Зимовье на студеной чему учит

27. Зимовка на Студёной, про собаку Музгарко (ЕГЭ по русскому)

Собака — самый верный и преданный друг человека испокон веков. Это животное всегда готово прийти на помощь своему хозяину, оно также понимает и чувствует его настроение. В чём проявляются взаимоотношения собаки и человека? Этой сложной проблеме посвящён текст Дмитрия Наркисовича Мамин-Сибиряка.

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор текста рассказывает об одном старике, жившем в избушке в лесу вместе с псом Музгарко.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Герой очень любил свою собаку, разговаривал с ней, вместе ходили на охоту, «ведь она была для него всё…». Старик проживал с питомцем своё тяжёлое «старое одиночество» и вечную тишину. Стоит обратить внимание на то, как относился мужчина к своему другу: «любил же её гораздо больше, чем люди любят друг друга», — поясняет писатель. Этот пример позволяет понять, что собаки отвечают на любовь своих хозяев безграничной преданностью. Также Музгарко отлично понимал жителя леса и знал его настроение. Когда старик был охвачен думой, умная собака прижималась к нему и «жалобно моргала». Она была согласна и «помирать» с ним, лишь бы быть всегда вместе с героем. Поступок пса показывает, что он понимает душевное состояние человека, старается сочувствовать ему. Два приведённых примера позволяют понять: несмотря ни на что собаки любят своих хозяев, отвечают им верностью и пытаются отвлечь их от трудностей жизни.

Позиция автора ясна и чётко выражена. Размышляя над проблемой, автор подводит читателя к выводу о том, что взаимоотношения человека и собаки проявляются во взаимной помощи. Музгарко очень любил старика, был преданным ему во всем и готов сделать для него всё, чтобы быть рядом с хозяином. Человек, в свою очередь, отвечал ему бесконечной любовью и заботой и относился к нему, как к человеку, разговаривая с ним.

Трудно не согласиться с Дмитрием Наркисовичем. Действительно, собака становится преданной, если она чувствует заботу и ласку от человека. Однажды приручив, пёс будет верным до конца своей жизни.

Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что собаки понимают и чувствуют настроение своих хозяев. Они отвечают на любовь и заботу человека бесконечной преданностью.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75269

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

№ 1. Назовите героев рассказа.

— дед Елеско Шишмарев,

№ 2. Где происходит действие? Опишите природные условия, в которых живет дед.

— Старик живет в лесу, недалеко от реки Студеной. За избушкой «уходило ржавое болото, чуть тронутое кустиками и жесткой болотной травой. С небольшими перерывами это болото тянулось верст на пятьдесят и отделяло избушку от всего живого мира».

«А он сидел и всё смотрел на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший на сотни верст туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной…».

«Во все стороны от зимовья верст на сто жилья нет, а летом туда и не пройдешь».

№ 3. Расскажите о повседневных делах деда.

— Он ловит и заготовляет впрок рыбу: «Старик запасал рыбу с самой весны: часть вялил на солнце, другую сушил в избе, а остатки сваливал в глубокую яму вроде колодца; эта последняя служила кормом Музгарке. Свежая рыба не переводилась у него целый год, только не хватало у него соли, чтобы ее солить, да и хлеба не всегда доставало…».

— Ежегодно к нему заезжает проездом купеческий обоз, который привозит ему запас хлеба, соли, пороха.

№ 4. Как выглядит избушка деда внутри и снаружи?

«Колебавшееся в челе печки пламя осветило лавочку, на которой спал старик, и целый угол избушки. Из темноты выступали закопченные бревна, покрытые кое-где плесенью, развешанная в углу сеть, недоконченные новые лапти, несколько беличьих шкурок, болтавшихся на деревянном крюку…». У дальней стены «тянулись широкие нары, устроенные из тяжелых деревянных плах. Единственное окно, наполовину залепленное рыбьим пузырем, едва пропускало свет».

«К избе был приделан довольно большой низкий сруб, служивший летом амбаром, а зимой казармой для ночлега ямщиков. Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал около казармы из молодых душистых пихт большую загородку».

«Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма…».

№ 5. Опишите старика: портрет, характер.

№ 6. Как Музгарко появился у деда? Какие отношения связывают хозяина и собаку?

— Однажды во время охоты Елеско встретил пса, хозяин которого умирал в шалаше: это был вогул, который отстал от своей охотничьей артели. С тех пор пес остался при Елеске; Музгаркой он назвал его потому, что нашел собаку у реки с таким названием.

— Для старика «одна отрада оставалась: собака. И любил же ее старик гораздо больше, чем любят люди друг друга. Ведь она была для него всё и тоже любила его». Не один раз Музгарко во время охоты жертвовал своей жизнью, чтобы спасти хозяина от смерти: «уже два раза медведь помял его за отчаянную храбрость».

— Старик с горечью подмечает, что пес состарился: «Вон и спина прямая стала, как у волка, и зубы притупились, и в глазах муть…».

№ 7. Расскажите о прошлой жизни деда. Что случилось с его семьей? Как старик оказался в зимовье на реке Студеной?

«Родился и вырос он в глухой лесной деревушке Чалпан», что на реке Колве. Жители деревни занимались отхожими промыслами.

— В деревне все звали его Елеской Шишмарёвым. Женился, родилось трое детей: два сына и дочь. Но в холерный год вся семья Елески вымерла. Вторую семью не завел, «так он и остался бобылем и пуще прежнего занялся охотой». Однажды медведь на охоте изуродовал его: «рассвирепевший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону». Теперь Елеска не мог далеко уходить в лес, как другие охотники.

Знакомые купцы из города Чердыни предложили ему сторожить зимовье на реке Студёной: «Вся работа только зимой: встретить да проводить обозы, а там гуляй себе целый год». Съестные припасы купцы давали ему только в первый год, а потом Елеска должен был «покупать всё на свои деньги от своей охоты и рыбной ловли на зимовке».

№ 8. Что старик рассказал приказчику о своей жизни в зимовье?

«Вот только праздники когда, так скушновато. Добрые люди в храме божьем, а у меня волки обедню завывают. Ну, я тогда свечку затеплю перед образом и сам службу пою… Со слезами тоже молюсь».

— Весной, когда прилетают птицы, для деда Елески наступает настоящий праздник: он с большим удовольствием любуется утками, гусями, куликами, чайками, гагарами. «А я хожу и смотрю: мне бог гостей послал. И как наговаривают… Слушаешь, слушаешь, инда слеза проймет». «Я ее не трогаю, потому трудница перед господом».

«Одного только у меня не хватает, родной человек: который год прошу ямщиков, штобы петушка мне привезли… Зимой-то ночи долгие, конца нет, а петушок-то и сказал бы, который час на дворе». (На обратном пути приказчик, Флегонт, привез старику петуха).

№ 9. Почему старику приходится уйти со Студеной? Что с ним случилось в пути?

— Старик отправился в путь. Дорога в горах скоро выбила его из сил: «выкопал он в снегу ямку поглубже, устлал хвоей, развел огонька, поел, что было в котомке, и прилег отдохнуть». Сквозь дремоту он слышал, как волки утащили петуха.

№ 10. Как вы считаете, в чем заключается основная мысль рассказа?

— Люди могут быть привязаны не только друг другу, но и к животным. Домашние питомцы помогают человеку переносить трудности, выживать в тяжелых жизненных условиях.

№ 1. Назовите героев рассказа. № 2. Где происходит действие? Опишите природные условия, в которых живет дед. № 3. Расскажите о повседневных делах деда. № 4. Как выглядит избушка деда внутри и снаружи? № 5. Опишите старика: портрет, характер. № 6. Как Музгарко появился у деда? Какие отношения связывают хозяина и собаку? № 7. Расскажите о прошлой жизни деда. Что случилось с его семьей? Как старик оказался в зимовье на реке Студеной? № 8. Что старик рассказал приказчику о своей жизни в зимовье? № 9. Почему старику приходится уйти со Студеной? Что с ним случилось в пути? № 10. Как вы считаете, в чем заключается основная мысль рассказа?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной»

Разделы: Литература

На доске: вогулы – прежнее название народа манси (коренного населения Ханты-Мансийского округа)

I. Постановка учебной задачи.

– Мы должны выяснить, как создается образ Елески, и подготовиться к сочинению на эту тему.

– Что такое образ? Чем он отличается от характеристики?

(Запись в тетрадь: образ – это характер, созданный средствами поэтического искусства. Характеристика героя – это составная часть понятия образ. Понятие образ = характеристика + приемы.)

– Какие приемы создания образа вы знаете?

(Портрет, речь, поступки героя, характеристика через предметы, авторское отношение и т.д.)

– Сформулируйте вопрос к сочинению по теме: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.

– Какими средствами создается образ Елески?

Ш. Работа с текстом.

– Кто главный герой рассказа?

– Что мы знаем о прошлом Елески?

– Назовите главное слово в портретной характеристике Елески.

– Почему лицо Елески было безобразным?

(Это случилось во время охоты. “Не в первый раз выходил на зверя с рогатиной да с ножом; но на этот раз сплоховал: поскользнулась у Елески одна нога, и медведь насел на него. Рассверепивший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону. Едва приполз Елеска из леса домой, и здесь свой знахарь лечил его целых полгода; остался жив, а только сделался уродом”.)

– Нам известно, что Елеска – охотник. Что вы можете сказать о нем как об охотнике? Докажите.

– Как оказался Елеска в зимовье?

(После того, как обломал Елеску медведь, он “не мог далеко уходить в лес, как прежде, не мог промышлять наравне с другими охотниками.”. “В своей деревне делать Елеске было нечего, кормиться мирским подаянием не хотел, и отправился он в город Чердынь, к знакомым купцам, которым раньше продавал свою охотничью добычу. Может, место какое-нибудь обыщут Елеске богатые купцы. И нашли.”)

– Как характеризует Елеску тот факт, что он не захотел оставаться в деревне?

(Он гордый человек, не хочет жить “мирским подаянием”. Елеска трудолюбивый, он готов выполнять любую посильную работу, чтобы прокормиться.)

– Как живется Елеске в зимовье?

(Рассказ с привидением примеров из текста.

Елеске одному в зимовье очень трудно. Он живет бедно, в ветхой избушке, окно которой затянуто рыбьим пузырем. Каждый день он занимается охотой или рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя на год одеждой, запасами хлеба и пороха. Однако муки ему на год не хватает – в нее старик подмешивает толченую сухую рыбу. Каждый день Елеска борется с трудностями.
Он “состарился и боялся только одного, что придет смертный час и некому будет его похоронить”
Итак, Елеска обладает безобразной внешностью. Попытаемся заглянуть во внутренний мир героя.)

– Что же скрывается за изуродованным лицом?

(В данном случае внешность оказалась обманчивой. Елеска – добрый, ласковый, искренний человек, способный на сильные чувства. Старик любуется красотой природы, смотрит “на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной, – смотрит и не шевелится, охваченный своей тяжелой стариковской думой”. Он постоянно вспоминает свою прошлую жизнь.)

– Что вас удивило в этом человеке?

– Как характеризуют Елеску эти факты?

(Елеска – человек очень сильный духом. Он не жалуется на судьбу, не просит большего, а стойко переносит свое одиночество. Утешение находит в молитвах, искренне обращается к Богу: “со слезами тоже молюсь”. Старик ценит то, что у него есть, и появление по весне перелетных птиц – для него настоящий праздник.)

– Что нам известно о герое в самом начале рассказа?

(В начале рассказа автор изображает одинокого старика, живущего с собакой Музгарко.)

– На что вы обратили внимание?

(Д.Н.Мамин – Сибиряк называет кличку собаки, однако нам еще не известно имя главного героя.)

– Почему автор поступает именно так? Обоснуйте свое мнение.

(Елеска – природный человек. Людей видит один раз в год. Он живет в зимовье, занимается охотой и рыбной ловлей, любит и прекрасно знает лес: “старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево”. Неслучайно описание жизни героя чередуется с изображением картин природы. Старик живет не среди людей, а в лесу, поэтому можно говорить, что он природный человек. Его имя и не названо.)

– Когда мы узнаем, как зовут героя рассказа?

(Читателю становится известным имя героя, когда автор рассказывает о его прошлом.
Удивительны отношения Елески и Музгарко.)

– Что автор пишет о них?

(“И любил же ее ( собаку) старик гораздо больше, чем любят люди друг друга.Ведь она для него была все и тоже любила его”.)

– Как Елеска разговаривает с Музгарко?

(Старик то ворчит на пса, то дразнит его, то называет братом и обращается к нему на равных. Елеска ценит своего друга и очень дорожит им.)

IV. Анализ эпизода (Приложение 1).

1. Медленное чтение.

2. Работа по схеме (Приложение 2).

Данный эпизод – кульминация действия.
В отрывке говорится о том, как умирает собака и бедный старик прощается со своим верным другом. Автор приходит к выводу, что нет ничего страшнее, чем утрата близких; в данном случае Елеска Шишмарь переживает трагедию смерти Музгарко.
Старик не представлял своей жизни без этой собаки, поэтому, когда он увидел, что его верный друг мертв, “Елеска похолодел: это была его смерть”.
Описание сцены прощания строится на изобразительных средствах: эпитетах: “горе лютое”, “ужасная, голодная смерть”, “несчастный старик”; метафорах: “смерть пришла”, “надежда умерла”; сравнениях: «ветер завывает, точно голодный волк«, повторах: “воет пурга” (начало абзацев второго и пятого), «воет пурга уже две недели«, «две недели не выходит из своей избушки старик”, “и ничего, ничего не осталось для него, кроме смерти”. С помощью олицетворения оживает природа: “Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завивает в лесу, точно голодный волк; избушка Елески совсем потонула в снегу”.
В данном эпизоде использованы и морфологические выразительные средства: обилие глаголов создает динамику происходящего (“Плачет, убивается старик, а помочь нечем; “Учуяли беду, пришли к избушке и завыли”; “Некому теперь их пугнуть, облаять, подманить на выстрел”; “Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый”; “Три дня долбил он мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга”).
Чтобы доказать, насколько дорог Музгарко Елеске и какова горечь потери для бедного старика, автор по-разному называет собаку: “над больной собакой”, “кормилец ты мой”, “верный друг”, “родной ты мой”, “Музгарко”, “мертвый друг”,“верный друг”.
В тексте звучат риторические вопросы “Куда он без собаки?” и т.д. Мы понимаем, что старик не может жить без Музгарко.
Данный эпизод можно назвать “Прощание Елески с верным другом”.

– Какое решение принимает Елеска?

(“Тошно ему теперь показалось оставаться в своей избушке”. Пережив еще одну трагедию, потеряв единственное любящее его живое существо, он решает уйти в родные края».)

– Что случится с Елеской?

– Каково отношение автора к своему герою? Докажите.

VI. Подведение итогов урока. Выводы.

– Какими средствами создается образ Елески?

(Запись в тетрадь: Д.Н.Мамин-Сибиряк создает образ Елески с помощью портрета, авторской характеристики, поступков героя, отношений с Музгарко, авторского отношения.)

VП. Домашнее задание.

– Написать сочинение на тему: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.

Анализ эпизода (отрывка) прозаического произведения.

1. Роль эпизода (отрывка).

1 Данный эпизод является экспозицией (кульминацией, развязкой действия).
2. Отрывок является характеристикой героя.
3. Прозаический текст является описанием (природы, помещения, интерьера, поступков героя, авторским размышлением).

2. Тема.

1. Темой текста является …
2. Текст посвящен (описанию, размышлению, рассуждению)…
3. В отрывке рисуется картина…
4. В эпизоде раскрывается картина…(говорится о….)

3. Основная мысль.

1. Основная мысль текста заключена в словах…
2. Автор приходит к выводу, что…
3. Писатель рисует картину…(рассуждает, размышляет, описывает), чтобы доказать…

4. Название отрывка (эпизода).

1. Данный эпизод (отрывок) можно назвать…
2. Название рассказа … раскрывает тему…

5. Образная система.

1. Описание природы (картины, характера, интерьера, военной сцены) строится на изобразительных средствах…
2. Эпитеты помогают нарисовать картину…
3. Привлекают внимание художественные определения…
4. Писатель использует олицетворения (метафоры, сравнения)…
5. С помощью олицетворения оживает природа…
6. Изобразительные средства помогают раскрыть тему.
7. Сравнения (эпитеты, олицетворения) помогают раскрыть характер героев (рисуют внешний облик героев): передают авторскую оценку предмета или явления.
8. Наиболее удачными определениями (сравнениями) являются…

6. Синтаксические конструкции.

1. В тексте используются предложения разных конструкций…
2. Простые предложения конкретизируют мысль…
3. Используется прямой и обратный порядок слов в предложении…
4. Обратный порядок слов используется для более полного выражения мысли…
5. Восклицательные предложения увеличивают эмоциональность отрывка (эпизода)…
6. Точка указывает на законченность предложения.
7. В тексте звучат риторические вопросы…
8. Тире указывает на результативность действия…
9. Тире указывает на результативность действия…

7. Выводы.

Изобразительные средства, конкретные предложения, знаки препинания раскрывают тему (отрывка) эпизода…

Д. Н. Мамин-Сибиряк. “Зимовье на Студеной”

Источник

Зимовье на Студёной — краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка (сюжет произведения)

Главный герой рассказа – старик Елеска, который жил один в тайге. Раньше у него была семья, он жил в деревне Чалпан. С детства Елеска занимался охотой, так как все добывали себе на пропитание только этим. У Елески была жена и дети – два мальчика и девочка. Думал он, что жить будет хорошо, но эпидемия холеры унесла всех его родных. Сам он был на охоте далеко от дома, а когда вернулся, то все были уже мертвы.

Как-то раз на охоте он встретился с медведем, который покалечил мужчину. Долго выхаживал его знахарь, но он стал уродливым. Долго быть на охоте Елеска теперь не мог. Стал искать себе другое занятие. Купцы предложили ему работу сторожа в зимовье на реке Студеной. Добраться туда люди могли только зимой по льду. Они обещали ему привозить еду и одежду. Елеска согласился жить там, чем с голоду дома умирать. Но только первый год доставили они старику еду, а потом он все покупал на то, что заработает от охоты и рыбалки.

Наступила зима, река встала, и к Елеске приехал обоз. Парень с обоза привез ему петуха. С ним будет старику веселее, он поет как часы. Парень уехал и остался старик опять один. В одну из ночей он почувствовал неладное, встал и увидел, что собака его сдохла. Хоронил ее старик и плакал. Он знал, что сам скоро умрет, без нее он не мог охотиться. Медведей-шатунов и волков некому будет отпугивать от двора. Старик решил пойти в город. Посадил петуха в мешок, взял еду и пошел. По дороге петуха с мешком утащили волки, старик умер.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок внеклассного чтения по рассказу Д.Н. Мамина – Сибиряка

«Зимовье на Студёной»

— совершенствование навыков пересказа (подробного, краткого, выборочного);

— развитие интереса к урокам внеклассного чтения;

— воспитание нравственных качеств личности (любовь к животным, сострадание к людям, попавшим в трудную ситуацию).

Портрет писателя, рисунки, иллюстрации, словарь (см. отдельно)

3. Вступительное слово учителя

4. Работа с текстом.

1.Конкурс на самого внимательного читателя. Викторина.

1)сколько лет жила собака Музгарка со стариком? (10)

2)в какое время года автор рассказа знакомит нас с героем?

3)как называетс я река, на берегах которой живут старик и Музгарка?

4) чем было залеплено окно в избушке старика? (рыбьим пузырём)

5)какую рыбу ловил старик в реке Студёной?

7)почему старик назвал собаку Музгарко? (по названию реки, возле которой он её нашёл – Музгарка).

В первый раз мы видим его больным ( у него болит спина). Сам старик сгорбленный, седой, с ужасным лицом. Оно было сдвинуто на одну сторону, так что левый глаз вытек и закрылся припухшим веком.

3. – Предлагаю ещё раз отправиться в гости в лесную старую избушку старика. Как она выглядела? Что было внутри? Опишите.

На стене висели беличьи шкурки, сеть для ловли рыбы.

Он стар, а одному построить её трудно.

Вывод: трудно живёт старик, бедно, одиноко, помочь некому, умрёт – некому глаза закрыть.

5. – Расскажите, чем занимается старик в глуши лесной?

Он ловит рыбу с весны до осени. Сушит её на солнце. Готовит из рыбы корм для Музгарки. Охотится на белок, ….

6. – Как относится старик к своему единственному другу – Музгарке? Ответьте текстом.

«Одна отрада осталась – собака. И любил же старик гораздо больше, чем любят люди друг друга…» с.

Вывод: Заметьте, ребята, что только добрый, ласковый человек способен так любить животных.

7. – Ведь не всегда жил старик в одиночестве в лесу. Когда- то и он был молодым. Расскажите историю старика.

Сжатый пересказ последней части 1 главы.

Вывод: Елеска гордый человек, не захотел жить подаянием, как калека. Он готов выполнять любую работу, чтобы прокормиться.

8. – Когда пришёл обоз и люди легли отдыхать, молодой приказчик (управляющий, старший) стал разговаривать со стариком. Вот тут-то мы и узнали, откуда появился Музгарка у старика. Посмотрим и послушаем…

9. – Исполнил ли своё обещание молодой приказчик? Что изменилось в избушке старика? (текстом)

10. – Но вместе с новой радостью пришла в дом Елески страшная беда. Какая?

(4 абзаца 3 главы читать)

11. – Какой случай вспоминается старику в эти минуты?

12. – Учитель читает «Музгарка издох.. …похоронил в верного друга»

Вывод: Тяжело читать эти строки. Потеря единственного верного друга, который не раз спасал старику жизнь, помогал коротать долгие дни одиночества, стала невыносимой.

13. Какое решение принимает старик? Какой конец у рассказа?

Обобщение учителя: Что же хотел показать нам автор рассказа?

Нет ничего страшнее, чем утрата близких.

И собака может быть для человека верным другом и помощником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *