зачем таджики женятся на русских девушках
«Девушек меняют часто — клиентов у них много» Какую любовь ищут и находят таджикские мигранты
В России живет и работает около 800 тысяч таджикских мигрантов, но об их личной жизни известно мало. Последние 12 лет социолог, эксперт РСМД руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане Саодат Олимова изучала сексуальное поведение работавших в России таджиков и его связь со вспышкой эпидемии ВИЧ/СПИД в республике. Она рассказала «Ленте.ру», как мигранты покупают дешевую любовь в России, почему приезжие совершают сексуальные преступления и что делать, если ты полтора года работаешь на лесоповале в окружении одних лишь мужчин.
Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен
«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?
Олимова: Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.
Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?
Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера — как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант — в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.
Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.
Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?
Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в министерстве здравоохранения обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.
Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?
Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик — это уже почти социальный статус.
Изнасилования считаются случайными связями
Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?
Обычно сутенерши договариваются с прорабами и приводят на объекты несколько женщин. Видимо, такая схема хорошо организована и давно применяется. Девушек меняют часто — клиентов у них много, условия работы очень тяжелые.
Во второй раз я наблюдала, как на стройке стоял микроавтобус, в котором девушки обслуживали строителей. Скорее всего, такие услуги стоят недорого.
А что тогда понимается под случайными связями?
Например, таджики ремонтируют загородные дома и дачи, и к ним приходят местные девушки. Люди могут быть знакомы день-два.
Случайные связи более характерны для работников транспортного сектора. Это таксисты, водители-дальнобойщики. Среди них доля вступающих в случайные связи значительно больше, чем в других сферах.
Почему это стало частым явлением?
Отчасти изменился поток мигрантов. После кризиса 2008 года заметно увеличилась доля совсем молодых людей — до 25 лет. Они не всегда обдумывают поступки и иногда действуют импульсивно. Хотя сейчас доля молодежи снижается вместе со снижением численности трудовых мигрантов в России.
Преступления на сексуальной почве входят в число таких случайных связей?
Скорее всего, из этих 22 процентов часть может быть изнасилованиями. Но не думаю, что это рядовое явление. Такие преступления совершаются — в том числе таджиками — по нескольким причинам. Во-первых, это молодые мужчины без жен. У них нет возможности найти партнершу, так как часто они изолированы от общества. Это маргинализирует их. В армии, например, раньше давали бром. А тут все это превращается в агрессию.
Во-вторых, существуют культурные различия. То, что нормально для россиянок, таджиками считывается как сигнал о доступности или даже как призыв. В Таджикистане девушки не ходят в открытой одежде, не вступают в разговор с мужчинами, и — самое главное — не выпивают с ними. Нужно достаточно много времени, особенно молодым, чтобы они поняли, что и как принято в России.
Взаимовыгодные сексуальные отношения
Вы также изучали феномен сожительства мигрантов. Как выглядят эти отношения?
Более 11 процентов наших респондентов сказали, что они живут с подругой и ведут с ней общее хозяйство. Такие истории чаще всего начинаются с деловых отношений: сначала они вместе работают, а потом как-то само собой получается, что люди снимают квартиру и начинают жить вместе.
Обычно в одной квартире проживает несколько пар — это могут быть три-четыре пары в двухкомнатной квартире.
То есть с русскими женщинами отношения случаются редко?
Они бывают и с русскими девушками, но чаще всего «подругами» таджикских мигрантов становятся работающие рядом с ними мигрантки из других стран — с Украины, из Молдавии или Казахстана или россиянки, приехавшие из регионов. Всех их объединяет совместный мигрантский бизнес — строительство или торговля.
Их отношения похожи на семейные?
Таджики относятся к этим женщинам не как к женам, которых нужно обеспечивать, а как к равноправным партнерам, компаньонам. Поэтому они часто делят бюджет и уважительно относятся к своей партнерше. В то же время они не несут ответственность за эту женщину. Изначально сожительство имеет временный характер и не предусматривает рождения детей.
Презерватив — это стыдно
Как мигранты относятся к средствам контрацепции?
Получается, виноваты женщины?
Связь ВИЧ/СПИД и миграции — это общая проблема для всего мира. Мобильность всегда тянет за собой расширение сексуальных связей и их краткосрочность. При этом люди не понимают, что презерватив — это важно и совсем не стыдно, у них нет навыков безопасного секса, никто их этому не научил. Поэтому виноваты скорее оба партнера, а также государства, которые должны информировать своих граждан.
В работе Натальи Зотовой и Виктора Агаджаняна говорится, что среди представительниц Центральной Азии таджички предохраняются чаще других и реже заболевают половыми инфекциями. Это так?
В принципе, я согласна с их выводами. Дело в том, что среди таджичек на заработки почти всегда едут женщины старше 35 лет — или вдовы, или разведенные. Это взрослые женщины — они понимают, что делают.
Конечно, они стараются установить долгосрочные отношения. 40-летние женщины спонтанных глупостей не делают. Но они далеко не всегда могут заставить партнера пользоваться презервативом и соглашаются на его условия.
Жене лучше ни о чем не спрашивать
Среди ваших респондентов были мужчины, которые завели детей в России?
Нечасто, но бывают. В этом случае появляется целый клубок проблем. Мигранту нужно каким-то образом этого ребенка легализовать, чтобы он носил его фамилию. Например, через брак. В итоге начинаются сложности с женой в Таджикистане, разводы и одновременно попытки сохранить обе семьи в разного вида браках — официальном и шариатском.
Они приезжают на родину и просто ставят жену перед фактом?
Могут и не сказать. Но чаще сообщают родителям о появившихся в России внуках, а там информация и до жены дойдет. Тем не менее жены зачастую мирятся с появлением другой семьи.
Отъезд мужа на зарубежные заработки для таджикской женщины — это самая настоящая трагедия. Его все время нет, завести любовника невозможно, всегда где-то рядом свекровь, золовка и другие родственники. Жены ждут мужей годами. Лишь бы муж вернулся, хоть какой — и то хорошо.
Он приедет с детьми и заболеваниями, но все равно ему будут рады?
Конечно. Она работает с утра до вечера в поле, смотрит за детьми, ухаживает за его родителями. Но она знает, что муж отправился в другую страну много и тяжело работать, чтобы обеспечить ее и детей всем необходимым.
Есть ли среди мигрантов какая-то мужская солидарность, когда они возвращаются домой? Например, доходят ли до жены слухи о сексуальных похождениях мужа?
Насколько я знаю, они все молчат, как партизаны. Мужчины находятся примерно в одинаковом положении и не слишком распространяются о жизни в миграции.
При этом на территории России в мигрантских группах обычно есть старший, авторитетный мигрант, который за всех несет ответственность. Если кто-то попал в беду, заразился ВИЧ или ИППП, то в Таджикистане считают, что виноват старший, который не доглядел.
Когда мужчина возвращается в Таджикистан, у него остаются какие-то закрепленные в России сексуальные привычки?
Они привозят на родину не только деньги, но и новый опыт сексуальных отношений, новые представления о дозволенном и запретном, однако большинство из них — 78 процентов — возвращается к принятым на родине социокультурным нормам. То, что было в России, осталось в России. Остальные по возвращении реализуют сложившиеся в России модели поведения.
А как матери относятся к тому, что их сын может изменять своей супруге?
Матери посылают своих сыновей в очень опасное и трудное путешествие, поэтому им все прощается. Внебрачные связи — это то, что сопутствует зарабатыванию денег в другой стране. Общее мнение таково: вернулся живой и с деньгами — уже хорошо. И лучше больше ни о чем не спрашивать.
Получается, что за последние 15 лет единственное, что позаимствовали мигранты в России в интимной сфере, это половые инфекции?
Наши исследования показывают, как с годами меняются сексуальные практики — «правила игры» и этические нормы, легализующие ранее «недопустимое» (внебрачные сексуальные связи, употребление запрещенной еды, нарушения брачного поведения).
Одновременно происходит формирование новых устойчивых моделей сексуального и брачного поведения мигрантов в рамках адаптации к российской действительности. Постепенно формируются неявное социальное признание вторых браков на выезде, нейтральное отношение к сожительству и временному партнерству. Таким образом границы дозволенного расширяются, становятся подвижными, однако ориентация на социокультурные нормы, действующие на родине, сохраняется.
Тем не менее под влиянием масштабной трудовой миграции происходит неявное расширение диапазона сексуальных практик и отношений в таджикском обществе в целом. Этот процесс рассматривается социумом как разрушение традиций, упадок нравственности, поэтому возникают дискуссии о полигамии, брошенных женах и детях, разводах по телефону, гостевом браке. С моей точки зрения, это отражает процесс изменения сексуальной и семейно-брачной этики. Следует признать, что сексуальные практики таджикских мигрантов в России являются частью механизма адаптации к условиям миграции и к принимающему обществу.
«Лента.ру» выражает благодарность Российскому совету по международным делам за помощь в подготовке интервью
Какие цели преследуют таджики, женясь в России на русских женщинах
Сколько сейчас в России находятся таджиков? На этот вопрос вряд ли кто сможет дать точный и правильный ответ. Если исходить их официальной статистики, то таджиков в России 1200000 человек, но это только те, кто официально зарегистрирован. Я больше чем уверен, что эта цифра намного больше, с учётом таджиков, находящихся в России на «птичьих правах».
А что ещё остаётся делать мужскому населению Таджикистана, если на родине у них нет работы, они не могут заработать денег, что бы прокормить семью.
Часть этих таджиков, которые приехали надолго, имеют цель охмурить какую-нибудь русскую женщину и вступить с ней в брак, а ещё лучше сделать ребёночка.
Здесь стоит обратить внимание, что в России у таджиков таким образом получается вторая семья. Первая же осталась в Таджикистане, и таджикские жёны знают о второй семье своих мужей в России, и ропотно этому подчиняются. Ведь если сказать что-то против, то останешься без денег, и муж перестанет для прокорма семьи их присылать.
Вот так и живут. В принципе, этого стоит ожидать. Ведь до сих пор в Таджикистане браки заключаются ради выгоды, а не по любви. Продолжают родители за детей выбирать, кто кому будет муж, а кто кому жена.
Мужчины таджики, которые в России создают вторые семьи, абсолютно спокойно говорят об этом своим таджикским жёнам. И эти жёны не уходят от родственников, бросившего их мужа, а остаются с ними жить, превращаясь чуть ли не в рабынь.
Им просто деваться некуда, они все практически безграмотные, и на работу устроиться, что бы заработать немного денег они не могут, их просто никуда не берут работать.
А женившись на русской женщине, они себе спокойненько обустраивают быт. У них теперь есть жильё, за которое не нужно платить, есть адрес, по которому спокойно можно зарегистрироваться, получить патент и полностью себя легализовать на чужбине. А особо умные и хитрые, ещё и за получением Российского гражданства, по прошествии пяти лет постоянного проживания в России, могут в официальные органы обратиться. И самое что для меня неприятное, ведь не все, но некоторые действительно становятся гражданами России, со всеми вытекающими из этого последствиями. А став гражданином России, и если брак в нашей стране, был не по любви, а по расчёту, то оставляют своих русских жён, просто их бросают.
Хорошо, что всё-таки большинство русских жён таджиков, иногда включают свою голову и не прописывают их на своей жилплощади, а делают лишь временную регистрацию. А те, кто не подумав прописал своего мужа таджика к себе, сталкиваются с огромными проблемами, что бы их выписать, что бы сохранить свою квартиру, не лишиться её. А цифры не радуют. На фоне конечно огромной России 10-12 тыс. таких брошенных женщин, вроде и не так уж и много, но факт остаётся фактом. Чем хуже будет жить в Таджикистане, тем больше у нас в России будет мигрантов, тем больше будет их вторых семей, тем больше будет брошенных русских жён, да ещё и некоторых, которых бравые таджики лишат жилплощади.
Не пора ли задуматься над этим?
Где пригодился, там и поженился. Зачем мигранты повторно заводят семьи на чужбине
Приехав в Россию, мигранты так или иначе меняются. Они начинают по-другому питаться, одеваться, трансформируется даже их поведение. Есть много вещей, которые запрещены на родине, где над человеком довлеет традиционная мораль и мнение окружающих. Например, в каком-нибудь селе очень важно, что о тебе подумает сосед. Но все эти факторы перестают работать в городе, где людей в несколько раз больше, чем, скажем, жителей во всей Киргизии.
Так, в Москве не будут осуждать девушку, надевшую короткую юбку или мужчину, который изменил жене. Скорее всего, этого даже не заметят, а если и заметят – не обратят внимания. И это становится большим соблазном для гастарбайтера, тем более, если учесть, что развлечений у него совсем немного, пишет ИА Фергана
По шариату можно четыре
Как-то я спросила у знакомого мигранта, зачем ему вторая жена? Он смутился и не сразу нашелся, что ответить. Хотя ответ оказался довольно простым. Сам он работает на стройке по 18 часов в сутки и неплохо зарабатывает. Его первая супруга с двумя детьми живет в киргизском селе и следит за хозяйством. Везти ее сюда и содержать здесь выйдет довольно дорого. Во-первых, она плохо знает русский язык, никогда не жила в городе и вряд ли сразу найдет работу. Во-вторых, если она приедет сюда, кто будет ухаживать за его родителями и воспитывать детей? Выгоднее и проще высылать ей деньги.
Откровения вторых жен
Это что касается первой жены. А вторая жена затем, что должен же кто-то быть рядом с человеком.
В большинстве своем миграция из стран Центральной Азии «мужская». На долю мужчин приходится 85% мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, и 62% – из Киргизии. Большинство приезжает в возрасте от 18 до 35 лет, то есть тогда, когда женщина очень нужна даже по физиологическим причинам. Нравственных терзаний они обычно не испытывают, наличие вторых жен объясняют тем, что это разрешено в исламе.
Шухрат (имя изменено) приехал из Кызыл-Кии, городка на юге Киргизии. Ему 50 лет, а в России он работает уже более 10 лет. У него две жены, и обе они знают о существовании друг дружки.
Шухрат считает, что он не виноват в сложившейся ситуации. Он завел вторую жену, после того, как первая отказалась перебираться к нему в Россию.
«В Москве я давно, зарабатываю хорошо, поэтому могу позволить себе снимать квартиру и содержать здесь семью. Первую жену я привез сюда лет семь назад, но она прожила со мной всего месяц. Я водил ее по музеям, вместе ходили на концерты узбекских музыкантов, которые в Москву с гастролями приезжали, развлекал по-всякому. Но ей здесь все равно не понравилось, уехала. Тогда я сказал, что заведу себе вторую жену. Она согласилась».
Президент Узбекистана призвал имамов не совершать обряд никох для вторых жен
После этого Шухрат занялся поисками претендентки на роль второй супруги. Два года встречался с русской женщиной, но она отказалась принимать ислам – пришлось разорвать отношения. Потом познакомился с разведенной женщиной из Узбекистана, на 10 лет моложе его; она живет в Москве с сыном, работает швеей. С ней Шухрат и заключил брак, правда, только по исламским канонам. «Это нормально, – говорит Шухрат, – по шариату мы можем иметь четыре жены». Теперь на троих у них получается пятеро детей: два ребенка от первой жены, еще два от второй и сын второй супруги. А кроме того, есть два своих дома – в Киргизии и Узбекистане.
«А что плохого в многоженстве? – не понимает Шухрат. – Я долго работал прорабом, зарабатывал много, в Москве даже машину купил. И жен своих не обижаю. Одной приобрел квартиру в Ташкенте, для второй дом в Кызыл-Кие построил. Работы много, по разным женщинам ходить некогда, а в Киргизию ездить дорого. У меня много проблем, голова пухнет. А так пришел домой вечером, тебя жена встретила ласково, чувствуешь – половины забот как ни бывало».
Когда Шухрат лишился работы – а в Москве такое с мигрантами бывает часто – его кормила вторая жена. В России, в отличие от стран Центральной Азии, жена не сидит дома. Чтобы иметь возможность снимать жилье и обеспечивать детей тут нужно работать обоим.
Ребенок родился – муж уехал
Вторых жен мигранты обычно ищут на работе, а в последние лет десять – еще и в интернете.
Например, на популярном среди мигрантов из Кыргызстана сайте висит какое-то количество объявлений о поиске «жен по шариату».
«Познакомлюсь с девушкой по законам шариата. Семья есть. Анонимность гарантирую».
«Познакомлюсь с девушками. Мне 40 лет. Устал от одинокой жизни в Москве. Семья в Кыргызстане. Если есть такие же одинокие женщины, звоните. Если друг друга поймем и звезды сойдутся… Пишите на ватсап».
Некоторые женщины соблазняются предложениями, не понимая, что шариатский обряд никох, который подразумевают мужчины, никаких законных прав женщинам не дает и никаких обязательств на мужа не накладывает. Женой она считается до тех пор, пока этого хочет муж.
«Рассказ жены»: как быть женщиной в Таджикистане
Мигранты-мужчины, во-первых, не хотят обременять себя штампами, во-вторых, в России, как и в странах Центральной Азии, многоженство запрещено. Но, чтобы изобразить хоть видимость гарантий, мужчины проводят никох. Необразованным девушкам из регионов это кажется вполне достаточным.
Так, по шариату, «вышла замуж» и Амина. Сначала они с Дильшодом просто встречались в течение года. О том, что он женат и у него в родном Таджикистане уже двое детей, узнала не сразу. Некоторое время они вместе снимали комнату в квартире, потом девушка забеременела. Дильшод, узнав о беременности, обещал не оставить ее одну. В качестве гарантии попросил знакомого муллу прочитать молитву – и пара совершила никох. Ребенок родился, казалось, все было хорошо. Однако в один прекрасный день Дильшод не явился домой… Далеко не сразу Амина узнала от общих друзей, что «муж» ее попросту вернулся на родину.
Жена своя, религия чужая
Миграция возродила в центральноазиатском регионе некоторые обычаи, которые казались уже устаревшими. Молодые люди годами работают за границей, так что невест им стали подбирать матери – по своему усмотрению, конечно. В результате получается, что «живьем» свою будущую жену парень видит только на свадьбе. Приехал домой, женился – и тут же уехал обратно, зарабатывать деньги. Понятно, что особой любви к жене, которую выбрал не он, а родня, мужчина обычно не испытывает, а просто находит себе в России половинку «по душе».
Впервые Мурад приехал в Москву из Ташкента в 25 лет. У молодого человека было высшее образование, он знал два языка, поэтому смог устроиться на хорошую работу в банк. Здесь же, в банке, он однажды познакомился со своей клиенткой, Натальей. У пары завязались романтические отношения. Через два года Мурад расписался с Натальей в московском загсе и повез знакомить с матерью.
Мурад купил билеты на первый же рейс до Москвы и покинул родину. По возвращении в Москву обратился к юристам. Те посоветовали мужчине написать заявление об утере. Для получения нового паспорта он на полтора месяца вернулся в Узбекистан и за это время ни разу не зашел в отчий дом. Спустя еще несколько лет он оформил разрешение на временное проживание в России по браку.
Любовь любовью, а алименты отдельно
Молодой душанбинец женился на российской журналистке. Свадьба наделала много шума
Юрист для мигрантов Валентина Чупик говорит, что, попав в тяжелую ситуацию, вторые жены нередко обращаются за юридической помощью. Однако помочь им в этом случае чрезвычайно сложно.
Вообще, вторых жен можно условно разделить на несколько категорий. К первой относятся русские девушки и женщины из неблагополучных семей, которые в мужчине-мусульманине видят спасение от текущих проблем. Они легко принимают ислам и радуются, что муж-мусульманин не будет пить. Однако они не понимают, что взамен могут возникнуть другие сложности. Да, муж не будет пить, но может начать водить в дом других женщин, потому что мусульманину «разрешены четыре жены».
– Многоженцы – это чаще всего мигранты достаточно высокого социального статуса: они могут высылать деньги на родину и содержать вторую жену в России, – говорит Валентина Чупик. – Конечно, юридическую помощь вторым женам оказать практически невозможно. Женщина думала, что будет так, а оказалось совсем по-другому. Но для закона важна юридическая и фактическая сторона дела, а не то, что кто-то там думал. А суть дела состоит в том, что женщина сама согласилась быть второй женой. Ее не смущало, что первая живет в далеком таджикском селе. И вдруг выясняется, что может быть и третья жена, и четвертая, которых муж селит прямо тут, у тебя под носом. Поводом может быть то, что вторая жена, например, родила ребенка и растолстела. А может и вовсе не быть никаких поводов, просто захотелось. И если второй жене что-то нравится – пусть забирает вещи и уходит.
Еще одна категория вторых жен – это женщины, которым быть вторыми не понравилось. После развода они хотят претендовать на алименты.
Кыргызстанка просит президента узаконить многоженство
– Таким приходится объяснять, что официально развестись не получится, так как они не были замужем, а просто сожительствовали, – продолжает Чупик. – По канонам международного права никох не является браком, потому что он допускает союз не двух людей, а большего количества, а это уже не считается семьей. Поэтому алиментов тоже никаких не предвидится. Тем более, что при подобных браках в графе «отец» стоит пробел. Бывает, что соглашаясь на никох, женщина думает, что в случае чего она будет считаться матерью-одиночкой, которой положено пособие. Да, пособие ей положено, вот только в России оно мизерное. Однажды ко мне пришла русская девушка, вторая жена таджикского мужчины, родившая ему двух детей. И его родственники, и его первая жена знали о ее существовании, и даже приезжали к ней в Москву – погостить и отпраздновать свадьбу. Спустя несколько лет женщина захотела развестись и решила подать на алименты. Но проблема оказалась в том, что в загсе брак зарегистрирован не был. Так что деньги можно было получать с мужа, только шантажируя его угрозой, что дедушка с бабушкой никогда не увидят внуков. Но это, как вы понимаете, к закону никакого отношения не имеет.
К третьей категории относятся девушки из Кыргызстана. Напомним, что самый большой процент женской миграции – а именно 38 процентов – приходится как раз на эту страну.
– У узбечек и таджичек, например, родственные связи довольно жесткие, там девушка не может выйти замуж без благословения родителей, да и вообще все время оглядывается на родню. У киргизов с этим несколько проще. Часто случается, что несколько мужчин и несколько женщин вместе снимают одну квартиру. Понятно, что в подобных квартирах между людьми нередко завязываются романтические отношения, – говорит Валентина Чупик. – Обычно в таких случаях, чтобы успокоить девушек, парни устраивают никох. Бывает даже, что обряд проводится не в мечети муллой, а каким-нибудь знакомым. Понятно, что чаще всего парень не чувствует себя ничем обязанным такой «жене». Если, например, девушка беременеет, мужчина, чтобы избежать лишних проблем, просто меняет квартиру или уезжает на родину.
Лучший совет, который в таких обстоятельствах может дать юрист – регистрировать брак официально. Сделать это несложно – достаточно обратиться в любой загс Москвы. Для этого нужно иметь только регистрацию и 4000 рублей на двоих.