зачем нужны депутаты государственной думы
Статус и полномочия, порядок формирования и Регламент Государственной Думы
Списки депутатов
История Государственной Думы
История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения.
В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза.
В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.
Зачем в России депутаты?
Без «громоотвода» разряд негатива пронижет всю «вертикаль». Зато с оным, даже не «царь хороший, бояре плохие», а «челядь» напортачила
Это мнение бытует, ибо старательно привносится — не слишком ли дороги «народные слуги», и вообще, к чему такая блажь? Речь, конечно же, о депутатах и прежде всего — Государственной Думы. Мы сейчас не будем говорить про идеал. Про законотворчество не для власти, а для общества. Про легитимность сакрализующую легальность. Про взаимоконтроль разделённых законодателей и исполнителей. Про дискуссии, в ходе которых и должен определяться социальный баланс, когда каждый должен чем-то поступиться, но никто не должен проиграть.
Увы, ничего подобного нет и в ближайшее время, вряд ли предвидится. По целому ряду причин с наиглавнейшей — сохранением святой «стабильности» для машинистов «высших эшелонов». Отечественная политоЛохия именует это «консенсусом элит», ибо любые политические «колебания» чреваты потенциальным спросом за управленческие просчёты, чего допустить ни как не можно. Поэтому, требуются «спокойные» для спокойствия. Чтоб не столько писали «буквы закона», сколько занимались оформлением. Однако, помимо юридического «дизайна» и выписывания правовых «вензелей», существует у российских парламентариев и другая функция, поважней.
Если за 10 лет проанализировать исследования организаций, занимающихся изучением общественного мнения, то все они от ВЦИОМа до «Левады»* отражают характерную особенность. Доверие респондентов к таким государственным институтам, как президент, правительство, губернаторский корпус всегда в 1,5−2 раза выше, нежели чем к Государственной Думе и Совету Федерации. Причём, нижняя палата парламента РФ у населения котируется ещё меньше, чем верхняя.
Оно вроде бы интуитивно объяснимо, ведь именно с депутатов начинается информационная цепочка по внедрению тех или иных решений. Однако другие властные «звенья» тоже «причём» — сенаторы закрепляют, президент фиксирует. Ну, а далее «исполнительская вертикаль» — от кабинета министров до чиновников и охранителей — занимаются тем, что называется «правоприменительной практикой».
Казалось бы, даже самый совершенный механизм, эталонно спроектированный, и собранный без ошибок может заклинить в неумелых руках. Не зря народная мудрость гласит — дело было не в бабине, остолоп сидел в кабине. В этом смысле претензий к «водителям» должно быть не менее чем к «конструкторам», но, согласно практически всем социологическим замерам, последние всегда «виноватее» первых.
Возразят — да вы взгляните на этих «конструкторов», собранных в нижней палате № 6 и № 7 (по порядковому номеру Созыва, так как рассматривается период за 10 минувших лет). Это они-то должны предоставить обществу «идеальные чертежи»? Ну, лишнего я, конечно, на них наговаривать не стану, не для того, выборная система в России постоянно «улучшается», чтобы хотя бы иногда выигрывали все, а не только лишь некоторые. Сложно метать в «дурака» с теми, кто объявляет козыря не по раскладу, а на своё усмотрение. Впрочем, сейчас не о правилах игры, а о том, кто крайний.
Депутаты бесят электорат, не потому что они «хуже» чиновников. Просто они более медийно открыты, например, содержание парламентариев (здесь не только зарплата) гораздо проще посчитать, нежели, скажем, затраты на администрацию президента.
Непопулярные инициативы тоже намеренно ассоциируются в общественном сознании с конкретными фамилиями «народных слуг», мол, это они всё придумали, а остальные «одобрямсы», либо читать не умеют, либо смысла не понимают, когда подписывают и исполняют. Да и все скандалы выносятся «из избы» на Охотном ряду не в пример громче по сравнению с остальными «башнями» власти.
Всё вышесказанное отнюдь не в защиту «качества депутатского материала» (при отрицательном отборе, с ним всё ясно), а на понимание, для чего «слуги» нужны в таком виде. В условиях накапливающегося негатива без соответствующих «громоотводов», отрицательный разряд «недоверия» пронижет всё сверху донизу. А так, даже не «царь хороший, бояре плохие», а какая-то «челядь» напортачила, которую никому не жалко. И под шумок, в проброс «спасительный вывод»: всем должны заниматься «профессионалы».
Вот, кто такие эти «профессионалы», особенно когда в Основном законе государства до сих пор записано: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными» (статья 32). В сей принцип уже внесены коррективы — не все и не всегда, хотя в Конституции русским по белому значится: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Любой нижестоящий правовой акт, не может расширительно толковать и противоречить вышестоящему, но кого у нас волнует юридическая иерархия и «верховенство закона».
Забавно другое, как ненавязчиво общество приучают к мысли, что государственное управление не для всех. Дескать, не каждая «кухарка» и так далее. Вот какое образование должно быть у потенциального президента: военное, экономическое, юридическое, либо все сразу? Времени-то хватит (не для диплома получения, а для глубокого изучения)? А новый губернатор, он, в чём предпочтительнее «профессионал» — в дорожном покрытии или ставке рефинансирования? А кому «профессионально» писать законы для Интернета?
Сословно-монархическое управление сошло на нет, не потому что «закончились» монархи или «разбежались» сословия. А за неэффективностью при возрастании человеческой популяции и увеличивающихся в связи с этим потоках информации. Однако в Российской Федерации, возникшей на разделе собственности, понадобилось закрепить новый «статус-кво», отсюда возврат к прежним установкам «правления немногих».
Наверное, с эпохи Смутного времени, отечественные широты не видывали столь анти-национальной и примитивной элиты, как последние 30 лет. Когда-нибудь историкам понадобится краткий определяющий термин для обозначения и этого периода, думаю, что «Мутное время» в самый раз.
Осовременить «бояр» эвфемизмом «профессионалы» — и прозит! Депутаты же своим примером должны подтверждать «сословное правило», соглашаясь с функционалом «козлов отпущения», дискредитируя «выборность». Все опросы общественного мнению подтверждают — «козлов» не любят, ими можно пожертвовать. В отличие от «пастухов», коим «доверяют».
* «Левада-центр» решением Минюста РФ от 5 сентября 2016 года включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента.
Чем занимаются депутаты
В последние годы слово депутат прочно вошло в нашу жизнь. Однако для многих оно несет негативный оттенок. Часто люди представляют его как такого себе «решалу» на мерседесе, либо просто негодного человека, бездумно нажимающего кнопки при голосовании. Такой стереотип закрепился в общественном сознании, именно таким видит депутата обыватель. А как обстоит дел на самом деле? Чем занимаются депутаты? Какие вопросы они решают? Откуда вообще взялось само понятие?
Происхождение термина
Согласно словарям, происходит это слово от латинского deputatus, то есть посланный. Так называли человека, который выражал общее мнение определенной группы. То есть люди собирались вместе согласно собственным интересам и из своих рядов выдвигали того, кто затем их интересы представлял. Такой механизм формировался столетиями.
Путь проникновения термина на территорию Руси ученым до сих пор не понятен, но уже в начале 17 века он появился и в России.
Кто такие и чем занимаются депутаты?
Сегодня депутат — это человек, выбранный гражданами в органы власти. Он представляет интересы избирателей и защищает их права.
Главным представительным органом большинства стран является парламент. Он может быть однопалатным и двухпалатным. Своих представителей в нем имеют все жители страны, и каждый регион. Весь состав однопалатного парламента и нижняя палата двухпалатного избираются на всеобщих выборах.
В России для того, чтобы стать членом депутатского корпуса нужно пройти на выборах по партийным спискам, либо победить всех конкурентов из списка кандидатов по округам.
Статус избранного зависит от уровня, на который он избирался, то есть можно стать депутатом:
Основной задачей депутата является защита интересов граждан и взаимодействие между различными группами интересов. Говоря проще, народный избранник должен стать посредником между людьми и властью, оказывать помощь в решении различных вопросов опираясь на юридические нормы.
В зависимости от статуса депутаты имеют различные полномочия.
Чем занимаются депутаты и за что они отвечают?
Те, кто работает в Государственной Думе занимаются законотворчеством, контролируют работу правительства, имеют право выражать недоверие президенту. От их решений зависит, как будет развиваться страна, в каком направлении двинется общество.
Региональные депутаты решают соответствующие проблемы на уровне своих регионов.
Самыми близкими к народу являются муниципальные депутаты. Они отвечают за благоустройство города, занимаются вопросами городского досуга. От них зависит капитальный ремонт наших домов, и наличие в городе парков и скверов. Именно они решают какими будут местные налоги и сборы и на что потратить городской бюджет.
По закону такие народные представители обязаны раз в месяц встречаться с избирателями, и не реже раза в год информировать их о своей работе.
Независимо от статуса, все депутаты пользуются неприкосновенностью. В отличие от своих коллег из Государственной Думы, местные избранники не получают зарплату.
Подводя итог можно сказать, что основной обязанностью народных представителей является отстаивание прав своих выборщиков. То есть они должны печься об интересах граждан постоянно. Жаль, что на практике мы сталкиваемся с совсем другой реальностью. Причем так происходит повсеместно. В какой бы стране мира ты не жил, везде существует недовольство.
Можно ли с этим что-то сделать? Даже и не знаю…
Зачем нам нужны депутаты?
На самом деле, депутат – это не свадебный генерал, не клоун по вызову, и даже не дорогостоящая подтанцовка для Главы исполнительной власти. Это лицо, выбранное гражданами в органы власти, чьей задачей, как правило, является контроль за исполнительной властью, представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Вы, наверное, удивитесь, но в полномочиях депутатов не прописаны обязанности восторгаться губернатором и, не глядя, голосовать за любые инициативы, исходящие от него. Парламент – это юридически равноправный орган власти наряду с исполнительной властью. И, по своей задумке, он должен быть оппозиционным правительству, обязан критически подходить к деятельности чиновников, контролировать выполнение законов, принятых депутатами.
Если открыть Конституцию Республики Тыва, то там можно найти, к примеру, Статью 98 об «Организации работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», Статью 101 о «Статусе депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», Статью 102 о «Законодательной инициативе Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», Статью 103 о «Полномочиях Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».
Кроме Конституции в нашем регионе имеется ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА от 17 января 2011 года N287 ВХ-I «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», в котором подробно расписаны все права и обязанности депутата. Газетная площадь не позволяет цитировать огромный многостраничный текст Закона, но вы всегда сможете найти его в открытом доступе.
Впрочем, некоторые пункты стоит озвучить.
Например, в Статье 103 Конституции РТ:
8) утверждение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва республиканского бюджета, контроль за его исполнением;
Это главная функция депутата, влияющая на жизнь всего населения. Но когда в последний раз вы слышали дискуссию о принятии бюджета? По-моему, со времен разгрома команды Василия Оюна никаких споров в стенах Верховного Хурала не бывало. С одной стороны общий объём бюджета растёт из года в год, а с другой – население нищает с той же скоростью, с какой растёт бюджет. И куда уходят дополнительные средства – депутаты не спрашивают и нам не рассказывают.
10) определение порядка использования земли и других природных ресурсов республиканского значения, охраны объектов истории, культуры и природы, передачи объектов государственной собственности Республики Тыва в муниципальную;
Земля – это один из важнейших вопросов нашего региона. При немалой территории Тувы и не слишком высокой плотности её заселения, оказывается, очень трудно получить землю для строительства жилья. Куда ни плюнь – попадёшь на землю какого-нибудь даргалара. А депутаты как бы нипричём.
13) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва;
Любая продажа за бесценок государственной собственности в угоду отдельных чиновников происходит при попустительстве депутатов. Если бы они были не бессловесными марионетками, у нас бы не было таких ситуаций, когда здания фабрик и гостиниц вдруг оказывались в руках всем известных начальников.
14) установление республиканских налогов, а также порядка их взимания, определение порядка выпуска республиканских займов и ценных бумаг;
Депутаты могут влиять на размеры поборов с населения. Облегчить положение наиболее бедных, упростить фискальное давление на бизнес для немногочисленных предпринимателей. Но не пользуются этим правом, без споров и обсуждений принимая всё спущенное с правительства. Единственное – не забывают пробить какие-нибудь очередные льготы и преференции себе любимым и своим спонсорам. Например, при остром дефиците бюджета Глава, при молчаливом согласии депутатов, взял да и освободил китайскую компанию «Лунсин» на 10 лет от налогов, которые только в 2017 году составили 700 млн. рублей.
15) назначение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва;
16) назначение по представлению Главы – Председателя Правительства Республики Тыва и иных лиц, если это предусмотрено федеральным законом, на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Республики Тыва, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Тыва;
То есть, депутаты должны управлять кадровыми назначениями на ключевых должностях в правительстве. Но сегодняшние «избранники» этим правом не пользуются.
В Законе Республики Тыва «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва», в Статье 9 написано:
1. Депутат Верховного Хурала поддерживает постоянную связь с избирателями округа, от которого он избран, ответственен перед ними и подотчетен им.
3. Депутат Верховного Хурала регулярно информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Но вдруг в 2017 году наши депутаты дописали в эту Статью ещё один пункт:
9. Правительство Республики Тыва определяет специально отведенные места для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, а также определяет перечень помещений, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Тыва для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, и порядок их предоставления. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования для проведения встреч депутатов Верховного Хурала с избирателями, и порядок их предоставления.
Этот пункт №9, по сути, отменяет предыдущие пункты Статьи и показывает всю ничтожность и убогость нынешнего состава Верховного Хурала. Народная поддержка своих избирателей – это главная защита и опора любого депутата. Но они голосованием за эту поправку добровольно вручили свои намордники с поводками в руки чиновников, над которыми и должны были надзирать. И теперь губернатор будет решать где, когда и с кем депутаты смогут встречаться.
Зачем нам нужны эти депутаты? Государственная дума, которую вы не знаете.
Кто заседает в нашей Государственной Думе? О чем они думают и думают ли вообще? Все мысли только о народе. О себе и подумать то некогда. Не доедают, не досыпают. Все думают и думают. Наткнувшись на некоторую информацию, я была мягко говоря в шоке от того, что творится в нашей Государственной Думе. У меня возникли некоторые вопросы, на которые не нашлось нормального ответа. Но хватит лишних слов. Перейдем к теме статьи.
Если немного покопаться в интернете, то можно найти много забавных и если вдуматься, то не очень, фотографий. На них наши «многоуважаемые» депутаты сидят и развлекаются в своих креслах, особо видимо не заморачиваясь вопросом о том, где они находятся.
Я более чем уверена, что сейчас найдутся особо сердобольные люди, которые скажут, что многие из этих фотографий сделаны во время перерывов, когда просто нечем заняться. И они имеют полное право дурачиться в свободное время как им вздумается.
На это у меня есть два аргумента :
Вы можете посмотреть на этот скандальный и вопиющий случай абсолютного безразличия к своему государству и народу. Идет обсуждение проекта федерального бюджета. Тут вообще без комментариев:
А вы только вдумайтесь, сколько подобных событий не попали под прицел телекамер и фотокамер и мы про них не знаем. Было-бы забавно увидеть «напряженный» рабочий день слуг народа.
Идем дальше. Сейчас будет забавный и грустный факт одновременно. Но сначала для справки. Для того чтобы законопроект попал в Совет Федерации, он сначала должен пройти 3 чтения в Государственной Думе. В течение этих чтений происходит всесторонний анализ и обсуждение будущего законопроекта. Вносятся замечания и конструктивные предложения по его улучшению.
Так же, очень важным моментом является возраст депутатов Государственной Думы. Если посмотреть поверхностно, то можно подумать, что все там с этим в порядке. А если присмотреться, то порой попадаются такие кадры, от которых возникают не только вопросы, но и полное недоумение.
Про то, какие зарплаты получают наши депутаты, можно прочитать здесь.
Фотография и ролик взяты из поисковых систем Яндекса.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов