зачем нужно лгбт сообщество
«Сюр, бред и абсурд» В России стали массово обвинять звезд в гей-пропаганде. Чем это опасно для общества?
В конце октября Роскомнадзор вынес предупреждение «Муз-ТВ»: телеканал заподозрили в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Причиной стали не трансляции гей-оргий или сеансов гипноза, на которых зрителей пытались втянуть в ЛГБТ-сообщество, а эфир от 4 июня. Тогда на церемонии вручения премии канала сразу несколько артистов, в том числе певец Филипп Киркоров и тиктокер Даня Милохин, появились на красной дорожке в эпатажных образах. После этого Россию захлестнула волна жалоб на гей-пропаганду, которые могут окончиться реальными делами. Как закон о гей-пропаганде начали применять против тех, кто ничего не пропагандирует? Почему он вышел далеко за рамки темы ЛГБТ и этот прецедент называют опасным? «Лента.ру» поговорила с активистами и участниками событий.
Гей-свадьба
Премия «Муз-ТВ» существует 18 лет, но до 2021 года никогда не привлекала внимания широкой общественности. В этом году организаторы поменяли подход и пригласили много блогеров, после чего о премии заговорила вся Россия.
Давид Манукян и Филипп Киркоров на красной дорожке перед премией «Муз-ТВ». Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
На ковровой дорожке в женском платье появился блогер Игорь Синяк, а звезда TikTok Даня Милохин пришел на церемонию в костюме, состоящем из «мужской» и «женской» частей: половины пиджачного костюма и половины розового вечернего платья. Это не первый выход Милохина в свет в одежде, которую традиционно считают женской: в мае он уже примерял вечерние платья вместе с телеведущей Анастасией Ивлеевой.
Главный скандал развернулся вокруг появления на красной дорожке Филиппа Киркорова. Король эстрады и рэп-исполнитель Дава (Давид Манукян) предстали в образе молодоженов: они проехались перед публикой в кабриолете с цветами, окруженные полуобнаженными мужчинами.
Премию «Муз-ТВ» долго обсуждали в тусовке селебрити, пока осенью на эфир не пожаловались в органы.
Кадр: Шоу «Игра» на ТНТ
Скандал, возникший вокруг «Муз-ТВ», запустил цепную реакцию: депутаты и общественники объявили охоту на публичных персон, которые ведут себя фривольно. Только в октябре пропаганду гомосексуальности усмотрели сразу в двух популярных шоу: «Игра» на ТНТ и дрэг-шоу Анастасии Ивлеевой «Королевские кобры». Шуточный поцелуй двух комиков «Игры», один из которых был одет как невеста, привлек внимание двух депутатов — Михаила Романова и Анатолия Выборного. Возмутило парламентариев и поведение участников «Королевских кобр»: во время съемок шоу Ивлеева поцеловала телеведущую Ксению Собчак. Выборный считает, что подобный контент может сформировать у детей интерес к нетрадиционным сексуальным отношениям.
К чему приведут претензии к ТНТ и «Муз-ТВ», пока сказать сложно. А вот привлечь к ответственности организаторов шоу «Королевские кобры» вряд ли удастся. Уполномоченная по правам ребенка в Республике Татарстан, основательница Национального родительского комитета Ирина Волынец объяснила: в начале выпуска шоу Ивлеевой стоит маркировка «18+», а ЛГБТ-пропаганда запрещена только среди несовершеннолетних.
«Почему «Муз-ТВ»» нельзя, а Урганту можно?»
Некоторые современные активисты пытаются представить мужчин в платье как попрание всех основ нравственности и морали. Однако прежде, на советском, а потом и российском телевидении, они были вполне обычным явлением. Народный артист России Юрий Стоянов часто исполнял женские роли в «Городке», а Дмитрий Нагиев и Сергей Рост — в шоу «Осторожно, модерн!», не вызывая никакого негатива у зрителей. Не смущали россиян ни актеры Игорь Касилов и Сергей Чванов, которые играли в женских нарядах «Новых русских бабок», ни Верка Сердючка — тоже переодетый мужчина.
Верка Сердючка на церемонии вручения премии «Золотой Граммофон». Фото: Валерий Левитин / Коммерсантъ
На это же обратил внимание в беседе с «Лентой.ру» и Ярослав Андреев, сооснователь TikTok-хауса Dream Team House, в котором состоит Милохин. Он подчеркнул, что Милохин, одетый в половину платья, был не единственным мужчиной в женском на современном российском ТВ.
Почему, когда Ургант на Первом канале в «Вечернем Урганте» выходит в платье, не стоит плашка «18+»? Если что, я очень хорошо отношусь к Урганту, к его шоу, к Первому каналу. Здесь вопрос не в претензии к Первому каналу, здесь, скорее, вопрос, почему «Муз-ТВ» нельзя, а Урганту можно? Я, к сожалению, для себя не смог найти ответ на этот вопрос
Над обвинениями в пропаганде поиронизировал и сам Иван Ургант. «Гей-пропаганда — это когда мужчина, переодетый в женскую одежду, вызывает какое-то смутное подсознательное влечение. Поэтому им в Роскомнадзоре виднее. А я на каблучках и ничего», — высмеял он методы регулятора в своем вечернем шоу.
Андреев назвал обвинения канала «Муз-ТВ» в пропаганде нетрадиционных отношений среди детей сюром, бредом и абсурдом. По его мнению, само слово «пропаганда» сегодня в России трактуют неправильно: этот термин обозначает распространение взглядов с целью убеждения, в то время как сам факт ношения мужчиной платья никого ни к чему не принуждает.
Предприниматель обратил внимание и на то, что Россия, согласно Конституции, является светским государством. «Я считаю, что мы вправе носить все что угодно. У нас есть свобода слова, свобода выбора», — напомнил он.
«Переходят все границы»
Тем не менее «Муз-ТВ» грозит совершенно реальное судебное разбирательство. Какие именно материалы послужили поводом для него, в Роскомнадзоре не уточнили. Сказали только, что претензии касаются отсутствия маркировки «18+» и того, что премию показали раньше 23:00.
Инициатором проверки телеканала стал глава движения «Ветераны России» Ильдар Резяпов. Он же решил наказать певца Моргенштерна за слова о том, что он не понимает смысла празднования Дня Победы. Председатель организации посетовал на то, что наказать исполнителя будет сложно, и предложил его выпороть.
В разговоре с «Газетой.Ru» Резяпов заявил, что «блогеры-артисты» переходят все границы моральных и этических норм ради хайпа, транслируя своим поведением вседозволенность и безнаказанность. «Безусловно, записи эфира [«Муз-ТВ»] должны быть проанализированы на предмет нарушений действующего законодательства России», — возмутился Резяпов.
Без заявлений не обошелся и главный гееборец современной России — депутат Госдумы Виталий Милонов. Именно закон «против пропаганды гомосексуализма» прославил этого парламентария в 2012 году. Благодаря активности Милонова закон был введен на территории Санкт-Петербурга еще до принятия на федеральном уровне.
Отвечая на вопрос «Ленты.ру» о новой тенденции искать в действиях российских звезд ЛГБТ-пропаганду, законотворец заявил, что мужчину, который надевает женское платье или предстает с другим мужчиной в образе жениха или невесты, необходимо отправлять к психиатру. По его словам, если специалист признает, что этот человек вменяем, то ему нужно будет предъявить нарушение административного или даже уголовного права.
Почему они так сделали? Понятно, что они, возможно, прикалывались, но это, безусловно, неправильное, вызывающее поведение. Такое будет уместно на частной вечеринке, но на публике такого быть не должно. Вопрос, конечно, дискуссионный, но я считаю, что в полиции правильно сделали, что завели на этих «молодоженов» протоколы. Что касается Дани Милохина, то я бы его еще на принудительные работы и психиатрическую экспертизу отправил. Потому что он, судя по всему, сумасшедший на всю голову
Любой мужчина, который переодевается в женщину не в рамках творческой работы, болен, уверен Милонов. «Такого ни в коем случае не стоит позволять. Таких людей надо задерживать и отправлять на психиатрическое освидетельствование», — заключил народный избранник.
«Давайте теперь запретим группу Queen»
Закон о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений становится инструментом цензурирования и подавления свободы, считают в «Российской ЛГБТ-сети». Организация защищает права сексуальных и гендерных меньшинств, в частности ее активисты помогали эвакуировать геев, которых преследовали в Чечне, за пределы республики. В марте 2016 года благотворительный фонд «Сфера», который является оператором «Российской ЛГБТ-сети», был объявлен в России иностранным агентом.
То, как человек одевается, или то, кто его партнер, пусть даже в шуточном сценарии, может быть подвержено жесткому государственному контролю, и это может быть законодательно оправдано. На мой взгляд, это уже выглядит не как проблематика ЛГБТ, а как нечто, что должно вызывать негодование всех и каждого
Парадокс состоит в том, что те, кто сегодня больше всего возмущен премией «Муз-ТВ» или поцелуем Собчак с Ивлеевой, в 1990-е годы с удовольствием танцевали под песни Верки Сердючки, «Тату», Шуры и Бориса Моисеева. Исполнителей, которые либо связаны с ЛГБТ, либо эксплуатировали тему однополой любви, либо строили номера на переодевании в женщину. На это в разговоре с «Лентой.ру» обращает внимание ЛГБТ-активист Виталий Кучер (имя и фамилия изменены).
Кучер подчеркнул, что пропагандировать половую ориентацию невозможно. «Даня Милохин в платье нарядился — он платье, что ли, пропагандирует? Или что, они во время этой церемонии награждения половые акты на камеру совершали? Ты можешь пропагандировать быть бурундуком, но от этого никто другой бурундуком не станет. Ориентация — это такое же свойство, как цвет глаз, цвет кожи», — сказал он.
Активист также посчитал, что закон о запрете гей-пропаганды вредит воспитанию детей. Если ребенка до совершеннолетия прятать от окружающего мира и воспитывать в нем «правильные» ценности, то когда ему исполнится 18 лет, то он неожиданно для себя попадет в реальный мир, объяснил он. «А мир-то оказывается совсем другим, и как вести себя в нем им совершенно непонятно. Это метод воспитания людей, которые абсолютно не приспособлены к жизни», — считает Кучер.
Раскритиковала закон о гей-пропаганде и адвокат, транс-персона Лидия (имя изменено). По ее словам, принятый в 2013 году закон «предполагает настолько широкие правовые нормы, что в них можно вместить все, что угодно». Она не исключила, что попасть под запрет могут классическая и современная литература, в частности, произведения писателей Оскара Уайлда и Владимира Сорокина.
Что является пропагандой? Публикация литературного произведения, любое кинопроизведение, музыкальное произведение. Давайте теперь из-за этого запретим Judas Priest или группу Queen, ведь их фронтмены — люди с нетрадиционной ориентацией. И что? Настолько все размыто, что за уши к этому закону можно притянуть все что угодно
«На мой взгляд, это типичное двоемыслие по Оруэллу, когда ты с одной стороны говоришь, что дважды два равно пяти, а с другой стороны — что трем или четырем. И в то же время по щелчку пальца ты переключаешься на одну из этих фаз. Судьи, которые выносят решение по таким громким политическим делам, в некотором смысле похожи на оруэлловского чиновника О’Брайена, который в совершенстве освоил это мастерство. Его не надо никому к этому принуждать, он это делает сам», — заключила адвокат.
Палка о двух концах
Неоднозначные трактовки закона об ЛГБТ-пропаганде уже сравнивают с тем, как в России сегодня применяют закон о пропаганде наркотиков: его формулировки составлены таким образом, что признать виновным можно даже человека, который открыто говорит об их вреде.
Такую же параллель провел и Андреев, напомнив о том, что Дудь всегда напоминал о вреде наркотиков. По его словам, такая логика позволяет привлечь к ответственности и Первый канал за новости о террористических актах, закрыв глаза на то, что журналисты открыто их осуждают.
Похожими в своей туманности оба закона посчитал и ЛГБТ-активист Кучер. Он добавил, что такие ограничения вряд ли способны влиять на реальное поведение молодых людей: по мнению активиста, то, что подростки пробуют алкоголь, наркотики или зацепинг, совершенно не значит, что им это понравится.
***
Судебное заседание, на котором предстоит решить, действительно ли российские звезды во время премии «Муз-ТВ» пропагандировали нетрадиционные сексуальные отношения, пройдет 17 ноября. Телеканалу может грозить штраф до миллиона рублей или приостановка деятельности на срок до 90 дней. Чем обернется для российского общества такая правоприменительная практика закона с туманными формулировками, позволяющая видеть пропаганду в том, как человек одевается, — еще предстоит узнать.
В одном из эпизодов шоу «Игра», которое упрекнули в гей-пропаганде, комик Александр Бурдашев рассуждал о том, какой должна быть шутка на 30 миллионов рублей — именно за такой приз сражаются участники шоу. Перебирая варианты, он произнес: «[Шутка должна быть] такой, чтобы после нее не надо было извиняться ни перед церковью, ни перед чеченцами, ни перед. А, ну из обидчивых это все». Похоже, что Бурдашев забыл о гееборцах, перед которыми сегодня тоже приходится держать ответ.
Кто теперь угнетен? США и Европа годами боролись за права ЛГБТ. Почему это привело общество к расколу и конфликтам?
Р авные права для представителей ЛГБТ и признание однополых браков стали главными и наиболее важными достижениями западного общества в борьбе за права уязвимых групп. Но у этих побед оказались неожиданные побочные эффекты: случаи дискриминации гетеросексуалов при найме на работу и растущее число подростков, готовых воспользоваться официальным разрешением на смену пола для несовершеннолетних. Эти явления вызывают определенную тревогу в обществе, но ЛГБТ-активисты не собираются останавливаться на достигнутом, ведь их активно поддерживают государственные институты и крупные корпорации. «Лента.ру» в рамках проекта «Проблемы первого мира» выяснила, как борьба за права ЛГБТ порождает новые ограничения в обществе, почему такая ситуация устраивает государство и бизнес и что происходит с теми, кто не готов отказаться от традиционных взглядов.
«Да, любовь бывает самых разных форм и расцветок — современные семьи отличаются друг от друга. Но большинство из них до сих пор состоит из мамы, папы и детей, и нам не стоит об этом забывать», — с такой речью выступил в парламенте Великобритании консервативный политик Бен Брэдли. Он подчеркнул, что современная политическая повестка игнорирует значимость роли отца для каждой семьи и что меньшинствам государство уделяет куда больше заботы, чем большинству.
По мнению Брэдли, современное европейское общество не просто защищает представителей ЛГБТ-сообщества более эффективно, чем остальное население, — оно уничтожает традиционные роли, забывая об их важности.
Существующие государственные механизмы — на Западе в целом и в ЕС в частности — действительно ориентированы на то, чтобы оберегать от дискриминации любые уязвимые группы, в том числе по сексуальному признаку. Так, агентство ЕС по правам человека особо призывает европейские государства специально обучать силовые ведомства бороться с преступлениями на почве ненависти к ЛГБТ. По мнению представителей агентства, полицейские должны всячески поддерживать жертв таких посягательств, поощрять их обращения в правоохранительные органы по любому такому случаю и тщательно расследовать каждое дело.
Среди стран Евросоюза указанных законодательных норм нет только в Польше, Латвии, Болгарии и Италии. До недавнего времени в этом списке была и Швейцария. В начале 2020 года местное социал-демократическое правительство попыталось ввести уголовное наказание за «язык ненависти к ЛГБТ», но столкнулось с противодействием консерваторов, которые напомнили, что к «языку ненависти» можно отнести не только откровенные угрозы и оскорбления, но и публичные критические заявления. Оппозиция сочла эту инициативу нарушением свободы слова и вынесла законопроект на общегосударственный референдум. Но против уголовной ответственности для гомофобов высказались чуть более 38 процентов населения — этого оказалось недостаточно, чтобы блокировать принятие закона.
Перегибы на местах
Современная психологическая теория утверждает, что представители любых уязвимых групп переживают особый вид стресса из-за давления общества — порицание окружающих сказывается на их физическом здоровье, образе жизни и склонности к ментальным расстройствам. Государства отвечают на эти выводы ожидаемым образом: вводят механизмы «позитивной дискриминации», которая дает представителям таких групп больше преимуществ и возможностей.
Зачастую эта система, созданная ради восстановления справедливости, дает сбой, когда принадлежность к той или иной угнетаемой категории при устройстве на работу оказывается важнее, чем профессиональные навыки и личные качества. В Великобритании, одном из наиболее комфортных для ЛГБТ государств, это удалось доказать через суд. В 2019 году англичанин Мэтью Фарлонг заявил, что не смог устроиться на работу своей мечты — в полицию — только из-за того, что не принадлежал к какой-либо уязвимой группе. По мнению Фарлонга, он получил бы должность, назовись он бисексуалом или геем.
«Надо держаться подальше, нельзя им доверять» 30 лет назад гомосексуальность перестали считать болезнью. Почему в России все иначе?
Ровно 30 лет назад Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность и бисексуальность из списка психических расстройств. Трансгендерность в 2018 году была перенесена из раздела психических расстройств в раздел вопросов, связанных с сексуальным здоровьем. Однако негетеросексуальные и нецисгендерные россияне до сих пор сталкиваются с дискриминацией даже в кабинете у психологов — людей, которые менее остальных должны быть подвержены предрассудкам по отношению к своим клиентам. По просьбе «Ленты.ру» психолог-логотерапевт, сооснователь движения «Психология за права человека» Кирилл Федоров поговорил с российскими психотерапевтами о том, почему части профессионального сообщества в России сложно принять факт депатологизации сексуального и гендерного разнообразия.
«Очень много гомофобии и трансфобии среди врачей»
Амина Назаралиева, врач-сексолог, врач-психотерапевт, соучредитель Mental Health Center:
Я живу в весьма специфическом профессиональном пузыре, который состоит из замечательных специалистов. Как только я выхожу из этого пузыря, я сталкиваюсь с чудовищными объемами ненависти к любым людям, которые отличаются. Можно взять любую инаковость. Очень много гомофобии и трансфобии среди врачей вообще, среди психиатров чуть меньше, чем среди врачей других специальностей, а среди психотерапевтов меньше, чем среди психиатров.
Но ситуация меняется к лучшему. Быть гомофобом или трансфобом в профессиональном сообществе становится стыдно. Это происходит благодаря работе ЛГБТ-активистов. И сейчас много просвещения, в том числе в СМИ, благодаря тому, что туда приходят все больше представителей другого поколения, молодые люди и молодые женщины, которые поднимают разные социальные проблемы. Все это помогает переосмыслять вопросы, связанные с ЛГБТ-сообществом.
Отдельная распространенная проблема — конспирологическое мышление.
Очень часто я сталкиваюсь с аргументами о том, что все это «происки гей-лобби, Запада, политика толерантности, которая нам навязывается».
Вот, путем голосования исключили гомосексуальность, «нельзя так делать, и все «нормальные» люди понимают, что все это противоестественно».
И идея о естественности тоже играет большую роль. С одной стороны, в этой дискуссии кого-то можно убедить, что это естественно, приводя в пример богатство сексуального поведения в животном мире, с другой стороны, права людей нужно защищать не только и не столько из-за этого. Не нужно медикализировать, стигматизировать сексуальность других людей до тех пор, пока это не нарушает свободу других людей или не вызывает тяжелый дистресс у самого человека.
Думаю, начинать нужно с просвещения и образования. Мы от этого точно все выиграем. Я не уверена, что, например, законодательный запрет лечения гомо/бисексуальности и трансгендерности в России без активного просвещения на эту тему не навредит больше, чем если бы его вообще не было. Специалисты не будут понимать, почему это запрещено, и я боюсь, что подобные практики просто уйдут в подполье. Афишировать никто не будет, но заниматься этим не перестанет. И, возможно, это приведет к новой волне всех эти обсуждений про насаждение «ненормы», окна Овертона и гей-лобби из Европы.
«Расстройства связаны не с идентичностью, а с реакцией мира на нее»
Психологические проблемы ЛГБТ-людей связаны с обстоятельствами, в которых они живут. Точно так же, как, например, бедные люди страдают чаще от депрессии и алкоголизма. Но это не делает бедность психическим расстройством. Поэтому, например, в МКБ-11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра, — примечание «Ленты.ру») и трансгендерность перенесена из раздела психических расстройств в раздел сексуального здоровья. Трансгедерность сама по себе не является психическим расстройством, а те расстройства, которые мы встречаем у транс-людей, связаны не с их гендерной идентичностью, а с реакцией мира на нее. По этой же причине ЛГБТ-подростки чаще заканчивают жизнь самоубийством, чем их гетеросексуальные сверстники.
Если вы не эксгибиционист, не садист, не насильник, у вас есть право заниматься тем сексом, каким вы хотите. ВОЗ неинтересно, что вы делаете в постели. Делайте все, что хотите, пока мир или вы сами от этого не страдаете.
Мир явно не страдает от того, что какой-то процент людей является геями, лесбиянками, бисексуалами. Мы ведь не называем болезнью пристрастие к кроссовкам — от того, что люди ходят в кроссовках, человечество не страдает. Но если вас злит, что кто-то носит кроссовки, то вы не начнете создавать целые отряды людей против тех, кто носит кроссовки и не будете доказывать, как кроссовки патологично влияют на свод стопы, почему кроссовки хуже балеток, говорить о том, что наши предки не носили кроссовки, что кроссовки появились только в XXI веке.
Ненависть, стигма, непонимание сами по себе разрушают любое психическое здоровье, в том числе ЛГБТ-людей. Если взять цисгендерного и гетеросексуального человека и отправить куда-нибудь в племя каннибалов, где он будет жить в бесконечном страхе, что его могут съесть, что все на него смотрят как на мясо, то очень быстро он начнет замечать ухудшение своего психологического здоровья.
«Разговор о гомофобии — разговор об отношении к меньшинствам»
Сергей Бабин, президент Российской психотерапевтической ассоциации, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук:
Я считаю, что психиатрия в целом из всех медицинских наук максимально политизирована. И это ее нормальное состояние. Почему нет? Я вообще не очень понимаю разговор о том, что где-то есть чистая наука, а вот где-то есть реальность. Ну какая чистая наука, когда где-то людям не дают права, отбирают детей, принудительно лечат? Никакой чистой науки, конечно, здесь быть не может. Чистая наука — это про мышей в лаборатории.
Если говорить о той же депатологизации трансгендерности, понятно, что она остается в МКБ, но сам факт, что это уже не психическое расстройство, а особенности сексуального здоровья, имеет большую разницу с точки зрения восприятия людей. Иллюзия, что все психические расстройства и заболевания — это какая-то наука, а исключение гомосексуальности из классификации — это вот политика.
Вся психиатрия несет договорной характер. Мы встречаемся, дискутируем и голосуем: включать или не включать. Неважно про какую рубрику идет речь. Любая рубрика МКБ принимается через голосование экспертов.
Российские психотерапевты и психологи — часть российского общества в целом. Российское общество не очень толерантно. И психотерапевты так или иначе тоже транслируют существующие предубеждения, к сожалению. Разговор о гомофобии — это же разговор о стигме, об отношении, в общем, к меньшинствам. И это более широкая проблема. Да, отношение к ЛГБТ-меньшинству более актуально и негативно выражено, но наш социум нетолерантен к любому меньшинству — сексуальному, религиозному, иному внешнему виду, людям с инвалидностью. В обществе много внутренней агрессии, которая периодически находит выход в отношении того или иного меньшинства.
Сказать, насколько распространена гомофобия и трансфобия в профессиональном сообществе, сложно. Этот вопрос требует дополнительных исследований. Я допускаю, что это ошибка, аберрация личного впечатления. Гомофобные взгляды могут ярко транслироваться в интернете и больше бросаться в глаза. Возможно, такие взгляды распространены не так широко, как нам кажется, потому что «все остальные хорошие люди просто помалкивают».
«Давайте мы не будем поднимать эти темы, а то сейчас набегут сумасшедшие»
Конечно, специалистам необходимо рефлексировать на эту тему, осознавать, что происходит и что они публично высказывают. Наша профессиональная среда должна выступать как источник более зрелых взглядов и мыслей. Хотя с этим есть сложности: и образование хромает, и подготовка, и личная проработка этих вопросов. Далеко не во всех курсах рассматривают особенности работы с тем или иными маргинальными (с точки зрения социума) группами. В этой работе, безусловно, есть своя специфика.
Материалы по теме
«Мне удивительно, как я там выжил»
Часть коллег не осознает даже необходимость специфической подготовки. Если осознал — это уже хорошо, значит, хотя бы специалист рефлексирует. У нас в профессиональном сообществе, к сожалению, отсутствуют площадки, где я могу обсудить, в том числе, и свои сомнения в безопасной для себя среде. В одной тусовке на меня навесят ярлык гомофоба, а в другой среде мне скажут: «Да не парься, гореть им в аду, они все больные. » И не хватает такого места в профессиональной среде, где это можно спокойно обсудить, посомневаться.
ЛГБТ-тематика не очень широко обсуждается в профессиональной тусовке. Безусловно, круг людей, которым интересна эта тема, расширяется. Но было бы неплохо вносить эти темы в более широкое профессиональное сообщество. Например, психотерапия тревожных расстройств звучит на всех конференциях, неважно, чему они посвящены — детям, старикам, аналитикам, когнитивистам. А вот, например, проблема гомофобии, помощи ЛГБТ-клиентам редко является просто одной из тем на общих конференциях. Это, в том числе, проблема и организаторов подобных мероприятий, которые тоже неидеальны и тоже имеют свои латентные фобии. Есть свои опасения, как бы чего не вышло: «Давайте мы не будем поднимать эти темы, а то сейчас набегут сумасшедшие и нам потом надо будет объясняться». И даже какие-то позитивные вещи делаются с определенной оглядкой.
Материалы по теме
«Пора дать отпор постоянной дискриминации и мачизму»
Я думаю, что профессиональное сообщество должно четко заявлять, что мы не поддерживаем конверсионную терапию — изменение сексуальной ориентации или гендерной идентичности любыми способами, включая психотерапевтические. Но это не говорит о том, что если ко мне обращается клиент с неуверенностью, например, в своей сексуальности, я не помогу ему эту уверенность приобрести. Это разные вещи. Исследование его неуверенности не означает, что я тяну его в сторону собственной ориентации.
Или, например, если ко мне приходит клиент с признаками гендерной дисфории, это не означает, что я ему сразу говорю: «Давай вот сейчас тебе будем колоть гормоны, а через полгода операции сделаем». Насколько мне известно, в большинстве стран в рекомендациях конверсионной терапии нет. И если мы говорим про медицину, формально то, чего нет в рекомендациях, — то и запрещено. Я в принципе не очень хорошо отношусь к официальным запретам, но, возможно, в нашей стране это была бы такая символическая вещь, и скорее было бы позитивным шагом, который включал бы в себя просветительский компонент для населения.
«Научные достижения имеют больший вес, чем законодательные запреты»
Светлана Штукарева, психолог-логотерапевт, руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа:
Мне кажется, гомофобия вытекает из позиции, что любой другой, отличающийся от меня человек — враг. Позиция «Другой — это всегда опасность». Неважно, речь идет про ЛГБТ или человека с психическим расстройством, с диабетом, онкологией — «надо держаться подальше, нельзя им доверять». Это радикальный вариант, который, на мой взгляд, среди психологов встречается около 10 процентов. Весьма вероятно, что процент может быть другой, потому что есть люди, которые не высказывают свое мнение по этому вопросу.
Первое, что нужно сделать психологу, который хочет изменить свои гомофобные установки, — это признать их наличие. Безапелляционно и спокойно. Если я хочу изменить их, то я могу обратиться к людям, которые больше меня разбираются в этих вопросах, я буду читать специальную литературу, я пройду личную терапию, пройду супервизию или интервизию, попрошу помощи в социальных сетях.
Но мне кажется здесь принципиально важным не бороться с тем, чтобы эти переживания, взгляды ушли, а стараться, чтобы пришли еще и другие переживания. Я буду стараться, чтобы пришли еще и другие переживания. Я скажу: «да» другому отношению, и это будет автоматически подразумевать «нет» негативному отношению к ЛГБТ-сообществу. Необходимо развивать в себе умение видеть Человека в человеке. Видеть, что есть какие-то вещи, которые мне по каким-то причинам могут быть не близки, но я буду искать то, что мне будет близко в этом человеке. Необходимо развивать в себе умение видеть Человека в человеке. Видеть, что есть какие-то вещи, которые мне по каким-то причинам могут быть не близки, но я буду искать то, что мне будет близко в этом человеке.
Бывает, что-то не стыкуется между двумя людьми, какие-то взгляды, системы ценностей. Но я буду искать то, в чем я буду с ним стыковаться, оставив расхождения на обочине. Проявить интерес к сути в человеке, узнать, чем же он вообще дышит, не смотреть на очевидные характеристики, а пойти в глубину или в высоту. Если я ловлю у себя какое-то непринятие к другому человеку, я стараюсь узнать его лучше. Вижу то, то мне не нравится, и задаю себе вопрос: «А еще что, что еще я могу увидеть? Чем он еще может быть мне интересен? Чем еще человек богат?»
Важно проявлять любопытство к Другому. Важно найти вещи, в которых мы совпадаем. И это может быть какая-то мелочь, деталь. Но может стать большим шагом в понимании того, что это на самом деле за человек. Искать сутевое и обращаться к этому сутевому в человеке.
Важно просвещение и супервизии. Например, со студентами обсуждать, как бы мы работали в психотерапии с клиентом, который является представителем ЛГБТ-сообщества: «Давай проиграем этот вариант. Что мы видим? Как бы мы поступили? Почему мы бы так поступили? Как можно было бы иначе поступить?» И мне кажется важным, чтобы психологи видели то человеческое страдание, которое является результатом отвержения со стороны других.