зачем нужно прощать людей

Почему так важно уметь прощать?

Люди могут причинять друг другу боль и страдания самыми разными способами. И возникает закономерный вопрос, зачем нужно прощать? Лауреат Нобелевской премии мира, архиепископ Десмонд Туту считает, что только благодаря прощению мы можем исцелиться.

зачем нужно прощать людей. shutterstock 1796733067. зачем нужно прощать людей фото. зачем нужно прощать людей-shutterstock 1796733067. картинка зачем нужно прощать людей. картинка shutterstock 1796733067.

Приведем ниже ряд доводов на этот счет.

Бессмысленность мести

Следует сказать, что ответное зло очень редко может принести пользу. Вы можете нести в себе какую-либо травму, которая будет вас терзать, свежая или старая рана – результат один. Чтобы пройти этот путь, вы можете возмущаться и желать мести, но это только усугубит ситуацию. От ответного удара боль и злость не уменьшатся. Только прощение может принести покой. Без прощения вы останетесь один на один с болью и не сможете обрести душевное равновесие.

Польза прощения

Отвечая на вопрос, зачем вообще прощать обиды, необходимо отметить, что всякое прощение положительно влияет на ваше здоровье. Сейчас появляется довольно много исследований на эту тему. Ранее это затрагивало только вопросы религии. В настоящее время как академическая дисциплина это интересно философам, теологам, психологам и врачам.

Прощение изменяет человека очень сильно, как интеллектуально и эмоционально, так и физически. Научные исследования показали: тренинг по прощению уменьшает депрессию и озлобленность, увеличивает оптимизм. Это лишь малая часть положительных эффектов прощения. Люди, которые прощают других, имеют меньше проблем с физическим и с душевным здоровьем. Они значительно лучше переносят стресс.

Фиксация на гневе и обиде, а также жизнь в стрессе разрушают душу и сердце. Исследования показывают, что отсутствие прощения может служить фактором риска развития различных болезней. Отсутствие прощения может привести к тревоге, депрессии и бессоннице. Искреннее же прощение обидчика может сохранить здоровье на должном уровне.

Прощение – свобода

Не простив другого, мы оказываемся с ним в некой негативной связи. Вот зачем нужно прощать людей. Пока мы не простили человека, мы не сможем обрести полноценного счастья и будем несвободны. Лишь прощение дает нам чувство свободы. Другими словами, прощение – лучшая форма эгоизма как с духовной, так и с научной точки зрения.

Взаимосвязь людей

Выяснилось, что у одиноких и замкнутых людей риск смерти в три раза выше, чем у общительных. Данное исследование проводилось с участием более 7000 человек. И этот факт важности социализации не может перечеркнуть даже неправильный образ жизни (курение, ожирение, недостаток физической активности). Чем больше социальная активность, тем дольше живет человек.

Одиночество – это больший фактор риска заболевания, чем курение. Мы тесно связаны друг с другом и нуждаемся в общении. Это – результат эволюции, и наше выживание сегодня зависит от этого. За отсутствие сострадания и способности прощать мы будем расплачиваться в дальнейшем. И это касается всего человечества. Мы созданы, чтобы быть в сложной сети взаимосвязей и взаимовлияния.

Жертва и мучитель

Несомненно, многие из нас совершали ошибки и причиняли зло другим людям. Такова наша природа. Нам легче учиться прощению, если мы будем осознавать, что можем быть не только жертвой, но и мучителем. Каждый теоретически может сделать другим зло. Люди не рождаются с ненавистью и желанием причинить зло. Это появляется в качестве ответной реакции.

Мы привели основные аргументы в пользу того, что человеку необходимо уметь прощать. Основная мысль состоит в том, что накапливая обиды, мы сами себе приносим вред. Страдает и душа, и тело. Чтобы научиться прощать, нужно в первую очередь понимать свои эмоции и управлять ими. Научиться этому не так сложно. В помощь – курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он научить понимать не только свои эмоции, но и эмоции других людей. А это в свою очередь будет способствовать пониманию поведения обидчика. Прощайте и будьте свободны от негативных мыслей!

Источник

Почему нужно прощать людей: как овладеть искусством прощения

зачем нужно прощать людей. yulia yulia. зачем нужно прощать людей фото. зачем нужно прощать людей-yulia yulia. картинка зачем нужно прощать людей. картинка yulia yulia.

Умение прощать – способность забывать обиды и полностью вытеснять их из своего сознания. Это полезное качество, которое необходимо каждому человеку, но обладают им единицы, остальные же предпочитают помнить нанесенные оскорбления на протяжении длительного времени. Вот только воспоминания об обидах негативно воздействуют на состояние и самочувствие того, кто хранит их в памяти, не причиняя вреда обидчику. Почему так важно научиться прощать обиды, и как достичь этого на практике?

Как формируются обиды

Обида – сложное понятие, которое каждый человек понимает по-своему. Кто-то может затаить ее только по серьезному поводу или если обидчик нанес оскорбление умеренно, а некоторым достаточно невинной шутки или обычного несовпадения интересов и мнений. Например, многие вегетарианцы обижаются на своих знакомых за то, что они едят мясо, и перестают с ними общаться. У женщин причиной обид часто становятся обманутые ожидания – если любимый мужчина медлит с предложением руки и сердца, дарит неподходящие подарки, не помогает по дому и т.д.

При этом человек испытывает целую гамму эмоций – злость, раздражение, ненависть, желание отомстить, а их интенсивность зависит от глубины нанесенной обиды. Их продолжительность тоже зависит от ситуации и особенностей характера – некоторые люди могут хранить память о нанесенных оскорблениях на протяжении всей жизни.

Почему нужно прощать

Отношение к нанесенным оскорблениям у разных людей тоже имеет серьезные отличия. Кто-то строит планы мести и реализовывает их на практике, кто-то разочаровывается в людях, а еще кто-то начинает винить во всем себя. Общее во всех случаях – человек начинает копить негативные эмоции, которые приводят к неприятным последствиям.

❶ Обида – это постоянный стресс и самая распространенная причина заболеваний, которые называют психосоматическими. Это болезни, возникающие без объективных медицинских причин, а исключительно в результате отрицательных переживаний. Их невозможно вылечить лекарственными препаратами – симптомы будут возвращаться снова, до тех пор, пока не будет устранен провоцирующий фактор.

❷ «Подогревание» эмоций, связанных с пережитыми оскорблениями, требует много энергии, вследствие чего человек испытывает постоянную нехватку жизненных сил, чувствует слабость и апатию.

❸ Обиженные люди живут прошлым, постоянно прокручивая в памяти ситуации, связанные с нанесенной болью или оскорблением, что мешает им двигаться вперед.

Любой негатив, в том числе связанный с прошлыми обидами, мешает человеку радоваться жизни и способствует развитию депрессии, что может вызвать серьезные психологические проблемы.

зачем нужно прощать людей. pochemu vazhno umet proshhat. зачем нужно прощать людей фото. зачем нужно прощать людей-pochemu vazhno umet proshhat. картинка зачем нужно прощать людей. картинка pochemu vazhno umet proshhat.

Что означает слово «прощение»

С понятием «прощение» связано множество заблуждений, которые мешают людям избавиться от негативных эмоций. Прощение не снимает ответственности с человека, который нанес оскорбление, а меняет отношение пострадавшего к ситуации. Соответственно, если обидчик нарушил закон, он должен понести положенное наказание – это не месть, а нормальная практика всех развитых стран.

Второй миф – это псевдопрощение. Некоторым людям легче сказать «я простил», чем разбираться в причинах своей боли и обиды. Такой подход не решает проблему, а только усугубляет ее, загоняя негативные эмоции в отдаленные уголки памяти, где они могут жить на протяжении длительного времени.

Последнее заблуждение касается быстрого прощения обид. Оно возможно только в случаях, когда человеку наступили на ногу или пролили на него кофе. Если же оскорбление нанесло глубокую рану, быстро забыть об инциденте не получится – это нормальная особенность человеческой психики, за которую не стоит себя винить. Проживание любой негативной ситуации проходит в несколько стадий: отрицание, непринятие, злость, депрессия, просветление (смирение). Быстрое прощение означает мгновенный переход от первой стадии к последней, что практически невозможно осуществить в реальной жизни.

Как научиться прощать

Настоящее прощение – это способность полностью «отпустить» ситуацию, перестать прокручивать ее в памяти и жить дальше, не оглядываясь на прошлое. Как правило, для этого нужно определенное время и работа над собой, но результат будет стоить затраченных усилий. Чтобы ускорить и облегчить процесс, можно использовать простые психологические приемы.

Откровенный разговор

Психологическая практика подтверждает существование явления под названием «приписывание мотивов», что связано со склонностью людей к преувеличению. Прокручивая ситуацию в голове, человек усугубляет ее, «додумывает» новые детали и приписывает обидчику злой умысел, что добавляет страданий.

Решить проблему можно с помощью разговора со второй стороной конфликта – если существует такая возможность, не стоит ее отвергать. Возможно, обидчик совершил проступок непреднамеренно, и сможет найти слова, которые помогут быстрее избавиться от негатива. Стоит также вспомнить о том, что каждый из нас хоть раз в жизни причинял кому-то боль или попадал в ситуации, когда приходилось просить у окружающих прощения.

зачем нужно прощать людей. kak nauchitsya proshchat. зачем нужно прощать людей фото. зачем нужно прощать людей-kak nauchitsya proshchat. картинка зачем нужно прощать людей. картинка kak nauchitsya proshchat.

Понимание мотивов

Чтобы быстрее простить обидчика, можно попробовать разобраться в его личности и мотивах. Нужно понять и принять факт, что все люди имеют свои особенности и чаще всего преследуют личные интересы, поэтому не стоит искать повод для обид там, где его нет. Например, если человек имеет противоположную точку зрения по какому-нибудь вопросу, нужно просто принять это как факт. Еще один пример – увольнение сотрудника, который допустил серьезную ошибку или просчет. В этом случае работодатель не наносит оскорбление, а защищает собственное дело и преследует личные интересы, как на его месте сделал бы каждый. Оптимальный выход – отпустить неприятную ситуацию и двигаться дальше.

Кроме того, существует категория душевно раненых людей, которые чувствуют себя лучше, передавая свою боль окружающим. Их колкости и обидные замечания не стоит воспринимать всерьез, а относиться к ним как к симптому болезни, от которой пока не удается избавиться.

Отказ от страданий

Человек, который постоянно переживает обиду и боль, ставит себя в заведомо проигрышную позицию жертвы. Самый простой способ прервать страдания – перестать общаться с обидчиком хотя бы на время. Если продолжать отношения и постоянно видеть обидчика, болезненная ситуация будет повторяться снова и снова, а забыть ее будет очень сложно. Нужно дать себе время отпустить ситуацию и подождать, пока утихнут негативные эмоции, после чего общение можно будет наладить.

Снижение порога ожиданий

Чтобы предотвратить боль от обид в будущем, нужно снизить свои требования и ожидания, связанные с окружающими. Это не значит полное отсутствие доверия или распространения негатива на всех, кто находится рядом. Нужно просто принимать людей такими, какими они есть, помнить о присущих каждому из нас недостатках и мириться с их проявлениями. Лучше регулярно получать сюрпризы, связанные с положительными человеческими качествами, чем постоянно сталкиваться с разочарованиями и болью от неоправданных ожиданий.

Застраховаться от обид или полностью избежать их невозможно, и единственное, что мы можем сделать – это не позволить негативным эмоциям разрушить нашу жизнь. Переделать или изменить прошлое невозможно, но оно не должно становиться препятствием для счастливого будущего.

Как простить обиду за 5 минут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Обида, или Кому и зачем нужно прощение

Приблизительное время чтения: 14 мин.

зачем нужно прощать людей. 15036169 1196902783709327 5122965399467372644 n. зачем нужно прощать людей фото. зачем нужно прощать людей-15036169 1196902783709327 5122965399467372644 n. картинка зачем нужно прощать людей. картинка 15036169 1196902783709327 5122965399467372644 n.

Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды.

Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6 :27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?

Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?

Когда хватаются за молоток

Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.

Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.

Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток.

Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?

На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.

Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.

Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.

Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу.

Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».

От уголька до пожара

Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.

Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной. »

В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех.

Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «…Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.

Право на обиду?

Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.

В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:

Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.

На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления.

Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.

Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».

Два свидетельства

Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой.

Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь.

Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать. Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:

«“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников.

Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…”

Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: — Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения?

Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить.

Вот это тоже герой прощения.

И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *