зачем сша вошли в афганистан
Зачем США вторглись в Афганистан
20 лет назад США и Великобритания начали военную операцию в Афганистане против талибов. Войну стартовали под предлогом террористической атаки 11 сентября 2001 года. США объявили войну «международному терроризму», начав облегчённую версию мировой войны с целью избежать масштабного кризиса Америки и Запада в целом.
Такая ситуация сохранялась вплоть до наших дней (2021 год), когда американские холуи с позором бежали, как только их хозяева сменили свои политические позиции, договорились с талибами и ушли.
Что американцы забыли в Афганистане?
Западный мир во главе с США находился на стадии кризиса капитализма, кризиса перепроизводства, долгового кризиса, вызванного ссудным процентом. Традиционный способ «перезагрузки» капиталистической системы – мировая война. Но организовать «горячую» войну нельзя. Во-первых, нет очевидного врага, капитализм распространён на весь мир. Во-вторых, ракетно-ядерное вооружение, которое грозит гибелью самим глобальным, западным элитам (в сущности, мафии). Ведь человечество освоило только одну планету, сбежать на Марс нельзя.
Кроме того, англосаксы традиционно курируют мировой рынок наркотиков. Заняв Афганистан, англо-американцы застолбили за собой «героиновую фабрику» планеты. Огромные нелегальные доходы, плюс решение задачи одурманивания народонаселения планеты, подавления духовного, интеллектуального и физического потенциала людей.
Большая игра
Также стоит помнить, что такое Афганистан, с точки зрения стратегии.
Казалось бы, что это только пустыня и горы. Но, с точки зрения «Большой игры» – это «ключ к Евразии». Прямой выход на Китай, южное подбрюшье России – Среднюю Азию, Иран, Пакистан и Индию. Это важнейший регион планеты.
Используя нестабильность в Афганистане, можно оказывать влияние на ключевые державы Азии. Беспокоить мусульманский Синьцзян-Уйгурский регион КНР, давить на Россию через Среднюю Азию, тревожить Индию и т.д. Афганистан – «мировая наркофабрика», огромные деньги и возможность воздействия на конкурентов, разложения их общества. Возможность создать центральноазиатский «фронт», вызвать многомиллионную волну беженцев, которые станут головной болью Китая, России, Турции и Европы.
Таким образом, действия США после 11 сентября 2001 года были реализацией стратегии обеспечения неограниченного доступа Америки к новым ресурсам и обозначали кардинальный геополитический и геоэкономический сдвиг Штатов в «Большой Ближний Восток», в который входили не только традиционный Ближний Восток, но и Афганистан, Пакистан, Индия и Прикаспийский регион. США планировали застолбить регион для единственной оставшейся в мире сверхдержавы. Правда, затем, когда планы создания однополярного мира рухнули, стратегию пришлось корректировать.
Поэтому оккупация Афганистана, как и нынешний вывод сил НАТО из страны, это не бессмысленные акции, а вполне продуманные операции. Это понимают все.
Как только американцы вывели свои силы из Афганистана, тут же свои интересы там обозначили Китай в тандеме с Пакистаном, и Турция – с Катаром. Обеспокоенность выразила Индия.
Сейчас идёт развитие «Большой игры».
В США к власти пришли глобалисты, представители финансового капитала. Они решают проблему «перезагрузки» Запада и всей планеты иными методами. В частности, через управляемый хаос.
«Большая игра» продолжается.
Бремя белого человека: как СССР и США заходили в Афганистан и что из этого получилось
Ровно 33 года назад, 15 мая 1988 года, через месяц после подписания так называемых Женевских соглашений о политическом урегулировании вокруг Демократической республики Афганистан, начался вывод Советской армии из этой страны. Соглашения символизировали начало мирного процесса между двумя государствами: с одной стороны Афганистан, с другой — Пакистан. Политическими гарантами мирного процесса выступили Советский Союз (с нашей стороны соглашения подписали генеральный секретарь Михаил Горбачев и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе) и Соединенные Штаты Америки. Главной задачей договора было, впрочем, отнюдь не мирное урегулирование и отношения между афганцами и пакистанцами, а полный вывод Ограниченного контингента советских войск в Афганистане после десяти лет военной кампании.
Официальные причины, побудившие Советский Союз войти в традиционно дружественный Афганистан (достаточно вспомнить, что первыми молодое советское государство на международной арене признали именно афганцы) в декабре 1979 года, сегодня назвали бы откровенно надуманными: советские войска вошли в страну, отвечая на «призыв братского народа для выполнения своего интернационального долга по защите революционных завоеваний молодой афганской республики». За год до этого афганские социалисты из партийных фракций «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя») совершили госпереворот, свергнув в целом лояльного СССР премьер-министра Дауда, пришедшего к власти в 1973 году после низложения своего брата — афганского короля Мухаммеда Захир-шаха.
Публично советская медиамашина «продавала» мировому сообществу ввод войск как ответ на намерение американцев разместить в стране ракеты средней дальности с ядерными боеголовками.
Для «Главного Противника» ввод советских войск в Афганистан стал хоть и ожидаемым, но приятным подарком. Советник президента Картера, Збигнев Бжезинский признавал в своих поздних интервью, что хотя американцы и не подталкивали СССР к вводу войск, но всячески провоцировали на жесткие действия. Когда передовые советские соединения высадились в Кабуле, Бжезинский направил Картеру меморандум, в преамбуле которого окрестил Афганистан «Советским Вьетнамом» и предложил многократно увеличить финансирование и усилить подготовку афганских антиправительственных отрядов. Что и было сделано. Через десять лет часть моджахедов из так называемой «зоны племен» в районе Линии Дюранда — на границе Афганистана и Пакистана, — обильно профинансированных американцами, составят костяк движения «Талибан» (запрещено в России). А один из «операторов» американской программы военной поддержки афганцев — наследник состоятельной семьи саудовских девелоперов Усама бен Ладен станет «врагом человечества номер 1».
Невольный итог десятилетнего военного пребывания СССР в Афганистане известен: наша военная кампания вкупе с оглушительным международным давлением во главе с США, американскими манипуляциями с ближневосточной нефтью (цены на основной экспортный продукт советской экономики, что тогда, что сегодня, обрушились стремительно, вогнав советский госбюджет в красную зону), нерешительной внешней и внутренней политикой, половинчатыми экономическими реформами второй половины 1980-х, серьезными имиджевыми издержками способствовали краху сначала советской экономики, а спустя некоторое время — и самой страны. А Женевские соглашения между Пакистаном и Афганистаном по мирному урегулированию рухнули еще до того, как на бумаге высохли чернила.
Тем интереснее историческая параллель: Соединенные Штаты объявили, что с 11 мая 2021 года (воистину интереснейшее совпадение) начинают последнюю фазу окончательного вывода своих и союзнических войск с территории Афганистана. На сегодняшний день их там осталось немногим более 5000. Состав союзников известен — это те же, кто активно снабжал афганских моджахедов 40 лет назад вооружением и деньгами для более эффективной войны с советскими войсками. Американцы не стали с помпой обставлять свой уход, созывать международные конференции и подписывать международные соглашения по умиротворению афганского общества. Они просто тихо, один на один договорились со своими бывшими протеже из числа радикальных исламистов на изнурительных переговорах в Катаре. Главный предмет дохийских договоренностей точно такой же, как и женевских, — беспрепятственный вывод союзнических войск и невмешательство внешних сил во внутренние дела. Что случится с самим Афганистаном после того, как эту землю покинет последний солдат американской коалиции, судя по тексту соглашения с «Талибаном», беспокоит мало. Но между строк этого документа отчетливо читается главный вывод: западные войска всухую проиграли эту военную кампанию и, спешно вывозя свое имущество, оставляют афганских союзников на растерзание врагам.
Финал (можно быть уверенным, что промежуточный) афганской драмы уже известен: талибы очень быстро вернут себе власть и контроль над территориями, которые они потеряли после начала американского вторжения в 2001 году. Сделают они это без всякой внешней поддержки, опираясь только на местное, истерзанное 20 годами оккупации население, которое уже 40 лет своей истории не видело ничего, кроме разрухи. Страны-участники неудавшейся военной кампании будут делать вид, что сделали все, что от них зависело, и к вопросу Афганистана уже не вернутся.
Зачем США на самом деле нужен Афганистан и что они там делают
Накануне 30-летия вывода советских войск из Афганистана сенатор ответил на вопросы обозревателя Sputnik.
— Алексей Владимирович, периодически в Москве проходят международные консультации по Афганистану, в которых участвуют представители многих стран и даже делегаты «Талибана»*. Как вы оцениваете эффективность этой переговорной площадки?
— В сравнении с давно отработанным механизмом Женевских переговоров, Московский формат – это серьезный шаг вперед, и возможность консолидировать сходящиеся навстречу интересы разных сторон. Важно, чтобы такой диалог расширялся, и достигал реального результата – мира на земле Афганистана.
Подобный формат встреч показателен для всего мирового сообщества, которое пытается выстроить диалог с талибами, как с влиятельной третьей силой (кроме правительственных войск и сил натовской операции «Решительная поддержка») на территории Афганистана.
Российская сторона подтверждает приверженность политическому урегулированию, необходимость скоординированной работы стран-соседей и региональных партнеров Афганистана на данном направлении.
— Кабул нередко обращается к Москве за помощью, предлагает участвовать в восстановлении 124 объектов экономики, и около 30 российских фирм готовы инвестировать в афганские проекты. Что еще может сделать Россия для стабилизации обстановки в Афганистане по направлениям дипломатии, культурных связей, инвестиций, оружейных поставок?
У Москвы и Кабула имеется огромный опыт эффективного экономического сотрудничества – с 1950-х годов. Так, московские метростроевцы прорубили знаменитый ныне тоннель через перевал Саланг, наши строители создали сеть автодорог, электрическую систему Афганистана, десятки крупных промышленных предприятий.
Наши геологоразведочные партии открыли крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Все это позволило Афганистану стать одним из самых промышленно развитых государств Центральной Азии. Прогресс остановился в 1970-х, с началом вооруженных переворотов и гражданской войны, которая продолжается до сего дня. И все-таки, на момент выхода советских войск в 1989-м Афганистан сохранял экономическую самостоятельность.
Сегодня основные продукты питания в Афганистане – иранского или пакистанского производства, около 40% трудоспособного населения – безработные. Мы неоднократно обращались в Кабул с предложениями организовать товарооборот, сделать промышленные вложения, развивать экономику Афганистана по всем направлениям, но странным образом российские участники буксуют на афганских тендерах.
Наблюдается скрытое политическое противодействие, в таких условиях сложно развивать экономические взаимоотношения (убедился в этом лично, на встречах с руководством Торгово-промышленной палаты и министерства сельского хозяйства Афганистана).
И все же развиваются межрегиональные связи, к примеру, с Татарстаном и Башкирией. Имеется значительный нереализованный потенциал. Подчеркну, Афганистан – наш сосед, друг, и может стать серьезным экономическим партнером.
— Алексей Владимирович, как развиваются межпарламентские связи ИРА и РФ, чему посвящены взаимные зарубежные визиты и взаимодействие сенаторов России и Афганистана?
Рассказывал о современном политическом и экономическом положении, социальных проблемах Афганистана. Поднимал вопросы двустороннего сотрудничества. И я в 2016-2017-х приезжал в Афганистан, встречался с коллегами из Мешрано Джерги и другими официальными лицами ИРА.
В течение месяца состоится очередной официальный визит российских сенаторов в Афганистан – по приглашению Мешрано Джерги. То есть, межпарламентское сотрудничество развивается достаточно активно, и основная его цель – законодательное регулирование экономического взаимодействия России и Афганистана.
Через Российский центр науки и культуры в Кабуле продвигаем гуманитарное сотрудничество. Наше желание мира и стабильности в Афганистане достаточно устойчивое и сильное. Наши поездки в Кабул – часть государственной стратегии Российской Федерации.
— Очевидно, во взаимодействии российской и афганской сторон тайно или явно присутствует третья заинтересованная сторона – коллективный Запад. Каковы перспективы США и НАТО в адаптации Афганистана под свои интересы?
— За минувшие 17 лет коллективный Запад не достиг в Афганистане изначально заявленных целей. Несмотря на ввод войск в количестве свыше 140 тысяч военнослужащих (в 2009 – 20010 годах), мира и стабильности нет. Экономика в упадке. Социальные программы не работают. Силами Западной коалиции продолжаются «случайные» бомбардировки мирного населения Афганистана, за которые никто не несет ответственность – жизнь простых людей здесь ничего не стоит.
Еще один парадокс: добродетельные силы НАТО присутствуют на афганской земле с 2001-го, но объемы производства наркотиков за 17 лет выросли в 40 раз. В Афганистане производится 90 процентов мирового опиумного сырья. Обязательства США в рамках программы «Продовольствие в обмен на наркотики» не выполнены, и невольно возникает мысль о безмолвном поощрении Вашингтоном наркобизнеса в Афганистане.
Тенденций выхода из экономического тупика не наблюдается. И ежегодная помощь стран-доноров в объеме 3,5 миллиардов долларов погоды не делает – получается менее 100 долларов в год на одного афганца.
Присутствие США лишь усугубляет социальные, политические и экономические проблемы и противоречия страны. Коллективному Западу нечего предъявить в Афганистане, кроме руин и номинальных программ.
— На Западе считают, что будущее мира – мигранты. Возможно, проблемы в экономике Афганистана отчасти решит трудовая миграция в соседние страны?
— Мигранты из Афганистана достаточно широко представлены на территории Европы, однако эти люди работают на экономику Германии, Италии, Франции, и не приносят пользы своей родине. Растущая трудовая миграция из Афганистана будет еще больше усугублять экономические, политические и социальные проблемы. Необходимо создавать условия для экономической стабилизации внутри государства.
Вместе с тем, не замечаю позитивных тенденций на территории европейских республик, которые чрезмерно увлекаются дешевизной трудовых мигрантов из Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. К примеру, Германия просто захлебывается в этом потоке.
Западу необходимо было подумать об этом, просчитать последствия, разжигая конфликт на территории Афганистана в 2001-м.
— На Западе с тревогой отмечают сближение интересов на афганском направлении ближайших соседей – Ирана, Пакистана, Китая, Таджикистана и Узбекистана. Как вы оцениваете влияние этих государствна развитие событий в Афганистане?
— Афганистан занимает в регионе центральное и транзитное положение относительно торговых, энергетических и культурных потоков. Эта страна в силу своего положения всегда влияла на ситуацию у соседей, к примеру, в Пакистане и в Китае. Можно говорить об экономическом соперничестве в приграничных районах Ирана.
Страна многонациональная, что определяет и масштаб проблем, и большой потенциал развития. Кроме пуштунов, территорию Афганистана традиционно населяют таджики, узбеки, туркмены, что определяет многостороннее и многовековое (начиная от зороастрийцев, с XV века до нашей эры.) взаимопроникновение на северном направлении.
Так, ковровый рынок в Кабуле – это целый квартал, населенный узбеками. Под афганским солнцем места хватит всем. Потенциал Афганистана позволяет ей превзойти по уровню жизни населения Саудовскую Аравию.
Запад опасается, что Афганистан, имеющий в недрах богатые залежи золота, платины, рубинов, изумрудов, и всю таблицу Менделеева, может стать самостоятельным геополитическим игроком. Такой расклад невыгоден коллективному Западу, озабоченному лишь давлением на региональных партнеров и контролем нефтяного потока из Персидского залива.
А ближайшие соседи (и Россия) кровно заинтересованы в благополучии и стабильности Афганистана. Поэтому Москва и Кабул обречены на конструктивное сотрудничество.
— Необходим целый комплекс шагов, но экономика – прежде всего. Задумайтесь, когда США с 2010-го начали сокращать свой воинский контингент, и законсервировали часть военных баз на территории Афганистана, это значительно ухудшило материальное положение многих тысяч афганцев, которые ранее обслуживали базы.
Самый страшный кошмар Афганистана: чем там на самом деле занимаются США
17 лет насилия, войны и терроризма в Афганистане — прямое следствие нахождения там американских войск. Чем на самом деле занимаются Соединенные Штаты Америки к этой стране — попыталось разобраться Федеральное агентство новостей.
Накануне сайт афганского телеканал 1TV опубликовал новость о том, что парламент Афганистана проголосовал за пересмотр договора о безопасности с США, который позволял американским войскам и их военным базам оставаться в стране после 2014-го года. В качестве причин такого решения называются недавние вспышки насилия в стране.
Параллельно с этим, поведение американских военнослужащих рассматривает Международный уголовный суд. Согласно докладу МУС 2016-го года, есть масса оснований полагать, что американские военные пытали людей в секретных тюрьмах ЦРУ на территории Афганистана.
Обращают на себя внимания и недавние «ошибочные» удары США по отрядам талибов и правительственных войск, когда те выдавливали силы «Исламского государства» из района к северо-западу от Кабула.
Более того, есть информация, что американцы готовят десятки женщин из числа вдов и сирот из семей боевиков к совершению терактов. Благодаря США они натурализованы в Афганистане, у них есть легальное гражданство этой страны.
Последствием всего этого становятся террористические атаки, последняя из которых произошла 11 сентября на востоке Афганистане, в результате чего, по данным агентства «Пажвак», 68 человек погибло, и еще 165 получили ранения.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей прокомментировал сложившуюся ситуацию.
«Скоро будет 17 лет, как Соединенные Штаты ввели свои войска в Афганистан. Это очень большой период времени. Несмотря на то, что в 2014-м году Соединенные Штаты заявили о выводе из Афганистана своих войск, войска не были выведены. На самом деле в последнее время количество американского военного контингента имеет тенденцию к увеличению. Создается впечатление, что США не планируют в ближайшее время эвакуировать свои войска из этой страны. Более того, те действия, которые Соединенные Штаты предпринимают в настоящее время, говорят о том, что Соединенные Штаты стремятся превратить Афганистан в основную горячую точку на Ближнем и Среднем Востоке, сделав из этой страны полигон для действий разнообразных военизированных группировок. Это касается как действий военных американских структур, так и спецслужб США при соответствующем политическом сопровождении их акций», — отметил собеседник ФАН.
По словам эксперта, Афганистан в этом смысле очень удобная территория, поскольку он находится в центре очень важного геополитического региона. Если в Афганистане происходит дестабилизация ситуации, то под угрозой сразу оказывается целый ряд крупных держав, являющихся соперниками Соединенных Штатов.
«Я имею в виду Россию, Китай и Иран. Очевидно, что для Соединенных Штатов это становится довольно заманчивой идеей использовать Афганистан, чтобы через хаотизацию и процессы, связанные с нестабильностью, а также военными и террористическими угрозами, использовать Афганистан в качестве базы для подготовки террористов, а также для распространения влияния тех или иных террористических группировок на соседние страны и регионы. Таким образом, под ударом находятся государства Центральной Азии, Россия, Китай, особенно Синьцзян (Уйгурия) — китайская провинция, в которой ситуация не является стабильной, и, конечно, Иран», — рассказал Владимир Шаповалов.
Эксперт подчеркнул, что подобная ситуация сложилась не сегодня, а формировалась постепенно. Еще в период холодной войны Соединенные Штаты закладывали основы той политики, которую они проводят в настоящее время, превращая Афганистан в основной рассадник терроризма.
«Не надо забывать, что все основные исламистские террористические группировки в той или иной степени связаны с деятельностью американских спецслужб. Тот расклад сил, который в настоящее время наблюдается в Афганистане привел к достаточно любопытной ситуации. Россия и Китай являются странами, стремящимися к миру в Афганистане, и основные усилия данных держав направлены на стабилизацию ситуации, переговорный процесс, завершение внутреннего конфликта в Афганистане и создания условий для мирной жизни. На это направлены усилия данных стран и их партнеров», — объяснил Владимир Шаповалов.
Собеседник ФАН напомнил, что в настоящее время действует несколько переговорных площадок (в том числе инициированных и Россией) по примирению противников в Афганистане. При этом Соединенные Штаты выступают основным дестабилизирующим фактором, делая ставку на террористические действия «Исламского государства», фактически оказывая террористам поддержку.
«Формально Соединенные Штаты, конечно, поддерживают официальное правительство Афганистана, но все действия американцев в этой стране направлены на то, чтобы предотвратить мирное разрешение конфликта и посеять хаос, создать условия для развития той ситуации дестабилизации, которая сейчас наблюдается в Афганистане. Я думаю, что данная политика является не просто деструктивной, но и опасной для всех стран региона, поскольку закладывает основу для дальнейшей дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-восточной Азии», — подытожил Владимир Шаповалов.
1 Организация запрещена на территории РФ.
3 Организация запрещена на территории России.