чаплина дружба чему учит рассказ
Чаплин Дружба: краткое содержание для читательского дневника. Что писать?
Рассказ “Дружба” написала известная российская писательница Вера Васильевна Чаплин.
Это рассказ о трогательной и неожиданной дружбе, которая возникла между огромной охотничьей собакой и маленьким лисенком.
Лисенка сын лесника нашел на прогулке в лесу, когда Дагон, так звали огромную собаку, стал бросаться на старый пень, под которым обнаружилось лисье гнездо.
Лисенок был совсем молодым, и Петя принес его домой. Родители разрешили мальчику оставить лисенка, и Петя посадил зверя в наспех собранную клетку. Лисенок не хотел приручаться, он прятался от людей, и пытаясь выбраться из клетки, даже порвал себе палец. А однажды Дагон сорвался с цепи и бросился к клетке с явным намерением растерзать лисенка.
Но тот неожиданно стал лизать собаку в нос, и грозный зверь растаял. Он признал лисенка и стал часто с ним играть.
А когда лисенка выпустили в лес, и Дагон встретил его на охоте, то собака вспомнила о старой дружбе, и не тронула лису. Такое с ним было впервые в жизни.
Краткое содержание рассказа для читательского дневника:
Иван Петрович был лесником и охотником, и с ним на охоту всегда ходил пес Дагон.
Сын лесника Петя повел Дагона в лес, и тот нашел подл старым пнем лисенка.
Мальчик принес лисенка домой и посадил в клетку, но лисенок все время рвался на волю.
Лисенок подружился с Дагоном и часто играл вместе с ним.
Осенью лисенка выпустили в лес, а лесник снова стал ходить в лес и охотиться на лис.
Дагон признал своего старого друга и не тронул его, чем сильно удивил опытного лесника.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Урок по внеклассному чтению в 3-м классе. К 100-летию со дня рождения Веры Васильевны Чаплиной. Тема урока: «Рассказы Веры Васильевны Чаплиной о животных»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. Об авторе.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 100-летию со дня рождения известной детской писательницы – Веры Васильевны Чаплиной.
Ее годы жизни: 1908-1994г. / на доске /
Родилась она в Москве в интеллигентной семье. Дед ее – известный ученый, мать – художник и музыкант, отец – юрист. А вот ее портреты в разные годы жизни /на доске/. У вас на парте лежит книга В.В.Чаплиной “Питомцы зоопарка”. Мы ее почти всю прочитали. Откройте, еще раз посмотрите на ее портрет. (Рисунок 1)
Дети. О животных зоопарка и о людях, которые за ними ухаживают.
Учитель. На четырех из пяти портретов она сфотографирована с животными, так они дороги ей были, Это – львица Кинули, это – собака Рада, это – рысенок Таска.
Какие рассказы Чаплиной вы читали?
Дети. “Мусик”, “Медвежонок”, “Живой подарок”, “Уголек”, “Шанго”, “Росомаха”, “Необычная клетка”, “Варежка”, “Кинули”, “Тайна маленького геккона”, и другие.
Учитель. Почему Вере Васильевне удалось написать так много интересных рассказов о животных?
Ученик 1. С шестнадцати лет В.В.Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью.
Ей нравилось, когда ее дома встречали открытые рты галчат, сорок, когла серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ей на колени.
Ученик 2. Поначалу она работает служительницей: чистит и убирает клетки, приручает.
Позднее ее назначили заведующей молодняком зоопарка. Вот тогда и пришла Вере Васильевне мысль – устроить в зоопарке специальную площадку для звериных малышей – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом хищники и травоядные. Но Вера Васильевна была уверена – уживутся, ведь они еще не звери, а зверята, все они веселые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детеныши.
Ученик 3. Сколько интересного материала для изучения дал эксперимент зоологам! Скольк радости и веселых минут доставила эта площадка посетителям зоопарка! А Вера Васильевна была заведующей в этом необычном детском саду для звериных малышей, организовывала правильное питание и воспитание, не давала сильным обижать слабых.
Учитель. Посмотрите на доску. Примерно так выглядела эта площадка. (Рисунок 2)
Кого вы узнали на этой площадке?
3. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной.
Учитель. Вера Васильевна замечала в поведении животных все, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка, так появились ее книги. Она писала о малышах и о взрослых животных, о том, что каждый зверь имеет свой характер и нрав, что зверя можно воспитать и злым, и добрым, она писала о людях, которые работают в зоопарке, ухаживают за животными, лечат, изучают, кормят их.
Кто хочет рассказать о понравившемся вам рассказе, кратко пересказать, можно зачитать понравившийся вам эпизод, объяснить, почему этот рассказ вам понравился.
Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?
Ученик 1. В этом рассказе говорится о дружбе разных животных. Кошка стала приемной мамой лисенку.
Учитель. В каких еще рассказах мы читали о том, как животные выкармливают чужих детенышей?
Дети. “Сиротка”, “Пальма”.
Учитель. Помнят ли малыши своих приемных родителей?
Дети. Животные помнят добро и помнят приемных родителей, всегда узнают их, даже если прошло много времени.
Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?
Ученик 2. Копуша веселая, сообразительная и забавная.
Учитель. В каких еще рассказах мы читали о медвежатах?
Дети. “Варежка”, “Фомка – белый медвежонок”, “Марьям и Джек”.
4. Физкультминутка.
Под музыку В.Шаинского, слова Г.Остера “Ужасно интересно”
/потягивание, наклоны туловища, приседания/
5. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной / продолжение /.
Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?
Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?
Ученик 4. Мы восхищаемся материнской преданностью. Росомаха готова пожертвовать собой, защищая малышей. Служителям надо внимательно следить и укреплять сетки.
Учитель. Что узнали нового из этого рассказа?
Дети. Белые медведи сильные, хорошо умеют плавать. Главная мысль – на площадке молодняка уживаются хищные и травоядные звери, они могут жить мирно, они маленькие и добродушные.
Учитель. Что интересного узнали из этого рассказа?
Учитель. В 5-сятые годы прошлого века Шанго был очень известен в Москве, даже попал в “Денискины рассказы” Драгунского.
6. Коллективное чтение.
Учитель. Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом В.В.Чаплиной “Случай с оленем”.
Откройте книги на стр. 142. Мы прочитаем о невидимой, тайной неизвестной посетителям зоопарка жизни, о трудностях, с которыми встречаются служители при уходе за животными.
Щеколда – дверной запор, металлическая пластинка с рычажком.
Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.
Учитель. Почему олень оказался на свободе?
Дети. Служитель был малоопытным.
Учитель. Благодаря каким качествам служителя все закончилось хорошо?
Дети. Ловкость, сообразительность, терпение, доброта, ответственность.
7. Разгадывание кроссворда.
Кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной.
(Кроссворд составила ученица нашего класса – Авсеенко Надя)
8. Подведение итога.
Учитель. Какой вам представляется В.В.Чаплина по ее книгам? Какой она человек?
Дети. Она человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый, мужественный, терпеливый, бескорыстный.
Учитель. По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше.
В конце урока дети получают в подарок еще один большой кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной, составленный учителем.
Чаплин Дружба: главные герои. Какова главная мысль рассказа?
Главными героями рассказа Веры Чаплин “Дружба” являются охотничья собака Дагон и Лисенок.
Лисенок был совсем маленьким, беззащитным, но очень свободолюбивым. Тем удивительней оказалась дружба, которая возникла между лисенком и собакой. Дагон привык совсем к иному отношению с лисами, и долго не мог смириться с тем, что во дворе появилась клетка, в которой сидел лисенок. Дагон рвался с цепи и однажды ему удалось порвать цепь. Он бросился к клетке, но лисенок повел себя неожиданно. Он лег, ползком приблизился к собаке и стал пытаться лизнуть ее в морду.
Дагон растерялся, замахал хвостом, и в свою очередь лизнул лисенка. Так началась эта странная дружба.
Прошло время, лисенок вырос и его выпустили в лес. А зимой на охоте Даогн снова встретился с ним. Лесник был уверен, что дружбы между собакой и зверем быть не может, но Дагон не тронул старого приятеля. Друзья облизали друг друга, и лисенок ушел, когда появился лесник. Так, лесник узнал, что дружба возможна и между собакой и диким зверем.
Главные герои рассказа:
Иван Петрович. Лесник. Опытный охотник, суровый и строгий.
Петя. Сын лесника. Добрый и отзывчивый мальчик.
Дагон. Крупный и злой охотничий пес.
Лисенок. Маленький, беззащитный, свободолюбивый.
Главная мысль рассказа.
Старая дружба не забывается, она не зависит от расставания. Даже собака может испытывать дружеские чувства к дикому зверю, если тот рос у нее на глазах.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
05.02.2021
Чаплина В. «Волчонок»
Читайте краткое содержание других рассказов Веры Чаплиной:
Даже дикий зверь любит хорошее отношение.
Чему учит рассказ «Волчонок»
Рассказ учит любить природу, беречь и охранять животных. Учит терпению и настойчивости. Учит относиться к зверям по-человечески.
Отзыв на рассказ «Волчонок»
Мне понравился главный герой этого рассказа. Арго был в начале совсем диким, опасался человека, но потом, видя только добро и ласку, привык. Он понял, что человек тоже может быть другом и стал отвечать Вере искренней любовью и привязанностью.
Пословицы к рассказу «Волчонок»
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Волчонок»
Волчонок сразу понравился Вере. Он был диким, когда девушка входила в клетку, отскакивал и щёлкал зубами.
Вера назвала волчонка Арго и долго пыталась приручить его. Арго упорно хотел остаться диким и отказывался от мяса и костей, которые приносила Вера. Только на десятый день он взял мясо с руки и тут же убежал в угол.
Ещё больше трудов потребовало приучить волчонка к ласке. В конце концов, он стал терпеливо сносить, когда его гладили, но смотрел при этом в даль и не двигался.
Однажды, Вера уехала на две недели. А когда вернулась, не узнала Арго. Он ласкался и ползал на брюхе, словно был всю жизнь ручным. Вера не поверила глазам, и решила, что по ошибке зашла в клетку к Лобо, другому волчонку, только более ласковому.
Но нет, это действительно был Арго.
С этого времени дрессировка пошла на лад. Вера стала выводить Арго гулять на ремешке. Потом посадила его к Лобо и волчата подружились. Если одного забирали куда-нибудь, второй скучал и рвался за товарищем.
Вера с подругой стали выводить их гулять вместе, и волчата игрались и бегали по дорожкам парка. Если Вера делала вид, что уходит, Арго сразу возвращался к ней.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Волчонок»
Вера Чаплина «Дружба»: краткое содержание для читательского дневника какое?
Краткое содержание рассказа «Дружба» Веры Чаплиной для читательского дневника.
Вера Чаплина. Дружба. Краткое содержание. Читательский дневник.
Очень милый и добрый рассказ о неожиданной дружбе лисенка и охотничьей собаки Дагона.
Зимой выросшего лисенка семья охотника отпускает в лес. Дагон первое время грустит, а Петя все переживает, чтобы отец случайно не подстрелил лису. Мальчик верит, что Дагон сразу узнает своего друга-лисенка. Так и происходит: однажды на охоте старые друзья встретились, они узнали друг друга. Лесник был удивлен тому, что собака и зверь могут дружить.
Можно совсем кратко составить план рассказа:
Главные герои рассказа «Дружба» Веры Чаплиной описаны здесь.
Два ребенка по имени Питер и Саймо поехали отдыхать в Грецию, к Пенелопе, которая им являлась двоюродной сестрой.
Дети втроем надули резиновую лодку и переплыли на маленький островок, где нашли сверток, из которого была слышна песня. Развернув это говорящий сверток, мальчики увидели золотую клетку внутри которой были попугай и паук с паучихой, которые рассказали о своей стране Мифляндии, которую захватили василиски.
Дети отравились в сказочную страну и помогли победить освободить Мифляндию от власти Василисков.
Повесть Тамары Крюковой «Ведьма» «Ведьма» о девушке с необычными способностями. Тоня страдает лунатизмом и ее окружение воспринимает этот факт очень неоднозначно. Особенно ее одногодки, трагичный конец повести (смерть Тони) кажется закономерным, и от этого действительность, описываемая писателем становится еще страшнее.
Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.
В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.
Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.
Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.
Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен
Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.
После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.
После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.
Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.
Очень непростая сказка, даже скорее притча, о том как Бог забирает маленьких детей к себе.
Андерсен «Ангел» краткое содержание таково:
Когда умирает ребенок, ангел забирает его на небо, но по пути еще собирает цветы. Вот ангел спустился за одним ребенком и они все высматривали, какие же цветы взять с собой. Ребенок предложит куст роз, который сломали, чтобы тот расцвет на небесах.
Ангел же искал другой цветок. Они отправились в очень узкую улочку, где на тротуаре после переезда валялся всякий хлам и среди него горшок с засохшим цветком.
Ангел рассказал историю этого цветка. Когда-то в подвале жил мальчик, больной, на костылях он никуда не выходил. Его друг как-то принес ему букет цветов, где один был с корнями. Болеющий мальчик посадил его и стал ухаживать. Когда мальчик умирал, он смотрел на свой цветок.
Этим мальчиком был ангел, что нес малыша теперь на руках (мальчик умер ровно год назад).
Эта сказка перекликается со сказкой «Пятеро из одного стручка«. В ней также цветок, точнее проросшая горошина спасла девочку от смерти, своей зеленью и жизнелюбием вылечила ее. Вот краткое содержание «Пятеро из одного стручка». У нее концовка веселее, нежели у «Ангела».
В рассказе «Надо иметь чувство юмора» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» два главных героя школьники: Дениска и Мишка, которые делают домашнее задание. Паралельно этому Дениска рассказывает другу про забавных лемуров. Когда ребята закончили, они решили проверить друг у друга, насколько правильно сделано задание. Мальчики засмеялись, обнаружив ошибки друг у друга. Пришлось исправлять ошибки, делать всё заново. Когда дело было сделано, они решили позадавать друг другу задачи. В этот момент домой вернулся папа Дениса.
Тогда папа Дениски тоже решил задать мальчикам шуточную задачу, в которой говорилось о школьнике, который по утрам долго потягивается, тратит излишне много времени на умывание и опаздывает в школу. Дениска тут же отнес задачу про ленивого школьника на свой счет, обиделся и ушел в прихожую прятаться за вешалкой.
Там его и нашел папа. Он сказал, что эта задача про выдуманного мальчика, надо иметь чувство юмора и предложил сыну посмеяться над смешной задачей.