зачем узбеки женятся на русских
«Эмоционально ты будешь подавлена» Помолвка на третьем свидании, повиновение жениху и скорые роды: как выдают замуж узбекских девушек
В Узбекистане, как и в любой другой мусульманской стране, даже в 2021 году все решают традиции. Особенно когда дело касается такого важного события, как свадьба. Если для жениха торжество заключается в трехдневной череде развлекательных мероприятий, то для невесты оно чаще всего оборачивается жутким стрессом. Ведь девушка должна непременно быть невинной и скромной, во всем подчиняться будущему мужу, нравиться его родственникам, а главное — в ближайшем будущем обеспечить семье огромное потомство. «Лента.ру» разбиралась, что происходило на узбекских свадьбах, одна из которых состоялась в центре города, а другая — в глухой деревне.
Деталями местных обычаев и личными историями с «Лентой.ру» поделились узбекские жены. Имена героинь по их просьбе изменены
«Главное, чтобы все прошло феерично»
Наргиз, 25 лет
Если молодому человеку пора жениться, а невесты у него еще нет, его мать ходит по своим знакомым и узнает, у кого есть дочь на выданье. Женщины встречаются, знакомятся, устно представляют сына матери невесты: «Какой хороший! Не курит, не пьет, зарабатывает миллионы». Говорят только хорошее, никто ж не будет выдавать своего сына, правильно? Если, по мнению матерей, молодые друг другу подходят, то жених приходит к невесте в тот же день при свидетелях. Если он ей не понравится — все опять по кругу.
Но в современном мире молодые обычно знакомятся до свадьбы. Они могут учиться в одной школе или институте. Вот, например, где-то они встретились, полюбили друг друга, повстречались на нейтральной территории, и дело дошло до свадьбы. В назначенный день жених посылает сватов к своей возлюбленной. Дома гостей встречают все родственницы девушки, кому не лень: мама, бабушка, тетя, свояченицы.
Женщинам из семьи невесты делают дорогие подарки: одежду, обувь, духи, ткани. После этих ритуалов, если что-то пришлось не по душе, еще можно расстаться. Затем помолвка — вот тут уже назад пути нет. Приходят женщины и мужчины — все сидят в разных залах, обговаривают детали свадьбы, обмениваются подарками.
Невеста отправляет свои вещи в дом жениха. С ее стороны приходят представители и делают ремонт в спальне, зале — в общем, в тех комнатах, где позволит жених. Они обставляют дом мебелью, посудой, заполняют шкафы одеждой.
Затем свадьба. До пандемии празднования были грандиозные, сейчас — намного спокойнее, практичнее. Люди наконец-таки начали думать головой. Раньше главное было, чтобы все прошло феерично. Есть еще такой момент — так как все расходы на свадьбу берет на себя жених, невесте дается ограниченное количество мест: она не может позвать на праздник всех мужчин из своей семьи.
Перед свадьбой отец невесты раздает плов — цивильно, в ресторане. Количество плова зависит от числа гостей — готовится минимум 50 килограммов. Раньше это можно было сделать и дома, но сейчас никто не хочет готовить, а потом убираться. Этим действом отец оповещает, что выдает свою дочь замуж. Затем устраивается свадьба — с танцами и артистами.
В первую ночь жених и невеста не спят вместе, никакого «18+». На следующий день жениха забирают его друзья, а невеста весь день сидит в комнате и не выходит. Ей заносят еду и напитки, можно выходить только по нужде. Вечером, после четвертого намаза, с afterparty, как говорится, приходит жених, и они разговаривают.
На следующий день невеста встречается со своими родственниками, в основном с женщинами, в новом образе жены. Она приходит в самых нежных одеяниях, национальных платьях и платках. Все должно быть идеально — от носков до макушки. Она делает поклон каждому гостю, в конце здоровается со свекровью. Свекровь, держа во рту кусочек сахара, передает его в уста своей невестки: этим она желает молодоженам сладкой жизни и показывает, что они нашли общий язык. Затем она дарит невестке золотое украшение: цепь или браслет.
На третий-четвертый день проводятся посиделки у женщин, они пьют чай из рук невесты, обсуждают великолепную свадьбу и ее новый уютный дом.
«Забеременеть надо в течение месяца после свадьбы»
Адиля, 23 года, сыграла свадьбу в Ташкенте
Вышла я замуж в 22 года. Познакомилась с будущим мужем через сватов, а если быть точной — его мама, моя свекровь, позвонила моей матери и взяла разрешение для своего сына встретиться со мной и познакомиться ближе.
Мы понравились друг другу. Спустя полгода он сделал мне предложение руки и сердца на свадьбе моей однокурсницы. Мне повезло: никто насильно не заставлял выходить замуж за первого встречного или, как у нас обычно принято, за сына папиного друга из обеспеченной семьи.
Она обязана согласиться, ведь так часто ходить на свидания неприлично. Тем более узбеки не любят тянуть с такими вещами, как помолвка, свадьба и рождение ребенка. Забеременеть, кстати, надо сразу через месяц или два после свадьбы, а то, не дай бог, соседи начнут обсуждать, что у жениха или невесты какие-то проблемы с зачатием.
Свадьба в Узбекистане — масштабный праздник. Начиная прямо с помолвки. В этот день сторона жениха приходит домой к невесте и дарит ей что-то обязательно белое — платок, скатерть, полотенце. Мне подарили нежное белое платье.
Перед узбекской свадьбой проводится обряд: за столом собираются родственники с обеих сторон. Лепешку ломают на много частей — куски раздают каждому в знак того, что семьям придется породниться.
Еще одно событие — фатиха туй — является своеобразной репетицией свадьбы. Здесь начинается обмен подарками. Сторона жениха сундуками привозит подарки для невесты (одежда, туфли, шуба — в зависимости от бюджета семьи — драгоценности, маленькие коробки со сладостями). Мы решили, что каждый будет покупать себе одежду и обувь сам, чтобы не ошибиться с размерами, да и вкус у всех разный, может не понравиться.
К нам домой тогда приехали все мои родственники и мужчины со стороны жениха, мы им накрыли стол отдельно, в другой части дома, где они сидели с моим отцом, дедушкой и дядями. Эта встреча назначается специально, чтобы обсудить дату свадьбы, калым, а также сколько мест дают для родственников невесты. Всю финансовую часть и организацию свадьбы взял на себя мой супруг. Свадебное платье он тоже мне выбрал сам.
За месяц до свадьбы к нам домой приехал домла (священник) и брат моего супруга с другом как два свидетеля для обряда никях (венчание). У меня был один свидетель — это жена моего дяди. Мы обе надели платки, так как возле домлы нужно находиться с покрытой головой по религиозным соображениям.
Они вышли из машин и, пританцовывая, пошли к моему дому. По традиции, жених зашел в дом, где для него и друзей уже накрыли стол. Когда мужчинам принесли плов, жених начал кормить своих неженатых друзей из своих рук, а они загадывали желание тоже жениться в этом году.
В этот момент ко мне в комнату тоже принесли плов, и я совершила тот же обряд с незамужними подругами. Затем пришел жених и пригласил меня на фотосессию. Ровно в шесть часов вечера мы приехали в зал торжеств, где нас ждали родственники. Общее количество гостей на нашей свадьбе было 300 человек. Из них было только 100 с моей стороны, остальные — мужа. Около 10 часов вечера мы поехали в дом мужа.
Брачная ночь произошла через день: в ночь после свадьбы мы с мужем вырубились от усталости. На следующее утро, ближе к семи-восьми часам, провели еще один обряд — келин салом. Пришли в гости мои родственники, и снова начался обмен подарками: золотом и украшениями. Здесь больше подарков получила я, так как была невестой.
Ближе к вечеру мой муж встретился с друзьями, чтобы снова поесть плов, но уже с козьим мясом. Есть поверье, что после него мужчина становится более плодовитым. Со мной остались две мои тети, которые объяснили мне все правила брачной ночи. После полового акта, как бы это ни было аморально, у нас до сих пор важно показать родственникам мужа кровь на постельном белье. Мою кровь тоже показали, чтобы они были уверены, что я девственница.
Вообще, быть в роли невесты в узбекской семье морально очень тяжело. Ты находишься в новом месте, тебя окружают новые люди, и с первых дней на тебя столько всего взваливают, что эмоционально ты будешь подавлена. В некоторых семьях заставляют вставать в четыре или шесть утра, выходить подметать улицы, готовить завтраки. К счастью, мне повезло, ко мне отнеслись с пониманием.
Российский фотограф Павел Афанасьев стал гостем на свадьбе в узбекском кишлаке Чукур и поделился своими впечатлениями с «Лентой.ру»
Этого места нет на Google-картах
По западным отрогам Зеравшанского горного хребта пролегает кратчайший путь, соединяющий древние города Самарканд и Шахрисабз. На высоте 1650 метров над уровнем моря эта дорога настолько узка, извилиста и во многих местах опасна, что движение по ней автобусов и минивэнов запрещено. Но вместе с тем это одна из самых красивых дорог Узбекистана.
При ясной погоде с нее открываются фантастические виды на лежащий окрест горный массив. Но в середине ноября значительная часть пути покрыта таким густым туманом, что приближающуюся машину можно заметить только по дальнему свету фар или пронзительному сигналу, когда она находится уже в паре метров от тебя.
Материалы по теме
«Я плакала всю дорогу»
«У нас девушке в приданое покупают спальню»
На расстоянии примерно 80 километров южнее Самарканда, в стороне от дороги через хлопковые поля можно увидеть множество беспорядочно разбросанных глинобитных строений. Это кишлак Чукур. Его не найдешь на Google-картах: есть другое место с таким же названием севернее Самарканда, а этого нет. Хотя он не так уж и мал — около тысячи домов, а это уже несколько тысяч человек (семьи в сельских районах страны многочисленны).
Сколько лет он стоит на этом месте, не знают даже местные жители. Один из них, весьма уважаемый в этих местах фотограф по имени Садек, на минуту задумался, а потом, махнув рукой в сторону старой мечети, сказал: «Она еще при моем прадеде была. А до него, говорят, уже 500 лет стояла. Выходит — кишлаку лет 700, не меньше». Для Узбекистана это не так уж и много — ведь история Самарканда и Шахрисабза насчитывает более 2700 лет.
Были забиты две из трех имевшихся в хозяйстве коров
Идея поездки возникла неожиданно. Исроэл Элмурадов, житель Чукура, тихий, слегка застенчивый человек лет шестидесяти, несколько лет строил под Москвой дом моему другу. За это время они настолько сдружились, что Исроэл пригласил его на свадьбу своего старшего сына Максуда.
В Узбекистане ноябрь — месяц свадеб. В это время тысячи мужчин, уехавших весной на работу в Россию, возвращаются домой. За несколько месяцев они в состоянии заработать немалые по местным меркам деньги, чтобы обеспечить свои семьи до следующего сезона, открыть собственное дело или сыграть свадьбу.
В любом обществе свадьба — дело затратное и хлопотное. Но в такой небогатой стране, как Узбекистан, это чувствуется особенно остро. И тем не менее любая семья здесь старается не ударить в грязь лицом: вековые, тысячелетние традиции не позволяют.
Приготовления начинаются затемно. В три часа утра мужчины собираются во дворе дома жениха и начинают готовить плов. Утренний плов — обязательная и крайне важная часть традиции. Во дворе установлены два больших очага, на которые сверху ставят огромные казаны. Женщин рядом нет. За разговорами время проходит быстро, наступает рассвет. Плов готов. Мужчины складывают руки для молитвы, звучит протяжное: «Бисмиллях Ир-рахман Ир-рахим» (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного).
В доме Исроэла на приготовление плова ушло 225 килограммов риса и были забиты две из трех имевшихся в хозяйстве коров. На мой вопрос, как можно было решиться на такие расходы, последовал ответ: «Ничего, последняя корова скоро отелится. Все хорошо будет».
Все события этого утра разворачиваются на картофельном поле
Гостей было приглашено около 400 человек. По восточным меркам это не очень много. Но каждого нужно угостить горячим, пропитанным ароматом специй пловом и, конечно же, напоить душистым зеленым чаем с горными травами. Десятки видавших виды небольших чайничков занимают свое место на столе, покрытом каплями утренней росы. Законы гостеприимства остаются незыблемыми на этой древней земле.
Несмотря на наши просьбы дать поспать еще немного после насыщенного событиями предыдущего дня, нас с Романом разбудили около половины седьмого: утренний плов ни в коем случае нельзя пропустить! Справедливости ради надо сказать, что за три дня в Чукуре всего два раза нам отказали в том, о чем мы просили. Это был первый.
К семи утра появляются первые гости. Они по очереди подходят к Исроэлу, обнимают его и как бы незаметно кладут в руку небольшую сумму денег — в среднем около 20 российских рублей. Всех свадебных расходов эти подношения, конечно, не компенсируют. Внешний вид большинства приглашенных совсем не праздничный: посидев за столом 20-30 минут, гости расходятся по своим делам.
За первой партией приходят следующие — и так все приглашенные мужчины. Все это время женщин совсем не видно. Они ждут своей очереди — когда никого из мужчин во дворе не останется, столы будут снова накрыты только для них.
— А как проходит праздник у женщин? Так же спокойно?
— Нет, что ты! Весело! Поют, танцуют. Очень весело празднуют!
— А можно остаться посмотреть?
— Нет, дорогой. Никак нельзя. Женщины должны быть одни.
Это был второй и последний раз, когда нам отказали в просьбе.
Подливают снова и снова
Несколько десятков гостей располагаются под вместительным тентом, установленным прямо на бывших картофельных грядках. Его не один час собирали несколько человек. Сдача в аренду таких тентов и мебели в ярких чехлах — весьма прибыльный бизнес в это время года. Небольшой стол накрыли и для местной детворы, от самых маленьких и до подростков. Здесь, судя по двум розовым шапочкам, гендерный принцип соблюдался не столь строго.
Отдельно от всех на свежем воздухе под открытым небом поставили стол для самых уважаемых гостей: родного брата хозяина дома, старейшин кишлака и нас с Романом. Свежайший плов с желтой морковью, нутом, черным перцем, зирой и нежнейшим мясом. Горячая мягкая лепешка. Необыкновенно сладкие дыня, арбуз, виноград и хурма. Множество маленьких тарелочек с нутом, корейской морковкой и бог весть чем еще. И, конечно, потрясающе вкусный зеленый чай, который самым дорогим гостям здесь наливают только на два-три маленьких глотка, чтобы успеть выпить его, пока горячий. А потом подливают снова и снова.
Небольшая история про межнациональные отношения, которая на самом деле о недальновидности девушек.
Заранее повторюсь, история к межнациональным отношениям не имеет особого отношения.
История произошла 29 декабря в Нижнем Новгороде, на остановке общественного транспорта.
Возвращался обычным своим маршрутом, по Покровке через площадь Минина домой. Уже было довольно поздно, холодно и немного пьяно, и продолжать прогулку совершенно не хотелось. Решил дождаться последний троллейбус. На Минина сейчас установлены отапливаемые остановочные пункты с банкоматами, и пешеходы часто пользуются этими “ларьками” для обогрева, а не для снятия наличных. На остановке было не людно, одна молодая девушка и женщина, девушка грелась внутри, женщина сидела снаружи.
Девушка молодая лет 20-23, с приятным лицом, не полная и не худая чуть ниже меня (во мне 178 см) была одета в изящное черное кашемировое пальто черные узкие перчатки и такого же цвета сапожки. В руках держала брендовые пакеты, одного мобильного оператора, что говорило что она или клиент или моя коллега. Зайдя, решил познакомиться, под предлогом узнать коллеги мы с ней или нет. Но получил скупой ответ, сказала, что не хочет вести разговоры не о чём. Знакомство не заладилось, будучи под воздействием алкоголя, решил не усугублять и мирно прекратить попытки продолжить разговор. Мне оставалось только ждать в тепле и молчаливой компании свой рогатый транспорт. Было видно, что ей не уютно, от моего присутствия, но задетое резким отказом самолюбие не позволяло пойти ей на встречу и выйти на холод. Прошли несколько маршрутных такси, но подходящего для меня транспорта так и не было.
Вошел молодой парень, узбек или таджик похоже, или папа или мама были русские: высок, цвет лица не сильно смуглый. Одет был в длиннополый пуховик черные джинсы и белые кроссовки, вполне все нормальное “не абибас” и в одном стиле. Девушка вышла, и через несколько секунд вошла, но уже с женщиной. Пожилая, не богато одетая.
Я стоял таким образом, что парень был ко мне спиной, девушка за ним чуть боком, а женщина лицом ко мне. Стало понятно, они родственницы. Не смущаясь моего присутствия в этой сцене как наблюдателя, парень начал некую подготовленную речь, руки он держал в карманах, джинсов, что полы расстегнутого пуховика топорщились как пальто у памятника Ленина.
Говорил он четко, громко, почти без акцента, но сами предложения у были выстроены на “восточный манер”, что мешало воспринимать слова серьезно, и вносило налет комичности. Он представился женщине, сказал, что родом из Узбекистана, сказал, что хороший и добрый, закончил школу в Узбекистане на отлично, всего три четверки. Скоро купит машину иномарку. Несколько раз подряд упомянул что, часто ходит по клубам с друзьями. Про него друзья говорят, что он веселый, успевает и работать и отдыхать. Рассказал, что в Узбекистане жены не работают, муж содержит семью с легкостью, ему не нравится, что в России девушкам нужно работать. Говорил быстро и много, успел пересказать речь трижды, с каждым разом добавляя немного информации. Например: “Могу научить её всем предметам: математике, химии, физике не знаю только историю России ” (дословно). Девушку называл местоимениями “её”, “она” ни разу по имени. Вся речь была направлена на женщину. Девушка стояла между ними, за все время так ничего и не произнесла, смотрела с любовью и волнением на парня, держа его за локоть. Женщина тоже была не многословна, лишь соглашалась с тем, что ей говорилось. Её взгляд был полный беспокойства, как у матери, что провожает сына в армию, но не бодрый и полный надежды, а печальный и безысходный. Молодой человек со словами: “Хочет сделать подарок “сенсорный телефон””, вручил женщине телефон без упаковки, и без зарядки, совершенно не в идеальном состоянии. Добавил, что нет зарядки, и, нужно будет удалить чужие контакты, фотографии и СМС.
У меня все больше и больше возникало чувство когнитивного диссонанса с происходящей реальностью.
Все это время от парня исходило небольшое амбре “шаурмичной”, но в тесном салончике оно быстро распространилось повсюду, стоять внутри становилось тошно. Я вышел, как только увидел свой троллейбус. Через пару секунд девушка и женщина последовали за мной. Оказалось мы живем в двух кварталах друг от друга, поэтому они поспешили в тот же троллейбус. Узбек остался на Минина.
В дороге девушка была в хорошем настроении и чем то горда. Иногда замечал её высокомерный взгляд полный снисхождения ко мне. Они вышли на две остановки раньше.
Была мысль выйти с ними и поговорить с её родственницей, но побоялся быть не понятым и навязчивым.
Если меня слышишь, вот некоторые мысли, надеюсь, они будут полезны.
Обычно узбеки женятся на русских, чтобы не платить выкуп родственникам это 10-30 тыс долларов в зависимости от достатка жениха и невесты.
Если останетесь в России, не выйдя замуж тут, то в случае появления ребенка до замужества, трудно будет предъявить отцовство, нельзя будет взыскать алименты и ребенок останется без заслуженного наследства.
Найти в России второго мужа, если ребенок смуглый не легко. У узбеков жена не девственница второсортная, и отношения в семье не на равных. Съехать от тебя в Узбекистан сможет в любое время, предъявить что-либо будет трудно.
В Узбекистане при разводе муж оставляет свой дом старой семье целиком, но если это семья узбекская, с русскими все иначе. Если переедете туда, то детей твои родственники в основном будут видеть через одноклассники. Отдашь ему три четыре года своей молодости, а дальше неизвестно. Какие будут у тебя права в семье не известно. Что достанется твоим детям если разбежитесь не известно.
Любовь это замечательно, если человека любишь, а он любит тебя. У меня есть друзья узбеки, добрые не заносчивые, отзывчивые, которых знаю почти 10 лет, хорошие люди, живут тут, дети говорят по-русски лучше, чем по-узбекски. Но гнилые люди нигде не редкость, это общечеловеческие свойства. А защитить себя юридически в этом случае крайне тяжело.
Будь осторожна, береги себя.
Как зарегистрировать брак с гражданином Узбекистана в России в 2021 году
В современном мире все чаще встречаются браки, в которых один из супругов является иностранцем. Активно в жены выбирают русских красавиц представители Узбекистана. В связи с этим весьма актуальный вопрос, как зарегистрировать брак с гражданином Узбекистана в России. Чтобы не столкнуться с трудностями, лучше заранее выяснить все нюансы, связанные с заключением брачных отношений с иностранцем.
Особенности регистрации брака с иностранцем
Важным моментом при оформлении брака с иностранцем является выбор страны, в которой жених и невеста хотят провести церемонию. Это связано с тем, что семейное законодательство разных государств отличается между собой, а потому могут варьироваться и условия регистрации, ее сроки, перечень необходимых документов, а также органы, которые оформляют союз. Правильнее всего заключать брак на территории той страны, где супруги планируют жить в дальнейшем.
Требуемые документы
Если выбор для оформления союза пал на Россию, жениху и невесте нужно будет подготовить следующий пакет документов:
Следует также учитывать, что все иностранные документы должны быть переведены и нотариально удостоверены.
Где оформляют союз
После того, как вся документация собрана, нужно отправляться в соответствующий государственный орган. В России данные функции уполномочены выполнять органы записи актов регистрации гражданского состояния.
На данный момент заключить брак можно в любой ЗАГСе страны по выбору брачующихся, независимо от их места проживания и регистрации.
Подать документы можно следующими способами:
При желании пара также может обратиться в Посольство Узбекистана в России. Однако при этом стоит учитывать, что посольство является территорией иностранного государства, а значит, оформление брачных отношений будет осуществляться по законам этого государства.
Религиозные различия
Многих интересует, может ли узбек жениться на русской, поскольку, помимо всего прочего, между этими национальностями существуют также религиозные отличия. Это может стать серьезным камнем преткновения, ведь большинство узбеков исповедуют ислам, в то время как русские является христианами. Для мусульман особое значение имеет тот факт, чтобы брак заключался не только перед государством, но и перед Богом.
Поэтому, перед тем, как выйти замуж русской за мусульманина-узбека, девушке стоит досконально изучить все правила и традиции этой религии, особенности отношения к женщинам, ее права и обязанности. Следует знать также, что в браке с мусульманином православная женщина не обязана принимать ислам, особенно если супруги проживают в России.
Двойное гражданство: разрешено или нет
Фиктивный союз: мотивы заключения
Случается такое, что брак заключается не по любви, а для достижения определенной цели. Фиктивный брак с гражданином Узбекистана может значительно улучшить материальное положение россиянки, ведь за такую услугу иностранцы обычно очень хорошо платят. Однако стоит понимать и все последствия данного союза, поскольку для государства он будет считаться официально оформленным.
Выгода для узбека
Получить свидетельство о заключении брака с россиянкой для узбека – значит иметь преференции для оформления гражданства России. По прошествии трех лет в браке это может помочь иностранцу стать россиянином, что, в свою очередь, открывает многие перспективы:
Как еще можно получить российское гражданство
Оформить фиктивный брак – не единственный способ стать гражданином России. Претендовать на гражданство можно на общих основаниях, для этого требуется выполнить следующие условия:
При этом при наличии следующих оснований можно воспользоваться упрощенной процедурой:
Если лицо изъявило желание оформить российское гражданство, от узбекистанского ему придется отказаться.
Особенности развода с узбеком
Не всегда по тем или иным причинам семейная жизнь складывается удачно, в результате чего муж и жена могут принять решение развестись.
Для официального оформления расторжения брачных отношений придется обратиться в те же органы ЗАГСа или консульство. При необходимости можно обратиться и в суд.
Несмотря на то, что процедура будет проходить по нормам российского законодательства, для того чтобы союз считался расторгнутым в обеих странах, нужно будет получить подтверждение от уполномоченных органов Узбекистана.
Выводы
Заключение брака с иностранцем давно не является из ряда вон выходящим случаем. Узбеки и россиянки вступают в союз, несмотря даже на наличие такой серьезной между ними разницы, как религиозные отличия. Не важно, регистрируются отношения по любви либо с целью получения российского гражданства, должна соблюдаться процедура, предусмотренная отечественным законодательством. Помимо дополнительных документов может меняться и место оформления брачных отношений, а также существуют определенные особенности при их расторжении.