Чем может помочь учителю родитель
Помогите. школе
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам.
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам: научить нашего ребенка грамоте, воспитать его достойным человеком, научить его трудиться, развить его физически. И мало кто из родителей задумывается над тем, что нужно помогать самой школе. И даже не потому, что наши школы — бедные (хотя это и так). А потому что даже самая хорошая школа и самый хороший учитель просто не успеют сделать всё.
Помогая школе, родители имеют возможность на деле, а не на словах, показать ребенку, что его жизнь, его учеба и его интересы им действительно важны, ведь именно в школе ребенок проводит половину всего своего времени. Это также хороший пример для подражания. А ведь как показывают исследования психологов, дети, чьи родители активно помогают школе, больше любят учиться, лучше учатся, обладают повышенной самооценкой и самоуважением, им больше нравится школа. И речь здесь идет отнюдь не о помощи деньгами. Ребенок должен видеть реальные дела, а не откуп. Помогая школе, вы также сможете ближе познакомиться с учителями и представителями школьной администрации, что, несомненно, пригодится по мере того, как ваш ребенок будет переходить из класса в класс.
И не надо ссылаться на занятость. Конечно, не у каждого родителя найдется время для каждодневной или еженедельной помощи, но несколько раз в течение учебного года помочь школе абсолютно реально. А если умножить эту помощь на число учеников в классе?
Помогайте школе! Ваш ребенок с благодарностью и уважением оценит то, что вам важна эта огромная часть его жизни. Да вы и сами не заметите, как вам это понравится! Вы помолодеете душой, окунувшись в эту атмосферу и вспомнив свое собственное школьное детство!
Сведения об авторе
Кострулина Елена Васильевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
«РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ – МОИ ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ»
В статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
В этом союзе нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.
Цель статьи – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и детей.
При хорошо организованномвзаимодействии семья и школа становится реальными партнерами в воспитаниидетей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи.
Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
В содержании работы с семьей младшего школьника придерживаюсь трех основных направлений:
Соблюдение преемственности между семейным дошкольным и школьным воспитанием, изучение особенностей семейного воспитания первоклассников с цельюизучения их уровня подготовленности к школе (анкетирование, занятия с будущими первоклассниками)
Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной
Организация воспитательной работы в школе и классе с активным привлечением семей
Реализация данных направлений требует разнообразных форм и приемов работы учителя с родителями.
Своей работе использую:
индивидуальные и групповые консультации
работа творческих групп
работа с родительским комитетом
внеклассные мероприятия с участием родителей
походы по родному краю
День открытых дверей
Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагога.
На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
Именно на родительских собраниях решаются основные задачи работы учителя с родителями первоклассников: систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании. В каждом наборе традиционно провожу такие родительские собрания: «Ваш ребенок становится школьником», «Как помочь ребенку учиться», «Первые уроки школьной отметки», «Стили семейного воспитания», «Педагогика сотрудничества», «Режим дня в жизни младшего школьника», собрание-отчет по итогам года.
Исходя из плана работы с родителями младших школьников, наблюдений за поведением детей в школе, подбираю материал для коллективных бесед, консультаций. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от классного руководителя гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.
Индивидуальную беседу строю по алгоритму:
Вводная беседа, в ходе которой устанавливаю доверительные отношения с родителями.
Определение имеющихся проблем. Стараюсь точно охарактеризовать возникшие у ребенка проблемы. На этом этапе важно, чтобы у сторон было достигнуто одинаковое понимание проблемы.
Определение возможных решений происходит в ходе выяснения и открытого обсуждения возможных альтернатив решения проблемы. Совместно с родителями происходит поиск всех возможных вариантов и способов решения проблемы.
Реализация плана. Помогаю родителям строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат. Родители должны усвоить, что частичная неудача еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, стремясь к конечной цели.
Оценка и обратная связь. Происходит совместное оценивание уровня достигнутого результата.
При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Особенно важной формой взаимодействия с родителями является деятельность родительского комитета. Именно он – моя опора. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Ежегодно в сентябре выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 творческие группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.
Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты. Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Первая творческая группа в 1 классе готовила «Посвящение в первоклассники», вторая – отвечала за совместный поход, третья – проводила праздник «Весенний калейдоскоп»,а четвертая отвечала за собрание–отчет в мае месяце.
Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Наши родители бывают в школе и на Дне открытых дверей. Открытые уроки обычно организую с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Кроме того каждый родитель знает, что для него двери открыты в любое время, на любом уроке.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.
Например: вместе с детьми оформляли стенгазеты, выполнили оформление класса, готовили выступления на школьный и районный фестиваль «Моя семья», писали исследовательские работы.
Безусловно, достичь успехов в воспитании наших учеников помогают нам наши родители только тогда, когда они становятся нашими союзниками во всех наших делах. Только мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями считаю
1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностик.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя.
5. Хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.
6. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.
Анкетирование родителей в конце первого учебного года показало:
100% охват родителей во внеклассной работе
85% отметили сплочённость классного коллектива
59% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей
90% оказывали помощь классному руководителю
Родители моих учеников с удовольствием посещают школу, общаются, перезваниваются, и не отказываются от помощи учителю, школе, друг другу. Дети дружат между собой, ходят в гости друг к другу, посещают кружки в Доме детского творчества.
Дереклеева, Н.И. Справочник классногоруководиткля (1-4 классы) [Текст] / под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.- 272 с.
Фалькович, Т.А., Толстоухова,Н.С., Обухова, Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями[Текст] / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за занания, 2005.- 240 с.
Родители – партнёры в обучении!
Родители – партнёры в обучении!
ВЫ МОЖЕТЕ ОЖИДАТЬ ОТ НАШЕЙ ШКОЛЫ,
ПО-МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, СЛЕДУЮЩЕЕ:
• Дружелюбную атмосферу, способствующую участию родителя в качестве партнера в образовании ребенка.
• Уважительное доброжелательное отношение со стороны работников школы.
• Своевременное и грамотное реагирование на волнующие вас вопросы.
• Информацию о том, как помочь детям выполнять домашние задания и поддерживать обучение дома.
Ваш ребенок и наша школа нуждаются в вас!
Для того чтобы дети достигли своего потенциала в учебе, им нужны как хорошие учителя, так и полная поддержка со стороны семьи.
( Проведенные по всей стране исследования неизменно показывают, что когда родители и школа работают как партнеры, дети добиваются успеха. Это относится ко всем семьям, независимо от принадлежности к любой этнической группе, уровня дохода и образования, к сельским и городским школам.)
Что такое «Участие семьи в получении образования»?
Участие семьи – это активное участие семей и законных опекунов в школьной жизни ребенка. Семья должна быть партнером учителей и других работников школы.
Навыки, опыт и жизненные обстоятельства разных родителей или членов семьи различны. Поэтому каждый из нас по-разному принимает участие, оказывает поддержку и дополняет образование наших детей.
Самый элементарный вид участия семьи – это позаботиться, чтобы ребенок ежедневно посещал школу, хорошо выспавшись, съев полезный для здоровья завтрак, и чтобы он являлся в школу в надлежащей одежде. Если у родителей есть достаточно энергии и времени для добровольной помощи школе или для работы с родительским комитетом, это является ценным вкладом в работу школы. Если у родителей есть возможность оказывать добровольные пожертвования на осуществление целевых программ школы, это является ценным вкладом в работу школы.
Как лучше всего принимать участие в образовании ребенка?
Самое важное, что могут сделать родители, чтобы помочь детям добиться успехов в школе – это уделять успехам в учебе большое внимание. Существует много способов показать ребенку, какое огромное значение вы придаете образованию. Отметьте представленные ниже идеи, которые вы можете включить в семейный распорядок.
ПРЕВРАТИТЕ СВОЙ ДОМ В УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
1. Ежедневно читайте вместе с ребенком.
2. Выделите одно и то же время и место для ежедневного выполнения домашних заданий. Выключайте телевизор
3. Знайте, что изучает ваш ребенок. Выучите что-нибудь новое сами.
4. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок высыпался каждую ночь и достаточно хорошо завтракал перед школой.
5. Привлекайте членов своей семьи к участию в общественных мероприятиях, дополняющих полученные в школе знания.
6. Ребенок должен знать, что вы ожидаете от него прилежания в учебе.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ
1. Информируйте школу о потребностях вашего ребенка и о каких-либо изменениях в семейных обстоятельствах.
2. Установите и регулярно поддерживайте контакт с классным руководителем вашего ребенка.
3. Часто проверяйте: домашние задания ребенка, посещаемость и успехи в учебе.
4. Реагируйте на все сообщения из школы.
5. Принимайте участие в школьных собраниях, мероприятиях и встречах с учителями.
1. Помогайте учителям находить индивидуальный подход к вашему ребенку.
2. Если вы не можете быть добровольным помощником в школе во время занятий, узнайте, какую помощь вы можете оказать из дома или в выходные дни.
3. Если у вас есть время, помогайте классному руководителю.
4. Привлекайте и обучайте другие семьи для формирования группы активных родителей.
5. Помогите составить и поддерживать список телефонов семей учащихся класса или список адресов электронной почты.
СТАНЬТЕ АКТИВНЫМ РОДИТЕЛЕМ
1. Узнайте, как функционирует школьная система и как защищать интересы всех детей.
2. Станьте членом комитетов или советов, ответственных за принятие решений в школе.
3. Принимайте активное участие в работе родительской организации школы.
4. Занимайтесь общественной поддержкой образования.
5. Будьте осведомлены о законах по вопросам образования.
6. Изучайте литературу по педагогике, психологии и физиологии, соответствующей возрасту ребенка.
ПОМОГАЙТЕ УКРЕПИТЬ СВЯЗЬ ШКОЛЫ С НАСЕЛЕНИЕМ РАЙОНА
1. Способствуйте тому, чтобы школа предоставляла семьям всех учащихся информацию о районных ресурсах.
2. Организуйте для вашего ребенка возможность получить опыт, расширяющий кругозор, и культурный опыт. Предоставьте такую возможность другим семьям и школе, где учится ваш ребенок.
3. Благодарите людей, организации, поддерживающие образование и школы.
4. Приглашайте жителей района на школьные праздники.
Почему для детей полезнее, чтобы образованием занималась не только школа?
Чем больше доля участия семьи в обучении детей, тем больших успехов эти дети достигают в школе, и в жизни.
Как разрешить проблемные ситуации в школе?
Родителям иногда необходимо поговорить с учителем по поводу успеваемости, межличностных отношений или трудностей в обучении ребенка. Большинство учителей будут рады общению с родителями и помочь успешному обучению вашего ребенка.
Родители – партнеры в образовании.
В нашей школе родителей поощряют активно участвовать в образовании ребенка. (благодарственный письма, экскурсии в музеи, концерты, праздничные встречи)
Коллектив работников школы готов помочь родителям стать активными
партнерами в образовании детей.
Иногда ситуация может казаться запутанной и сложной.
К кому обращаться, если у вас возникают вопросы?
Если Вы хотите поговорить с учителем-предметником по телефону, позвоните в канцелярию школы и оставьте для учителя сообщение с номером своего телефона.
Если Вы хотите встретиться с учителем-предметником, позвоните в школу и оставьте сообщение, чтобы договориться о встрече. Если ваш ребенок нуждается в дополнительной помощи, назначьте встречу с соответствующими работниками школы.
Прежде чем идти на беседу с учителем:
· Поговорите со своим ребенком
· Задавайте ребенку вопросы, чтобы понять, что происходит.
· Старайтесь задавать «открытые вопросы», такие как «В чем тебе трудно?», «Расскажи мне, что случилось. » «Какая помощь тебе нужна?»
· Выслушайте точку зрения ребенка.
Делайте выводы и давайте оценку ситуации
только после беседы с учителем!
Поговорите с учителем
• Объясните учителю причину вашего беспокойства и точку зрения ребенка.
• Ссылайтесь на высказывания ребенка.
• Задавайте вопросы, чтобы лучше понять школьные правила.
• Выслушайте точку зрения и рекомендации учителя.
• Разработайте план совместных с учителем мер, чтобы ребенок получил одинаковый совет и от учителя, и от вас.
• Подумайте о том, что сказал учитель. Не торопитесь принимать решения.
• Договоритесь встретиться снова, чтобы удостовериться в эффективности принятых мер.
Если проблема не будет решена,
обратитесь за помощью к администрации школы
(заместителю директора или к директору).
· Знайте школьные правила.
· Посещайте родительские собрания.
· Посещайте все совещания по поводу вашего ребенка, на которые вас приглашает школа.
· Сохраняйте спокойствие, даже если вы расстроены.
· Активно участвуйте в школьной жизни своего ребенка.
«Родительский терроризм»: родители кричат, угрожают, выражаются нецензурно. Кто защитит педагогов?
Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».
«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд. Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права. Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.
В мае 2017 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.
Обращение родителей сопровождались угрозами:
Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:
В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.
Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься. Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу. Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни. Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: «Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались. «. Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».
По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.
Большая часть жалоб связана с:
Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:
С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.
«Всегда призываю родителей к сотрудничеству. Практика показывает, что сначала родители встают в позу, обижаются, потом приходят с просьбой о помощи и сами начинают помогать», — пишет учитель за 50, который очень часто сталкивается с жалобами родителей.
Зачастую жалобы и проблемы «добросовестно заблуждающихся» и не проблемы вовсе, а просто неинформированность и неумение нормально построить свои отношения со школой, маневрируя между молотом (своими вопросами и претензиями) и наковальней (боязнь репрессий по отношению к ребенку). Такие жалобы и претензии можно и нужно уметь если не предотвращать, то минимизировать: опытные педагоги и директора знают, какие вопросы волнуют родителей из года в год и могут заранее разъяснять их. Большую роль играет анкетирование, целенаправленное построение отношений с родителями.
Директор школы, пользовательница Pedsovet.su, советует: «Надо заниматься воспитанием родителей, чтобы на шею не садились, с первого класса. Заниматься просвещением: открытые педсоветы устраивать, круглые столы, семинары и выставки «Семья и школа — партнеры». Сейчас для этого много возможностей через попечительские и управляющие советы. А директору вполне можно давать интервью и писать заметки в местную районную прессу, где бы объяснялись цели и задачи школы, место родителей и школы в системе учебно-воспитательного процесса. Мы все: учителя, ученики и родители — участники образовательного процесса, задача учительского корпуса инициировать создание диалога. В рамках диалога родители себя должны чувствовать равными партнерами. Эти задачи большинство школ не решает, а все обсуждение скатывается к мелкоделию без какой-либо системной работы в этом русле».
Однако часть родителей забывает о собственных обязанностях, пытаясь полностью переложить всю ответственность за воспитание детей на школу/сад, предъявляя массу вопросов и требований. В большинстве случаев все эти проблемы ложатся на плечи конкретных учителей: ни школа не защищает учителя, ни управление образованием — школу. «Такая школа — социальный инвалид. Ничему она не научит, ничего не даст. Дело не в защите учителя, а в том, что на всех участников образовательного процесса распространяется вся мощь законодательства в сфере образования, семьи и молодежи, охраны детства», — продолжает директор.
«Мама ученицы записывает на диктофон все разговоры с учителем и родительские собрания, а потом «цепляется» к каждому слову, по любому поводу звонит директору школы в любое время суток», — пишет учитель за 40 со стажем работы более 20 лет — налицо «родительский терроризм».
«Неработающая мама ходит в школу почти ежедневно и терроризирует учителя и воспитателя уже четвертый год. Повесила ребенку на руку какой-то записывающий браслет, каждый день учиняет «разборки», оскорбляя воспитателя словесно, угрожая уволить, выгнать всех из школы. Явно неадекватна. Но отпора не получает, поэтому распоясывается все больше», — сообщает еще один учитель-стажист старше 50 лет.
Вечное признание родителей правыми, потакание их необоснованным жалобам и придиркам и есть провоцирование подобных жалоб. Школа, директор, учитель должны максимально грамотно выстроить свою работу и не давать повода жалобщикам предъявлять требования и претензии. Именно поэтому многие сейчас подстраховываются: требуют с родителей письменный отказ от вакцинации, вызывают на родительское собрание письмом с описью и уведомлением, записывают телефонные разговоры, хранят контрольные работы, листочки и т.д. Вся документация образовательного учреждения должна быть в идеальном порядке и должна соответствовать действительности: в уставе, должностных инструкциях и договорах должны быть прописаны все мелочи, на которые могут не обратить внимание большинство родителей, но обязательно придерутся профессиональные жалобщики. Правда, договора и уставы необходимо неукоснительно соблюдать и самим работникам учреждения.
Но важно не только, чтобы школа выполняла возложенные на нее функции, часто нужно просто «не выносить сор из избы», а внутри пусть происходит что угодно: «Родителям разрешили жаловаться на учителей, очень часто вопрос решается не в пользу учителя, даже если учитель подтверждает свою правоту документально. Как правило, ответ вышестоящих организаций следующий: «Вы не смогли решить/замять этот конфликт сами, поэтому будете наказаны». Главное замять. Главное наказать (самого беззащитного), а остальное уже неважно.
Отсутствие полноценного разбирательства по жалобе, заведомое признание учителя/школы виновными во всех возможных ситуациях — слабость руководства.
«…Сейчас учителя никто не собирается защищать от полицейского и чиновничьего произвола потому, что абсолютно бесправным стал руководитель образовательной организации, которого в любой момент можно уволить без какого-либо обоснования. А незащищенный учитель проявляет рабскую психологию и подло мстит ученикам… До тех пор, пока наше государство не возьмет на себя ответственность за подрастающее поколение, до тех пор, пока в государственной думе и других властных структурах не перестанут перекладывать ответственность за все неудачи и преступления на школу, учителя не смогут достойно выполнять свою работу. А хуже от этому всем нам и каждому в отдельности», — сказал в своем интервью Педсовет.су профессор, д.п.н. Николай Борытко.
«Мне кажется, что таким образом родители пытаются загладить свою вину перед ребенком. Работа, усталость, нехватка времени — все это приводит к тому, что родители почти не видят своих чад. К тому же в школе сейчас работает много случайных людей (государство сделало все, чтобы талантливые люди уходили из школы)», — говорит учительница со стажем больше 20 лет, и добавляет: «Я бы в первую очередь разобралась в себе. Что-то, возможно, сделано не так. Я — взрослый человек, специалист, но допустила такую ситуацию».
Подчас мы ждем, что родители сами по себе, по своим внутренним побуждениям и мотивам будут разговаривать вежливо, корректно. Но в качестве зарисовки приведем статистику РИА Новости:
Нажмите для увеличения
Сколько наших учеников и их родителей среди этих семей? Кто к нам приходит учиться, на беседу? Подчас эти дети и сами родители выросли в отсутствии нормальных человеческих отношений и не знают, что такое спокойный разговор, диалог, уважение, любые слова они принимают на свой счет и сразу начинают «защищаться» и проявлять агрессию.
Усугубляет дело отработка «анонимок», когда полные отчеты запрашиваются по заявлениям от вымышленных имен, в которых содержатся неполные и недостоверные данные.
«На нашу школу пишут жалобы и уже не одну, пишут и подписываются вымышленным именем. Пишут о том, что нужно организовать проверку, что в школе есть педагоги с недостойным поведением и т.д.».
«Понимая, что сами не выполняют во многом родительские обязанности, они сразу начинают угрожать — позвоню. напишу. вам покажут. нажалуюсь. И ведь действительно, не хочется связываться с такими родителями, т.к. замучаешься потом писать объяснительные. Если бы на анонимные жалобы не реагировали вышестоящие организации, да еще и привлекли бы к ответственности за необоснованные жалобы, тогда бы можно было говорить, что учителей тоже защищают власти. А пока получается, что родители всегда правы. ».
Видимо, проблема жалоб сейчас настолько остро стоит в различных инстанциях, что в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» внесли поправки: с теми, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам по одним и тем же вопросам, переписку можно приостанавливать, также было расширено понятие «анонимная жалоба».
В целом обращение органом не рассматривается, если:
Тем более не стоит давать пояснения и начинать разбирательства с родителями, некорректно обращающимся к учителю по телефону или лично. Все спорные вопросы лучше вести в присутствии третьих лиц, с завучем, а разговоры записывать на диктофон.
Также стоит знать, что родители могут «злоупотреблять правом», то есть осуществлять гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, заведомо недобросовестно осуществлять гражданские права и действовать в обход закона (см. 10 ГК РФ). В определении Верховного суда РФ по делу № 32-КГ14-17 было дано следующее разъяснение: «Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность». Родителям, действующим недобросовестно, мешающим полноценной работе школы и педагогов, забывшим о своих собственных обязанностях в отношении ребенка, можно напомнить о такой статье ГК РФ и при необходимости обращаться в суд.
Что вы думаете о родительских жалобах? Какие случаи были в вашей школе? Поделитесь в комментариях.