зачем нужно молиться богу

Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

зачем нужно молиться богу. 240477.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-240477.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 240477.p.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

зачем нужно молиться богу. 240478.b. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-240478.b. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 240478.b.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

зачем нужно молиться богу. 240479.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-240479.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 240479.p.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

зачем нужно молиться богу. 240480.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-240480.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 240480.p.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Источник

Зачем молиться, если на все Воля Божия

зачем нужно молиться богу. 291081.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-291081.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 291081.p.

Здравствуйте, увидел в Интернете цитату Сёрена Кьеркегора: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Как эта фраза соотносится с церковным взглядом? Мысль очень красивая, конечно, но что это получается — чуда по молитве совершиться не может? И вообще в жизни тогда нет места чуду — сплошное предопределение? К тому же ведь люди меняются постоянно — и в хорошую сторону, и в плохую, но это же не всегда результат молитвы…

Соединение установлено

Что такое молитва — инструмент для изменения воли Божьей или же попытка угадать эту волю, совместить с ней свои желания и просьбы? Если Бога можно упросить о перемене Его воли, возникает неразрешимое противоречие: воля Бога — плод Его премудрости, которая всегда совершенна, а совершенство не подвержено изменениям. Если же воля Бога неизменна, тогда получается, что молитва к Нему о чем-либо конкретном — дело заведомо бессмысленное, и можно лишь надеяться, что твоя просьба по счастливой случайности совпадет с Его волей о тебе. Звучит это, прямо скажем, не очень обнадеживающе. Но не будем торопиться с выводами.

Истина, как правило, оказывается шире наших представлений о ней.

«Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит», как полагали римские философы-стоики. Отношения человека и Бога в их представлении были похожи на дорогу с односторонним движением, где один только Бог действует, а человек лишь пассивно воспринимает результаты этого действия. Любые попытки сопротивления предначертанной свыше судьбе приводят человека к неоправданным потерям сил и бессмысленным страданиям. В принципе, конечно, у каждого есть возможность отважно выехать на квадроцикле навстречу бульдозеру и посоревноваться — кто кого столкнет с дороги. Но исход такого мероприятия заведомо известен и оптимизма не внушает. В такой картине мира молитва действительно ничего не может изменить.

Однако в христианском понимании этих отношений у человека всегда есть своя «встречная полоса», по которой он может двигаться либо к Богу, либо от Бога. И чудо по молитве может произойти именно там, где человек меняет направление своего движения, духовно возвращаясь к своему Создателю.

Есть известный анекдот о бедном человеке, который слезно молил Бога о выигрыше в лотерею, но при этом даже не удосужился купить лотерейный билет. Вопрос о соотношении человеческой молитвы и воли Божьей можно рассматривать примерно в этой же плоскости. Чтобы получить просимое, человеку кроме самой молитвы нужно выполнить еще и определенные условия, при которых эта молитва может быть исполнена. «Лотерейным билетом», который в данном случае необходимо купить, по слову апостола Иакова, становится изменение своего сердца, принятие заповедей Евангелия как главного закона своей жизни: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:3). Бог не скуп, не жаден и ничем не ограничен в возможностях. Он всегда желает добра человеку и в любой момент готов дать каждому из нас все мыслимые и немыслимые блага, какие только существуют на свете. Но вот воспринять эти блага без вреда для себя и окружающих готов далеко не каждый.

Бойтесь своих желаний

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит весьма радикальное пожелание:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Но что происходило бы в мире, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал бы, например, всем, «…рвущимся к власти навластвоваться всласть»? Какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, в одночасье вдруг оказавшимся под началом у тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном — чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике «Молитвы Франсуа Вийона» Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатное пиво по утрам, наркоманам — гарантированную ежедневную дозу, а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса — по двойной порции свиных отбивных на завтрак, обед и ужин.

В этом смысле волю Бога, конечно, изменить молитвой невозможно. Зато человек может изменить себя, направив свою волю от вреда к собственному благу. И одним из важнейших инструментов такой перемены является молитва.

Кьеркегор и Брянчанинов

Утверждение Сёрена Кьеркегора «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося» может показаться чересчур категоричным. Однако наш русский подвижник святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывается об этом же куда более эмоционально: «Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».

Святитель как бы уточняет мысль, высказанную Кьеркегором: молитва может изменить человека вполне определенным образом — приблизить его к Богу и тем самым сделать способным к восприятию тех благ, которые Бог изливает на каждого из нас без всяких просьб с нашей стороны.

Беды человеческие, горе, страдание — все это вошло в жизнь человека через отпадение от Бога, и лишь через возвращение к Нему страдающий человек может найти утешение и покой своему сердцу. Поэтому основной мотив христианской молитвы не «…подай нам, Господи», а «…приди и будь с нами». К слову сказать, даже с чисто прагматической стороны это куда более разумный подход: ведь если с тобой Податель всевозможных благ, значит, и без самих этих благ ты никак не останешься. Вопрос лишь в акцентах: что для тебя важнее и дороже — блага или их Податель? Иногда таким благом может оказаться даже собственная жизнь. Но суть выбора от этого не меняется.

зачем нужно молиться богу. 291084.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-291084.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 291084.p.

Апостолы, путешествуя в шторм по бушующему озеру, испугались и стали будить уснувшего на корме Иисуса. И по их просьбе Он совершает чудо — велит ветрам утихнуть (причем в греческом оригинале стоит более жесткий вариант, нечто вроде нашего — «заткнись»). Но при этом укоризненно обращается и к ученикам: «Где ваша вера?» Имея на корме Повелителя бурь, апостолы все же предпочли просить его о чуде.

То, что Творец мира находится вместе с ними в одной лодке, представлялось им недостаточным для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. И апостолы получили просимое. Чудо по их молитве оказалось возможным и навсегда вошло в историю человечества как свидетельство того, что Бог слышит наши просьбы. Но вместе с этим чудом в историю также вошел и Божественный упрек в адрес просивших учеников. Нечто подобное происходит и со всеми нами, когда во время всевозможных житейских бурь мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи. Нам кажется, что Бог забыл о нас и не видит происходящего, что события вышли из-под Его контроля и вот-вот захлестнут хрупкую лодку нашей жизни. Но Бог всегда сопровождает нас Своим невидимым участием в нашей судьбе.

Молитва лишь помогает нам вспомнить об этой Божественной заботе, но отнюдь не «будит уснувшего Бога». И те из христиан, кто опытным путем в этом убедился, вкладывали в свои молитвы совсем иные смыслы, нежели прошение о каких-либо чудесных изменениях окружающей их действительности, сколь бы угрожающей она ни была.

Ярким примером такого — поистине детского — доверия к Богу является молитва святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Сделайте глубокий вдох

Во все времена Бог остается основой нашего бытия, той силой, которая призвала нас к жизни и поддерживает в нас эту жизнь. Он подает нам все блага мира без каких-либо условий, не требуя от нас ничего взамен. И лишь одно благо Он, всесильный, не может дать нам без нашего согласия — Себя Самого. Только это благо — быть с Богом в этой жизни и в вечности — человек должен взять осознанным усилием, отвечая любовью на любовь, жертвой на жертву. Таким ответом на Божью любовь и является для христиан молитва. В этом соединении человеческого духа с Духом Божьим и заключается главный смысл любой молитвы, вне зависимости от ее содержания.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».

Воля Бога о человеке всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной. Странно было бы предполагать, будто Бог может в какие-то моменты нашего бытия желать нам всего этого в меньшей степени, чем в другие. И горевать о том, что человек неспособен изменить эту благую Божию волю своими молитвами, вряд ли имеет смысл.

зачем нужно молиться богу. 291086.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-291086.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 291086.p.

Однако человек в духовном смысле не является какой-то раз и навсегда застывшей статичной системой. Он все время меняется, то приближаясь к замыслу Божьему о нем, то удаляясь. Сообразно его текущему духовному состоянию Бог являет ему Свою волю в таких формах, которые именно в данный момент для человека наиболее способствуют его спасению. Так, волевое действие врача всегда направлено на исцеление больного. Но, в зависимости от ситуации, одним пациентам он назначает усиленное питание и поездку на курорт, другим — горькое лекарство и постельный режим, третьим — курс химиотерапии и травмирующую операцию.

Молитва не инструмент для изменения Божьей воли, она — источник жизненных сил, «кислородная маска» для задыхающейся души, ниточка, связывающая умирающего человека с Подателем жизни.

Укрепляя молящегося, она действительно изменяет человека, как лекарство изменяет больного в сторону здоровья. Ниточка становится все крепче. И человек оказывается способным к восприятию новых, недоступных ему ранее проявлений благой и неизменной воли Божьей о нем.

Источник

Зачем нужна регулярная молитва?

зачем нужно молиться богу. 346299.p. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-346299.p. картинка зачем нужно молиться богу. картинка 346299.p. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Молитва — основа духовной жизни, и ее оставлять опасно. Почему же? Ведь, не помолившись, человек не впадает тут же в тяжкие грехи. О какой опасности тогда идет речь?

Удивительно, но людям, только пришедшим к вере, святитель Игнатий (Брянчанинов) советует начинать духовную жизнь именно с молитвы. Не с чтения Евангелия или творений святых отцов, не с изучения «Катехизиса» святителя Филарета Дроздова, в котором излагаются азы православной веры, а именно с молитвы, ведь именно она — живая связь с Богом.

Святитель Игнатий говорит, что в мирской жизни человек может быть мудрым, опытным, много чего уметь, но его знания не влияют на возрастание в вере, ведь для этого необходим личный опыт богообщения. Получается, что можно знать Священное Писание и при этом в духовном плане оставаться младенцем.

Чтобы помочь верующим, Православная церковь установила обязательное молитвенное правило: утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и началом всякого дела, молитвы для подготовки к Причастию и другие. Цель их — наполнить душу богоугодными мыслями, поддерживать в сознании человека память, что мы постоянно ходим перед Богом.

Порой людей смущает, что они обращаются к Господу не своими словами, а читают готовое правило. Казалось бы, каждый понимает, в чем он грешен, какие у него скорби. Зачем тогда читать молитвословия, составленные пусть и святыми, но другими людьми, у которых были свои проблемы и вопросы к Богу? Например, зачем читать «Псалом 50» святого пророка и царя Давида, если верующий не совершал тех грехов, в которых царь раскаивался, произнося эти полные смирения слова?

Ответ прост. Святые, которые составляли молитвы, были ближе к Богу, чем люди, только начинающие путь борьбы со своими страстями. Корень любого зла, совершенного человеком, — повреждение грехом. Царь Давид отчетливее видел в себе и немощи, и действия Божии, имел правильный настрой, глубокое чувство покаяния, которое отражено в его псалмах. Так же и с другими молитвами. Стоит только вникнуть в них, и начинаешь понимать, что они подходят под любую ситуацию. Возьмем, например, спортсмена. Он не говорит тренеру: «Что учишь меня, как бить по мячу. Я и сам умею!» Но он внимательно слушает тренера и отрабатывает различные приемы. Так и мы каждый день, читая молитвенное правило, впитываем опыт борьбы с грехом, оставленный нам святыми отцами.

Важно, чтобы молитвенное правило было регулярным, а значит, оно должно быть по силам человеку. Некоторые святые подчеркивали, что основа молитвенного правила — утренние и вечерние молитвы. Остальное — чтение Псалтири, канонов, акафистов, тропарей и других молитв — по мере сил и внутреннего состояния. Чтобы не вести расслабленную жизнь, и, напротив, не взять на себя непосильное правило, важно посоветоваться с духовником. Более того, молитвенное правило можно корректировать в разных ситуациях и на разных жизненных этапах, только не оставлять его совсем.

Святой Исаак Сирин пишет, что Господь спросит с человека не за оставление молитвы, а «за последующий оставлению их вход в нас бесов». Они «войдут и затворят двери очей наших», — говорит святой. Тогда бесы уже руководят человеком, заставляя его делать все противное Богу. Это — духовный закон. Нельзя построить жизнь так, чтобы и к Господу не обращаться, и злых духов к себе не подпускать. Поэтому Исаак Сирин замечает: «Не покоряющий воли своей Богу подчинится сопернику своему». Вот почему опасно забывать о молитве.

Злые духи не обязательно сразу заставят совершать тяжкие грехи воровства, прелюбодейства, убийства. Они могут сделать худшее: усыпить бдительность верующего, возбудить в нем хорошее мнение о себе. Человек станет думать, что он благочестивый, праведный, что может обойтись без церкви и молитвы, а на самом деле будет находиться в состоянии бесовской прелести.

Приведу аналогию. Один знакомый рассказывал, что пять раз переносил пневмонию (еще до ситуации с коронавирусом). Вот какую закономерность он заметил: когда чувствуешь себя хорошо, значит, болезнь в тебе капитально прогрессирует. Напротив, если кажется, что стало хуже, значит, организм усиленно борется с недугом, и дело идет на поправку.

Так и здесь: перестав молиться, человек думает, что в духовном плане он не изменился: как и прежде старается исполнять заповеди, творить добро, помогать окружающим, не совершает великих грехов. Если возникла обманчивая мысль, что молиться незачем, — это первый признак опасного духовного состояния.

Молитвы бесы боятся, а без нее человек становится беззащитным, впадает в духовное ослепление, невежество. Он не чувствует, как в нем развиваются греховные страсти. По этой причине «по откровению Свыше, для хранения живота нашего» Церковь и утвердила молитвенное правило.

Очень редко бывает, что молиться легко. Чаще правило дается с большими усилиями, внутренним подвигом, понуждением себя. В такие моменты одолевает мысль: «Ладно, сегодня пропущу, а завтра точно помолюсь». На это нужно решительно себе сказать: «Нет, и сегодня помолюсь, и завтра!» Как мы боимся телесных заболеваний, так же надо бояться и духовных недугов, которые возникнут, если человек будет оставлять правило. Молитва — это нелегкий труд, но без нее мы безоружны, бессильны в духовной жизни.

Источник

Православная Жизнь

Христос сказал ученикам, что Отец Небесный знает, в чём они нуждаются. Зачем же тогда просить чего-то у Бога? Зачем вообще молиться?

зачем нужно молиться богу. bez nazvaniya. зачем нужно молиться богу фото. зачем нужно молиться богу-bez nazvaniya. картинка зачем нужно молиться богу. картинка bez nazvaniya.

Молитва — это способ общения с Богом. В этом диалоге человек может открыть Ему все свои чаяния, мечты и просьбы. Но, заметьте, в диалоге, а не монологе. Некоторые любят именно монолог. А иные обращаются к Нему, только чтобы просить, загибая пальцы: «Дай мне и то, и то, и это».

Человек должен созреть для молитвы, прийти в особое состояние. Очень важно осознать, что наших физических и духовных сил недостаточно, чтобы что-то изменить как в своей жизни, так и в жизни наших детей или близких. Нужно прийти в состояние разбойника на кресте, который говорит: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41).

Когда христианин ошибается и осознаёт свои ошибки, он раскаивается и говорит: «Господи, я не хочу так жить, так поступать! Помоги мне!» Человек, совершивший грех, обычно понимает, к Кому и куда он должен обратиться, чтобы такого в его жизни больше не повторялось. Есть Бог, Который направит и поможет, есть Церковь, где подскажут и научат молитве, покажут пример для подражания — наших святых.

Вспоминаю эпизод из жизни святого Сисоя Великого. Он лежал на смертном одре и что-то шептал. У него спросили, кем он беседует. Подвижник ответил, что с ангелами, которые пришли за ним: он просит их дать ему ещё времени на покаяние. Ученики поразились: есть ли в том нужда? — И он ответил: «Не знаю, положил ли я начало своего покаяния». То есть человек верующий осознаёт свою немощь в борьбе с грехом. Конечно, такая осознанность приходит не сразу. Всё познаётся на практике.

Нужно понять ценность общения с Богом. А не так, что: «Господи, дай мне то и это!» — отвернулся и пошёл, и Бог уже не нужен. Или: «Господи, Ты в мою жизнь войдёшь тогда, когда я Тебя позову». Нужно сделать Христа центром своей жизни. Тогда и жизнь будет складываться совсем по-другому.

Молитва бывает разная: покаянная, благодарственная, в радости, в горе. Можно просить не только о себе, конечно же. Мы вправе обращаться к Своему Создателю со своими просьбами. Как обращаться? — как дети. В прямом смысле этого слова. Дети умеют выпрашивать себе желаемое, причём с успехом. Недавно вычитал в сети анекдот: девочка приходит в садик в красивом платье. Подруги спрашивают: «Что, купили?» — «Нет. Наревела!» Так и мы: можем вымолить у Бога многое. Он даст. Но важно помнить: человек не всегда может предвидеть, насколько полезно будет то, что он выпросил. И второе: мы не всегда можем правильно распорядиться тем, что вымаливаем.

Господь всегда рад нашей молитве, потому что хочет с нами общаться. Почему многие преподобные отцы уходили от мира в безлюдные места — пещеры, лес, горы? Чтобы настроить себя на диалог с Богом. Когда я и мои сверстники были молоды, считалось модным ходить с радиоприёмниками, «Спидолами», и «ловить волну». Как точно нужно было отрегулировать их, чтобы найти в конце концов нужную частоту и послушать музыку! Так и в молитве: человек должен настроить себя на волну Бога, чтобы услышать Его голос. Именно для этого уединялись святые отцы: чтобы ничто не могло нарушить этот настрой, не отвлекало от общения с Всевышним.

Молитва предполагает изменение мировоззрения, восприятия бытия. Без этого изменения ничего не произойдёт. Когда мы откроем своё сердце Богу, перестанем, образно говоря, загибать пальцы, заказывая у Него желаемое, — тогда получится диалог, о котором мы говорили ранее.

Так что молиться — нужно. Да, Господь всеведущ. Но Ему важно наше желание обращаться к Нему, наше доверие. Вспомним историю Адама и Евы. Разве не знал Господь, что они ошибутся и согрешат? — конечно, знал. Но Он не оставил их, не бросил как результат неудачного опыта, а даровал им спасение. Будем же держать в сердце образ раскаявшегося разбойника, дабы не стать старшим сыном из притчи, которому нужно больше, чем ему дано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *