зачем нужны гаммы на гитаре
Зачем учить гаммы на гитаре?
В отличие от других музыкальных инструментов на гитаре можно получить один и тот же звук на разных струнах. Благодаря этой особенности настройка гитары возможна без тюнера, а лишь по одной струне, под которую подстраиваются остальные. Гаммы и аккорды на гитаре можно сыграть в нескольких позициях. Выучив их, вы будете хорошо понимать расположение нот и ориентироваться на грифе.
Хроматическая гамма
Как запомнить порядок следования нот?
Разбирая хроматическую гамму на одной струне, воспользуйтесь круговой диаграммой полутонов, чтобы понять порядок следования нот при восходящем и нисходящем движении. Но не всегда диаграмма оказывается под рукой, поэтому постарайтесь запомнить, что между нотами ми и фа полтона, как и между си и до. При движении вверх, от всех остальных нот, будет диез. При движении вниз, после каждой ноты, будет бемоль (ми-бемоль, ре, ре-бемоль, до). Затем полтона к си, далее си-бемоль. Теперь вы знаете принцип построения гамм. К счастью, на гитаре 6 струн, потому вам не придется играть мелодии только на одной струне. Остается еще пять, по которым можно играть в позиции.
Мажорные гаммы
Мажорные гаммы задают тональность и используются для построения мелодий. Последовательность нот в одной и той же гамме называется гармонией. Начав с целого тона и продолжив еще одним тоном, полутоном, потом тремя целыми тонами и полутоном, вы вернетесь к той же ноте, с которой начали, но на октаву выше. То есть, пройдете 12 полутонов. Полутон соответствует одному ладу, а целый тон равен двум ладам. Их последовательность создает мажорную гамму, которая является основой для многих популярных мелодий и народных песен. Разучивание гамм на гитаре для начинающих может показаться сложным делом, но это одна из основ построения музыки. Потому так важно запомнить последовательность тонов и полутонов. Особенность мажорных гамм в том, что их можно перемещать по грифу и интервалы сохранятся независимо от того, с какой ноты начать.
Гамма до-мажор на гитаре
Можно играть с ноты до на третьем ладу пятой струны в такой же последовательности: целый тон, целый тон, полутон, 3 тона и еще один полутон. Получится гамма до-мажор на гитаре. Строится она так: до, тон к ре, тон к ми, полтона к фа, тон к соль, тон к ля, тон к си, полтона к ноте до, она на октаву выше начальной ноты. Еще раз: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Когда мы меняем начальную ноту, то получаем другую последовательность. Так как мы начали играть с ноты до и прошли по музыкальному алфавиту до следующей до. По пути нас не встретились ни диезы, ни бемоли. Все ноты были буквенными. Аппликатуры с изображением положения пальцев на грифе – это своеобразные табулатуры гамм на гитаре. Благодаря тому, что на гитаре шесть струн, можно играть в разных позициях и не нужно перемещаться по струне, чтобы воспроизвести мелодию.
Гамма до-мажор в первой позиции выглядит так:
Каждый раз, когда вы практикуетесь, играйте и восходящую, и нисходящую последовательность. Теперь сыграем нисходящую гамму:
Новички, которые только начинают учиться играть на гитаре, часто задаются вопросом: «Зачем разучивать гаммы?» Ответ прост: они полезны для оттачивания техники и увеличения скорости игры. Эта практика помогает развивать слух, запоминать, где располагаются на грифе конкретные ноты и как они соотносятся между собой. Разучивание гаммы на гитаре – отличное упражнение для разминки и закрепления базовых знаний. Если вы хотите заняться импровизацией или сыграть соло, это поможет вам лучше ориентироваться на грифе. Обязательно приобретите метроном и тренируйтесь с его помощью, чтобы научиться чувствовать ритм.
Нужны ли гаммы гитаристам?
Этот вопрос задает мне практически каждый ученик на первоначальном уровне обучения. За свой десятилетний стаж работы я давал разрозненные ответы, которые в той или иной степени убеждали в необходимости этого вида музицирования. В этой статье я постарался собрать ответы на самые популярные вопросы, а также хотел поделиться своим преподавательским опытом на данном этапе.
Исполнение гамм считается необходимым условием обучения на любом музыкальном инструменте. На чем бы вы не учились, вы рано или поздно столкнетесь с необходимостью играть гаммы. Гитара конечно же не исключение, для нашего инструмента тоже существуют различные варианты исполнения гамм: одноктавные, двух-, трёхоктавные. Существует множество редакций гамм: А. Сеговии, М. Каркасси, П. Роча, Р.Зорькина, И.Кузнецова и др. Они сильно отличаются друг от друга в выборе аппликатуры.
Что такое гамма?
Как известно гамма это восходящие или нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав. Как правило педагоги начинают давать гаммы уже на ранних этапах обучения развивая тем самым у учеников беглость пальцев, силу звука и отрабатывая различные приемы звукоизвлечения. Мои ученики также начинают осваивать игру гамм в течение первого года обучения. Работа над гаммами решает целый комплекс исполнительских задач: развитие мелкой моторики, чувства ритма, работа над динамическими оттенками, также штрихами и т.д. На начальном этапе обучения гаммы рекомендуется играть в одну октаву. В середине первого-втором года обучения можно вводить несложные гаммы на две октавы. С трехоктавными гаммами, по моему опыту, справляются ученики на третьем-четвертом году обучения.
Как правильно играть гаммы?
Гамма должна быть исполнена в довольно подвижном темпе ровными длительностями, но в то же время гаммы можно играть различными ритмами: пунктиром, триолями, синкопами, шестнадцатыми, квинтолями. И те и другие способы игры гамм направлены на совершенствование технической базы исполнителя. Гаммы можно играть в интервал. В основном играют гаммы терциями, секстами или октавами. Умение играть гамму параллельными интервалами-очень важный навык для исполнителя. Такого рода сложности встречаются в большом количестве произведений любых стилей.
При разучивании гамм мы неизбежно столкнемся с игрой на разных струнах. Переходы со струны на струну могут выпадать на разные пальцы правой руки. У начинающих, при игре чередованием пальцев в правой руке, зачастую переходы со струны на струну могут вызывать трудности. При внимательном и контролируемом проигрывании гамм эти вопросы со временем решаются. Гамму стоит играть чередованием пальцев с аппликатурой: i,m или m,i. Возможен вариант также: m,a и a,m. И даже возможен вариант: p,i, который на первый взгляд может показаться экзотическим, но в музыкальной практике владение такой техникой игры часто является необходимой. Для развития скоростной техники можно и нужно пробовать аппликатуру: a,m,i. От себя могу добавить, что подобной аппликатурной формулой не стоит злоупотреблять. Освоив новую формулу есть соблазн играть ею абсолютно все пассажи, тогда как довольно часто обычные среднетемповые пассажи можно с лёгкостью сыграть традиционным способом.
Нужно ли играть гаммы под метроном?
Игра под метроном это базовый этап для достижения ровности исполнения гамм. Я рекомендую играть под метроном с раннего этапа работы выставляя медленный темп и постепенно ускоряя его. Как показывает практика игра со счётом вслух результативна в сочетании с метрономом.
Можно ли играть этюды вместо гамм?
Существует распространенное мнение среди музыкантов, что игру гамм можно заменить проигрыванием этюдов, в которых встречаются гаммообразные пассажи. Это мнение не лишено смысла. Каждый этюд написан для отрабатывания того или иного вида техники, в том числе и техники исполнения всевозможных пассажей. Хорошо написанный этюд также может служить для достижения нескольких технических задач. Можно взять для примера этюд 1 М. Каркасси из цикла 25 этюдов оп. 60.
М.Каркасси этюд 1 оп.60 такты 13-14
М.Каркасси этюд 1 оп.60 такты 37-40.
В представленных примерах видно, что здесь обыгрывается гамма ля-минор, а также гамма до-мажор. Помимо этого есть фрагмент с арпеджио.
М.Каркасси этюд 1 оп. 60 такты 29-36
Для наибольшей эффективности работу над этюдами нужно совмещать с проигрыванием гамм. Обычно на технических зачётах в музыкальных школах требуется исполнить гамму и один или два этюда, технический зачёт устраивается с переодичностью два раза в год. Эту практику могут взять на заметку гитаристы, которые учатся самостоятельно или у частного педагога.
Что даёт исполнителю работа над гаммами?
Игра гамм знакомит, а также учит свободно владеть всеми тональностями. Для гитариста это весьма важно, потому что практически нет музыки написанной для гитары в «трудных тональностях» с большим количеством знаков при ключе. Такие тональности как скажем ре-бемоль мажор или ми-бемоль минор являются в гитарной практике малоупотребительными. Если это только не аккомпанемент к песне, где гитарист играет посредством каподастра. Как известно существует 24 тональности, за каждой из которой закреплён свой порядок знаков при ключе: диезов или бемолей. Выучить такой большой объем информации зачастую непросто, но с постепенным освоением гамм это всё-таки возможно.
На гаммах хорошо отрабатывать смену позиций-перемещение руки вдоль грифа. Позиционная смена всегда представляет собой техническую трудность, особенно если речь заходит об игре за 12 ладом. Необходимо, чтобы большой палец левой руки запоминал положение на грифе и при каждой смене позиции непременно возвращался на то же место. Достигается это многократными повторениями.
Проигрывание гамм помогает привыкнуть к новому незнакомому ранее инструменту. Не секрет, что все инструменты отличаются друг от друга. Когда вы берете в руки новую гитару и проигрываете на ней гаммы, вы привыкаете к определенной толщине грифа и высоте струн.
Как добавить мотивации если гаммы играть скучно?
Гаммы играть намного интереснее, если ставить определенные задачи, например, играть с динамикой. При восходящем движении играть крещендо, а при нисходящем диминуэндо. Также возможны любые другие динамические комбинации. А также возможна игра с абсолютной динамической ровностью во всех регистрах под метроном. Гамму также не стоит играть без внимания и контроля, так сказать «без головы». Надо их играть осознанно. Нужно следить за синхронными действиями обеих рук.
Какие разновидности гамм существуют?
В исполнительской практике принято играть мажор натуральный. Но ещё существует гармонический вид мажора, в котором понижается VI ступень и мелодический вид, в котором при восходящем движении играется натуральный мажор, а в нисходящем движении понижаются VII и VI ступени. Минор же играют в основном только мелодический, в котором при восходящем движении повышаются VI и VII ступени, а при нисходящем движении играется натуральный вид минора. Существуют также другие разновидности минора: натуральный и гармонический, в котором повышается VII ступень. Коснемся этой темы ещё немного глубже и скажем, что существуют ещё и старинные церковные лады: ионийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, эолийский, локрийский. Ионийский соответствует обычной мажорной гамме. Лидийский соответствует мажорной гамме с повышенной IV ступенью. Миксолидийский соответствует мажорной гамме с пониженной VII ступенью. Дорийский соответствует натуральной минорной гамме с повышенной VI ступенью. Фригийский соответствует натуральной минорной гамме с пониженной II ступенью. Эолийский соответствует натуральной минорной гамме. Локрийский соответствует минорной гамме с пониженной II и V ступенями.
Если гаммы играть сложно, то существуют ли какие-нибудь упражнения для подготовки пальцев?
Перед освоением гамм можно поиграть некоторые упражнения А. Иванова-Крамского, Э. Пухоля, А. Карлеваро, которые подготавливают пальцы к растяжкам и смене позиции.
Зачем нужны гаммы на гитаре
Зачем и для чего нужны гаммы?!
В процессе своего развития в качестве гитариста, мы рано или поздно начинаем ощущать, что было бы, в общем, неплохо узнать хоть что-то об этих понятиях, которые называют гаммами. Если мы только в начале пути, мы можем вообще не иметь малейшего понятия о том, что такое гамма, и это создает некую мистическую ауру вокруг этого процесса.
Следующее, что обычно происходит, у нас появляется неясное впечатление того, что этих гамм, оказывается слишком много. Вам начинает казаться, что их сотни. А есть даже энциклопедии гамм, где могут быть тысячи этих маленьких отпрысков! И сама перспектива изучения всей этой ерунды заставляет нас слабеть в коленках. И именно на этом этапе у нас появляются вопрос: какое дело всем этим гаммам до нас и до наших отношений с гитарой? Мы спрашиваем: «А сколько их мне надо знать вообще? И чего мне с ними потом делать?»
И вот мы ищем ответы на эти вопросы. Мы читаем журналы и находим там море крутых профессиональных гитаристов, рассуждающих о предмете – и это еще больше нас запутывает. Один говорит, что нужно знать сотню способов сыграть мажорную гамму и еще сотню способов сыграть минорную гамму, а потом переходит к более экзотическим ладам. А другой парень, не менее крутой и известный, утверждает, что использует всего пару гамм, и то иногда. После этого у нас начинаются «конвульсии».
Мы попытаемся немного прояснить этот вопрос. Для начала, обрисуем суть предмета и постараемся дать вам понимание того, что такое гаммы, для чего они используются и как они используются разными гитаристами. Когда вы усвоите эти вещи, вам будет легче решить надо вам оно или нет.
В музыкальном аспекте гамма, это серия нот, которая следует одна за другой. Самое важное в гамме – это расстояние между нотами, и здесь под «расстоянием» мы имеем в виду музыкальную высоту ноты. Именно это расстояние определяет эмоциональное содержание музыки. Это одна из важнейших концепций, которые должен усвоить каждый музыкант, и большинство это знают, но на интуитивном уровне. Для тех, кто хочет глубже понять теорию музыки, эта концепция должна быть полностью осмысленна. Мы не буду слишком в нее углубляться в этой статье (хотя она того заслуживает), но постараемся передать суть концепции, изучение которой вы сможете продолжить с учителем.
Если мы берём ноту на гитаре и, затем, играем ее еще раз, разницы в высоте не будет. Если мы играем ноту, а затем берём ноту на соседнем ладу, расстояние составит половину тона. Если мы сыграем ноту, а затем возьмём ноту через лад – расстояние между ними составит один тон. Если мы возьмём ноту на третьем ладу – это будет минорная терция. Все эти расстояния называются интервалами. Взяв минорную терции, которую мы упомянули выше, вы услышите некое «эмоциональное содержание». Минорная терция присутствует в минорном аккорде, и именно она придает минорным аккордам некий печальный призвук. Когда вы играете блюзовую гамму – это первые две ноты, и именно они придаёт блюзу тот самый «блюзовый» оттенок (или является его частью).
Пока что, достаточно информации об интервалах. Просто хочется, чтобы вы знали об их существовании и что они несут эмоциональную нагрузку музыки. Запомните, что гамма состоит не столько из нот, сколько из расстояния между ними. Есть разные типы гамм, минорные, мажорные, уменьшенные и т.д. Каждая гамма характеризуется особенным рисунком расстояний между нотами, и именно он придает каждой гамме свою уникальную звуковую окраску. В дальнейшем вы увидите, что гитаристы, играющие в разных стилях, используют разные типы гамм. Гитаристу, играющему рок/блюз, возможно, никогда не придется использовать мажорную гамму.
Так как каждый тип гаммы использует свои интервалы между нотами, гамма будет восприниматься на слух одинаково, даже если в ее название стоит другая буква. Например, если вы играете гамму До-мажор, или Ре-мажор, или Соль-мажор, все они будут иметь одинаковый рисунок интервалов и одинаковое количество нот, они будут звучать одинаково в смысле «эмоциональной окраски». У минорных гамм другая схема интервалов, поэтому их звучание будет иметь другую окраску. Используя эту аналогию, мы можем сравнить гамму с цветовой палитрой.
Итак мы определились, что гаммы, это то, из чего строится музыка. В самых разных стилях музыки мы можем вдруг осознать, что просто играем какую либо гамму туда-сюда а потом опять обратно. Поэтому было бы неплохо узнать, как их играть и зачем. Если думать о гаммах в аспекте гитарной техники, мы поймем, что гамма – это цепочка нот, чем быстрее мы ее играем – тем круче. Но дело в том, что для гитариста гаммы представляют намного более сложную задачу, чем для других музыкантов. Пианисту нужен только один палец для того чтобы взять ноту, а гитаристу нужно координированное действие сразу двух (или пальца и медиатора) – и это все осложняет. Как гитаристу, вам этот факт будет немаловажен.
Почти все гитаристы-студенты оказываются неготовыми к эффективному изучению гамм, когда до этого доходит дело. Синхронизация рук должна стать физической привычкой для того, чтобы игра гамм была полезна, а не вредна. В своей знаменитой коллекции гамм для классического гитариста Сеговия писал: «изучение гамм решит множество технических проблем в более короткий отрезок времени, чем любое другое техническое упражнение». Другими словами, если вы хорошо играете гаммы, и можете заставить свои пальцы передвигаться в нужном направлении, вы также можете делать многое другое. Получается, что изучение гамм, это одна из лучших вещей для ваших практических занятий и улучшения вашей техники.
И вот мы пришли к одному из основных пунктов этой статьи: гаммы, даже при их минимальном использовании, являются основным техническим упражнением для любого гитариста. Для неимпровизирующих гитаристов (например, классических), это их основная функция, им не нужно знать миллион гамм. Для технических упражнений мы просто выбираем те, которые нам больше всего для этого подходят. В коллекции Сеговии большая часть гамм – это одни и те же гаммы, просто передвигаемые по грифу. Конечно, есть много вещей, которые нужно знать для того, чтобы правильно использовать гаммы для развития техники. Многих студентов неправильная практика приводит в никуда. Но это совсем другой аспект, который мы не будем здесь затрагивать. Но, в любом случае, вы должны понимать, что игра гамм является достаточно сложным предметом и нельзя недооценивать вопрос: как их правильно играть. И еще, интерпретируя слова Сеговии, мы можем сказать: «если вы имеете представление о том, как правильно играть гаммы, вы имеете представление и о многих других технических аспектах игры на гитаре».
Как вы, наверное, уже поняли, количество и состав гамм, которые нужно знать гитаристу, зависит от стиля, в котором он играет. Вот базовые рекомендации для того, чтобы вы могли определиться, как ввести гаммы в вашу игру:
— Всем гитаристам необходимо знать мажорные гаммы в первой позиции в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми, а также, для общего развития, параллельные минорные гаммы к ним.
— Все гитаристы должны знать сдвигаемые рисунки гамм. Мажорные гаммы, которые играются от второго пальца на шестой струне – и от второго пальца на пятой. После этого, мажорные позиции от четвертого пальца на шестой и пятой струне.
— Более амбициозные гитаристы должны знать мажорную гамму от первого пальца на шестой и пятой струне. Если вы знаете эти позиции (шесть мажорных гамм), вы также знаете все арпеджио и эти гаммы во всех тональностях.
— Тем, кто играет блюз и рок необходимо знать пентатонику во всех позициях (их всего пять). И, естественно вам, понадобится знание стандартных ходов для использования их в импровизации в разных тональностях (в первую очередь Ля и Ми).
— Для тех, кто хочет импровизировать в таких стилях, как джаз или фьюжн, после изучения вышеупомянутых гамм придется перейти к тем самым гигантским каталогам гамм, о которых мы упоминали.
Естественно, этим предмет не исчерпывается, но, надеемся, мы дали вам его базисное понимание. Удачи в поисках ваших гамм!
Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы
Разновидности гамм
Гаммы на гитаре бывают следующих видов:
Первые две относятся к диатоническим гаммам и содержат в себе 7 нот. В хроматической гамме присутствуют все 12 звуков и интервал между каждой ступенью равен половине тона. Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней. Образуется путем «выкидывания» из мажорной или минорной гаммы 2-й и 6-й ступеней. Блюзовая гамма это разновидность пентатонической. Ее можно построить, если добавить так называемую блюзовую ноту (об этом ниже).
Как построить гаммы на гитаре
Мажорная гамма на гитаре
Схема построения выглядит следующим образом (указаны интервалы между соседними нотами):
Минорная гамма на гитаре
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Если в миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получим гармонический минор.
Хроматическая гамма
Хроматика состоит из всех 12 звуков, интервал между которыми равен половине тона. На одной струне это будет, например, от нулевого лада до 12-го по порядку.
Пентатоническая гамма
Если из обычной мажорной или минорной гаммы убрать 2-ю и 6-ю ступени, получим пентатонику. В зависимости от родительской гаммы, различают мажорную и минорную. Подробнее можете почитать здесь: про пентатонику
Блюзовая гамма
Образуется, если добавить в пентатонику пониженную квинту, так называемый, блюзовый тон. Он придает гамме характерное блюзовое звучание.
Как правильно играть гаммы
Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо. Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.
Отличное видео про гаммы:
Зачем учить гаммы
А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.
Аппликатуры гамм на гитаре
Список статей про гаммы
Примеры популярных гамм на гитаре
Гамма до-мажор
Красными точками обозначена тоника гаммы.
Гамма ля-минор
Гаммы на гитаре. Табы
Здесь вы можете скачать табулатуры самых часто используемых гамм.
Позиции мажорных гамм: Скачать
Заключение
Несомненно учить гаммы нужно каждому начинающему гитаристу, не пренебрегайте этим. Знание гамм даст вам свободу в импровизации, вы научитесь сочинять музыку и ваш общий гитарный уровень будет выше. Но не зацикливайтесь на одних только упражнениях и игре гамм. Помните, что инструмент мы берем в руки в первую очередь, чтобы играть музыку, а не гонять упражнения по грифу.
О пользе гамм
Эпиграф:
Если свести меня с пути захочешь ты,
Убить мой скилл и обменять на кокса грамм,
Тебе отвечу — «Не надейся, не оставлю,
Я практику арпеджио и гамм»!
Большинство учеников IRockStar, в той или иной форме задаются вопросом «ЗАЧЕМ ИГРАТЬ ГАММЫ?»
Они приходят к нам — глаза горят. Они жаждут шпилить что-то крутое, а ты им «так, Эдик, сейчас играем До мажор». И блеск в глазах тускнеет, лицо приобретает выражение изумленного фламинго, мотивашка падает под плинтус. Узнали себя? Вот вам следующая информация.
1. Гамма развивает слух.
Если твои гитарные цели не высоки, ты хочешь шкрябать простые песенки из «Ютуба» и как обезьянка повторять «0-3-5-0-3-6-5», то можешь дальше не читать. Для всех остальных — вопрос — хотели бы вы услышать какую-то мелодию и сразу мгновенно сыграть ее? Без табов или нот. Хотели бы вы услышать песню и мгновенно подобрать аккорды к ней или запилить соло? Если да — ИГРАЙТЕ ГАММЫ.
Гамма — это экстракт музыкального произведения. Это буквально то, из чего состоит любая песня, мелодия или рингтон на мобиле. Когда ты играешь гамму соответствующей тональности, твой мозг уникальным образом формирует связь: услышал музыку — команда пальцам — пальцы сыграли правильную ноту. Практикуя гаммы, ты магическим образом приобретаешь умение «ткнуть» пальцем в ту ноту, которая гарантированно будет классно звучать.