болотов жизнь и приключения андрея болотова написанные им самим для своих потомков чему учит
Жизнь и приключения Андрея Болотова. Описанные самим им для своих потомков
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 2
А. Т. Болотов и его «Жизнь и приключения. «
А. Т. Болотов (1738–1833) – уникальная личность русского XVIII века. Талантливый самоучка, он чрезвычайно много сделал для развития в России сельского хозяйства, внёс существенный вклад в пейзажное паркостроение. Достаточно сказать, что он издавал журналы «Сельский житель» и «Экономический магазин» (в сумме около 10 лет), в которых опубликовал огромное количество материалов, направленных на улучшение хозяйствования в помещичьих усадьбах. (Вопросы севооборота, селекции, описание пород плодовых деревьев, лесное хозяйство, художественная сторона и практические приёмы создания парков и многое другое). Эти материалы А. Т. Болотов как составлял сам (на основе собственного опыта и размышлений), так и переводил из европейских изданий. Также публиковался в «Трудах Вольного экономического общества», был избран почётным членом Королевско-саксонского лейпцигского экономического общества. Подобная известность привела к тому, что, когда понадобился опытный сельский хозяин для управления Киясовской волостью, купленной императрицей Екатериной II, то князь С. В. Гагарин по рекомендации Вольного экономического общества предложил Болотову сначала описать эту волость, а затем принять на себя и управление ею. Болотов более 23 лет управлял собственными волостями императрицы, сначала только Киясовской, а потом также Богородицкой (Тульской губернии) и Бобриковской. В Богородицке под его рукодством был создан парк (известный ныне в значительной степени благодаря акварелям самого Болотова и описанию парка в «Жизни и приключениях…»).
Его «Жизнь и приключения…» – это записки, в которых он рассказывает о собственной жизни. Их ценность как источника по истории русского XVIII века поистине уникальна. Дело не только в том, что он описывает известные исторические события, в которых участвовал сам или узнавал из газет (Семилетняя война, свержение Петра III, казнь Пугачёва, Генеральное межевание). Но и в том, что это подробное описание повседневной жизни отдельного человека как таковой, быта; из этих записках можно почерпнуть представление о нравах, обычаях дворян «средней руки», о жизни в городах (Петербург, Москва, Тула), о том, как люди ездили по просторам России и т. п. Также интересны мнения Болотова, высказанные по разным поводам, его отношение к разным событиям и людям. Наконец, его жизненная философия, которую очень кратко и схематично можно выразить пословицей «На Бога надейся, но сам не плошай». Он был сильно религиозен, но его религиозность удивительно светлая, далёкая от мистики или самоуничижения.
К сожалению, здесь представлены не все, а только приблизительно четверть записок. В ней Болотов кратко излагает известные ему сведения о своих предках, а затем переходит к описанию своей жизни, начиная с обстоятельств рождения. Далее описано детство и юность. Армейская служба Болотова пришлась на Семилетнюю войну. Описаны походы и сражения, в которых участвовал Болотов, а также жизнь на занятых русскими войсками территориях. В частности, благодаря своим интеллектуальным способностям и деловым качествам его продолжительное время держали при штабе и губернских учреждениях в Кёнигсберге, где его врождённая склонность к интеллектуальным занятиям нашла выход в виде общения с учёными и философами (впрочем, Кант не упоминается ни разу – возможно, Болотову не довелось с ним общаться), чтения книг. Именно в Кёнигсберге он начал собирать свою библиотеку.
Очень рекомендую всем, кто интересуется российской историей (а особенно – историей частной жизни) почитать эти записки, причём дочитав эту часть, найти продолжение.
Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков.
Мы очень мало знаем о своих предках, я бы даже сказал, что вообще ничего. Можно порыться по архивам и накопать некоторую информацию о месте их проживания, а ещё узнать имена и. вот собственно и всё. В виде редкого исключения, получается разузнать что-то касаемо их жизни, но бывает это крайне редко.
Сидел однажды Андрей Болотов развалившись в кресле и думал о том, что ничего ведь он о предках своих не знает, а знать хочется и это скверные дела.
Пораскинув мозгами (а парень он был не глупый), пришёл Андрей к выводу, чтобы никто из его потомков не попал в подобный просак и всегда имел возможность похвастаться знаниями родословной, писать книгу с подробнейшим описанием своего жития (своя).
Начало текста повествует о рождении, которое могло обернуться смертью.
Болотов очень ярко изобразил внутренний быт русского общества за всё XVIII столетие и аналогов его трудам не существует. Историки описывая быт той эпохи, почти всегда ссылаются на данное произведение, беря из него информацию.
«. как несказанно увеличилось удивление мое, когда на дальнейший сделанный ему вопрос о том, кто б такова была другая и шедшая за нею толстая и такая дурная, с обрюзглою рожею боярыня, он, усмехнувшись, мне сказал:
— Как, братец! Неужели ты не знаешь? Это Елизавета Романовна.
Есть рассказ там ещё о том, как граф Орлом хотел Болотова втянуть в государственный переворот и сделать соучастником свержения Петра III.
Андрей не дал себя в это впутать, а то не известно ещё, как бы история Российской Империи сложилась, ведь узнав о сих планах тогда, он пишет, что выдал бы возможно заговорщиков.
Всем рекомендую «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Лично я, дочитывал книгу в уральских горах, сидя на пеньке под деревом.
Конспект урока + презентация по литературному чтению по теме «Андрей Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова».
Описание презентации по отдельным слайдам:
тщеславие нерадивый небрежение праздный тщетно надменность честолюбие Словарик
Что нужно для счастья детям? Чтоб солнце на целой планете, Чтоб мячик и плюшевый мишка, И добрая, добрая книжка!
У истоков русской детской литературы
Расставь в нужной последовательности. «Поучение Владимира Мономаха» «Букварь К. Истомина» Автобиографическое произведение «Повесть временных лет» Стихи справщика Савватия 1 2 3 4 5
Андрей Болотов (1738-1833)
Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков.
Впиши получившееся слово в предложение __________________ (воспоминая)- повествование от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Мемуары
Надменность –высокомерие, непомерная гордость, заносчивость
2. Сравните страницы книг С. Аксакова и А. Болотова. Найдите в таблице и подчеркните разным цветом признаки каждого текста, сделай вывод. автобиографическая повесть мемуары
У Сергея и Андрея есть общие качества: увлечённость, пытливый ум, стремление к знаниям, серьёзность, упорство в достижении цели.
Литературное чтение. 4 класс.
Тема урока : « Андрей Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова».
Программа. «Школа 2100» 4. Учебник литературного чтения «В океане света» 4 класс, Москва Баласс, 2013г., тетрадь по литературному чтению 4 класс Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова.
Куцевол Ольга Ивановна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ№2 ст. Павловской Краснодарского края.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Для учителя. Для учащихся.
аналитическая работа с текстом, умение давать характеристику персонажей;
слушание и понимание других;
построение речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами;
формулирование своих мыслей в устной форме и письменной форме;
умение работать в паре.
формулирование своих предположений на основе работы с материалом учебника;
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
составление плана работы на основе анализа страницы учебника;
осуществление познавательной и личностной рефлексии .
Ӏ. Организационный момент.
1. Проверка готовности
— Что должно быть на столах?
2. Эмоциональный настрой.
Что нужно для счастья детям?
Чтоб солнце на целой планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!
Сейчас урок литературного чтения и на партах у нас должны быть: дневник, учебник, тетрадь по литературному чтению, пенал
ӀӀ. Актуализация знаний.
— Как называется раздел, который мы изучаем?
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Андрей Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова».
Конспект урока по литературному чтению на тему:
«Андрей Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова».
Тип урока : урок изучения нового материала.
Тема : «Андрей Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова».
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Познакомить с биографией Андрея Болотова и творчеством этого “удивительного” человека.
Развивать интерес к самому процессу чтения,развивать устную речь.
Воспитывать “грамотного читателя”,интерес к чтению и книге.
аналитическая работа с текстом, умение давать характеристику персонажей;
слушание и понимание других;
построение речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами;
формулирование своих мыслей в устной форме и письменной форме;
умение работать в паре.
формулирование своих предположений на основе работы с материалом учебника;
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
составление плана работы на основе анализа страницы учебника;
осуществление познавательной и личностной рефлексии .
Оборудование: Учебник литературного чтения «В океане света» 4 класс, Москва Баласс, 2013г., тетрадь по литературному чтению 4 класс Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова; компьютерная презентация; проектор
Все события группируются вокруг личности автора (субъектно-ориентированный тип мемуаров). Перед нами не только чрезвычайно подробное описание исторических событий, но и оценка их Болотовым. Ярко выраженное авторское начало неизменно влечет за собой элемент предвзятости, поскольку автор решает три основных вопроса: что вспоминать, что опустить и как вспоминать? На первый план выступает не знатность героя-повествователя, а его личные заслуги, знания и инициатива. События личной и общественной жизни тесно связаны между собой.
I . Организационный момент
1. Проверка готовности
II . Проверка домашнего задания. Актуализация.
Болотов жизнь и приключения андрея болотова написанные им самим для своих потомков чему учит
Жизнь и труды Андрея Болотова
Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833) – известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью, А. Т. Болотов оставил свой след во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые.
Им написано свыше 350 томов научных и литературных произведений, из которых около 4 тысяч научных работ было опубликовано. По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным достижениям Болотова можно сравнить с М. В. Ломоносовым, однако имя первого русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто.
Андрей Тимофеевич Болотов родился 7 (18 по н. с.) октября 1738 года в своем родовом имении – д. Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне Заокский район Тульской области). Он происходил из семьи мелкопоместного дворянина, полковника Архангелогородского полка Тимофея Петровича Болотова. Тимофей Петрович в совершенстве владел немецким языком, благо это было нетрудно, так как он вместе со своим братом окончил немецкую школу, где проявил себя как человек пытливый и любознательный. Детские годы Андрея Тимофеевича прошли в Прибалтике и Финляндии, где располагался полк его отца. Систематического образования Болотов не смог получить, т. к., проучившись один год в Петербургском частном пансионе, в 1752 г. после смерти родителей он вынужден был поселиться в д. Дворяниново для ведения хозяйства.
В 1755 году он поступил на действительную военную службу. Здесь была строгая дисциплина, нередко и муштра. Умение беспрекословно подчиняться и всегда быть в движении развивало задатки будущей деятельности Андрея Тимофеевича. Тут но учился подчиняться и командовать, выполнять дело быстро и решительно, именно тут появилась у него выносливость и закалка. Надо сказать, что относился он к солдатам хорошо, поддерживая дисциплину, усердно их учил и бездумно не наказывал. Болотов много хлебнул на военных дорогах. Был он и квартирмейстером и ротным командиром, месил грязь пешком, отогревался у костров и все это запечатлевал в своей памяти. В составе русской армии Болотов принял участие в Семилетней войне (1756 – 1762). С 1757 по 1761 гг. он находился в Кенигсберге, где служил переводчиком в канцелярии русского военного губернатора Восточной Пруссии. Все свое сво6одное время Болотов посвящал чтению, изучению философских и естественных наук, посещая лекции местного университета. В 1761 г. он был переведен в Петербург. Однако, тяготясь военной службой, в 1762 г. Болотов воспользовался указом Петра III “O вольности дворянства”, подал в отставку и поселился в своем имении в Дворянинове. Здесь он всецело посвятил себя сельскохозяйственной, научной, литературной и просветительской деятельности.
Главным в становлении Болотова как ученого были книги, любовь к чтению, проявившееся уже в раннем детстве. Библиотека Андрея Тимофеевича имела большой значение не только для него самого, но и для детей, внуков и более далеких потомков. В библиотеке насчитывалось около 1300 книг, из них более половины на иностранном языке.
Будучи в Пруссии, Болотов знакомился с новейшими трудами европейских ученых по сельскому хозяйству, живо интересовался образом жизни и способами ведения хозяйства местного населения, т. е. как возделывалась почва, что и как на ней выращивалось. Не остались без внимания вопросы “до экономии относящиеся”. Став хозяином собственного имения, Болотов начал вести хозяйство новыми передовыми методами, в основе которых были отечественный опыт и знания, полученные им за границей. Он развел в Дворянинове прекрасный ботанический сад, выписывая семена и саженцы растений со всех концов России и из-за границы, проводил различные эксперименты в саду, огороде, на полях, применяя органические и минеральные удобрения, конструировал новые сельскохозяйственные орудия труда. Все свои опыты он тщательно записывал, ведя ежедневно дневник своих наблюдений и событий.
В 1765 году в России было основано Вольное Экономическое общество, провозгласившее своей главной задачей распространение передовых методов ведения сельского хозяйства. Болотов стал одним из наиболее активных членов общества, напечатав в его “Трудах” 28 статей. За сочинения “Наказ к управителю” и статью “О разделении полей” в 1771 г., где Болотов впервые ввел понятие многопольного севооборота и теоретически обосновал необходимость его применения, он дважды награждался медалями Вольного Экономического общества.
Однако Болотова не удовлетворяла узость читательской аудитории, и, желая сделать свой опыт достоянием более широких масс “сельских хозяев”, он предпринял попытку издавать первый в России сельскохозяйственный журнал. Его “Сельский житель”, единственным автором и редактором которого он был сам, вышел в двух частях в 1778 – 1779 гг., а с 1780 г. в течение 10 лет Болотов сотрудничал с известным просветителем Н. Новиковым, издавая журнал под названием “Экономический магазин”. 40 томов этого журнала стали своеобразной энциклопедией сельского хозяйства, законченной оригинальными статьями и советами самого Болотова и его переводами из иностранных сочинений и журналов. В 1797 – 1800 годах он издает первый в России труд по помологии “Изображения и описания разных пород яблок и груш, родящихся в Дворяниновских, а отчасти и в других садах” (1797 – 1800, 7 томов), включающий описания более 600 сортов яблок и груш с их изображением. Эта работа Андрея Тимофеевича Болотова не утратила своего значения и в наши дни. Болотовым было также составлено первое русское руководство по морфологии и систематике лекарственных растений (1781). Большое значение имели статьи Болотова по животноводству, лесоводству, прудному хозяйству.
А. Т. Болотову Россия обязана распространением картофеля. Познакомившись с картофелем в Пруссии, Болотов впервые в России начал опыты по его выращиванию. Статьи Болотова “О разведении картофеля” (1770) и др. стали первыми научными публикациями по картофелеводству. Очень важным было открытие Болотовым теории минерального питания растений, на много лет опередившее достижения европейской науки. Опыты и открытия Болотова в области сельского хозяйства, его научные труды заложили основу развития всей русской агрономической науки.
Пруды, каналы, искусственные каскады-водопады украшали этот парк, равно как и прекрасные беседки, гроты и другие “затеи”. Каким был парк, можно представить, перелистывая созданный им альбом с акварельными зарисовками “Виды имения Бобринских, Богородицк 1786 г.”. “Не было бы ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни английские, ни французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими”,– писал Болотов по поводу разведения и устройства парков.
В 1 796 году после смерти Екатерины 11 Богородицкая и Киясовская волости были переданы ее незаконнорожденному сыну А. Г. Бобринскому. Болотов не пожелал остаться здесь управителем и покинул Богородицк, вернувшись в родное Дворяниново, где прожил до самой смерти. Но и здесь он не оставил сельскохозяйственных, научных и литературных занятий. Работая над мемуарами, Болотов писал: “с науками не расстанусь я ни для кого и ни для чего на свете!” В Дворянинове Болотов продолжает писать статьи по агрономии, прудному хозяйству, ботанике, минералогии, физике и пр. В течение 52 лет Болотов вел регулярные метеорологические наблюдения, делал ежедневные записи, переданные после смерти Болотова сыном в Академию наук.
А. Т. Болотов внес большой вклад в развитие русской культуры. Благодаря просветительской деятельности Болотова в Богородицке в 1784 г. было открыто первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей. В Богородицке им был создан первый в России детский театр (1779 – 1781), для которого он сам писал пьесы, ставил их с детьми, рисовал декорации, исполнял некоторые роли. Дома А. Т. Болотова в Богородицке и Дворянинове становились культурными центрами местного населения, где устраивались музыкальные и литературные вечера, театральные представления.
Неиссякаемым источником человеческого счастья он считал общение с природой. По его мнению, с раннего детства нужно раскрывать перед детьми красоту окружающего мира, прививать умение понимать ее и наслаждаться ею, тем более, что это так доступно.
До последнего дня своей жизни Болотов не прекращал работать, хотя в старости потерял зрение и почти лишился слуха. Умер Болотов, 3 дня не дожив до своего 95-летия. Похоронили его на кладбище села Русятино, в двух километрах от Дворянинова.
Выдающиеся заслуги Болотова-ученого, и прежде всего агронома, в наши дни получили заслуженную оценку: изданы «Избранные сочинения по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике» (М., 1952), к 250-летнему юбилею был подготовлен сборник ранее не опубликованных агрономических работ А.Т.Болотова.
А.Т.Болотов принадлежал к лучшим людям своего времени, борющимся за просвещение своей страны и двигающим русскую науку вперед. Он по праву может считаться не только гордостью земли тульской, но и гордостью и славою отечественной науки и культуры. Он доказал, что можно в любых условиях, проявляя пытливость, настойчивость и трудолюбие, добиться таких результатов, которые поразят не только современников, но и потомков.