зачем заниматься проектной деятельностью
Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника
Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills
Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».
«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.
«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
Плюсы и минусы проектной деятельности. Из опыта работы учителя
Традиционная школа может более или менее слаженно работать, если дети послушны, дисциплинированы, не задают лишних вопросов, пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к словам учителя и демонстрируют полное усвоение всего, что он объяснил на уроке. Так в идеале. Но таковы ли современные дети?
Так как современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:
1. Планирование работы над проектом:
— высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
— обсуждение возникших идей;
— перечисление интересующих учащихся тем проектов;
— формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
— уточнение намеченной цели задач;
— поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
— обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами);
— сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
— систематизация полученных данных;
— построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
— осмысление полученных данных и способов достижения результата;
— обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.)
Я использую следующие виды презентации проектов: пресс-конференция, деловая игра, телепередача, научная конференция, защита на Учёном совете, путешествие, диалог с историческим или литературным персонажем и другие.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:
Выбор темы проекта.
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.
Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).
Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.
Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
При сегодняшней загруженности современного ученика, реальным я считаю создание одного-двух проектов в течение года. Наиболее удачные проекты ребята представляют на школьной Малой академии, на районных и городских конкурсах.
Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже усваивать излагаемый материал.
Созданные презентации дают возможность рациональнее использовать учебное время, учат ребят работать в информационном пространстве.
Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
Зачем современному школьнику предпринимательские проекты
Н и для кого не секрет, что предпринимательская культура в России развита крайне слабо. И если мы хотим развивать предпринимательство в стране, необходимо это делать с самых ранних лет. Взрослый человек за годы жизни обрастает тревогами, психологическими защитами, убеждениями, его внутренний мир костенеет. Занимаясь обучением предпринимателей более 5 лет, я все больше убеждаюсь, что, если ты хочешь сделать из человека предпринимателя, тебе необходимо оказывать влияние на те аспекты его психики, которые сформировались еще в детстве.
Школьное мышление
Ребенок с детства привыкает выполнять задачи не с целью практического применения, а для того, чтобы его оценили. После оценки результат работы школьника больше не нужен. В этом корень всех зол. Человек годами привыкает стремиться к внешней оценке по надуманным критериям, а не к реальному, живому, применимому где-либо результату. Жизнь и ее требования в подобной среде заменяются фантазиями и теоретизацией. Эти фантазии к тому же многократно усиливаются страхом провала. Ведь школа учит нас, что ошибаться нельзя. Значимость твоей деятельности измеряется баллами, а ошибки понижают твои оценки. Ребенок неизбежно отождествляется со своей деятельностью, и вот уже ошибка понижает не просто оценку ребенка, но его собственную значимость.
Какого человека дает нам «школьное мышление»:
— не способного инициировать изменения из-за страха перед совершением ошибки;
— не понимающего, что такое реальный результат, ведь всю сознательную жизнь люди оценивали его за фиктивную деятельность;
— не желающего брать на себя ответственность (ведь если результат моей работы в жизни никем не применяется, значит, и смысла особо переживать за него у меня нет — реальные изменения всегда совершает кто-то другой);
— не желающего развиваться финансово. Ведь опыт школьника оторван от реальности. Школьник не понимает, насколько сложно заработать деньги, как их тратить, как они достаются родителю. Отсюда часто возникает страх денег, стыд за их заработок, страх оказаться успешнее родителей и многое другое.
Мы видим образ инертного, оторванного от реальности, безответственного человека, не желающего зарабатывать деньги или имеющего неадекватное представление о заработке. Это похоже на образ активного гражданина или успешного бизнесмена?
Что дают проектные предпринимательские программы в школе?
Изменить сложившуюся ситуацию возможно только одним способом — введением в школьную программу предпринимательства как проектной практической дисциплины. Уточняю, что под предпринимательством мы подразумеваем готовность человека воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах. А к этому можно начинать приучать в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Абсолютно для любого школьника возможно подобрать предпринимательскую модель. Студент, например, организует курсы английского для пожилых и монетизирует эту услугу. А второклассник организует украшение школьных кабинетов или примитивную биржу обмена стикерами «ВКонтакте». У одного предпринимательство коммерческое, у другого социальное. Оба примера на практике учат их реализации идей, преодолению трудностей, сотрудничеству, ценности труда и многому другому. Только так возможно сбалансировать односторонность школьной программы.
Это весьма расхожая практика в мировом образовании. Достаточно вспомнить недавнюю серию интервью, проведенных Юрием Дудем в Кремниевой долине. Один из героев рассказывал про свою дочь, которая уже в 5-м классе делает качественные презентации и знает основы венчурного инвестирования. Если мы хотим развивать предпринимательство, было бы вполне логично ориентироваться на опыт Мекки предпринимательства. Весь мир к тому же уже давно так и делает — образование как никогда соприкасается с нуждами реальной жизни.
Какие навыки развивает предпринимательское мышление?
Предпринимательство подразумевает практическую работу, которая реально оттачивает навыки, в то время как оценка учителя лишь имитирует развитие навыка. Например, школьник Павел пишет неразборчиво, учительница может ставить ему двойки и заставлять писать «ровнее» или «красивее», показывать примеры, как надо это делать. Пройдет время, и он действительно научится виртуозно повторять образец букв, данный учительницей. Но, если бы мы просто предложили Павлу написать записку продавщице с целью купить себе шоколадку, он начал бы писать разборчиво куда быстрее.
В нашей практике мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда у школьника есть значительные «лакуны» в образовании. И практическая проектная деятельность быстро их «заделывает». Например, было множество учеников средней школы, преимущественно 6–7-х классов, у которых были проблемы с математикой. С ней всегда много проблем, потому что это абстрактная дисциплина. Вы удивитесь, как быстро человек осваивает проценты и пропорции, когда он начинает считать простейшие конверсии и сметы. Потому что это реальность. Многие ученики средней и старшей школ доказывали нам, что орфография — это не для них, потому что в жизни она не особо важна. Они иначе посмотрели на ситуацию, когда им пришлось писать посты и коммерческие предложения, потому что там ошибок допускать нельзя.
Проект — это форма работы, наиболее подходящая для образовательных целей. Он требует четкого целеполагания, а этого зачастую не хватает даже взрослым, что уж говорить о подростках. У проекта есть сроки и этапы, это приучает человека к дедлайнам, взращивая ответственность за свое и чужое время. Оно, таким образом, становится осязаемой субстанцией, динамикой изменений, а не цифрами на часах.
Проект подразумевает командную работу. В нем объединяются разные люди. Участникам неизбежно приходится учиться общаться, руководить и подчиняться, преодолевать проблемы общения с внутренним и внешним миром во время работы в группе. Я должен выполнить работу так, чтобы ее потом могли использовать в практических целях мои коллеги, потому что в проекте все взаимосвязаны.
Проект позволяет пробовать на себе различные роли: продавец, руководитель, финансист, маркетолог. Это наилучший вариант профориентации, потому что ты на практике сталкиваешься с характером профессии. И наконец, проект — это «школа провалов», потому что «косячат» все, и это абсолютно неизбежно. Более того, между школьником и его ошибкой появляется третья «сущность» — проект. Это отдельное существо. Школьник Павел решает примеры и пишет контрольные, эта деятельность «выходит» из школьника Павла. Оценка этой деятельности — это оценка школьника Павла. Но школьник Павел — это не проект, проект — это коллективная сущность. Ошибаться в проекте не так страшно, тем более когда коллеги тоже постоянно ошибаются. Вы учитесь вместе преодолевать страх ошибок.
Если ребенок хочет помочь взрослому с покупками и случайно роняет пакет, многие родители снисходительно посмотрят на него и больше пакета ему не доверяют. Так появляются люди, которые боятся деятельности, потому что когда-то им создали ложную иллюзию, что деятельность — это не для них. В проекте группа детей учится носить пакеты сообща, помогая друг другу, они приучаются к тому, что ронять их не страшно, а иногда даже полезно.
Фото: Taylor Wilcox/Unsplash
Как выстраивать проектное предпринимательское образование в школе?
Полный цикл. Школьник должен сделать все сам. Идея должна быть его собственной, даже если учителю она кажется бредовой. Мы можем попытаться указать на несостоятельность идеи, но не «топтать» ее и тем более не придумывать ее за школьника. Он должен взять ответственность за идею на себя. Если он ошибется, мы поможем сменить идею. Это воспитывает в человеке толерантность к провалам. Он сделает один микростартап, потом второй, потом третий. При должной помощи со стороны взрослого ошибки будут учить школьника и оттачивать его навыки. Школьник должен научиться отказываться от идей, в которые он влюбляется. Он должен на практике познать принцип «я — это не мои идеи». Школьник должен довести идею до заработка, только тогда все принципы будут им усвоены. Он увидит, как мир зависит от его действий.
Мотивация менять мир вокруг заложена в каждом человеке, это то, что отличает человека как биологическое существо. В данном случае наша задача — убрать препятствия для реализации исконной природы человека. Именно это мы делаем, когда терпеливо ведем его к результату сквозь череду провалов.
Мотивация — это все. Мы говорили о важности практического результата. Тут необходима оговорка. Результат нужен не для того, чтобы школьник разбогател или запустил успешный проект. Главное — изменить его мышление. Для этого необходимо, чтобы ему было интересно, чтобы он был воодушевлен тем, что он делает. Лучше всего брать первые идеи проекта из интересов школьника, а первые продажи совершать в кругу семьи и сверстников. Так проще удерживать мотивацию на начальных этапах обучения. Постепенно он научится переносить неудачи, отказываться от плохих идей, находить общий язык с коллегами и «клиентами». Практические навыки, такие как продвижение, реклама, профессиональный бизнес-план, — это не фокус обучения.
Рефлексия. Очень важно, чтобы любой полученный опыт был осмыслен. Речь идет как о поверхностном течении проекта, так и о внутренних изменениях внутри коллектива и самого школьника. Важны эмоции, мысли, тревоги. Участник проекта должен прийти к максимально возможной осознанности всего, что происходит. Тогда проектная деятельность принесет плоды. Опыт без рефлексии имеет крайне незначительную ценность.
Важность учителя. Сегодня обычные школьные педагоги, к сожалению, не могут преподавать предпринимательство без получения дополнительной квалификации. Большинство учителей сами никогда не делали проектов, они не переживали этот опыт, поэтому не могут передать его другими. Обычному педагогу самому вначале необходимо пройти то обучение, которое потом будет проходить школьник. Иначе все обучение неизбежно скатится к привычным формальным оценкам за теоретическую работу. Поэтому мы оставили попытки прямой передачи методики школьным преподавателям и открыли полугодовые курсы переквалификации.
Сейчас предпринимательство в России фактически существует вопреки сложившейся системе образования. Мы надеемся, что когда-нибудь в каждой школе нашей страны будет хотя бы один преподаватель, следующий изложенным выше принципам. Тогда мы преодолеем «школьный mindset» и начнем создавать предпринимателей во всех сферах жизни. Будь то бизнес, научные открытия или уборка собственного двора.
Проектная деятельность в университетах и какую пользу она даёт
Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.
Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.
Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.
Что это такое и зачем это нужно?
Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.
Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.
Как она организована?
Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.
В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:
Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.
Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.
Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.
Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.
Инициативные проекты
Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.
Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.
Над чем я работаю в рамках ПД сейчас
В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.
Мы с друзьями быстро накидали концепцию сервиса и начали её реализовывать. В середине прошлого семестра вывесили списки проектов, и мы решили попробовать подать инициативный с этой идеей. После пары визитов на кафедру для очных обсуждений, проект одобрили и мы начали работать над ним.
Наша команда состоит из трёх человек, которые отвечают за:
Мы решили использовать стандартный стек — PHP + JS/HTML/CSS. Потому как фронтендеры из команды пока что не используют фреймворки, отрисовка представлений происходит на стороне сервера.
Так как я отвечаю за бэкенд, я решил попробовать движок собственной разработки. Зачем? Пока я учусь в университете, у меня есть возможность пробовать разные способы достижения результата. Как и ожидалось, проверка боем выявила проблемы, которые я поправлял по мере разработки сервиса.
К концу семестра мы сделали первую версию сайта и небольшое андройд-приложение, которое пока что работает без API. В этом семестре мы изменим дизайн, добавим немного нового функционала, сделаем адекватное взаимодействие между сайтом и приложением (ибо в прошлом семестре на это не хватило времени), допилим приложение под Android и iOS, а также будем фиксить появляющиеся баги и узнавать для себя что-то новое.
Код проекта, если интересно, можно найти на гитхабе: вот туть.
Плюсы и минусы проектной деятельности
Я, как студент, для себя выделил как положительные, так и отрицательные стороны.
Среди плюсов:
Среди минусов:
Не всем студентам нравится этот предмет. Не все хотят в будущем работать по той специальности, которую сейчас изучают. Я рассказал только про свой опыт в этой дисциплине.
Как бы вы относились к этому предмету, если бы учились в вузе? Поменял бы он что-нибудь в вашем образовании и будущей карьере?