зачем юар в брикс
Россия и ЮАР нужны друг другу
Южно-Африканская Республика, являясь ключевой страной африканского континента, уже несколько лет является членом БРИКС и борется за многополярный мир. Каковы же перспективы развития отношений России и ЮАР? И когда Россия инициирует триумфальное возвращение в Африку? Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru научный сотрудник института Африки РАН Александра Архангельская.
— Александра, Южно-Африканская Республика является партнером России по блоку БРИКС. Какую роль играет в нем ЮАР? Почему она туда вошла? Это повышает лидерство страны на африканском континенте?
— Действительно, была очень большая дискуссия, когда ЮАР присоединилась к БРИК. Существовала даже такая шутка в ЮАР, что БРИК — это один кирпич, а БРИКС — много кирпичей и именно когда много кирпичей, тогда можно что-то строить. ЮАР вошла в БРИКС потому, что это была амбиция страны, которая пытается утвердиться в регионе, не только в южно-африканском регионе, а вообще в Африке как лидер.
И очень много сил во внешней южно-африканской политике, стратегии было направлено на то, чтобы действительно войти в это образование. Джейкоб Зума проехал по всем странам, согласовал свое вступление.
Для блока это стало серьезным геополитическим и геостратегическим таким шагом. Там были представлены практически все регионы, но Африка была не закрыта. А вот привлечение ЮАР позволило охватить и этот регион. ЮАР действительно является лидером континента. Последнее 20 лет она является демократической страной.
В 1994 году прошли первые всеобщие демократические выборы. В ЮАР хорошее социальное, инфраструктурное развитие по сравнению с другими африканскими странами. Несмотря на то, что сейчас лидерство ЮАР оспаривается той же Анголой, Нигерией, Египтом и другими странами, ЮАР изначально позиционирует себя как лидер. И в принципе, все ее внешнеполитические движения, действия основаны на том, чтобы утвердиться на континенте как лидер. ЮАР очень часто выступает в миротворческих операциях, урегулирует конфликты.
В южноафриканской стратегии одним из важнейших аспектов является именно соблюдение и пропагандирование африканской составляющей в международной повестке дня. Во всех документах ЮАР пытается лоббировать не только свои собственные интересы, а интересы всего африканского континента.
ЮАР претендует на членство в Совете Безопасности ООН. Одним из важнейших вопросов обсуждаемых в рамках БРИКС является именно желание Бразилии, Индии и ЮАР войти в состав Совета Безопасности ООН. Китай и Россия пока что сдерживают такие яркие амбиции, но ЮАР действительно претендует на это место от Африки.
— То есть вот это геополитическая потребность быть лидером и позволило ЮАР вступить в БРИКС, поскольку все члены этого блока отстаивают независимую политику на мировой арене и противопоставляют себя США и Западу, хотят сделать это мир многополярным?
— ЮАР, как и все страны, так или иначе существуют в рамках единой международной системы. Процессы глобализации мы не можем отвергнуть и сказать, что какая-либо страна в мире сегодня проводит независимую политику. Так или иначе все находятся в одной лодке. Но эти страны, действительно, являются лидерами в своих регионах.
Я думаю, что и Бразилия, и ЮАР, и Индия, и Китай, и Россия бесспорно являются таковыми. Внешняя политика ЮАР определяется Африканским национальным конгрессом, а не только ее президентом. Авторитет партии очень силен, там достаточно стабильная и высокоразвитая политическая система.
— Есть какая-то связь между Россией и ЮАР в плане какого-то экономического сотрудничества?
— На самом деле это очень большая, очень интересная и очень чувствительная тема для меня — человека, выросшего в ЮАР. Конечно же, мне хотелось бы видеть другие результаты нашего взаимодействия, тем более зная историю. Советский Союз в свое время оказал огромную поддержку национально-освободительному движению на всем африканском континенте.
Огромное количество помощи шло и Африканскому национальному конгрессу — партии, которая сейчас находится у власти в ЮАР. Очень многие лидеры этой партии проходили обучение в СССР. Советский Союз не последнюю роль сыграл во всех событиях в регионе.
Очень грустно смотреть на сегодняшний товарооборот между Россией и ЮАР. Да и уровень политического взаимодействия достаточно низок, по сравнению с тем, что было ранее. Это связано в большей степени с отсутствием знаний о друг друге. Несмотря на то, что это далекая страна, она нам очень близка, есть очень много похожего между ЮАР и Россией.
Например, огромное количество полезных ископаемых находится в наших двух странах. Поэтому потенциал для развития взаимодействия огромный. Но, к сожалению, не хватает внешнеполитической стратегической направленности, нет приоритетов в политике обеих стран развивать эти отношения. БРИКС позволяет вновь возродить интерес, увидеть потенциал и каким-то образом повлиять на возобновление отношений.
Вот так вот совпало даже во времени, что обе стороны прошли очень серьезные преобразования. К сожалению, Россия покинула африканский континент, но в последние пять лет идет активное обсуждение возврата туда, потому что Россия видит потенциал. И действительно, африканский континент сегодня представляет огромный потенциал для инвестирования, для развития бизнес-проектов.
И даже российский бизнес, несмотря на все сложности, видит огромный потенциал в Африке. Тем более, события последнего года показывают необходимость развивать именно африканскую составляющую во внешней политике России. И не только потому, что ЮАР богата фруктами и другими продуктами, которые теперь достаточно сложно достать в России.
В БРИКС, наверное, больше всего превалирует политический фактор. Даже несмотря на то, что сама аббревиатура появилась исходя из экономических показателей. Все результаты деятельности БРИКС все-таки связаны с политическими решениями и с преобразованием мировой системы.
Сейчас очень тяжелая экономическая ситуация в наших странах. Это именно тот фактор, который будет толкать страны теснее объединяться, находить общие платформы для взаимодействия. Во всех этих странах — огромные рынки.
В ЮАР — более 20 процентов безработицы, падает уровень образования и здравоохранения, есть инфраструктурные проблемы, постоянно возникают проблемы в энергетической сфере. Кроме того, оппозиция критикует Зума и за внешнюю политику. Но тем не менее, страна развивается, справляется с огромными сложностями.
Там демографический бум: за 10 лет — почти 10 миллионов прирост населения. Поэтому проблем очень много, критики очень много, но Африканский национальный конгресс у власти достаточно стабильно 20 лет находится.
— Что вы думаете об инициативе Джейкоба Зумы об экспроприации земель белых собственников?
— На самом деле эта мысль витает в воздухе достаточно давно. Это очень болезненная и чувствительная тема для всего юга Африки. Но все прекрасно видят результат земельных реформ, который произошел в Зимбабве. Последствия этого отразились и на всех соседних странах. В самой Зимбабве — инфляция зашкаливающая.
До земельной реформы Зимбабве стабильно и успешно развивалась, там было 98 процентов образованного населения. Сейчас большинство людей находится за чертой бедности. Хотя, может быть, в долгосрочной перспективе мы увидим реанимирование и рост экономики.
ЮАР действительно озабочена этим неудачным примером. Но эта страна — совершенно иная, другая политическая система и экономическое положение. Такая история просто не может повториться в ЮАР, потому что там все по-другому. Тем не менее, конечно, есть большие опасения, прежде всего у белой диаспоры.
В ЮАР достаточно большое количество белого населения. ЮАР — многонациональное, многоэтническое государство. Причем, белые так же делятся на буров, африканеров, англичан, выходцев из других стран. Но все они считают себя прежде всего южноафриканцами. Независимости от цвета кожи или этнической принадлежности все-таки в ЮАР действительно существует единение. Несмотря на тиражирование постулата о том, что в ЮАР очень силен расизм, он как таковой, можно сказать, отсутствует, по крайней мере он сильно снивелирован.
За это можно благодарить Нельсона Манделу, который действительно потратил очень много сил и сделал очень много правильных действий для единения наций.
Сейчас очень много других проблем. Когда люди находятся в серьезных экономических условиях, они начинают искать причину и порой видят ее в цвете кожи. Но тем не менее, я бы не стала говорить, что в ЮАР сейчас какие-то сильные расистские течения существуют.
— То есть и по земельному вопросу будет проводиться взвешенная политика? Не будут просто все у белых экспроприировать?
— Я надеюсь, что будет взвешенная политика. Во всяком случае, Африканский национальный конгресс достаточно взвешенно всегда подходит ко всем вопросам и экономически целесообразно принимает решения. Я думаю, что они будут последовательны в этой траектории развития событий и земли у белых, конечно, не отнимут, потому что белые владеют фермами достаточно успешными и создают рабочие места.
В ЮАР большинство понимает, что экспроприация по расовому признаку — не путь для развития страны. То есть та же экспроприация земли у белых может вызвать большие негативные экономические последствия.
Могут начаться забастовки, протесты и в итоге выльется в какие-то конфликты. Это никому не выгодно и не нужно. Поэтому если земельная реформа и будет осуществлена, я думаю, она будет сделана какими-то достаточно мягкими и адекватными мерами.
Составляющая белого капитала в ЮАР после падения режима апартеида выросла. То есть вопреки ожиданиям, что черные выиграют от того, что пришли к власти, не оправдались. Очень сильно вырос индийский капитал. В ЮАР достаточно большая и влиятельная диаспора индийцев. В ЮАР огромное количество различных этносов, и чья и где раньше была земля до объединения страны в 1910 году, установить очень сложно или невозможно. До этого было огромное количество войн между черным и белым населением, между отдельными племенами.
А страна неповторимая, историческое развитие уникальное. Там очень любят рассказывать одну легенду. — Бог создал мир и рай на земле. И этим раем, конечно, была Южно-Африканская Республика. И в этой земле было огромное количество полезных ископаемых. Буквально стоило воткнуть лопату — и огромное количество золота, алмазов и прочих сокровищ. Страна омывается двумя океанами. Это тоже — огромный потенциал, морские пути, огромные запасы природные, которые содержатся в океане. А горы! Уникальная природа. Замечательный климат. Любое зерно, которое бросишь, произрастает. Урожай можно снимать много раз в году. Действительно — рай на земле.
Но люди, которые там жили, в определенный момент разгневали Бога, потому что они только пользовались этим как данным. Поэтому Бог решил наказать людей и создал огромное количество проблем. Все стали друг с другом конфликтовать. Люди начали понимать, что очень много проблем, но надо идти по правильному пути. И вот легенда обретает такой смысл, что в итоге, конечно, люди придут к пониманию того, что нужно объединиться, забыть все обиды и тогда, действительно, рай на земле восторжествует. Вот именно в этой отдельно взятой стране.
Действительно, надо отдать должное Нельсону Манделе. Мудрость правителей, терпимость нации позволили в определенный момент наладить диалог и не довести страну и регион, вообще, всю Африку до краха. Потому что если бы рухнула ЮАР, то рухнул бы весь африканский континент.
ЮАР — очень сложная, очень комплексная страна, очень многослойная, многоэтническая, многоязыковая. Огромное количество факторов, сложная мозаика повлияла на вот эту нынешнюю стабильность. И стоящий у власти Африканский национальный конгресс показывает политическую мудрость, проводит продуманную взвешенную политику, чтобы сберечь эту страну от невзгод современного мира.
Роль и перспективы ЮАР в БРИКС
Обсуждение широкого круга вопросов по проблематике БРИКС стало главной темой состоявшегося 24 мая с.г. заседания Совета директоров[i] Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России. Заседание Совета открыл директор ИМИ МГИМО А.А.Орлов. Отметив внимание, которое тематике БРИКС во внешней политике России придает профессиональное экспертное сообщество, директор ИМИ МГИМО подчеркнул значимость и масштабность изучаемой проблемы. Несмотря на небольшой «рабочий стаж», отметил А.А.Орлов, БРИКС уже стал весомым фактором международной жизни, вызывающим широкий и растущий интерес. Это закономерно как в виду его представительного характера в плане географии, так и в культурно-цивилизационном отношении. Есть у БРИКС и конкретные достижения. Так, совместные действия стран БРИКС, поддержанные большинством развивающихся стран в «двадцатке», сыграли решающую роль в продвижении реформы Всемирного банка и Международного валютного фонда.
В последнее время, отметил А.А.Орлов, в Москве состоялась череда важных круглых столов, научно-практических конференций, других форумов, инициированных МИД России, МГИМО, Дипломатической академией, Российским советом по международным делам, ГУ ВШЭ, редакцией внешнеполитического журнала «Международная жизнь», исследовательскими институтами РАН и различными фондами, связанными с разработкой российской внешнеполитической стратегии. Важное значение, по мнению А.Орлова, имеет создание российского Национального комитета по исследованию БРИКС[ii]. Все это помогает взглянуть на феномен БРИКС объемно, многопланово, выработать позицию по участию России в этом международном форуме не перспективу.
Особое значение имела прошедшая в ноябре 2011 года в МГИМО, организованная ИМИ, масштабная научная конференция «Страны БРИКС как восходящие государства-гиганты: новая роль в системе международных отношений, глобальная проекция внешнеполитических стратегий, сравнительный анализ национальных моделей модернизации», в которой приняли участие послы стран БРИКС (Бразилии, Китая, Южной Африки) и советник-посланник посольства Индии, ректор МГИМО, академик РАН А.В.Торкунов, Посол по особым поручениям, координатор в МИД России по вопросам БРИКС В.Б.Луков, директор ИМЭМО РАН, академик РАН А.А.Дынкин, директор Института Дальнего Востока РАН, академик РАН М.Л.Титаренко, директор Института Латинской Америки РАН В.М.Давыдов, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ А.Г. Макушкин, ведущие ученые и эксперты РАН. Важен тот факт, подчеркнул А.А.Орлов, что в результате проделанной Центром БРИКС ИМИ, значительной работы подготовлен, готов к изданию и вскоре должен быть представлен общественности 400-страничный сборник материалов именно этого масштабного научного форума. Безусловно, это издание будет, по мнению А.А.Орлова, хорошим подспорьем для специалистов и экспертов.
Создание БРИКС, по мнению А.А. Орлова, инициированное в 2006 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, явилось одним из наиболее значимых геополитических событий последнего десятилетия и что еще более важно, что БРИКС смог за короткое время стать фактором, серьезно влияющим на мировую политическую и экономическую жизнь.
Затем слово было предоставлено директору Центра БРИКС ИМИ МГИМО, профессору Л.С.Окуневой. Л.С.Окунева остановилась в своем выступлении на результатах саммита БРИКС, прошедшего в Нью-Дейли 28-29 марта с.г. В мире идет поиск новых путей развития, имеется глобальный запрос на альтернативы. Поэтому такое пристальное внимание мировой общественности направлено на предложения, вырабатываемые на саммитах БРИКС, этих, как стало принято говорить, «Великих незападных держав». Конечно, пока институционализация БРИКС недостаточно реализована, впрочем это не мешает странам БРИКС активно работать на пользу большей демократизации всей мировой политико-экономической системы. Ведь в этих странах проживает сегодня более 3 миллиардов человек и на их долю приходится около 25% мирового ВВП. Л.С.Окунева обратила внимание на положения статьи Президента В.В.Путина.
Говоря о прошлом саммите БРИКС в Китае, Л.С.Окунева отметила, что, несмотря на перегруженность поставленных в план действий саммита в КНР задач, – а их было более 100, – все задачи к саммиту в Нью-Дейли были реализованы.
Если говорить о новых задачах, сформированных по экономическим вопросам в Нью-Дейли (а это одна из главных составляющих БРИКОВСкого форума), то были приняты два значительных решения. Во-первых, страны договорились проводить кредитные операции между собой и в национальных валютах. Во-вторых, было принято решение о проработке вопроса о создании банка БРИКС для помощи государствам Африки. Предполагается, что уставной капитал Банка составит 30-50 млрд долларов США.
С политической точки зрения, отметила Л.С.Окунева, важным фактором является консолидация позиций стран БРИКС по вопросу о Сирии. Все государства БРИКС высказались также за деэскалацию напряженности в отношении Ирана. Также была выработана, совпадающая с российской, общая позиция по БВУ. Пока вызывают трудности совместные договоренности по реформе ООН, этой универсальной международной Организации.
В 2013 году председательство в БРИКС перейдет к ЮАР, а в 2014 году к Бразилии. В действительности в 2014 году председательствовать должна была Россия, но в связи с тем, что она в этом году принимает у себя в Сочи Зимнюю Олимпиаду, она поменялась с Бразилией и председательство в БРИКС перейдет к России в 2015 году.
Заключающая часть заседания Совета директоров Института международных исследований была посвящена докладу о роли и перспективах ЮАР в БРИКС, с которым выступила заведующая сектором ИМИ, кандидат политических наук Н.И.Пискунова.
Сегодня ЮАР характеризуют как страну, в которой демократия приняла форму этнической демократии, подчеркнула Н.И.Пискунова. Этническая демократия представляет собой такой тип государства, где наблюдается сочетание демократии для всех с институционализированным этническим преобладанием. Гражданство не совпадает полностью с национальностью, но национализм носит этнический, а не территориальный характер. Автор отметила, что в ЮАР действуют три принципа взаимодействия партий и власти: 1) Принцип анти-доминирования, 2) Принцип отсутствия захвата власти в любой форме и 3) Принцип децентрализации и анти-узурпации (касается в основном пограничных областей, где власть осуществляется одновременно местными муниципалитетами и властями провинций – квазулу-натал, гаутенг, проблемные зоны мататиеле и мерафонг).
Как заметила автор доклада, фактором доминантности АНК является его структура. С 1997 года АНК ставит во главу угла политику “демократического централизма”, суть которого сводится к тому, чтобы сконцентрировать процесс принятия решений в едином совещательном органе партии – Национальном Исполнительном Совете. Все решения Совета обязательны к исполнению для всех членов АНК. Основной чертой демократического централизма является политика АНК по размещению кадров. Эта политика предусматривает заполнение ключевых постов в правительстве членами АНК, которые обязуются содействовать реализации всех решений АНК. В понимании АНК, процесс изменения общества для воплощения демократических свобод должен включать в себя, прежде всего, максимальное и повсеместное распространение и расширение полномочий АНК в армии, полиции, бюрократических структурах, силовых органах, судебной системе и т.д. Такая политика не соотносится с принципами либеральной демократии.
При этом, как указала автор, с 1994 года в ЮАР прошло 7 электоральных циклов, включая национальные, региональные и местные выборы. Все они проходили с участием международных наблюдателей и были признаны действительными, что говорит о высокой степени консолидированности и идеологизированности общества. Несмотря на существующие недостатки демократического режима в современной ЮАР, важно признать значимость динамики развития демократии в стране, особенно с учетом пессимистичных сценариев развития политической ситуации в стране, которые рассматривались в 1990-е годы. Важнейшим фактором является консолидированность институтов, элиты и гражданского общества, функционирование гражданских объединений. Тем не менее для южноафриканской модели демократии сейчас остается немало “открытых вопросов”, касающихся перспектив развития политической ситуации и курса, опасностей отдля режима, вопросов отношений с оппозицией.
Автор подчеркнула, что вопросы, связанные с гражданством и построением идентичности, имеют особое историко-политическое значение для ЮАР. Одновременно с формированием классификации этнических групп в стране, власти ЮАР предприняли попытку сформировать национальную идентичность на основе этнической. Более того, ЮАР, как лидер региона Южной Африки, перенесла этот эксперимент на Лесото, Ботсвану, Свазиленд. В период пост-апартеида, как заметила автор доклада, в ЮАР имели место некоторые особенности, которые внесли вклад в формирование этнодемократии в ЮАР. Например, допускаются переходы из одной этнической группы в другую с принятием прав на территории, определяемые как “земли предков”. При этом такого рода этническое гражданство может быть присвоено иностранцам через согласие вождя. Официально же режим пост-апартеида провозглашал возможность наделения гражданством только про принципу происхождения.
Автор доклада указала на тот факт, что международная организация Human Rights Watch с 1998 года отмечает рост ксенофобии в ЮАР, закрепленной при этом законодательно, что может стать фактором усложнения развития сотрудничества между ЮАР и странами-партнерами про БРИКС. Также автор отметила основные линии сближения интересов между ЮАР и Индией, ЮАР и Бразилией, ЮАР и Китаем. Отдельного рассмотрения заслуживает сфера российско-южноафриканских отношений.
Доклад Н.И.Пискуновой вызвал большой интерес членов Совета директоров ИМИ и продолжительную неформальную дискуссию. Было решено на одном из следующих заседаний Совета директоров ИМИ еще раз вернуться к теме ЮАР в БРИКС.
[i]. В Совет директоров Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России входят Директор ИМИ и его заместитель, руководители всех научных центров ИМИ. В заседании Совета могут участвовать приглашенные Директором ИМИ сотрудники института, а также представители организаций – партнеров. (Прим. Ред.).
[ii]. Некоммерческая организация «Национальный комитет по исследованию БРИКС» (НКИ БРИКС) создана в целях исполнения утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 24 мая 2011 года плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых на саммите БРИКС в г. Санья (КНР). Председателем правления НКИ БРИКС стал известный политолог В.А.Никонов. Основными задачами НКИ БРИКС являются изучение роли и места группировки стран БРИКС и других«восходящих держав» в мировой политике и экономике; формирование интегрированного научно-информационного пространства в области исследования проблематики БРИКС в региональном и глобальном контексте; продвижение российской позиции и экспертных оценок по проблематике БРИКС в мировом информационном пространстве.(Прим. Ред.)
Экономический потенциал ЮАР в БРИКС
Аннотация. Статья посвящена инвестициям в экономику ЮАР с момента ее вступления в БРИКС. Проводится анализ состояния отдельных отраслей хозяйства, а также рассматриваются вопросы дальнейшего развития потенциала совместно со своими партнерами.
Ключевые слова: ЮАР, БРИКС, экономика, внешняя торговля, инвестиции.
Первоначально аббревиатура БРИК, от названия четырёх стран – Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика, было предложено ещё в ноябре 2001 г. аналитиком крупнейшего инвестиционного банка Голдман-Сакс Джимом О^Нилом. Однако в начале XXI в. не предполагалось, что страны БРИК образуют экономический блок или официальную торговую организацию, как ЕЭС. После присоединения в 2011 г. к данной организации Южно-Африканской Республики и создания определенного алгоритма работы БРИКС в рамках саммитов и отдельных встреч глав государств можно проследить основные цели и задачи, поставленные руководством стран-участниц объединения [1].
Создание БРИКС в качестве неформального межгосударственного объединения во многом стало ответом на разбалансированность мировой экономики и политики в начале XXI в. Пять стран группы БРИКС стали символом смены мировых центров влияния и экономического роста. Все они в течение последних двух десятилетий демонстрируют значительный и устойчивый экономический рост. В основном он обусловлен ростом спроса на сырьевые ресурсы и промышленные товары, однако в странах БРИКС, инвестировавших значительные средства в образование и обучение, развивались и отрасли, создающие прибавочную стоимость. БРИКС имеет все шансы стать новой модельюглобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий«Восток-Запад» или «Север-Юг», «приводным ремнем» к созданию подлинного многополярного и мультицивилизационного мира, важную роль в котором сможет играть и ЮАР [2].
Оценивая экономический потенциал Южно-Африканской республики, можно отметить, что ее экономика переживает в последние годы относительный подъем. Рост ВВП за последние пять лет составил 3,6%, что является неплохим показателем для африканской страны. Несмотря на то, что ЮАР одна из самых развитых стран в Африке, ее потенциал не используется полностью. К примеру, на территории этой страны сосредоточены большие запасы природных ресурсов. Около 52 % экспорта приходится на продукцию горнодобывающей промышленности [3].
Широко добываются марганец, металлы платиновой группы, золото, хромиты. Достаточно развита добыча угля — по использованию угля для производства электричества ЮАР занимает 3-е место в мире. Кроме этого, на территории страны сосредоточены запасы алмазов, асбеста, никеля, свинца, урана и других важных полезных ископаемых. Казалось бы, такие обширные запасы природных ресурсов привлекают большие капиталы, но задумались над инвестированием в Южно-Африканскую республику относительно недавно. Перспективу для инвесторов создает как рост потребления африканского населения, так и прогнозируемый рост цен на сырье благодаря увеличивающемуся спросу со стороны развивающихся рынков. Также страна меньше всех пострадала от распродаж акций в 2011 году. Большинство экспертов делают многообещающие прогнозы развития ЮАР [4].
Помимо этго, риски вложений в ЮАР в основном совпадают с рисками при инвестировании в Россию или развивающиеся рынки. Ситуация на фондовом рынке зависит как от спекулятивного капитала, так и от цен на сырье, отмечают экономисты единственного российского инвестбанка, активно инвестирующего деньги клиентов в африканские компании. Краткий список крупнейших компаний в ЮАР, таких как : Standard Bank Group – банковская компания, занимающая 1-е место в списке крупных компаний в ЮАР с общей долей продаж на 2011 год равной 16,6 млрд. долларов, MTN Group– телекоммуникационная компания с общей долей продаж 17.34 млрд. долларов и Sasol – энергетическая компания, занимающая 3-е место в списке крупнейших компаний страны. позволяет получить общее представлении о внутреннем потенциале ЮАР и сделать вывод о том, что данное государство нуждается в инвестициях [5].
По итогам V саммита БРИКС, прошедший в Дурбане (ЮАР) 2 марта 2013 г., страны-участницы «пятерки» разработали общую концепцию эффективного развития, особенно в сфере экономики. Таким образом ЮАР получило первые контракты с КНР, касающиеся инвестиций в ее добывающую промышленность.
Помимо этого страна зависит от туризма и экспорта за границу. Одним из главных факторов, негативно влияющих на инвестиционный климат в стране, является высокий уровень социальной нестабильности в ЮАР: так, по данным Всемирного Экономического Форума за один только 2013 год 50,000 рабочих ЮАР приняли участие в протестах (особенно сильны сейчас беспорядки в горнодобывающем секторе). Темпы роста экономики ЮАР отстают от темпов роста безработицы и бедности среди населения, что отрицательно сказывается на уровне потребления в стране. Все это приводит к снижению популярности нынешнего президента, вследствие чего в стране возрастают общественное беспокойство и политическая напряженность [7].
Несмотря на это, ЮАР сделало серьезный вклад для того, чтобы объединение БРИКС, прошедшее долгий путь от акронима до полноценной межгосударственной дискуссионной площадки, оставалось сложным и неоднозначным феноменом в современных международных отношениях, с развитием которого связываются надежды на создание альтернативного миропорядка. Перспективы «пятерки» активно обсуждаются экспертным сообществом: страны БРИКС «бросают новые вызовы мировому порядку, сформированному Западом. Важное значение для общего успеха будет иметь также фактор проведения успешных экономических реформ в ЮАР, привлекательность для инвестиций и умеренный уровень инфляции в стране.