человек который учит жизни как называется

Почему мы любим поучать других

человек который учит жизни как называется. jpg. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-jpg. картинка человек который учит жизни как называется. картинка jpg.

Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые не только знают, как правильно поступать в том или ином случае, но и обожают всех поучать. И если одни из них довольно безобидные, поэтому с их постоянными нравоучениями и наставлениями можно смириться, то другие могут довести окружающих до бешенства. Что же заставляет нас получать других людей?

Учет и контроль
Пожалуй, самую массовую группу поучающих составляют те, кто привык все в своей жизни держать под контролем. А поскольку граница между нашим личным пространством и пространством находящихся рядом людей весьма расплывчата, то они часто заступают на чужую «территорию». Отсюда и желание навязать другим свое мнение и свою линию поведения на все случаи жизни. Справедливости ради надо сказать, что строже всего такие люди контролируют сами себя, но и тем, кто рядом с ними, тоже достается, хотя сами они даже не догадываются, что другим их поведение неприятно.

Сицилианская защита
К поучениям часто прибегают и те, у кого, как принято говорить в таких случаях, рыльце в пуху. Чтобы избежать замечаний и обвинений, которые заслужили, они используют тактику, которую шахматисты называют сицилианской защитой: лучший способ защиты – нападение. Не дожидаясь, пока их начнут критиковать, они наносят «удар» первыми – их визави в таких случаях уже не до поучений, они начинают оправдываться сами, что и было нужно любителям учить других жизни.

Самоутверждение за чужой счет
Еще одна причина, по которой человек может становиться в позицию ментора, – это его желание утвердиться в собственных глазах за чужой счет. Как правило, им пользуются люди с заниженной самооценкой: наставляя других на путь истинный, они и самим себе кажутся умнее, красивее, стройнее – список качеств, которые такие люди добирают, поучая других, можно продолжать до бесконечности, но суть дела от этого не меняется. Когда снисходительно рассказываешь подруге, как правильно ухаживать за волосами, чтобы они были густыми и шелковистыми, кажется, что ты сама – просто девушка с обложки глянца, хотя на самом деле это и не так.

Зависть
Банальную зависть, о которой уже столько сказано и написано, что, кажется, повторять неудобно, в таких случаях тоже нельзя сбрасывать со счетов. Если вы объективно и по всем статьям лучше и удачливее собеседника, нет ничего удивительного в том, что он хочет немного вас присадить – спустить с неба на землю. А как это сделать? Правильно, попытаться приподняться над ним, читая ему нравоучения, ведь тот, кто учит, заведомо умнее того, кого он учит.

Крайняя степень раздражения
Возможно, вы крайне раздражаете человека, который постоянно берется вас поучать. Поскольку – и к счастью! – никаких других мер он к вам применить не может, то остается одно – с умным видом вас наставлять. Поскольку вас это, скорее всего, будет раздражать, вы сравнитесь в неприятии друг друга, и, если можно так выразиться, сыграете вничью – на воображаемом табло появятся цифры: 1:1.

«Я – жертва?»
Вас все стремятся поучать? Такая ситуация заслуживает отдельного разговора, потому что тут нужно ответить на вопрос: почему так происходит? Возможно, причина в том, что вы – скорее всего, подсознательно – ведете себя как жертва, которая, как известно, притягивает к себе насильников всех мастей – от моральных до физических. Роль жертвы «сочиняет» для вас довольно неприятный жизненный сценарий, поэтому от нее нужно избавляться. Но то, как это сделать, – тема для отдельного разговора.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Люди, которые вечно поучают: ЧТО стоит за таким поведением

Думается, в окружении каждого найдется человек, делающий непрошенные замечания без повода

Что стоит за желанием поучать

Думается, в окружении каждого найдется человек, делающий непрошенные замечания без повода. Казалось бы, вы уже не в детском саду, не в школе, не в институте, уже не нуждаетесь в чутком Всевидящем Оке, наставляющем вас на «Путь Истинный» и поправляющем вас, если «что-то не так». Но тут появляется кто-то, кто объявил себя выше вас, назначил себя вашим Судьей.

Ладно бы, если вы его об этом просили:

«Уважаемый (ая), оцени, будь любезен… Я доверяю твоему мнению, вкусу, профессиональному взгляду». Оценке может подвергнуться что угодно – начиная с аспектов вашей внешности и заканчивая плодами вашей профессиональной деятельности, включая ваши поступки и действия или иные проявления вас лично. И тогда вы имеете шанс услышать конструктивную критику в свой адрес, на которую, заметьте, вы дали разрешение, которую вы запросили сами. Или, например, вы участвуете в конкурсе, в котором вышеупомянутые оценки вполне адекватны ситуации – со стороны жюри.

человек который учит жизни как называется. content zolushka4. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-content zolushka4. картинка человек который учит жизни как называется. картинка content zolushka4.

Но бывает так, что вы ни о чем подобном не просили, но сталкиваетесь с этим в обычной жизни. Пожалуй, ни для кого не секрет, что такие «столкновения» при прочих равных условиях способны выбить вас из седла, надолго испортить настроение, порой довести до слез, заставить оправдываться, почувствовать стыд «со мной что-то не так»… И вам, взрослому человеку, по сути, навязывается роль Ребенка в таком общении. Ведь основной посыл при такой форме контакта звучит как Родительское предписание «Ты недостаточно хорош». В этом предписании вам вешают стыд и вину, в которых отчетливо слышны ноты превосходства: «Твоя плохость так бросается в глаза, что я сейчас же укажу тебе на это. Ты – неправильный, но я знаю, как тебя исправить: как тебе надо жить, реагировать, поступать».

Неприятно, правда? Несложно догадаться, что все это вызовет у вас мгновенный эмоциональный дискомфорт.

Что же делать в таких случаях?

Во-первых, стоит посмотреть глубже – что стоит за таким поведением человека, обратившегося к вам? Ведь когда мы понимаем мотивы другого человека, можем как-то объяснить их себе, нам легче сохранять спокойствие и ясность ума, не включаясь в сценарий эмоционального дискомфорта.

Итак, возможные мотивы, по которым некто берет на себя роль вашего Учителя и труд делать вам замечания:

Во-вторых, если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас поучают, в ситуации откровенных нападок, то стоит задуматься, а не играете ли вы роль Жертвы, тем самым провоцируя окружающих?

человек который учит жизни как называется. content zolushka. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-content zolushka. картинка человек который учит жизни как называется. картинка content zolushka.

В-третьих, сама по себе ситуация, где вам делают непрошенные замечания-указания, критикуют, выглядит как ролевая модель «Учитель-Ученик», «Родитель-Ребенок». Любая оценка вас и ваших действий в данном случае предполагает позицию «сверху», которую ваш собеседник захватил, самовольно назначив себя на роль вашего Учителя, Родителя, Судьи.

Он-то захватил, его «причуда», но вы вправе эту его позицию просто Не поддерживать, не выбирать для себя роль Ученика-Ребенка.

Моим клиентам в ряде случаев помогает следующий прием:

«Посмотрите на все отстраненно. Вот если бы человек перед вами объявил себя Наполеоном и сделал бы вам замечание: «Жак, почистите мундир, а то он у вас грязный. И вообще, вы гнусно скачите на лошади и совсем уж непотребно строите редут. Не позорьтесь, вам следует взять уроки строевой подготовки!». Приняли бы вы его слова всерьез? Думается, вряд ли. Удивились бы несуразности, нелепости сказанного вам – максимум. Но реакции эмоционального дискомфорта вы бы уж точно не испытали – не по адресу ведь указания, не по адресу. опубликовано econet.ru

Автор: Ольга Гришина

Иллюстрации: кадры из кинофилма «Золушка»

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Поучительство

Поучительство характерно для тех, кто сам ничему не научился,

от неспособности найти то, в чем он смог бы проявить свои способности.

Мы все любим поучать других, хотя можем им передать

лишь то, что, пожалуй, и знать-то не стоит.

— Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем…
— Поучайте лучше ваших паучат!

Поучительство как качество личности – склонность постоянно всех поучать, давать назидания, наставления и советы, в которых никто не нуждается.

Мать поучает дочь-подростка: — Выбор мужа — ответственное дело. К этому надо относиться с умом. Вот посмотри на папу. Он может починить всё, что угодно: и машину сам чинит, и в доме всё может починить: электричество, сантехнику… И мебель, если поломается, тоже починит. Дочка кивает головой. Всё это происходило на её глазах. Так вот. Если ты найдёшь себе такого мужа, — продолжала мать, — то у тебя никогда не будет ничего нового.

Поучительство – это бестактный призыв к тому, как «надо жить» и как «правильно жить». Это неправильный, неделикатный путь передачи знаний, предполагающий диктат, давление и насаждение. Это форма проявления гордыни. Алгоритм его всегда идет сверху вниз, свысока, с позиции «ты ничего не понимаешь и не знаешь», «слушай дядю – будешь жить!» Поучительство – это необоснованно присвоенное себе право учить «недоросшего». Словом, в поучительстве самомнение и самонадеянность находят достойную их уровню подругу.

Как известно, бывают советы, поучения, обучение и нравоучение. С двумя последними всё достаточно просто, хотя нравоучения тоже носят надоедливый, навязчивый характер. Советование как качество личности – склонность давать или просить у кого-нибудь совета, внушать или рекомендовать как поступить в том или ином случае, предостерегать от чего-нибудь, обмениваться мнениями, совещаться о чём-нибудь. В отличие от советования поучительство в характерном для него менторском тоне вызывает крайнее раздражение и неприятие. Если поучения выходят за рамки разумного времени или нарушают дистанцию между людьми, происходит резкое отторжение. Относительно взрослого допустимы отдельные короткие фразы поучительного рода лишь в сложной жизненной ситуации. Нельзя злоупотреблять поучениями в отношении детей (их длительностью, частотой, повторяемостью одного и того же), так как это снижает их эффективность и приводит к известному психологическому эффекту бумеранга (поступают наоборот в качестве бессознательного протеста против поучений). Дети нуждаются не в поучениях, а в живых примерах.

Поучительство отвергает уважительные, доверительные отношения между «учителем» и «учеником». В армии существует такой феномен как дедовщина. «Дедушка» поучает «салагу» как правильно нести службу. В этом поучительстве отсутствует всякое уважение. Одно издевательство, стремление самоутвердиться за счет другого и самооправдаться за унижения, допущенные в период, когда сам был салажонком, и приходилось пресмыкаться перед дембелями, гладя их шнурки, качая кровать дедушки, представляющего, что он уже едет в поезде домой. После чистки зубной щеткой казарменного туалета особой жизненной мудрости не почерпнешь.

Совет другого человека проходит в разум, когда между вами сложились уважительные, доверительные отношения. Слова другого человека доходят до нашего разума, если в них нет эгоизма. Стоит появиться ноткам эгоизма в голосе говорящего, как у его визави возбуждается ложное эго, начинается противостояние двух эго, разговор практически теряет смысл. Поучительство не понимает принципа общения: никто не обязан следовать вашим поучениям. Единственная роль и значение совета, поучения, наставления – бескорыстное, не эгоистичное, но обязательно смиренно-доброжелательное оглашение истины. Ваша мысль принимается уважающим вас человеком, если он транслирует волну доброжелательности и смирения. Если эти условия не соблюдаются, высказанная мысль превращается в сотрясение воздуха. Необходимо для начала обрести спокойное состояние, пожелать человеку счастья, а затем уже смиренно высказать ему то, о чем думаете.

Человеку, находящемуся под влиянием энергии благости, можно говорить добрую правду просто, без ложной гордости. Человеку, находящемуся под влиянием энергии страсти, можно говорить ту правду, которую он способен принять, и перед тем, как высказывать свои мысли о том, как нужно жить, хорошенько его похвалить. Человеку в невежестве поучения следует высказывать только, когда он сильно страдает и/или сам просит о помощи.

Поучительство, когда оно лживо и лицемерно, вызывает особую неприязнь и отторжение. Виктор Астафьев в «Зрячем посохе» пишет: «Никто почему-то не учит нас вкусу, и много поучают, нудно, привычно, по старому и совсем уж одряхлевшему рецепту: воровать нехорошо, жить надо честно, праведно, уважать старших; но сами наставники и моралисты чаще всего и воруют больше других, и жрут из отдельного корыта, начисто отметая ту мораль, коей пичкают людей с общественной трибуны. Ворюга, требующий честности от других, — это давнее, но не отжившее приобретение человечества в наши дни, бодро воспрянувший на нашей новой ниве».

Поучительство – сестра глупости. Разумный человек занимает в жизни позицию вечного ученика. Век живи – век учись. Глупец становится на платформу учителя и начинает всех поучать, как правильно жить. Разумный человек осознает, что у всех есть чему поучиться. Даже у деградантов. В Ведах говорится: «Тот, кто мнит себя великим учителем, обладающий правом учить, руководить и поучать других, на самом деле является великим глупцом».

Поучительство, проявленное в отношении к мужу, — шаг к одиночеству. Природа женщины – заботиться о муже, вдохновлять его на взятие жизненных вершин, уметь прощать, принимать его таким, каков он есть. Когда жена начинает грубо поучать мужа, он отгораживается от нее. В отношениях появляется холодок и отчуждение. Мудрецы древности говорили: «Та женщина, которая начинает поучать мужа, сразу его толкает к деградации». Мужчина подавляется мощной женской энергетикой. Если женщина говорит: «Да, ну что ты какую-то ерунду мелешь? Делай так, как я говорю», она уничтожает мужчину как личность. Жена должна уметь «растопить кусочек льда сердцем своим горячим», потихоньку, не прямолинейно вкладывая мужу в уши мысль, как нужно поступить. Иногда нужно в ласковой, нежной форме сто раз сказать об одном и том же. Что делать? Мужской разум просто так в лоб, на таран не возьмешь. Нужно поступать гибко, и тогда он, усвоив пользу от мысли жены, помчится – не остановишь.

Источник

«Не надо их мучить. Это никому не поможет» Почему «вундеркинд» — опасный ярлык и как надо учить детей? Отвечает профессор

человек который учит жизни как называется. detail 5ece44a293e9f7c4044d74a834262ec2. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-detail 5ece44a293e9f7c4044d74a834262ec2. картинка человек который учит жизни как называется. картинка detail 5ece44a293e9f7c4044d74a834262ec2.

На факультете психологии МГУ вручили студенческий билет девятилетней москвичке Алисе Тепляковой. В 2021 году она стала самой юной школьной выпускницей в России, сдав ЕГЭ в восемь лет. В семье Тепляковых подрастают еще шестеро детей. Родители надеются, что и их ждет похожее будущее. О том, кто такие вундеркинды, готова ли российская система образования к талантливым детям, надо ли государству стимулировать их появление и почему судьбы удивительных детей часто складываются трагично, «Лента.ру» спросила у профессора Высшей школы экономики, заведующего Лабораторией социологии образования и науки ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниила Александрова.

«Великие люди в детстве нечасто выглядят вундеркиндами»

«Лента.ру»: Вундеркинд, талантливый ребенок и просто способный — это разные понятия или скорее синонимы?

человек который учит жизни как называется. preview 90e5304c10a056b344d084e0b6ab5505. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-preview 90e5304c10a056b344d084e0b6ab5505. картинка человек который учит жизни как называется. картинка preview 90e5304c10a056b344d084e0b6ab5505.

Даниил Александров: Мне кажется, это ярлыки, которые приклеивают взрослые. И приклеивают часто незаслуженно. Все образованные семьи уверены, что их дети и внуки необычайно способные. Это, конечно, искажение под влиянием любви. Те, кого мы любим, — они для нас и самые красивые, и самые талантливые.

Выглядит оценка способностей часто так. Реальный пример из жизни. Прекрасная семья. Папа учит дочку математике. При этом сердится за ошибки, ругает. А французскому и английскому ее учат бабушка с дедушкой, которые ее все время хвалят. Догадываетесь, какой результат? Математикой девочка не хочет заниматься, ненавидит ее, а языки — любит. И папа ребенка мне всерьез говорит, что дочь не способна к математике, но способна к языкам. На самом деле к способностям, тем более к таланту, это не имеет никакого отношения.

Школа сильно страдает от склонности родителей к переоценке своего чада. Наши гимназии заполнены детьми без особых способностей, у которых просто много ресурсов дома, ими занимаются, отдают в кружки до школы и т.д. и т.п. Люди с выдающимися способностями теряются в этих школах еще больше, чем в самых обычных — что называется, районных

Великие люди — писатели, ученые — в детстве нечасто выглядели как вундеркинды. Вундеркинд — это ярлык для раннего проявления способностей. Но многие способности проявляются не рано. Были великие математики, которые поздно начинали говорить. Много великих математиков, которые в детстве никак не выделялись, но в 15 лет было видно, что у них есть выдающиеся способности. Нужно время и освоение школьного курса математики, чтобы стал виден талант, а не просто способность складывать цифры. То есть слово «вундеркинд» — редкое и часто ошибочное использование ярлыка.

Если вундеркинды теряются в обычных школах — значит, для таких детей необходимо создавать какую-то особую методику обучения, особые школы?

Нет, не нужно. Практически во всех странах мира нет отдельных специальных школ для математиков или спортсменов. Зато есть большие школы, внутри которых дети могут подбирать для себя предметы по своим интересам, талантам: кто-то больше занимается литературой, а кто-то математикой. И в мире складывается мнение, что такая система лучше, чем отдельные спецшколы. Но поскольку они у нас в России есть, я не предлагаю от них избавляться. Все же ломать — не строить, новые реформы нашим школам не нужны.

Но необходимо дополнительное образование. Кружки нужны доступные. И более того — нужна система кружков, где можно переходить с уровня на уровень, из кружка для начинающих — в более сильный. Как в спорте или музыке. Во многих странах нет спортивных школ, а рекордсменов много — кружки и секции решают дело. Вот и с прочими талантами так же.

По настоящему талантливые люди проявляются сами по себе, без всяких специальных школ. Поскольку мой папа был великий математик, я вырос среди математиков и физиков, знаю множество историй. Например, про то, как подростка в 14-15 лет привели к университетскому профессору со словами: «Он нашел дома вузовские книжки по математике, читает их, поговорите с ним». Из этого ребенка потом вырос выдающийся математик. Много случаев, когда это все достаточно рано видно, но все же не в восемь лет.

Важно еще подчеркнуть, что великие математики, которых я лично знал когда-то в старших поколениях, никогда не заканчивали никаких спецзаведений — таких тогда и не было. А великие математики были.

человек который учит жизни как называется. pic 3f506458197f0e5ea128d257231fd2a5. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-pic 3f506458197f0e5ea128d257231fd2a5. картинка человек который учит жизни как называется. картинка pic 3f506458197f0e5ea128d257231fd2a5.

Несколько лет назад активно обсуждалась идея создать реестр талантливых детей, чтобы у государства все будущие гении были на учете. Это осуществимо?

Невозможно по многим причинам. Нельзя все сводить к интеллекту, противопоставляя одаренных детей тем, у кого ограниченные умственные способности. Если мы посмотрим, как почти все в мире думают и пишут об особо одаренных детях, то это все про умственные способности. Мерить IQ слишком просто и отчасти именно поэтому ошибочно. Поясню.

Специальные способности очень разные. Скажем, музыкальный слух — это одна способность. А координация, тонкая моторика рук и строение рук, позволяющее легко играть, — это другие способности. Если они сошлись вместе, может быть, будет выдающийся пианист. Не сошлись — не будет.

То же самое с математикой — даже внутри математики нужны разные способности. Одни умеют решать сложные задачи быстро, но у них нет каких-то качеств ума для того, чтобы ставить новые задачи. У них у всех будет высокий IQ, но способности очень разные, и только сочетание их даст нам выдающегося математика.

И психологи не знают, что это за такие качества ума, что позволяют открывать новые математические направления. Так же как никто не знает, какие характеристики мозга делают человека способным писать выдающиеся стихи.

Наконец, есть черты характера, без которых никакие специальные способности не будут реализованы. Это жизненный оптимизм, это умение долго концентрироваться и тому подобные качества. Необычайно важно то, что называется энергией и душевными силами.

Если вы не умеете концентрироваться или все время падаете духом от малейших неудач, никакие специальные способности не удастся реализовать. Потому что специальные способности требуют усилий и в развитии, и в долгосрочной реализации

Надо иметь драйв не только в школе, но и в вузе, и потом еще на десятки лет самостоятельной жизни. То, что для жизненных успехов качества характера важнее, чем IQ, очень хорошо показано в работах нобелевского лауреата, экономиста Джеймса Хекмана.

Ну, а государству выгодно иметь много талантливых граждан? Или с аномалиями, к коим относится и гениальность, лучше не связываться?

Во-первых, это ложное представление, что существует некое государство, которому что-то выгодно или нет. Государство ведь во внутренней политике, тем более социальной, не единый монолит: одним группам надо одно, другим — противоположное.

Во-вторых, государство озабочено развитием талантов по разным соображениям. Например, вкладываются большие деньги в математическое образование. Это решение принимается на высшем уровне, так как нужны программисты, нужны инженеры — специалисты, обеспечивающие безопасность. Это важно государству. Важны и талантливые спортсмены. Если первое для технологического развития, то спорт — это понты. Спортсменами у нас гордятся и меряются друг с другом и с другими странами, а математиков просто используют.

А в-третьих, есть еще понятный личный фактор. Поскольку наши чиновники и есть в каком-то смысле государство, они все хотят, чтобы их дети были одаренными, и, соответственно, борются за школы для одаренных, за гимназии и лицеи. В стране открываются кадетские корпуса и специальные школы разных ведомств и государственных компаний. Увы, эта система нацелена не на поиск талантливых детей, которым скучно учиться в обычных школах, а на устройство привилегированных детей в привилегированные учебные заведения

От такого подхода стране в целом очень плохо. Потому что гораздо лучше, когда государство думает не об образовании привилегированных и не об образовании высоких достижений, а о том, чтобы не было отстающих.

«Отличников никто специально не мучает»

Может ли качественное образование повлиять на количество одаренных?

Нет, не может. Система кружков может помочь найти таланты, но само по себе образование не формирует гениев. Никак — от слова вообще.

Я сам заканчивал физматшколу, очень хорошую, много интересовался этим вопросом. Наша школа была прекрасна, и питерские физматшколы выпустили много талантливых людей. Но я абсолютно убежден, что число математиков мирового уровня у нас в стране не изменилось бы, если бы вместо специализированных школ были бы просто хорошие, рядом с которыми есть сильные кружки. Хочу еще раз подчеркнуть, что особо одаренные дети и гении — это редкое сочетание врожденных способностей, это совершенно особая порода. Их тоже нужно поддерживать и помогать им, но они не создаются образованием.

Часто мы путаем просто способных людей, которым нужно дать реализоваться, с теми, о ком мы можем сказать: это выдающиеся люди.

Допустим, живет где-то уникальный ребенок с задатками гениальности. Вы считаете, что он сможет прорасти сквозь асфальт в любой школе, никакой особой атмосферы ему не нужно?

Если школы заняты травлей одаренных подростков, тогда и правда каюк. Но я могу сказать, что такого практически нет. Мы делали исследование в Санкт-Петербурге. Смотрели, много ли школ, в которых отличников подвергают остракизму по типу «ты что тут, самый умный?». Выяснилось, что нет таких школ. В отдельных классах, где на 25 хулиганов один отличник, бывает, что его гнобят. Но чтобы такое случалось во всех классах школы — мы ни одного случая в Петербурге не нашли. Классов с не очень хорошей атмосферой обнаружилось примерно шесть-восемь процентов. В начале исследования я ждал, что таких школ будет 10-20 процентов. Но их нет вообще. Отличников никто специально не мучает. Это прекрасно, и нам надо этому радоваться.

Проблема только в том, что в стране огромное пространственное неравенство. В больших городах много кружков, хорошие олимпиады, больше возможностей. А если вы живете где-то в лесах, где ничего нет, а еще там плохой учитель математики, — то печально. Такая ситуация загубит многие таланты задолго до того, как они поймут, что им нужно двигаться куда-то дальше. Это реально тяжелая история, но она простыми способами не лечится.

человек который учит жизни как называется. pic 869b7077545db2476cdebcdadd076c99. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-pic 869b7077545db2476cdebcdadd076c99. картинка человек который учит жизни как называется. картинка pic 869b7077545db2476cdebcdadd076c99.

То есть у таланта из глухомани вообще никаких шансов?

У меня есть любимая история на эту тему. Изучаем мы сельские школы и вдруг обнаруживаем, что из одной идет постоянный ручеек победителей областных олимпиад по английскому языку. Мы сразу пикируем в эту школу. Спрашиваем детей и родителей: «Как у вас учитель английского — нравится?» Те сразу начинают стенать: «Очень плохо, очень!» Мы недоумеваем — откуда тогда такие результаты? Выясняется, что педагог то ли по физике, то ли по географии (помню только, что по естественным наукам) любит английский язык. И стала преподавать его дочке. А чтобы ей не было скучно, взяла за компанию ее подруг. Так и появился этот кружок. А деревня реально глухая — два с половиной часа от Петербурга по тяжелым дорогам. То есть в удаленных школах все построено на случайности. Найдется энтузиаст — что-то прорастет.

Государство может как-то стимулировать появление таких случайностей?

Конечно, да. Можно учить педагогов даже в глухих местах узнавать таланты — музыкальные, математические, языковые — и как-то им помогать. В этом смысле лучше работают системы, когда начальные школы в поселках, а старшеклассников собирают в большие школы. Пусть им и приходится добираться долго на школьном автобусе до места учебы, зато они попадают не в свою деревенскую школу, где мало школьников, а туда, где много классов в параллели. А значит, есть возможность создавать специализации, вводить дополнительное образование и кружки.

Это во всем мире так, не только у нас. Билл Гейтс через свой благотворительный фонд долгое время финансировал маленькие сельские школы штатов Орегон и Вашингтон, там, где он родился, жил и содержит Microsoft. Но потом эксперты ему объяснили, что поддерживать маленькие школы — не очень эффективно. Потому что никакая помощь, даже такого миллиардера, как Гейтс, не сможет обеспечить их тем набором учителей, который позволял бы иметь нужное разнообразие уровней математики, гуманитарных и естественных наук.

Самое лучшее — это вкладывать деньги в школьные автобусы. И выстраивать систему поиска талантов, их моральной поддержки. Нужно давать возможность детям пробовать разное, поэтому система кружков мне видится наиболее правильной

Есть старый анекдот: человека спрашивают, умеет ли он играть на скрипке. «Не знаю, — отвечает, — не пробовал». Если ребенок никогда не играл ни на каком инструменте, не решал сложные задачи, мы не знаем, есть у него к этому способности или нет. Только по мере того, как человек втягивается, достигает какого-то уровня владения предметом, можно заметить талант.

Какие опасности поджидают одаренных детей, вундеркиндов?

У них могут быть особенности развития. Более того, у них чаще встречаются разные формы аутистического спектра, например, синдром Аспергера, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности. Или еще что-то. Но главное — на них падает груз ожидания родителей и нагрузка непрерывных занятий. У них может сформироваться перфекционизм, который мешает им реализоваться. У них возникает усталость от занятий и от родительских ожиданий.

Но это же не их выбор. Это вина родителей, если их перегружают, а не качества детей со способностями. Не надо мучить детей. Это никому не поможет, в том числе гениям. Как в спорте, как в музыке, так и в других сферах можно перетрудиться и надорваться.

«Мотивация ослабевает, наступает перелом, депрессия»

Почему далеко не каждый вундеркинд во взрослой жизни становится выдающейся личностью?

Как сказано выше, успех в карьере в целом много больше зависит от таких качеств, как упорство, усидчивость, оптимизм, открытость людям, честность, сознательность и совестливость, нежели чем от IQ. Это многократно показано на разных данных.

И, наконец, есть психологическая динамика в ходе развития и реализации способностей. Если что-то тренировать, то оно развивается лучше. На примере математики: если не давать юным талантам что-то нетривиальное и сложное, а тренировать только на быстрое решение стандартных задач, они к этому привыкают. Если всячески помогать ребенку развивать детскую манеру рисунка, расхваливая его как вундеркинда, ему потом будет трудно.

И, наконец, самое частое: талантливый человек может так легко справляться с задачами, что мотивация ослабевает, и с каждым годом он/она занимается все меньше и меньше, отставая от сверстников. А потом наступает перелом, депрессия, и далее что угодно, включая наркотики… Это известная проблема раннего успеха.

Кроме того, это, может, родителям и учителям казалось, что ребенок — вундеркинд. Да и в детстве легко быть вундеркиндом, когда все тебя поддерживают и тобой восхищаются, а в самостоятельной жизни все иначе. Тут важны те качества личности, о которых я уже говорил. Здоровье важно, энергия, оптимизм. И умение долго-долго трудиться над чем-то сложным.

человек который учит жизни как называется. pic ea656a6d3b3ed4b5d19eadaec7a08605. человек который учит жизни как называется фото. человек который учит жизни как называется-pic ea656a6d3b3ed4b5d19eadaec7a08605. картинка человек который учит жизни как называется. картинка pic ea656a6d3b3ed4b5d19eadaec7a08605.

По поводу девятилетней девочки, поступившей в МГУ, разгорелась бурная дискуссия. Практически все педагоги считают, что дело не в таланте, просто папа натренировал ребенка. Можно ли отсортировать такие случаи «натаскивания»?

Отсортировать и исправить не получится, потому что всегда будут родители со своими сверхидеями по развитию детей. Но надо понимать, что натаскать к восьми-девяти годам любого ребенка на что-то невозможно. Кто не верит, пусть посмотрит на детей, у которых трудности в развитии. У меня есть коллега — организатор образования педагогов. Она начинающих учителей специально отправляет вести урок у детей с трудностями в развитии, чтобы молодой учитель остро ощутил, что не все дети его понимают. Проблема молодого учителя часто в том, что он приходит в класс и ожидает, что всем все ясно, а выясняется, что понимают его 5 из 25. Педагог огорчается и концентрируются на этих пяти, а это неправильно. Задача, чтобы и оставшиеся 20 чему-то научились.

Люди, которые учились в хорошей школе, учились в университете, потом пошли преподавать в хорошую школу — они реально думают, что все вокруг такие же, как они, с такой же скоростью мыслительных процессов. Нет, не все. Много людей, у которых замедленные интеллектуальные реакции, их нельзя натренировать.

Так что девочка, безусловно, способная, о чем тут разговор. Но так же очевидно, что у нее, скорее всего, нет никаких специальных способностей, иначе она бы поступала не на психфак, а на мехмат или еще куда-то. А психология — это такое общее образование. Просто девочка хорошо соображает.

Надо сказать, что вообще массовая ранняя диагностика специальных способностей — занятие распространенное, но абсурдное и вредное. Всерьез заниматься психодиагностикой развития в раннем возрасте сложно, это требует специальных нейропсихологических тестов и высокой квалификации психолога. У ребенка не очень рано формируется такой уровень развития, что можно просто проводить те или иные экзамены на уровне школы — это примерно время перехода от начальной школы к средней. А в шесть-семь лет неспециалисту сделать это практически невозможно. Так что проверка способностей на собеседовании перед приемом в первый класс — это профанация, обман народа. Экзамен в пятый класс гимназии — уже получше.

Когда 15-летний подросток заканчивает школу и поступает в вуз, с моей точки зрения, это рановато. Но есть и исключения. Например, академик Лев Ландау в 12 лет начал осваивать высшую математику, а в 14 лет стал студентом сразу двух факультетов Бакинского университета — физмата и химического.

Однако в девять лет отправлять ребенка в высшую школу — это, конечно, только его мучить. Я согласен, что дело тут скорее в стремлении родителей кому-то что-то доказать. С моей точки зрения, такие ситуации — это абьюз детей.

Что посоветуете родителям одаренных детей?

Первое — не думать о своем ребенке как особенно одаренном. Это вредно, это слишком высокие требования. Если надежды не оправдаются, то это горе для вас и, что еще важнее, травма для ребенка: все верили, что он гениальный, и ему внушили такое представление о себе, а по жизни не получилось. Я об этом уже говорил как о проблеме раннего успеха.

Второе — кружки, кружки и еще раз кружки, то есть дополнительное образование. Помогите ребенку попробовать разные занятия, найти себя и дело по способностям.

Третье — не перегружать детей и не использовать их для реализации своих личных амбиций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *