зачем ты безумная губишь песня
Зачем ты безумная губишь песня
У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА
У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем потекли на лицо.
Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.
Расшифровка фонограммы Надежды Кадышевой, 1994. Этот же вариант в репертуаре Жанны Бичевской и в большинстве других источников.
В песеннике 1896 года (Новый песенник. Безумная. / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896) автором песни указан М. Ожегов с пометкой «из народных мотивов», в начале есть еще три куплета, а сама песня озаглавлена «Безумная». В других песенниках тот же текст приводится без подписи.
Встречается еще одна песня с таким названием, ее авторство приписывается Н. И. Красовскому. В песеннике «Златые горы: новый сборник песен и романсов» 1906 года у песни «Безумная» с подписью Красовского есть эпиграф – четыре строки из текста Ожегова. С эпиграфом из Горького приведена его же песня «Солнце всходит и заходит». Видимо, Красовский писал свои песни на основе уже известных.
При желании две последнии строки куплетов повторяются.
Вариант мелодии:
Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.
ВАРИАНТЫ (3)
1. Безумная
(из народных мотивов)
Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!
Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!
У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:
Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!
Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.
Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.
Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896. С. 3–5.
2. Зачем ты, безумная, губишь.
«Зачем ты, безумная, губишь
Того, кто увлекся тобой!
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь, так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Ужели того ж ты не знала,
Что тяжко любовь изменить?
Поверь же, поверь, дорогая,
Всем сердцем увлекся тобой!
Меня не полюбит другая,
Я должен мечтать об одной!»
Кареты у церкви стояли.
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты,
На лица их радость была.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна,
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Когда же священник на палец
Одел ей златое кольцо,
У бедной девицы румянец
Покрыл ей младое лицо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем по лицу потекли.
Увяли прекрасные розы,
Напрасно их так берегли.
Современная баллада и жестокий романс / сост.: С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 56–57.
3. Невеста
У церкви стояли кареты,
Там пышная свадьба была.
Все гости роскошно одеты,
На лицах их радость была.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз.
Она на святое распятье
С тоскою смотрела сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо,
Когда ей священник на палец
Надел золотое кольцо.
Из глаз ее быстрые слезы
Ручьем по лицу потекли.
Завяли прекрасные розы,
Напрасно их так берегли.
Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.
В нашу гавань заходили корабли. Пермь, «Книга», 1996.
История одной песни. У церки стояла карета
Песня-история, песня-судьба. Каждая строка наполнена смыслом. Трудно представить, чуть больше века назад большинство браков заключались по расчету, чувства будущих супругов никого не интересовали.Многие слышали песню «У церкви стояла карета» в исполнении Жанны Бичевской. Сразу возникает мысль, что невесту силком отдали за нелюбимого, перед глазами возникает картина Пукирева «Неравный брак». О картине стоит поговорить отдельно.
Текст песни такой:
У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА
У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем потекли на лицо.
Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.
Расшифровка фонограммы Надежды Кадышевой, 1994. Этот же вариант в репертуаре Жанны Бичевской и в большинстве других источников.
В песеннике 1896 года (Новый песенник. Безумная. / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896) автором песни указан М. Ожегов с пометкой «из народных мотивов», в начале есть еще три куплета, а сама песня озаглавлена «Безумная». В других песенниках тот же текст приводится без подписи.
Встречается еще одна песня с таким названием (текст песни ниже), ее авторство приписывается Н. И. Красовскому. В песеннике «Златые горы: новый сборник песен и романсов» 1906 года у песни «Безумная» с подписью Красовского есть эпиграф – четыре строки из текста Ожегова. С эпиграфом из Горького приведена его же песня «Солнце всходит и заходит». Видимо, Красовский писал свои песни на основе уже известных.
При желании две последнии строки куплетов повторяются.
Вариант мелодии:
Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.
ВАРИАНТЫ (3)
1. Безумная
(из народных мотивов)
М. Ожегов
Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!
Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!
У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:
Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!
Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.
Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.
Новый песенник. Безумная / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896. С. 3–5.
2. Зачем ты, безумная, губишь.
«Зачем ты, безумная, губишь
Того, кто увлекся тобой!
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь, так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Ужели того ж ты не знала,
Что тяжко любовь изменить?
Поверь же, поверь, дорогая,
Всем сердцем увлекся тобой!
Меня не полюбит другая,
Я должен мечтать об одной!»
Кареты у церкви стояли.
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты,
На лица их радость была.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна,
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Когда же священник на палец
Одел ей златое кольцо,
У бедной девицы румянец
Покрыл ей младое лицо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем по лицу потекли.
Увяли прекрасные розы,
Напрасно их так берегли.
Современная баллада и жестокий романс / сост.: С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 56–57.
3. Невеста
У церкви стояли кареты,
Там пышная свадьба была.
Все гости роскошно одеты,
На лицах их радость была.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз.
Она на святое распятье
С тоскою смотрела сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо,
Когда ей священник на палец
Надел золотое кольцо.
Из глаз ее быстрые слезы
Ручьем по лицу потекли.
Завяли прекрасные розы,
Напрасно их так берегли.
Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.
В нашу гавань заходили корабли. Пермь, «Книга», 1996.
Так что песня всё-таки народная. А теперь послушаем ее в исполнении:
Жанна Бичевская
Олег Гребенкин
Романс «У церкви стояла карета» в исполнении Татьяны Петровой
Видеокли на песню » У церкви стояла карета..» в исполнении Анны Литвиненко.
Но мне лично больше всех нравится исполнение Надежды Кадышевой.
Откройте свой Мир!
У церкви стояла карета
Кому из вас не знакома эта печальная старинная песня? Её поют и за столом, и русские хоры, известные и молодые певцы. Кто автор этой песни? Во многих песенниках пишут, что это народная песня – и музыка и слова.
В.В.Пукирев «Неравный брак»
У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА
У церкви стояла карета,
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна.
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо.
Из глаз ее горькие слезы
Ручьем потекли на лицо.
Я слышал, в толпе говорили:
— Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили! –
И вышел я вслед за толпой.
Однако удалось выяснить, что в песеннике 1896 года (Новый песенник. Безумная. / Сост. М. Ожегов. Киев: Издание книгопродавца Т. А. Губанова, 1896) автором песни указан Матвей Ожегов с пометкой «из народных мотивов», в начале есть еще три куплета, а сама песня озаглавлена «Безумная». В других песенниках тот же текст приводится без подписи.
Безумная
(из народных мотивов)
Зачем ты безумная губишь
Того, кто увлекся тобой,
Ужели меня ты не любишь,
Не любишь?! Так Бог же с тобой!
Зачем ты меня завлекала,
Зачем заставляла любить?
Должно быть тогда ты не знала,
Как тяжко любви изменить!
Меня не полюбит другая,
Я буду мечтать об одной!
Поверь же, моя дорогая,
Навек я увлекся тобой!
У церкви стояли кареты:
Там пышная свадьба была;
Все гости роскошно одеты:
На лица их радость легла.
Невеста была в белом платье,
Букет был приколот из роз –
Она на святое распятье
Тоскливо взирала сквозь слез.
Горели венчальные свечи,
Невеста стояла бледна, –
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Я видел, как бледный румянец
Покрыл молодое лицо;
Когда же священник на палец
Надел золотое кольцо:
Из глаз ея горькия слезы
Ключом по лицу потекли.
Завянут прекрасные розы,
Напрасно их так берегли!
Я слышал в толпе говорили:
Жених неприятный такой,
Напрасно девицу сгубили.
И вышел я вслед за толпой.
Мне стало так тяжко и больно,
Что жизни своей был не рад,
И громко сказалось невольно:
Счастлив мой соперник – богат.
Олег Погудин «У церкви стояла карета»
Встречается еще одна песня с таким названием, ее авторство приписывается Н. И. Красовскому. В песеннике «Златые горы: новый сборник песен и романсов» 1906 года у песни «Безумная» с подписью Красовского есть эпиграф – четыре строки из текста Ожегова. Видимо, Красовский писал свои песни на основе уже известных.
Зачем ты безумная губишь
Того кто увлекся тобой!
Уже-ли меня ты не любишь
Не любишь, так Бог-же с тобой.
Как рыбка бедняжка порою,
Я бьюся в тенетах любви,
Томлюся я сердцем, душою
И жар ощущаю в крови.
Мечты мои, юности грезы
С тобою везде и всегда;
Никто ведь не знает, что слезы,
Быть может, я лью иногда.
Затем, дорогая, я плачу,
Что сердце щемит мне печаль:
Удачу-ли, иль неудачу
Готовит туманная даль?
Готовит-ли счастье и радость,
Иль ждет меня только тоска:
Утешится-ль бурная младость,
Иль будет печальна, горька?
На эти вопросы все ясный
Ты можешт лишь дать мне ответ;
Скажи-же мне, ангел прекрасный:
Ты любишь меня или нет?
Не мучь-же меня ожиданьем…
О, если б сказала ты – «да!»
К тебе я припал бы с рыданьем
Безмерно счастливый тогда.
Но если ты чувств не питаешь
Ко мне, то скажи-же, что – «нет».
Зачем-же тогда избегаешь
Ты дать откровенный ответ?
Анна Литвиненко «У церкви стояла карета»
Матвей Иванович Ожегов родился 6 августа 1860 года в семье крестьянина-плотника деревни Михино Мальканской волости Нолинского уезда Вятской губернии.Начальное образование он получил в земской школе в селе Колобовском, с 13 лет стал работать — сначала батраком у сельского дьячка, затем «на услужении» у купца в Нолинске, потом на строительстве Уральской железной дороги, половым в трактире, кладовщиком на Тагильском заводе, штейгером на золотых приисках, сторожем при церкви, кабатчиком, кочегаром на паровозе, кассиром на железной дороге, рабочим на Чусовском заводе и т. п. В Москве впервые Матвей Ожегов появился апрельским днем 1885 года. Шел Ожегову двадцать пятый год. Захотелось ему, как он говорил сам, поучиться и повидать людей. Вез Ожегов с собой, кроме скудных пожитков, тетради со стихами и песнями собственного сочинения, с ними связывал большие надежды. Поэт столкнулся в Москве с нуждой, бытовой неустроенностью. В апреле 1890 года Матвей Ожегов нанялся сторожем редакции ежедневного издания «Московская иллюстрированная газета». Будучи поэтом-самоучкой, он состоял в Суриковском кружке. Песни в духе народных он стал сочинять еще подростком; они пелись его товарищами и односельчанами. Первое его печатное произведение — стихотворение «Поле» («Иллюстрированная газета», 1890, 10 мая). Как свидетельствует писатель И. А. Назаров, к этому времени «многие из его песен уже распевались хорами песенников в трактирах и чайных». Они вошли в первый его сборник: «Песни и стихотворения», М., 1891. Тогда же некоторые стихотворения Ожегова были анонимно включены в песенники и в лубочные издания («Звезда», «Безумная», «Конфетка моя»).
В своей автобиографии поэт пишет: «В то время, когда я с семейством, с больными детьми, не досыпал и не доедал, мои песни пелись в Москве без умолку. Таковы песни: «Меж крутых берегов…», «Безумная». Свои песни Ожегов часто импровизировал, играя на гармонике. Он обрабатывал также некоторые народные песни («Как под яблонькой под той…», «Эх, кумушка, ты голубушка…», «Как у новых у ворот…», «Потеряла я колечко…»), которые распространились в песенниках в его редакции, вследствие чего авторство приписывалось иногда поэту. Ожегов сам составлял лубочные песенники («Молодецкая кручина», «Пастушок», «Чудный месяц», «Колечко»), куда помещал в большом количестве свои стихи и стихи русских поэтов, ставшие популярными песнями, при этом часто в своей собственной редакции. Под такими текстами он иногда ставил подпись: «Испр. Ожегов». Как вспоминает И. Белоусов, «некоторые товарищи тогда подсмеивались над этим и спрашивали: что это значит — исправил или испортил?»
Последние годы (23 года)поэт жил в селе Перово под Москвой, там и скончался, там его и похоронили 10 марта 1933 года. Ожегов стал в России известным поэтом-песенником. Еще при жизни в тысячах экземплярах расходились его книги стихов, а составленные им многочисленные песенники печатались стотысячными тиражами. Литературная критика положительно отозвалась о его произведениях, назвав поэта «безусловно талантливым, даровитым», «золотым самородком» и «пылким певцом».
Диана Арбенина «У церкви стояла карета»
Зачем ты безумная губишь песня
БЕЗУМНАЯ
Зачем ты безумная губишь
Того кто увлекся тобой!
Уже-ли меня ты не любишь
Не любишь, так Бог-же с тобой.
Как рыбка бедняжка порою,
Я бьюся в тенетах любви,
Томлюся я сердцем, душою
И жар ощущаю в крови.
Мечты мои, юности грезы
С тобою везде и всегда;
Никто ведь не знает, что слезы,
Быть может, я лью иногда.
Затем, дорогая, я плачу,
Что сердце щемит мне печаль:
Удачу-ли, иль неудачу
Готовит туманная даль?
Готовит-ли счастье и радость,
Иль ждет меня только тоска:
Утешится-ль бурная младость,
Иль будет печальна, горька?
На эти вопросы все ясный
Ты можешт лишь дать мне ответ;
Скажи-же мне, ангел прекрасный:
Ты любишь меня или нет?
Не мучь-же меня ожиданьем…
О, если б сказала ты – «да!»
К тебе я припал бы с рыданьем
Безмерно счастливый тогда.
Но если ты чувств не питаешь
Ко мне, то скажи-же, что – «нет».
Зачем-же тогда избегаешь
Ты дать откровенный ответ?
Златые горы: новый сборник песен и романсов. М.: Издание книгопродавца Н. П. Баркова, 1906. С. 41–42. Орфография и пунктуация оригинала.
На основе песни одноименной Ожегова (более известной как «У церкви стояла карета»), из нее заимствованы первые четыре строки.