зачем тушат свечи во время службы в церкви

Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

зачем тушат свечи во время службы в церкви. 16814.p. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-16814.p. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка 16814.p.

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:
Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.
«Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной».
Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:
На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.
«В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».

Источник

Почему служители тушат свечи в храме?

Горящая церковная свеча символизирует нашу причастность к Божественному свету. В христианской православной практике существует традиция зажигать свечи во время молитвы, выражая, таким образом, своё смирение и любовь к Богу.

Почему гасят свечи во время чтения молитв

В Православной Церкви в ходе утреннего богослужения читается особая часть — Шестопсалмие. Батюшка читает шесть избранных псалмов покаянного характера. Шестопсалмие читается при потушенных свечах. Причём гасятся они ещё до начала чтения.

Темнота символизирует Вифлеемскую ночь, когда родился Иисус Христос. В это время молящиеся, не видя в темноте друг друга, должны с особым благоговением слушать чтение священника. Крестные знамения и поклоны не совершаются, соблюдается полная тишина.

Протопресвитер Валерий Лукьянов в своих «Богослужебных заметках» пишет, что важность Шестопсалмия подчёркивается в самом церковном уставе. Согласно его правилам, читать псалмы нужно со вниманием и страхом Божьим, так как даже сам Бог не видит молящихся Ему о прощении грехов своих.

Интересно о православии:

Для чего гасят свечи служители церкви

Некоторые недостаточно воцерковленные люди с недоумением наблюдают, как в храмах свечи прихожан тушат служители. Протоиерей Андрей Ефанов так поясняет суть этого явления.

Свечи тушат исключительно из практических соображений, чтобы воск не капал на пол и подсвечник. Также огонь гасится на ночь, когда храм закрывается. Без присмотра его оставлять опасно.

Важно! Свеча сама по себе не нужна Господу, как и любые другие материальные ценности. Лучший подарок для Всевышнего — это сердечная молитва и любовь к Творцу.

Благодарность выражается не количественно, а качественно. Гораздо важнее избавиться от дурных помыслов и желаний, чем купить побольше свечей и сжечь их дотла в подсвечнике.

Церковная свеча имеет символичный характер и никак не влияет на исполнение просьб молящихся. Только искренняя молитва способна помочь тому, кто обращается с ней к Богу. На силу молитвы погашение свечи никак не влияет, в этом нет ничего страшного. Неважно, насколько она сгорела, важна только духовная чистота и открытость Господу.

С Шестопсалмием все понятно. А вот как быть с остальной частью Богослужения? Хотелось бы узнать более подробное объяснение возжигания и тушения свечей во время Всенощного бдения. Может быть, имеются книги, где описаны данные функции для пономаря (церковника и т.п.)?
Спасибо! И да хранит Вас БОГ!

зачем тушат свечи во время службы в церкви. comments admin avatar. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-comments admin avatar. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка comments admin avatar.

Добрый день. Все правила относительно организации Всенощного бдения, тушения свечей, открывания и закрывания Царских врат и остального можно найти в Типиконе. На вечерней службе свечи тушатся только на чтении Шестопсалмия, все остальное время они горят. Если служащие храма их и тушат, то это не элемент богослужения, а просто замена сгоревших свечей на новые или освобождение места, чтоб другие люди могли также поставить свечи на подсвечники. Что касается света в храме, также в Типиконе можно найти указания на возжегание и тушение паникадила — при открытии Царских врат оно загорается, при закрытии выключается.

Ну если свеча моя Богу не нужна — то зачем мне её в храме продают?

зачем тушат свечи во время службы в церкви. comments admin avatar. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-comments admin avatar. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка comments admin avatar.

Добрый день. По большому счету, Богу вообще от нас ничего не нужно, кроме искреннего сердца, открытого для Него. Но вот только мы на подобное не способны. И все внешние выражения нашей веры, все богослужения, обряды, молитвенные правила, свечи, лампады и прочее нужны, прежде всего, не Богу, а нам самим. Это для нас важны символы, для нас важна внешняя сторона духовной жизни, потому что так хоть немного пробуждается наша внутренняя духовность. Горделиво отрицая вне внешние проявления православия, мы сами лишаем себя пути ко спасению. Свеча — это символ нашей веры. Зажигая ее, мы символично показываем, что как горяч огонь, так же и наша вера горяча. По крайней мере, надо стремиться, чтобы была горяча. Также свечи имеют и чисто практический смысл — это жертва храму. Очень сложно многие христиане воспринимают тему денег в храмах, но нужно понимать, что в современном мире все стоит денег. И если мы хотим ходить в красивые теплые храмы, где чисто, поет красивый профессиональный хор — мы должны жертвовать на содержание этого всего. И покупка свечей — наименьшее, что можно сделать.
Тем не менее, если человек приходит помолиться в храм и по какой-то причине не ставит свечи, это не означает, что его молитва будет не услышана. Напротив, сейчас очень часто можно увидеть какое-то сверхзначение церковных свечей. Некоторые люди забегают в храм, покупают целую пачку свечей, быстренько обходят храм по периметру, расставляя свечи, и тут же уходят. Ни в общей молитве, ни в богослужении они не участвуют, не говоря уже об Исповеди и Причастии. Но думают, что сделали важное дело, поставив много свечей. Конечно же, в таком отношении покупать и ставить свечи бессмысленно.

Источник

Как устроен храм: почему на службе иногда выключают свет?

Лампы и свечи в храме — это не только осве­ти­тель­ные при­боры, но и символ молитвы. Почему во время все­нощ­ного бдения свет выклю­чают часто, а во время литур­гии нико­гда? Зачем во время Херу­вим­ской в Гре­че­ской церкви рас­ка­чи­вают хорос — глав­ный све­тиль­ник храма? О том, что сим­во­ли­зи­рует свет в храме, рас­ска­зы­вали про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов, насто­я­тель храма Живо­на­чаль­ной Троицы в Голе­ни­щеве (Москва), и глав­ный архи­тек­тор Това­ри­ще­ства рестав­ра­то­ров, член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии архи­тек­тур­ного насле­дия Андрей Ани­си­мов.

зачем тушат свечи во время службы в церкви. svet01. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-svet01. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка svet01.

Пока­я­ние и лико­ва­ние

Каждый, кто бывает на бого­слу­же­нии, заме­чал, что в разные моменты службы храм осве­щен по-раз­ному: то горят все све­тиль­ники, то поло­вина, то гасятся все лампы и даже свечи. Объ­яс­няет про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов, насто­я­тель храма Живо­на­чаль­ной Троицы в Тро­иц­ком-Голе­ни­щеве: «Все­нощ­ное бдение — это служба пока­ян­ная, при­го­тав­ли­ва­ю­щая нас к литур­гии, когда, испо­ве­дав свои грехи, мы можем при­нять про­ще­ние и милость Гос­пода, при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн. А когда чело­век кается, он не должен быть ярко осве­щен». По Уставу свет на все­нощ­ной гасится на шесто­псал­мие, когда чита­ются пока­ян­ные псалмы Давида. На Афоне все­нощ­ную вообще при­нято слу­жить в полной тем­ноте — так удоб­нее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в при­творе. Све­тиль­ники там зажи­га­ются только у иконы над Цар­скими вра­тами и у цен­траль­ной иконы. И только на вели­кие празд­ники на все­нощ­ной зажи­га­ется пани­ка­дило — глав­ный све­тиль­ник храма — со всеми све­чами, причем только в опре­де­лен­ное время: на поли­е­лее (когда веру­ю­щих пома­зы­вают освя­щен­ным маслом), на хва­лит­ных псал­мах (псалмы, пою­щи­еся в послед­ней части утрени: «Всякое дыха­ние да хвалит Гос­пода») и на пении вели­ча­ния. По словам прот. Сергия Прав­до­лю­бова, «слово “поли­е­лей” имеет несколько зна­че­ний. Иногда его пере­во­дят как “мно­го­мас­лие” — “много зажжен­ных мас­ля­ных лампад”. Но мне ближе вари­ант «мно­го­мило­сти­вый», и именно этот смысл отра­жает мно­го­кратно зву­ча­щий во время поли­е­лея припев: “Яко в век милость Его. Алли­луия”». До тре­тьей песни канона, чита­е­мого после поли­е­лея, светят все све­тиль­ники и пани­ка­дило, но к тре­тьей песне гасятся свечи и лам­пады. Прот. Сергий Прав­до­лю­бов: «Это не оттого, что празд­ник кон­чился, а оттого, что по Уставу в этот момент пола­га­ется празд­нич­ное чтение из святых отцов или исто­рии празд­ника. Про­ис­хо­дит пере­мена состо­я­ния чело­века: он «пере­клю­ча­ется» на слу­ша­ние, а потом все снова воз­вра­ща­ются к молитве, про­дол­жа­ется чтение канона, но свечи зажи­га­ются, только когда начи­на­ется Бого­ро­дич­ная песнь – “Вели­чит душа моя Гос­пода”. Воз­жи­га­ние свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почи­та­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы».

На литур­гии же свет не гасится нико­гда: «Литур­гия — самое тор­же­ствен­ное, самое вели­кое слу­же­ние, — пояс­няет прот. Сергий Прав­до­лю­бов. — По Уставу преп. Саввы Освя­щен­ного Литур­гия по вре­мени довольно корот­кая, не более часа два­дцати. Но здесь надо учи­ты­вать, что литур­гией закан­чи­ва­лось бого­слу­же­ние, про­дол­жав­ше­еся всю ночь. Если мы служим все­нощ­ную с восьми вечера — у нас так было в храме — и в десять часов утра закан­чи­ваем, то литур­гия вос­при­ни­ма­ется как крат­кий тор­же­ствен­ный аккорд в завер­ше­нии всей молитвы. И окон­ча­ние молитвы — это полные звуки, полное тор­же­ство, полный свет; литур­гия заслу­жи­вает такого света, потому что Хри­стос есть Свет, «Солнце правды Хри­стос Бог наш». Литур­гия нико­гда не бывает печаль­ной, даже во время Вели­кого поста она радост­ная и тор­же­ствен­ная». Радость и лико­ва­ние празд­нич­ной литур­гии на Афоне выра­жа­ется рас­ка­чи­ва­нием глав­ного све­тиль­ника – хороса. Это бывает на боль­шие празд­ники во время пения Херу­вим­ской песни. «Хорос, — рас­ска­зы­вает архи­тек­тор Андрей Ани­си­мов, — это древ­няя форма глав­ного све­тиль­ника в храме. Хорос пред­став­ляет собой боль­шое кольцо, на кото­ром стоят лам­пады или свечи. (В России в послед­ние века хорос заме­нило пани­ка­дило, на кото­ром свечи или лам­почки рас­по­ло­жены яру­сами.) Сам по себе хорос выгля­дит проще пани­ка­дила, но, когда начи­нает рабо­тать вся система, состо­я­щая из несколь­ких хоро­сов, — это кра­сота, фей­ер­верк, празд­ник, лико­ва­ние».

Тот, Кто при­во­дит свет

По мнению Андрея Ани­си­мова, «свет и орга­ни­за­ция про­стран­ства храма с помо­щью света — это задача цер­ков­ного зод­чего». Храм состоит из трех частей: при­твора, цен­траль­ной части и алтаря. В при­творе совер­ша­ются началь­ные поклоны, начи­на­ется пока­я­ние, откла­ды­ва­ются житей­ские попе­че­ния, заботы. «Поэтому при­твор при­нято делать сла­бо­осве­щен­ный, без боль­ших окон и с мини­маль­ным коли­че­ством ламп и под­свеч­ни­ков для свечей, — гово­рит архи­тек­тор. — В древ­них храмах (напри­мер, в Успен­ском соборе Мос­ков­ского Кремля) в цен­траль­ной части окна рас­по­ло­жены не ниже вто­рого яруса стены и в бара­бане купола. Это свя­зано с тем, что храм в вер­ти­каль­ном изме­ре­нии делится на несколько уров­ней, они ярко видны в рос­писи: святые, ряд ангель­ских чинов, образ Христа-Все­дер­жи­теля. И свет в пра­во­слав­ном храме может исхо­дить только от пре­об­ра­жен­ного чело­века, анге­лов и Бога, поэтому окна дела­ются не ниже уровня рос­пи­сей святых, анге­лов и Гос­пода». К тому же, как пояс­няет Андрей Ани­си­мов, древ­ние храмы имели очень тол­стые стены. Свет, про­ни­ка­ю­щий через узкие окошки сверху, отра­жался от огром­ных отко­сов (в древ­нем зод­че­стве они назы­ва­лись рас­све­тами) и рас­се­и­вался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источ­ник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обра­щен на восток, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий приход Христа, откуда вос­хо­дит солнце. «Однако, — уточ­няет Андрей Ани­си­мов, — древ­ние храмы ори­ен­ти­ро­ваны не строго на восток. Если посмот­реть планы рас­ко­пок Кремля, Нов­го­рода, любого древ­него города, можно уви­деть, что все храмы рас­по­ло­жены по-раз­ному. При­чина не в том, что ком­паса не было. В боль­шин­стве слу­чаев обос­но­ва­ние рас­по­ло­же­ния алтаря — это восход солнца на пре­столь­ный празд­ник. Ведь место вос­хода меня­ется в зави­си­мо­сти от вре­мени года. Поэтому стро­или так, чтобы на пре­столь­ный празд­ник восход солнца на востоке при­хо­дился на сто­рону алтаря. Полу­чи­лось, что храмы, пре­столь­ный празд­ник кото­рых при­хо­дится на лето, сме­щены к северу, на зиму — к югу».

Свет, попа­да­ю­щий через окна алтаря, осве­щает и храм. Моля­щи­еся видят сол­неч­ные лучи, про­ре­за­ю­щие клубы ладана. «В древ­нем храме окно на восток нико­гда не заго­ра­жи­вали вит­ра­жами, не под­све­чи­вали икону Вос­кре­се­ния Хри­стова элек­три­че­ским светом! — гово­рит прот. Сергий Прав­до­лю­бов. — Сол­неч­ный свет должен про­хо­дить бес­пре­пят­ственно сквозь восточ­ное окно храма и осве­щать не только Пре­стол, но Пла­ща­ницу, кото­рая во время Страст­ной сед­мицы нахо­дится посреди храма. После ночной службы погре­бе­ния, утром, во время литур­гии, когда идет смена вели­ко­пост­ных черных обла­че­ний на белые, — в это время сол­неч­ные лучи про­ни­зы­вают алтарь сквозь облака ладана и падают на Пла­ща­ницу. Чита­ется суб­бот­нее Еван­ге­лие и поется “Вос­кресни, Боже…”. Уча­стие сол­неч­ного света ничто не может заме­нить. Я служил около восем­на­дцати лет ночную службу в Вели­кую суб­боту, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не заго­ро­жено вит­ра­жом и солнце участ­вует в нашем бого­слу­же­нии». На все­нощ­ном бдении воз­глас «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» был связан именно с вос­хо­дом солнца. «Один путе­ше­ствен­ник в XIX веке ездил на Афон, — рас­ска­зы­вает прот. Сергий Прав­до­лю­бов, — и удив­лялся тому, почему там кругом так много часов, кото­рые отби­вают время. Ока­зы­ва­ется, на Афоне часы меряют каждый день по-раз­ному — от вос­хода солнца и до заката. И если все­нощ­ную про­слу­жили слиш­ком быстро и до вос­хода оста­ва­лось время, спе­ци­ально добав­ляли сти­хиры. По Уставу в это время поется пес­но­пе­ние, кото­рое назы­ва­ется “фота­го­ги­кон” — “све­ти­лен” по-русски. “Фота­гог” озна­чает “Тот, Кто при­во­дит свет”. Посреди храма выхо­дит певчий и начи­нает петь особым напе­вом экса­по­сти­ла­рий, это другое назва­ние фота­го­ги­кона. И в это время под­ни­ма­ется солнце, будь то над морем или над ска­лами. А когда солнце пол­но­стью взой­дет, свя­щен­ник воз­де­вает руки и про­из­но­сит: “Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет!”».

Свечка или лам­почка?

Пани­ка­дило или хорос — глав­ные све­тиль­ники храма. В рос­сий­ской тра­ди­ции на пани­ка­диле при­нято изоб­ра­жать крест. На Афоне до сих пор при укра­ше­нии пани­ка­дила при­ме­ня­ются такие древ­ние хри­сти­ан­ские сим­волы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке. Все эти сим­волы обо­зна­чают Христа, Цер­ковь. «Пани­ка­дило (от греч. polykandēlos — состо­я­щий из многих све­тиль­ни­ков) сим­во­ли­зи­рует собой весь мир, весь космос, — объ­яс­няет прот. Сергий Прав­до­лю­бов. — Зажжен­ное пани­ка­дило — знак уча­стия всего народа, всех пра­во­слав­ных хри­стиан в тор­же­стве».

зачем тушат свечи во время службы в церкви. svet03 1232627041. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-svet03 1232627041. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка svet03 1232627041.

зачем тушат свечи во время службы в церкви. svet 05. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-svet 05. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка svet 05.

Кроме боль­шого пани­ка­дила бывают еще боко­вые пани­ка­дила, лам­пады у икон и под­свеч­ники с лам­па­дами, сто­я­щие отдельно. Тра­ди­ция под­вески лампад везде разная: у греков лам­пады висят выше лика свя­того, у нас — ниже. Суще­ствуют раз­лич­ные под­свеч­ники: латун­ные, дере­вян­ные с песком… Древ­ние под­свеч­ники были дере­вян­ные, изящно рас­пи­сан­ные.

Сего­дня кроме есте­ствен­ного осве­ще­ния — солнца, свечей и лампад — храм освя­щает элек­три­че­ство. Андрей Ани­си­мов: «Конечно, в элек­три­че­ском свете нет такой тайны, как в сол­неч­ном или от свечей, но тем важнее орга­ни­зо­вать элек­три­че­ское осве­ще­ние дели­катно, без теат­раль­щины. Когда мы про­ек­ти­руем элек­три­че­ство, мы с батюш­ками выяс­няем, как они хотят светом управ­лять. Есть вари­ант рео­ста­тов, когда свет плавно уга­сает и плавно заго­ра­ется. Есть вари­ант поярус­ного выклю­че­ния света: впол­силы, в треть силы, в чет­верть силы. Делаем хоросы с лам­поч­ками или лам­па­дами со све­то­ди­о­дами — если лам­падка цвет­ная, это доста­точно дели­катно смот­рится. Есть вари­анты сов­ме­щен­ных хоро­сов: на кольце стоят элек­три­че­ские “свечки”, а внизу висят под­вески с раз­но­цвет­ными лам­па­дами. Но глав­ное — пом­нить, что свет в храме не просто слу­жеб­ная функ­ция, а символ радо­сти и пока­я­ния, тор­же­ства и победы над тьмой».

Фото Андрей Рад­ке­вича и из архива Андрея Ани­си­мова

Источник

[27.09.2016] Почему на Шестопсалмии гасят свечи?

Из материалов Воскресной школы для взрослых

Каждый, кто регулярно приходит в храм на вечернее богослужение, знает, что в нем есть один особенный момент, таинственный и строгий. После вечерни, в самом начале утрени, после ангельского славословия («Слава в вышних Богу, и на земле мир…») все вдруг стихает. В храме гасятся верхний свет и свечи. Царские врата закрыты; священники в алтаре. На середину храма выходит чтец и при единственной свече, которая у него в руках, читает Шестопсалмие.

ВОПРОС: Что такое ШЕСТОПСАЛМИЕ? Зачем во время Шестопсалмия гасят в храме свечи?

Перед Шестопсалмием необходимо затушить свечи, оставив лишь мерцание лампад. Причем тушить их следует не во время чтения, а до его начала. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришёл на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.

Чтение Шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Необходима глубокая тишина, чтобы ничто не отвлекало молящихся во время чтения Шестопсалмия. Ведь известно, что Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. А крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме.

ВОПРОС: Какое символическое значение Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Смирение и покаяние должно сопровождать весь жизненный путь православного христианина, потому Шестопсалмие читается каждый день в течение года, за исключением Светлой седмицы.

Чтение первой половины Шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

ВОПРОС: Зачем священник выходит из алтаря во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

ВОПРОС: Что читает священник во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Священник во время чтения Шестопсалмия читает пред Царскими вратами 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. Он напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе

В церковном Уставе об этом написано следующее: «Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Читать Шестопсалмие, согласно Уставу, следует «не борзяся», то есть ровно, внятно, чувствуя ответственность момента.

ВОПРОС: Что делать мирянину во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Надо помнить, что во время чтения необходимо соблюдать тишину и стоять прямо и благоговейно. Шестопсалмие — не только плач пред Богом, но и непосредственное Ему предстояние, поэтому нельзя ходить по храму и отвлекаться.

ВОПРОС: Каков смысл Великой Ектении после Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Его смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.

Занятия проводятся по воскресениям в трапезной Прихода во имя святого страстотерпца царя Николая после Божественной Литургии.

Источник

Храм Пресвятой Троицы г. Эрланген

зачем тушат свечи во время службы в церкви. 033acee38d86fecb5ebb09afe64680db. зачем тушат свечи во время службы в церкви фото. зачем тушат свечи во время службы в церкви-033acee38d86fecb5ebb09afe64680db. картинка зачем тушат свечи во время службы в церкви. картинка 033acee38d86fecb5ebb09afe64680db.

ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ? И ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ГАСЯТ СВЕЧИ?

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Какой духовный смысл в выбранных псалмах?
Почему на шестопсалмии не крестятся?

Почему не кладут поклонов?
Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда?
Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия?
Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду.
Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами. Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский. Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая«говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие?
Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие?

Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом. В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову.

Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *