зачем я иду в депутаты местного самоуправления
Зачем идти в муниципальные депутаты? Рассказывает депутат района Зюзино Александр Замятин
Муниципальные выборы в Москве пройдут уже в следующем году. Депутат Совета депутатов района Зюзино и преподаватель РАНХиГС Александр Замятин в Фейсбуке рассказывает, какие цели должен ставить перед собой муниципальный депутат. С разрешения автора «Наш Север» полностью приводит пост.
Наблюдаю, как многих мундепов Москвы к концу срока полномочий накрывает «кризис смыслов». Перед нами встаёт резонный внутренний вопрос: что такого значимого мне удалось сделать в статусе депутата, благодаря чему можно считать, что я не зря подарил 5 лет жизни своим избирателям и нужно продолжать? В ответ обычно начинают механически перебирать отработанные точечные проблемы: тут контролировал капремонт, там предотвратил воровство на благоустройстве, тут добился высадки кустарников и тому подобное. Но не всех удовлетворяет такой ответ.
Вы можете справиться с тысячей точечных жалоб, а потом оглянуться назад и увидеть, что район в целом остался примерно таким же, каким был до вас, и системно ничего не поменялось. На это есть очень банальная причина — у МСУ в Москве нет полномочий. Многие игнорируют этот факт и продолжают думать, что мундепы должны строить детские площадки, поднимать ЖКХ с колен и прокладывать автобусные маршруты. На деле же ничего такого системой не предусмотрено. В результате разрыв между нормативными представлениями и суровой реальностью порождает фрустрацию.
Однако на мундепство можно смотреть иначе. Для меня смысл местной политики в текущих условиях состоит не в том, чтобы быть депутатом-сервисом, а в том, чтобы вовлекать людей, помогать им устанавливать горизонтальные связи и артикулировать запрос на самоуправление. Это означает, что мой внутренний KPI мундепа исчисляется не от количества устранённых протечек и восстановленных газонов, а от новых домовых чатов и коллективных соседских действий. При этом последние возникают вокруг тех же конкретных коммунальных нужд типа капремонта или благоустройства двора.
Максимально упрощая, логика здесь следующая. Помогать людям по их обращениям это всегда хорошо и приятно. Но КПД такой помощи у мундепа часто очень низок, а интегральный результат на уровне района ничтожен. Такое положение дел не поправить без глубоких изменений в системе управления городом, требующих перераспределения сил между государственной корпорацией и обществом. Эти изменения невозможны без массового запроса снизу. А последний не может самозародиться в атомизированном обществе, где каждый сам за себя. Поэтому осмысленным и прогрессивным занятием будет не попытка продвинуть чьи-то индивидуальные интересы, а помощь в разрушении скорлупы этих атомов и поиске коллективного интереса. И муниципальный депутат может быть подходящим ферментом для расколдовывания этого деполитизирующего морока, накрывшего наш город.
Работает ли это в реальной жизни? Работает. Я много раз за эти годы видел, как люди, которые по 20−30 лет жили в одном доме и не здоровались друг с другом в лифте, вдруг начинали знакомиться, регулярно общаться и проходить стадии социального взросления от взаимной агрессии к совместной позиции по управлению домом и двором. Это становится возможным на почве коммунальных проблем и при должном содействии со стороны муниципального депутата. Но чтобы помочь людям пройти этот путь, мундепу нужны немалые силы, крепкие демократические убеждения и очень терпеливая вера в людей, которая не всегда оправдывается.
Итого, всем, кто подумывает баллотироваться в мундепы (или переизбраться), лучше отказаться от иллюзий модели «депутат-сервис» и увидеть за деревьями протекающих труб лес дефицита самоуправления. Если вы хотите строить «хорошие» детские площадки, то вам, ей-богу, лучше пойти по пути Галицкого — так у вас будет больше шансов, чем в статусе муниципального депутата. Если вы хотите помогать отдельным людям, то идите зарабатывать деньги и жертвуйте в благотворительные фонды. Если же вы хотите изменить общество, то добро пожаловать на муниципальный корабль реполитизации.
Зачем я иду в депутаты?
Для справки. Станислав Николаевич Колбешин родился в 1961 году в семье военнослужащего. В 1978 году закончил школу в Новосибирске и поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище «Имени 60-летия Великого Октября». Окончил училище в звании лейтенант и квалификации «офицер с высшим военно-политическим образованием».
Для справки. Станислав Николаевич Колбешин родился в 1961 году в семье военнослужащего. В 1978 году закончил школу в Новосибирске и поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище «Имени 60-летия Великого Октября». Окончил училище в звании лейтенант и квалификации «офицер с высшим военно-политическим образованием».
В 1982 г. был направлен для прохождения службы в Забайкальский Военный округ на границу с Монголией. В 1987 году для дальнейшего прохождения службы переведен в Свердловск, в Кольцово, в Авиагородок на должность заместителя командира части по работе с личным составом.
Ныне офицер запаса. В 1998 году создал предприятие «Росспецсталь», где занимает пост генерального директора.
В поселке Верхняя Сысерть я живу с 1994 года. Мне нравится здесь природа, пруд. Здесь все располагает к тому, что поселок должен с каждым годом становиться лучше и лучше, расцветать. Но в действительности, к сожалению, в поселке все больше и больше появляется нерешенных проблем. Такое впечатление, что о Верхней Сысерти все забыли.
В Сысертском районе я создал предприятие. Оно стабильно работает и развивается, дает новые рабочие места. Но равнодушие местных органов власти просто убивает. Им ничего не надо. Мало того, что чиновники не решают ни один вопрос, вся их деятельность направлена на то, чтобы мешать другим работать.
Знаю людей, которые также как и я, неравнодушны к судьбе своей Сысерти и Верхней Сысерти. Объединившись с ними вместе, мы сможем сломать сложившуюся порочную систему безразличия к нашему району. Вместе заставить исполнительную власть заниматься развитием Сысертского края.
Статус депутата для меня — это возможность решать проблемы людей и влиять на ситуацию, а не стоять в стороне.
Муниципальная власть должна быть открыта и готова к диалогу с горожанами, предпринимателями, общественными организациями. Без этого невозможно развитие Сысертского района.
Мы с вами должны договариваться, искать пути, которые нас объединяют, решать проблемы, которые стоят перед нами.
К сожалению, наша нынешняя власть находится в глухой обороне. Не видит и не слышит жителей. Вместо того, чтобы искать путь, как решить вопрос, она ищет причину, как отказать. Весь потенциал муниципальной власти направлен на решение личных проблем, получения личной выгоды. О каком движении вперед с такими-то устремлениями можно говорить? Это просто балласт.
Для развития Сысерти нужны долгосрочные комплексные программы. Умение стратегически мыслить не должно мешать работать с гражданами и решать их конкретные частные проблемы. Кстати, многие проблемы повторяются: мусор, дороги, свет, ЖКХ, социальная защита. И, увы, не решаются.
Я создал предприятие «Росспецсталь» в конце девяностых. Прошел все карьерные ступени от рядового инженера до генерального директора. Сегодня это стабильно развивающаяся фирма. Она находится в Большом Истоке. У меня нет корыстных интересов в получении депутатского статуса. Мне не надо земли. Моя компания не выполняет муниципальных заказов. Я не зависим от администрации. И считаю это своей сильной стороной. Именно непредвзятость позволит отстаивать интересы жителей округа.
Мы не должны искать места для лучшей жизни – надо свой двор, свой поселок, свой район сделать лучше. Не стоять в стороне и ждать, когда кто-то за нас это сделает. Самим каждый день делать жизнь лучше.
Выборы последних лет наглядно демонстрируют, что в нашей стране сложно стать не только депутатом, но и даже кандидатом в депутаты для начала. Эти же выборы, собственно, одновременно становятся прекрасным поводом для дискуссии: можно ли в современной России оставаться аполитичным. Как-никак депутаты ведь есть не только в Москве, но и в каждом поселке, деревне, районном центре и городе.
Конечно, практически вce в Poccии знaют o дeпyтaтax Гocдyмы: иx вceгo 450 человек, мы кaждый дeнь видим и слышим новости о них, oни нередко пpинимaют, мягко говоря, крайне непопулярные зaкoны, пo кoтopым впоследствии живeт или вынуждена жить вcя cтpaнa. Oднaкo бoльшинcтвo вoпpocoв, нeпocpeдcтвeннo кacaющиxcя кaчecтвa пoвceднeвнoй жизни вoкpyг нас, peшaют coвceм нe эти лица. Как официально на бумаге, так и по факту. Подобными делами занимаются именно мyниципaльныe дeпyтaты.
Справедливости ради, муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие, поскольку к ним относятся депутаты совершенно разного уровня, которые избираются в округах, отличающихся по размеру друг от друга. Например, можно встретить округа, где живет по 100 человек или даже по 50. И даже в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, всего-навсего 15 голосов при условии, что остальные либо не придут на выборы, либо разбросают свои голоса по оппонентам этого одного человека. А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ вполне может доходить до 50000 человек. Всё это тоже муниципальный депутат. Непосредственно, один мyниципaлитeт – этo paйoн в мeгaпoлиce, нeбoльшoй гopoд в пpoвинции, или цeлoe ceльcкoe пoceлeниe.
Оплачивается ли официальное представительство в муниципалитете через депутатский мандат? Heт. Этo вoлoнтepcкaя paбoтa – в ряде peгиoнов нашей страны oнa кoмпeнcиpyeтcя всяческими льгoтами. Нaпpимep, бecплaтным пpoeздoм в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe или возмещением расходов депутата на бензин своего автомобиля ежемесячно. B Mocквe дeпyтaты мyниципaлитeтa имeют пpaвo выпиcaть ceбe cкpoмныe пpeмии пo итoгaм paбoты зa квapтaл. Пpи этoм 10% oт cocтaвa дeпyтaтoв имeют пpaвo пoлyчaть зapплaтy – нo для этого нужно брать на себя ответственность и зaнимaтьcя opгaнизaциoнными вoпpocaми: возглавлять комиссию по определенному направлению деятельности депутатского Совета, председательствовать в Совете депутатов своего района, пoмимo cвoиx пpямыx oбязaннocтeй, гoтoвить нужные бyмaги и пpoтoкoлы, зaвeдовать кoppecпoндeнциeй Совета депутатов (он же депутатский центр), paбoтaя пoлный paбoчий дeнь.
Myниципaльный ypoвeнь благодаря своему лoкaльнoму характеру пoзвoляeт людям при желании избиpaть «cвoeгo» кaндидaтa – a нe нaвязaннoгo где-то извнe, cтpoя paбoтaющee на практике эффективное мecтнoe caмoyпpaвлeниe: чтoбы был диaлoг c влacтью, a пpoблeмы житeлeй, пусть и не сразу по первому же обращению, peшaлиcь. Фaктичecки, кaждый муниципальный дeпyтaт сегодня пpeдcтaвляeт житeлeй не менее, чем пяти мнoгoквapтиpныx дoмoв. Этo yникaльнaя cитyaция, пpи кoтopoй собственники жилых помещений в данных многоквартирных домах мoгyт выбpaть кaндидaтa «из cвoeгo двopa», кoтopoгo знaют личнo, если в день голосования придут на избирательный участок и массово отдадут ему свои голоса. Haпpимep, coceдa-aктивиcтa, пользующегося дoвepием житeлей и имеющего достаточно свободного времени пpeдcтaвлять иx интepecы – в opгaнax влacти, пpи cпopax c мecтнoй aдминиcтpaциeй, кoммyнaльщикaми, oтпpaвлять регулярно зaпpocы для peшeния вoлнyющиx иx пpoблeм нa районном, гopoдcкoм, региональном и фeдepaльнoм ypoвнях.
Baжнo eщe дo дaты выбopoв изyчить личности всех представленных вам на выбор кaндидaтoв, после чего cдeлaть взвeшeнный выбop в пoльзy тoгo, кoгo вы знaeтe личнo, ктo зapeкoмeндoвaл ceбя только с положительной стороны при ведении общественной дeятeльнocти и ктo бyдeт действительно пoмoгaть вaм и вaшим coceдям в peшeнии вoзникaющиx пpoблeм. Heзaвиcимый кaндидaт совсем не значит, что caмoвыдвижeнeц. Это тoт, кoгo вы знaeтe, так или иначе, пo peaльным дeлaм и мoжeтe личнo пopyчитьcя зa eгo пopядoчнocть.
А как иначе, если есть реальная возможность при наличии мандата муниципального депутата влиять на жизнь своего района и города, заниматься благоустройством и решением инфраструктурных вопросов, бороться с инертностью и безынициативностью, из которых растут знакомые всем проблемы городской среды. Так что принципиально, чтобы нужные места занимали правильные люди и идейные активисты вместо скучающей и «стабильной» номенклатуры.
Как стать муниципальным депутатом и что это тебе даст
Нельзя проживать жизнь, занимаясь нелюбимым делом. Если ты чувствуешь, что твоя работа тебя не радует, твой вклад в общее дело не ценят, если ты всегда знал, что был рождён для чего-то большего, — то подумай об увольнении. И если ты задался вопросом: кем быть, — то у меня для тебя отличное предложение. Не стоит размениваться по мелочам — иди сразу в депутаты. Но если ты уже понёс своё резюме в Государственную Думу, то постой. Начнём с уровня сложности «новичок». Для начала попробуй стать муниципальным депутатом.
Кто такой муниципальный депутат?
Скажу так: это свой человек в местном самоуправлении. То есть люди на местных выборах голосуют за кандидата, который должен представлять их интересы в дальнейшем. Это не значит, что каждый отдаёт голос за своего брата или племянника в надежде, что новый депутат поможет им достроить дачу. Свой человек в том смысле, что с локальными просьбами, жалобами и вопросами они будут обращаться именно к тебе.
Обязанности муниципального депутата
«Чем больше сила, тем больше ответственность». По сути, муниципальный депутат — человек, решающий вопросы. Измучившиеся от разных неурядиц жители района выбрали твою персону, чтобы ты представлял их интересы. Естественно, они захотят, чтобы муниципальный депутат сразу начал работать над их проблемами!
Взаимодействие с населением и решение этих вопросов — главные обязанности муниципального депутата. Раз в месяц депутат ОБЯЗАН проводить встречи с населением муниципалитета и отчитываться в средствах массовой информации о проделанной работе. Муниципальный депутат должен встречаться с местными общественными организациями, следить за соблюдением прав граждан, обсуждать локальные проблемы с органами власти.
Выглядит как работа мечты, не правда ли? Не горят фонари — депутат, разберись. В доме не было капитального ремонта 20 лет — депутат, нам очень надо. В детских садах не хватает мест — может, посидишь с нашими детьми? Ну или как-то так. А ещё ты можешь отправить свой могучий депутатский запрос и будешь обладать законодательной инициативой. Ощутил всю эту мощь на кончиках пальцев?
Кто может стать муниципальным депутатом
Критериев, которые могут отсечь тебя, достаточно мало.
Тебе должен исполниться 21 год для начала. Детского отделения там ещё не существует. Естественно, у тебя должно быть российское гражданство. А вот судимостей быть не должно. Затем высшее или среднее образование — ты же не пойдёшь решать судьбы людей необразованным! Также ты должен быть документально подтверждённым нормальным человеком. Никаких психических расстройств не жалуют у кандидатов. Но их ты сможешь заработать, выслушивая постоянные жалобы. В принципе это всё. Если ты удовлетворяешь всем условиям, то проходи на следующий этап депутатского «собеседования».
Но есть ещё формальные признаки, которые могут тебе помешать стать власть имущим. Если ты выглядишь так, будто ещё вчера в канаве доедал лошадь, то, скорее всего, не многие захотят, чтобы ты представлял их интересы хоть где-нибудь. Желательно выглядеть опрятно или хотя бы максимально обычно.
Если ты не переносишь часовые разговоры с людьми или группой лиц, то точно не справишься с работой. Тебе нужно будет слушать, отвечать, обещать, предлагать решения и отчитываться. Если ты ждёшь, что люди тебе просто скинут вопросики в WhatsApp, то ты недооцениваешь инициативность местных активистов: они обязательно придут к муниципальному депутату лично, и будь готов к длительной беседе в таком случае.
Стандартные ответственность и исполнительность тоже будут твоими верными спутниками на протяжении всего срока работы на должности муниципального депутата. Проблемы необходимо решать, а если ты горазд только красивые планы расписывать, то забудь о карьере во власти — люди запомнят все твои промахи и обязательно их припомнят на следующих выборах. И ещё одно: научись быть честным человеком (я верю в твою абсолютную прозрачность, но мало ли), так как тебе придётся отчитываться о своих доходах. Помнишь, когда нужно заплатить налоги?
Как зарегистрировать себя на выборах
Если ты тот самый кандидат со всеми галочками из предыдущего раздела, то давай уже зарегистрируем тебя. Тут нужно сделать выбор: примкнуть к какой-то политической партии (если ты это не сделал ранее) или идти самовыдвиженцем. Разумеется, выдвижение от партии даёт ряд преимуществ: если она известная, то за тебя с большей вероятностью будут голосовать её сторонники. Также партия тебя лучше подготовит к выборам, даст юридическую консультацию, ну и бегать за подписями в свою поддержку тебе не придётся — но об этом чуть позднее. Однако не все партии готовы принять тебя сразу же, а на те, что готовы, возможно, вообще не стоит обращать внимание. Да и грехи ее могут запятнать твою репутацию нового неизвестного кандидата. Примкнуть ты сможешь и после успешных выборов.
Подаёшь документы и тут же получаешь направление в банк для открытия избирательного счёта. Тут уже игра становится серьёзной! Через этот счёт тебе нужно будет проводить деньги на оплату агитационных материалов и предвыборных мероприятий, а также подписных листов, с которыми тебе придётся сразу начать работать.
А дальше уже идёт твоя предвыборная кампания. Ты можешь печатать листовки, обращаться к избирателям через СМИ и интернет, проводить с ними встречи или просто ходить по домам. Но помни, что все затраты должны проводиться через твой избирательный счёт. Чтобы сэкономить на этой кампании, советую засветиться до выборов. Лучше тебе стать каким-нибудь гражданским активистом в своём районе, чтобы люди тебя заметили и узнавали, тогда есть шанс, что они оценят твою жизненную позицию и отдадут свои голоса за тебя!
И ещё одно: нельзя использовать в предвыборной кампании изображения людей, объекты, защищённые авторским правом, рекламу коммерческих компаний, материалы, разжигающие социальную рознь, и обещания материальной выгоды.
Что ждет тебя с депутатским значком
Допустим, ты победил. Вот как жизнь повернулась! Вчера ещё складывал вещи в магазине, а сегодня — муниципальный депутат! Уже мечтаешь о машине с мигалкой и собственной яхте? Здесь мне придётся вернуть тебя на землю.
Дело в том, что работа муниципальным депутатом — это практически волонтёрство. Лишь 10% из них работают на полной занятости, остальные совмещают свою деятельность в местном самоуправлении с основной работой. Зарплату им не выплачивают. Но свою «корочку» ты всё равно получишь, а вместе с ней и депутатскую неприкосновенность, что тоже само по себе ценно. Также ты удостоишься права бесплатного проезда в общественном транспорте и нагрудного значка!
Но не спеши расстраиваться. Пойми, что это лишь первая ступень твоей возможной карьеры в государственных органах. Здесь ты можешь понять, готов ли работать в таком режиме дальше, есть ли у тебя возможность дорасти до более серьёзных мест, а подобный опыт пригодится в дальнейшем. Вдруг через несколько лет работы муниципальным депутатом какая-нибудь серьёзная партия разглядит в тебе перспективного, молодого, амбициозного кандидата, который способен вскоре стать депутатом Государственной Думы. А там уже совсем другие условия. И новый значок!
Зачем я иду в депутаты местного самоуправления
Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения.
(абзац введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
Полномочия депутата представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона из состава представительных органов внутригородских районов, начинаются со дня избрания депутата представительного органа внутригородского района депутатом представительного органа городского округа с внутригородским делением, в состав которого входит данный внутригородской район, и прекращаются со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа городского округа с внутригородским делением депутата от данного внутригородского района.
(абзац введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)
4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
(абзац введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 148-ФЗ)
5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ)
(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 04.11.2007 N 253-ФЗ)
5.2. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
5.3. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.
(часть 5.3 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
5.4. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
(часть 5.4 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
5.5. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 5.5 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ)
6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;
г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);
д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть 7.1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.2. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
7.3. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(часть 7.3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
(часть 7.3-1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
(часть 7.3-2 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 228-ФЗ)
7.4. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
(часть 7.4 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
(часть девятая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.2. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.
(часть 10.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
(абзац введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(часть 11 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)