знания человека о себе это обширная область так называемого

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Канке Виктор Андреевич

Книга «Основы философии»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

В античности изобрели концепцию соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

В XX веке аналитики (неопозитивисты) вначале придерживались концепции соответствия. А именно, выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Затем стали много говорить о взаимосогласовании суждений (Карнап), т. е. концепция соответствия была дополнена когерентной концепцией истины. Наконец, часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его употребления (по Витгенштейну) фактически развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов именно аналитики занимаются проблемой истины наиболее обстоятельно.

Феноменологи из исходных чувственных впечатлений конструируют эйдосы и понятия, а затем оценивают внешний мир на их основе. Прагматическую концепцию истины они почти не используют.

Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с человеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).

Постмодернисты относятся к проблеме истины без почтения. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понимается как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается.

Вчувствование. Объяснение. Понимание

Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря вчувствованию. объяснению, пониманию. Уже вчувствование дает человеку обширную информацию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в общении с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.

Объяснение — это наращивание сведений о чем-либо на основе мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют чтобы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.

Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике.

В поиске истины идеалом является всесторонность познавательного процесса. Знаменитый спор «физиков» с их ориентацией на объяснения и «лириков» с их ориентацией на вчувствование не может выявить победителя. То же самое относится и к спору так называемых теоретиков и практиков, каждый из которых силен в одной, но слаб в другой области.

Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практична. «Нужно выучиться представлять себе предметы, — писал П.А. Флоренский, — сразу со всех сторон, как знает наше сознание». Насыщенная многими измерениями истина теряет односторонность, сухость, нежизненность.

Итак, в качестве вывода ко всей философии познания можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

8.2. Философия науки

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI–XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.

В науке различают два уровня исследований — эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.

Эмпирический уровень научного познания

Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что курящие чаще заболевают раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вывод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вообще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Древние греки, веря своим глазам, считали, что тяжелые тела падают на землю с большей скоростью, чем легкие. В XVII веке Галилей установил, что ускорение свободного падения тел на землю (g=9,8 м/c 2 ) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда искажает картину падения тел существеннейшим образом.

Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только качественно, другое — иметь количественные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.

Основа эмпирического исследования — эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, и ясно почему, проводить химические эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше падение тел сначала изучают в безвоздушной среде, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а затем уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. При этом должно учитываться значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое значение имеют приборы.

Длительное время считалось, что особенности приборов не влияют на изучаемые явления. Например, каким бы термометром не измеряли температуру атмосферы, водным или ртутным, получаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элементарными частицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах эксперимента. Тем более неодинаково реагируют на условия эксперимента участвующие в нем животные и люди. Все это означает, что приходится широко варьировать условия эксперимента, использовать различные приборные возможности.

Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию. Соответственно наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.

Источник

Документ Microsoft Word. Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога, утверждает провиденциализм

«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает/ провиденциализм/

«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» /Низменное/

«Четыре благородные истины» лежат в основе /Буддизма/
I

Автор знаменитой «Исповеди», великий христианский мыслитель ____________ считал историю общества результатом борьбы царства Церкви («града Божьего») и царства («града земного»)./ Аврелий Августин/

Автором книги «Иметь или быть» является / Э. Фромм/

Автором работы «Государь», обосновавшим принципы политического искусства является. /Н. Макиавелли

Автором работы «Диалектика природы» является /Ф. Энгельс/

Активность, избирательность являются свойствами /Сознания/

Анализ сновидении, как способ проникновения в бессознательное человека, обосновывал /3. Фрейд/

Аналитическая философия включает в себя /Позитивизм/

Античная философия включает в себя _______ философию / древнегреческую и древнеримскую/
Б

Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, К. Юнгом названы /Архетипами/

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе в основе жизнедеятельности человека с точки зрения /Фрейдистов/

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод / моделирования/

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал. /А. Камю/
В

В античной философии возникло течение _______, оно выражало сомнение в достоверности знания /Скептицизм/

В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и /Искусство/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается/ индуизм/

В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы /Динамические/

В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют / материалисты/

В основе конфуцианской этики лежит принцип. /Человеколюбия/

В основе натурфилософии Возрождения лежит / пантеизм/

В основе философии В. Соловьева лежит идея /Всеединства/

В основе философии Дж. Бруно лежит /Пантеизм/

В основе философской картины мира лежит /Вопрос об отношении мышления к бытию/

В отличие от Древней Греции, становление философии на Востоке проходило в условиях/ деспотии/

В понимании пространства и времени существуют концепции /Субстанциальная и реляционная/

В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с /Соборностью/

В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется /Метафизикой/

Все знание опытно, – заявляют сторонники / эмпиризма/

В__________ свободы больше, чем в школе, но свободой надо научиться пользоваться/ вузе/

В современной философии учение о научном познании называется /Эпистемологней/

В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял. /Базис и надстройку/

Вся совокупность сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть / знание/

В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /Технологической революции/

Важнейшей для средневековой философии была тема. /Веры и знания/

Важнейшей среди глобальных проблем является: /Проблема войны и мира/

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является…/ теоцентризм/

Важнейшим в процессе творчества является: /Выдвижение идеи/

Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь /Не убий!/

Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает: /Брахманы/

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается /Фрейдизмом/

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: /Реалистов и номиналистов/

Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху /Просвещения/

Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой: /Диалектики/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается /Буддизм/

Вершиной европейской рационалистической философии является. /Немецкий идеализм/

Взгляд личности на что-либо есть /Мнение/

Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является /Искусство/

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о / свободе воли человека/

В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нем прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как / регресс/

В неопозитивизме истина понимается как / согласованность предложений науки с чувственным опытом/

Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на /Человека/

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы / первоначала бытия/

Возникновение психоанализа связано с именем.. /3. Фрейда/

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями / Пиррона /

Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/

Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О. Тоффлер/

Воплощение эстетического идеала называется /Прекрасным/

Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе/ ранней классики/

Вопрос о первоначале мира был центральным в философии _______ периода / досократического /

Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в /Гносеологии/

Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек… / смертен/

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом /Философии/

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались /Н. Макиавелли/

В отличие от науки, философия / постигает мир в его универсальной целостности/

Впервые термин «ценность» в собственно философском смысле употребил /И. Кант/

В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что / 2)человек ответственен не только за себя, но и за других людей / 3)существование человека предшествует сущности/

В статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _________ теория происхождения человека, сознания, языка / трудовая/

В структуру современных производительных сил общества не входит (-ят) /отношения распределения продуктов производства/

Вся совокупность сведении о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть /Знание/

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой /Движение/

Вторая половина XX века – это время развертывания _______ революции / биотехнологической/

В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как / 3)художник 5)творец/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /социальной революции /

Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука» /Философия выступает методологией науки/

Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» /Э Роттердамский/

Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» /Аристотель/

Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке /Проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Возникновением проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Необходимостью нового видения проблемы/

Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено: /К. Марсом/

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит /Аристотелю/

Высшая степень ценного, значимого для человека /Счастье/

Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется /Счастьем/

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во) / выходе экономики за национальные рамки/

В эпоху________ формируется образец развитой личности, много и хорошо знающей и умеющей

В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в / философии Просвещения/

Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р. Декарта выступает / Бог/

Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями /Природы/

Главной целью научной деятельности является производство / знаний/

Главной целью Реформации XVI века являлось (-ась) / преобразование католической церкви/

Главной познавательной способностью человека и его судьей является разум – утверждали представители рационализма XVII века / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/

Главной проблемой, встающей перед личностью, И. А. Ильин считал проблему / борьбы со злом/

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является /Интенциональностью/

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во) / второй половине XX в./

Государство и политические партии являются институтами общества /Гражданского/

Греческая мысль зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в /Афинах/

Гуманитарии и естествоиспытатели признают существование особого учения о понимании, называемого / герменевтикой/

Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления. /Индукции и дедукции/

Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/

Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/

Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами / Т. Мора и Т. Кампанеллы/

Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название /Нормальной науки/

Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем /Г. Гегеля/

Диалектический закон отрицания выражает /Направленность развития/

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как / Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо/

Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область _____ знания /Научного/

Древнегреческая философия зарождается как: /Рационалистическая/

Древнекитайская философия зарождается как: /Альтруистическая/
Е

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется / понятием/

Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии /Сущность/

Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как /Рационалистическая/

Если все однозначно необходимо, если нет случайностей, если человек действует как автомат, то не остается места для… /Свободы/

Если для научного творчества характерны открытия, то для технического – /Изобретения/

Если интеллект считать «отцом» философии, то роль «матери» по праву принадлежит / мифологии/

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами /Морали/

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано /Теорией относительности/

Есть люди, склонные верить, а есть люди, склонные / знать/
З

Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время / «психологическое» /

(может быть и «биологическое», вопрос должен быть сформулирован корректнее)/

Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания _____ диалектики /Субъективной/

Законы не дают однозначных предсказании «поведения» единичных объектов, тем не менее, оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера /Статистические/

Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть /Статистическими/

Знание, не подтвержденное на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется / гипотетическим /

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют /Обыденным/

Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть /Относительная истина/

Знание, соединенное с верой в него, есть /Убеждение/

Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как. /Донаучное/

Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни, относятся к знанию /Обыденно-практическому/

Знания человека о себе – это обширная область так называемого / самосознания/

Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии /Просвещения/

Источник

«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», утверждает/ провиденциализм

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает/ провиденциализм/

«Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность» /Низменное/

«Четыре благородные истины» лежат в основе /Буддизма/

Автор знаменитой «Исповеди», великий христианский мыслитель ____________ считал историю общества результатом борьбы царства Церкви («града Божьего») и царства («града земного»)./ Аврелий Августин/

Автором книги «Иметь или быть» является / Э. Фромм/

Автором работы «Государь», обосновавшим принципы политического искусства является. /Н. Макиавелли

Автором работы «Диалектика природы» является /Ф. Энгельс/

Активность, избирательность являются свойствами /Сознания/

Анализ сновидении, как способ проникновения в бессознательное человека, обосновывал /3. Фрейд/

Аналитическая философия включает в себя /Позитивизм/

Античная философия включает в себя _______ философию / древнегреческую и древнеримскую/

Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, К. Юнгом названы /Архетипами/

Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе в основе жизнедеятельности человека с точки зрения /Фрейдистов/

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод / моделирования/

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал. /А. Камю/

В античной философии возникло течение _______, оно выражало сомнение в достоверности знания /Скептицизм/

В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и /Искусство/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается/ индуизм/

В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы /Динамические/

В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют / материалисты/

В основе конфуцианской этики лежит принцип. /Человеколюбия/

В основе натурфилософии Возрождения лежит / пантеизм/

В основе философии В. Соловьева лежит идея /Всеединства/

В основе философии Дж. Бруно лежит /Пантеизм/

В основе философской картины мира лежит /Вопрос об отношении мышления к бытию/

В отличие от Древней Греции, становление философии на Востоке проходило в условиях/ деспотии/

В понимании пространства и времени существуют концепции /Субстанциальная и реляционная/

В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с /Соборностью/

В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется /Метафизикой/

Все знание опытно, – заявляют сторонники / эмпиризма/

В__________ свободы больше, чем в школе, но свободой надо научиться пользоваться/ вузе/

В современной философии учение о научном познании называется /Эпистемологней/

В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял. /Базис и надстройку/

Вся совокупность сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть / знание/

В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /Технологической революции/

Важнейшей для средневековой философии была тема. /Веры и знания/

Важнейшей среди глобальных проблем является: /Проблема войны и мира/

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является…/ теоцентризм/

Важнейшим в процессе творчества является: /Выдвижение идеи/

Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь /Не убий!/

Ведическая литература наряду с «Упанишадами» и «Араньяками» включает: /Брахманы/

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается /Фрейдизмом/

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: /Реалистов и номиналистов/

Веком философии в истории европейской культуры называют эпоху /Просвещения/

Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой: /Диалектики/

Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается /Буддизм/

Вершиной европейской рационалистической философии является. /Немецкий идеализм/

Взгляд личности на что-либо есть /Мнение/

Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является /Искусство/

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о / свободе воли человека/

В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нем прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как / регресс/

В неопозитивизме истина понимается как / согласованность предложений науки с чувственным опытом/

Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на /Человека/

Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы / первоначала бытия/

Возникновение психоанализа связано с именем.. /3. Фрейда/

Возникновение скептицизма связано с философскими исканиями / Пиррона /

Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами. /А. Шопенгауэра и Ф. Ницше/

Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О. Тоффлер/

Воплощение эстетического идеала называется /Прекрасным/

Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе/ ранней классики/

Вопрос о первоначале мира был центральным в философии _______ периода / досократического /

Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в /Гносеологии/

Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек… / смертен/

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом /Философии/

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались /Н. Макиавелли/

В отличие от науки, философия / постигает мир в его универсальной целостности/

Впервые термин «ценность» в собственно философском смысле употребил /И. Кант/

В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что / 2)человек ответственен не только за себя, но и за других людей / 3)существование человека предшествует сущности/

В статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая _________ теория происхождения человека, сознания, языка / трудовая/

В структуру современных производительных сил общества не входит (-ят) /отношения распределения продуктов производства/

Вся совокупность сведении о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть /Знание/

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой /Движение/

Вторая половина XX века – это время развертывания _______ революции / биотехнологической/

В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как / 3)художник 5)творец/

В центре исследования зарубежных футурологов – перспективы /социальной революции /

Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука» /Философия выступает методологией науки/

Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» /Э Роттердамский/

Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» /Аристотель/

Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке /Проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Возникновением проблемных ситуаций/

Выдвижение новых гипотез в науке связано с /Необходимостью нового видения проблемы/

Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено: /К. Марсом/

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит /Аристотелю/

Высшая степень ценного, значимого для человека /Счастье/

Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется /Счастьем/

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во) / выходе экономики за национальные рамки/

В эпоху________ формируется образец развитой личности, много и хорошо знающей и умеющей

В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в / философии Просвещения/

Гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания в философии Р. Декарта выступает / Бог/

Главная особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научится согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями /Природы/

Главной целью научной деятельности является производство / знаний/

Главной целью Реформации XVI века являлось (-ась) / преобразование католической церкви/

Главной познавательной способностью человека и его судьей является разум – утверждали представители рационализма XVII века / Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/

Главной проблемой, встающей перед личностью, И. А. Ильин считал проблему / борьбы со злом/

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является /Интенциональностью/

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во) / второй половине XX в./

Государство и политические партии являются институтами общества /Гражданского/

Греческая мысль зародилась в городах Ионни (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в /Афинах/

Гуманитарии и естествоиспытатели признают существование особого учения о понимании, называемого / герменевтикой/

Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления. /Индукции и дедукции/

Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/

Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/

Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами / Т. Мора и Т. Кампанеллы/

Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название /Нормальной науки/

Диалектика как учение о развитии Абсолютной идеи связано с именем /Г. Гегеля/

Диалектический закон отрицания выражает /Направленность развития/

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как / Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо/

Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область _____ знания /Научного/

До середины XIX века царило общее убеждение, что философия / царица наук/

Древнегреческая философия зарождается как: /Рационалистическая/

Древнекитайская философия зарождается как: /Альтруистическая/

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется / понятием/

Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии /Сущность/

Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как /Рационалистическая/

Если все однозначно необходимо, если нет случайностей, если человек действует как автомат, то не остается места для… /Свободы/

Если для научного творчества характерны открытия, то для технического – /Изобретения/

Если интеллект считать «отцом» философии, то роль «матери» по праву принадлежит / мифологии/

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами /Морали/

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано /Теорией относительности/

Есть люди, склонные верить, а есть люди, склонные / знать/

Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время / «психологическое» /

(может быть и «биологическое», вопрос должен быть сформулирован корректнее)/

Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания _____ диалектики /Субъективной/

Законы не дают однозначных предсказании «поведения» единичных объектов, тем не менее, оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера /Статистические/

Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть /Статистическими/

Знание, не подтвержденное на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется / гипотетическим /

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют /Обыденным/

Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть /Относительная истина/

Знание, соединенное с верой в него, есть /Убеждение/

Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как. /Донаучное/

Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни, относятся к знанию /Обыденно-практическому/

Знания человека о себе – это обширная область так называемого / самосознания/

Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии /Просвещения/

Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности относятся к /Паранауке/

Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к /Паранауке/

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями /Франции/

Идейное течение, возникшее в эмиграции, связанное с осмыслением своеобразия российской цивилизации: /Евразийство/

Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется /Гуманизм/

Идейным источником экзистенциализма наряду с герменевтикой и философией жизни является /Феноменология/

Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/

Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/

Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/

Идея развития бытия утверждается в /XIX в./

Идея развития утверждается в философии в / конце XVIII- середине XIX вв./

Идея Сверхчеловека как цели человеческой эволюции была выдвинута /Т.де Шарденом/

Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для /Экзистенциализма/

Известное выражение «Красота спасет мир» принадлежит /Достоевскому Ф.М./

Известный немецкий философ _______ «бесформенный материал, который нуждается в резчике». /Ницше Ф./

Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как / прогресс/

Из перечисленных ниже признаков средневековую философию характеризовал (характеризовали) / 2)признание веры способом постижения истины / 4)религиозный догматизм/

Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название /Атман/

Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимания, называется /Картиной мира/

Интуитивные способности человека относятся к сфере /Бессознательного/

Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию. /Паранаучному/

Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания – /Интуиция/

Искусство во всякого рода производстве в Античности обозначалось понятием / «техника»/

Использование методов является характерной чертой /Науки/

Исследование феномена техники в целом является задачей /Философии техники/

Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия/

Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается /Этика/

Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как / эстетика/

История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенгпера/

Источником содержания сознания для материалистов выступает / объективный мир/

Исходной формой рационального познания является: /Понятие/

И эмпирический, и теоретический уровни научного познания возможны только как единство рационального и / чувственного/

Каждая относительная истина / содержит в себе долю абсолютной/

Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами/ античности/

Как искусство истолкования герменевтика зародилась /В Средние века/

Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве /Науки/

Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла /В Древней Греции/

Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве /Мировоззрения/

Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является / время /

К древнеиндийской философии относятся философские школы /4)веданта/5)локаята/

Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано /Аристотелем/

Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с функцией /Критической/

Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется______ познания/ субъектом/

Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Г. Гегелю/

Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином /Формация/

Конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени исторического прогрессивного развития, основу которого составляет способ материального производства, назван / формацией/

Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали/ Т. Кун и И. Лакатос/

Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/

Концепция «человека играющего» была разработана /И. Хейзинга/

Концепция, согласно которой во все времена у всех народов историю делают творческие индивиды или творческие меньшинства, получила наименование теории /Элиты/

Концепция, согласно которой под истиной понимается соответствие знаний действительности, называется /Корреспондентской/

Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются_________ революцией/ научной/

К производственным отношениям не относятся отношения/ распределения продуктов производства/

К разряду глобальных проблем относится / исчерпание природных ресурсов/

Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США утверждает /3. Бжезинский/

Креативность сознания выражается в / способности создавать нечто новое/

К религиозным направлениям современной зарубежной философской мысли относятся /Неотомизм и персонализм/

Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи / Просвещения/

Культура XX в. характеризуется как культура /Постмодернистская/

Культура отдельных групп, отличающаяся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется /Субкультурой/

Культура становится предметом философского изучения в / немецкой классической философии/

К числу людей, угадавших на рубеже XX в. общие тенденции развития природы и общества, следует отнести /В. Вернадского/

К числу представителей анархизма относились / 3)П. А. Кропоткин/ 5)М. А. Бакунин/

К числу представителей античного атомизма относят / 3)Эпикура / 4)Демокрита/

К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует отнести проблему /1)спасения 3)соотношения души и тела/

К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа /Эпикурейцев/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *