зачем тушат свечи во время службы в церкви
Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет
Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.
Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:
Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.
«Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной».
Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:
На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.
«В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».
Почему служители тушат свечи в храме?
Горящая церковная свеча символизирует нашу причастность к Божественному свету. В христианской православной практике существует традиция зажигать свечи во время молитвы, выражая, таким образом, своё смирение и любовь к Богу.
Почему гасят свечи во время чтения молитв
В Православной Церкви в ходе утреннего богослужения читается особая часть — Шестопсалмие. Батюшка читает шесть избранных псалмов покаянного характера. Шестопсалмие читается при потушенных свечах. Причём гасятся они ещё до начала чтения.
Темнота символизирует Вифлеемскую ночь, когда родился Иисус Христос. В это время молящиеся, не видя в темноте друг друга, должны с особым благоговением слушать чтение священника. Крестные знамения и поклоны не совершаются, соблюдается полная тишина.
Протопресвитер Валерий Лукьянов в своих «Богослужебных заметках» пишет, что важность Шестопсалмия подчёркивается в самом церковном уставе. Согласно его правилам, читать псалмы нужно со вниманием и страхом Божьим, так как даже сам Бог не видит молящихся Ему о прощении грехов своих.
Интересно о православии:
Для чего гасят свечи служители церкви
Некоторые недостаточно воцерковленные люди с недоумением наблюдают, как в храмах свечи прихожан тушат служители. Протоиерей Андрей Ефанов так поясняет суть этого явления.
Свечи тушат исключительно из практических соображений, чтобы воск не капал на пол и подсвечник. Также огонь гасится на ночь, когда храм закрывается. Без присмотра его оставлять опасно.
Важно! Свеча сама по себе не нужна Господу, как и любые другие материальные ценности. Лучший подарок для Всевышнего — это сердечная молитва и любовь к Творцу.
Благодарность выражается не количественно, а качественно. Гораздо важнее избавиться от дурных помыслов и желаний, чем купить побольше свечей и сжечь их дотла в подсвечнике.
Церковная свеча имеет символичный характер и никак не влияет на исполнение просьб молящихся. Только искренняя молитва способна помочь тому, кто обращается с ней к Богу. На силу молитвы погашение свечи никак не влияет, в этом нет ничего страшного. Неважно, насколько она сгорела, важна только духовная чистота и открытость Господу.
С Шестопсалмием все понятно. А вот как быть с остальной частью Богослужения? Хотелось бы узнать более подробное объяснение возжигания и тушения свечей во время Всенощного бдения. Может быть, имеются книги, где описаны данные функции для пономаря (церковника и т.п.)?
Спасибо! И да хранит Вас БОГ!
Добрый день. Все правила относительно организации Всенощного бдения, тушения свечей, открывания и закрывания Царских врат и остального можно найти в Типиконе. На вечерней службе свечи тушатся только на чтении Шестопсалмия, все остальное время они горят. Если служащие храма их и тушат, то это не элемент богослужения, а просто замена сгоревших свечей на новые или освобождение места, чтоб другие люди могли также поставить свечи на подсвечники. Что касается света в храме, также в Типиконе можно найти указания на возжегание и тушение паникадила — при открытии Царских врат оно загорается, при закрытии выключается.
Ну если свеча моя Богу не нужна — то зачем мне её в храме продают?
Добрый день. По большому счету, Богу вообще от нас ничего не нужно, кроме искреннего сердца, открытого для Него. Но вот только мы на подобное не способны. И все внешние выражения нашей веры, все богослужения, обряды, молитвенные правила, свечи, лампады и прочее нужны, прежде всего, не Богу, а нам самим. Это для нас важны символы, для нас важна внешняя сторона духовной жизни, потому что так хоть немного пробуждается наша внутренняя духовность. Горделиво отрицая вне внешние проявления православия, мы сами лишаем себя пути ко спасению. Свеча — это символ нашей веры. Зажигая ее, мы символично показываем, что как горяч огонь, так же и наша вера горяча. По крайней мере, надо стремиться, чтобы была горяча. Также свечи имеют и чисто практический смысл — это жертва храму. Очень сложно многие христиане воспринимают тему денег в храмах, но нужно понимать, что в современном мире все стоит денег. И если мы хотим ходить в красивые теплые храмы, где чисто, поет красивый профессиональный хор — мы должны жертвовать на содержание этого всего. И покупка свечей — наименьшее, что можно сделать.
Тем не менее, если человек приходит помолиться в храм и по какой-то причине не ставит свечи, это не означает, что его молитва будет не услышана. Напротив, сейчас очень часто можно увидеть какое-то сверхзначение церковных свечей. Некоторые люди забегают в храм, покупают целую пачку свечей, быстренько обходят храм по периметру, расставляя свечи, и тут же уходят. Ни в общей молитве, ни в богослужении они не участвуют, не говоря уже об Исповеди и Причастии. Но думают, что сделали важное дело, поставив много свечей. Конечно же, в таком отношении покупать и ставить свечи бессмысленно.
Как устроен храм: почему на службе иногда выключают свет?
Лампы и свечи в храме — это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос — главный светильник храма? О том, что символизирует свет в храме, рассказывали протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов.
Покаяние и ликование
Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи. Объясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: «Всенощное бдение — это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида. На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте — так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы. И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило — главный светильник храма — со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания. По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово “полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как “многомаслие” — “много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: “Яко в век милость Его. Аллилуия”». До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады. Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника. Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – “Величит душа моя Господа”. Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».
На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия — самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. — По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь. Если мы служим всенощную с восьми вечера — у нас так было в храме — и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы — это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш». Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная». Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, — рассказывает архитектор Андрей Анисимов, — это древняя форма главного светильника в храме. Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, — это красота, фейерверк, праздник, ликование».
Тот, Кто приводит свет
По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы. «Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола. Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя. И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены. Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.
Второй источник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, — уточняет Андрей Анисимов, — древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря. Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму — к югу».
Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов. — Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма. После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, — в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить. Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении». На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время. Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному — от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски. “Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами. А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».
Свечка или лампочка?
Паникадило или хорос — главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке. Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, — объясняет прот. Сергий Правдолюбов. — Зажженное паникадило — знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».
Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас — ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.
Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад — храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины. Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы. Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами — если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические “свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами. Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».
Фото Андрей Радкевича и из архива Андрея Анисимова
[27.09.2016] Почему на Шестопсалмии гасят свечи?
Из материалов Воскресной школы для взрослых
Каждый, кто регулярно приходит в храм на вечернее богослужение, знает, что в нем есть один особенный момент, таинственный и строгий. После вечерни, в самом начале утрени, после ангельского славословия («Слава в вышних Богу, и на земле мир…») все вдруг стихает. В храме гасятся верхний свет и свечи. Царские врата закрыты; священники в алтаре. На середину храма выходит чтец и при единственной свече, которая у него в руках, читает Шестопсалмие.
ВОПРОС: Что такое ШЕСТОПСАЛМИЕ? Зачем во время Шестопсалмия гасят в храме свечи?
Перед Шестопсалмием необходимо затушить свечи, оставив лишь мерцание лампад. Причем тушить их следует не во время чтения, а до его начала. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришёл на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.
Чтение Шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.
Необходима глубокая тишина, чтобы ничто не отвлекало молящихся во время чтения Шестопсалмия. Ведь известно, что Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. А крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме.
ВОПРОС: Какое символическое значение Шестопсалмия?
ОТВЕТ: Это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Смирение и покаяние должно сопровождать весь жизненный путь православного христианина, потому Шестопсалмие читается каждый день в течение года, за исключением Светлой седмицы.
Чтение первой половины Шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.
ВОПРОС: Зачем священник выходит из алтаря во время Шестопсалмия?
ОТВЕТ: В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.
ВОПРОС: Что читает священник во время Шестопсалмия?
ОТВЕТ: Священник во время чтения Шестопсалмия читает пред Царскими вратами 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. Он напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе
В церковном Уставе об этом написано следующее: «Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Читать Шестопсалмие, согласно Уставу, следует «не борзяся», то есть ровно, внятно, чувствуя ответственность момента.
ВОПРОС: Что делать мирянину во время Шестопсалмия?
ОТВЕТ: Надо помнить, что во время чтения необходимо соблюдать тишину и стоять прямо и благоговейно. Шестопсалмие — не только плач пред Богом, но и непосредственное Ему предстояние, поэтому нельзя ходить по храму и отвлекаться.
ВОПРОС: Каков смысл Великой Ектении после Шестопсалмия?
ОТВЕТ: Его смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.
Занятия проводятся по воскресениям в трапезной Прихода во имя святого страстотерпца царя Николая после Божественной Литургии.
Храм Пресвятой Троицы г. Эрланген
ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ? И ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ГАСЯТ СВЕЧИ?
Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Какой духовный смысл в выбранных псалмах?
Почему на шестопсалмии не крестятся?
Почему не кладут поклонов?
Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда?
Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия?
Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?
Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду.
Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.
Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.
Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами. Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.
Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».
«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский. Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.
Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая«говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.
Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие?
Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие?
Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.
В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом. В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову.
Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»