зачем нужно развиваться человеку интеллект и личность
Зачем человеку высокий интеллект?
Сейчас модно быть умным. Интернет пестрит различными рекламами способов развить свой мозг, предлагаются тренажёры, задачи, даже «диеты для мозгов». Сложно найти человека, который хотя бы раз не проходил тест на IQ. Даже некоторые учебные заведения и работодатели при оценке качеств человека опираются на подобные тесты.
АйКью — как много в этом звуке. А ведь этот тест слишком примитивен и односторонен. Проверка коэффициента интеллекта состоит лишь в оценивании способности испытуемого находить закономерности. Безусловно, это немаловажная составляющая интеллекта, но далеко не весь интеллект.
Но речь пойдёт не о тестировании, неполноценность которого очевидна, а об интеллекте как явлении и его необходимом уровне. Явлении, впрочем, свойственном не только человеку.
Каждый, кто на уроках естествознания не хлопал ушами, знает ответ на вопрос «Что выделяет человека среди остальных животных?». Это развитый разум. Уточнение «развитый» необходимо, потому что многие животные тоже обладают разумом.
Но человек — особенный. Он не просто научился делать дубинки (на что способны и обезьяны) и добывать огонь, он сформировал грандиозную «оболочку» — антропосферу. Именно исключительно высокая способность изменять окружающую среду и возвысила нас над стаями мохнатых и пернатых, которые хоть и используют какие-никакие орудия, но не могут заполучить в свои владения такую значительную часть биосферы.
Разумеется, обязаны мы этим своему интеллекту.
Но что мы подразумеваем под высоким интеллектом?
Это умственные способности, которые превосходят средний показатель вида — то есть индивид обладает более развитым интеллектом по сравнению с большинством себеподобных. И сейчас это очень-очень модно.
Высокий интеллект возвели в культ. В такой же, в каком пару-тройку веков назад было благородное происхождение. Опять-таки уточняю: «высокий», потому что интеллект есть у всех.
В разные времена в различных кругах входили в моду различные свойства индивида — в начале нашего века было модно быть грустным и романтичным, не так давно в чести были (да и до сих пор есть) циничность и грубость, за что скажем спасибо британскому «Шерлоку». Недавно появилась тенденция приписывать психические заболевания, опять-таки благодаря «Шерлоку», и теперь интернеты кишат мамиными циниками, папиными социопатами. (Интересно если ваш любимый персонаж страдает диабетом, вы все поголовно захотите им заболеть?)
Люди пытаются изменить себя, подстроиться под моду. То же касается и интеллекта — теперь многие всеми правдами и неправдами стремятся развить свой ум.
Я не могу сказать, что это плохо. Не берусь утверждать, что это недейственно. Я лишь отмечаю факт того, что высокий интеллект возведён в культ, а любой культ имеет минусы.
Обладание высоким уровнем интеллекта ещё не означает эффективности его использования.
Я не стану судить Мэрилин Савант за то, что она не привнесла в развитие человечества такого вклада, о котором знает если не каждый школьник, то хотя бы каждый студент. Не мне говорить о её жизни и достижениях.
Казалось бы, Гитлер со своим IQ в 141 балл должен был сообразить, какую дичь он творит и что ничем хорошим это не кончится? Опять же, не мне судить. (Как, кстати, определили его IQ? Воскресили и заставили пройти тест?)
Нет, простые наблюдения, а также исследования многих ученых (Кейта Становича, например) говорят о том, что IQ до небес не делает одного человека более эффективным существом в сравнении с его собратом, обладающим меньшим показателем в пределах нормы.
Куда более важным является кристаллизированный интеллект — наши навыки, знания и опыт, которым большинство, почему-то пренебрегает. Да, рациональное мышление, благодаря которому люди и достигают успеха в различных областях, тоже является навыком, полученным в процессе развития. Без знаний и навыков все ваши хваленые 1000500 баллов — ничто.
Чтобы совершить научное открытие не обязательно быть гением от рождения. Достаточно рационального подхода к проблеме.
Не IQ, а рациональное мышление помогает нам прийти к верному решению, а чтобы мыслить рационально, среднего показателя интеллекта вполне хватает. Конечно, интеллектуальная недостаточность почти всегда исключает возможность подобного, так что дойти до определённого уровня развитие интеллекта всё же должно.
Подытожим: чтобы твоя деятельность была эффективной, не надо быть умным, достаточно лишь не быть тупым.
Средний интеллект не делает человека неполноценным в мире гениев, соображающих на более высокий балл. А в итоге человек, рациональнее применивший способности, оказывается эффективнее.
Зачем нужно развиваться человеку?
Понятие «саморазвитие» в современном мире очень модное, но вот настоящих успехов в развитии себя достигает совсем мало людей из всех, кто пытается. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо глубже понять, что такое саморазвитие. Улучшить саморазвитие вы сможете с помощью онлайн-журнала — bonug.ru, где опубликованы статьи на данную тему.
Что такое развитие и саморазвитие?
Развитие — это раскрытие в человеке его талантов, умений. Изменения в нем, которые достигаются путем целенаправленных действий.
Саморазвитие — это процесс, в котором человек старается раскрыть в себе сам свои способности и таланты путем доступных для этого средств. Саморазвитие невозможно без личного желания личности делать себя лучше. Оно подразумевает постоянную и сложную работу, которая должна развивать знания, навыки или таланты.
Зачем вообще развиваться?
Развиваться необходимо хотя бы для того, чтобы найти свое собственное Я. Понять, что ближе и важнее, а что не имеет значения. Найти в своей жизни что-то, действительно имеющее значение. Развиваться стоит, чтобы знать, куда идти.
Почему люди не достигают успехов в саморазвитии?
Зачастую, это происходит из-за того, что люди не правильно саморазвиваются, подбирают не лучшие способы достижения своей цели.
Например, личность может перечитать тысячи книг, которые написаны в интересующей области, но в жизни так и не применять все эти многочисленные наработанные в книгах знания. На самом деле это вообще не является саморазвитием, это просто коллекционирование знаний в своей голове.
То же касается и посетителей различных мастер-классов, которые никак не используют в жизни полученные знания.
Ну или такой вариант, что человек фокусируется на чем-то одном в своей цели, но не берет во внимание все остальное. Тяжело похудеть, если вы будете из диеты, спорта, питья большого количества воды выбирать что-то одно.
Без учителя также тяжело многого добиться. Большинство успешных людей имели своего наставника, поэтому ориентироваться лишь на себя не стоит.
Саморазвиваться и просто развиваться важно, но только если вы делаете это правильно и не тратите кучу времени в пустую на получение знаний, которые вам либо вообще не нужны, либо которые вы не применяете в жизни.
Дата публикации : 5 мая, 2020
Зачем нужно развиваться человеку?
В современном обществе, в обществе, где правит культ денег, человек уже не понимает, зачем нужно развиваться духовно, интеллектуально, ведь если есть деньги, значит, есть и власть.
Кто сильнее, тот и прав, остальное человека не волнует, таким образом, он направляет себя только в одно направление, как заработать денег больше, чем больше зарабатывает, тем больше ему еще хочется, больше денег-больше власти, больше власти-больше денег – порочный, замкнутый круг.
По такому принципу живут большинство, некоторые понимают (в основном пожилое поколение), что так быть не должно, люди не должны стремится заработать больше денег и власти, ставить перед собой такие мнимые цели, которые, по мнению большинства, делают человека счастливым, но на самом деле, когда человек почувствует запах денег и власти, у него в глазах не будет счастье, у него еще более будет разыгрывается аппетит.
Отсюда появляются и нелепые самоубийства миллиардеров, у которых, казалось бы, все есть, однако чувствуют они себя не счастливыми, никому не нужными, а все потому что, изначально ставили себе не те жизненные цели, которые и привели к такому плачевному результату.
Проблема современного общества, в частности России, это закладывания с раннего возраста не той информации. В школах и институтах нас учат, как с полученными знаниями зарабатывать себе на жизнь (это в лучшем случае), а надо учить, как с полученными знаниями не только зарабатывать себе на жизнь, но и оставаться при этом человеком. Про знания, полученные в учебных заведениях, тоже поговорим, но в другой статье.
Развитие человека как личности
Благодаря, навязанному образу жизни, который у большинства людей на планете состоит из работа-дом-работа-дом-отпуск-работа-дом-смерть, нет места для развития человека, прежде все как личности, которая из себя будет представлять не только сгусток ненависти, зависти и отвращение ко всем кто его не понимает, но и нечто большего, который созидает, создает что-то новое, вдохновляет людей, мотивирует людей, учит людей, понимает людей, помогает людям.
Социализация мозга человека
А почему так происходит? Почему одни люди развивают себя, а другие абсолютно к этому не стремятся? Ответ кроется на поверхности, развитие, не важно физическое или интеллектуальное, требует от человека траты энергии, а мы так запрограммированы, что потреблять энергетические ресурсы нам не выгодно, нам гораздо лучше и проще лежать на диване и получать деньги, чем вставать в 7 утра и идти на работу, только в этом случае мы вынуждены это делать, не будет денег-не будет и еды. А со знаниями происходит все то же самое. Зачем нам узнавать что-то новое, развиваться, если мы от этого абсолютно ничего не получаем в краткосрочной перспективе.
Например, о того что человек узнал, как устроена подводная лодка, ничего не измениться, никто ему не заплатит денег, поэтому никто и не хочет узнавать что-то новое для себя, гораздо проще приходить с работы, выпивать банку пива, ложиться спать, и повторять все заново. Со школой, тоже самое, спросите детей, ходили бы они в школу, если бы можно было не ходить? Большинство из них, скажут, конечно, не ходили бы. А ходят они не, потому что так надо, надо развивать себя, набираться знаний, в будущем поступить в институт, устроиться на хорошую работу, а потому что бояться получить ремня от родителей, и заметьте, чаще всего, прогульщики в школах это кто? – это дети не из благополучной семьи, у которых родители, чаще всего пьяницы, с равнодушным отношением в своему ребенку.
Развиваться человек будет тогда, когда он сам подошел к этому сознанием, но ни когда его заставляют это делать. В институтах, студент, учит предмет, не потому что ему это надо, а потому что боится отчисления, и на выходе мы получаем нулевых специалистов, с купленными дипломами.
С медицинской точки зрения, если человек не будет напрягать свои извилины, свой мозг, то со временем клетки мозга начнут атрофироваться, отмирать, наступит маразм, поэтому так важно поддерживать в старости свой мозг решением различных задач, чтением научной литературы и так далее, то есть всячески напрягать работу мозга. Все тоже самое, как и с мышцами, перестанете тренироваться, мышцы исчезнут, перестанете думать, размышлять, наступит атрофия коры головного мозга.
Влияние внешней информации на мозг человека
Кроме того, нельзя забывать и про то, что человек, это прежде всего личность, которая должна ставить перед собой не только животные цели: доминирования, размножение, еда, без которых невозможно прожить в социуме, но и человеческие:
Не уподобляйтесь людям, которых уже сложно стало отличать от животных, с их корыстными целями и интересами, это уже не личности, это просто люди, которые лишь визуально похожи на человека, но, внутри там давно живет зверь.
Интеллектуальное развитие человека
Ни для кого не секрет, что знание есть сила. Когда вы владеете информацией, вы владеете миром, вы совершенно по иному смотрите на окружающие вас события, наивные взгляды общественности, которые верят в демократическое общество, что в мире решает народ, а не право сильного сразу пропадает.
Если заставить человека поверить, в то, что он никто и ничто в этом мире, все решают высокие правители, а он лишь марионетка в их руках, то становиться очень легко таким человеком управлять.
Интеллект — это прежде всего способность прогнозировать те или иные события, находить нестандартные пути решения в областях, в которых человек очень хорошо разбирается, а не только приспосабливать к новым условиям, запоминать что-то новое и правильно решать технические никому не нужные задачи по сложным предметам, которые очень часто совершенно бессмысленны, особенно в умах не окрепших детей, в силу своих умственных способностей.
Включения мозга, для решение сложных задач
Зачем нагружать человека с высоко развитыми гуманитарными навыками, решать сложнейшие задачки по химии и физики? Дайте ему возможность развиваться в своей области, делать то что о у него лучше всего получается, и тогда, на выходе будут получаться специалисты своего дела, которыми будет очень сложно манипулировать.
Отсюда и рождаются, математики которые не могут сосчитать до десяти, и философы, которые размышляют как пятилетние дети, и диктуют всем людям как и с кем им жить, получая за это миллионные гонорары.
Таким образом можно подчеркнуть, что интеллект человека, прежде всего нужен, не только для решения биологических, животных задач (как добыть еду, как соблазнить девушку/парня, как обхитрить человека и так далее), но и для того что бы:
Для того, чтобы постоянно повышать свои интеллектуальные способности:
Иногда также, полезно пообщаться с таким человеком, который бы вас на голову был умнее и мудрее, чтобы вы, почувствовали себя «муравьишкой«, все это также способствует личностному росту и развитию человека.
Наша молодёжь, это сборище не образованных, ни чем не волнующих граждан, которые сами себя деградируют, убивают, рождают такое же поколение, которая вымирает, благодаря естественному отбору, выживает только сильнейший, тот, кто владеет информацией. Если вы это все это понимаете, то прекрасно, если нет, то пора задуматься, поменять свой образ жизни, иначе Россия, которая итак испытывает не легкие времена, загнётся окончательно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
7 способов развития интеллекта взрослого человека
Интеллект – это весьма широкое понятие, которое включает в себя не только совокупность имеющихся знаний, но и способность применить их для достижения собственных целей, умение мыслить и принимать решения.
Зачем нужно развивать интеллект
К сожалению, современный мир подталкивает нас не к развитию интеллекта, а к деградации – телевизионными передачами, устаревшей системой образования и наконец — рутинной работой, не требующей никакого вмешательства ума. Вставая из-за университетской парты, большая часть людей перестает расти и развиваться, не осознавать всю ценность постоянного развития интеллекта и расширения кругозора.
Как развитие интеллекта отражается на человеке
В первую очередь, Вы начнете видеть возможности. Возможности, которых раньше не замечали, находясь в зоне личного комфорта, и не задумываясь над улучшением своей жизни и окружающего мира.
Вы станете лучше справляться со стрессовыми ситуациями, т.к. развитый интеллект нацелен на максимально рациональный действия и достижение конкретного результата, а тревоги, стрессы, и прочие бессмысленные эмоции – совершенно напрасная трата времени.
Кроме того, вы станете собраннее и внимательнее, т.к. тренированный мозг способен быстрее принимать правильные решения, а значит Вы с меньшей степенью вероятности попадете в неприятную ситуацию или упустите что-то важное.
Как развивать интеллект
Над развитием интеллекта необходимо работать в комплексе – получать новые знания, заставлять мозг искать ответы, работать над концетрацией внимания, улучшать память а также умение творчески и рационально мыслить.
7 способов развития интеллекта взрослого человека
Простые математические вычисления
Первое, с чего следует начать – это дать мозгу нагрузку немного больше, чем обычно. Самое подходящее в этом случае по мнению ученых — простые математические вычисления, выполняемые непрерывно, с небольшими цифрами.
Например, попробуйте посчитать следующие примеры за 15 секунд:
Наиболее удобный и современный вариант – установить приложение на свой смартфон, где Вам задаются простые примеры, и Ваша задача решить их как можно быстрее. 10 минут таких тренировок в день для начала вполне достаточно.
Чтение книг
Как Вы уже прочитали ранее, для развития интеллекта важно не только учиться мышлению, но и получать новую информацию. Лучшим способом получения информации безусловно являются книги. Но если вы задались целью развития интеллекта, то художественная литература Вам не подойдет. Вариантов несколько – чтение литературы по Вашей специальности, для повышения квалификации; научные издания, которые заставят Вас задаваться вопросами, и получать новые знания об окружающем мире; психология межличностного взаимодействия – т.е. умение выстраивать отношение с людьми – одно из важнейших качеств 21 века, и совершенству в этом направлении нет предела.
Кстати, не обязательно с головой уходить в чтение, достаточно найти всего несколько часов в неделю, и тогда вы будете прочитывать примерно 2 книги в месяц, которые через год превратятся в 24, и перевернут Ваше привычное мировоззрение.
Смена сценария
Жизнь многих людей – это череда привычных действий, которые могут повторяться годами, заставляя мозг все больше и больше впадать в «спящий режим». Для того, чтобы прервать этот замкнутый круг, и как следует пошевелить мозгами, Ваша задача – поменять Ваши привычные ежедневные сценарии.
Речь идет о том, чтоб сделать утро насыщеннее и бодрее; завтрак – полезнее; день – продуктивнее; работу – эффективнее; наполнить каждый день новыми впечатлениями, а жизнь – яркими красками. Как это сделать? Вот тут Вам и надо хорошенько подумать, заглянуть внутрь себя и найти ответы. В конце концов, менять жизнь к лучшему – занятие не трудное, было бы желание.
Новое умение
Для развития интеллекта очень важно задействовать участки мозга, которые используются меньше всего, а значит нужно делать то – чего Вы никогда не делали. Вот тут то и самое время вспомнить о своих детских мечах, о том, чему вы хотели бы научиться, но все никак не решались. Может быть вы мечтали научиться играть на гитаре – так начните. Кататься на роликах или на коньках – дерзайте! Освоить музыкальный инструмент, рисование, разобраться в устройстве автомобиля – все в Ваших руках. Смысл в том, что любое новое начинание даст мозгу небывалый всплеск.
Игра в шахматы
Известно, что шахматы являются одной из самых сложных игр мира, а значит – самой большой тренировкой Вашего интеллекта. Шахматы дают такую хорошую «встряску» мышления, что даже одной партии в неделю будет достаточно, чтобы держать мозг в тонусе. Если получается больше – то пусть будет больше. Возьмите за правило играть минимум одну партию в шахмат в неделю – и получите колоссальную тренировку мозга. Кстати, если Вы думаете, что Вам не с кем играть, то сегодня в интернете существуют десятки площадок для игры в шахматы с живыми игроками, где вы легко сможете выбрать себе соперника по уровню.
Иностранный язык
Возможность задействовать неразвитые участки мозга даст Вам изучение иностранного языка. Это действительно уникальный способ развития интеллекта, т.к. изучение языка — это и грамматика, и новые слова, и понимание особенностей построения предложений и т.д. Такой комплексный подход обеспечивает всестороннее развитие как интеллекта, так и личности в целом, поскольку знание ещё одного языка кроме родного открывает перед человеком множество возможностей.
Биографии
Очень интересный способ развития интеллекта — изучение биографий успешных людей — ученых, бизнесменов, спортсменов. Биографии людей, которые добились высоких целей в жизни, помогает понять их образ мышления, извлечь ценные уроки, а также то, как они достигали своих целей. Наиболее интересными и поучительными являются биографии Леонардо Да Винчи, Генри Форда, Николы Теслы, и т.д.
Заключение
Развитие интеллекта не так очевидно и осязаемо, как развитие мышечной массы. Однако вслед за физиологическим развитием должно идти развитие умственное — только так человек будет гармонично развивающейся личностью. Помните, что после окончания университета возможностью дальнейшего развитие интеллекта полностью в Ваших руках. Не упустите эту возможность!
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.