чарли и шоколадная фабрика чему учит
«Чарли и шоколадная фабрика»: фильм для взрослых и, возможно, детей
В 2005-ом году Тим Бёртон снял один из своих известнейших фильмов: картину «Чарли и шоколадная фабрика» по одноименной сказочной повести Роальда Даля. Стоит отметить, что этот британский писатель, родившийся в семье выходцев из Норвегии, в принципе писал довольно своеобразные сказки и не совсем тривиальные детские книги. Черный юмор, отказ от слащавости, сентиментальности и «розовых соплей» присущ практически каждому его произведению. И «Чарли и шоколадная фабрика» — вовсе не исключение из этого правила.
Над сказочными декорациями создатели фильма потрудились на славу, причем многие из них были действительно съедобными
Поэтому вовсе неудивительно, что такой сюжет заинтересовал Тима Бёртона. Последний в принципе известен своей любовью к страшилкам, монстрам, теме смерти и жестоким поворотам сюжета, завернутым в ужасающе-очаровывающую псевдосказочную обертку. Стоит отметить, что в своем желании экранизировать «Чарли и шоколадную фабрику» Бёртон был не первым: в 1971-ом году по книге уже снимали фильм, который принес известность Джину Уайлдеру, сыгравшему Вилли Вонку, и был раскритикован самим Роальдом Далем. К сожалению, до выхода на экраны новой экранизации писатель не дожил, но можно предположить, что она понравилась бы ему больше: Даль всегда хотел, чтобы главным героем был Чарли, а не Вилли Вонка, и Тим Бёртон, по сути, практически не сместил акцент с младшего персонажа.
Первую версию экранизации своей книги Даль раскритиковал из-за чрезмерного внимания к Вилли Вонке
Вилли Вонка: то ли пожалеть, то ли возненавидеть
В своей повести Роальд Даль вполне конкретно разводит по полюсам «хороший» и «плохой» детских персонажей, а вот Вилли Вонка у него получился достаточно неоднозначным. И эту неоднозначность весьма элегантно передали Тим Бёртон с Джонни Деппом. С одной стороны, нам показывают Вилли как человека с душевной травмой, в детстве страдавшего из-за чрезмерной строгости отца и в результате сделавшего делом своей жизни производство сладостей, которые тот ненавидел. Кстати, флешбэки из детства Вонки были придуманы сценаристами, в книге их нет.
С другой стороны, нельзя сказать, что Вилли несчастен, равно как и назвать его добросердечным. Он вполне доволен своей жизнью, он построил целую шоколадную империю и даже невероятный шоколадный мир внутри своей фабрики, он достаточно уверен в себе и весьма негативно относится к любой критике. Он безжалостно и достаточно жестоко наказывает детей, да еще и, по всей видимости, получает от этого удовольствие. Очевидно, что он специально ведет своих маленьких гостей по тем цехам, где их поджидают разнообразные «ловушки», и делает все для того, чтобы они попались. И, в конце концов, он выгоняет Чарли, которого хотел сделать своим учеником и наследником, как только тот заикается о нежелании расставаться с родными.
Вилли Вонка, как минимум, не жалеет наказанных детей, как максимум — наслаждается их мучениями
В конце фильма впечатление немного смягчается: не желавший ничего слышать о семейных узах, Вилли Вонка мирится с отцом и приглашает на свою фабрику и Чарли, и всех его родственников. Хотя, возможно, если бы он не утратил способность выдумывать новые сладости, расстроившись из-за отказа Чарли, он бы ничего из этого не сделал. Словом, вот такой он: не слишком хороший, не слишком плохой. Не злодей, но и уж точно не герой. Возможно, вызывающий сострадание, возможно – скорее провоцирующий раздражение. И чудоковатая внешность персонажа, представляющая собой собирательный образ, над которым поработали и Бёртон, и Депп, идеально дополняет его неоднозначное поведение.
Условно плохие дети
Справедливости ради стоит отметить, что произведение Роальда Даля периодически подвергалось критике из-за того, что четыре «плохих» ребенка изображены уж слишком отрицательными и даже, по сути, олицетворяющими смертные грехи: к алчности можно приплести Веруку Соль, к гордыне – Виолетту Борегард, к праздности – Майка Тиви, и, наконец, к чревоугодию – Августа Глупа.
Справедливости ради стоит отметить, что развитию пороков у «плохих» детей немало способствуют их собственные родители
Такие гипертрофированно негативные образы можно объяснить тем, что произведение все-таки теоретически детское, а в детских сказках и повестях подобный прием используется крайне часто. Впрочем, это одна из тех причин, по которым «Чарли и шоколадную фабрику» не всегда называют оптимальным фильмом для просмотра с детьми. Выискивать в окружающих отрицательные черты и клеить на них ярлыки, основанные исключительно на недостатках – все же не самое лучшее занятие для подрастающего поколения. Впрочем, если грамотно объяснить маленькому зрителю, что в реальной жизни люди гораздо более многогранны, чем в фильме, то можно включать его детям без каких-либо зазрений совести.
Серьезные наказания за детские пороки
Все «плохие» дети были наказаны весьма изощренно. Августа Глупа засосало в отводную трубу, когда он, в порыве чревоугоднической страсти, захотел выпить Шоколадную реку. Виолетта Борегард, попробовавшая экспериментальную жвачку, которая включала в себя обед из трех блюд, стала фиолетовой и раздулась. Верука Соль, захотевшая пополнить свой зоопарк одной из белок, что работали в Ореховом цеху, оказалась в мусоропроводе. И, наконец, Майк Тиви, чьим «криптонитом» оказался Телешоколадный цех, уменьшился в размерах, а потом был отправлен в «тянутель тянучек», став двумерным.
Нам так и не дают понять, оправятся ли «плохие» дети от того, что случилось с ними на шоколадной фабрике
Конечно, это все – гипербола, которую не стоит воспринимать слишком близко к сердцу, и которая лишний раз подчеркивает характер сказочности повествования. Впрочем, сказочность эта выдержана в стиле страшных произведений братьев Гримм, которые многие авторы пытались смягчить и приукрасить, адаптируя их для детей более современных поколений. И это еще одна причина, делающая вопрос о просмотре «Чарли и шоколадной фабрики» с детьми открытым.
Чарли Бакет – нейтральный герой
Хотя Роальд Даль считал Чарли Бакета центральным персонажем своей книги, его личность стала еще одной из тематик, которую мусолили многие критики. По сути, Чарли можно назвать ходячим стереотипом: скромный, тихий и вежливый мальчик из бедной семьи, привыкший ничего не требовать и послушно подчиняться приказам старших. Если для «плохих» детей автор красочно прописал ярко выраженные недостатки, то для Чарли он оставил только кротость, благовоспитанность и бедность. Другими словами, критики нередко обращали внимание на то, что вся «положительность» мальчика – это просто отсутствие «отрицательности». Причем, возможно, обусловленное лишь тяжелым материальным положением его семьи, из-за которого у него просто банально не было возможности проявлять, например, чревоугодие. Никакого исключительного благородства Чарли не демонстрирует.
Чарли и его семья — классические добропорядочные бедняки из детских сказок
Тем не менее, такие персонажи в сказках тоже встречаются сплошь и рядом, так что вряд ли стоит винить Даля, а затем и Бёртона, в построении образа положительного героя на такой основе. Суть тут, скорее, не в том, что бедняк должен оказаться невероятно выдающейся личностью. Вполне вероятно, что автор изначально хотел показать его таким вот нейтральным. Дескать, скромность украшает, и порой самый неприметный и ничем не выделяющийся человек может оказаться самым надежным и по-настоящему заслуживающим доверия. Но проявлять свой характер, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, быть своеобразным и нравиться далеко не всем – это тоже нормально, и это еще одна тема для дискуссии с представителями младшего поколения, если вы захотите устроить семейный просмотр картины.
Словом, смотреть этот фильм самостоятельно или вместе с детьми – решать вам. Удовольствие от просмотра этой красочной картины вы в любом случае получите, а вот по поводу смысла и извлеченных из нее уроков все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
«Чарли и шоколадная фабрика» c точки зрения психолога: разбор детских травм Вилли Вонки
Правда, перечитывать книгу или смотреть фильм после этого будет не так весело
Фильм «Чарли и шоколадная фабрика» отражает четыре психологические линии.
Первая — о детских травмах и их последствиях
Эту линию отождествляет сам хозяин фабрики Вилли Вонка. Он был сыном дантиста. Его отец — лучший в своей области специалист, но абсолютно черствый родитель. И хотя он заботится о здоровье ребенка, делает это с маниакальной жестокостью. Это видно из того, как он заставляет мальчика носить уродливое железное приспособление для исправления прикуса. Запрещает есть любые сладости. И даже в праздник сжигает заветный шоколад в камине. Этими действиями отец напрочь отбивает любовь ребенка к себе и желание любых отношений с людьми. Психологически нехватка любви требует компенсации. Вилли Вонка делает это с помощью исполнения мечты о сладостях. Став взрослым, он открывает фабрику по производству шоколада. Теперь в его жизни столько конфет, сколько захочется. А шоколад, производимый фабрикой, самый вкусный и самый известный в мире.
Вилли Вонка отчасти повторяет поведение отца. Он жесткий руководитель. Не доверяет людям и не дает им права на ошибку. Социопатичный мизантроп, узнав, что некоторые сотрудники воруют секреты приготовления шоколада, он увольняет всех, чем оставляет их без средств к существованию. Двери фабрики закрываются «навсегда». А сам хозяин закрывается внутри своего сказочного мира. Никто и никогда не сможет попасть внутрь.
Здесь мы видим противоположные субличности Вилли Вонки. Одна из них — жесткий, самоуверенный, не терпящий критики шоколадный магнат. Он заводит условно «плохих» детей в ловушки. И безжалостно расправляется с ними.
Другая субличность — маленький мальчик, который так и не вырос и до сих пор живет в сказочном мире. Он создал его сам. На фабрике работают волшебные эльфы. Они танцуют и поют веселые песни. Все, что есть в цехе, — съедобное. Трава из патоки. Цветы из карамели. Вокруг горы зефира и леденцов.
«Взрослый» Вилли Вонка не замечает, что он несчастлив. То, что он делает, не компенсирует нехватку родительской заботы. И только мальчик по имени Чарли поможет понять, чего ему на самом деле не хватает, чтобы стать по-настоящему счастливым.
Вторая линия — воспитание детей
Вилли приглашает на свою фабрику 5 детей и 5 родителей. Каждый из них отождествляет личностные качества и стили воспитания.
Майк Тиви отражает индифферентный стиль воспитания. Этот стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе, и связь между ними и родителями отсутствует. Что мы и видим. Родитель эмоционально холоден к ребенку, не замечает его интересов и не занимается им. Ребенок целыми днями играет в «стрелялки». Что порождает лень, глупость и жестокость.
Избалованная Верука Соль. Стиль воспитания — либеральный. Он близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере вседозволенности. Это позволяет ребенку капризничать, требовать немедленного исполнения своих желаний, манипулировать родителями.
Обжора — Август Глуп. Стиль воспитания — гиперопека. Родители чрезмерно опекают своих детей и всеми силами стараются обеспечивать их безопасность и защищенность. Дети вырастают беспомощными, инфантильными «маменькиными сынками». Часто ребенка безмерно закармливают. Из того же желания угождать и опекать.
Виолетта Борегард все измеряет достижениями. Даже жвачку она жует на рекорд. Здесь мама ставит собственные амбиции во главе воспитания. Она сама рекордсменка и хочет от ребенка того же. В конце мама скажет «Я не хочу иметь дочь-чернику! Как она будет соревноваться?».
Чарли Бакет. Стиль воспитания — демократический. Самый конструктивный стиль воспитания. У ребенка формируется правильное, ответственное социальное поведение. Понятия справедливости, заботы, твердости и соблюдения дисциплины.
Третья линия — философская и вытекает из второй.
Это пороки, олицетворяющие грехи. Они гипертрофированно представлены в персонажах. Это можно объяснить тем, что фильм для детей. А детям присущ максимализм. Веруку Соль можно отнести к алчности, Майка Тиви — к праздности, Августа Глупа — к чревоугодию и, наконец, Виолетту Борегард — к гордыне. И каждый будет наказан по заслугам.
Четвертую линию отождествляет Чарли.
Искренний, наивный, воспитанный, вежливый мальчик. Он ценит семью, помогает близким. Добрый и скромный, он не пытается хитрить и поэтому не попадается в ловушки. Здесь говорится о том, что для победы достаточно оставаться самим собой, находиться в контакте со своими чувствами и окружением. Когда Вилли Вонка предлагает Чарли остаться на шоколадной фабрике, но забыть свою семью, мальчик отказывается. Это становится полной неожиданностью для хозяина фабрики и поводом задуматься. Он понимает, что истинное счастье не в достижениях, а в любви. Таким образом, происходит «исцеление» Вилли Вонка. Воссоединение с отцом. А в дальнейшем обретение семьи в лице мальчика и его родных.
Фильм противоречивый и нетривиальный. Красивый и удивительный. Он поднимает много вопросов о семье, об отношениях детей и родителей, о мечтах и несбывшихся надеждах, о маленьких детских радостях и потерянном детстве. Он таит в себе большой смысл: неважно, сколько у тебя денег и амбиций, сколько побед и заслуг, важны человеческие отношения, доброта, честность, любовь к близким и семейные ценности. Семью не сможет заменить никакое богатство, даже горы шоколада.
Вопросы для обсуждения:
Чтобы «зашитая» в фильм мораль не ускользнула от детского взора, лучше вместе с ребенком обсудить кино и его персонажей после просмотра. Вот какие вопросы можно задать ребенку:
А еще наш партнер — сервис Забота.Дети, который и подготовил этот текст, придумали игру по мотивам фильма. Автор игровой части — психолог Анатолий Волчек.
В чем суть игры:
Мы предлагаем использовать мир и сюжет фильма для того, чтобы поиграть с ребенком и чтобы помочь ему усвоить социальные нормы и правила.
Играть нужно, потому что: доктор психологии Д. Б. Эльконин выделяет ролевую игру в качестве ведущей развивающей деятельности для детей в возрасте 4-7 лет. В младшем школьном возрасте игра формирует в меньшей степени, но всё же формирует, вплоть до 9 лет.
Играть можно, если вашему ребенку понравился фильм.
Ну и ещё, играть — весело!
Мы предлагаем вариант групповой игры. Вы можете организовать родителей-друзей и собрать на игру нескольких детей. Пусть они проживут это приключение вместе.
Время игры может варьироваться, так как важно учитывать групповую и индивидуальную динамику. Попытайтесь сделать так, чтобы дети не устали.
И главное. Ведущий. Вы — ведущий. Или кто-то из близких родственников, или друг семьи. Он важен. Он тот, кто проводит игру. Тот, кто готов побыть ребенком вместе с ребенком.
Правила и этапы игры:
Тот момент, когда ребенок находит «Золотой билет» и послание, написанное на нем.
«Здравствуйте, друзья! Вы получили золотой билет, а значит, вам сказочно повезло быть гостями на нашей фабрике. Для того, чтобы получить главный приз, вам придется пройти пять этапов. Ну и… справиться с ними. Дерзайте! В конце останется только один! Шутка! Или нет. »
Первая локация. Назовите ее «Жадность!».
Проговорите с участниками «Ребята. Как вы считаете хорошо или плохо быть жадным?». Если ответят, что хорошо, то нужно дать аргумент, почему это не так. «Например, расскажите, как вам приятно делиться с друзьями или как вам приятно поделиться со своими детьми тем, что у вас есть». Будьте аккуратны, это очень тактичный разговор. Проведите минутку группового воспитания. Приведите общее понимание детей к тому, что жадность — это плохо, а делиться — хорошо.
Дайте задание детям подготовить сценку на тему «Почему жадность — это плохо?». Пусть подготовят сценку. Короткую. Дайте им на это 5 минут. Пусть подготовятся и покажут сценку на 30 секунд — минуту. Похвалите и дайте первый приз и следующую подсказку.
Вторая локация. Назовите ее «Правила не Правила».
Подготовьте заранее пару десятков карточек с разными правилами. В том числе шуточными: не бегать, не прыгать, не дышать, уважать друг друга, драться с умпа-лумпами, поджигать хозяина фабрики, жонглировать котами и так далее. Серьезные правила перемешайте со смешными. Дайте детям задание — выбрать правила поведения, важные на Шоколадной фабрике, и наклеить их на какую-нибудь доску/стену/ватман. Обсудите правила вместе.
Третья локация. О семье.
Дети тянут жребий (это бумажки с указанием членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, кот и так далее). Задача: каждый должен изобразить ту роль, которую вытянул. Задача остальных детей — угадать, кого показывают.
Это задание — хороший способ поговорить про семью, посмеяться над своей взрослостью и показать детям, что вы с ними на равных и не чужды самоиронии.
Финал. Обязательно завершите игру эпично и помните, что победить должны все.
Это образовательная игра, ее цель не в победе, а в обсуждении важных понятий. Если вы все же предусмотрели приз, то пусть это будет огромный торт. Его и поделите на всех — шоколад полезен для работы мозга.
Для погружения в атмосферу нужны:
Вообще, чем больше ярких деталей из мира фильма вы возьмете, тем интереснее получится игра, и тем ярче будут впечатления вашего ребенка.
Рецензии на книгу Чарли и шоколадная фабрика
Одна из самый странных сказок детства наряду с «Детьми синего фламинго» и странной книгой о похищении королевы Нидерландов группой студентов. Сейчас, при повторном прочтении, странностей не стало меньше.
Примечательно, что после выхода сказки разразились дискуссии, не бесспорная она. резко отзывались и о звоночках расизма, и о сомнительной морали «бедняков». Но меня не это приводило в замешательство.
Меня настораживал гротеск. Тут он такой, ядрёный. Начиная с гипертрофированной бедности семейства, с которой по сути никто разбираться и не планирует, заканчивая условиями на шоколадной фабрике.
И финал, на мой взгляд, её почти рушит. Слишком уж назидательно.
Безусловно, интересная сказка, но очень спорная.
#БК_2020 (3. Книга, в названии которой есть что-то вкусное или съедобное).
Очень хорошо получилось! Не знаю говорил ли в такой манере автор, но я поверила, что это слова самого автора)
@lerochka, приятно слышать/читать такие слова)
Проверка на сладостях.
Начинаю сразу с переводчика, потому что текст разительно отличается от перевода других авторов. Я читала в переводе Н. Матреницкая и С. В. Кибирского, книжка называется «Золотой билет, или Чарли и шоколадная фабрика», по-моему, только у них такой перевод названия. И надо сказать, мне книжка понравилась, меня ничего в переводе не смущало)
Книжка добрая, милая, теплая, светлая) В ней трогательно обыграны уроки для детей, но при этом ты прекрасно понимаешь, что до ребенка, с которым инцидент произошел, смысл не дойдет, но, если это было направленно на взрослых рядом с ним, тогда может быть, дойдет до них и тогда уж они донесут до ребенка, что в нем на данный момент не так и попытаются вырастить все же человека, а не потребителя.
Если не сравнивать с советскими книжками, то книга удивительна. Но и без сравнений, она очень хороша и на многое указывает. Так что конечно же, ее надо читать и себе и детям. Ведь никто не хочет, встретив удивительного человека, оказаться Глупом, который променял его на немножко шоколада, или Верукой, которую вообще отбраковали за пустую голову. Так что надо такие книжки читать и становится чуточку лучше, чуточку больше человеком, чтобы гордо суметь сказать на вопрос кто ты: «Я – Человек!»
Рецензии на книгу «Чарли и шоколадная фабрика» Роальд Даль
Осторожно! Зашкаливающее количество эмоций и картинок!
Очень и очень извиняюсь, но без этого не смогла!
А вы знали про шоколадную фабрику мистера Вилли Вонка? Это самая-самая огромная фабрика шоколада! Именно в ней делают самые невероятные сладости, которые вы даже представить не сможете, о которых вы даже не мечтали!
Чарли Бакет Он живёт в очень бедной семье с мамой и папой, двумя бабушками и двумя дедушками. Плитку шоколада он получает только в день рождения. И то, это его единственный подарок. Но он не жадный, он готов поделиться лакомством со всей семьёй. Билет он получает по прекрасной случайности. Чарли, единственный из победителей не имеет гадких черт характера. И ему за это воздастся. Непременно!
А за всем этим присмотрит странный, но гениальный Вилли Вонка!
Ах да, не менее странный и гениальный чем сам Роальд Даль! Роальд Даль создал увлекательнейшую сказку про сладчайший мир, наполнил её невероятными существами умпа-лумпами, фантастическими конфетами, шоколадками, ирисками.
И ещё он намекает нам: не стоит печалиться если ты хороший человек и тебе плохо, а плохие люди радуются и живут припеваючи. Наступит день, и всех плохих настигнет наказание, а хорошему человеку будет и хорошая награда.
Когда милый чёрный юморист и мастер сиюминутных историй с непредсказуемым финалом берётся писать детскую сказку, уважаемый читатель, держись за поручни! Орешком в глаз, мармеладкой в харю – получи! Одну девочку сбрасывают в мусоропровод очень своеобразные белки, другая превращается в чернику, а толстого мальчика будем топить в шоколаде. Вот тебе, кстати, читатель, ещё и шоколадного молочка в волосы! А руководит всей этой весёлой, задорной и циничной катавасией “милый” гений Вилли Вонка, повелитель сладостей. И он беспощаден к плохим детям и их тупым родителям.
Превосходное, невероятно вкусное произведение! Со вполне уловимой шоколадной горчинкой. С фирменным чёрным юмором и откровенной сатирой. Читается очень легко, вызывает улыбку, а местами и смех. Роальду Далю удалось создать какую-то неповторимую атмосферу именно минутной сказки, сказки, которая просто тает на языке, а читателю остаётся лишь жмуриться от удовольствия, изредка замечая на себе ехидный взгляд автора из-за ширмы, и покашливая от подозрительных орешков, которые постоянно залетают не в то горло!
Хоть сказка и совершенно не детская, но признаюсь, мне она в своё время довольно нравилась. Только воспоминания оставила как от грубого ужастика в молочном шоколаде. Незабываемый вкус! Объедение.
5/5!
П.С.: рад, что за экранизацию произведения взялся именно Тим Бёртон (мастер именно таких вот сказок). Он мало того, что отразил всё, что было у Даля, так ещё и своего добавил. И хорошо получилось.
Казалось, в воздухе были перемешаны все самые чудесные запахи в мире – жареных кофейных зерен и жженого сахара, жидкого шоколада и мяты, фиалок и дробленого фундука, яблоневого цвета и лимонной цедры.
Всем любителям шоколада и сладостей)
Шоколадная фабрика мистера Уилли Уонка самая знаменитая в мире. И загадочная, так как ворота её никогда не открываются, чтобы впустить кого-то внутрь. Поэтому не диво, что прочитав объявление о пяти золотых билетах, дающих доступ с экскурсией по этому чудесному месту, каждый ребёнок загорелся желанием заполучить один из них. Богатым проще, они могут купить для своих чад тысячи плиток шоколада и даже нанять рабочих для вскрытия упаковок и поисков золотого пропуска в чудесный рай. Чарли Баккету мечтать никто не запрещает, но его семья настолько бедна, что приходится мёрзнуть и голодать, какие уж тут шоколадки. Нужно быть справедливыми, раз в год Чарли получал шоколадку в подарок на день рождения. Но билета в ней не оказалось, как не оказалось и в той, на которую дедушка Джо отдал все свои сбережения.
Чудо, конечно, случилось. Сначала в виде найденной в снегу монетки, а уж потом и в виде золотого билета.
Книга представляет собой описание шоколадной фабрики, где сказочно всё, начиная с рабочих симпатимпасов и учёных белочек, и заканчивая невероятнейшим ассортиментом сладкой продукции: горячим мороженым, косящимися квадратными конфетами, жевательными резинками из трёх блюд, вызывающими рост волос ирисками. Дети с родителями побывали в тайной лаборатории, видели дивные агрегаты и механизмы, плыли по шоколадной реке, переправлялись на прозрачном чудо-лифте с тысячами кнопок, который не только поднимался и опускался, но мог двигаться «вбок, вкривь, вкось и в любом другом направлении».
Да, девочку избаловали,
Но согласитесь, что едва ли
Она могла (к чему скрывать?)
Сама себя избаловать.
Ей в этом помогли — но кто же?
Кто день за днем лез вон из кожи,
Спеша исполнить юной мисс
Любую прихоть иль каприз?
Кто те, чьи любящие руки
Коверкали судьбу Веруки
И превратили, как ни глянь,
Ее в законченную дрянь?
Увы, должны сказать мы прямо:
То папа девочки и мама!
Роальд Даль с неодобрением отзывается о мальчиках, которые едят слишком много сладкого или постоянно смотрят телевизор, о девочках, которые постоянно жуют жвачку или командуют родителями, беспрестанно повторяя «купи, купи, купи». Если у кого-то в семье завёлся такой малыш, то эта сказка ему показана как лекарство. Послушным детям история тоже пригодится, они узнают, какая награда бывает хорошим ребятам.
Книга прочитана в играх Книжное путешествие, Книжное государство и группе Белая сова.