зачем писатель вводит в описание обычной жизни элементы неправдоподобного фантастического
Урок литературы на тему «город Глупов и его обитатели» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муратова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка
ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат».
Тема: «Город Глупов и его обитатели. Реальное и фантастическое в изображении
градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
(на примере главы «Органчик»)».
Цель: при анализе текста раскрыть социально-психологическую сущность правителя,
прививать вкус к самостоятельному мышлению, заинтересованности и
внимательному отношению к слову, к тексту и детали в нем, развивать оценочный
Задачи: 1. Проанализировать эпизоды из главы «Органчик»;
2. Раскрыть обобщающий смысл щедринского гротеска на примере образа Брудастого;
3. Раскрыть языковое мастерство автора при воплощении несовместимости идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»;
4. Развивать умение производить сопоставительный анализ;
5. Развивать умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос,
аргументировать его, оформлять письменно.
Оборудование: текст романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», рабочие
Ход урока: 1) Оргмомент.
Выделить ключевые слова. Художественное преувеличение действует подобно увеличительному стеклу : оно делает тайное явным, обнажает скрытую от невооруженного глаза суть вещей, укрупняет реально существующее зло.
Каждый образ у Салтыкова-Щедрина индивидуален и в то же время типичен. Неслучайно его считают новатором в разработке приемов сатирической типизации.
За краткой описью градоначальников следует развёрнутая сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся» из них. Цель нашего урока – исследовать социально-психологический тип правителя, показать мастерство писателя при выявлении индивидуальных и в то же время типичных черт власть имущих, а также проявить самостоятельность при анализе текста произведения.
3) Анализ главы «Органчик»
Рассказ о деятельности глуповских градоначальников открывает глава «Органчик», повествующая о Брудастом. Давайте вспомним эту главу и постараемся ответить на вопрос:
— Почему глава называется «Органчик»?
(Так был прозван градоначальник, у которого на месте головы было некое особое устройство, музыкальный ящик, из которого то и дело раздавались две мелодии: «Разорю!» и «Не потерплю!»). Уже здесь автором используется гротеск: глава города – безмозглое существо, правит механически, но крайне жестоко.
— Почему Салтыков-Щедрин определил только двумя словами всю деятельность этого правителя?
(В этих двух словах заключается весь способ правления градоначальника г. Глупова).
Между собой глуповцы называют Брудастого прохвостом, но не придают этому слову никакого значения. А это слово исковерканное (от лат. praepositus – начальник), им в немецкой армии назывались палачи или полковые зкзекуторы. Слово это Салтыков-Щедрин употребил в двух значениях, и как историческое – «палач», и как современное бранное. Таким образом, Брудастый – тупица, палач и прохвост.
Сама фамилия Брудастый – название породы особо злобных охотничьих собак. Подобными качествами обладает градоначальник, олицетворяющий собой российскую самодержавную власть. Это пример использования автором эзопова языка.
— Вспомните, что это за язык.
(Эзоп – раб в древней Греции, не имевший возможности прямо высказывать свои мысли и поэтому писавший иносказательные басни; эзопов язык – язык, полный намёков, недомолвок, язык передового писателя, вынужденного при царском и всяком другом антинародном режиме выражать свою мысль иносказанием, чтобы избежать запрета цензуры и преследования правительственной власти. Краткий словарь литературоведческих терминов.)
— Каким хотели видеть своего правителя глуповцы?
(Зачитать первые два абзаца.)
Батюшка-то наш! Красавчик-то наш! Умница-то наш!; преимущество, что новый.
Такие определения даются человеку, начальнику, которого еще нет. Это свойственно русскому народу, это его менталитет.
(Потрясали воздух восклицаниями, глуповская восторженность, обычное глуповское легкомыслие, ликования и надежды, воспламенились сердца обывателей, умы полны воспоминаниями о недавних победах над турками, все надеялись, что новый градоначальник во второй раз возьмет крепость Хотин).
-Каким же предстал перед народом Брудастый?
Давайте по тексту найдем примеры фантастического и реального в изображении Органчика (это могут быть отдельные слова, целые словосочетания):
— Почему «не писал», а «скреб»? Что обозначает это слово?
(Скрести – царапать чем-нибудь жестким, производить скребущие звуки).
— Какая часть речи, ребята, подчеркивает динамику?
(Глаголы: вломился, пересек, сверкнул, скрылся, заперся, не ел, не пил, скрёб)
— Какие приемы управления характерны для таких градоначальников?
1) натиск и притом быстрота, снисходительность и притом строгость;
2) хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают…
(Глуповцы ужаснулись, припомнили генеральное сечение ямщиков, и вдруг всех озарила мысль: а ну, как он этаким манером целый народ выпорет!)
— Как вы понимаете выражение «генеральное сечение»? Посмотрите на словосочетание, проанализируйте стилистические особенности слов, входящих в него.
Сечение – от слова «сечь», т. е. бить в наказание прутьями, ремнем, омерзительное слово.)
Все это не должно быть характерным для человека, стоящего во главе города, для человека, который по своему положению должен заботиться о его благополучии.
— Как сочетается фантастическое и реальное в изображении Брудастого-Органчика? Как используется гротеск?
Приведите примеры фантастического и реального в изображении Органчик (во внешности, в черте характера, во взаимоотношениях, в деяниях, в явлениях).
(Фантастическое преувеличение показывает явление реальной жизни в причудливой форме. Но сущность явления раскрывается ярче. Для начальника достаточно знать две мелодии: «разорю!» и «не потерплю!», больше ничего не нужно, чтобы управлять городом).
«Начальстволюбивые» глуповцы встречают Брудастого с восторгом. Но ожидания глуповцев не оправдываются.
— Давайте проследим по тексту, как меняется настроение глуповцев в связи с деятельностью Брудастого? Какими словами оценивает это настроение автор?
( Ликования и надежды были преждевременны и преувеличены; чиновники остолбенели; за ними остолбенели и обыватели; приём его значительно расхолодил их; Глупов приуныл; тяжело было смотреть на город поздним вечером; густой мрак окутывал улицы и дома, глуповцы ужаснулись) – см. 4, 5, 6, 12, 13, 14 абзацы.
Итак, на самом деле, Брудастый – это полная противоположность того, на кого надеялись, кем восторгались жители г. Глупова.
Таким образом, какие основные приёмы использует Салтыков-Щедрин для раскрытия этого образа?
(Гротеск, антитеза (что ожидали и что получили), серьёзный и глубокий юмор).
Давайте обратим внимание на сам факт поломки органчика.
Действительно, а есть ли причина аварии этой государственной машинки?
Найдите эпизод, который ярко показывает внешние обстоятельства поломки.
То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились на дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судбища. Наконец ожидаемая минута настала.
Анализ эпизода (Глава «Органчик»).
-Какие языковые средства использует автор в этом эпизоде для раскрытия образа градоправителя?
(Антитеза: противопоставление природы и деяний Органчика; олицетворение; эпитеты; ряды однородных членов)
Элементы фантастики в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина
Жанр сказки, направленный на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу; обогащение фольклорных сюжетов новым содержанием. Написанные для «детей изрядного возраста», произведения Салтыкова-Щедрина являют собой критику существующего строя.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.03.2009 |
Размер файла | 28,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина…………………….4
2. Элементы фантастики в «Истории одного города»…………..9
М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Элементами фантастики пронизано все творчество писателя. В произведениях Салтыкова-Щедрина разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.
1. Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.
Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).
Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.
Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.
“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.
Подобно заносчивым генералам, отплатившим мужику за спасение рюмкой водки да пятаком серебра, помещик (“Дикий помещик”) считает себя выше народа. Не способный дольше выносить “холопьего духу”, он просит Бога избавить его от крестьян, не понимая, что тем самым останется без кормильцев. Притесняя и эксплуатируя народ, помещик превратился в паразита, ничего не умеющего и ни к чему не приспособленного, он может лишь “нежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Исчезновение крестьян привело не только к одичанию помещика, но и прекратился привоз продуктов в город, а затем, следовательно, государству никто не заплатил подати. Автор призывает уважать народ, без которого “господам” просто не выжить.
Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.
В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы.
Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель-мыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.
2. Элементы фантастики в «Истории одного города»
Как и его произведения, фигура Салтыкова-Щедрина до сих пор остается одной из самых парадоксальных в истории русской литературы. В то время, как многие литературоведы и «широкий читатель» зачастую ставят его намного ниже Толстого, Достоевского и Чехова, знатоки творчества Салтыкова-Щедрина считают его преемником традиций титанов литературы Возрождения и Просвещения: Рабле, Сервантеса, Свифта.
Салтыков-Щедрин с помощью элементов фантастики смог увидеть и отразить в своих сказках не только конкретные и проходящие беды своего времени, но и вечные проблемы отношений народа и власти, недостатков народного характера.
Может быть, пройдут столетия, а творчество нашего великого писателя-сатирика будет так же актуально, как и сто лет назад, как и сейчас. А пока мы вместе с ним «смеясь прощаемся с нашим прошлым» и с тревогой и надеждой всматриваемся в будущее нашей великой и несчастной Родины.
Контрольно-оценочные средства по предмету «ЛИТЕРАТУРА»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Калачевский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
На заседании ЦМК Зам. директора по УР
________________ __________Е.А. Орлова
Комплект контрольно-оценочных средств по учебному предмету
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО (базового уровня)
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
2014 – 2015 учебный год
Контрольно-оценочные средства (КОС) разработаны на основе рабочей программы учебного предмета «Литература», составленной в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения учебного предмета в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Калачевский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Разработчик: Грюк Оксана Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории
1.1. Область применения КОС. 4
1.2. Результаты освоения учебного предмета, подлежащие проверке. 4
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле и на промежуточной аттестации. 7
2. Комплект контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля. 9
3. Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации. 47
4. Пакет экзаменатора. 52
5. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации.
1.1. Область применения КОС.
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачёта(1 семестр), дифференцированного зачёта ( 2 семестр).
1.2. Результаты освоения учебного предмета, подлежащие проверке
Показатели оценки результата
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать/понимать:
З.1.образную природу словесного искусства;
Объяснение образной природы искусства
Текущий контроль, промежуточная аттестация
З.2.содержание изученных литературных произведений;
Передача содержания изученных произведений
Текущий контроль, промежуточная аттестация
З.3.основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв.;
Перечисление и объяснение основных фактов жизни и творчества писателей
Текущий контроль, промежуточная аттестация
З.4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Описание основных закономерностей историко-литературного процесса
Текущий контроль, промежуточная аттестация
З.5.основные теоретико-литературные понятия;
Сообщение и описание основных теоретико-литературных понятий
Текущий контроль, промежуточная аттестация
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:
У.1.воспроизводить содержание литературного произведения;
Пересказ содержания литературного произведения
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.2.анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы ( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.3.анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Анализ эпизода ( сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.4.соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
Установление связи художественной литературы с общественной жизнью и культурой;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.5.раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
Раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого в содержании изученных литературных произведений;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.6.выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.7.соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Соотношение произведения с литературным направлением эпохи;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.8.определять род и жанр произведения;
Определение рода и жанра произведения;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.9.сопоставлять литературные произведения;
Сопоставление литературных произведений;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.10.выявлять авторскую позицию;
Выявление и формулировка авторской позиции;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.11.выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
Выразительное чтение изученных произведений( или их фрагментов) с соблюдением норм литературного произношения;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.12.аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Аргументированная формулировка своего отношения к прочитанному произведению;
Текущий контроль, промежуточная аттестация
У.13.писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
Написание рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы;
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле и на промежуточной аттестации
Содержание учебного материала по программе
Типы контрольного задания, номер
Раздел 1. Введение «Человек и общество»
Тема 1. «Русская литература
Тема 1.2. «М.Ю.Лермонтов»
Тема 2. «Русская литература
Тема 2.1. «А.Н.Островский»
Тема 2.2. «И.А.Гончаров»
Тема 2.3. «И.С.Тургенев»
Тема 2.7. «Н.А.Некрасов»
Тема 2.9. «М.Е.Салтыков-Щедрин»
Тема 2.10 «Ф.М.Достоевский»
Тема 2.11. «Л.Н.Толстой»
Раздел 2. «Русская литература ХХ в»
Тема 3 «Русская литература
Тема 4. «Поэзия начала ХХ в»
Тема 5. «Литература 20-х гг»
Тема 5.1. «В.В.Маяковский»
Тема 6. «Литература 30-40-х гг»
Тема 6.1. «М. И. Цветаева»
Тема 6.2. «О.Э.Мандельштам»
Тема 6.3. «А.П.Платонов»
Тема 6.5. «М.А.Булгаков»
Тема 7. «Литература периода
войны и первых послевоенных лет»
Тема 7.1. «Б. Л.Пастернак»
Тема 7.2. «А.А.Ахматова»
Тема 7.3. «А.Т.Твардовский»
Тема 8. «Литература 50-80-хгг»
Тема 8.2. «Поэзия 60-хгг»
Тема 8.3. «А.И.Солженицын»
Тема 8.7. «А.В.Вампилов»
Тема 9. «Русская литература последних лет»
Тема 9.1. Русская литература на рубеже веков
Тема 10. «Зарубежная литература»
Тема 10.1. «Зарубежная литература»
2. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для ПРОВЕДЕНИЯ текущего контролЯ
Пересказ содержания художественного произведения строится по ключевым событиям, деталям художественного текста. Студент обязан близко к тексту передать основные события произведения.
Критерии оценивания пересказа
Пересказ художественного произведения оценивается по пятибалльной шкале
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями жизни и творчества автора; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание в полном объёме ( при необходимости); речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по тексту художественного произведения(или его отрывку), имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности);речевое оформление- ответ грамотен, верен, логически выстроен;
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную схему текста произведения; ответ имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения;
Задания по анализу отдельного произведения или его эпизода
Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них дайте развёрнутый ответ с использованием цитат из текста произведения.
Во время подготовки ответа можно использовать текст произведения, учебник по предмету Литература.
Время выполнения задания 40-60мин.
Задания по анализу отдельного произведения или его эпизода используются при изучении следующих тем : «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь», «А.Н.Островский», «И.А.Гончаров», «И.С.Тургенев», «Ф.И.Тютчев», «А.А.Фет», «А.К.Толстой», «Н.А.Некрасов», «М.Е.Салтыков-Щедрин», «Н.С.Лесков», «Ф.М.Достоевский», «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «И.А.Бунин», «А.И.Куприн», «М.Горький», «А.А.Блок», «В.В.Маяковский», «С.А.Есенин», «О.Э.Мандельштам», «М.И.Цветаева», «А.А.Ахматова», «М.А.Шолохов», «Б.Л.Пастернак», «А.И.Солженицын», «Зарубежная литература».
Вопросы и задания для анализа главы «Органчик» из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Прочитайте начало главы «Органчик» из романа «История одного города». Чем вызвано ликование глуповцев? На какие особенности их поведения обращает внимание М.Е.Салтыков-Щедрин?
Почему автор рисует нарушение обычного порядка вещей? Можно ли этот эпизод считать кульминацией романа? Почему?
При изображении градоначальников М.Е.Салтыков-Щедрин использует иронию, сарказм. Приведите примеры использования этих приемов в главе «Органчик». Прокомментируйте их.
Зачем писатель вводит в описание обычной жизни элементы неправдоподобного, фантастического?
Почему органчик в голове градоначальника исполняет только две музыкальные фразы? Определите объект сатиры в этой главе. Свои суждения мотивируйте примерами из текста.
Расскажите, как градоначальник Органчик управлял городом. Какие события произошли в городе в этот период? Составьте план ответа.
Определите позицию автора в главе «Органчик». Подтвердите свои суждения примерами из текста.
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями жизни и творчества автора и в соответствии с поставленными вопросами; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание произведения или его части; речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по тексту художественного произведения(или его отрывку), имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности);речевое оформление- ответ грамотен, верен, логически выстроен;
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную схему текста произведения; ответна вопросы имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения или его части;
Вопросы и задания для работы с иллюстрациями художников Ю.В.Иванова, А.Н.Бенуа, А.И.Кравченко к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Внимательно прочитайте задания. Подготовьте устный ответ по всем вопросам, сделав в тетради необходимые для вашего ответа записи.
Во время подготовки ответов можно использовать материал учебника, записи в тетради, текст произведения.
Время подготовки 20—40 мин.
Вопросы и задания для работы с иллюстрациями используются при изучении тем «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов», «И.С.Тургенев», «М.Е.Салтыков-Щедрин», «Ф.М.Достоевский», «Л.Н.Толстой», «В.В.Маяковский», «М.А.Булгаков», «М.А.Шолохов».
Рассмотрите фронтисписы (заглавные листы) к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» художника Ю.В.Иванова. Какие основные темы и мотивы произведения нашли отражение во фронтисписах? Что символизируют образы, созданные художником? Подберите из текста поэмы фрагменты, в которых наиболее ярко представлены эти образы. Выразительно прочитайте выбранные фрагменты.
Определите, какие эпизоды поэмы нашли отражение в иллюстрациях А.Н.Бенуа, А.И.Кравченко. Найдите эпизоды в тексте поэмы. Выразительно прочитайте их. Озаглавьте иллюстрации.
Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций А.Н.Бенуа и А.И.Кравченко. Какое впечатление производят эти иллюстрации? Как художники передают драматизм изображаемых сцен?
Попробуйте афористично сформулировать идею, вложенную художниками в каждую иллюстрацию.
Сопоставьте иллюстрации А.Н.Бенуа и А.И.Кравченко к одному и тому же эпизоду поэмы. Что их объединяет? Что в них различного? Как изображены действующие лица? Каким предстает город на этих иллюстрациях? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение сцены? Обоснуйте ответ.
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями иллюстраций художника и в соответствии с поставленными вопросами; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание произведения или его части; понимание позиции художника при работе над иллюстрациями; речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по тексту художественного произведения(или его отрывку) в полной соотнесённости с иллюстрациями художника, имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности);речевое оформление- ответ грамотен, верен, логически выстроен;
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную взаимосвязь текста произведения и иллюстраций художника; ответ на вопросы имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения или его части;
План написания рецензии на прочитанное произведение
Внимательно прочитайте задания. На последнюю прочитанную книгу напишите рецензию по плану ( см ниже). В рецензии необходимо использовать все известные литературоведческие термины, которые отражают художественное своеобразие выбранного вами произведения.
Время выполнения 60-70 мин.
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями жизни и творчества автора и в соответствии с поставленными вопросами; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание произведения или его части; речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по тексту художественного произведения (или его отрывку), имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности);речевое оформление- ответ грамотен, верен, логически выстроен;
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную схему текста произведения; ответ на вопросы имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения или его части;
План написания отзыва на прочитанное художественное произведение
Внимательно прочитайте план написания отзыва. По данному плану напишите черновик. Через два-три дня прочитайте свою работу, откорректируйте её. Напишите чистовик и сдайте его на проверку преподавателю.
Вы можете воспользоваться текстом произведения, материалами занятий, материалами из разделов учебника.
Время выполнения 60-70 мин.
1.Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Тематика (о чем говорится в произведении).
4. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении.
5. Идея и пафос (что хотел сказать автор, его взгляд на затронутые проблемы, к чему он призывает).
6. Основные художественные образы (кратко проанализировать героев: имена, социальное положение, взгляды на мир, чувства, взаимоотношения с другими людьми, какая проблема/проблемы связаны с этим героем).
7. Ваше личное мнение, отношение к данному произведению.
Критерии оценивания отзыва
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями жизни и творчества автора и в соответствии с поставленными вопросами; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание произведения или его части; речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по тексту художественного произведения(или его отрывку), имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности);речевое оформление- ответ грамотен, верен, логически выстроен;
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную схему текста произведения; ответна вопросы имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения или его части;
План написания сравнительной характеристики
Внимательно прочитайте план сравнительной характеристики. По данному плану выпишите из текста необходимые цитаты. Подумайте над ними. Как они характеризуют героев? При подготовке ответов на ниже приведённые пункты можно использовать материал занятий, страницы разделов учебника.
Время выполнения 40-60 мин.
Введение (вступление к теме), обозначение проблемы;
Первое появление героев, анализ эпизодов;
Окружающая обстановка, условия жизни каждого из героев;
Отношения героев с близкими, с друзьями;
Поведение сходное или отличное в ситуациях;
Роль пейзажа, природы в раскрытии характеров, личности героев;
Авторское отношение к героям;
Выводы, обобщения по всей характеристике;
Критерии оценивания сравнительной характеристики
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями автора и в соответствии с поставленными вопросами; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание произведения или его части; речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по тексту художественного произведения(или его отрывку), имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности);речевое оформление- ответ грамотен, верен, логически выстроен;
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную схему текста произведения; ответна вопросы имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения или его части;
Внимательно прочитайте темы сочинений. Выберите одну из тем. Составьте по ней план. По вашему плану напишите черновик сочинения. Через два-три дня прочитайте свою работу, откорректируйте её. Напишите чистовик сочинения и сдайте его на проверку преподавателю.
Вы можете воспользоваться текстом произведения, материалами занятий, материалами из разделов учебника.
Задание студент начинает выполнять на занятии, заканчивает работу дома.
1.Стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка(одно из стихотворений по выбору студента);
2. Мир пушкинской поэзии;
1. Стихотворение М.Ю.Лермонтова: восприятие, истолкование, оценка(одно из стихотворений по выбору студента);
2. Лирический герой поэзии Лермонтова.
3. Моё восприятие лирики Лермонтова.
1. Образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.
2. Сатирическое звучание произведений Н.В.Гоголя.
3. Реальное и фантастическое в произведениях Н.В.Гоголя.
1. Тёмное царство в драме А.Н.Островского «Гроза».
2. В чём смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза»?
3. Анализ финальной сцены драмы «Гроза».
1. Размышления над романом И.А.Гончарова «Обломов».
2.Положительные и отрицательные стороны личности Обломова в трактовке И.А.Гончарова.
3. Обломов и Штольц ( сравнительная характеристика).
1. Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2. В чём суть спора между Базаровым и Павлом Петровичем?
3. Нравственные проблемы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1. Стихотворение Ф.И.Тютчева: восприятие, истолкование, оценка.
2.Образы природы в лирике Ф.И.Тютчева
3. Природа и человек в поэзии Ф.И.Тютчева.
1. Стихотворение А.А.Фета: восприятие, истолкование, оценка.
2. Связь душевной жизни человека с жизнью природы в поэзии А.А.Фета.
3. Богатство любовных переживаний в лирике А.А.Фета.
1. Стихотворение Н.А.Некрасова: восприятие, истолкование, оценка.
2. Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов.
3. Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
1. Художественное своеобразие творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2. Приемы комического в создании образа города Глупова (на примере одной из глав).
3. Традиции сатиры в русской литературе.
1. Смысл названия повести «Очарованный странник»
2. Образ Ивана Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).
3. Русский характер в произведениях Н.С.Лескова.
1.Смысл названия романа «Преступление и наказание».
2.Образ Петербурга в русской литературе.
3. Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
1. Духовные искания главных героев романа «Война и мир».
2.Нравственный идеал Л.Н.Толстого в романе «Война и мир».
1. «Человек в футляре» в творчестве А.П.Чехова.
2. Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова.
3. Драматическое и комическое в пьесе «Вишнёвый сад» А.П.Чехова.
1. Стихотворение И.А.Бунина :моё восприятие, истолкование, оценка(по выбору студента).
2. Женские образы в творчестве И.А.Бунина.
1. Смысл и проблематика одного из произведений А.И.Куприна (по выбору студента).
2. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».
3. Тема « маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.И.Куприна.
1. «В жизни всегда есть место подвигу»(по романтическим произведениям М.Горького).
2. Появление Луки в ночлежке (анализ сцены 1 действия в пьесе «На дне»).
3. Тема веры и безверия в творчестве русских писателей( на примере пьесы «На дне» в т.ч.).
1. Стихотворение А.А.Блока: моё восприятие, истолкование, восприятие, оценка.
2. Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока.
3. Образ Руси в творчестве А.А.Блока.
1. В.В.Маяковский и русский футуризм.
2.Основные темы и проблемы в творчестве В.В.Маяковского.
3. Сатира В.В.Маяковского.
1. Стихотворение М.И.Цветаевой: моё восприятие, истолкование, оценка.
2. Своеобразие лирики М.И.Цветаевой.
3. Основные темы и мотивы лирики М.И.Цветаевой.
1. Стихотворение А.А.Ахматовой: моё восприятие, истолкование, оценка.
2. «Я научила женщин говорить…»( А.А.Ахматова)
3. Вечные темы в лирике А.А.Ахматовой.
1. Сатира в творчестве М.А.Булгакова.
2.Тема любви в романе «Мастер и Маргарита».
3. Система образов в романе «Мастер и Маргарита».
1. Своеобразие языка произведений автора.
2. Смысл названий произведения автора (по выбору студента).
3. «Сокровенный человек» в творчестве писателей ХХ в.
1. Рецензия на одно из произведений М.А.Шолохова(по выбору студента).
2. Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателя( по роману писателя и его рассказам).
3. Трагедия личности в период Гражданской войны9 по роману «Тихий Дон» и рассказам писателя).
1. Стихотворение Б.Л.Пастернака: моё восприятие, истолкование, оценка(по выбору студента).
2. Тема поэта и поэзии в творчестве Б.Пастернака.
3. Тема любви в творчестве Б.Пастернака.
Темы сочинений по произведениям второй половины ХХ в.
1.Тема войны в творчестве советских писателей и поэтов.
2. Основные темы и мотивы лирики Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Вознесенского, Е.Евтушенко.
3. Одно из стихотворений К.Симонова, Б.Слуцкого, М.Джалиля, Ю.Друниной, О.Бергольц о Великой Отечественной войне: моё восприятие, истолкование, оценка.
4. Анализ эпизода из какого-либо произведения второй половины ХХв(по выбору студента).
Письменный ответ на вопрос
Письменный ответ на вопрос является одной из форм работы на занятиях по учебному предмету литература и используется при работе по всем разделам курса.
Внимательно прочитайте задание. Письменно ответьте на вопрос, используя материалы учебника по литературе, записи в тетради, текст романа «Война и мир» т1, ч1.В работе используйте цитаты.
Время выполнения задания –20-30 мин.
1.Почему князь Андрей идет на войну 1805г?
Критерии оценивания текущих письменных работ
Критерии оценивания по предмету «Литература » производится по пятибалльной шкале оценивания.
«5» ставится, если студент продемонстрировал полное знание, понимание текста произведения в соотнесенности с особенностями жизни и творчества автора; ответ верен, грамотен, логически выстроен; студент продемонстрировал знание вопросов теории литературы, истории ( при необходимости); речь студента при ответе на поставленные вопросы не имела речевых ошибок, соответствует нормам русского литературного языка; студент имеет обширный словарный запас;
Допускаются ошибки в соответствии 0/0,0/1,1/0,1/1
«4» ставится, если студент обнаружил прочные знания по дисциплине, имея некоторые погрешности в ответе, которые не допускают фактических ошибок или 1-2 негрубые фактические ошибки (неточности); ответ грамотен, верен, логически выстроен;
Допускаются ошибки в соответствии
0/2, 1/2, 2/0, 2/1, 0/3, 0/4, 1/3, 2/2, 2/3, 1/4, 2/4, 3/0, 3/1, 3/2.
«3» ставится, если в целом студент знаком с особенностями жизни и творчества автора, но при ответе не обнаружил полного понимания текста, допустил 3-4 фактические ошибки, не владеет терминологическим аппаратом по дисциплине; ответ грамотен, верен;
Допускаются ошибки в соответствии
0/5, 0/6, 1/5, 2/5, 3/3,3/4, 4/0, 4/1, 4/2, 5/0, 5/1.
«2» ставится, если ответ не обнаружил грамотную, логически выстроенную схему ответа по предложенным вопросам; ответ имеет 4-6 фактические ошибки, студент не продемонстрировал знание, понимание текста художественного произведения;
Допускаются ошибки в соответствии
0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 1/8, 2/6, 2/7, 3/5, 3/6,4/3, 4/4, 4/5, 4/6, 5/2, 5/3, 5/4, 5/5, 5/6, 6/0, 6/1, 6/2.
«1» ставится, если ответ отсутствует или в работе допущены ошибки в соответствии
0/9, 1/9, 2/8, 2/9, 3/7, 3/8, 4/7, 4/8, 5/7, 6/3, 6/4, 6/5, 6/6, 6/7, 7/0, 7/1, 7/2,7/3,7/4
Внимательно прочитайте задание. На каждый вопрос в тесте соответствует один ответ. В заданиях на конкретные произведения, темы и мотивы лирики надо найти соответствие, где на каждое положение есть один ответ.
Время выполнения задания –15-20мин
Тесты по предмету Литература имеют от 20 до 30 вопросов и применяются для контроля по темам «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь», «И.С.Тургенев», «А.Н.Островский», «Н.А.Некрасов», «М.Е.Салтыков-Щедрин», «Ф.М.Достоевский», «Л.Н.Толстой», «Поэзия серебряного века», «М.Горький», «С.Есенин», «В.В.Маяковский», «А.А.Ахматова», «М.И.Цветаева», «Литература 30-х гг».
Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
Определите мотивы (темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
«Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
«Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
«Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия», «Кинжал».
«Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия».
«И скучно и грустно», «Утес», «На Севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».