чем гарантируется рост заработной платы учителя общеобразовательной организации
Минпросвещения России планирует урегулировать систему оплаты труда педагогов
SIphotography / Depositphotos.com |
С 1 декабря 2008 года бюджетные организации РФ перешли на новые системы оплаты труда. С принятием Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 и отменой действия Единой тарифной сетки по оплате труда работников системы оплаты труда работников образовательных организаций стали устанавливаться коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. И несмотря на то что структура системы оплаты труда, включающая в себя размеры окладов или должностных окладов, ставок зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, едина для всех работников федеральных бюджетных учреждений, отсутствие общих требований к утверждению таких систем порождает ряд проблем на практике.
Передача полномочий по принятию решений о системах оплаты труда и о размерах ставок зарплаты (должностных окладов) на уровень образовательных организаций привела к многообразию используемых моделей оплаты труда, оснований для установления компенсационных и стимулирующих выплат и их видов. А отсутствие единых подходов к определению размера зарплаты породило сложности с ее расчетами.
Обязаны ли органы власти субъектов РФ при регулировании оплаты труда своих работников руководствоваться системами оплаты труда, установленными для федеральных учреждений? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
«Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта РФ. Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация ставок заработной платы (должностных окладов) в образовательных организациях на всей территории Российской Федерации», – отмечают разработчики проекта постановления в пояснительной записке к нему. В связи с этим требуется корректировка законодательства в целях урегулирования системы оплаты труда педагогических работников.
Суть пилотного проекта
Пилотный проект предполагает, что системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций – участников пилотного проекта будут включать в себя установленные органом государственной власти субъекта РФ:
Кроме того, будет предусмотрена возможность установления законодательством субъекта РФ иных выплат компенсационного и стимулирующего характера с определением их размеров и условий назначения. При этом оговорено, что размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам зарплаты (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, не должны быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда. Это правило будет актуально при условии, что компенсационные и стимулирующие выплаты соответствуют перечням таких выплат и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта.
Согласно проекту постановления устанавливать дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера смогут и сами образовательные организации – финансирование таких выплат будет предусмотрено за счет средств от деятельности организации, приносящей доход.
Для апробации требований к системе оплаты труда педагогов выбраны 5 регионов – Белгородская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская области и Республика Мордовия. Пилотный проект планируется провести на базе расположенных на территории этих субъектов РФ государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, а именно:
Отметим, речь идет только о тех образовательных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основного (уставного) вида деятельности на основании лицензии. При этом на педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава пилотный проект не распространяется.
Этапы реализации проекта
Пилотный проект планируется реализовать в 2 этапа. На подготовительном этапе, который намечен с ноября 2021 года по апрель 2022 года, будет проведен анализ действующих систем оплаты труда педагогических работников, результаты которого лягут в основу разработки предложений, касающихся параметров системы оплаты труда педагогических работников. Проведением такого анализа займется Минпросвещения России при участии Минтруда России и высших исполнительных органов государственной власти из числа регионов – участников проекта. В частности, будет произведен анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определены средние значения ставок зарплаты (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера. Для этого сначала ведомство вместе с высшими исполнительными органами госвласти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия определит перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте.
Также на этом этапе предполагается смоделировать расчеты для подготовки к апробации обновленной системы оплаты труда. Минпросвещения России совместно с Минтрудом России должны будут подготовить методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников.
Указанные мероприятия планируется реализовать до 31 декабря 2021 года. Затем – до 15 февраля 2022 года заинтересованным министерствам потребуется провести моделирование расчетов для подготовки к апробации системы оплаты труда педагогических работников взамен применяемых в образовательных организациях – участниках проекта систем оплаты труда. Такое моделирование будет сопровождаться оценкой изменения зарплаты каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта.
На основе результатов моделирования расчетов министерствам нужно будет подготовить предложения по: порядку расчета размеров ставок зарплаты (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников; формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также по размерам и условиям назначения таких выплат. В завершение этого этапа – до 30 апреля 2022 года – Минпросвещения России и Минтруду России предписано по согласованию с Минфином России представить в Правительство РФ подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа, проекты правительственных актов об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта, а также – предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта.
После этого можно будет приступить к организации реализации пилотного проекта. Предполагается, что этап внедрения систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, продлится год – с мая 2022 года по май 2023 года. В случае успешной апробации до 30 мая 2023 года будет сформирован доклад по итогам реализации пилотного проекта, а также представлен итоговый проект акта Правительства РФ об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения в России. И в очередной раз уполномоченные ведомства рассмотрят вопрос об объемах и источниках финансирования введения такой системы на всей территории страны.
Организационным и методическим сопровождением пилотного проекта займутся Минпросвещения России и Минтруд России.
До 17 сентября проект постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что его принятие и реализация пилотного проекта позволит разработать общие требования к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций в целях их применения на всей территории России.
В случае принятия в итоге реализации пилотного проекта акта Правительства РФ об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников у высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ будет месяц на то, чтобы утвердить согласованные с Минпросвещения России, Минтрудом России и Минфином России планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с указанием в них срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.
Отметим, ч. 8-9 ст. 144 Трудового кодекса предусматривает право Правительства РФ утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов, ставок зарплаты, перечней компенсационных и стимулирующих выплат, условий их назначения. Но с условиями – при утверждении таких требований должна быть определена сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями. Очевидно, что апробировать этот механизм в действии кабинет министров решил не только на системе оплаты труда медработников, но и на системе оплаты труда педагогических работников.
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/09-21/00119980).
Чем гарантируется рост заработной платы учителя общеобразовательной организации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» (подготовлен Минпросвещения России 03.09.2021)
Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Участниками пилотного проекта являются образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность и расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством Российской Федерации;
выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;
выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их назначения;
б) законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия назначения;
в) размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам заработной платы (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемым в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 настоящего постановления, не могут быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда, если они соответствуют перечням выплат компенсационного и стимулирующего характера и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта».
4. В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.
5. Установить следующие этапы реализации пилотного проекта:
6. В целях реализации пилотного проекта:
а) Министерству просвещения Российской Федерации до 31 декабря 2021 г.:
утвердить совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте;
провести с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия анализ систем оплаты труда, действующих в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (включая анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определение средних значений ставок заработной платы (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера);
разработать совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников;
б) Министерству просвещения Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 15 февраля 2022 г. провести моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) системы оплаты труда педагогических работников взамен систем оплаты труда, применяемых в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, с оценкой изменения заработной платы каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта;
в) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании результатов моделирования расчетов для подготовки к апробации (расчетной апробации) подготовить предложения о порядке расчета размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления;
д) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить предложения по формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также о размерах и условиях назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.
7. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия организовать реализацию пилотного проекта в соответствии с настоящим постановлением.
8. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации:
а) до 30 апреля 2022 г. подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа реализации пилотного проекта:
проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления, установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта;
предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта;
б) до 30 мая 2023 г.:
доклад по итогам реализации пилотного проекта;
проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения на территории Российской Федерации;
предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда указанных работников на всей территории Российской Федерации.
9. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников утвердить согласованные с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с определением срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.
10. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Обзор документа
Регионы должны будут утвердить ставки (должностные оклады) на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей, порядок определения размеров которых установит Правительство РФ, а также компенсационные и стимулирующие выплаты исходя из правительственных перечней, в т. ч. дополнительные.
В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности.
Зарплата педагогов, рассчитанная по новым правилам, не должна быть ниже той, что определяется по действующей системе, при условии сохранения объема педагогической нагрузки.
Департамент образования Владимирской области
Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования.
1. Каким категориям работников образовательных организаций предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с «майскими» указами Президента?
педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе;
педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.
2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Владимирской области) и органов местного самоуправления.
3. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?
В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).
4. Что делать, если мне задерживают выплату заработной платы?
В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
5. Почему моя заработная плата ниже показателя, закрепленного в указах Президента?
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников.
6. Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждено положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования во Владимирской области.
Аналогичные положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:
— в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Владимирской области;
— в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы во Владимирской области.
Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.
При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.
7. Как рассчитывается должностной оклад воспитателя?
(пример для воспитателя государственного учреждения, не имеющего квалификационной категории, со стажем работы 12 лет)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады педагогических работников государственных учреждений отрасли «Образование».
На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.
Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:
— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;
— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.
На основании указанного порядка должностной оклад воспитателя без категории, имеющего стаж 12 лет, работающего на 1 ставку, составит (руб.):
1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность воспитателя отнесена к 4 квалификационному уровню);
1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;
1,15 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 10 до 15 лет.
Также при расчете должностного оклада воспитателю может быть установлен повышающий коэффициент специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.
8. Как рассчитывается должностной оклад учителя?
(пример для учителя государственного учреждения, с высшим образованием, не имеющего квалификационной категории и являющегося молодым специалистом)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады работников государственных учреждений отрасли «Образование».
На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.
Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:
— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;
— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.
На основании указанного порядка должностной оклад учителя без категории, работающего на 1 ставку, в случае если учитель имеет высшее образование и является молодым специалистом, составит (руб.):
1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность учителя отнесена к 4 квалификационному уровню);
1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;
1,0 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 0 до 2 лет;
1,7 – повышающий коэффициент специфики, установленный выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшимся по очной форме, поступившим на работу в образовательные организации до прохождения ими аттестации. Указанный коэффициент применяется не более 2 лет, за исключением времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Также при расчете должностного оклада учителю могут быть установлены другие повышающие коэффициенты специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.