зачем строили дома на ножках
Почему в советской Москве строили дома на ножках, и Где можно встретить такие здания
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дом на Новинском бульваре
Жилое здание на ножках, которое можно увидеть на Новинском бульваре, 25, корп. 1, построили в 1928-30 годах. Это первый дом на ножках, появившийся в годы СССР в Москве. Авторы проекта – советские архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис.
Поскольку в 1920-30-х была популярна тема коммуны и общежития, дом на ножках на Новинском имел идеологическую составляющую. Чтобы жильцы чувствовали себя «одной большой советской семьей», квартиры в нем были в основном маленькими (не считая жилья для элиты) и имелся отдельный корпус – кухня со столовыми, куда обитатели дома должны были приходить питаться.
У здания железобетонный каркас и железобетонные круглые опоры. Автором идеи поставить этот дом на ножки считается Гинзбург.
Четыре года назад в доме Наркомфина провели реставрацию. Он в чем-то сохранил свой первоначальный облик, более того, внутренняя планировка тоже сохранена. Однако здание теперь, конечно, выглядит более современно.
Дом на проспекте Мира
Официальный адрес этого грандиозного дома с расположенными в шахматном порядке окнами – проспект Мира, 184, корп. 2. При этом одним своим торцом многоэтажка выходит на улицу Касаткина, а другим – на улицу Бориса Галушкина.
Здание стоит напротив ВДНХ и из тех его окон, которые выходят на проспект, открывается прекрасный вид – в частности, на памятник Рабочему и Колхознице. Кстати, любоваться окрестными красотами можно и с первого этажа, ведь благодаря тому, что дом – на ножках, самый нижний этаж расположен весьма высоко – на уровне третьего.
Стиль, в котором спроектировано здание, можно назвать брутализмом. Авторы проекта – архитектор Виктор Андреев и инженер Трифон Заикин. У дома более 30 железобетонных «ножек»-свай, 25 этажей.
Раньше в доме были финские лифты. Впоследствии их по причине старости заменили на обычные, современные.
Дом на Мясницкой
Дом Центросоюза – очень неординарное здание, и даже не верится, что его построили в середине 1930-х годов. Авторы проекта – знаменитый Ле Корбюзье, также ему помогали Пьер Жаннере и Николай Колли. Иными словами, это здание – пример плодотворного сотрудничества специалистов молодой советской страны с европейскими коллегами.
Когда начали строить это здание, в Советском Союзе процветал НЭП, и дом на Мясницкой изначально проектировали под офисы. Говоря о «Ножках», Де Корбюзье отмечал, что воплотил в этом проекте идею «свободной циркуляции воздуха и людей».
Кстати здание Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро очень похоже на этот дом, что неудивительно: в разработке бразильского проекта принимал участие Ле Корбюзье.
Дом на Беговой
Когда закончились сталинские времена, у архитекторов появилась возможность фантазировать и экспериментировать без оглядки на мнение сурового вождя, а затем закончился и непростой для архитектуры хрущевский период. Появились очень экстравагантные проекты. Результат такого творческого поиска (и, как считают специалисты, вполне удачный) – самый знаменитый из всех домов на ножках: дом авиаторов на пересечении Беговой и Ленинградки. Эта многоэтажка должна была поразить иностранцев, приезжавших в Москву на Олимпиаду, оригинальностью советской архитектурной мысли.
Дом прозвали сороконожкой, потому что у него ровно четыре десятка железобетонных опор. Автор проекта – приверженец брутализма архитектор Меерсон.
У здания 13 этажей, но если приплюсовать «ножки», по высоте это полноценная 17-этажка.
Железобетонные башни с лестницами несут не только функциональную нагрузку. Это еще и украшение дома, его визитная карточка.
Кстати, створки окон в квартирах дома авиаторов изначально открывались не так, как в обычных домах (двигаясь по горизонтали), а вниз-вверх. В наши дни большая часть окон в этом доме – уже современные.
Для чего в Москве строили дома на ножках? Конечно же, такое решение не преследовало одну лишь цель удивить прохожих. Одна из причин – позволить воздуху свободно проходить под домом между колоннами-опорами, не допуская скопления большого количества выхлопных газов в районе нижней части здания. Вторая причина – возможность для местных пешеходов вместо того, чтобы делать крюк, огибая длинное здание, проходить сразу под домом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Странная архитектура советской эпохи: как появились жилые дома на «курьих ножках» (14 фото) (видео)
У тех, кто впервые видит подобное здание, закрадываются сомнения, что это чья-то шутка или обычный фотошоп. Как оказалось, такие дома и вправду существуют, причем не один странный объект, а сразу четыре гиганта замысловатой геометрической формы на огромных опорах украшают Новосмоленскую набережную Санкт-Петербурга. Эти футуристические исполины стали частью уникального советского градостроительного проекта, направленного на развитие Васильевского острова на подступах к заливу, и превратились в символ архитектуры брутализма и модернизма XX века.
Буквально еще 40 лет назад эта часть города была сплошным пустырем, и чтобы превратить территорию не просто в очередной спальный район, а в зону культурного досуга ленинградцев, был разработан поистине грандиозный план. По замыслу авторов проекта, устье реки Смоленки углубили, а берега расширили и обложили гранитными плитами, и собирались разбить новый парк «Окно в Европу».
Чтобы жилые дома повышенной высотности не мешали прекрасному обзору на подступах к живописным берегам, их решили поставить на высокие бетонные опоры.
Из всего этого грандиозного замысла мир увидели лишь четыре 22-этажных жилых здания, имеющих монолитный железобетонный остов необычной многоугольной геометрии.
И словно по чьей-то злой шутке они оказались не на берегу, а у кромки транспортной магистрали (до сих пор объяснения такому расположению так и не нашли). Причем опоры, которые в народе получили прозвище «куриные ножки», расположены перпендикулярно виднеющейся речке, полностью закрывая восхитительный обзор.
По данным Novate.Ru выяснилось, что реализацией такого нетипового проекта могли заниматься сотрудники мастерской Н. М. Захарьиной в ЛенНИИПроекте, потому что лишь их бюро специализировалось на экспериментальном строительстве, внедряя в жизнь самые неординарные концепты. Что же касается уникальной формы опор-ножек, то они вовсе не уникальны, ведь существует несколько прототипов, причем в советской архитектуре тоже.
Это интересно: «Дома на ножках» возводились и ранее, самые известные из них: здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга в Москве, «Жилая единица» Корбюзье, «Дом авиаторов» Андрея Меерсона, несколько сооружений Оскара Нимейера – популярного в СССР бразильского архитектора, жилые дома на Русановке и в Березняках в Киеве.
Руководителем и главным архитектором этих 4 домов на Новосмоленской набережной был Виталий Сохин, ученик легендарного зодчего послевоенного периода Сергея Евдокимова. Именно ему пришла мысль сделать столь неординарную и сложную геометрическую форму стен, вылитую из бетона прямо на месте строительства здания, который в те времена считался символом мощи.
Учитывая то, что дом не имеет фундамента, строителям пришлось вбивать в почву мощные сваи и устанавливать 16 железобетонных опор, которые вместе с центральным «столбом» удерживают гигантскую конструкцию, состоящую из 22 этажей.
Как оказалось именно, центральное сооружение является единственной парадной, в которой расположен лифт и лестницы, ведущие наверх (всего в доме 221 квартира). Подниматься нужно сразу на четвертый этаж, ведь первых три являются техническими, жильцам к ним доступа нет.
Учитывая, что строительство закончилось еще в 1988 году, и после этого никто капитальных ремонтов не производил, дома выглядят очень грустно, причем как снаружи, так и внутри.
Мало того, что сам бетон имеет совсем уж не притягательную красоту, так и альбатросы, которые облюбовали эти строения и постоянно сюда наведываются, усугубляют и без того плачевное состояние.
Как утверждает житель одной из многоэтажек на ножках: «Основной минус такого жилья — дом сделан из монолитного железобетона. Строители криво его залили, в итоге кривые стены, пол и потолок. Стены «гуляют» в пределах трех сантиметров. Но это неприятно только эстетически, а на безопасность вряд ли влияет. Хотя жители 21-го и 22-го этажей говорят, что при штормовом ветре создается ощущение, будто дом слегка качается».
Но не все так плохо, несмотря такой угрюмо-брутальный и можно даже сказать неряшливый вид уникальных домов, издалека они очень эффектно и интересно смотрятся.
Да и жители довольны расположением жилья, ведь здесь очень зелено и свежий воздух, до метро недалеко и автомагистраль не очень перегружена.
Странная архитектура советской эпохи: как появились жилые дома на «курьих ножках»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
У тех, кто впервые видит подобное здание, закрадываются сомнения, что это чья-то шутка или обычный фотошоп. Как оказалось, такие дома и вправду существуют, причем не один странный объект, а сразу четыре гиганта замысловатой геометрической формы на огромных опорах украшают Новосмоленскую набережную Санкт-Петербурга. Эти футуристические исполины стали частью уникального советского градостроительного проекта, направленного на развитие Васильевского острова на подступах к заливу, и превратились в символ архитектуры брутализма и модернизма XX века.
Буквально еще 40 лет назад эта часть города была сплошным пустырем, и чтобы превратить территорию не просто в очередной спальный район, а в зону культурного досуга ленинградцев, был разработан поистине грандиозный план. По замыслу авторов проекта, устье реки Смоленки углубили, а берега расширили и обложили гранитными плитами, и собирались разбить новый парк «Окно в Европу».
Чтобы жилые дома повышенной высотности не мешали прекрасному обзору на подступах к живописным берегам, их решили поставить на высокие бетонные опоры.
Из всего этого грандиозного замысла мир увидели лишь четыре 22-этажных жилых здания, имеющих монолитный железобетонный остов необычной многоугольной геометрии.
И словно по чьей-то злой шутке они оказались не на берегу, а у кромки транспортной магистрали (до сих пор объяснения такому расположению так и не нашли). Причем опоры, которые в народе получили прозвище «куриные ножки», расположены перпендикулярно виднеющейся речке, полностью закрывая восхитительный обзор.
По данным Novate.Ru выяснилось, что реализацией такого нетипового проекта могли заниматься сотрудники мастерской Н. М. Захарьиной в ЛенНИИПроекте, потому что лишь их бюро специализировалось на экспериментальном строительстве, внедряя в жизнь самые неординарные концепты. Что же касается уникальной формы опор-ножек, то они вовсе не уникальны, ведь существует несколько прототипов, причем в советской архитектуре тоже.
Это интересно: «Дома на ножках» возводились и ранее, самые известные из них: здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга в Москве, «Жилая единица» Корбюзье, «Дом авиаторов» Андрея Меерсона, несколько сооружений Оскара Нимейера – популярного в СССР бразильского архитектора, жилые дома на Русановке и в Березняках в Киеве.
Руководителем и главным архитектором этих 4 домов на Новосмоленской набережной был Виталий Сохин, ученик легендарного зодчего послевоенного периода Сергея Евдокимова. Именно ему пришла мысль сделать столь неординарную и сложную геометрическую форму стен, вылитую из бетона прямо на месте строительства здания, который в те времена считался символом мощи.
Учитывая то, что дом не имеет фундамента, строителям пришлось вбивать в почву мощные сваи и устанавливать 16 железобетонных опор, которые вместе с центральным «столбом» удерживают гигантскую конструкцию, состоящую из 22 этажей.
Как оказалось, именно центральное сооружение является единственной парадной, в которой расположен лифт и лестницы, ведущие наверх (всего в доме 221 квартира). Подниматься нужно сразу на четвертый этаж, ведь первых три являются техническими, жильцам к ним доступа нет.
Учитывая, что строительство закончилось еще в 1988 году, и после этого никто капитальных ремонтов не производил, дома выглядят очень грустно, причем как снаружи, так и внутри.
Мало того, что сам бетон имеет совсем уж не притягательную красоту, так и альбатросы, которые облюбовали эти строения и постоянно сюда наведываются, усугубляют и без того плачевное состояние.
Как утверждает житель одной из многоэтажек на ножках: «Основной минус такого жилья — дом сделан из монолитного железобетона. Строители криво его залили, в итоге кривые стены, пол и потолок. Стены «гуляют» в пределах трех сантиметров. Но это неприятно только эстетически, а на безопасность вряд ли влияет. Хотя жители 21-го и 22-го этажей говорят, что при штормовом ветре создается ощущение, будто дом слегка качается».
Но не все так плохо, несмотря такой угрюмо-брутальный и можно даже сказать неряшливый вид уникальных домов, издалека они очень эффектно и интересно смотрятся.
Да и жители довольны расположением жилья, ведь здесь очень зелено и свежий воздух, до метро недалеко и автомагистраль не очень перегружена.
Во все времена дома, которые кардинально отличись от типовых зданий, всегда вызывали интерес. Не стали исключением и дома-бублики, построенные в Москве еще в советские времена, которые до сих пор считаются самыми неординарными проектами жилых домов современности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как в Москве появился экстравагантный небоскрёб-сороконожка, и что думали о нём новосёлы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему вдруг в обычном большом городе стали появляться здания на высоких массивных опорах? Неужели это всего лишь странные причуды архитекторов?
Одной из причин появления этих жилых построек называют непопулярность первого этажа у потенциальных жильцов – как известно, по многим параметрам, он неудобен. Возможно, это могли быть первые, экспериментальные ласточки так и не реализованной идеи по массовому строительству подобных домов. Второй причиной, конечно же, была потребность в творческой свободе и желание придать зданию образ чего-то летящего, что хорошо отражало эпоху перемен молодой советской страны и настроение строителей светлого будущего.
В Европе дома «на ножках» проектировал великий архитектор Ле Корбюзье, а в СССР – молодые зодчие-конструктивисты. К примеру, в Москве идея архитекторов Гинзбурга и Милиниса при участии инженера Прохорова воплотилась в виде дома Наркомфина на Новинском бульваре, да и позже, в эпоху послевоенных панельных домов, было построено еще несколько интересных зданий «на ножках».
Однако проект архитектора Андрея Меерсона, воплотившийся в жизнь в 1978 году на Беговой улице, превзошел своих советских предшественников по всем параметрам. Здание очень необычно, монументально и, по тем временам, современно.
Опор у этого интересного здания сорок, так что его самое распространенное прозвище – «Дом-сороконожка» – вполне оправдано. Также этот дом в разное время называли «Дом-осьминог» и «Избушка на курьих ножках».
Изначально в чудо-здание планировалось заселить гостей «Олимпиады-80» и тем самым поразить их грандиозностью советской и московской архитектурной мысли. Возможно, поэтому здание выстроено качественно, потолки в нем высокие (2,8 м), все помещения спроектированы рационально. Однако в итоге большинство квартир нового жилого дома выделили работникам авиационного завода, из-за чего «сороконожку» москвичи сразу окрестили еще и «Домом авиаторов». Кстати, большинство новоселов нашли планировку квартир очень удобной.
Работая над созданием проекта, Меерсон решил поднять здание не на один-два этажа, а сразу на четыре, благодаря чему дом внешне получился гармоничным и пропорциональным. В здании 13 этажей (а изначально предполагалось даже больше) и при коротких «ногах» получился бы совсем не тот эффект.
Есть еще две версии создания столь высоких опор дома. Согласно одной, поскольку первоначально многоэтажку планировали ставить в районе Водного стадиона возле Химкинского водохранилища, под длинным зданием необходимо было оставить пространство для свободного прохода людей к водоему. Согласно второй версии, длинные «ножки» появились в проекте именно в связи с тем, что здание было решено все-таки строить на Беговой, недалеко от оживленной Ленинградки, и установление его на опоры позволило свободно проходить воздушным потокам, препятствуя скоплению выхлопных газов у нижних этажей.
Не менее интересно и то, что «ножки» дома имеют четкие углы-грани и кверху расширяются, что создает обманчивое ощущение их хрупкости. На самом же деле здание необычайно устойчиво.
«Ножки» дома отлиты из железобетона, само здание также монолитное, а внешний вид у него просто потрясающий: кому-то он кажется странным или даже некрасивым, тогда как другие архитектурные критики считают проект невероятно интересным и даже эстетически привлекательным.
Трехсекционный фасад, «швы», имитация кладки из камня… Такой грубоватый, как бы неотесанный стиль архитекторы называют «брутализмом». И это очень оригинально, учитывая первоначальную идею воздушности и «полетности» многоэтажки.
Добавляют оригинальности три башни (внутри каждой расположена лестничная клетка подъезда) с узенькими окошками, чем-то напоминающие средневековые башни какого-то военного укрепления или даже замка.
Как известно, в конце 1970-х внешнеполитическая обстановка была напряженной, и, возможно, в преддверии Олимпиады советский архитектор хотел намекнуть предполагаемым зарубежным гостям на боевую мощь и неприступность великой державы? Впрочем, это лишь одна из версий.
Кстати, недалеко от Дома авиаторов расположено еще одно историческое здание, которое олицетворяет другую архитектурную эпоху и воплощает совсем другую идею: Ажурный дом на Ленинградке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сороконожки, улитки и осьминоги: где и зачем в Москве строили дома на ножках
© Архитектурная мастерская «Гинзбург Архитектс» Дома на сваях и опорах обычно обитают на побережьях или в местах, где бурные разливы регулярно подтопляют жилую застройку. Москва к таким местам не относится. Поэтому традиционно дома здесь строятся с основательным фундаментом. Но и в российской столице можно найти здания, которые буквально стоят «на ногах».
Первые дома «на ножках» в Москве появились в начале 30-х годов ХХ века, с развитием модернизма в архитектуре.
Самый известный – Дом Наркомфина на Новинском бульваре, 25. Дом-коммуна был построен в 1930 году по проекту архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга в соавторстве с Игнатием Милинисом для работников Народного комиссариата финансов СССР.
Дом стоит на круглых колоннах высотой 2,5 метра. Первый этаж отсутствует. Считается, что Гинзбург решил поставить дом на «ножки», чтобы сохранить парковую территорию. К тому же архитектор был уверен, что первые этажи малопригодны для жизни.
Дома на сваях и опорах обычно обитают на побережьях или в местах, где бурные разливы регулярно подтопляют жилую застройку. Москва к таким местам не относится. Поэтому традиционно дома здесь строятся с основательным фундаментом. Но и в российской столице можно найти здания, которые буквально стоят «на ногах».
Первые дома «на ножках» в Москве появились в начале 30-х годов ХХ века, с развитием модернизма в архитектуре.
Самый известный – Дом Наркомфина на Новинском бульваре, 25. Дом-коммуна был построен в 1930 году по проекту архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга в соавторстве с Игнатием Милинисом для работников Народного комиссариата финансов СССР.
Дом стоит на круглых колоннах высотой 2,5 метра. Первый этаж отсутствует. Считается, что Гинзбург решил поставить дом на «ножки», чтобы сохранить парковую территорию. К тому же архитектор был уверен, что первые этажи малопригодны для жизни.