зачем уазу 2 бака
Заправляемся правильно
Для многих не секрет, что на автомобилях УАЗ Патриот (до 2017 года) два бензобака по 37,5 литров с заливными горловинами с обоих сторон. Корни этого факта уходят куда-то в военные истории, дескать, если что-то случилось с одним баком, можно доехать на втором. Но при этом же схема подключения баков такова, что топливо «выпивается» только из правого, а из левого оно перетекает в правый за счёт хитрой У-образной системы трубок.
В самом начале эксплуатации моего УАЗика было слегка непривычно и даже неудобно. Подъедешь левым бортом с сухим баком, зальёшь полный, разворачиваешься. За время разворота, перестроения часть бензина перетекает из левого в правый. Заправляешь правый, входит уже меньше, чем могло бы. Немного, но всё равно на душе осадочек, что крутился, крутился, а баки всё равно не полные.
Можно и наоборот, сначала правым, потом левым. Тут немного лучше, ничего никуда перетекать не будет. Но всё равно надо крутиться, вертеться и создавать странную движуху на заправке. Ну и не быстро это.
Со временем я пришёл к следующей схеме.
Правый бак по возможности держу полным. Как только распечатываю правый бак, а левый сохнет, ищу заправку из списка избранных и заливаю полный левый бак.
Хлопот такой подход не вызывает никаких и в целом даже удобно: переход между баками сигнализирует, что неплохо бы заправиться, а сухой левый бак позволяет заправлять ровно 37 литров и не париться, что сколько-то может не войти или плеснёт наружу при заправке «до полного».
— Мне, пожалуйста, 92го со второй и третьей до полного.
По началу было как-то неловко заправляться сразу с двух колонок. Но если подумать, по факту заняты обе колонки и с обоих идёт заправка — всё корректно. Ну и по опыту, ещё ни разу ни на одной заправке не воротили носом. Скорее, напротив, всегда встречают такой подход с улыбкой. И ещё один плюс такой заправки, это ×2 по скорости.
Система перекачки между баками УАЗ Патриот
Система перекачки между баками УАЗ Патриот (просто сведения — для общего развития).
Немного теории (для бензиновых машин):
При заведённом двигателе и работающем бензонасосе перекачка из левого бака в правый на Патриотах осуществляется постоянно и автоматически с помощью струйного насоса эжекторного типа.
Никаких электрических или движущихся деталей в этом насосе нет — он сделан в виде двух трубочек, одна из которых (в виде сопла) вставлена в другую.
Механизм перекачки работает просто:
При заведённом двигателе бензонасос работает постоянно, нагнетая топливо в топливопровод между правым баком и топливной рампой двигателя.
Топливо забирается только из правого бака (в левом нет бензонасоса — там установлен только датчик уровня топлива).
В топливопроводе между правым баком и двигателем (после фильтра тонкой очистки, расположенного на раме у правого бака) есть тройник, через который излишек топлива, не попавший в рампу, под давлением возвращается обратно в правый бак, с большой скоростью проходя через внутреннюю трубочку (сопло струйного насоса).
Проходящая с высокой скоростью жидкость вызывает резкое падение давления во второй трубочке (вокруг сопла), и топливо из левого бака за счёт вакуума самостоятельно начинает переливаться в правый бак.
Система работает до тех пор, пока в левом баке есть топливо или пока правый бак не заполнится полностью.
После полного опустошения левого бака, струйный насос начинает работать как простой штуцер слива топлива — через него в правый бак сливается «лишнее» топливо из «обратки» от двигателя.
Схема топливной системы для Патриота 2006…2007 г.в. (Евро-2):
Расположение основных узлов системы впрыска топлива: 1 – ресивер; 2, 25 – трубопровод подачи топлива; 3 – топливная рампа; 4 – трубопровод слива топлива от регулятора давления; 5 – регулятор давления; 6 – трубопровод от топливного насоса к фильтру тонкой очистки топлива; 7 – топливный насос; 8 – трубопровод от струйного насоса к топливному насосу; 9 – пробка топливного бака; 10 – наливная труба топливного бака; 11, 17, 19, 27, 30, 31 – пароотводящие шланги; 12 – правый топливный бак; 13 – соединительный шланг; 14 – соединительная трубка; 15 – левый топливный бак; 16 – сливная пробка; 18 – сепаратор; 20 – трубопровод от левого бака к струйному насосу; 21 – струйный насос; 22 – хомут крепления фильтра тонкой очистки топлива; 23 – фильтр тонкой очистки топлива; 24 – трубопровод слива топлива к струйному насосу; 26 – пароотводящий трубопровод; 28 – адсорбер; 29 – клапан топливного бака.
Схема топливоподачи на бензиновых Патриотах «Евро-3» 2008…2011 г.в. (и, может быть, 2012…2013 г.в.) такая:
Бензонасос, струйный насос перекачки и регулятор давления составляют сейчас единое целое — это называется «топливный модуль».
Струйный насос встроен в крышку, его вместе с регулятором давления можно при необходимости отсоединять от корпуса бензонасоса.
Топливный модуль УАЗ Патриот 2008 г.в. (двигатель ЗМЗ-409 «Евро-3») в разобранном состоянии:
зачем уазу ДВА бака? или небольшой апгрейд…
До пользования Уазом считал что второй бак используется в качестве резервного, то есть если есть необходимость в топливе или по другому, в основном баке заканчивается бензин, можно переключиться на дополнительный бак и ехать дальше до заправки (на самом деле с карбюраторными движками так и было), но судя по схеме и принципе работы схемы топливоподачи Патриота я сильно заблуждался, для кого то наверное это давно уже не секрет, в смысле как работает система перелива из левого (дополнительного) бака в правый (основной), думаю многим известно что в основном как раз и стоит бензонасос с которого идет постоянная подача топлива к рампе, а в шланге обратки стоит так сказать струйный насос который тупо за счет круговорота бенза засасывает параллельно еще и из левого бака бенз если он там есть конечно.
И вот что получается — в правом баке бенз расходуется в последний момент, то есть за счет высасывания левого бака, правый пополняется пока не израсходуется в конец сначала левый, а потом правый, так получилось что в правом баке у меня течь через прокладку бензанасоса и именно в момент когда он полный и из левого бака продолжает поступать топливо, что я только не делал чтобы остановить течь, многие по мимо герметизации предлагали проверить все шланги на возможность или вероятность их не пропускаимости, так же было предложение поставить в левый бак дополнительный насос (вроде как от девятки аккурат туда подходит) и вывести включатель для перелива бенза в основной в случае необходимости.
Время шло, я ездил с пустым левым баком что не есть хорошо для самого бака, меня же при 120 литрах газа это сильно не напрягало, но ощущение что я в скором времени могу потерять сам бак да и все же не возить же канистры для резерва и для увеличения пробега без дозаправки когда есть для этого второй бак — начало напрягать, сильнее и сильнее (((
И вот в один прекрасный момент мне приходит гениальная идея — а почему бы на этот топливопровод не врезать тупо краник (как в принципе и было на карбюраторных уазах) — закрыл и левый бак не расходуется, открыл и пошел перелив, да зачем просто краник. ведь на ГБО ставят электромагнитные клапана — один для перекрывания бензина в карбюратор, второй для подачи газа, тот что для бенза должен быть постоянно под напряжением, что в принципе меня тоже устраивало, но ведь газовый клапан работает на оборот, пока нет напряжения он закрыт, подал — открыт, разницы что газовый, что бенз по сути ни какой, а тут товарищ знакомый который занимается установкой ГБО предложил отдать за ТАК газовый б\ушный, но рабочий, а бензиновый стоит 900р и б\ушных не валяется.
Так вот, получив газовый электромагнитный клапан и немного подготовив его к такой работе (выкинул изнутри фильтр тонкой очистки газа, все разъемы на всякий случай прошел герметиком) внедрил данный агрегат рядом с правым баком,
шланги резать не стал, просто снял с тройника приходящий шланг с левого бака и подал на клапан, а выход с клапана соединил другим шлангом с тройником, провел провода к кнопки переключения уровней баков
и на не задействованный разъем кнопки посадил включение клапана при переключении на уровень левого бака (можно конечно поставить дополнительную кнопку, но зачем?).
сам клапан, а точнее уже имеющийся на нем кранштейн закрепил к кузову, ну так, чтоб на всякий случай не бултыхался или зацепившись об какую-нибудь ветку его не выдернуло от туда )))
Что получилось в итоге: в левом баке теперь у меня топлива под завязку, правый рабочий бак и езжу в основном на нем не расходуя левый, но когда в нем заканчивается бенз и нет по близости заправок я переключаюсь на левый, открывается клапан и я наблюдаю как у меня потихоньку (на вскидку 2л\5мин) бенз переливается в правый бак и я продолжаю двигаться до заправки и ни какой течи из правого бака при полных обоих баках )))
Работа системы перекачки топлива Патриот Евро 3 Удаление левого бака
Схема вентиляции баков в цветах и направлениях движения паров топлива.
Описание согласно рис. 1.
При выключенном зажигании:
1 Система полностью герметична
2 Пары топлива вместе с бензином (наличие бензина в магистрали зависит от полноты заправки правого бака и угла наклона автомобиля) из правого бака поступают по магистрали (синий) в левый бак.
3 Пары из левого бака (возможно наличие жидкой фазы бензина и в них) через шланг (бирюзовый) поступают в сепаратор.
4 В сепараторе пары отделяются от жидкой фазы.
5 Из сепаратора пары по магистрали (бирюзовый) попадают в адсорбер, где накапливаются.
При включенном зажигании и работающем двигателе:
1 Система связана с атмосферой
2 Пары из сепаратора через клапан (расположен внутри адсорбера) поступают во впускной коллектор и далее сгорают в двигателе
3 Окружающий воздух поступает через клапан (расположен в адсорбере) в сепаратор, проходит через него, далее — поступает в левый бак, а затем — в правый, чтобы выровнять отрицательное давление возникающее в баках при заборе оттуда бензина (в левом — струйным насосом, в правом — электрическим).
Во время заправки топливом.
Бензин поступает в баки, а воздух из баков вытесняется в окружающую среду через шланги (зелёный), остальным движением воздуха/паров топлива можно пренебречь.
Примечание — При заправке бензином левого бака под самую горловину и выключенном зажигании уровень бензина выше уровня расположения сепаратора, и становится возможным попадание бензина в адсорбер.
При удалении левого бака система переделывается согласно рис. 2.
Здесь требуется дополнительно установить:
1) Фильтр тонкой очистки топлива карбюраторного двигателя угловой BIG GB-608 или аналог
2) Тройник (диаметры не помню)
3) Магистраль из PVC от воздушной системы грузового автомобиля или медная трубка (6 или 8 мм диаметром)
4) Соединительный крепёж по месту
Перекачка топлива
На днях пропала перекачка топлива из левого бака в правый, вроде мелочь а неприятная! Не удобно заправлять в правый бак когда там есть бензин, влазит очень мало, а ездить порой приходится далеко. Хотел отложить ремонт до весны так как уже холодновато в гараже, но вот пришел в гараж за картошкой дай думаю посмотрю. В глазах потемнело, сознание затуманилось очнулся уже с бензонасосом в руках шутка))) Но действительно ремонт получился спонтанный.
Итак начитавшись всякой херни про то что если машина Евро-3 надо снимать бензонасос правого бака и там стоит сеточка как гусиная лапка что все дело в ней.
Зато я теперь знаю какой бензонасос надо если он сломается)))
И еще один плюс я увидел что баки внутри чистые!
Снимаем Утес, разбираем и здесь тоже есть лапка, но она не про перекачку!
Чистим как лапку так и под ней.
Далее дай думаю посмотрю струйный насос! Что-за зверь такой! Конечно же расположить его в удобном месте ну никак нельзя!
Снимаем, разбираем и видим что он кристально чист внутри!
Вот на всякий случай честно стыреная с интернета картинка как его подключать)
Ну раз такие дела то лезем в левый бак. Открываем лючок и видим две трубки. Открываем первую
Вторую и видим на конце трубки сетка засранная хуже общественного туалета!
Продуваем, чистим, моем или вообще меняем целиком топливный датчик так как сетка не снимается! Тут уже дело ваше, я пока чистил чуть-чуть надорвал поэтому пришлось её разворачивать, благо трубка имеет диагональный срез!
Вот кстати сам датчик.
Ну и да кстати левый бак тоже радует глаз)))
Теперь после всего этого я знаю что нужно было сперва лезть в левый бак! И еще не понятная ситуация, когда по документам машина Евро-3 а топливный насос от Евро-2! УАЗ как всегда умеет удивлять)))
Всем спасибо, надеюсь этот материал поможет кому-нибудь!