зачем сыпать соду в аккумулятор
Если налить в старый аккумулятор раствор соды, то он заработает как новый. В чем причина
Автомобильная батарея со временем теряет свои характеристики, что проявляется быстрым разрядом, а также «просадкой» в цепи. Для того, чтоб аккумулятор служил долго и безотказно необходимо правильно его обслуживать. Используя нехитрые приемы можно продлить срок эксплуатации АКБ. Об одном из таких, сегодня и хочу вам рассказать.
Для возобновления характеристик автомобильного аккумулятора некоторые автовладельцы используют пищевую соду. Данный способ используется не первый год, однако не все знают о нем, так как не в курсе самого смысла.
Зачем добавлять соду в АКБ
Чаще всего аккумуляторы выходят из строя из-за сульфации пластин. В автомобильной аккумуляторной батарее в качестве электролита выступает серная кислота. В нормальных условиях она сохраняет все свои свойства, однако при малейших перепадах и изменениях на пластинах оседает сульфат свинца в виде кристаллов, которые затрудняют прохождение тока. Из-за чего случаются «просадки» напряжения.
Наиболее часто с сульфатацией пластин сталкиваются автомобилисты, которые не следят за зарядом своей батареи допуская глубокие разряды. Стабильный недозаряд – основная причина появления кристаллов на пластинах. Именно использование соды помогает очистить пластины от солей сульфата.
При попадании раствора соды во внутрь АКБ начинает происходить химическая реакция, которая растворяет кристаллы сульфатной соли на пластинах батареи. Тем самым возвращая аккумулятор до прежних характеристик. Он снова будет заряжаться и держать заряд!
Правда есть определенное условие – пластины должны быть целыми, а электролит боле менее чистый иначе аккуму уже не спасти.
Что нужно делать?
Прежде всего хочу предупредить, что такие действия проводятся лишь специалистом и при соблюдении мер безопасности. Заливать содовый раствор в батарею с кислотой либо когда электролит сильно изменил цвет – запрещено, это убьет аккумулятор окончательно!
Взять 5 литров дистиллированной воды и растворить в ней 500 граммовую пачку обыкновенной пищевой соды (сделать 10 % раствор). Чтоб увеличить эффективность работы можно подготовить и 15-20% раствор. Залить его в банки АКБ для запуска процесса очистки, предварительно слив электролит.
Важно правильно подготовить аккумулятор для проведения процедуры. Обязательно нужно удалить весь электролит из батареи перед тем как заливать раствор соды, так как концентрация серной кислоты может привести к слишком бурному протеканию реакции и нейтрализации кислоты. Также всегда работайте в резиновых перчатках и оборудованном для работы с кислотой месте!
После процесса очистки, спустя 15 минут, весь раствор нужно вылить, промыть еще раз-два дистиллированной водой, а сам корпус АКБ также промыть содовым раствором и просушить, это уберет токопроводящие мосты и самопроизвольную утечку тока.
Затем заливается новый электролит (можно и старый, если он чистый или профильтрованный, но лучше все же новый). Далее ставим аккумулятор на сутки заряжаться.
Такая вот нехитрая схема позволяет продлить срок службы батареи в 2 раза. А чтоб он служил дольше, нужно следить за его заряженностью.
Как оживить мертвый аккуммулятор с помощью обыкновенной соды
Подмосковные дачные кооперативы, несмотря на 11-й месяц на календаре, бурлят жизнью до сих пор. Москвичи «дожимают» последние теплые деньки, благо, осень — лучшее, чем одарил нас многострадальный 2020 год. Високосный по всем статьям. Однако дача-дачей, а выезжать периодически все же приходится. Кому в магазин, кому за стройматериалами, а кому и на работу. Только вот сделать это смогут далеко не все: за время простоя и первых заморозков главная автомобильная батарейка решила «отойти в мир иной» и никакая зарядка ей уже не помогает. Вот уж воистину тот редкий момент, когда пригодилась бы дружба с соседом. Дружба, которой нет и не будет, потому что забор, тропинка, ветки, трава и далее по списку.
Короче говоря, ситуация строго по классике: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Чтобы «железный конь» ожил, предстоит приложить не столько руки, сколько знания и смекалку. Но сам факт того, что выжать из АКБ один единственный, такой необходимый заряд возможно — неопровержимый. Выдохнув и размашисто пнув колесо, надо приступать к реанимации.
Во-первых, стоит внимательно осмотреть клеммы на предмет окислов и слабой затяжки, ведь бесполезное мигание приборки может быть вызвано именно этими факторами. Соединение всесторонне прекрасно и строго по инструкции? Тогда идем дальше.
А теперь — «во-вторых». Батарею нужно снять и слить из нее электролит, желательно не расплескав по всему участку. Во-первых, экология, а во-вторых, «жижа» нам еще пригодится. Опорожнив батарейку в таз или ведро, нужно заглянуть в «недра»: там встретит толстый и уже непробиваемый нарост окислов и прочих химических элементов, которые превратили свинцовые пластины в бетонные стены. Естественно, аккумулятор уже не держит заряд!
Можно долго ковырять в прошлом, разбираясь в причинах случившегося, но в голове стоит держать один единственный ключевой момент: двигатель нужно завести. Доехать до автозапчастей за новой батарейкой, просто добраться до города или успеть на работу — не принципиально. Важно завести. А для этого потребуется лишь пара канистр воды, пачка соды, что со времен царей стоит под раковиной на всех кухнях страны, и немного терпения.
Высыпаем половину рыжей коробки в пластиковую полуторалитровую бутыль, тщательно взбалтываем и смешиваем, это не коктейль для Джеймса Бонда, можно не стеснять себя в движениях, и заливаем полученный раствор в аккумулятор. Там должно произойти настоящее цунами: сода вступит в контакт с окислами и визуально забурлит. Главное — пробки не завинчивать, пусть полученные газы выходят в атмосферу.
Батарейку в таком интересном положении стоит оставить на несколько часов, поглядывая за продвижением чистки. Как только свинцовые пластины очистятся, нужно слить «компот», промыть все проточной водой и залить электролит. Теперь можно ставить на зарядную станцию.
Правда, ждать от такой батареи долгих и счастливых лет службы не стоит — несколько часов заряда от розетки потребуется для чахлого пуска двигателя и «доезда» за новой АКБ. Но ведь нам того и требовалось, не так ли?
Как восстановить автомобильный аккумулятор пищевой содой
Явные признаки сульфатации пластин
Самым явным признаком является то, что аккумулятор не держит нагрузку. То есть, при замерах напряжения на клеммах вольтметр показывает полностью заряженную батарею, а при подключении нагрузки напряжение значительно проседает.
Вторым признаком является быстрый саморазряд. К примеру, вы не пользовались машиной дня 3. Приходите в гараж и пытаетесь завести. А аккумулятор сильно разряжен, что даже электроника не показывает свои значения.
Все эти явления не происходят сразу, а приходят постепенно, обычно через 3-5 лет эксплуатации батареи.
Восстановление аккумулятора автомобиля
Первым делом необходимо замерить начальное напряжение.
Далее проведем тест нагрузочной вилкой.
Я уже давно заметил увеличение саморазряда, поэтому сегодня она в обще разрядилась.
Не лишним будет проверить плотность электролита.
После того как батарея диагностирована и диагноз поставлен, переходим к восстановлению.
Ареометром сливаем сверху электролит насколько это возможно. Как видите, его цвет темный.
Теперь переворачиваем батарею и сливаем остатки в ведро. Это нужно делать особо осторожно и поворачивать корпус при сливе, чтобы ряд отверстий банок был горизонтален. Это нужно делать для того, чтобы выходящие струи электролита не замкнулись между собой.
Ну тут он совсем черный с большим количеством примесей.
Теперь необходимо найти емкость под аккумулятор. Я взял таз.
Используя проточную воду промоем все банки обычной водой. Заливаем доверху.
Тем самым удалим остатки электролита и черный налет.
Далее берем пищевую соду, понадобится 400-500 грамм.
Разводим ее с 5 литрами обычной воды в канистре. И хорошенько перемешиваем.
Заливаем в каждый отсек до краев.
Все начинает бурлить. Доливаем в отсеки, где вылилось много раствора соды.
Подождем минут 15 пока реакция полностью завершится. И сливаем раствор.
Далее опять тщательно промываем все банки водопроводной водой.
Сливаем чуть дольше, чтобы лишней воды было минимум.
Размещаю ее в воронке.
И постепенно фильтрую весь ранее слитый электролит.
Затем постепенно заливаю его обратно по банкам.
Ждем пока выйдут пузырьки, доливаем при необходимости. Все протираем сверху насухо и закрываем крышки.
Замеряем напряжение. Оно без изменений практически.
Производим зарядку в течение часа.
Батарея заряжается. Ток при заряда тому свидетель. Напряжение выросло.
Тест нагрузочной вилкой это доказывает.
Теперь ставим батарею на полный цикл зарядки.
По прошествии времени аккумулятор зарядился и стал полностью работоспособен.
Немного теории процесса
В этом способе нет никакого фокуса, чистая химия. Дело в том, что сульфат расположенный на пластинах вступает в реакцию с раствором соды и вытравливается. Вот и все.
Конечно метода не дает 100% гарантии что батарея вернется к жизни, но все же попробовать можно.
Настоятельно рекомендую проводить все действия в защитных очках и перчатках!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зачем водители добавляют пищевую соду в аккумулятор
Аккумулятор – компонент автомобиля, который снабжает электронные системы электричеством при выключенном двигателе, а также вращает коленчатый вал при запуске силового агрегата. Со временем батарея перестает держать заряд и нуждается в замене. Однако можно продлить время её работы до покупки нового источника питания. Водители добавляют обычную пищевую соду для восстановления рабочих пластин источника питания.
Восстановление рабочих пластин
Аккумуляторные батареи (АБ) применяют на легковых автомобилях для питания внутренней бортовой сети. Работают они на основе превращения химической энергии в электрическую. Пополнение заряда происходит при функционировании генератора автомобиля или при подключении стороннего источника энергии (зарядного устройства). АБ может разряжаться без приложения нагрузки. Этот процесс называют “саморазряд”.
Сульфатация рабочих пластин
При разрядке АБ протекает процесс образования сульфата свинца. Последний задерживается на электродах, образуя грозди мелких кристаллов. Во время зарядки происходит обратный процесс: электролит, проникая в поры между ними, их растворяет. Но при глубоком разряде отмечают перекристаллизацию сульфата свинца с получением труднорастворимых образований. Последние при зарядке не растворяются в электролите. Такое явление называют “сульфатацией свинцовой батареи”. Этот процесс приводит к старению кислотного аккумулятора.
Признаки сульфатации
Водители могут обратить внимание на неисправность батареи только в критической ситуации – при проблемах с запуском двигателя. Для своевременного предотвращения процесса сульфатации следует знать его признаки:
Для недопущения сульфатации АБ нельзя оставлять разряженную на долгое время.
Очистка АБ пищевой содой
Первым шагом к восстановлению емкости аккумулятора является определение причины быстрого разряда. Диагностировать сульфатацию можно следующим образом:
Способ очистки содой подходит только для батарей с сульфатацией. Восстановить АБ с осыпавшимися пластинами, вздутым корпусом, замкнутыми электродами такой метод не может.
Причина в том, что сульфат, расположенный на пластинах, вступает в реакцию с раствором соды и вытравливается. Последовательность промывки:
Правильная эксплуатация
При глубоком разряде процесс сульфатации будет протекать всегда. Два-три таких состояния – аккумулятор не сможет набрать нужную емкость. Слегка исправить ситуацию в таком случае помогут несколько циклов зарядки-разрядки малыми токами. Этим можно достичь частичной десульфатации. Но образование кристаллов сульфата свинца происходит не только при низком заряде АБ.
Зимой состоянию аккумулятора следует уделять особое внимание. Мороз не приводит к сульфатации, однако, косвенно создает условия для её появления. При минусовой температуре для запуска мотора требуется максимальная емкость, а аккумулятор заряжается хуже. Это проявляется при езде на короткие расстояния, когда после запуска двигателя проходит 15-30 минут до остановки. Высокая температура, наоборот, ускоряет все процессы, в том числе и сульфатацию.
Применение пищевой соды позволяет очистить электроды аккумулятора от налета сульфита свинца и продлить срок эксплуатации устройства на несколько лет.
Как восстановить автомобильный аккумулятор содой?
Аккумуляторная батарея автомобиля, даже при бережном использовании, через 3 — 5 лет эксплуатации приходит в негодность. Связано это с тем, что пластины АКБ покрываются сульфатом, и из-за этого ёмкость батареи значительно падает. Источник питания больше не может обеспечивать автомобиль электричеством в нужном объёме и с необходимой силой тока. Однако, не стоит торопиться выбрасывать аккумулятор — его можно попробовать восстановить с помощью обыкновенной кухонной соды.
Помогает ли сода восстановить аккумулятор?
Несмотря на недоверие некоторых автовладельцев к такому способу восстановления АКБ, содой, действительно, можно реанимировать источник питания для транспортного средства. Суть метода заключается в вытравливании сульфата со свинцовых пластин с помощью соды. Именно из-за сульфата чаще всего батарея становится негодной.
Он поможет только в том случае, если автомобильный аккумулятор потерял ёмкость при покрытии пластин сульфатом. Вернуть к жизни батарею со вздутыми полостями или осыпавшимися пластинами таким образом не получится.
Как восстановить?
Перед началом работы нужно учитывать, что в аккумуляторе используются агрессивные вещества, которые при попадании на кожу могут нанести непоправимый вред. Рекомендуется использовать для реанимации АКБ резиновые перчатки и защитные очки.
Прежде чем начать восстанавливать батарею следует замерить напряжение на ней как обычным тестером, так и нагрузочной вилкой. При холостом замере результат может быть более-менее удовлетворительный, а под нагрузкой напряжение заметно просядет. Это означает, что батарея утратила ёмкость и больше не может держать заряд.
При этом желательно замерить плотность электролита.
Сам процесс восстановления начинается со слива электролита в отдельную ёмкость. Делать это нужно аккуратно с помощью ареометра, насколько это будет возможно с помощью такого прибора. Электролит будет грязно-серого цвета. Остаток жидкости сливается в другую ёмкость очень осторожно, так чтобы струи не замкнулись между собой. Для этого нужно соблюдать строго горизонтальное положение отверстий банок при переворачивании корпуса. Оставшийся электролит получится ещё грязнее, почти чёрного цвета.
Далее корпус аккумулятора помещается в большой таз или ванну, и вымывается от остатков грязного электролита обычной проточной водой из крана. Сделать это лучше несколько раз, чтобы банки были максимально чистыми.
После промывки можно приступить к вытравливанию сульфата. Для этого потребуется 500 г пищевой соды (можно меньше), а также 5 литров воды. Оба компонента нужно хорошо перемешать, чтобы вся сода растворилась. Полученную жидкость нужно залить в каждую полость АКБ до краёв. Этот процесс будет сопровождаться бурлением. Часть раствора выльется наружу. По мере опустошения, его нужно подливать в банки пока реакция не прекратится.
Теперь все полости нужно опять тщательно промыть проточной водой несколько раз, и дать внутренним поверхностям хорошо просохнуть.
Заливать можно старый электролит — покупать новый необязательно. Главное его хорошо отфильтровать. Для этого нужно в пластиковую воронку вложить синтетическую салфетку так, чтобы она полностью перекрыла отверстие.
Электролит переливается из одной ёмкости в другую через неё, а затем равномерно распределяется по банкам аккумулятора. После того как все пузырьки выйдут можно закрыть крышки ёмкостей.
Если проверить заряд на АКБ сразу, разницы почти не будет. Тем не менее после полноценной зарядки напряжение источник питания будет держать хорошо ещё долгое время.
Этот способ очень хорош, но, к сожалению, помогает не во всех ситуациях.