Чем характеризуется первый профессиональный кризис учителя
Тема 4. Кризисы профессионального развития педагога, их причины и пути преодоления
1. Сущность понятий «кризис профессионального развития», «синдром профессионального выгорания», «профессиональные деформации личности».
2. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности.
3. Уровни профессиональных деформаций.
4. Пути предупреждения профессиональных деформаций.
1. Сущность понятий «кризис профессионального развития», «синдром профессионального выгорания», «профессиональные деформации личности».
Под профессиональными деформациями понимается деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
Каждая профессия имеет свой ансамбль деформаций. Исследования профессионального становления педагогов привели к выделению следующих деформаций: авторитарности, педагогического догматизма, индифферентности, консерватизма, ролевого экспансионизма, социального лицемерия, поведенческого трансфера.
В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда.
Исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
■ отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
■ дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
■ низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
■ рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
■ ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
■ искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
■ появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
■ прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.
Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.
2. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности.
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:
■ объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
■ субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацей профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Э.Ф.Зеер выделяет следующие психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.
1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.
3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкции личности.
4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкции влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкции.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального сгорания». Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
6. В исследованиях Н.В.Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.
7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.
8. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.
9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации — это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
10. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
■ социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
■ нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
■ профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Таким образом, основные детерминанты профессиональных деструкции специалиста это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деструкции инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Кризисы профессионального становления личности педагога
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кризисы профессионального становления личности педагога *
Философ и педагог М. М. Рубинштейн отмечал, что педагог социален не только в своей внешней обстановке и необходимом взаимодействии с учениками, но и в своей задаче и смысле педагогической деятельности должен быть призывом к жизни, к продолжению ее. «Педагогическая деятельность во всем своем существе говорит о жизни и зовет к ней, она «служанка жизни – бытие и жизнь, и при том с атрибутом ценности». *
Невозможно идентифицировать деятельность педагога со службой и ремеслом, педагогическая деятельность требует всего человека, всей личности, поэтому его нужно понимать как идейное общественное служение делу глубокого, возвышенного призвания. * Текст слайда
Этапы и кризисы профессиональной деятельности педагога Педагогическая деятельность включает профессиональную активность педагога, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения. Анализ и оценка педагогических действий педагога является одним из компонентов педагогической деятельности. Этот компонент направлен на осознание и коррекцию педагогом своего труда. *
Личность педагога развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности, но прежде всего, в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда педагога предъявляет особые условия к его личностным качествам. *
Проблемы развития личности педагога в процессе профессионализации многоплановы. Важным аспектом является развитие личности педагога через призму кризисов профессионального становления. *
Проблема кризисов профессионального становления личности в отечественных и зарубежных исследованиях Проблема кризисов профессионального становления личности тесно связана с возрастной периодизацией жизни человека. Для каждого возраста выделены жизненные кризисы, которые получают самые различные метафорические определения: кризисы приобретения опыта, узнавания границ, отрезвления и освобождения, эмансипации от родителей, максимальных достижений, коррекции жизненных планов, середины жизни, нереализованность, опустошенность, бесперспективность и т.д. *
Путь профессионального становления Каждый человек, независимо от выбранной профессии, проходит путь профессионального становления, на котором сталкивается с различными трудностями, сомнениями относительно своего выбора, переживаниями по поводу возможностей профессионального роста. Эти трудности называют кризисами. Многие люди, переживающие такие периоды, не знают, что это носит временный характер и имеет пути решения. Человек, неудовлетворенный своей работой, не всегда знает чем эта неудовлетворенность вызвана. Не имея представлений о причинах кризиса, невозможно найти конструктивные пути решения. *
Кризисы профессионального становления личности Кризисы профессионального становления могут иметь положительные и отрицательные последствия. Имея информацию о кризисных периодах, человек эффективнее справляется с ними – с наибольшей пользой для своего профессионального роста. В психологии на сегодняшний день нет четкого определения профессионального становления личности. *
Профессиональное становление личности Профессиональное становление личности понимается как процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее и накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование. *
Факторы кризисов профессионального становления личности (по Э. Ф. Зееру) 1) неудовлетворенность своим положением, социальным статусом; 2) социально-экономические изменения в жизни человека, например, переезд; 3) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, эмоциональное выгорание и др.); 4) назначение на новую должность, продвижение по карьерной лестнице; 5) полная поглощенность профессиональной деятельностью (сотрудники становятся одержимыми работой как средством достижения успеха и признания, иногда нарушают профессиональную этику) *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) первый кризис происходит на стадии определения – кризис учебно-профессиональной ориентации (необходимо выбрать способ получения профессионального образования); на второй стадии человек сталкивается с кризисом профессионального выбора. Этот кризис связан с разочарованием людей в своей профессии, он протекает вяло, но в результате его переживания меняется мотивация с учебной на социально-профессиональную; *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) кризис профессиональных ожиданий (третий кризис) переживается на стадии профессиональной адаптации. Основная причина этого кризиса – несоответствие ожиданий от работы; реальной профессиональной деятельности ее идеальному образу. Кризис переживается как недовольство организацией труда, его содержанием, зарплатой, условиями и т.д. *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) на стадии первичной профессионализации человек переживает кризис профессионального роста (четвертый кризис). Этот кризис переживается как неудовлетворенность возможностями работы, отсутствием возможности роста в профессиональном плане. Это можно объяснить тем, что у человека есть потребность в развитии, которую не может удовлетворить его работа. Следовательно человек испытывает дискомфорт, психологическую напряженность. *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) Выполнение своей работы более качественно, профессионально свидетельствует о вторичной профессионализации. Специалист становится профессиналом. Иногда на этой стадии происходит следующее: личность перерастает свою профессию. Человек больше не удовлетворен занимаемой должностью. Противоречия между желаемой карьерой и реальными перспективами приводят к кризису профессиональной карьеры; *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) пятый кризис – кризис профессиональной карьеры. В результате переживания этого кризиса происходит переосмысление себя и своего места в мире. шестой кризис – кризис социально-профессиональной самоактуализации. Появляется потребность в самореализации, создании чего-то нового. Неудовлетворение этой потребности приводит к кризису. *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) седьмой кризис – кризис утраты профессиональной деятельности, связанный с уходом на пенсию. Кризис вызван необходимостью усвоения новой социальной роли, норм поведения, которых требует новая роль. Острота протекания этого кризиса зависит от состояния здоровья человека, его семейного положения, характера, трудовой деятельности человека. *
8 нормативных кризисов профессионального становления (по Э. Ф. Зееру) восьмой кризис (последний) – кризис социально-психологической адекватности. После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение – ослабление интеллектуальных процессов, изменение интенсивности эмоциональных переживаний, появляется недоверие к новому. У людей также наблюдается склонность к поучительству, осуждение нового поколения. *
Кризисы профессионального развития (еще одна классификация) юношеский кризис (годы студенчества). Молодые люди имеют о профессии идеализированные мечты и представления; кризис профессиональных ожиданий (21 – 22 года). Начало самостоятельной работы и первое столкновение с реалиями профессии. В этот период человек может быть разочарован в выборе профессии, у него могут появиться сомнения в правильности своего выбора, так как не совпала реальность и идеалистические представления о профессии. Здесь поспешное увольнение – не лучший способ решения проблем. Выход – увидеть в работе плюсы и минусы и продумать план дальнейшего роста. *
Кризисы профессионального развития (еще одна классификация) 3) кризис профессиональных амбиций – 23-25 лет. В этот период у многих идет создание семьи, увеличиваются расходы, появляется потребность в большем доходе. У некоторых начинается неудовлетворенность своими профессиональными достижениями, карьерные амбиции. На этом этапе полезно подробно выстраивать свои карьерные планы и перспективы, повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. Уже можно менять место работы и род деятельности. *
Кризисы профессионального развития (еще одна классификация) 4) кризис карьеры – 30 – 33 года. На этом этапе может быть ощущение, что развитие прекратилось, ощущение неудовлетворенности своим профессиональным положением. Человек начинает переосмыслять свое место в мире. Здесь может быть полезным освоение новой специальности, повышение квалификации. *
Кризисы профессионального развития (еще одна классификация) 5) кризис профессиональной самореализации – 38 – 42 года. К этому времени у человека уже прочно сложился профессиональный статус и далеко не всегда он высок. В связи с этим у человека может появиться недовольство и этим статусом и собой. Появляется тревога, депрессия. К тому же начинаются возрастные изменения здоровья, человек четче видит и понимает свои ограничения. Свое влияние оказывает и профессиональная деформация. Способ справиться с этим – овладение технологиями, наставничество (уже накоплен некоторый опыт и человеку есть чем поделиться). Многие в этом возрасте пишут диссертации. *
Кризисы профессионального развития (еще одна классификация) * 6) Угасание профессиональной деятельности (55-60 лет). Человек ожидает свой уход на пенсию, после чего сменится у него социальная роль и многих это пугает. Профессиональные возможности сужаются, резко сужается круг социального общения, снижается социальный статус. Способ справляться – активная жизнь вне профессиональной области.
Кризисы профессионального развития (еще одна классификация) 7) кризис психологической адекватности и интегрирования опыта (от 65 лет). У человека появляется намного больше свободного времени, но вместе с тем резко сокращаются финансовые возможности. Способ справиться – освоение новых видов деятельности. *
Отношение личности к кризисам может быть нейтральным, что приводит к апатии, профессиональной пассивности. В таком случае личность стремится реализовать себя не в профессиональной деятельности (хобби, безделье, алкоголь и т. п.). Все это не способствует развитию личности в профессиональном плане. Конструктивные пути предполагают развитие личности в профессиональной деятельности (повышение квалификации, поиск новых способов деятельности, смена места работы и пр.). *
Знание психологических особенностей кризисов профессионального становления личности может существенно облегчить жизнь человека и способствует его карьере. Как представители профессии типа «человек – человек» педагоги, чтобы быть профессионально успешными, должны развивать в себе такие профессиональные значимые умения и качества личности, как: интерес к другому человеку, стремление к общению и коммуникабельность; *
— эмпатичность, отзывчивость, доброжелательность и бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми; рефлексивность, хорошая саморегуляция, выдержка, собранность, пунктуальность; адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие на окружающих. *
Ключевые противоречия * Ключевым противоречием, заложенным в основание этой темы, является противоречие между необходимостью непрерывного развития педагога и его умением своевременно увидеть, понять и с наибольшей эффективностью для себя использовать нарастающие трудности в педагогической деятельности в качестве источника прогрессивного роста. В разрешении этого противоречия сегодня особо важную роль играет повышение квалификации и самообразование.
Литература 1. Журналы «Народное образование» (2017 – 2018 годы) 2. Интернет- ресурсы Подготовил: Сурменок Ирина Урховна, педагог – психолог МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета» *
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс повышения квалификации
Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1365637
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.