Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя

Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой

Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя. Zagolovok2. Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя фото. Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя-Zagolovok2. картинка Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя. картинка Zagolovok2.

ЗАВИСИМАЯ ЛИЧНОСТЬ: Симбиотический характер

ЗАВИСИМАЯ ЛИЧНОСТЬ: Симбиотический характер Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя. content 3. Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя фото. Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя-content 3. картинка Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя. картинка content 3.

Как формируется симбиотический характер?

Формирование симбиотического характера происходит в возрастном промежутке от года до трёх лет, когда наиболее важной задачей для развития ребёнка становится сепарация и достижение автономии.

При нормальном течении развития в этом возрасте ребёнок начинает отделяться от первичного слияния с материнской фигурой, заявлять о себе и о своём «я», формировать свои границы.

Он начинает самостоятельно ходить, учится говорить, начинает проявлять себя и выражать первые агрессивные импульсы, когда ему что-то не нравится или когда он хочет побыть один, выйти из контакта с материнской фигурой.

Если мать с пониманием и уважением относится к этому процессу отделения,ребёнок начинает формировать собственные границы и собственное «я».

Если же со стороны матери присутствует сознательное или бессознательное стремление задержать ребёнка в состоянии симбиоза (возможно, из-за разлада в отношениях с отцом, собственной нереализованности или по другим причинам), со своей стороны она блокирует такие импульсы, реагируя на агрессию ответной агрессией, отдалением или игнорированием проявлений самостоятельности ребёнка.

В то же время родители подкрепляют у ребёнка эмпатию, чувство долга перед близкими и любые стремления к слиянию, что делает такие формы адаптации устойчивыми, формируя симбиотический или зависимый характер.

Признаки зависимого или симбиотического характера

1. Трудности с поиском собственной идентичности, тенденция обретать себя только в контакте с другими людьми.

Симбиотическая личность страдает рассогласованностью и отсутствием контакта со своим настоящим «я», мучаясь отсутствием ответов на вопросы о том, кто она, что ей интересно, чего она хочет, что думает по тому или иному поводу.

Внутреннее состояние такой личности в одиночестве характеризуется пустотой и отсутствием мотивации на какую-либо деятельность.

Симбиотический человек может продуктивно действовать только в контакте с другим человеком, при наличии наблюдателя.

Через Другого зависимый человек находит себя, порой некритично перенимая его чувства, мнения, суждения и модели поведения.

Спасаясь от пустоты, симбиотический человек надевает на себя маску другого, временно решая проблему поиска и обнаружения себя.

Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя. content 31. Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя фото. Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя-content 31. картинка Чем характеризуется симбиотический уровень развития личности учителя. картинка content 31.

2. Внутренний конфликт между паническим страхом перед свободой и автономией и стремлением к ним.

Сливаясь с другими, симбиотическая личность теряет себя в контакте, поскольку с трудом ощущает собственные и чужие границы.

Из-за запрета на проявление агрессии и проявления своего «я» ей свойственно чрезмерно уступать другим, до полного растворения собственной личности в другом человеке.

Нередко в таких отношениях проявляются тенденции симбиотической личности к соперничеству, которые выражают попытку её психики разрешить детскую проблему отделения.

Но в то же время любые амбиции могут пугать зависимую личность, т.к. ей кажется, что они могут причинить вред другим и заставить других от них отвернуться.

3. Смазанность границ в контакте с другими людьми.

Зависимая личность искренне не понимает и не может прочувствовать, где заканчивается она и начинается другой человек.

Из-за чрезвычайно развитой эмпатии ей свойственно проявлять по отношению к другим людям особую чуткость и чувствительность к любым их реакциям вплоть до полной идентификации с чужими эмоциями и неразличения своего и чужого.

Такая особенность затрудняет истинную близость, для которой необходимо наличие двух отдельных «я» со своими границами, которые могли бы приблизиться друг к другу.

Если этих «я» нет, отношения изначально становятся пронизанными внутренними конфликтами и причиняющими огромный душевный дискомфорт, когда невозможно быть вместе, но и невозможно прервать связь.

4. Запрет на выражение агрессии и собственной индивидуальности.

Симбиотическая личность испытывает панику в моменты, когда ощущает различия между собой и значимыми для неё людьми, и ей легче прогнуться и принять чужую точку зрения, чем заявить о том, что она с чем-либо не согласна, поскольку существует идущий из детства страх покинутости и брошенности при выражении своего «я».

Такая стратегия приводит к накоплению огромного количества невыраженной агрессии и невысказанных «нет», которые норовят прорваться в кризисные моменты отношений с другими людьми и полностью разрушить их.

Зависимая личность долго не выражает агрессию, боясь, что она окажется слишком деструктивной для окружающих людей и уничтожит сложившуюся связь.

5. Высокая степень приспособляемости и социальной желательности.

Зависимая личность в своём поведении в социуме напоминает хамелеона, принимающего окраску среды, в которую он попадает.

Не имея чётко определённых взглядов, мнений и убеждений, не зная о том, кто она есть и какая она, такая личность является достаточно неустойчивой и податливой для влияния и манипуляций других людей.

В контакте с другими такой человек нередко ощущает собственную слабость и довлеющее воздействие другому, которому ей нечего противопоставить.

Симбиотические личности часто строят близнецовые отношения с другими, в которых полностью отражают другого человека, создавая иллюзию исключительного сходства и единомыслия, чтобы быть ценными для значимых людей и принятыми ими.

Психотерапия симбиотической (зависимой) личности

В психотерапевтической работе с зависимой личностью важно распознать зачатки того индивидуального «я», которое в таком человеке было с детства подавлено.

А возвращение вытесненного «я» невозможно без установления контакта с собственной агрессией и собственными желаниями.

Кроме того, важно обучать клиента не только вовремя распознавать агрессивные импульсы внутри себя, понимать их причину и принимать их, как естественные сигналы об опасности, но и выражать их адекватно ситуации.

Психологическая работа с симбиотическим клиентом направлена на формирование границ и умения поддерживать тонкое равновесие между близостью с другими и контактом с собственным внутренним центром, со своим «я».

Источник

Статья

Аннотация

В статье описываются смысловые структуры личности педагога в русле целостной уровневой теории личности Б.С. Братуся, которая имеет и более поэтичное называние – «смысловая вертикаль». В данном подходе личность педагога как профессионала – это особенный случай организации личности в общепсихологическом ее понимании, где главной задачей является выделение того, что относится собственно к личности – не к личности учителя, ученого или врача, а к личности как совершенно особому психологическому образованию.

В системной модели смысловой сферы личности педагога, разработанной на основе общепсихологического подхода, кроме общего смысла деятельности («ради чего?») на каждом из смысловых уровней рассматриваются:

Описываются результаты эмпирических исследований, проведенных на группе учителей, в которых использовались «Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога» и психологические портреты учителей, выполненные экспертами-психологами, работающими в образовательных учреждениях.

Представлена разработанная типология смысловых структур личности педагога: «развивающая – воспроизводящая – деструктивная».

Разделы журнала: Профессиональное самоопределение личности

Принята к публикации: 05.06.2015

Ключевые слова: смысловые уровни в структуре личности педагога; образ Другого; образ ученика в сознании педагога; деструктивная смысловая структура

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

В гуманитарных представлениях об образовании на первое место ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, индивиду­альный личный опыт, свобода и талан­ты. Но: «Ученик не бывает выше своего учителя» (Лк. 6:40; Мф. 10: 24). Тогда на какое же место, если не на первое, нуж­но поставить личность учителя? И какой она должна быть, личность учителя? Ин­туитивно мыслилось: она должна обладать тем, что можно назвать самым глав­ным, «сущностным в человеке», тем, что составляет его «соль». Но можно ли это выразить в научном контексте? Для меня этот вопрос не был праздным, потому что в течение двух десятков лет я рабо­тала с педагогами в системе повышения квалификации работников образования. Я пыталась найти среди тех многих име­ющихся в педагогике и педагогической психологии научных представлений о личности учителя такую теорию, ко­торая имела бы возможность раскрыть невидимое, неуловимое, самое важное в личности учителя. Теорий имеется до­статочно, многие из них чем-то инте­ресны, достойны внимания, их можно использовать в практической работе с учителями, но в них не хватает главного – именно «соли».

Познакомившись с общепсихологи­ческим целостным подходом к личности Б.С. Братуся (1988, 1990, 1993, 1994, 1997, 1999) я поняла, насколько этот подход полноценно отвечает на мучивший меня вопрос, насколько эвристичен он для со­здания прикладных теоретических пред­ставлений о личности учителя. Но вста­вала серьезная проблема перенесения общепсихологической теории в педаго­гическую психологию, где традиционно приняты принципиально иные подходы. Здесь предметом изучения являются те или иные отдельные типы или черты лич­ности педагога, которые затем последо­вательно соотносятся между собой, когда «отдельно изучаются части конструкции, по ним затем воспроизводится конструк­ция в целом». Но такой подход к изуче­нию личности с позиций автора общеп­сихологической теории ограничен. Ни отдельные описания, ни их совокупность не способны дать представление о целостности человеческой личности. В альтернативном общепсихологическом подходе главной задачей является выделение того, что относится к собственно личности. Не к личности учителя, ученого, врача, инженера, астеника, флегматика, а к лич­ности как совершенно особому психоло­гическому образованию, которое будет по-разному преломляться в людях разных профессий (Братусь, 1988, С. 65). Поэтому личность педагога как профессионала – это особый случай организации личности в общепсихологическом ее понимании, в ее изучении и описании необходимо идти от общего к особенному.

Вспомним коротко основные по­ложения уровневой теории личности. Смысловая сфера человека имеет иерар­хическую организацию, в которой выде­ляется несколько уровней (приведены по восходящей): предличностный (по­чти неличностный), эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический (просоциальный), духовный. Смысло­вые уровни образуют так называемую «смысловую вертикаль». У каждого че­ловека все обозначенные уровни суще­ствуют в потенции, в возможности, но в процессе жизни они последователь­но «присваиваются в действительность». Лучшим вариантом развития является постепенное «снятие» низших смысло­вых уровней вертикали высшими.

Помимо иерархии смысловых уровней имеется в виду и степень присвоения их личностью. Смысловые содержания могут быть присвоены личностью неустойчиво, ситуационно, а могут стать устойчивыми и присвоенными на уровне личностных ценностей. То или иное число уровней присутствует в сознании каждого чело­века и ситуационно, в тот или иной мо­мент побеждает один из них. Но можно говорить о типичной для данного челове­ка структуре смысловой сферы и о типич­ном доминирующем уровне (или сочета­нии доминирующих уровней).

Центральной категорией в уровне­вой теории личности является кате­гория «смысл», содержание которой в работах различных авторов имеет не­однозначную трактовку. Среди них есть и такая: смысл есть отношение моти­ва деятельности к цели действия (ради чего?). Именно такое понимание смысла и было положено Б.С. Братусем в основу уровневой теории. Смысловые образо­вания часто скрыты не только от окру­жающих, но и от самого человека, но именно они играют роль стержня, на котором держится любая деятельность человека, без них она невозможна. Каж­дый из уровней характеризуется своим специфическим «ответом» на вопрос: «Ради чего?». Этот «ответ» не предписы­вает конкретные варианты поведения, он представляет собой некую общую интенцию, которая в разных ситуаци­ях может быть выражена через различные внешние (но единые по своей вну­тренней сути) действия. Кроме функции общей осмысленности жизни («ради чего?») специфическими функциями смысловых образований личности яв­ляются создание образа будущего, перспектив развития личности и нравствен­ная оценка деятельности.

Итак, смысловые структуры личности позволяют оценивать и регулировать лю­бую деятельность педагога не только со стороны успешности достижения тех или иных целей, но и со стороны ее нравст­венной сущности, то есть, они дают воз­можность судить, насколько правомерны сложившиеся в данной деятельности отношения между мотивами и целями, це­лями и средствами их достижения. При этом в каждом конкретном случае проис­ходит отсеивание неадекватных средств, поиск новых способов, изменение и сме­щение целей или прекращение самой деятельности, несмотря на ее успешный ход (Братусь, 1988, С. 96-98).

Интеграция рассмотренных пред­ставлений позволила разработать си­стемную модель смысловых структур личности педагога (Миронова, 1998б). В модели, кроме общего смысла («ради чего?») на каждом из смысловых уров­ней рассматривались:

отношение педагога к учащемуся как к Другому (Бахтин, 1963, 1979), Двой­нику, Собеседнику и Лицу (Ухтомский 1966, 1973);

личностный смысл, который презен­тируется в сознании педагога через трансформированный образ ученика (Леонтьев, 1999);

«каналы» активности присвоения и отдачи (Братусь, 1988), по которым осуществляется распределение энер­гии активности и которые рассматри­ваются в пределах общности педагог – ученик;

представления о доминанте (Ухтом­ский, 1966).

Дополнительно привлекалось поня­тие личностной негэнтропии, которое позволяет судить о том, чему, в конеч­ном счете, будет способствовать педа­гог – разрушению или созиданию лич­ности ученика. К сожалению, в коротком очерке нет возможности развернуть все теоретические предпосылки модели, по­этому приходится, ограничиться лишь описанием самой модели смысловых уровней личности педагога.

Нами была разработана «Методика из­учения смысловых уровней в структуре личности педагога» (ключевой критери­альный тест) (Миронова, 2000). На нее получена положительная рецензия лабо­ратории психодиагностики и коррекции развития психологического института РАО. Методика предназначена для инди­видуального сопровождения развития пе­дагогов или для мониторинга профес­сионализма (педагогической позиции) педагогов образовательного учреждения. В соответствии с процедурой тестирования, сведения о результатах исследова­ния рекомендуется выдавать обследуемым в индивидуальной беседе. Администра­тивным работникам образовательных учреждений сообщаются выявленные усредненные параметры испытуемых, определяющие общие тенденции динами­ки их развития как педагогов и особенно­сти их профессиональной деятельности и даются рекомендации по организации и содержанию профессиональной пере­подготовки и повышению квалификации педагогов.

В описании смысловых уровней в структуре личности педагога, приведен­ных ниже, используются теоретические представления разработанной модели, ре­зультаты эмпирических наблюдений экспертов-психологов, работающих в обра­зовательных учреждениях, и объективные результаты исследований, полученных с помощью указанной выше методики.

Предличностный уровень в структуре личности педагога

Предличностный (или почти не­личностный) уровень – это уровень, на котором у личности нет отношения к выполняемым действиям, человек дей­ствует автоматически, подобно роботу. Тот, кто не имеет отношения, не име­ет и «своего лица», личности (поэтому уровень назван «почти неличностным» или «предличностным»). Именно таков человек, входящий в состав симбиотического сращения. Поэтому под пред­личностным уровнем мы понимаем та­кой уровень, на котором педагог входит в состав симбиотической сращенности с учеником – тогда педагог (так же, как и ученик), действительно, не имеет от­ношения к выполняемым действиям, его поведение автоматизировано, он не яв­ляется подлинным субъектом своей дея­тельности (Миронова, 1998а).

Одним из вариантов слияния педа­гога с учеником в симбиотической сра­щенности является положение «симби­отический донор». Еще один вариант симбиотического единства – положение эксплуататора или акцептора («симбио­тический акцептор»). Внутренними мо­тивами эксплуатации могут быть:

а) стремление властвовать над учеником;

б) установка на выполнение принципа наименьшего действия.

Для педагога, у которого доминиру­ет предличностный смысловой уровень в структуре личности, ребенок является своеобразным продолжением его тела, организма, его дополнительным функциональным органом. Особенность со­знания такого педагога в том, что оно не содержит образ ребенка как лично­сти, как человека в полном смысле это­го слова. Это может быть образ допол­нительных рук, рупора, через который можно провозглашать свои убеждения, или вкусной клубники, которую хочет­ся съесть, или воды, которой можно уто­лить жажду. В другом случае – это образ младенца-сосунка, который пока еще абсолютно несамостоятелен и не явля­ется субъектом. При этом педагог и уче­ник психологически предельно зависи­мы друг от друга, а, главное, существует вероятность развития и у того, и друго­го всех тех отклонений, пусковым меха­низмом которых является симбиоз.

Первый вариант: учитель сливается в симбиотическом единстве с учеником, он – «симбиотический донор». Ученик отражается в сознании педагога в обра­зе младенца, нуждающегося, беззащит­ного существа, требующего постоянной помощи, питания «эмоциональным мо­локом». Педагог неосознанно предостав­ляет ребенку положение акцептора, а сам рефлекторно выполняет желания и обес­печивает потребности ученика, как будто свои. Педагог выполняет функцию фаси­литации, но не в социальном, а в физио­логическом плане, облегчая течение всех физиологических процессов и помогая выполнять все действия «в льготном ре­жиме». Фактически ребенок захватывает территорию жизненного пространства педагога, учитель подчиняется власти уче­ника. Но, при этом и ученик несвободен, привязан к учителю, фактически «связан» им беспомощностью, инфантильностью. Такое симбиотическое единство не соответствует психологическому возрасту уче­ника, блокирует его развитие. Когда же большинство учеников взрослеют и все же отказываются от симбиоза, как прави­ло, такой педагог страдает от отсутствия дисциплины в классе, его ученики плохо усваивают учебный материал. Понимая это, педагог испытывает хроническое неудовлетворение и чувство вины. Для пе­дагога позиция симбиотического донора оборачивается эмоциональным выгора­нием, педагог – жертва симбиоза.

А некоторые ученики и далее, уже по­сле расставания с учителем-симбиотом, вряд ли смогут жить самостоятельно, ав­тономно. Поэтому высока вероятность того, что они сформируются в людей с неплодотворной ориентацией харак­тера, например, в «халявщиков», в эк­сплуататоров или в еще более аномаль­ных личностей.

Пример. Из наблюдений психолога:

Учитель труда районной школы. Ра­ботает с большим психическим напря­жением, всегда актуальна проблема дис­циплины, крайне истощается в течение рабочего дня. Считает себя «чистой и безгрешной, как ребенок». По мнению коллег, она общается с детьми, как такой же, как они ребенок, на эмоциональном уровне, а не как взрослый, имеющий пе­дагогическую позицию. На экзаменах обычно выполняет функции «связного», подкладывающего «нужные билеты» ученикам, может по просьбе ученика испра­вить оценку в журнале по предмету, ко­торый ведет другой учитель.

Вывод – Ведущим смысловым уров­нем этого педагога является предлич­ностный с положением «симбиотиче­ский донор», с ним связана установка на некритическое подчинение.

Второй вариант – педагог является акцептором в симбиозе. Здесь возможны две его разновидности в зависимости от мотива эксплуатации.

1. «Вершитель судьбы» – педагог властву­ет, эмоционально обладает учеником, а учащийся без осмысливания и кри­тики исполняет все его указания, при­казы и невысказанные желания. В та­ком симбиозе учителя характеризует авторитарность, готовность вершить судьбу ребенка по своему усмотре­нию, вопреки детскому стремлению к самостоятельности. Ученик для пе­дагога – дополнительный исполни­тельный орган: руки, ноги, голова, уши или/и дополнительный источник энергии. Феномены, сопровождаю­щие описываемый вариант: ингибиру­ющее влияние на психофизиологиче­ские процессы ученика, психическое давление. При этом педагог может проявлять такую власть, которая похо­жа на власть строгой матери над груд­ным ребенком. Но может иметь место и самодурство, постоянные придир­ки к учащемуся, унижения. Тогда педа­гог – скрытый или явный насильник над учеником. Придирки и унижения нужны потому, что дистресс усиливает глубину симбиоза. С течением времени в сознании такого учителя происходит сдвиг мотива на цель (та­кой механизм образования аномалий описан Б.С. Братусем) – если вначале мотивом учителя являлось создание симбиотической связи, а целью – дистресс, то потом мотивом становится собственно нанесение ученику-жер­тве психической травмы. Такой учи­тель имеет высокую вероятность стать бытовым садистом.

С положением акцептора в симбио­зе мы сталкиваемся, когда речь идет об эффектах «блестящей» дисциплины, вы­сокой внушаемости, автоматического повторения действий за учителем, некритического копирования прагматиче­ских смыслов педагога. Особенно важен эффект механического запоминания информации учениками, который основан на активации энграмм памяти в симби­озе. Подобное обучение, хотя и обеспе­чивает «крепкие знания», но затрудняет развитие смысловой сферы ученика, т.к. не соответствует его возрасту – то, что было полезно младенцу, тормозит раз­витие школьника. Информация, получен­ная учеником, не являются личностной в полном смысле этого слова, она отчужде­на от ученика, не составляют его «личный багаж». А эффект «блестящей дисципли­ны» обеспечивается ингибицией, вредя­щей соматическому и душевному здоро­вью школьников.

При поверхностном рассуждении ка­жется, что работает канал активной отда­чи, так как педагог передает ученику ин­формацию и свои установки. На самом же деле происходит экспансия, захват терри­тории жизненного пространства учаще­гося: встраивание в психические структу­ры ученика своих смысловых установок, превращение его смысловых структур в «свою вотчину» открывается возмож­ность эксплуатации ученика ради своих интересов, целей, потребностей. Канал активности в этом случае имеет направ­ленность преимущественно от ученика к педагогу: это канал присвоения. Инфор­мация, установки играют роль «снарядов», с помощью которых взламывается пси­хологическая защита ученика, происхо­дит «вбивание» информации, «забивание гвоздей-установок». Все это присваивает­ся ребенком без собственной активности и осмысления, без переработки, встраи­вается в память ученика, оставаясь отчу­жденными от его личности. В этом состо­ит «секрет» того, что учащиеся у такого педагога запоминают материал «слово в слово». При этом они заторможены, что негативно влияет на их здоровье и умст­венное развитие. Ученик лишен собст­венной активности и свободы; не рождая своих целей и смыслов, он остается инфантильной личностью.

Пример. Из наблюдений психолога:

Завуч одной экспериментальной шко­лы назначена заместителем директора уже после начала эксперимента, фактиче­ски по приказу РОНО. Авторитарна, идею эксперимента – свободное саморазви­тие ребенка под наблюдением учителя – не принимает. Требуется постоянная разъяснительная работа со стороны научного руководителя эксперимента, которая не­сколько сдерживает ее управленческую активность. Но, в конце концов, несоот­ветствие авторитарного педагогического руководства идее свободной школы при­вело к тому, что школу покидает научный руководитель. Замдиректора пытается на­вязать педагогам традиционные методы преподавания. Из дневника учительницы этой школы: «Она сказала мне: “Усадите их и пусть смотрят Вам в рот, и отрабатывай­те звуки. десять, двадцать, сто раз, только так”. Иной раз слушаешь ее, не чурающу­юся и вторжения на уроки без предупре­ждений, и перехвата инициативы на уроке в свои руки (в прямом смысле), и не пони­маешь, где я нахожусь и ради чего я здесь это делаю?».

Вывод – Доминирующим уровнем личности этого педагога является пред­личностный уровень с положением «симбиотический акцептор», который определяет авторитарность и ярко выраженную позицию «вершителя судьбы», приверженность зубрежке и другие ее особенности.

2. «Потребитель эмоций» – педагог являет­ся акцептором в симбиозе и осуществ­ляет собственные рефлекторные дей­ствия в «льготном режиме», а учащийся подвержен иррадиации условного торможения. Педагог сам становится «пси­хологическим ребенком» и использует учеников в качестве источника «эмоционального молока». Он активен, у него много сил, работоспособность повыше­на. Такой педагог обычно говорит об ог­ромной любви к детям. Образ ученика в сознании педагога – дополнительный источник жизненных сил. Он обнаружи­вается в выражениях: «Они – источник моей бодрости», или «Так люблю, что хочется съесть, откусить», или «Никак не могу насытиться ими».

Когда педагог в симбиозе является «по­требителем эмоций» его влияние на уче­ника заключается в ингибиции, которая абсолютно лишает ребенка свободы, вы­зывает эффект «принудительного даре­ния» (Б.Ф. Поршнев), у него можно «от­нять все». Предметом «принудительного дарения» может быть не только нечто ма­териальное, но и психологическое, в том числе, мысли и эмоции. С течением време­ни учитель редуцирует до уровня ученика.

В этом случае работает, по преиму­ществу, канал активности присвоения. Можно образно представить, что он ра­ботает как бы под большим отрицатель­ным давлением, то есть в режиме «всасы­вания», собственная активность ученика в этом случае не предполагается и по­давляется.

Пример. Из наблюдений психолога:

Воспитатель школы-интерната для слабослышащих детей. В интернате ра­ботает 10 лет. Ушла на пенсию, но не смогла сидеть дома, вновь вернулась на работу. Говорит, что она очень любит детей, что не может без них жить (и в пря­мом и в переносном смысле), без них у нее «нет никаких сил, все валится из рук». А как только возвратилась к детям – силы вновь появились. Считает, что она хоро­ший воспитатель, так как все дети к ней привязаны, она их убедила, что группа интерната – это их семья, что кроме нее они никому не нужны в жизни. Утвержда­ет буквально: «Без меня вам жизни нет и не будет!», или «Вся их жизнь во мне, я для них – все», или «Они меня во всем копи­руют». По ее словам, дети стали послуш­ными, спокойными и «не бегают», они ходят только в «поле ее зрения». «Все вре­мя мы проводим с ними в беседах: я им что-то рассказываю, а они смотрят мне в рот, поэтому на игры у них не хвата­ет времени». «Никаких индивидуальных желаний у них нет, у нас девиз – или все, или никто». По воскресеньям она чувст­вует себя так же плохо, как и в тот период, когда была на пенсии.

По мнению коллег, «нечиста на руку», постоянно лжет, даже в тех случаях, когда естественней и проще было бы говорить правду. По мнению завуча: «Она губит детей, делает их олигофренами, только не понимаю, как именно это происходит».

Вывод – Педагогом устойчиво при­своен ведущий и ярко проявляющийся в деятельности предличностный уро­вень с положением «симбиотический акцептор», что и является причиной ее стремления жить в составе симбиотиче­ской сращенности с детьми. Дети затор­можены, подавлены и деиндивидуализи­рованы («не бегают», «смотрят в рот»), происходит некритическое копирова­ние ее личности («они становятся похо­жими на меня», «никаких индивидуаль­ных желаний»). Воспитатель является акцептором, с выраженной позицией «потребитель эмоций», дети постепен­но физиологически и психически исто­щаются. Ее же личность редуцирует все более и более, возможны аномалии лич­ности (характеристики коллег это под­тверждают: «не чиста на руку», «лжет там, где можно сказать правду»). Демонстри­руемая якобы гуманистическая позиция является только назывной; она не живет ради детей, дети нужны ей только в ка­честве симбиотов для поддержания ее физиологического благополучия. Имен­но этим, а вовсе не настоящей любовью к детям, объясняется ее возвращение в интернат после недлительного перио­да ухода на пенсию.

В целом предличностный смысловой уровень блокирует развитие ученика, учитель здесь деструктивен, он разруша­ет и ученика, и себя.

Эгоцентрический уровень в структуре личности педагога

Эгоцентрический уровень личности предполагает стремление к удобству, вы­годе, престижу и успеху для себя. Отсюда отношение к себе как к единице, самоцен­ности, а к другому человеку – как к сред­ству для достижения своих целей, то есть, потребительское. Если другой человек помогает, способствует этому успеху, выгоде, то он оценивается как хороший, удобный; если же не помогает, или даже препятству­ет, то он – плохой, враг.

Если этот уровень доминирует или максимально присвоен педагогом, то главным для него являются собственное благополучие, удобство и успех, а уче­ник используется как средство для их достижения. Поэтому высокие профес­сиональные качества, процессуальные показатели, предметные знания, внеш­не демонстрируемые такими учителями, являются обманом и самообманом.

Декларируется достижение успеха для ученика, а на самом деле успех ну­жен для своего спокойствия, для удов­летворения тщеславия. Такой педа­гог стремиться к экономии своих сил и здоровья, к материальной выгоде и пр. Ученики, препятствующие достижению этих целей, оцениваются как плохие, по­этому педагог с ними борется или устра­няет их из сферы своих жизненных ин­тересов. Стремление к непродуктивному сверхконтролю – тоже порождение это­го уровня.

Ученик воспринимается таким учи­телем как инструмент для реализации личных устремлений, основной способ взаимодействия с ним – манипуляция со всей присущей ей ложью и цинизмом. В крайних вариантах можно говорить и о том, что способность к манипуляции возводится учителем в разряд професси­онально важных качеств. Как известно, манипуляция вредна для обеих сторон, поэтому доминирующий эгоцентрический уровень личности учителя является фактором, препятствующим развитию его самого и учеников.

Пример. Из наблюдений психолога:

Учитель русского языка районной школы. По ее собственным представле­ниям, она всегда давала прочные зна­ния и была «на высоте». Считает, что ос­новой изучения языка является зубрежка, многократное повторение материала, что знания должны «как гвоздями вкола­чиваться в голову». Много лет работала в школе, которой руководил крайне ав­торитарный директор, с восторгом вспо­минает то время и того директора. Край­не тщеславна, начиная какое-либо новое дело, обычно говорит: «Или совсем не делать, или делать так, чтобы всем уте­реть нос». Постоянно говорит неправду либо для того, чтобы приукрасить себя, либо для обеспечения своей безопасности (любое, даже незначительное и спра­ведливое замечание расценивает как уг­розу для себя). Но иногда ее ложь бывает не обоснована, проще и естественней в этих случаях было бы говорить правду. Является очень «сильным» манипулято­ром, стремится к сверхконтролю над ситуациями и людьми, в этом смысле она – скорее сознательный «макиавеллист», спо­собна искусно «крутить людьми» и даже зрелые, весьма мудрые люди способны «попадаться на ее удочку». В любом разго­воре последнее слово – за ней и послед­нюю точку ставит она. Постоянно стре­мится производить хорошее впечатление, нравиться, быть интересной и значимой для других, «влюблять» в себя, это ей особенно хорошо удается с малознакомыми и незнакомыми людьми и с большинст­вом из учеников. Постоянно выдает кажу­щиеся интересными чужие, вскользь услышанные мнения, суждения, высказывании, за свои. Любит красивую одежду, дорогую косметику, лакомства, всевозможные удоб­ства и комфорт. Считает, что «удовольст­вия нужно получать немедленно: вдруг случится так, что потом их получить будет уже невозможно». Эгоцентрична, но иног­да это ее качество граничит с безжалост­ностью и жестокостью эгоизма. Постоян­но ссорит всю «учительскую», «за глаза» каждому говорит о другом нечто плохое, переиначивает события, иначе расставля­ет акценты – так, чтобы очернить одно­го человека перед другим. Однако гласно, при всех она якобы ведет объединитель­ную политику, постоянно подчеркивает, что она – коллективист и миротворец.

Имеет множество диагнозов, подроб­но рассказывает коллегам в учительской о своих болезнях, лекарствах, методах лечения, врачах. Часто коллеги жалуют­ся, что она их «изводит» подобными от­кровениями. Складывается впечатление, что она гордится своими достижениями даже в сфере своего нездоровья.

Вывод – ведущим, ярко проявляю­щимся в профессиональной деятельнос­ти этого педагога является эгоцентриче­ский уровень личности, присвоенный на уровне личностных ценностей. Этим обусловлены ее тщеславие, манипуля­тивность, стремление к сверхконтролю, эгоизм, стремление к удовольствиям.

Обучить педагога неманипулятивно­му, ненасильственному поведению без снижения уровня эгоцентризма и возвы­шения его личности невозможно, иначе меняется только разновидность психо­логического насилия: оно становится более утонченным и скрытым.

Существует еще один личностный смысл, связанный с другим человеком на эгоцентрическом уровне, и порожда­ющий такой образ в сознании, как Двой­ник. Это происходит, когда: «человек ви­дит в мире и в людях предопределенное своею деятельностью, то есть, так или иначе, самого себя. Тут зачатки аутизма… он говорит и бредит сам с собой» (Ух­томский, 1966, С. 335). Поэтому ученик может играть две роли в жизни педагога: на первом «витке» развития эгоцентри­ческого уровня – объекта манипуляции, приносящего выгоду, на втором, более высоком «витке» – Двойника.

Очевидно, что роль ученика как Двой­ника несколько более прогрессивна, чем роль неодушевленной вещи, инструмен­та. Но не настолько, чтобы это оправ­дало эгоцентризм. Когда ученик видит­ся Двойником, то он воспринимается как имеющий те же интересы, вкусы, потребности, что и сам педагог. Именно поэто­му учитель-эгоцентрист не может «войти в положение» ученика, встать на его точ­ку зрения, занять его позицию, увидеть его проблемы, проявить сочувствие. Другой точки зрения для него просто не сущест­вует, есть единственная – своя. При этом учитель остро переживает собственные невзгоды, неприятности, нужды как единственно существующие и «удвоенные» на­личием Двойника. По этой же причине эгоцентрист порой так агрессивно отста­ивает свои позиции, если ученик своими действиями покажет, что он не Двойник и имеет право на индивидуальность и са­мостоятельность.

На эгоцентрическом уровне кана­лы активности личности почти всег­да переключаются на активность присвоения, использования окружающих в своих целях (Братусь, 1988, С. 129). Ка­нал активности, соединяющий педагога с учеником в первом случае, когда уче­ник – предмет манипуляции, всегда ка­нал присвоения. При этом подавляется собственная активность ученика (путем «тонкого», в отличие от предличностно­го уровня, искусно скрытого насилия). Во втором случае, когда ученик – это Двойник, канал активности перекрыт, то есть наблюдается эффект «нейтрино», о котором пишет В.А. Петровский (Петровский, 1992, С. 158).

Эгоцентрический уровень делает че­ловека способным к некоторой созида­тельности, но ее направление односто­роннее – к себе. Он с удовольствием воспринимает произведения культуры, буквально потребляет их, но находится «вне» ее, трансляция ценностей культу­ры ученикам с помощью этого уровня невозможна. Кроме того, он «связывает» свободу ученика, манипулируя им, поэ­тому учитель-эгоцентрист является разрушителем ученика.

В целом эгоцентрический уровень не обеспечивает развитие личности уче­ника.

Группоцентрический уровень в структуре личности педагога

На группоцентрическом уровне чело­век идентифицирует себя с какой-либо группой, входит в единство, скреплен­ное социальными связями и групповой моралью. Отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти дру­гие в его группу или нет. Группы при этом могут быть самыми разнообразны­ми (семья, учебный класс, профессио­нальное сообщество, в том числе, педа­гогическое, целая сфера социума, в том числе, образование, государство, народ, нация). Другой человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к груп­пе. Если он принадлежит к «своей» груп­пе, то он достоин сострадания, любви, снисхождения, если же к иной группе – то нет. Человек руководствуется на этом уровне моралью группы, которая от­нюдь не тождественна нравственности.

Педагог нацелен на воспитательную работу с детским коллективом, на фор­мирование у учеников гражданской по­зиции, чувства сопричастности своему народу, малой и большой Родине. Глав­ное для педагога – воспитать в учени­ке гражданина общества и снабдить его необходимым набором знаний умений и навыков, развить качества личности, необходимые для жизни и деятельнос­ти в данном обществе, компетентно­сти, нужные для освоения профессии. Педагог способен овладеть способами и средствами ее осуществления, успеш­но решать типовые профессиональные задачи, точно следовать готовым технологиям, образцам и требованиям.

Если группоцентрический уровень в личности педагога является доминирую­щим, то интересы коллектива или профес­сионального сообщества для него выше интересов отдельного ребенка, которы­ми можно жертвовать. Ценность знаний по учебному предмету – выше ценности развития личности (учебный предмет так­же можно рассматривать как социальную группу со своими отношениями и закона­ми). Личная жизнь (своя и ученика) не яв­ляется ценной и важной, учитель не видит ее глубины и богатства. Для такого учи­теля нет уникальных людей, поэтому он не может способствовать развитию инди­видуальности ученика. Для такого педа­гога главное – требования учебной про­граммы: ученик подгоняется под учебную программу, а не программа создается с уче­том его мотивов и способностей. Ученик не имеет права на собственное мнение и его реализацию, диалог между учителем и учеником невозможен.

Сам же учитель, принимая в качест­ве высших для себя ценностей доктрину государства, мораль коллектива, идео­логию какой-либо партии, профессио­нальные нормы, является лишь средст­вом их реализации.

В сознании педагога-группоцентриста существует образ среднестатистического представителя учебного класса или груп­пы: отличника, хорошиста, двоечника, троечника. Педагог в своей деятельности следует тем нормам, правилам, законам, методам, методикам, стандартам, трафаретам, которые уже существуют и явля­ются традиционными, он не имеет тяги к новому, не обладает необходимым потен­циалом личностной негэнтропии, чтобы создать нечто новое.

Пример. Из наблюдений психолога:

Учитель гимназии. Является эталоном традиционного учителя, обладает энци­клопедическими знаниями по предмету, владеет множеством традиционных ме­тодик преподавания своего предмета. Вместе с тем, консервативна, не прини­мает многих современных методов об­учения и весьма обоснованно критику­ет их. Крайне педантична и щепетильна в вопросах, связанных с точностью и корректностью выполнения правил, норм и методических рекомендаций, требует того же от коллег. К своей цели идет упорно, не считаясь ни с чем. Умна, точна в своих определениях. Часто ее называют «буквоедкой», закон, «бумага», правило, принцип для нее важнее чело­веческих отношений.

Вывод – ведущим уровнем личности данного педагога, присвоенным им как личностно-ценностный, является груп­поцентрический уровень. Этим объ­ясняется крайняя принципиальность в вопросах соблюдения всех правил, норм, законов и приверженность прин­ципу «превосходства правила над лич­ностью».

Оказавшись в ситуации разлома куль­тур, группоцентрист не способен адап­тироваться к новым условиям, альтерна­тива – рост «ввысь».

Во второй, более зрелой фазе группо­центрического уровня происходит про­грессивное изменение образа ученика – теперь он видится как субъект собствен­ной активности, Учащийся, способный к самоизменению в процессе учебной деятельности (Давыдов, 1996). Но даже такой образ не позволяет педагогу уви­деть в ученике целостную, уникальную личность. Все усилия учитель направля­ет на развитие учебных способностей – он «учит учиться», формирует ком­петенции, необходимые для успешной адаптации в социуме и освоения той или иной профессии. Такой педагог спо­собен убеждать ученика, а не внушать или манипулировать, побуждать, дейст­вовать в соответствии с присвоенными ценностями и ориентациями.

Каналы активности личности работа­ют преимущественно в направлении от­дачи. Созидательность учителя выража­ется в том, что он способен сохранять и транслировать ценности культуры, к которой он принадлежит, это уровень, «принадлежащий культуре». По В.С Би­блеру: «культура – форма самодетерминации индивида в горизонте личности» (Библер, 1989, С. 38). Таким образом, пе­дагог реализует воспроизводство типа личности, свойственного данному об­ществу и культуре.

Гуманистический (просоциальный) уровень в структуре личности педагога

Просоциальный уровень связан с устремлениями гуманистической на­правленности. Подразумевается самоценность каждого человек, пусть даже далекого, не входящего в «свою» груп­пу, и равенство всех в отношении прав, свобод и обязанностей. Принцип само­ценности становится всеобщим. Гумани­стический уровень характеризуется вну­тренней смысловой устремленностью человека на достижение таких результатов (труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равные бла­га другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу, человечеству в целом. «По сути, только с этого уровня можно говорить о нравст­венности, только здесь начинает выпол­няться старое “золотое правило” этики – поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, или извест­ный императив Канта, требующий, что­бы максима, правило твоего поведения было равнопригодно, могло быть рас­пространено, как правило, для всего че­ловечества» (Братусь, 1994; С. 43).

На просоциальном уровне происходит преобразование формулы «деятельность как условие смысла» в формулу «смысл как условие деятельности», это преобразова­ние является критерием зрелости лично­сти. Преобразование снимает детерми­нированность нормами деятельности и моралью общества. Человек здесь свобо­ден настолько, что является автором своей жизни, он сам решает за себя, ищет свой смысла жизни и принимает ответствен­ность за его реализацию.

Ученик видится учителю как Собесед­ник – тот, с кем можно вести диалог, кто является для него в данный момент одним- единственным человеком. Чтобы иметь та­кое отношение к ученику, необходим труд души для преодоления своего эгоцентриз­ма, необходимо усилие внутреннего роста. Это подчеркивал А.А. Ухтомский: «Со­беседник открывается таким, каким я его заслужил всем моим прошлым и тем, что я есть сейчас» (Ухтомский, 1966, С. 385). Доминанта на Собеседнике позволяет пе­дагогу осуществлять не педагогическое воздействие, а сотрудничество.

Для описания того, каким видит такой учитель ученика, можно воспользовать­ся и понятием «Другой» М.М. Бахтина: «Отношение одного сознания к другому именно как другому», говорит о «сочув­ственном понимании», которое является не просто «отображением», а «воссозда­ет всего внутреннего человека» (Бахтин, 1963, С. 77-78, 91).

В представлениях А.А. Ухтомского есть еще более совершенный, чем Собе­седник, образ Другого в сознании или личностный смысл Другого – как Лица. «Категория Лица должна быть приня­та в качестве вполне самостоятельного и исключительного факта опыта и жиз­ни наравне с такими категориями, как «причина», «бытие», «единство», «мно­жество», «цель» и т.д. Лицо не поддается рациональному анализу: это целостное, уникальное, сущностное бытие человека. Оно не дается повседневному обыденно­му восприятию» (Ухтомский, 1966). Мы понимаем здесь Лицо как образ учени­ка в сознании учителя на более высоком «витке» просоциального уровня, как принадлежность зрелого гуманизма – когда Лицо все больше и больше вбирает в себя сущностночеловеческие черты.

Для такого учителя каждый ребенок неповторим и имеет свой уникальный смысл жизни, свой путь реализации ро­довой человеческой сущности. Способ­ность видеть Лицо ученика обеспечивает педагогу возможность «различения» почти всех ипостасей человека, в том числе, индивидуальность и универсальность, а также возможность восприни­мать ученика как самоценного Другого, имеющего свой уникальный опыт, ви­деть в нем целостное, сущностное, уни­кальное бытие человека.

Несмотря на то, что в настоящее вре­мя имеется достаточно много работ, освещающих интеллектуально-позна­вательные аспекты диалога, обучить ди­алогу принципиально невозможно, если понимать его как диалог «на высшем уровне» «диалог личностей», до такого диалога необходимо дорасти. Поэтому проблема гуманизации и гуманитариза­ции образования может быть решена не обучением, а сопровождением процесса роста личности учителя.

Пример. Из дневника учителя:

Учитель иностранного языка одной из экспериментальных школ. Пришла в школу сразу после окончания инсти­тута. Несколько лет посещает семинар для педагогов школы, программа кото­рой ориентирована на развитие лично­сти педагогов.

Приводим выдержки из ее дневника, характеризующие ее личность и профес­сионализм: «Почему я так делаю? Чест­но говоря, первое время я тихо про себя думала: «Невозможно по-другому, иностранный язык можно вести только тра­диционным методом, тогда будет резуль­тат: будут знания, грамматика, лексика и т.д., что еще за внутренний рост?» Сейчас я уже не представляю себе, как можно ве­сти занятия с ЭТИМИ детьми с хлысти­ком в руках, как дергать их за ручки-ножки, язычки, за веревочки, вызывая у них рефлекторные реакции. ЭТО возможно – исходить из внутреннего процесса в об­учении. Если я сама так и не пойму, как это происходит, то это обязательно сде­лает кто-то другой, но обязательно сдела­ет. Потому, что это возможно.

Развитие – цель школы. Фонетические разминки, долбежка лексики и стихов, может быть, разовьют их память, но не их личность. Да и не нужны эти повторе­ния звуков и слов просто так, это мертво, а они живые. Мы говорим о создании среды. Метафорический мир, жизнь и деятельность детей в нем, по-моему, не­плохая основа для создания среды. Ника­ких марионеток! Скорее сопровождение их пути – ведь каждый, приходя в этот мир, проходит свой путь, и он начинает­ся еще до момента рождения.

Я сижу, а не стою на уроке потому, что они маленькие, они сидят и становятся еще меньше. А я, стоящая, нависаю над ними и давлю их души своей взрослостью и большими размерами. Я сажусь, я хочу видеть их ОЧИ – зеркала их души. Надо бы совсем сесть на пол. Вот когда мы все вме­сте стоим – это другое дело. Но весь урок не простоишь и не «попрыгаешь».

Я не хочу притопывать и прихлопы­вать, хотя я умею это, я училась подоб­ным методам и на практике я так рабо­тала и мою динамику урока приводили в пример моим сокурсникам, но в нашей школе я поняла, что так не надо де­лать, потому что это идет от взрослого, а не от детей. Это тоже своеобразное дав­ление, бич и хлыст для марионеток».

Вывод – Доминирующим, устойчи­во присвоенным уровнем этого педаго­га является гуманистический уровень, который определяет высокий уровень профессионализма, ориентацию на сво­бодную систему образования. Менее вы­раженным, но также устойчиво присво­енным является группоцентрический уровень, он подчинен гуманистическо­му. Все остальные уровни сняты и пра­ктически не проявляются в профессиональной деятельности.

На гуманистическом уровне созида­тельность человека уже настолько велика, что он способен к творчеству, понимаемо­му как создание нового, еще не бывшего в мире. Находя свои, новые смыслы, чело­век с помощью этого уровня создает свою культуру, которая вступает в диалог с другими культурами. По В.С. Библеру: «Фор­ма общения личностей как (потенциаль­но) различных культур» (Библер, 1989, С. 38). Этот уровень позволяет создавать и сохранять свою неповторимость и, од­новременно, находясь в единстве с дру­гими личными культурами настоящего и прошлого, держать свой «напряженный участок в плотине» противостояния мировому хаосу. Соответственно, уровень мож­но обозначить как «созидающий культуру». У учителя способность творить в профес­сиональной педагогической деятельности реализуется двумя способами: как способ­ность продуцирования и введения новых идей, взглядов, принципов в образовательном процессе и как творческое использо­вание уже имеющихся средств.

На зрелом гуманистическом уровне педагога можно охарактеризовать сло­вами В.В. Давыдова: «это свободный ху­дожник, овладевший основами ремесла» (Давыдов, 1998). Педагогическое твор­чество связано не только с «вкладом» в педагогическую культуру, но и с тем, что можно назвать со-творением лич­ной культуры ученика и его личности. Соответственно, речь может идти об «инобытии» педагога в ученике (Петров­ский, 1996). Смысловая составляющая «инобытия» обусловлена собственно гу­манистическими смыслами, связанными с общечеловеческой нравственностью, свободой выбора, творчеством, своим собственным уникальным опытом бы­тия, а также с «порывом» к неадаптивной активности.

Итак, присвоенность гуманистиче­ского уровня принципиально разрешает педагогу реализовать развитие ученика. Педагог способен:

а) принять ценности развития ученика как личностно значимые, а не только декларируемые;

б) видеть в ученике целостное, уникаль­ное, сущностное бытие человека;

в) обеспечить приоритет целей и ценно­стей развития ученика над целями пе­дагогической деятельности;

г) осуществить нравственную регуля­цию деятельности;

д) осуществлять педагогическое творче­ство во всех его видах.

Духовный уровень в структуре личности педагога

Специально следует оговорить особен­ности нашей интерпретации духовного уровня. Духовное выступает только как бо­жественное откровение: Бог есть дух.

Для описания духовного уровня нами выбрана христианская традиция. Такая ин­терпретация нам близка потому, что мы оцениваем «меру совершенства» педаго­га как профессионала через его личност­ное, человеческое совершенство – через его способ отношения к ученику, через то, в каком образе предстает перед ним уче­ник. А это близко по смыслу христианской традиции, где мерой совершенства челове­ка является его способ отношения к дру­гому человеку. На духовном уровне «че­ловек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особо­го рода, связанные, подобные, соотноси­мые с духовным миром. Если говорить о христианской традиции, то субъект при­ходит здесь к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому другой человек приобретает в его глазах не толь­ко гуманистическую, разумную, общече­ловеческую, но и особую сакральную, божественную ценность» (Братусь, 1994). Речь здесь идет, прежде всего, не о кон­фессиональной принадлежности человека, а о его внутреннем психологическом состо­янии, об уровне его духовного сознания.

Здесь и педагог, и ученик являются потенциальными носителями образа Божия, а любой ученик в глазах учите­ля имеет сакральную ценность. Каждый ученик несет в себе образ Божий, но, так как он еще не проявлен, «размыт», не каждый учитель может разглядеть его в ученике, это доступно только тому, в ком самом образ Божий уже раскрыт и пре­образуется в подобие. Такая потенциаль­ная возможность превращается в реаль­ность для учителя только на духовном уровне. Педагог здесь видит главную свою цель в том, чтобы помочь обра­зу Божиему в ученике преобразоваться в подобие и не повредить его. Личност­ный Смысл представлен самим образом Божиим, единым для всех людей.

Канал активности имеет направлен­ность преимущественно отдачи. Учи­тель осуществляет «смысловой вклад» в ученика в виде духовных смыслов, ко­торые, будучи отрефлексированными и осознанными, принимают форму духов­ных ценностей: Добра, Истины, Любви, Красоты, духовной Свободы, духовного Пути. Это и «вклад кристаллизации», об­условленный сопереживанием духовных состояний и содействий.

На духовном уровне созидательность человека почти безгранична. Те, у кого интенсивно присвоен духовный уровень, способны целостно понимать бытие: му­дрецы, праведники, философы (не обя­зательно по специальности), пророки, святые. Педагог на этом уровне имеет огромную созидательность и по достиже­нии своей поры его ученики сами смогут стать мудрецами, философами, праведни­ками.

По мнению большинства исследова­телей, не существует возможности выяв­ления духовности, а значит и духовного уровня статистическими методами. Поэ­тому в нашей методике шкала духовно­го уровня отсутствует, есть только кон­структ «Готовность принять духовные ценности», который не является показателем внутреннего состояния, но важен как социальный индикатор.

Типология смысловых структур личности педагога

Кроме доминирования в структуре личности определенных уровней акту­альным является и вопрос о соотношении различных уровней между собой и сте­пень их присвоения. В результате иссле­дования смысловых уровней была пред­ложена типология смысловых структур личности педагога, выделены следующие типы структур: «Развивающая – Воспроиз­водящая – Деструктивная».

Тип смысловой структуры

Ведущий уровень или сочетание доминирующих уровней

Обеспечивает/ не обеспечивает развитие ученика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *