злословие что это такое

Злословие

Злосло́вие — 1) согласно опре­де­ле­нию прп. Аввы Доро­фея, – при­страст­ное выска­зы­ва­ние о согре­ше­нии брата; 2) грубое выска­зы­ва­ние в отно­ше­нии кого-либо (не обя­за­тельно вызван­ное его пре­гре­ше­нием или грехом).

В Сино­даль­ном пере­воде Библии как «зло­ре­чие» на рус­ский пере­ве­дено три гре­че­ских слова:

Отли­чие от кле­веты и спле­тен

Зло­сло­вие (пори­ца­ние), равно как кле­вета и сплетни, пере­дает о ком-либо нечто нега­тив­ное, но в отли­чие от кле­веты (заве­домо ложной) или спле­тен (зача­стую никак не про­ве­рен­ных) – нередко соот­вет­ству­ю­щее дей­стви­тель­но­сти.

Отли­чие от бого­угод­ного обли­че­ния

Осо­бен­ность зло­сло­вия – недоб­рая моти­ва­ция. Оно вызвано отнюдь не стрем­ле­нием ко благу (в част­но­сти, вра­зум­ле­нию или исправ­ле­нию) того, к кому обра­щена злая речь, или того, о ком она ведется (в том числе в его отсут­ствие), и сле­до­ва­тельно явля­ется грехом против любви к ближ­нему. Поэтому важно под­черк­нуть раз­ницу: даже крайне суро­вые обли­че­ния согре­шив­шего народа или фари­сеев, исхо­дя­щие из уст про­ро­ков, Пред­течи, св. апо­сто­лов или самого Христа, не явля­ются зло­сло­вием, но делом любви, направ­лен­ным на вра­зум­ле­ние и предо­сте­ре­же­ние тво­ря­щих грех и сви­де­те­лей его совер­ше­ния. «Не участ­вуйте в бес­плод­ных делах тьмы, но и обли­чайте», — наста­и­вает Апо­стол Павел (Еф. 5:11). Он же, обра­ща­ясь к Тимо­фею, ставит обли­че­ние как духовно-вра­чеб­ное орудие в один ряд и с запре­ще­нием, и с умо­ле­нием – оче­видно потому что и то, и другое и третье служит делом пас­тыр­ской любви: «Обличи, запрети, умоли» (2Тим. 4:2). Вра­зум­ле­ние и обли­че­ние должно, по слову прп. Иоанна Лествич­ника, быть рас­тво­рено кро­то­стью и дол­го­тер­пе­нием1, но при­хо­дится вслед за свт. Гри­го­рием Бого­сло­вом при­знать, что нередко «Мы ловим грехи друг друга не для того, чтобы опла­ки­вать их, но чтобы пере­су­жи­вать, не для того чтобы увра­че­вать, но чтобы еще уяз­вить, чтобы раны ближ­него были оправ­да­нием соб­ствен­ных наших недо­стат­ков»2.

Отли­чие от осуж­де­ния

Пре­по­доб­ный Авва Доро­фей под­чер­ки­вает суще­ствен­ное раз­ли­чие между зло­сло­вием (пори­ца­нием) и осуж­де­нием: «Пори­цать — значит ска­зать о ком-нибудь: такой-то солгал, или раз­гне­вался, или впал в блуд, или сделал что-либо подоб­ное. Вот такой зло­сло­вил брата, т. е. сказал при­страстно о его согре­ше­нии. А осуж­дать — значит ска­зать: такой-то лгун, гнев­лив, блуд­ник. Вот сей осудил самое рас­по­ло­же­ние души его, про­из­нёс при­го­вор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех»3.

Зло­сло­вие – серьез­ный грех. Опас­ность зло­сло­вия

Едва ли не самое силь­ное предо­сте­ре­же­ние от зло­сло­вия звучит в Нагор­ной про­по­веди: «А Я говорю вам, что всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему: “рака́” (пустой чело­век – ред.), под­ле­жит синед­ри­ону; а кто скажет: “безум­ный”, под­ле­жит геенне огнен­ной» ( Мф. 5:22 ). Здесь зло­сло­вие пред­стает в гене­ти­че­ской связи с гневом, и послед­ствия того и дру­гого для души чело­ве­че­ской ука­заны – вплоть до вечной поги­бели. Зло­ре­чие Апо­стол ставит в один ряд с гре­хами, пред­став­ля­ю­щи­мися гораздо более опас­ными, однако конец у оста­ю­щихся в этих грехах один – устра­не­ние от Цар­ства Божия: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники – Цар­ства Божия не насле­дуют» ( 1Кор. 6:9-10 ).

При­чины впа­де­ния в грех зло­сло­вия

Послед­ствия зло­сло­вия для духов­ной жизни чело­века

Зло­сло­вие в «Лествице» названо «тонким неду­гом»5 ввиду кажу­щейся незна­чи­тель­но­сти при том что послед­ствия от него могут быть весьма тягост­ными. Прежде воз­мож­ной вечной поги­бели зло­сло­вие грозит укло­не­нием души с пути пока­я­ния: «Как огонь про­ти­вен воде, так и каю­ще­муся несродно судить»6, оску­де­нием любви: «Зло­сло­вие есть боль­шая сокро­вен­ная тая­ща­яся пиявица, кото­рая выса­сы­вает и истреб­ляет кровь любви»7 и глав­ное — остав­ле­нием от Бога: «Ничто столько не про­гнев­ляет Бога, ничто так не обна­жает чело­века и не при­во­дит в остав­ле­ние от Бога, как зло­сло­вие или осуж­де­ние, или уни­чи­же­ние ближ­него»8.

Борьба со зло­сло­вием

Глав­ное побуж­де­ние к обуз­да­нию языка – память о Боге и память смерт­ная. «Кто возы­мел попе­че­ние об исходе из сей жизни, тот пресек мно­го­сло­вие; и кто при­об­рел плач души, тот отвра­ща­ется мно­го­гла­го­ла­ния, как огня», — под­чер­ки­вает прп. Иоанн9. В каче­стве пер­вого сред­ства против зло­сло­вия он пред­ла­гает именно плач о своих соб­ствен­ных грехах10. Вместе с тем, у ближ­них сле­дует обра­щать вни­ма­ние на их доб­ро­де­тели — подобно сбор­щику вино­града, отби­ра­ю­щему лишь зрелые плоды11. Не торо­питься с суж­де­нием – как внут­рен­ним, так и сло­вес­ным — побуж­дает веро­ят­ность ошибки12 и даже пря­мого иску­ше­ния.

Про­ти­во­по­лож­ные зло­сло­вию доб­ро­де­тели

Как и всякий грех, зло­сло­вие коре­нится в помыш­ле­нии и может во многих слу­чаях не выйти наружу, но «про­зву­чать» лишь в уме, оста­ва­ясь при этом грехом. Поэтому и про­ти­во­по­лож­ная зло­сло­вию доб­ро­де­тель без­гне­вия только начи­на­ется «мол­ча­нием уст при сму­ще­нии сердца», про­дол­жа­ется же «мол­ча­нием помыс­лов при тонком сму­ще­нии души», а пре­де­лом имеет «непо­ко­ле­би­мую тишину при дыха­нии нечи­стых ветров»13.

Обе­то­ва­ние

Призыв воз­дер­жи­ваться от зло­сло­вия содер­жится еще в Ветхом Завете, а тому, кто ему после­дует, дается опре­де­лен­ное обе­то­ва­ние – полу­чить жизнь и уви­деть «дни благи»: «Кто́ есть человѣ́къ хотя́й живо́тъ (ζωή), любя́й дни́ ви́дѣти бла́ги? Удержи́ язы́къ тво́й от­ зла́ и устнѣ́ тво­и́, е́же не глаго́лати льсти́» ( Пс. 33:13-14 ). В ново­за­вет­ной пер­спек­тиве «жизнь» озна­чает пре­бы­ва­ние со Хри­стом в Боге: «Я есмь путь и истина и жизнь (ζωή); никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14:6 ).

При­ме­ча­ния:

Чем бого­угод­ное пори­ца­ние отли­ча­ется от зло­сло­вия?

Бого­угод­ным пори­ца­нием может счи­таться лишь то, кото­рое впи­сы­ва­ется в рамки Божьего закона, соот­вет­ствует нормам Добра, направ­лено во благо.

Гру­бость нрав­ствен­ной оценки как тако­вой не может рас­смат­ри­ваться апри­ори как грех зло­сло­вия.

Так, во вре­мена Вет­хого Завета пророк Исаия, обли­чая своих сопле­мен­ни­ков во зле, при­ме­нил довольно резкое по содер­жа­нию выра­же­ние: «князья Содом­ские», «народ Гоморр­ский» ( Ис.1:10 )

В свою оче­редь Пред­теча Гос­по­день при­ме­нил в отно­ше­нии шедших к нему фари­сеев и сад­ду­кеев не менее хлёст­кое выра­же­ние: «порож­де­ния ехид­нины» ( Мф.3:7 ).

В прин­ципе, оба назван­ных выра­же­ния, в случае их при­ме­не­ния дру­гими людьми, в других обсто­я­тель­ствах, можно было бы обо­зна­чить как крайне грубые (ср.: «ана­ло­гич­ные» им по зна­че­нию рус­ские выра­же­ния (при­во­дим их в вари­анте, адап­ти­ро­ван­ном под формат бого­слов­ской статьи): «князья Содом­ские» ( Ис.1:10 ) — муж­чины нетра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции, «порож­де­ния ехидны» ( Мф.3:7 ) — соба­чьи дети).

Со сто­роны обли­ча­е­мых без­за­кон­ни­ков такого рода пори­ца­ния нередко вос­при­ни­ма­лись как оскор­би­тель­ные. Но вправе ли мы оце­ни­вать их как грех зло­сло­вия? Оче­видно, что нет.

Почему? Потому что, во-первых, даже и будучи рез­кими по форме, эти слова соот­вет­ство­вали сте­пени гре­хов­но­сти греш­ни­ков; во-вторых, потому что они были выска­заны не по при­стра­стию или гор­дыне, не по нена­ви­сти или злобе, но с благой, воз­вы­шен­ной целью: побу­дить нече­стив­цев оду­маться, прийти к пока­я­нию, обра­титься ко Гос­поду, изме­нить пове­де­ние, жизнь.

Зло­сло­вие же под­ра­зу­ме­вает иные мотивы. Доста­точно часто при­чи­ной зло­сло­вия служит занос­чи­вость и гор­дыня. В этом случае чело­век хулит ближ­них, ставя себя выше них, и даже про­ти­во­по­став­ляя себя (мол, то ли дело он, ведь он — не такой, как они).

Довольно часто при­чи­ной зло­сло­вия высту­пает страсть к сквер­но­сло­вию сквер­но­сло­вию вообще, а нередко — гре­хов­ная «любовь» к сплет­ням, ведь по сути, обви­няя того или иного чело­века сверх над­ле­жа­щей меры, зло­сло­вя­щий при­пи­сы­вает ему нечто лишнее, и, сле­до­ва­тельно, кле­ве­щет на него.

Осо­бенно сильно зло­сло­вие сбли­жа­ется с кле­ве­той в тех слу­чаях, когда бывает направ­лено против Бога или Его святых, ибо Гос­пода совер­шенно не за что хулить, а святые (живу­щие земной жизнью) хотя и грешат, всё же, как пра­вило, зна­чи­тельно меньше тех, кто их зло­дей­ски ругает.

Харак­тер­ным при­ме­ром может слу­жить зло­сло­вие Христа. Вспом­ним, что многие иудеи обзы­вали Его и обман­щи­ком, и само­зван­цем, и даже бого­хуль­ни­ком, тогда как Он не имел с обви­не­ни­ями ничего общего.

Нередко моти­вом зло­сло­вия служит личная непри­язнь, зависть или нена­висть, что про­ти­во­ре­чит запо­веди о Любови к ближ­нему. Отсюда и стро­гость суда Божьей Правды: «всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто скажет брату своему: «рака», под­ле­жит синед­ри­ону, а кто скажет «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной» ( Мф.5:22 ).

пре­по­доб­ный Авва Доро­фей:
«Иное же дело зло­сло­вить или пори­цать, иное осуж­дать, и иное уни­чи­жать. Пори­цать — значит ска­зать о ком-нибудь: такой-то солгал, или раз­гне­вался, или впал в блуд, или сделал что-либо подоб­ное. Вот такой зло­сло­вил брата, т. е. сказал при­страстно о его согре­ше­нии. А осуж­дать — значит ска­зать: такой-то лгун, гнев­лив, блуд­ник. Вот сей осудил самое рас­по­ло­же­ние души его, про­из­нёс при­го­вор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех. Ибо иное ска­зать: “он раз­гне­вался”, и иное ска­зать: “он гнев­лив” и, как я сказал, про­из­не­сти таким обра­зом при­го­вор о всей его жизни. А грех осуж­де­ния столько тяже­лее вся­кого дру­гого греха, что Сам Хри­стос сказал: «Лице­мер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда уви­дишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Лк. 6:42 ), и грех ближ­него упо­до­бил сучку, а осуж­де­ние — бревну. Так-то тяжело осуж­де­ние, пре­вос­хо­дя­щее всякий грех.

Источник

Чем страшен грех злословия?

Отвечают пастыри

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

злословие что это такое. 235313.p. злословие что это такое фото. злословие что это такое-235313.p. картинка злословие что это такое. картинка 235313.p.

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

злословие что это такое. 235087.p. злословие что это такое фото. злословие что это такое-235087.p. картинка злословие что это такое. картинка 235087.p.

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

злословие что это такое. 235314.p. злословие что это такое фото. злословие что это такое-235314.p. картинка злословие что это такое. картинка 235314.p.

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Источник

Значение слова «злословие»

злословие что это такое. android bar znachenije. злословие что это такое фото. злословие что это такое-android bar znachenije. картинка злословие что это такое. картинка android bar znachenije.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

— Раввин Зелиг Плискин, «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь

В Библии приводятся примеры поступков праведных и нечестивых людей, нарушивших этот запрет:

Сара, говорившая о неспособности Авраама зачать ребёнка из-за его преклонного возраста (Быт. 18:12-15).

Иосиф доносил до отца «худые слухи» о своих братьях (Быт. 37:2).

Мириам была осуждена Богом за злоречивые слова в адрес своего брата Моисея (Чис. 12:1-15).

Разведчики, посланные Моисеем в Землю Израиля были наказаны за их клеветнические сведения о Святой Земле (Чис. 14:36-37).

Царь Давид прислушивался к клевете, за что, по мнению Талмуда, его царство было разделено. (Талмуд, Шаббат 56а-б).

Доик (Доег) (1Цар. 22:9) и Ахитофел (2Цар. 15) слушали «злословие» и были осуждены.

Иеровоам I, царь Израиля (3Цар. 12:20) не слушал сплетни об Амосе (Амос. 7:10-11; Талмуд, Песахим 87б) и был перечислен вместе с достойными царями Иудеи (Ос. 1:1).

Злодея Амана считали самым искусным из всех клеветников Персии (Талмуд, Мегилла 13б).

Еврейские законоучители перечисляют суровые наказания, которые заслуживают те, кто принимает участие в «злословии».

Из-за них перестаёт идти дождь и они караются бедствиями (Талмуд, Таанит 7б);

В результате сплетен в мир приходят болезни (Талмуд, Шаббат 33а-б);

Говорящий унизительные слова об умершем мудреце сбрасывается в Гехинном (Талмуд, Берахот 19а);

Сплетники не смогут насладиться Божественным Присутствием (Шехина) (Талмуд, Сота 42а);

Распространителя клеветы считают отрицающим Бога (Талмуд, Арахин 15б);

Рассказывающий или слушающий сплетни заслуживает того, чтобы быть избитым камнями (Талмуд, Арахин 15б) или брошенным собакам (Талмуд, Песахим 118а).

Формулировка, добавленная в конец ежедневной молитвы Амида, содержит слова Мара, сына Рава, который, завершая свою ежедневную молитву, добавлял следующие слова: «Бог мой, удержи мой язык от зла и мои уста от произнесения лжи» (Талмуд, Берахот 17а).

Рабби Исраэль Меир ха-Коэн (Хафец-Хаим) подчеркивал тяжесть греха лашон-ара и достиг широкого признания. Он стал известен в мире по названию своей самой популярной книги, посвященной законам злословия — «Страждущий жизни», название которой взято из Книги Псалмов (Тегиллим).

Сам Хафец-Хаим прожил 95 лет.

ЗЛОСЛО’ВИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. злословить. Предаваться злословию. 2. Злые сплетни, толки, пересуды. З. даже без доказательств оставляет почти вечные следы. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

злосло́вие

1. злые, недоброжелательные слова, высказывания, пересуды, сплетни о ком-либо, чём-либо ◆ Но злословие не щадит никого: оно подкрадывается, тайное и ядовитое, к репутациям самым чистым и непорочным и старается впустить в них свое жало и облить их своим ядом. И. И. Панаев, «Прекрасный человек», 1840 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Злобный человек может, если хочет, проявлять свою злобу в злословии, интригах, клеветах, ссорах и т. д. В. С. Соловьев, «Оправдание добра», 1894—1899 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

злословие что это такое. USSR bot. злословие что это такое фото. злословие что это такое-USSR bot. картинка злословие что это такое. картинка USSR bot.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова факсимильный (прилагательное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *