательному минимуму и требованиям к уровню подготовки выпускников.
· Соответствовать требованиям к оформлению учебных программ. Наличие всех необходимых составляющих: пояснительной записки, указания целей, сводного и тематического плана, тематического содержания и т.д.
· Необходимо, чтобы программа прошла экспертизу при ИПКРО или ГУ ОБ области (района).
3. Содержание профессионального образования
Содержание профессионального образования – это система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности.
Содержание образования регламентируется следующими нормативными документами:
· Государственным образовательным стандартом;
· Учебной и учебно-методической литературой.
Выделяются следующие принципы отбора содержания образования:
1. Принцип соответствие содержания профессионального образования уровню развития производства. Этот принцип предполагает регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современным развитием производства, потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.
2. Принцип учета требований Единого тарифно-квалификационного справочника. Этот принцип реализуется в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые представляют собой цели образования и составляют модель профессиональной деятельности специалиста.
3. Принцип соответствия содержания профессионального образования современным тенденциям развития образования. На сегодняшний день этот принцип включает в себя следующие перспективные направления:
3.1 Гуманитаризация содержания образования –
3.3 Информатизация содержания образования
3.4 Учет международных тенденций развития образования
4. Принцип научности.
5. Принцип системности и доступности учебного материала.
6. Принцип политехнизма. Обеспечивает фундаментализацию профессиональной подготовки, возможность мобильного переучивания и приобретения новой профессии. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.
7. Принцип учета межпредметных связей.
8. Принцип единства практического обучения и производительного труда.
9. Принцип преемственности содержания образования на разных образовательных уровнях. Предусматривает сопряженность учебных планов заведений разных образовательных уровней (общего образования, начального профессионального, среднего и высшего).
10. Принцип структурирования содержания образования. Заключается в выделении инвариантной части и вариативной.
Инвариантная часть содержит стабильную унифицированную информацию для сходных групп профессий.
Вариативная часть содержит знания, которые присущи конкретной профессии, причем эти знания быстро изменяются в условиях научно-технического прогресса и современного развития.
11. Принцип блочно-модульного содержания. Модуль это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели, само содержание и методические руководства по достижению поставленных целей. Содержание каждого модуля в свою очередь состоит из отдельных блоков. Подбор блоков в модуль осуществляется с учетом требования логической завершенности и относительной самостоятельности модуля. Преимущества программы имеющей модульную структуру в том, что модули могут меняться местами в последовательности их изучения, могут быть дополнены или заменены новыми.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На современном этапе определились следующие направления развития содержания профессионального образования:
· Совершенствование перечня специальностей профессионального образования. Эта деятельность отражена в новом Классификаторе специальностей, в котором укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, обеспечена сопоставимость специальностей начального и среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе.
· Дифференциация содержания. Проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ, наличии базового и повышенного уровня профессионального образования.
· Расширение гибкости и вариативности содержания. Вызвано необходимостью совершенствования содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы. Гибкость достигается за счет введения в программы дидактических единиц, обеспечивающих обновление содержания образования в соответствии с современным уровнем развития. Вариативность содержания образования создается посредством формирования национально-регионального компонента, введения специализаций, элективных и факультативных курсов.
· Информатизация содержания. Предусматривает изучение большого объема материала в области информатики, ее средств и методов.
· Усиление связи общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Обеспечивает понимание закономерностей, взаимосвязей характерных для общенаучной и общепрофессиональной подготовки.
4. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для каждого класса на полгода или целый учебный год. Оформляется в отдельной тетради следующим образом:
1. На первой странице необходимо отвести место для фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором. Для этого выполняется таблица:
2. На следующей странице делается фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.
3. Весь материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради. Единой канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует. Может быть предложен следующий вид:
В таблице могут быть добавлены следующие разделы:
· форма организации деятельности учащихся;
В конце года обязательно делается анализ календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей, достаточность МТО и т.д.
Тематическое планирование позволит учителю своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более полного и интересного освещения темы.
Собранную информацию целесообразно систематизировать по разделам курса, при этом на каждой вырезке или ксерокопии ставится дата публикации, и наименование издания. При подготовке к новому учебному году все собранные материалы просматриваются, устаревшие и ненужные исключаются.
Одним из основных документов по планированию производственного обучения является перечень учебно-производственных работ по профессии
Перечень учебно-производственных работ определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.
Данный перечень составляется на учебные полугодия или на весь год зам. директором по производственному обучению или наиболее опытным мастером. Обязательно утверждаются методическими комиссиями. Учебно-производственные работы подбираются из производственных заказов или из работ для нужд данного учебного заведения.
Пример оформления перечня:
5. Поурочное планирование
Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.
Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.
Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
1. Свернутый план-конспект.
2. Подробный (развернутый) план-конспект.
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
· номер урока по календарно-тематическому плану;
Цель может состоять из более мелких задач.
Примеры формулировки образовательных задач:
¨ Дать начальное (или первичное) представление о …;
¨ Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
¨ Закрепить понятия (знания)…;
¨ Обобщить (систематизировать) знания …;
¨ Углубить следующие представления …;
Примеры формулировки воспитательных задач:
¨ Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
¨ Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
¨ Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
¨ Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
¨ Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
Примеры формулировки развивающих задач:
¨ Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);
¨ Развивать у учащихся профессиональные интересы;
¨ Содействовать развитию специальных способностей;
¨ Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).
· материально-техническое оснащение урока:
— оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);
— инструменты и приспособления;
· учебно-методическое оснащение урока:
— наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);
— ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)
· оформление классной доски;
· структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
· ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.
ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:
· для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
· для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.
· для графической формы –вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:
· для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.
Требования к изложению хода урока
При описании хода урока под заголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются:
— их подробное или сжатое содержание;
— приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом.
Основное содержание структурных элементов урока
· Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся к уроку, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.
· Повторение пройденного материала: перечисляются виды и формы контроля зун. Обязательно указываются предлагаемые для проверки вопросы и даются варианты правильных ответов, которые могут быть представлены в скобках, выделены цветом или оформлены в табличной форме (вопросы – ответы).
· Актуализация имеющихся зун для подготовки к усвоению новой темы: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее пройденным, а так же потребностно-мотивационные установки учащихся.
· Постановка темы и цели урока перед учащимися: необходимо четко сформулировать тему, определить цели урока и основные положения или вопросы, которые должны быть усвоены учащимися.
· Изложение нового материала: в этой части кроме изложения теоретического содержания, обязательно указать все методические рекомендации, т.е. сопровождающие методы обучения, методы учения и организационные формы. Представить средства наглядности, демонстрации и раздаточный материал, предлагая в конспекте подробное описание на каком этапе изложения нового материала и каким образом они будут использованы.
· Практическая работа: написать тему, цели, оснащение и содержание практической работы. Перечислить виды сочетания проводимых учителем по ходу работы инструктажей и выполняемых учащимися упражнений (обосновав их трудоемкость, количество и взаимосвязь). Обязательно привести вариант оформления отчета по проделанной работе.
· Подведение итогов: даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Делается анализ выполненных учащимися работ, указываются их положительные и отрицательные стороны. Сообщаются и комментируются оценки.
Применение подобной формы позволяет учителю наглядно представить урок полностью во всем объеме, компактно изобразить и детально проследить свою деятельность на уроке во взаимосвязи с деятельностью учащихся.
Разработка опорного конспекта в графической форме выполняется следующим образом:
· сначала определяются цели урока (О.Р.В.);
· подбирается оснащение урока;
· определяется тип урока;
· в соответствии с типом выбирается структура;
-формы организации познавательной деятельности учащихся и учителя;
-время на выполнение этапа.
Этапы урока в графической модели можно расположить вертикально или горизонтально, можно использовать световые сигналы и другие условные обозначения, все будет зависеть от творческого подхода учителя.
Достоинства данной методики:
· наглядность изображения плана урока;
· планирование наглядного изображения взаимодействия учителя и учащихся;
· комплексное всех составляющих урока;
· возможность четкого самоанализа урока;
Недостатки данной методики:
· наличие дополнительного времени для усвоения условных сигналов;
· сжатая запись основного содержания урока, поэтому может применяться только учителями с большим опытом работы или сопровождаться подробным конспектом содержания хода урока.