зачем один человек унижает другого

Почему человек унижает и обесценивает других

Зачем человек унижает других? Психолог Анна Кирьянова очень четко расставляет все по местам…

Людям не очень высокого душевного роста хочется, чтобы их окружали карлики. И они превращают в карликов своих близких. До чужих сложнее дотянуться. И тех, кто от них зависит, такие люди пытаются превратить в карликов. Унижение других — это стремление скрыть собственный низкий рост. Свою карликовость.

Унижают те, кто низок. Им так комфортнее и безопаснее. Они сами — карлики, злые лилипуты. Даже если кажутся большими и грозными. Они всю жизнь положили, чтобы казаться большими. Но ничего не вышло. Гораздо проще унизить других.

И они трусливы. Тот, кто унижает других, всегда малодушен; у него маленькая и низенькая душа. Вроде детской табуреточки или рыбацкого стульчика. Не душа, а подставочка…

И с этого стульчика они стараются дотянуться до других душ и унизить их. Принизить чужие достижения, душевные порывы, таланты и победы. Красоту или доброту. Сделать их маленькими, низенькими, убогими; а обладателей всего этого — превратить в карликов.

Тогда будет не так обидно. И все будет понятно, а главное — доступно маленькому и скудному уму.

Унизить и обесценить других старается тот, кто низок и ничего не стоит. В глубине души такой человек так себя и оценивает. Потому что мания величия — это обратная сторона комплекса неполноценности.

Пусть разбираются со своими комплексами и маниями. Лучше просто отойти подальше. Или попросить отойти подальше маленького недоброго человечка с его низенькой и убогой табуреточкой…

Новое видео:

Источник

8 причин, по которым одни люди издеваются над другими

зачем один человек унижает другого. brodude.ru 10.06.2019 zSlIHtWHTvuAB. зачем один человек унижает другого фото. зачем один человек унижает другого-brodude.ru 10.06.2019 zSlIHtWHTvuAB. картинка зачем один человек унижает другого. картинка brodude.ru 10.06.2019 zSlIHtWHTvuAB.

Вот несколько причин, почему одни люди травят других.

1. Ощущение превосходства над другими

Некоторые люди склонны к контролю всего и вся и хотят взаимодействовать с окружающими только на выгодных для себя условиях. Если дела идут не так, как хотелось бы, такие люди прибегают к издевательствам.

Чувствуя своё физическое превосходство в школе, университете и даже в рабочем коллективе, они могут прибегать к травле, чтобы получить власть над более слабыми физически и морально. Нередко травители конфликтуют друг с другом, стремясь стать единственным «альфа-самцом» в компании.

Это касается не только физической силы, но и положения в обществе. И поэтому к травле по причине превосходства над другими склонны и мужчины, и женщины.

2. Популярность

Иногда травля может быть проявлением социального статуса. Люди, которые пользуются популярностью, часто высмеивают менее удачливых, особенно аутсайдеров внутри группы. Популярность может побуждать их распространять слухи и сплетни, настраивать других членов социальной группы против определённого человека. И их слушают, так как травители уже получили своеобразный кредит доверия.

Кроме того, травля используется как инструмент для достижения власти в социуме, для привлечения внимания, а также для снижения социального статуса другого человека. Порой именно травля одного человека другим делает последнего популярным, что создаёт своеобразную петлю негатива.

3. Ложное право на ответную реакцию

Некоторые люди, ставшие жертвами издевательств, склонны искать способы отомстить, причём необязательно своим обидчикам. Чаще всего жертвы травли думают, что имеют полное право на ответные действия, так как они сами подверглись издевательствам, и начинают вести себя так же, как и их обидчики, нацеливаясь на более слабого, чем они, человека.

В некоторых случаях жертвы травли даже могут примкнуть к травителям как к более сильным, думая, что таким образом перестанут быть объектами издевательств и даже сами смогут побыть в шкуре обидчика. Яркий тому пример — дедовщина в армии, которая воспринимается жертвами травли как что-то само собой разумеющееся и практикуется ими уже против более молодых сослуживцев, и так по кругу.

4. Низкая самооценка

Люди с низкой самооценкой могут прибегать к издевательствам как к способу скрыть заниженное чувство собственного достоинства. При этом самооценка не повышается и находится на стабильно низком уровне. Любой же отпор травле роняет самооценку обидчика ещё ниже, и он, понимая это, старается охватить своими действиями как можно большее количество людей и заручиться поддержкой сторонников, чтобы свести к минимуму риск ответной реакции.

5. Удовольствие

Некоторые люди, которым просто скучно, иногда прибегают к травле для внесения в свою жизнь волнительных моментов и драмы. В таком случае они выбирают объект травли случайно, не зацикливаясь на определённых деталях и спокойно переключаясь с одной жертвы на другую.

Это один из самых опасных видов травителей, так как они обычно достаточно умны, чтобы не действовать открыто, и предпочитают более тонкие методы воздействия, которые не будут выглядеть в глазах других людей плохим поведением.

6. Предрассудки

Пожалуй, это основная причина травли. И речь не о внешних признаках вроде больших ушей или носа, а о социальных паттернах, вбитых в голову ребёнка родителями, а также обществом и культурой. Из-за этого травитель может испытывать ненависть к определённой нации, причём он не может объяснить, почему именно, считая, что её представители просто плохие и всё, или используя заложенные в его мышление стереотипы.

7. Давление со стороны более сильных членов группы

Порой человек начинает травить другого не по собственному желанию, не испытывая к нему неприязни и не имея проблем с самооценкой, а для того, чтобы заслужить место в определённой социальной группе. Как правило, такая группа предполагает членство физически и психологически сильных людей, и, издеваясь над своей жертвой, человек как бы зарабатывает себе входной билет в это закрытое общество.

Страх быть непринятым в такую социальную группу подталкивает его к более радикальным действиям, порой сильно противоречащим его собственным моральным устоям.

8. Привлечение внимания

Такой вид травли распространён среди детей и подростков и достаточно редко встречается среди взрослых. Дело в том, что ребёнок, чтобы привлечь внимание своих родителей, может начать травить брата или сестру либо выбрать в качестве объекта издевательства других более слабых детей. Такой ребенок чувствует себя брошенным, что озлобляет его и заставляет идти на такие действия.

Помимо этого, травлю для привлечения внимания дети и подростки могут использовать по отношению к объектам их симпатии. Яркий пример — мальчики, которые дёргают девочек за косы, толкают их, высмеивают и в целом ведут себя вызывающе, так как не знают, как выразить возникшее у них незнакомое и непонятное им чувство симпатии к другому человеку.

Источник

Почему люди унижают друг друга?

Унижает тот, кто низок сам.
Антуан де Сент-Экзюпери

Есть кое-что и похуже бедности… Унижение.
Арчибальд Джозеф Кронин

Мелкое, но постоянное унижение не просто мучает и терзает душу человека, оно приводит к чувству самоуничижения, малозначности своей.
Виктор Астафьев

Россия — страна, где любят унижать и унижаться.
Александр Генис

Я выбрал трудную тему. Потому что, когда вопрошал, почему люди убивают друг друга, исходил из однозначности понятия «убийство». А вот унижение — это бесконечность оттенков и значений, нюансов и смысловых тонкостей: унизить, ущемить, обхамить, осмеять, оскорбить, опозорить, опаганить, осрамить, заклеймить, умалить, оплевать, попрать, обесславить, осквернить, растоптать, издеваться, смешать с грязью, вытереть ноги…

Можно продолжать ряд дальше, но ведь еще и — подначивать, поддевать, дразнить, оскандалить, бретёрствовать.

А уж тогда и — провоцировать, троллить, пакостить, эпатировать, подстрекать, клеветать.

И уже вплотную подступает: облапошить, надуть, обдурить, одурачить, обмануть, обхитрить, обмишурить, кинуть, понтануть, провести, обштопать, обжулить, обдуть, обморочить, обуть, нагреть, надуть, объегорить, обвести, обмишулить, околпачить, перехитрить…

Или: зомбировать, оболванить, оглупить, обыдлить, манкуртизировать, йехуизировать…

Воистину богат великий русский язык, неимоверно богат… Причем — я давно обратил на это внимание — богат не столько синонимами понятий добра, мира или любви, сколько — зла, войны, ненависти, недоброжелательности, унижения человеческого достоинства…

Но ведь и самих способов унижения — прорва, бездна, океан: унижают ложью, лицемерием, оскорблением, клеветой, невниманием, упреками, презрением, насмешками, сарказмом и иронией, гневом и жалостью, подачками, нищетой, безнадегой, неверием, ревностью, высокомерием, жестокостью, отчаянием, оскорблением, подозрением, устрашением, несправедливостью, мелочностью, предательством, причинением страданий.

Или — Василий Розанов: «Чем я более всего поражен в жизни? И за всю жизнь? Тем, что благородное всегда в унижении. Свинство почти всегда торжествует. Оскорбляющее свинство».

Или — Иван Антонович Ефремов: «Чем ниже падает нравственность и достоинство в народе, тем сильнее старается он доказывать свое превосходство перед другими, унижая их».

А вот взгляд со стороны, Джордж Оруэлл, «1984»:

«Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно». «Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно. И помните, что это — навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того, чтобы его снова и снова побеждали и унижали».

Потому-то и способов унижения тоже бесконечность — из гордыни и комплекса неполноценности, от инфантилизма и высокомерия, от нищеты и богатства, от пьяной дури и мощи всевластия, из хамских побуждений и барских прихотей, снизу вверх и сверху вниз, всерьез и играючи, чаще всего — походя, ненароком и ПРОСТО ТАК…

В статье о «Природе хамства» я писал, что хамеж как образ жизни — это нарочито демонстрируемое, агрессивное состояние сознания, направленное на унижение чести и достоинства личности другого человека, чаще всего не способного дать адекватный отпор агрессору или троллю. Кое-где оно приняло масштабы национального бедствия, когда агрессия и хамство не просто поощряются, а прямо-таки пропагандируются на всех уровнях частым употреблением. И оттого, кстати, в языке снова-таки огромное количество синонимов хама: хамло, нахал, невежа, простолюдин, невоспитанный, неотесанный, нахал, негодяй, наглец, охламон, невежа, мерзавец, подлец, холуй, мужлан, варвар, солдафон, плебей, животное, ватник, деревня, деревенщина, скотина, дурак, дикарь, забияка, буян, циник, дерзослов, держиморда, троглодит, костолом, сиволап, площадник, неучтивец, тюха-матюха, обормот, хлюст, бурбон, мордоплюй, пентюх, грубиян…

Читая лекции в Корнельском университете американским славистам, Владимир Набоков предпринял огромные усилия, дабы разъяснить студентам суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». С «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» особых проблем не возникало, но вот растолковать американцам, что означает слово «хамство», он так и не смог. Обращение к синонимам ему не помогло, потому что понятные американцам слова insolence (наглость), rudeness (грубость) и impudence («нахальство»), даже английское boorishness глубинную сущность «хамства» не отражают. Да, они тоже травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс справиться с этим злом и что-то ему противопоставить. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что с ним практически невозможно бороться, что перед ним можно только отступить.

Сергей Довлатов, поставив перед собой аналогичную задачу разъяснить иностранцам смысл понятия, пришел к выводу, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности, ненаказуемости, неподсудности хамства, в чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву, хамство убивает ее наповал, потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, ибо хамство — это неравенство дикости и цивилизованности.

Почему русские писатели столкнулись с проблемой непереводимости понятия «хамства» на английский? Сергей Довлатов писал: «Я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и всё поражаюсь отсутствию хамства. Всё, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет». Здесь есть люди грубые, наглые, нахальные, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. «Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно».

С.Довлатов: «И вот так я прожил 36 лет, и переехал в Америку, и одиннадцатый год живу в Нью-Йорке, и сфера обслуживания здесь — не то пажеский корпус, не то институт благородных девиц, и все вам улыбаются настолько, что первые два года в Америке один мой знакомый писатель из Ленинграда то и дело попадал в неловкое положение, ему казалось, что все продавщицы в него с первого взгляда влюбляются и хотят с ним уединиться, но потом он к этому привык».

С хамством в России всегда был полный караул, ибо государство делало с частным человеком что хотело. По словам Дмитрия Быкова, государев холоп по полной оттягивался на просителе, подчиненном, бесправном мещанине. Все хамили бесправному и бедному человеку, ибо все и со всех сторон было государственным, свинцово-всевластным, глумливо-бездушным.

Хамство — яркое проявление исторического невроза. А невроз оттого, что человек не в силах решить свои проблемы по суду, по договору, по справедливости, по закону или кодексу чести. По сути своей каждый хам — это несчастная жертва, заслуживающая сочувствия за скотскую жизнь, за поротое детство, за бескультурье и бесстыдство. В статье «О природе хамства» культуролог и семиотик Юрий Лотман писал, что психологическая основа хамства, — глубинное рабство: «Это психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение, унижая других людей». Хамство — это само-неуважение, соединение униженности и бессилия с выпадением из культурной традиции, духовная разрушительность, угнетенность собственной серостью, внутренняя убогость и духовная слабость. Фактически хамство — это признание жизненного поражения, отягощенное нежеланием это признавать. Хамы — это, прежде всего, люди с низкой самооценкой, невежественные, неотесанные субъекты, а также уверенные в своей безнаказанности. Отсюда причины проявления хамства: элементарная неуверенность в себе, неумение решать спорные вопросы и просто выражать собственную точку зрения культурно, корректно, толерантно, адекватно…

Дмитрий Мережковский, характеризуя мерзости и ужас близящейся революции, не нашел образа более адекватного, чем сравнение ее с Грядущим Хамом. Тому были веские основания: исторические подлости, холопство, духовная самопорабощенность, социальная несправедливость. Дабы подчинить страну власти окончательно и бесповоротно, нужно было спровоцировать ее народ к массовому хамству, создать новый вид общественных отношений — хамский тон. Хамство — сознательное пренебрежение нормами нравственной гигиены, стремление самоутвердиться путем унижения чужого достоинства, своеобразный агрессивный энергетический вампиризм, подпитываемый чужой энергией, сознающий и использующий свою полную безнаказанность.

Социальные сети умножили и развили массовое хамство за счет все той же абсолютной безнаказанности, поставленного на поток троллинга, анонимности, простоты и легкости унижения чужого достоинства. В наши дни хамство стало составляющей пропаганды, ответом на «происки и измышления»… По словам профессора Олега Панфилова, большевики придумали сказку про «светлое будущее», а когда довольно быстро поняли, что у них ничего не выходит, хамство и наглость подменили творческую мысль.

Социальная несправедливость, противостояние непомерного богатства и вопиющей нищеты, отсутствие среднего класса, низкий процент европейски образованного населения, негативное влияние церкви на необразованные народные массы, позволявшее власти выдавливать последние соки из народа, — всё это в совокупности порождало хамство как способ самозащиты, выживания и «спускания пара». Напомню, что у знати издавна сложилась традиция презрительно называть «хамами» представителей низших слоев общества (холоп, лакей, половой), поскольку бояре и дворяне считали их лишенными человеческого достоинства. Даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля «хам» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг.

Агрессивность и хамство — защитная реакция неумех и неудачников на страх, беззаконие, беззащитность: в любой момент у человека можно отнять всё, что имеешь, включая жизнь. В состоянии постоянной униженности, слабости, стресса формируются не галантность и толерантность, а естественная реакция расслабиться — пьянством, разгулом, грубостью, матерщиной, хамовитостью… Бесправие, перманентная борьба за выживание в условиях войны власти с народом порождает необходимость отстаивать свои интересы путем агрессии, потому что их права попросту не действовали, то есть вынуждали человека быть грубым, безжалостным, мстительным, то есть хамом. Хамство, озлобленность. Желание унизить ближнего — естественные защитные реакции на, несправедливость, бессилие, безнадегу. Отвратная жизнь — вот главный источник хамства… Хамство — антропологический феномен, замешанный на состоянии постоянного напряжения в тотально рабском обществе, заключает историк, режиссер, член Независимого совета по правам человека Евгений Понасенков.

«Сегодня… и низы, и верхи говорят на одном языке — хамском. Депутаты оскорбляют избирателей, учителя — учеников, врачи — пациентов, продавцы — покупателей. Дошло до того, что этот язык начали использовать дипломаты на внешнеполитическом уровне, — замечает кандидат психологических наук Юрий Левченко. — Раньше существовали социальные лифты. Государственными служащими становились люди с определенным набором качеств. Они придерживались каких-то норм. Сохраняли достоинство. В XXI веке нет лифтов, есть черные чердачные лестницы, по которым беспринципные и наглые карабкаются наверх и тянут за собой себе подобных. И будущее не зависит от кодексов этики».

Доцент кафедры теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Н. В. Казаринова считает, что чувство безнаказанности возникает у хама потому, что его оппонент или жертва не в состоянии переступить через установленные в обществе правила поведения. Будучи неспособным вызвать к себе положительные чувства приемлемыми способами, хам пытается по собственному сценарию наладить коммуникацию с другой стороной при помощи агрессии, унижений и и оскорблений.

По мнению социолога Алексея Левинсона, хамству во многом способствовало массовое переселение забитого и невежественного крестьянства в города, где все — чужие. Это вызывало у вчерашних крепостных, не приученных к уважительному и даже просто человечному отношению, оборонительную реакцию в виде агрессии: «Моделей поведения, как отыгрывать подобные ситуации, «новые горожане» не имели. И агрессия (а словесная агрессия и есть хамство), как простейшая, почти зоологическая реакция, стала этой моделью».

Бесспорно, хамство является негативным продуктом исторического развития и присуще странам, где вековечно доминировали хозяйско-холуйские социальные отношения и не признавалось равное достоинство за другими. Историческое запаздывание порождало хамство и чувство человеческой неполноценности с такой же необходимостью, как культура, честь и достоинство развивались в цивилизованных странах. Хамство — выкидыш бесправия, невозможности законной самозащиты и защиты персональных интересов. Всё это переходит в состояние бессильной и немотивированной злобы, повсеместно разлитой внутренней агрессии, тотальной и всепроникающей дедовщины. Люди издеваются именно потому, что над ними издевались, и хамят потому, что им хамили.

Психотерпевт Анна Варга считает, что когда неадекватная власть враждебна народу, и фактически осуществляет оккупацию страны, народ теряет представление о том, кто враг, кто свой: «Вот все огрызаются и кусаются». «Хамят потому, что люди думают, что каждый из них заслуживает намного большего, а получает намного меньшее».

Кое-кто считает хамство неизлечимой болезнью, которая как червь подтачивает атавизмы совести и чести, разрушая логику и порядочность. За хамством ничего нет, кроме агрессии и позора, который когда-то Федор Тютчев уместил в несколько строк известного стихотворения. К хамству привыкнуть нельзя, а если оно и есть государственная политика, то вряд ли она найдет отклик у других и прибавит друзей.

Хамство — подполье сознания, низшее «я» индивида, когда тот чувствует приближение высшего, реакция на само существование высшего. Хаму невдомек, что оскорбляя другого, он унижает не его, а себя, еще более очерняет свою душу. Сам факт унижения отравляет, калечит личность…

Не мудреной, не тайной наукой,
проще самой простой простоты —
унижением, страхом и скукой
человека низводят в скоты.

Историческая униженность порождает цепной процесс унижения и самоуничижения, но самое страшное, когда унижают даже не отдельных индивидов, а целые народы, нации, социальные группы, меньшинства… Кстати, еще Александр Сергеевич Пушкин предсказал результат этой цепной реакции: «Толпа жадно читает исповеди, записи etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении».

Нет понимания, что человек, унижающий другого человека, унижает прежде всего себя, что люди с мизерной душой норовят унизить более удачливых и успешных, дабы возвыситься в собственных глазах… Очень многие, дабы обрести уверенность, должны втоптать в грязь другого человека вместо того, чтобы потоптать что-то гадкое в себе… Но глубинная потребность унижать другого человека, поливая его грязью и тем самым пытаясь возвыситься самому, есть моральное уродство…

Особенно опасно и даже смертоносно для становления личности систематическое унижение в детстве. Ибо ребенок не обладает возможностями адекватно ответить, защититься, отстраниться, не понимает, где получить поддержку. Даже на издевательства и унижения в садике малыш может не жаловаться, пока родители не заметят следы побоев или ушибов, или явные изменения психологического состояния ребенка. Именно поэтому о насилии над собой рассказывают спустя многие годы, уже нося жуткие травмы в сознании… Дети, прошедшие школу унижений, без них уже жить не могут…

Только ученые знают цену унижениям в детском возрасте: исковерканная психика, логоневроз (заикание), рабская психология, дедовщина, повышенная преступность… А, может, не все так просто? Ведь именно из рабов получаются самые лучшие надсмотрщики и экзекуторы. Ведь тот, кто терпеливо сносит обиды, рано или поздно за них отомстит…

Великий Иммануил Кант говорил, что ценность человеческого общения определяется взаимным уважением. Это самое главное. Никогда ни один уважающий себя человек не будет унижать другого человека. Взаимоуважительное отношение — залог успешной коммуникации, целительного общения. Надо учиться уважать свою личность, с этого начинается уважение к личности другого человека. А последствия детских унижений приходится оплачивать высокой ценой всю жизнь…

В заключение — несколько советов мудрецов:

Отвечай на оскорбление справедливостью, а на добро — добром (Конфуций).

Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя (Марк Аврелий).

Лучший способ вывести противника из равновесия — не реагировать на его оскорбления.
(С.Лукьяненко).

И — восточная притча:

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *