зачем учить нырять грудничка
Почему младенцев так важно научить плавать и нырять? Интервью со специалистом по грудничковому плаванию
Что может быть трогательнее кадров, на которых новорожденные, бесстрашно погружаясь под воду, учатся плавать! Явление называется грудничковым плаванием. В первые недели после рождения это становится возможным благодаря врожденному рефлексу задержки дыхания. Одна из задач грудничкового плавания – сохранить эти рефлексы, как можно дольше, и использовать их на благо ребенка. К пяти месяцам жизни младенца рефлексы постепенно угасают, поэтому важно помочь малышу продолжить применять эти навыки за счет осознанной задержки дыхания при нырянии.
О пользе и особенностях такого вида деятельности Media.Az побеседовала с основателем, руководителем и инструктором детского плавательного центра, сертифицированным специалистом в области грудничкового и раннего плавания Ирадой Сулеймановой. Она также является членом Международной ассоциации водных телесно-ориентированных практик WABA и Международной ассоциации раннего массажа IAIM, дающее право на обучение родителей детскому массажу.
— Чем полезно грудничковое плавание?
— Оно запускает нормальные процессы физического и психомоторного развития малыша, снимает повышенный тонус мышц, который есть практически у всех грудничков, благодаря чему ускоряется развитие двигательных навыков. Также укрепляются мышцы спины, шеи, живота, рук и ног. Наблюдается укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем малыша, активизируется работа легких, что очень важно у недоношенных детей. Улучшается общее самочувствие, укрепляется иммунитет. При задержке дыхания во время ныряний стимулируется кровообращение мозга, и малыш развивается быстрее. Также раннее плавание полезно и слабым детям с гипотонусом, в том числе и недоношенным малышам.
— Имеются ли медицинские противопоказания?
— Малышу нельзя заниматься плаванием при следующих патологиях: врожденные пороки сердца, острые инфекционные заболевания до выздоровления, неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами, гнойные заболевания кожи и патологии опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей.
— А если говорить о детях с особенностями развития?
— Достаточно часто к грудничковому плаванию прибегают мамы детей с теми или иными патологиями. Например, через наш центр прошли два солнечных малыша, ребенок с лейкомаляцией, хондродистрофией, ДЦП, кривошеей и т.д.
С такими детьми работа проводится по более мягкой методике, которая подбирается под каждого ребенка индивидуально, учитывая его особенность. Результаты работы становятся видны уже с первых месяцев занятий.
Большое количество детей приходит с направлениями от педиатров или неврологов. В этом случае работа ведется сообща с врачами.
A post shared by «Plüxburq» (@pluxburq_baku) on Feb 21, 2020 at 2:53am PST
— С какого возраста можно привлекать новорожденных к плаванию?
— С того момента, как зажила пупочная ранка. Как правило, это третья неделя от рождения. В этом случае мы часто выезжаем на аква-патронаж на дом к малышу и проводим несколько уроков в домашней ванне. А к нам в центр детей приводят, как правило, начиная с одного месяца.
— За какой период младенцы могут научиться плавать?
— Если мы говорим о грудничковом или раннем плавании, то вопрос о самостоятельном плавании на поверхности воды здесь не стоит. Однако дети могут проплывать небольшое расстояние под водой достаточно в раннем возрасте. У нас был случай, когда малышка в возрасте пяти месяцев проплывала самостоятельно полтора метра под водой, к тому моменту она у нас занималась три с половиной месяца.
Также есть несколько детей, которые, спустя год занятий, перейдя из специальных ванн в бассейн, самостоятельно ныряют и проплывают от инструктора до мамы или до игрушки под водой.
— Нужна ли предварительная подготовка к занятиям?
— Никакой предварительной подготовки не требуется. Единственное, что дома родители должны постепенно начать снижать температурный режим, доводя до 35 градусов. Также малыша нужно покормить за час до начала занятия.
— Насколько высока вероятность для младенцев встретить инфекцию в таких видов центрах?
— Все зависит от подхода руководства к этому вопросу.
Второй важный момент — это обработка и дезинфекция специальными растворами помещения, ванн, пеленальных столов и, самое главное, игрушек, так как дети чаще всего берут их в рот.
Третье – это озонация помещения в конце рабочего дня.
— С какими распространенными стереотипами, связанными с грудничковым плаванием, вам приходится сталкиваться?
— Боязнь попадания воды в уши – одно из основных заблуждений. На самом деле этого не надо бояться. Анатомическое строение ушного канала у детей до трех лет отличается от строения уха взрослого человека. Ушной канал короче, шире и расположен под другим углом. Поэтому вода, попадая в ухо, вытекает беспрепятственно и не остается внутри.
Также многие считают, что малыши подвергаются переохлаждению из-за холодной воды. Например, температура воды у нас в центре составляет 34 градуса. Это является самой идеальной температурой для занятий плаванием в грудничковом периоде. К сожалению, у нас принято детей купать в очень горячей воде при 38-40 градусах, что категорически делать нельзя. К двум месяцам ребенок должен купаться в воде с температурой в 36-37 градусов. К пяти месяцам температура должна быть не больше 35-ти градусов, что служит отличной закалкой для малыша.
Часто родители используют для купания ребенка круг на шею. Далеко не все понимают, что использование круга может существенно навредить здоровью ребенка. Казалось бы, малыш плавает сам, свободно двигается, нет риска хлебнуть воды, мама с папой отдыхают, и, самое главное, в таком положении можно сделать кучу классных фотографий и заснять видео!
На этом плюсы заканчиваются!
Хаотичные движения ребенка в воде могут привести к защемлению, к подвывиху первых позвонков или же к более тяжелым последствиям, таким как хлыстовая травма. Что это? Форсированное резкое переразгибание с последующим резким сгибанием или наоборот. Чаще всего такая травма происходит при автомобильных катастрофах.
Сложность в том, что вряд ли кто-то к моменту постановки диагноза, а это происходит в два-три года, вспомнит, что травма произошла вследствие плавания в круге в первые месяцы жизни ребенка.
Лучше маминых или папиных рук для малыша в воде не может быть ничего!
Помните, что круг используется для облегчения процесса купания родителям, но не детям!
Зачем учить нырять грудничка
Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием «проныривание», мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.
Итак, почему нырять ребенку нужно:
А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:
1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте http://www.mama-papa.com.ua
Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.
2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:
4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):
. расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.
Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.
Плаваем с рождения
Польза раннего плавания детей. Как превратить ныряние в удовольствие.
После появления малыша на свет пап и мам охватывает жгучее желание немедленно начать развивать ребенка. Но как? Он совсем крошечный и ничего не умеет.
На самом деле новорожденный многое умеет и знает. У него есть рефлексы: он может сосать, крепко держаться за пальцы (хватательный рефлекс), отталкиваться ножками от опоры, а если в вертикальном положении наклонить его корпус немного вперед, малыш сделает свои первые шаги (шаговый рефлекс). Есть еще один рефлекс — задержки дыхания. При попадании на лицо воды или сильной воздушной струи кроха рефлекторно набирает в легкие воздух и на несколько секунд задерживает дыхание. Мудрая природа сделала так, что даже при случайном попадании ребенка в воду он какое-то время не захлебнется. На этой уникальной способности новорожденных и основаны методики обучения грудничков плаванию.
Полезно со всех точек зрения
Плавание — удивительный вид спорта. Здесь задействованы почти все основные мышцы организма, а нагрузка на позвоночник (и, следовательно, опасность травмы) минимальна. Плавание развивает сердечно-сосудистую систему, повышает выносливость и оказывает благотворное влияние на дыхание: легкие расправляются, а их объем увеличивается. Большинство новорожденных обожают воду: они целых девять месяцев плескались в мамином животике, и поэтому в ванне им пока комфортнее, чем на суше.
Особенно полезна вода для недоношенных детей: тело в ней весит меньше, и малыши быстрее догоняют своих «сухопутных» сверстников, родившихся с нормальным весом.
Как рыбка в воде
Опыт показывает, что годовалый малыш, который умеет плавать, — это реально. Сначала дети учатся плавать под водой, затем понемногу начинают держаться на поверхности. Отсюда вывод: чтобы научить ребенка плавать, сначала его надо научить нырять. В большинстве случаев малыши относятся к этой идее без восторга, и от родителей требуются немалая настойчивость и терпение, чтобы кроха поняла: нырять — это здорово. Многие папы и мамы сомневаются, стоит ли овчинка выделки, то есть надо ли тратить время и нервы на то, чтобы научить ребенка плавать. Лет в пять и научится, как все нормальные дети! Попробуем взвесить «за» и «против».
Мама — лучший учитель
Все авторы методик раннего плавания сходятся в одном: лучше мамы учителя нет. Залог успеха — мамина уверенность. Если вы решили научить ребенка нырять, начинать надо после рождения: ведь к трем месяцам рефлекс задержки дыхания полностью исчезает. В идеале первый раз с малышом занимается инструктор, который показывает родителям, что и как делать. С полуторамесячного возраста можно ходить в специальный детский бассейн, где занимается «грудничковая группа». Такие бассейны сейчас появились в детских садах и поликлиниках Москвы. Там можно делать массу полезных упражнений, для которых ванна мала, а для подросших малышей бассейн — прекрасная возможность поплавать вволю.
Только смелым покоряются моря
Вода не должна быть слишком теплой: в холодной воде дети двигаются активно, а в тепле засыпают. Не бойтесь держать дверь открытой — ребенок простужается не столько из-за холода, сколько из-за смены температур (именно этот эффект вы получите, если перенесете малыша из нагретой ванной в прохладную комнату). Многие родители опасаются, что вода попадет в ушки, и вставляют туда на время купания вату. Это совершенно излишне — вода не может вызвать заболевания среднего уха.
Как долго плавать в ванной? Смотрите на малыша: кто-то готов купаться несколько минут, а кого-то из ванной без скандала не вытащишь. Если ваш малыш — активный купальщик, пусть течет непрерывно тонкая струйка теплой воды, чтобы ванна не остывала. Обливание холодной водой после купания — великолепный способ закалить малыша; его можно использовать с первых дней жизни.
Купаются все
Малыша погружают в воду сразу. Если мама разговаривает с ним и объясняет, что происходит, кроха чувствует себя увереннее. Слов он, конечно, не поймет, зато мамины доброжелательные интонации дойдут до него непременно. Одни дети любят купаться на животике, другие — на спинке. Начните процедуру с того, что малышу больше нравится. При купании на животе правой рукой поддерживайте головку под подбородок, а левую руку положите на затылочек. Большим пальцем правой руки можно прикрыть ему ротик, к тому же многие малыши с удовольствием грызут мамину руку — это прибавляет им храбрости. В таком положении ребенка «водят» по ванной вперед и назад и восьмерками.
Темп движений подбирайте индивидуально: некоторые малыши обожают крутые виражи и волны, когда ванна почти «выходит из берегов», другие предпочитают двигаться медленно. Подведите ребенка близко к бортику: почувствовав под ногами опору, он оттолкнется и поплывет на другой конец почти самостоятельно. Когда кроха плавает на спине, одной рукой поддерживайте головку, а другой — попку. Многим детям очень нравятся повороты со спины на животик и обратно. Плавать можно и в вертикальном положении — в позе «лягушки». При этом одной рукой вы поддерживаете малыша под грудку, а другой прижимаете согнутые ножки к животику. Эта поза напоминает то положение, в котором малыш был в утробе матери, дети очень любят ее.
Самый ответственный момент — ныряние. При слове «ныряем» ребенку нежно дуют в лицо или плещут на него водичкой. Как правило, в этот момент малыш крепко закрывает глазки и задерживает дыхание. Затем можно ненадолго окунуть его головку в воду. Когда ребенок освоился с нырянием и может задерживать дыхание на несколько секунд, можно попробовать отпустить его в свободное плавание (ненадолго!). Детям это очень нравится. Со временем кроха научится проплывать под водой всю ванну.
В бассейне можно ловить плавающую игрушку, нырять вместе с мамой и петь «Баба сеяла горох», а также плавать у мамы или у папы на груди и животе. У подросших чемпионов бурю восторга вызывают прыжки с бортика в воду.
Если дома что-то вдруг разладилось с купанием (нырянием, плаванием), поход в детский бассейн и консультация опытного инструктора все поставят на место.
Есть специальные приспособления для купания грудничков — нарукавники, «чепчик русалки», манжеты на ноги, ласты. Как и что использовать, вам покажет инструктор. Но в одном специалисты единодушны: не давайте ребенку надувной круг. Это изначально формирует неправильное положение тела и вредит дальнейшему обучению.
Капитан, капитан, улыбнитесь!
И еще: купание не должно быть обязанностью. Не надо заниматься плаванием и нырянием только потому, что это модно и соседский мальчик умеет нырять. Если у вас к этому не лежит душа, и малыш не получит от воды никакого удовольствия.
Личный опыт
Я безумно люблю плавать. И когда родился ребенок, я решила, что плавание — то, что нам надо. С самого начала я видела, что малышу нравится купаться: в воде он сразу успокаивался. А вот нырял он, прямо скажем, без восторга. Мы начали ходить в бассейн. И после первого же занятия малыш изменил свое отношение к нырянию: при слове «ныряем» он расплывался в улыбке и, выныривая, заливался смехом. При виде ванны или бассейна он нетерпеливо махал ручками-ножками, всем видом говоря: «Быстрее в воду!»
Когда мой маленький начал сидеть, мы быстро освоили прыжки с бортика, а к годовалому возрасту плескались всей семьей в большом бассейне с морской водой. Малыш уверенно плавал под водой от мамы к папе и обратно, и все получали огромное удовольствие.
Подруга тоже решила заниматься с ребенком плаванием, но малыш реагировал на ныряние истошными воплями. Мама решила не мучить ребенка. Да, ее совершенно здоровый трехлетний ребенок не умеет плавать, но не думаю, что он от этого сильно страдает. Не сомневаюсь — они нашли другие способы сделать общение гармоничным и радостным.
Статья предоставлена журналом «Семейный доктор»
Вода — моя вторая мать
Зачем учить младенца плавать
Поделиться:
Об уроках плавания для младенцев, о бэби-йоге, вегетарианстве и закаливании — разговор с Екатериной Шляховой, инструктором и основателем российского отделения британской школы йоги и раннего плавания Birthlight
Что дает ребенку раннее плавание? Можно ли сказать, что плавать надо всем, с самого рождения?
Раннее плавание — это радость, общение, здоровье. Все очень просто и глубоко одновременно. Каждый ребенок получит от этого несомненную всестороннюю пользу, если использовать правильный — продуманный, сбалансированный, ненасильственный — подход. А надо или не надо — пусть решают родители.
А как проходит занятие? Вот родители с детьми на руках пришли в бассейн, спустились все вместе в воду.
Спустились в воду, поздоровались, спели песенку в кругу при отработке определенных элементов — адаптационных в основном, где родители и дети привыкают к окружению, преподаватель адаптируется к группе и изучает, что у кого получается и как, кто в каком настроении. В игровой манере создаются определенные ситуации, в которых родителям нужно тренировать непринужденность, а детям естественные навыки — координацию, например.
На занятиях младенцы учатся задерживать дыхание, нырять, плыть над водой и под водой?То есть делать все то, чему обычно учат лет в пять-шесть?
Дети приходят в этот мир из водной среды полностью экипированными. Вода — их вторая мать. Об этом говорят рефлексы земноводного, которым экипирован новорожденный: рефлекс ныряльщика, рефлекс задержки дыхания, амфибийный (лягушачий) рефлекс, ларингоспазм — сжатие голосовой щели при попадании в глотку воды, например. Заметьте, никаких страхов по отношению к воде после рождения нет. Мы в Birthlight лишь поддерживаем и развиваем то, что дает ребенку природа. В результате такого развития ребенок безболезненно переходит в стадию, когда на смену рефлексам приходят осознанные механизмы — гребки руками, контроль дыхания. Младенцев ничему не «обучают», по крайней мере у нас в Birthlight. Мы обучаем родителей тому, как понимать своего ребенка, как создавать ему условия для нормального, естественного развития в условиях не совсем естественной жизни в мегаполисе. Если же мы не поддерживаем эти врожденные дары и природную тягу человека к воде, то приходится обучать ребенка — гораздо позднее, дольше и болезненнее для него и родителей. Под «дольше» я понимаю не срок обучения плавательным навыкам (в младенчестве в гуманных условиях детки учатся плаванию гораздо дольше, чем пятилетки), а именно то, в какой момент ребенок начинает получать позитив от занятий. В нашей идеологии это происходит с самых первых дней и становится платформой для всестороннего развития малыша. Поэтому чем раньше, тем лучше. К слову сказать, тяга к воде быстро нейтрализуется в результате варварских методов обучения плаванию в раннем возрасте. Отсюда и тревожность в отношении воды, возникающая у многих взрослых.
Что это за варварские методы? Когда детей в воду бросают?
Да, когда бросают в воду, но это обычно делают с детьми постарше. С младенцами поступают еще более варварски — например, заставляют нырять до того момента, когда ребенок сдается и покоряется судьбе, или до появления галлюцинаций. Более обыденные и распространенные методы: «плавание» руками специалиста, а не матери, хватание за подбородок или за голову и тренировка «проводок» (полоскание малыша в ванне), манипуляции с ребенком, когда он в воде, а взрослые не рядом с ним, а на суше. Это совершенно неэффективно и малоприятно для ребенка, а иногда и довольно травматично.
Если я не начала плавать со своим ребенком в первые месяцы — время упущено? Или можно начать в любом возрасте, скажем, года в три?
Начать заниматься не поздно никогда! Таких сроков просто нет. В старшем возрасте появляется необходимость адаптировать ребенка к нахождению в воде, в чем естественно развивающийся младенец не нуждается. И опять же, смотря какие цели ставят родители и инструкторы. В нашей школе мы идем к плаванию по радостному пути, без стрессов, обучая косвенно, через опыт малыша и через собственный пример. Отсюда, кстати, и пристальное внимание к родителю — именно от его настроя, целей и взглядов будет определяться успех ребенка.
Зачем детям йога?
Йогу люди понимают по-разному. Часто к нам приходят и говорят: «А вы на гвозди нас класть не будете?» Шутят, но, бывает, ждут чего-то эдакого, чтоб дух захватило, ведь про йогу ходит несчетное количество мифов. В своей практике мы берем философию, принципы, анатомию и физиологию йоги, изучаем все это и. откладываем в сторону. Затем изучаем потребности того, кого мы хотим обучить практике йоги. Возвращаемся к древнему знанию, анализируем его и. обращаемся ко всему тому, что дает нам наука сегодня. Сопоставляем. Снова возвращаемся к потребностям и, задаваясь вопросом, что дает йога этому конкретному человеку, используем принципы построения практики йоги — именно принципы, а не раз и навсегда сформированные готовые практики. Йога создавалась для мужчин, точнее, для особой касты подготовленных мужчин. Естественно, мы не можем эти практики транслировать женщинам и детям в готовом или же просто смягченном виде. Более того, разным людям требуется разная практика — как по возрасту, так и по состоянию здоровья.
Дети, если мы говорим о новорожденных и чуть старше, — прирожденные йоги. Они, как правило, более гармоничны, безмятежны, счастливы, чем мы. Бэби-йога в нашей традиции — это партнерская, парная йога для ребенка и родителя. Это урок взаимодействия, это счастье прикосновения, это ритм, которого так часто не хватает малышу после появления на свет, это движение. Наших деток, как хрустальное сокровище, помещают в кроватки, коляски, автокресла, переноски. Их оберегают от посторонних звуков. Берегут, ограничивают взаимодействие. Другими словами, погружают в довольно неестественную, ограниченную среду. Йога помогает родителю научиться телесно и эмоционально взаимодействовать с малышом, а ему — узнать маму и папу, получить необходимое всестороннее движение.
А если говорить о физиологии, то здесь ответ будет проще: тактильная стимуляция, способствование развитию нервной системы, адекватный обмен веществ, поддержание и развитие гармонии всех систем жизнеобеспечения организма. В отличие от многих других практик большое внимание уделяется контрасту между активностью и расслаблением, который чрезвычайно важен для правильного развития.
Надо ли закаливать ребенка?
Мы не сторонники закаливания как мучительной процедуры. На занятиях мы не обливаем детей, не плаваем с ними в холодной воде, не сушим на сквозняке. Мы не делаем ничего такого, что доставит ребенку дискомфорт, даже если это, как могут предположить мои оппоненты, будет ему полезно. Мы не считаем, что путь к счастью, здоровью и красоте должен идти через боль и страдание. Конечно, я не стану кутать ребенка в огромное количество одежды, если вижу, что он не мерзнет. И плаваем мы все-таки не в сорокаградусной воде, так что закаливающий эффект, безусловно, есть. Но на этом, пожалуй, закаливание заканчивается.
Что вы думаете о вегетарианстве для детей?
Лично я веганка, мой сын — лактовегетарианец. Среди моих знакомых в Европе очень много семей, предпочитающих вегетарианство, которое там, к слову сказать, относится к разряду здорового образа жизни. У нас в стране ситуация другая — только потому, что доступ к такой информации ограничен и многие факты только начинают всплывать. Я — за осознанный выбор каждого человека. В вопросе питания у большинства россиян выбор совершенно неосознанный, а качество продуктов питания оставляет желать лучшего. Это по-настоящему грустно.
Что нужно ребенку, чтобы вырасти здоровым?
Во-первых, любовь, взаимодействие с родителями, ранняя привязанность. С ребенком надо много общаться, физически контактировать: массаж, купание, йога или что-то другое. Его надо уважать, развивать у него чувство доверия к родителю — в противовес варварским методам, о которых мы говорили, где доверие к миру утрачивается порой навсегда. Ребенка обмануть невозможно, и если мы сдерживаем что-то негативное внутри и даже улыбаемся, он это поймет. Надо быть позитивными и излучать искренний свет. Отсюда и наша любовь к йоге. Ведь именно этому она учит прежде всего!
Во-вторых, важно чуткое и осознанное движение (йога не единственный вариант, конечно) и отдых. В-третьих — хорошее питание. Натуральные продукты, здоровое отношение к еде. В-четвертых — экология.
Что думаете о прививках, нужны ли они?
Последнее время вижу много информации о том, что от них больше вреда, чем пользы. Есть и обратное мнение. Сочувствую родителям (включая себя): мы, возможно, живем на рубеже революции в области прививок, и на плечах родителей лежит огромная ответственность за решение. Любой выбор, «за» или «против», требует смелости. Надо самостоятельно изучать вопрос всесторонне и принимать решение осознанно.