ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ с ЖИВОТНЫМИ Охота Цирк Дельфинарий океанариум Зоопарк Бои Коррида Конный спорт Фотографирование с животными Рыбалка Живые игрушки Артсадизм Реклама Видео Сайты
О нас Наши принципы Как нам помочь? Вкусное предложение: Веганская кухня Условия использования информации Волонтерский отдел Часто задаваемые вопросы Вестник Виты Цитаты Календарь Как подать заявление в полицию Форум Контакты
ПОИСК НА САЙТЕ:
№ нашего кошелька: 41001212449697
№ нашего кошелька: 263761031012
Листовки Формат А5, zip/doc. 900Kb
Формат А5, zip/doc. 1,2Mb
Андрей Тарковский: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо.
О малоизвестных эпизодах на съемках фильма «Андрей Рублёв» и других картин рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова
— Р ассказывают, что, когда во Владимире шли съемки “Андрея Рублева”, вы конфликтовали с самим Тарковским?
А вот другую не менее жуткую сцену из фильма вырезали. Но я-то помню, как все это было. На обрыве у южного фасада Успенского собора соорудили деревянные укрепления. Начали снимать сцену штурма Владимира. Русский всадник на лошади скакал вдоль укреплений, взлетал по настилу на всей скорости, и татарин (в его роли был рабочий с Владимирского мясокомбината) подкрался и одним ударом ножа рассек шею лошади. Из огромной раны хлынула кровь, лошадь в агонии бросилась на камеру. Тарковский и я инстинктивно отпрянули в сторону, а оператор Вадим Юсов продолжал съемку. Лошадь рухнула у его ног.
Кира Муратова: [. ] М не нравились огромные части его фильмов, некоторые фильмы — целиком. Мне всегда не нравилось в Тарковском то, что я должна была посмотреть его фильм дважды — для того чтобы отсечь те вещи, которые мне претят. Я не люблю, всегда не любила в нем его любование своим страданием. Он всегда страдалец номер один во Вселенной, и это главное его свойство. «Ах, никто из вас не умеет страдать так, как умею я!» Это мне всегда казалось немного смешным, именно смешным. [. ] Я считаю, что каждый ищет свои страдания и находит в них наслаждение. Просто это наслаждение очень специфическое, свойственное данному существу, данному типу существ. Если доводить до предела, до крайности, до абсурда, я вам скажу, что Жанна д’Арк получила удовольствие от того, что ее сожгли на костре. Конечно, уже когда она горела, она не получала удовольствия. Но она же к этому шла, она знала, что этим кончится, она этого хотела, понимаете? Ее суть, ее организация — сумасшедшая, маниакальная — была такова. И у каждого есть нечто, свойственное ему, а другой говорит: «Ну как же вы это выносите? Я бы на вашем месте. » А ты не можешь на его месте! У него свое место, и он к нему прилип, привязан, и это он и есть! Вот такая штука. Что касается того, с чего я начала. Я не люблю путать жизнь и искусство. Я многажды слышала, что Тарковский сжег корову. Думала — разговоры, сплетни. Но вот недавно показали по телевидению фильм о Тарковском. И я увидела этот кадр, который не вошел в «Рублева»: бегущую, горящую, как каскадер, корову. Тарковский для меня перестал существовать. Всё. Больше мне нечего сказать.
Кира Муратова: «То, что называется „кич“ или „безвкусица“, мне не чуждо». Записал Дмитрий Десятерик. «Искусство кино». январь 2005 года. №1. http://kira-muratova.narod.ru/int0004.htm
П оследняя точка в этом сюжете была поставлена в 1990 году, когда я побывал в столице Австралии Канберре, где был приглашён на обед к нашему послу Самотейкину. Его фамилия была мне знакома: до Австралии Самотейкин числился в помощниках у Брежнева.
Мы трое – посол с женой и я – сидели на прохладной веранде, отделанной эвкалиптовым деревом, и вели ничего не значащие светские разговоры. За окнами веранды в зарослях колючего кустарника верещали какие-то австралийские птахи. Жена посла вспомнила про знаменитые советские фильмы её молодости – «Калину красную», «Место встречи изменить нельзя», ну и, конечно, «Андрея Рублёва». И тут я рассказал им про сгоревшую корову и спросил бывшего помощника генсека: слышал ли он об этом. Самотейкин развёл руками: – Была ли сожжена корова? Конечно, была. Я сам занимался этой историей, жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал, чтобы в газеты история не попала. А у Тарковского были ещё кадры, в которых лошадей с колокольни сбрасывали. Для того чтобы передать колорит эпохи. Ну, лошади, конечно, и ноги ломали. правда, эти кадры в картину не вошли. То ли сам режиссёр не решился, то ли отсоветовали ему.
Тишина. Воспалённый простор. Здесь на съёмках «Андрея Рублёва» этим летом решил режиссёр, чтобы в кадре сгорела корова, чтобы зритель смотрел трепеща.
И животное взглядом безвинным Вопрошало, тоскливо мыча, – для чего обливают бензином. Хоть бы ящур, а то фестиваль, безымянная жертва искусства, первый приз. Золотая медаль.
Станислав КУНЯЕВ. В КАДРЕ АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. Литературная Россия. Архив : №47. 25.11.2005 http://www.litrossia.ru/archive/173/kino/4296.php
Николай БУРЛЯЕВ, актер и режиссер, народный артист России:
«С топором, на ватных ногах» (из интервью Маргариты Тереховой)
— А КАК было с Тарковским? Вы и его исправляли? — Когда снимали «Зеркало», Тарковский, доверившись мне, поменял финалы трёх сцен. Андрей Арсеньевич никогда не давал актёрам заранее читать сценарии, и, когда в день съёмок выяснилось, что я должна в кадре рубить голову петуху, у меня был шок. Я до последнего момента надеялась, что это шутка. Когда поняла, что рубка неизбежна, стала бросаться за помощью к маме и папе Андрея, которые присутствовали на площадке и сами играли в фильме. И вот… «Куриный эшафот» уже передо мной, свет выставлен, рядом дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: «Вы правда не будете их рубить?» «Правда», — отвечаю. Это услышал Тарковский и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): «Как это ты не будешь?! А что с тобой будет?!» «Меня стошнит, Андрей Арсеньевич», — говорю. «Очень хорошо. Снимаем!» Я встала и, уходя на подгибающихся ногах, говорю ему: «И вообще я считаю, если снял фильм «Андрей Рублёв», больше ничего снимать не надо!» Тогда Тарковский меня догнал и сказал: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм…» Дальше мы с ним много говорили. В итоге рубить голову он меня не заставил. Ограничились криком петуха, перьями и крупным планом моего потрясённого лица, этот кадр после был опубликован в итальянской киноэнциклопедии.
Н а все нападки режиссёр отвечал примерно так: вы каждый день едите сожженных коров и ничего. Я же сжёг одну, чтобы показать в каких варварских условиях человек жил и писал иконы. http://libra.kiev.ua/phorum/viewtopic.php?p=1124&sid=5dc6c0375464ca8fcf0eccea6de4fc37#1124
«В газете «Вечерняя Москва» от 24 декабря 1966 года была опубликована статья, где обсуждался случай с коровой и критиковалась жестокость кинематографистов, хотя ни имя Тарковского, ни название фильма в ней напрямую не упоминалось. В ответ Тарковский назвал статью в «Вечерней Москве» «инсинуацией», «чудовищной по своей несправедливой тенденциозности», расценив её публикацию как «травлю», и отметил, что лошадь была взята со скотобойни и все равно вскоре была бы умерщвлена, а корова была накрыта тканью из асбеста и не пострадала. То же самое утверждает и директор картины Тамара Огородникова — по её словам, корова была накрыта асбестом и не горела, «я присутствовала на съемке, и все это было при мне». Однако Алиса Аксёнова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на территории которого происходили съемки фильма, отметила, что не надо «лукавить» и подтвердила, что корова действительно была сожжена заживо. Референт Брежнева Евгений Самотейкин в разговоре со Станиславом Куняевым на вопрос «Была ли сожжена корова?» ответил, что «конечно, была». По его словам, он сам занимался историей с коровой, «жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал, чтобы в газеты история не попала». Самотейкин также рассказывал, что у Тарковского были кадры, где лошадей сбрасывали с колокольни и лошади, падая, ломали ноги.
Информация о сожжении живой коровы вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Так, Кира Муратова заявила, что когда-то ей нравились фильмы Тарковского, но после этого эпизода Тарковский перестал для неё существовать. Режиссёр Юрий Мамин назвал сожжение коровы «крайней жестокостью» и сравнил Тарковского с Раскольниковым, который «считал, что некоторым людям позволено перейти закон». Поэт Станислав Куняев посвятил убийству коровы стихотворение «Владимирское шоссе». Однако по мнению актёра Николая Бурляева жестокость Тарковского по отношению к животным была оправданной, она «диктовалась художественными задачами», так как «нужно показать жестокость, чтобы подвести зрителя к осознанию ее бессмысленности».»
Интервью с режиссером Кирой Муратовой:
«Я не люблю путать жизнь и искусство. Я многажды слышала, что Тарковский сжег корову. Думала — разговоры, сплетни. Но вот недавно показали по телевидению фильм о Тарковском. И я увидела этот кадр, который не вошел в «Рублева»: бегущую, горящую, как каскадер, корову. Тарковский для меня перестал существовать. Всё. Больше мне нечего сказать.»
Тарковский урод, а оправданной была бы жестокость Тарковского к актеру Николаю Бурляеву. Бурляева сбросить с колокольни, Тарковского облить бензином и поджечь. Обосновать диктатом художественных задач.
Правда ли, что Тарковский во время съёмок фильма «Андрей Рублёв» заживо сжёг корову?
Распространено убеждение, что на съёмках «Андрея Рублёва» режиссёр жестоко обращался с животными, в частности сжёг живую корову. Мы проверили, какие есть аргументы в поддержку этого утверждения.
Впервые о якобы сожжённой корове стало известно ещё до окончания съёмок, которые проходили с сентября 1964 по ноябрь 1965 года в Пскове, Суздале и нескольких других исторических городах Центральной России. В сентябре 1965 года в редакцию газеты «Известия» поступило письмо от профессора Латвийского университета Натальи Темниковой. Она со ссылкой на «добрую знакомую из Владимира» сообщила: во время съёмок кинематографисты «обливают живую корову керосином и зажигают, представьте себе, как животное мучается, бегает в огне, мычит. То же делают и с лошадьми». Началось разбирательство, и обвинения прокомментировал директор Шестого творческого объединения Данильянц: «Была снята выбежавшая из горящего хлева корова, охваченная пламенем. Для этой цели была взята одна корова, сданная после съёмки на бойню. В настоящее время съёмочной группе мною дано указание в дальнейших съёмках такого рода использование животных ни в коем случае не допускать». Как именно была снята эта сцена и поджигали ли корову живьём, Данильянц не уточнял.
В конце 1966 года в Москве прошли предпремьерные показы уже готового фильма, в том числе для журналистов. 24 декабря в газете «Вечерняя Москва» появилась статья под названием «…И запылала корова», в которой автор сообщал, что «по требованию постановщика» во время съёмок некой картины заживо сожгли животное. Ни название фильма, ни имя режиссёра, ни какие-либо другие подробности, очевидно указывающие именно на эту работу Тарковского, в тексте не упоминаются. Позднее информацию о сожжённой заживо корове подтверждали директор Владимиро-Суздальского заповедника Алиса Аксёнова и референт Брежнева Евгений Самотейкин, который якобы «сам занимался этой историей, жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал, чтобы в газеты история не попала…».
Ещё одно косвенное подтверждение есть в книге Соломона Волкова «Свидетельство», которая представляет собой воспоминания композитора Дмитрия Шостаковича (хотя многие исследователи серьёзно сомневаются в их подлинности). В этой книге есть такой фрагмент: «Талантливый режиссёр, молодой человек, снимая фильм, решил, что в нём необходима корова, охваченная огнём. Но никто не желал поджечь корову — ни помощник режиссёра, ни оператор, никто. Тогда режиссёр сам облил корову керосином и поджёг. Корова носилась с мычанием, как живой факел, а они её снимали». С Тарковским и «Андреем Рублёвым» эту историю связал сам Волков в примечании к этому утверждению.
Режиссёр понимал, что из-за распространяющихся слухов картину могут не допустить до проката, и поэтому старался их опровергнуть. Публикацию в «Вечерней Москве» Тарковский назвал инсинуацией, а в письме председателю Комитета по делам кинематографии при Совете министров СССР пожаловался, что его ответ газета отказалась публиковать. В феврале 1967 года в интервью Александру Липкову режиссёр заявил: «Мы не сжигали корову, она была покрыта куском асбеста». Негодование из-за подобных обвинений Тарковский высказывал и позднее, когда ему припоминали эту историю.
Позицию Тарковского разделяет и директор картины Тамара Огородникова. В беседе с кинокритиком Майей Туровской она назвала историю с сожжённой заживо коровой «совершенно надуманной». «В то время как мы снимали один из эпизодов татарского нашествия у Владимирского собора, приехала туда группа с Центральной студии документальных фильмов и попросила у меня разрешения снять наши съёмки. Я сдуру разрешила, они сняли как раз этот эпизод с коровой, и с этого всё пошло. На самом деле всё было элементарно. Нужно было, чтобы по двору металась горящая корова; её накрыли асбестом, обыкновенным асбестом, а сверху подожгли. Она, естественно, испугалась и стала бегать, что и нужно было. Ну, разумеется, корова не горела — я присутствовала на съёмке, и всё это было при мне. Вы же смотрите картины, там не то что корова — люди горят, но вам не приходит в голову, что их по-настоящему сжигают; это нормальное кино», — пояснила Огородникова. Статью в «Вечерней Москве» и слухи она связала с нежеланием некоторых людей допустить фильм к прокату.
Таким образом, существуют доводы в поддержку двух основных версий: корову сожгли заживо или корову накрыли асбестом и подожгли уже «накидку». Свидетельства из первой группы сложно счесть надёжными: их авторы не присутствовали непосредственно при съёмках этой сцены, многие из них опираются на рассказы третьих лиц или вовсе ни на чём не основываются. Этих недостатков лишены доводы об асбестовой «накидке», высказанные в первую очередь непосредственно участниками съёмок «Андрея Рублёва». При этом достоверно подтвердить эту версию невозможно, а Тарковский и его соратники в этой ситуации, очевидно, заинтересованная сторона и стремились добиться допуска фильма на экраны.
Кинооператор Вадим ЮСОВ: «Животные на съемках «Андрея Рублева» действительно пострадали, но надо же понимать, откуда их привели — с бойни. Корова горела, наверное, получила ожоги, но ушла с площадки своими ногами, а лошадь забивал специалист с мясокомбината»
«АНДРЕЙ БЫЛ ОЧЕНЬ ДОВЕРЧИВЫМ И ВНУШАЕМЫМ. ЕМУ ВСЕ ВРЕМЯ ЧТО-ТО НАШЕПТЫВАЛИ, А ОН ВЕРИЛ»
— Вадим Иванович, как вы, уже будучи известным оператором, попали в съемочную группу Андрея Тарковского?
Вадим Юсов: «Я сразу понял, что хочу работать с Андреем»
— Вы уже тогда почувствовали, что Андрей Арсеньевич необыкновенно одарен?
— И как вам работалось с дебютантом?
Можно сказать, что я являлся его единомышленником: как оператор обязан был учитывать его желания, замысел. Режиссер знает, как все должно выглядеть на экране, но не всегда понимает, как это может быть реализовано, и тут именно оператор должен помочь. Я имею в виду не работу с актерами, а образное картинно-экранное построение.
— Почему же после «Андрея Рублева» вы от Тарковского ушли?
Родители режиссера — Мария Ивановна Вишнякова и Арсений Александрович
— Ее уже нет в живых, поэтому не стоит ворошить прошлое. Впоследствии, когда мы с ним обсуждали эту тему, я у него спрашивал: «Андрей, неужели ты мог всерьез поверить в то, что я желаю тебе зла?!». Но он только смущенно пожимал плечами.
Поэт Арсений Тарковский с сыном Андреем, 1934 год
«ЧИНОВНИКИ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ТАРКОВСКИЙ СНИМАЛ ФИЛЬМЫ О ЛЕНИНЕ»
— Какие воспоминания сохранились у вас о годах совместной работы с Андреем Арсеньевичем?
С оператором Вадимом Юсовым. «Андрей был послушным! А еще ранимым, ищущим, сомневающимся. У нас на протяжении всех четырех картин вообще не было конфликтов человеческого плана»
Кадр из фильма «Андрей Рублев», 1966 год
В те времена такая техника была еще в диковинку, поэтому, наверное, никто толком не знал, как с ним обращаться, и меры безопасности не соблюдались.
— А где снимали «Андрея Рублева»?
Со второй женой Ларисой Кизиловой и сыном Андреем
— Декорации, построенные для «Соляриса», даже сейчас, во времена компьютерных технологий, производят впечатление.
Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский во время работы над сценарием «Андрея Рублева»
Он очень много сделал для того, чтобы получилось все, что мы видим на экране: старт ракеты, внутренности космической станции. Использовались во время работы над картиной и комбинированные съемки, автором которых был мастер этого дела Василий Петрович Севастьянов, к сожалению, тоже покойный.
С Николаем Бурляевым и Анатолием Солоницыным на съемках «Андрея Рублева»
— Многие не могут простить Тарковскому того, что на съемках он жестоко обращался с животными. Неужели без этого нельзя было обойтись?
С Маргаритой Тереховой, рабочий момент, «Зеркало», 1974 год
— Бытует мнение, что жизнь Андрею Тарковскому укоротили преследования со стороны советской власти. Вы разделяете такую точку зрения?
С Александром Кайдановским на съемках «Сталкера», 1979 год
С Федерико Феллини. «Я бы не сказал, что за границей Андрею удалось сделать что-то новое»
— Кто платит, тот и заказывает музыку.
С Микеланджело Антониони. «Тарковский уезжал из страны в надежде избавиться от трудностей и проблем, но не учел того, что на новом месте у него появятся новые трудности и проблемы»
— Разумеется. Сегодня, когда в роли «кошельков» выступают богатые люди или какие-то продюсерские группы, уговоры тем более бесполезны. Ныне идеологические установки не такие строгие (нет ограничений на жестокость, вульгарность, откровенность вплоть до порнографичности), зато есть определенные требования, которые надо соблюсти, иначе тебе не дадут денег на твою работу. Делать то, чего твоя левая нога хочет, ни тогда было невозможно, ни сейчас.
«ЗАГРАНИЦА В ТО ВРЕМЯ ДЛЯ ВСЕХ БЫЛА ПРИТЯГАТЕЛЬНА, И АНДРЕЙ НЕ СТАЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ»
— И все-таки Андрей Арсеньевич отчаянно рвался за рубеж. Он получил там ту свободу, без которой задыхался здесь?
Что касается картин, которые он снял там, то они мне так же понятны и близки, как «Зеркало» и «Сталкер», которые я не снимал, хоть Андрей на это и рассчитывал. Во всех его картинах, где бы они ни были сняты, присутствует режиссер и человек, которого я люблю. Наверное, поэтому я вижу и чувствую то сокровенное в его работах, что другим недоступно. И не потому, что я умнее и чувствительнее других, просто хорошо знал Тарковского. Но я бы не сказал, что за границей ему удалось сделать что-то новое.
— А как к Тарковскому относились его знаменитые коллеги?
— Не погрешу против истины, если скажу: они считали за честь с ним познакомиться. Например, когда мы снимали в Токио город будущего для «Соляриса», к нам в гостиницу «Жемчужина», что неподалеку от российского посольства, приходил Акира Куросава. Он сам захотел встретиться с Тарковским, и, хотя организовать это по тем временам было непросто, сотрудники посольства все устроили.
— Помните свою последнюю встречу с Тарковским?
Спустя пару лет я приехал в Рим. Андрей в то время был уже невозвращенцем и очень боялся, что его силой вернут в Советский Союз. Поэтому люди, которых я попросил связать меня с ним, ответили, что это нереально. Тогда я сказал: «Позвоните его бывшему продюсеру, сообщите, в каком отеле я остановился, и скажите, что в такое-то время я буду ждать его звонка».
Андрей таки позвонил. Я чувствовал: он опасается того, что наш разговор могут прослушивать. Его возвращения в страну мы не касались. Он говорил, что доволен своим пребыванием на Западе, хотя, похоже, особого счастья не испытывал. Тарковский уезжал из страны в надежде избавиться от трудностей и проблем, но не учел того, что на новом месте у него появятся новые трудности и проблемы.