зачем нужно черчение в школе

«Видеть» предметы насквозь, отремонтировать табурет и спроектировать дом. Зачем школьнику нужны уроки черчения?

Такие полезные линии

Черчение – предмет в наших школах многострадальный. То его переносят из одного класса в другой, то исключают из программы, сохраняя лишь кое-где факультативные занятия, то снова возвращают в расписание. Споры о необходимости или бесполезности черчения не утихают до сих пор. Мы решили выяснить, кому и зачем могут понадобиться полученные на таких занятиях знания.

зачем нужно черчение в школе. 70cf180afb330626507ea5ef24fe185c. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-70cf180afb330626507ea5ef24fe185c. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка 70cf180afb330626507ea5ef24fe185c.Коллаж Ивана ТУМАША, «ЗН»

На все случаи жизни

В советской школе уроков черчения было значительно больше, чем сейчас. В послевоенное время этот предмет преподавали с 7-го по 10-й класс по одному часу в неделю, позже – в 7–9-м. В 1980-х годах он значился в расписании семи- и восьмиклашек. Существует мнение, что именно в возрасте 12–14 лет у детей формируются пространственные мышление и восприятие окружающего мира, и этому во многом способствуют именно начертательные азы.

В 1990-х годах ситуация складывалась неравномерно: в одних школах черчение преподавали так же, как и остальные предметы, в других – на уровне факультативов, где-то не было вообще никаких занятий. В начале 2000-х эти уроки на время убрали из школьной программы. В итоге выросло целое поколение школьников, которые в свое время не создали ни одного чертежа.

зачем нужно черчение в школе. 6fcea76a084fbc166f70793367df4d1b. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-6fcea76a084fbc166f70793367df4d1b. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка 6fcea76a084fbc166f70793367df4d1b.

Техник по телекоммуникациям Татьяна Лозовая из Минска уверена: занятия по черчению школьникам необходимы. И не только для того, чтобы набить руку и научиться выводить ровные линии. Рано или поздно любой человек независимо от уровня образования и профессии в обыденной жизни может столкнуться с чертежами, которые нужно будет правильно прочитать. А что-то, возможно, придется начертить самому. Даже грамотно расставить мебель в комнате или спланировать ремонт – без развитого пространственного мышления не обойтись.

На школьных занятиях по черчению Татьяна научилась не только «видеть» предметы насквозь, но и красиво выводить чертежные буквы и цифры. Хотя обычный почерк, по ее признанию, не отличается особыми изысками. Да и сами схемы не были образцовыми:

– В школе мне ставили высокие оценки в основном за понимание предмета. Черчение интересно тем, что, изучив со всех сторон какую-то деталь, можешь изобразить ее на бумаге, сделать «прозрачной», показать внутреннее строение – это сродни волшебству. Считаю, чтобы развивать пространственное мышление, не нужно обладать каким-то особым талантом. Здесь помогут лишь знания и практика. Школьная программа помогла успешно освоить более сложные задания в колледже. Хотя там легкая небрежность в работах уже не прощалась, и приходилось старательнее орудовать карандашом и линейкой.

Умение разбираться в чертежах не раз выручало Татьяну и в повсе­дневности. Сколотить ли табурет, сделать ли ремонт, спроектировать ли собственный дом – опыт подсказывал правильные решения. Даже объемную новогоднюю снежинку не смастерить без начертательных навыков.

– А на днях ремонтировала детскую игрушку с многоступенчатой зубчатой передачей. И справилась. Не методом тыка, а потому что откуда-то из глубины сознания всплыли знания, полученные на уроках черчения.

Тем же, кто в школе черчение не проходил, при обучении техническим специальностям в техникумах, колледжах и вузах порой было непросто. Возникали сложности даже при построении простейших схем. Оно и понятно – нужно постигать все с нуля. Сейчас же, когда черчением будут заниматься лишь 10- и 11-классники, с подобной проблемой могут столкнуться будущие выпускники базовой школы.

зачем нужно черчение в школе. 044212619fcb95ca4f7d8784f1c0386d. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-044212619fcb95ca4f7d8784f1c0386d. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка 044212619fcb95ca4f7d8784f1c0386d.

Менеджер по продажам строительных материалов Михаил Пинчук вспоминает:

– В школе у нас черчения не было. Поэтому инженерная графика, которую преподавали в машиностроительном техникуме, на первых порах давалась с трудом. Зато полученные знания использую до сих пор, хотя по специальности уже не работаю: без них не смог бы читать строительные чертежи.

зачем нужно черчение в школе. cbc2a06efb6aabd33cce4ca09febacd8. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-cbc2a06efb6aabd33cce4ca09febacd8. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка cbc2a06efb6aabd33cce4ca09febacd8.

Техник-механик Владислав Орловский черчение в школе тоже не изучал. А впоследствии в политехническом колледже приходилось осваивать много «чертежных» дисциплин. Признается: чтобы разобраться во всех хитросплетениях линий, потребовалось время. Но потом так вник в тему, что даже одногруппникам помогал строить детали на бумаге – от промышленных котлов до городских тепловых сетей. Да и в обычной жизни, говорит, начертательные умения пригодились:

– Нужен был шкаф для дома. Самостоятельно сделал чертеж, заказал распил и собрал. А недавно ремонтировал машину: без труда составил и вырезал из металла нужную мне деталь.

зачем нужно черчение в школе. af64312d0454dd96e1c96b63893d1c4e. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-af64312d0454dd96e1c96b63893d1c4e. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка af64312d0454dd96e1c96b63893d1c4e.

Для некоторых уроки черчения были своеобразной передышкой от математических задач, химических формул и исторических дат. Как, например, для воспитателя Веры Половинкиной. Она так увлеклась предметом, что выбрала его в качестве выпускного экзамена:

– Это был 2001 год. Тогда мы сдавали шесть дисциплин – четыре обязательные и две на выбор. Черчение я знала на отлично. Оно у нас преподавалось в средних классах, а потом я выбрала соответствующую специальность на УПК. У меня была хорошая учительница: она очень интересно вела предмет, поэтому теорию и практику осилить не составляло труда.

Вера вспоминает: школьницей застала еще времена, когда требовалось вручную оформлять на листе даже рамочку для чертежа – определенного размера, определенной толщины – и делать в ней подпись буквами и цифрами нужной ширины и высоты. Как ни странно, это всегда было самым сложным заданием.

Нынешние же школьники уверены: сейчас любые схемы можно создать на компьютере, поэтому в умении изображать детали на бумаге вручную нет острой необходимости. Но учителя школ придерживаются иного мнения. В беседе с нами они неохотно дискутируют на эту тему: не понимают, почему к предмету «черчение» такое неоднозначное отношение. Ведь полученные на уроках знания закладывают фундамент технического образования, логического мышления, воображения, а также помогают лучше разбираться в геометрических задачах.

Преподаватели технических колледжей в свою очередь отмечают, что в процессе обучения сталкиваются с объективной трудностью – слабой школьной подготовкой учащихся в геометро-графической области. Способностью пространственного воображения наделены все, но не у всех оно развито одинаково, и научить этому 17–20-летних учащихся гораздо сложнее, чем школьников.

зачем нужно черчение в школе. bedf5b95b2b4715334f3f65169b4517d. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-bedf5b95b2b4715334f3f65169b4517d. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка bedf5b95b2b4715334f3f65169b4517d.

Инна Кастелей, учитель трудового обучения и черчения средней школы № 62 Минска:

– Уроки черчения очень важны для развития пространственного мышления детей, помогают им в освоении некоторых разделов математики и позволяют подготовиться к дальнейшему выбору технических специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях. Преподаватели вузов в один голос твердят: студентам, которые приходят к ним учиться, не хватает практики черчения от руки, им сложнее дается компьютерное проектирование. В некоторых учебных заведениях (например, на архитектурном факультете Белорусского национального технического университета и в Минском государственном архитектурно-строительном колледже) абитуриенты в обязательном порядке сдают черчение при поступлении.

Источник

Статья «Зачем изучать черчение»

«Зачем нам это черчение?», «У нас и без чертежей хватает заданий!», «Мне не дано рисовать и чертить!», «Мне это в будущем не пригодится!». Думаю, список подобных высказываний можно продолжить. Попытаемся ответить на эти и подобные вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Зачем изучать черчение»»

Учитель черчения, АСШ № 2

Зачем изучать черчение?

зачем нужно черчение в школе. stat ia zachiem izuchat chierchieniie 1. зачем нужно черчение в школе фото. зачем нужно черчение в школе-stat ia zachiem izuchat chierchieniie 1. картинка зачем нужно черчение в школе. картинка stat ia zachiem izuchat chierchieniie 1.

«Зачем нам это черчение?», «У нас и без чертежей хватает заданий!», «Мне не дано рисовать и чертить!», «Мне это в будущем не пригодится!». Думаю, список подобных высказываний можно продолжить. Попытаемся ответить на эти и подобные вопросы.

Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи.

Что же лежит в основе успешного овладения техническими знаниями?

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует при выполнении только некоторых функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Продуктом работы левого полушария являются логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем. Числа и символы тоже распознаются левым полушарием.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С его помощью мы можем сочинять различные истории. Оно отвечает за способности к изобразительному искусству, эмоции, метафоры.

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Отличительной особенностью пространственного мышления является то, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Особенно это стало актуальным сейчас, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет безнадежно поздно. В этом возрасте с трудом дается то, с чем 12-летние справляются мгновенно.

Именно черчение, как вид деятельности, способствует развитию пространственного мышления школьников. Во время процесса черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а, следовательно, и развиваются, оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.

Современные школьники должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести в развитие общества. Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях. Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.

Учитывая то, что большинство учащихся поступает в среднетехнические учебные заведения, надо понимать, что черчение является одной из главных дисциплин. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.

Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же, скажем, медицина. Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.

Кроме того, черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполняемых действий, помогает лучше разбираться в геометрии, географии, физике, технологии, информатике.

Источник

Необходимость изучения черчения в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Необходимость изучения черчения в школе

Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию.

Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи

Что же лежит в основе успешного овладения техническими знаниями?

Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет (поступление в высшие учебные заведения) безнадежно поздно. В этом возрасте с трудом дается то, с чем 12-летние справляются мгновенно.

Именно черчение, как вид деятельности, способствует развитию пространственного мышления школьников. Во время процесса черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а, следовательно, и развиваются, оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.

Современные школьники должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести в развитие общества. Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях. Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.

Учитывая то, что большинство учащихся поступает в среднетехнические учебные заведения, надо понимать, что черчение является одной из главных дисциплин. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.

Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же медицина? Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.

Кроме того, черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполняемых действий, помогает лучше разбираться в геометрии, географии, физике, технологии, информатике.

Поскольку графический язык общепризнан международным языком общения, изучение предмета «Черчение» является необходимым. Это требует рассматривать графическое образование как необходимую составляющую содержания общего образования. Создание интегрированных курсов, организация кружков, при умелом использовании межпредметных связей, делает преподавание этого предмета не как самоцель, а как средство для познавательной и созидательной деятельности, освоив которую ученик поднимется на еще одну ступень творения своей жизни.

Источник

Зачем нужно черчение в школе

Изучение черчения будет способствовать

развитию образного и логического мышления,

сообразительности, внимания, усидчивости и

аккуратности, так необходимых людям различных профессий.

Люди с давних пор окружают себя различными вещами и предметами, строят дома и прочие сооружения. Это всё во многом появилось благодаря изучению человеком окружающего мира, освоению новых навыков и получению знаний в различных сферах.

Современный человек теперь не без технических средств: смартфоны, машины, компьютеры, всё это достижения ХХ I века, но ничего из всего этого не получилось бы без такого предмета как черчение.

Сделать копьё из палки можно буквально на коленке, без чертежа и схемы, за какие-то полчаса и то необходимо произвести различные замеры по симметрии, а вот собрать арбалет без чертежа или схемы не получится. Всё это связано с развитием человечества. Копьё-инструмент первобытного человека, а арбалет получен путём развития технических навыков и знаний человека, а, следовательно, с развитием и появлением черчения.

Чертёж служит залогом крепкого дома, а правильный и грамотно составленный чертёж, ещё и залогом его безопасности и долговечности.

Цель работы: доказать необходимость введения в курс школьной программы предмета черчение. Развитие у учащихся пространственного и логического мышления.

Актуальность: поднять проблему выведения предмета черчение из школьного курса, так как возникает в государстве необходимость в технических, рабочих специальностях.

Задачи: помочь организовать работу в поиске людей, информации в данной теме. Оказать помощь в проведении районного семинара по профориентации.

Методы исследования: опросы выпускников прошлых лет, интервью, презентация, наглядность

Глава 1. История черчения

Само по себе, как известно слово «чертеж» является русским словом по происхождению. Историки говорят, что оно появилось примерно с 17 века, а первые чертежи появились с начала 16 века. В музеях находятся чертежи, очень похожие на рисунки, выполненные от руки, которые были даже подписаны, чтобы лучше их понять..

В наши дни черчение или начертательная геометрия закладывают фундамент любого изделия, сооружения или конструкции. Хотя когда-то даже не существовало слова чертёж, тем более наука черчение.

Давайте разберёмся не только в истории чертежа и черчения, и что это такое. Из чего и вытекает определение понятия, черчения. Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи.

1.1. Что такое чертёж

Дать понятие «Что такое чертеж?» нужно со слов Гаспара Монжа: «Чертеж – это язык техники!». Чертёж представляет собой графическое изображение, выполненное в определённом масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия. Такое определение даёт нам интернет и литература.

Давайте же сами разберёмся, что такое чертёж? Итак, слово «чертёж» как выяснили ранее, исконно русское. В близком к современному значении оно представляет собой изображение каких-либо предметов на плоскости.

В начале изображения выполнялись от руки, на глаз, на чём угодно: камне, бересте, бумаге. Впоследствии, с развитием черчения, начали развиваться строгие правила оформления, для удобства и простоты работы с чертежами. Также все чертежи начали выполняться на бумаге или в специальных компьютерных программах.

Итак, иными словами, чертёж это изображение предмета на плоскости, выполненное по особым правилам и условиям.

1.2. Когда появился первый чертёж

Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека. Начали строиться укрепления, городские постройки и т.д.

Первые чертежи на Руси представляли собой планы городов, размещения оборонительных сооружений и стен. Они представляли из себя рисунок, выполненный от руки. С появлением инженерных сооружений: мостов, крепостей, мельниц, чертёж нуждался в серьёзной доработке. Нужно было указывать особенности конструкции, хотя бы примерное расположение опор и их длину.

К концу Х VI века начало развиваться литейное дело и в 1586 году, руководствуясь своими чертежами, пушечный мастер Андрей Чохов отлил Царь-Пушку. А с начала 30-х годов его ученики пользовались чертежами при изготовлении орудий.

Также не отставали изобретатели и инженеры. Так, например Братья Черепановы и их первый паровоз, внесли значительную лепту в развитие черчения. Всё это неразрывно связано с техническим прогрессом и развитием человечества.

1.3. Черчение как наука

Черчение, как и другая наука, содержит очень много сведений и знаний. Так у черчения есть область изучения и база сведений, а именно сведения о правильном выполнении и чтении чертежа.

И так, черчение это наука. Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет бывает поздно. В таком возрасте с трудом дается то, с чем учащиеся 8-х, 9-х классов справляются намного лучше.

Именно поэтому, черчение, как вид деятельности, помогает развивать пространственное мышление школьников. Во время творческого процесса, при выполнении чертежей на уроках черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а следовательно и развиваются оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.

Современные школьники в наше время, должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на различных уровнях, ощущать свою социальную ответственность, быть творчески развитыми личностями, иметь хорошо развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой собственный вклад могут внести в развитие общества. Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях

Глава 2. Черчение в повседневной жизни

2.1. Основные правила черчения

Чертеж имеет массу строгих правил выполнения, но, не смотря на это их довольно легко усвоить.

Чертежи выполняются на чертежной бумаге определенного формата, либо в специальных компьютерных программах, также с учётом формата листа. Для построения чертежа используются многие виды чертежных инструментов. Это чертежная бумага, как говорилось ранее, наборы чертежных карандашей разной твердости, обычная линейка, (наиболее удобной на уроках является железная линейка длинной 30 сантиметров) угольники, транспортиры, лекала. Не стоит забывать про важный инструмент – циркуль, с помощью него можно не только чертить окружности, но и проверять параллельность прямых, также используются ластики, точилки и прочие материалы. Рабочим местом для выполнения чертежей является чертежный станок или кульман. На нём под удобным углом можно закрепить чертежный лист, организовать освещение и установить третью руку с линейкой или угольником для удобства работы. В школах такого оборудования нет, поэтому используют чертежные доски из мягких пород дерева, которые по сторонам обклеены твердым деревом. На ней кнопками закрепляется чертежный лист. Для черчения строго параллельных линий используют рейсшину, это линейка со строго перпендикулярно прикрепленной на одном конце направляющей. Рейсшину передвигают вдоль кромок чертежной доски, у кульмана третья рука выполняет функции рейсшины.

Также оформление чертежа зависит от его классификации, могут добавляться дополнительные надписи, графы, столбцы.

2.2. Черчение в технических ВУЗах г.о. Ступино и г. Москвы

В нашем городе есть учебные заведения, в которых преподаются предметы с основами черчения. Это наш исторически знаменитый теперь уже Ступинский филиал МАИ, где студенты приобретают рабочие специальности технической направленности: инженеры, программисты, обучаются на факультетах: «двигатели летательных аппаратов», «автоматизация технологических процессов и производств», и продолжают трудовые семейные династии на градообразующих предприятиях города Ступино: заводе СМК, Аэросила, ТЭЦ – 17 и других.

В ГБПОУ МО Ступинском техникуме им. А.Т.Туманова в расписании занятий преподается такой предмет, как инженерная графика. Студенты приобретают профессии, рабочие специальности.

2.3. Роль черчения в школьной программе

При написании этой работы я выяснил, что выпускники нашей школы, разных лет обучаются в высших учебных заведениях города Москвы. Мне удалось взять у них интервью. Вот их высказывания о черчении в школе. Брыкина Дарья, выпускница 2018 года (золотая медаль), студентка Московского городского педагогического университета. Направление – дизайн среды.

В высших учебных заведениях совсем по-другому относятся к ученикам, не так, как в школе. Тут нам с самого начала сказали, что теперь мы друг другу «коллеги», и отношение будет соответствующее. Нам преподают новый материал уже не как детям, теперь мы взрослые, и, если что-то не поняли, то нужно самим искать информацию и самим разбираться.

На моем направлении это даётся ещё сложнее. Дизайн среды – это не только выбирать мебель, обои и какие кусты лучше посадить вокруг дома, это постоянная работа с чертежами и визуализацией их. Если у тебя нет творческого мышления, то понимание сути того или иного задания займёт очень много времени. Но есть предметы, в которых тебе не сможет помочь твоё нестандартное мышление и креативность. Это предметы, где все должно быть четко, ровно и по ГОСТу. Например, начертательная геометрия или технический рисунок. Обе эти дисциплины у нас шли по семестру. У нас прекрасный преподаватель, но времени чисто физически не хватало, чтобы прочитать весь курс черчения и ввести нас в тему плавно. Нам не объясняли, что линия невидимого контура – это штриховая линия. Это само собой разумеется. Или что размерная линия выносится на 10 мм от фигуры. «А как может быть иначе?» Мы опускали очень многие детали, которые мы якобы должны уже знать. Как-то раз наш учитель спросил нас: «У кого из вас было черчение в школе?» На мое удивление, я была одной из пары-тройки человек, которые прошли этот курс ещё в школе. Максимум, который был у остальных, это школьный курс геометрии. После этого я стала замечать, что чем дальше и больше мы работаем, тем сложнее это даётся тем, для кого все эти разрезы и виды в новинку. Изометрия многим далась очень сложно. Нас учат тренировать наш глаз на других парах, мы же художники. А нашему глазу очень сложно осознать, что в изометрии линии параллельны и никогда не сойдутся в одну точку. Мне не нужно было запоминать все, мне не казалась изометрия странной, потому что все это я уже прошла когда-то в школе. Это очень сильно помогло быстро включиться в работу и не отставать от мысли преподавателя.
Сейчас у нас есть предмет «Перспектива». Тут мы как бы соединяем академические знания о перспективе, что то, что ближе, оно больше, что в глубину предмет уменьшается, с основами черчения. И все ещё многим тяжело, я чувствую это. И пусть сейчас у меня нет математики, которую я упорно изучала 11 лет в школе, зато черчение, которого у нас было не так много, как хотелось бы, мне сильно облегчило учебу в ВУЗе. С работами Дарьи можно познакомиться в приложении.

А вот интервью выпускника 2018 года Бодрова Дмитрия: «Я являюсь выпускником МБОУ «СОШ №4» 2018 года. После окончания школы я поступил в Российский университет транспорта (РУТ МИИТ) на специальность – инженер путей сообщения. Как и любому другому студенту этого ВУЗа, мне нужно знать такой предмет, как начертательная геометрия. Для изучения этого для меня предмета, мне пригодились знания, полученные при изучении черчения в школе. Благодаря этим знаниям, я начал преуспевать в трудном для меня предмете – начертательная геометрия, в отличие от своих одногруппников. У большинства студентов не было черчения в школе, поэтому они сталкиваются с большинством проблем, таких элементарных, как линии, простановка размеров, шрифт, виды, проецирование. А предполагается, что они обязаны это знать со школьной скамьи, поэтому им трудно выполнять работы, а мне нет, потому что я это знаю со школьных уроков. Им приходится дополнительно нанимать преподавателей, чтобы восполнить не достающие знания, а я жалею, что плохо понимал нужность черчения для будущего. Изучение черчения очень сильно помогло мне на начальной стадии обучения в этом ВУЗе, и я делаю вывод, что данный предмет необходим в школьной программе. И мне хочется поблагодарить своего учителя, Зуеву Наталью Викторовну за то, что она помогла мне изучить и понять данный предмет. Работы Дмитрия можно увидеть в приложении.

Хочу рассказать об интервью с преподавателем техникума им. А.Т.Туманова преподавателем дисциплины «инженерная графика», Вуколовой Л.В. Людмила Владимировна подтвердила актуальность моей работы, о необходимости снова введения в школьную программу предмета черчения. По учебному плану нет занятий по основам черчения, а студенты приходят из школы без этих основ и не могут сориентироваться в материале, так как эти знания они в школе не получили. Высказала свое непонимание о причинах выведения данного учебного предмета из школьной программы. Ведь профилирующие среднеспецальные и высшие учебные заведения остались, люди получают специализирующие профессии. Есть необходимость предприятий в людях по техническим специальностям, а основ не дают.

Может, и к моему счастью, у нас в школе были уроки по черчению как факультативные занятия, где мы и получили основы этого нового языка. В нас заложили начальные знания: линии чертежа, простановка размеров, проецирование, а это и есть основа при построении чертежей.

Но есть одна проблема. Черчение начали исключать из базовой школьной программы, хотя он необходим при поступлении и обучении в технических ВУЗах. В школах предмету черчение уделялось два года. Именно за этот промежуток времени и изучались основные навыки и знания по предмету, но, к сожалению и этих двух лет не всем хватает. Из-за отмены этого предмета многие будущие технари, нередко меняют свой выбор или тратят время и силы на самостоятельное изучение.

Также черчение пригодится в жизни не зависимо от выбора профессии. Чтобы построить дом, выточить деталь, сделать шкаф, нужно первым делом составить чертёж. Как раз вот здесь и необходимы знания по черчению.

Ещё не стоит забывать о том, что многие школьники занимаются в технических кружках, объединениях. В мире моделей, механизмов и игрушек чертёж играет такую же не маловажную роль, как и в постройке дома, вытачивании детали или создании мебели.

Как же сделать всё выше сказанное, не зная основ черчения?

Черчение нужно, просто необходимо преподавать в школах, хотя бы в сжатой программе.

Ведь это не только чтение и составление чертежей и схем, но и умение работать с измерительными приборами, развитие мелкой моторики, хорошего глазомера, памяти, пространственного мышления и усидчивости, столь важных для здоровья и развития сегодняшнего школьника. А ведь сколько современных профессий нашего прогрессивного времени этого требует! Хочу привести примеры.

Среди множества «визуальных» направлений графический дизайн пользуется сейчас особенно большим спросом. Специалисты в этой области разрабатывают рекламные материалы, буклеты и плакаты, создают книжные макеты, упаковку, сайты и многое другое. Дизайнеру необходимы отличное знание графических пакетов.

Архитектура находится на стыке технической и творческой специальностей, поэтому тут, с одной стороны, понадобится хорошо развитый художественный вкус, умение создавать новое и креативно обрабатывать уже существующее и чувство стиля, а с другой — знание математики, инженерной графики, умение рационально и логически мыслить.

Профессия архитектора включает в себя множество специализаций (проектирование зданий и строений, урбанистика, градостроительство, ландшафтная архитектура и т. д.) и позволяет выбрать интересное направление и найти баланс между техническим и творческим.

Художники-постановщики создают окружающую среду в фильмах или на сцене, в театре. Они занимаются разработкой эскизов и чертежей декораций, подбирают подходящую мебель и реквизит, оценивают места для натурных съемок и т. д.

Иллюстраторы — специалисты, которые передают или усиливают смысл текста за счет использования изображений и графических элементов.

3D-моделлеры в общем смысле слова — это специалисты, которые создают объемные модели чего бы то ни было. Разделяться они могут на модельеров персонажей, техники, ландшафта, отдельных объектов и т. п. Сейчас это направление становится все более востребованным: 3D-графика используется при создании компьютерных игр, в кино, для различных симуляторов и представлений проектов.

Реставратор восстанавливает поврежденные картины или другие предметы искусства. Поскольку техник, объектов, а также материалов, с помощью которых они создаются, очень много, реставраторы, как правило, специализируются на чем-то конкретном.

Работа художника-мультипликатора включает в себя несколько различных направлений. Можно стать художником по персонажам и разрабатывать образ героев мультфильмов, заниматься раскадровкой — прорисовывать фазы движения персонажей, создавать «чистые» кадры для финального использования, фоны, локации и т. п. Для работы обязательно понадобится знание графических пакетов, причем не только из области традиционной 2D-анимации, но и из сферы 3D-моделирования.

Благодаря популярности мобильных и «социальных» приложений, индустрия игр в последние годы активно развивается и в России. Художники отвечают за все многообразие визуальных образов: разрабатывают концепцию и создают персонажей..

Дизайнер одежды — многогранная профессия. С одной стороны, в его задачи входит разработка эскизов новых вещей и коллекций одежды, и это требует творческого подхода и нестандартного мышления. С другой, даже если речь идет о высокой моде, модельеру необходимо разрабатывать конструкторские решения, чтобы одежда хорошо сидела на человеке. Кроме того, такие специалисты часто готовят одежду для промышленного производства и участвуют в организации показов.

Создавать и затем продавать свои собственные картины — один из самых трудных и самых интересных вариантов для тех, кто любит рисовать. Сейчас нет необходимости пробиваться в галереи и рисовать только в традиционном стиле — картины можно продавать самостоятельно на специализированных сайтах. Однако и там конкуренция очень велика.

2.4. Черчение в моей жизни

Я уже упоминал выше, что многие школьники и по сей день занимаются в технических кружках. Так же я говорил про факультативные занятия по черчению в нашей школе. Все полученные знания действительно мне очень пригодились, так как я уже не первый год посещаю и активно занимаюсь в судомодельном кружке в нашем городе. С моими чертежами, выполненными на судомодельном кружке можно ознакомиться в приложении.

Как и на уроке черчения, педагог на кружке рассказывал нам, что с самого детства мы оказывается чертили чертежи и совсем не обязательно, что это была какая-то деталь. Например, когда в раннем детстве приглашали кого-то в гости, на день рождения, мы вырисовывали нашему гостю путь следования к нам, мимо какого дерева нужно пройти, за каким домом повернуть…

Всё это тоже черчение, только не те чертежи, которые мы привыкли видеть, а схемы маршрута следования, планы и т.д.

На кружке нас учат работать с различными инструментами и материалами, но с начала всё начинается с основного-работы с карандашом и линейкой, а именно с основ черчения.

Мною выполнены практические модели судов, которые занимали призовые места всероссийского и регионального значения. И естественно все было выполнено по чертежам, начиная с маленьких деталей, заканчивая корпусами.

Я надеюсь, что мне удалось довести актуальность своей работы до логического конца, приводя примеры из настоящего времени, мнениями студентов, «криком души» преподавателей. Свою работу хочу предоставить на другие конкурсы, может увидят и услышат люди создающие программы для общеобразовательных школ, о необходимости снова введения предмета черчения в школьный курс. Уровень обученности учащихся в школах с успехами на «3» и «4» составляет большой процент, и именно они становятся лучшими специалистами рабочих профессий, именно на их опыте работы развиваются современные производства, создают большую конкурентную способность даже иностранным производствам.

Технический прогресс бурно развивается и все большая доля «ответственности» ложится на черчение. Именно оно закладывает прочный фундамент для всего, что делает человек. Так как черчение начало вытесняться из школьной программы, всё сложнее будущим инженерам и технологам даётся изучение этой науки и всё большая доля ответственности ложится на учителей в школах и ВУЗах. Хочу закончить свою исследовательскую работу словами В.В.Путина: «Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. В школе нужно активно развивать творческое начало…»

Список использованной литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *