зверобой почему так называется легенда
История, мифы и легенды о растении Зверобой
Зверобой история, мифы и легенды. Зверобой продырявленный (обыкновенный) известен с давних времен, в основном из-за своих лекарственных свойств, но его так же использовали и как ароматизатор и как краситель (красного цвета). В старине ему широко приписывались различные мифические свойства. В легендах о Зверобое считалось, что зверобой способен защищать от различных видов нечести, защищать от ведьм, злых духов, призраков, различных заболеваний, улучшать сон младенцам и защищать его от испуга (вкладывали зверобой в матрацы или подушки). Благодаря своему широкому распространению, Зверобой обитает на значительных территориях Европы и Азии, он описывается в различных писаниях разных стран. Так о нём встречались записи как о лекарственном растении в Древней Греции и Риме, приписывались свойства как ранозаживляющего, мочегонного, применялся при различных язвах. Во многих странах он применялся в разных видах (примочки, мази, отвары) от головной боли, для заживления различных ран, язв, опухолей, при ревматизме, геморрое, различных заболеваниях желудка, для полоскания ротовой полости при различных воспалениях, при различных заболеваниях кожного покрова, печени, желудка, сердечных заболеваниях, и при других заболеваниях. Зверобой используется во многих Европейских странах, странах СНГ, Китае, Узбекистане и других странах.
На Руси первые исторические писания о Зверобое встречаются в 17 веке при царе Михаиле. Некоторым чинам предписывалось организовать поставку зверобоя на царский двор, так как применялся зверобой в то время в основном на Сибирских просторах. В то же время он уже появляется в рецептах по заживлению ран, ссадин, применяется при различных катарах, грудных болях, кашлях. Уже в те времена он широко использовался в народной медицине, были широко известны его заживляющие, мочегонные, желчегонные и другие свойства.
Что касается происхождения наименования, то существует несколько правдоподобных вариантов мифов о Зверобое. В своё время Казаки называли зверобой-«Джеррабай», что означало «целитель ран», возможно отсюда и пошло его созвучное название. Так же возможно такое наименование пошло и от прямого словосочетания «зверо-бой». Хотя отравления животными очень редки. Было лишь замечено, что при обильном поедании некоторые животные заболевали, заболевания сопровождались лихорадкой. Таким отравлениям в основном подвержены овци (в меньшей степени лошади и свиньи). Падение скота от зверобоя это кране редкое явление и носит единичные случаи. Например у животных альбиносов возможно при поедании зверобоя обостряется чувствительность к солнцу и они из-за различного вида дерматитов могут наносить себе различные раны (могут расчесать или разодрать раздраженные участи кожи). Народные же названия: зверобой пронзенный, заячья кровь, ивановская трава, молодецкая кровь, кровавник, волшебная трава, полевая аптека, появлялись из-за его различных свойств, как лечебных так и внешних. Так например при смятии цветка, рука может окраситься в фиолетовый цвет, в различную пору года при изломе листьев их края могут окраситься в красный цвет (в древности использовали как краситель). В разных регионах ему давали разные имена, по этой причине имен у зверобоя продырявленного много, а полезные свойства одни.
Легенда о Зверобое
В Эдеме тишь и благодать,
Здесь нет ни грусти, нет печали.
Господь создал его под стать,
Чтоб жили все здесь без страданий.
Чудесен сад, зверь не пуглив,
Тут всё подвержено морали.
Адам и Ева, не вкусив
плода запретного гуляли.
Среди диковин и аллей
Их умилённый взгляд всклень тонет:
Вот лев – привычный царь зверей,
На ухо шепчет антилопе.
Волк зайцу манго предложил,
Лиса над курами хлопочет.
Как хороша в Эдеме жизнь,
Так жить любой из нас захочет.
Гармония не напоказ,
А для души, для восхищенья.
Вдруг слышим мы обрывки фраз,
То разговор ведут растенья.
«А я! А я! Нет, только Я!», –
Цветы шумели словно волны.
Со всех сторон неслось звеня,
Раскатистым накатом полным…
Наперебой хваля себя,
В Эдеме шум от монологов.
Но на закате того дня,
Все успокоились немного.
Все высказались, уж темно,
Наговорились без стесненья.
Молчало только лишь одно,
Простое скромное растенье.
Цветок чуть жёлтый, дырок пять,
Листок закрученный, чубастый.
Наверно нечего сказать,
Ему и нечем было хвастать.
Непримечательный, простой,
Средь трав лик прячет меж чужими.
Зовётся громко – ЗВЕРОБОЙ!
Таким рождён, Господь дал имя.
Ни разу Ева не взяла
цветок его, чтобы украсить
венок, рука не сорвала,
Как будто в чём-то он опасен…
Увидев слёзы на цветке,
Толкнув Адама, Ева ёжит:
«Смотри, он плачет, на листке
Слеза обиды сердце гложет».
«Уверен точно, без прикрас»,-
Адам воскликнул вдохновенно,
«Сад создан в радости для нас,
Нет места слёзам, несомненно!
Всё гармонично, всё в учёт,
Все вместе здесь растут с рождения.
Пусть Ангел прежде разберёт,
Ведь дружно жить должны растенья!»
Адам наш начал разговор.
«Есть дело, Ангел, дорогуша!»,-
Цветов беседу, ведших спор,
Поведал он, как то подслушал.
Но всё ж несведущ был в цветах.
Другой был Ангел, власть в нём рдела,
Обязан был развеять страх.
А вот конфликт – другое дело.
Уж погрузилось в сладкий сон.
Спустилась ночь, спит всё живое,
К нему был голос обращён
И слышит ЗВЕРОБОЙ в такое.
«Попробуй сам в себя влюбить,
Ты создан исцелять, быть другом.
Так многих сможешь излечить,
Не счесть на свете тех недугов».
«Смотри, все счастливы кругом!
Позволь, но это им не нужно…»
«Никто не ведает о том?!
Это сейчас, но завтра вьюжно».
«Печаль пройдёт средь летних дней.
Твой час настанет, в день премьеры
Ты станешь нужным для людей!
Поверь в себя, побольше веры».
С тех пор и в роще, на лугах,
В Эдеме, сказочной опушке
Стоит высокий стебель – стан
С пучком на жёлтенькой макушке.
Он рос в глазах, хоть был и мал,
Играет с солнцем и резвится.
Так ЗВЕРОБОЙ наш князем стал!
А лекарям ночами снится.