зачем нужно экологическое воспитание
Экологическое воспитание дошкольников
В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста.
Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
В своей работе использую программу «Мы», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Даю детям понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат,пьют воду,растут,а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельностью.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа,связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти.
Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.
Мною накоплен педагогический опыт по теме: «Экологическое воспитание дошкольников».Мой опыт оценен педагогами и используется в работе с детьми:
разработаны конспекты занятий по данной теме для разных возрастных групп;
накоплен методический материал;
картотека по темам : «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Растения», «Цветы».
иллюстрации,фотографии по теме:
оформлены дидактические игры по экологическому развитию;
конспекты этических бесед по экологии:» ключи от природы»;
собрана аудиотека «Звуки природы».
Детей с раннего возраста знакомлю с правилами поведения в природе:
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
6. Не разоряй муравейники.
7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
8. Не подходи близко к гнездам птиц.
9. Не разоряй птичьи гнезда.
10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, к не затушенным кострам, оставленному мусору.Им целесообразно противопоставить пра-вильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д.
Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. Так организован уголок экологической среды в группе,который включает в себя:
• «зелёная зона» (комнатные растения, где проходит наблюдение за трудом взрослого по уходу за растениями;
• уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься зона библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;
• зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.);
• выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки,сделанные взрослым в совместной деятельности с детьми.
•оформлены: календарь природы; календарь погод; коллажи; карты – схемы- «Кто, где живёт?»;
• собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);
• подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
• подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;
• созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
• имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);
• подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса;
• летом были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой.
На прогулках я провожу игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья,) Для таких игр на участке у нас есть оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка. Земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови».У меня собрана большая картотека игр:
«Вышли дети в сад зелёный»
Игра: кто где плавает?
Игра «Достань камешек»
Игра «Теплый – холодный»
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Чтобы выявить как родители относятся к природе и интересует ли их проблема экологического воспитание дошкольника я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования я строила свою работу с родителями.
Анкета «Экологическое воспитание детей»
2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
4. Ощущаете ли вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?
5. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется?
6. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
7. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?
8. Ваши предложения, пожелания.
Так же в работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практи-куются в Вашем доме?
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самосто-ятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустов-ского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
В результате моей работы знания у детей устойчивые, систематизированные, дошкольники могут применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Мой опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.
Опыт работы «Экологическое воспитание и образование детей» Основное моё направление работы это «Экологическое воспитание и образование детей». Постоянно работаю над приобретением педагогических знаний.
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (опыт работы) Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви.
Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов
Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас. Наши практические рекомендации — для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.
Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания. Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её. Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.
Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:
Экологическая культура
От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».
Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом — экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств. В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения. Однако, как показывает педагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.
Воспитываем экологически ребёнка в семье
Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша. Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек. Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.
Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней. Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны. Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.
Прививаем культуру детям дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста:
«А знаете ли вы, что период разложения безобидной на первый взгляд алюминиевой банки достигает от 200 до 500 лет?»
Развиваем детей школьного возраста
В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:
В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей). Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.
Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности. Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.
«Это интересно. В конце ХХ века компания Nike организовала экологически ориентированную программу «Reuse-A-Shoe», направленную на утилизацию старых кроссовок. Этот материал идёт на изготовление покрытия для спортивных площадок. Программа работает и сегодня».
Рекомендации по организации экологического воспитания
Видео, которое можно использовать как методический материал для занятий или проектов на экологическую тематику
Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зачем нужно экологическое воспитание
|
«Экологическое образование как метод воспитания осознанного отношения к жизни» «Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом.» Б. Коммонер, американский эколог Что такое «Экологическое образование»? Экологическое образование – междисциплинарный подход к обучению, воспитанию и развитию личности, формирующий осознанное, ответственное, бережное отношение к окружающему миру. Зачем нужно экологическое образование? В настоящее время люди во многом «не ведают что творят», то есть не осознают последствия своих зачастую агрессивных и варварских действий в отношении природы. Образование в области экологии должно принести осознание влияния экономических, политических и социальных активностей на состояние экологии и раскрыть губительность потребительского подхода. Один из результатов экологического образования – формирование у учащихся активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества. Организацией Объединенных Наций (ООН) экологическое образование признано одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества. Важно раннее воспитание детей в этих вопросах, так как именно в раннем возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. Один из немаловажных эффектов экологического образования – укрепление взаимоотношений и взаимодействия в семье, поскольку взрослые через детей вовлекаются в креативную, социально-значимую деятельность по решению общественных вопросов и проблем, участвуя в совместных экологических мероприятиях и проектах. При этом формируется детско-взрослое сообщество, связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие. Особенности преподавания. Важным принципом любого эффективного обучения, в том числе и экологического, является актуализация полученных знаний. Ученик легче и охотнее усвоит тот материал, который его волнует или увлекает. Общие, «абстрактные» проблемы экологии, значение которых для качества жизни учащегося незначительно или неочевидно, и на которые он сам не может влиять (например, проблема глобального потепления), при всей их актуальности будут плохим материалом для обучения. Эффективное экологическое образование имеет смысл проводить на примерах рассмотрения местных экологических проблем. Замусоренный район отдыха или проживания, загрязнение воздуха и воды в городе, где живут учащиеся, недостаток зеленых насаждений, неэкологичные продукты питания в местных магазинах дадут лучший эффект в обучении, нежели проблемы добычи нефти в Арктике или пример «абстрактного» экологически грязного производства. При этом важно рассматривать не только причины возникновения конкретной проблемы и возможные пути ее решения, но и вовлекать самих учащихся в процесс решений экологических проблем данной местности. Убежденность в том, что «я не могу повлиять на происходящее, я ничего не решаю» является мощным препятствием для процесса экологического воспитания. Единственный способ преодолеть его – показать возможность личного участия в решении экологических проблем. Препятствием для эффективного образования также являются двойные стандарты, по которым живут как отдельные люди, так и государство в целом. Какие бы веские доводы о вреде сигарет не приводил курящий преподаватель, он не сможет убедить ученика отказаться от курения; так же и тот, кто не применяет в собственной жизни экологический подход, не сможет добиться существенных результатов в формировании и применении его учащимися. Поэтому для преподавания крайне желательно подбирать учителей, у которых слово не расходилось бы с делом. В заключение. С 2002 г. в России законодательно закреплена необходимость всеобщего обязательного экологического образования подрастающего поколения и экологического просвещения всего населения РФ (Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г). Таким образом, законодательная база для экологического образования есть. Однако во многом данный закон остается лишь «декларацией о намерениях». Для реализации полноценного экологического образования необходима разработка и внедрение федеральных и региональных образовательных программ. Сергей Григорович, кандидат биологических наук
|