зачем нужно бюджетное правило
Что такое бюджетные правила
И как они работают
В законах многих стран есть специальные правила, которые сдерживают расходы государства и государственный долг. Они называются бюджетными.
Для стран, которые экспортируют природные ресурсы, существуют особые бюджетные правила, чтобы распределять доходы от экспорта сырья. Потому что даже открытие крупных месторождений природных ископаемых может привести к проблемам в экономике.
Например, в 1959 году на севере Нидерландов обнаружили крупное месторождение природного газа — за 10 лет его добыча в стране выросла в 200 раз. В 1980-х годах примерно 25% экспорта Нидерландов приходилось на природный газ.
Кажется, что экономика должна была ускориться, но на деле получилось иначе. В добывающей отрасли резко выросли доходы, поэтому люди из других отраслей бросали свои рабочие места и тоже хотели добывать газ. Чтобы удержать сотрудников, работодатели увеличивали зарплаты — соответственно, цены в сфере услуг росли. Произведенные в стране товары становились дороже и не могли конкурировать с импортными. Во всех отраслях разгонялась инфляция.
Нидерланды первыми столкнулись с «ресурсным проклятием». В такой ситуации падение цен на сырье приводит к шокам в экономике, ведь все отрасли, кроме добывающей, слабеют и не развиваются.
«Голландская болезнь»: применение бюджетного правила и роль структурных реформ, Финансовый журналPDF, 420 КБ
В итоге страны, которые живут за счет природных ресурсов, ввели бюджетные правила для перераспределения доходов от экспорта природных ресурсов. Когда цена на экспортное сырье высокая, доходы откладывают и формируют финансовую подушку. А когда цена на экспортное сырье низкая — тратят то, что накопили. Так экономика остается стабильной, даже если цены на сырье падают.
Расскажу, как бюджетные правила работают в России.
Что такое бюджетное правило
Бюджетное правило — это ограничение каких-либо бюджетных показателей. Правила поддерживают стабильность государственного бюджета — чтобы расходы не превышали доходы и государственный долг не увеличивался слишком быстро. Хорошие бюджетные правила приводят к долгосрочному экономическому росту.
Кудрин А. Л. «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной кредитной политики»PDF, 4,66 МБ
В 1990 году только семь стран использовали бюджетные правила. Сейчас хотя бы одно такое правило есть более чем у ста стран.
Бюджетные правила могут применяться не только на государственном, но и на региональном уровне. Регионы тоже ограничивают объем своих долгов, а еще определяют, на что можно направить поступающие средства. Например, предельный объем долга Санкт-Петербурга не должен превышать 50% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Зачем применяют бюджетные правила
Бюджетные правила применяют не для того, чтобы стабилизировать финансовые рынки. Они решают такие задачи:
В России бюджетные правила регулируют распределение нефтегазовых доходов и ограничивают дефицит бюджета. Это важно, потому что Россия экспортирует много природных ресурсов.
Принципы действия
Бюджетные правила широко применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Правила снижают первичный дефицит бюджета, увеличивают инвестиционную привлекательность и таким образом положительно влияют на экономическое развитие.
Чаще всего применяют правила баланса бюджета и ограничения госдолга. Долговые правила ограничивают государственный долг в процентах от ВВП. Например, в странах Евросоюза размер госдолга не должен превышать 60% от ВВП. В сбалансированном бюджете доходы больше расходов. Такой бюджет называется бюджетом с нулевым, или ограниченным, дефицитом.
Согласно бюджетному правилу в России Центробанк по поручению Минфина продает и покупает валюту на внутреннем рынке, если мировые цены на нефть сильно меняются. Это делается для того, чтобы не было потрясений в экономике и курс рубля был относительно стабилен.
Преимущества и недостатки
Иногда у правил настолько жесткие ограничения, что они не могут подстраиваться под внешние факторы. Например, в сентябре 2020 года Минфин опубликовал проект поправок к бюджетному кодексу и хочет временно повысить допустимый уровень расходов. Текущее бюджетное правило разрабатывали до коронавирусных экономических ограничений, поэтому сейчас его выполнять сложно.
Кроме того, бюджетные правила зависят от политических циклов: если меняется власть, могут меняться и правила. Перед выборами правительства могут тратить больше, чтобы увеличить свою популярность.
Например, в России перед региональными выборами в 2010 году повысили пенсию — это стоило 3,7% ВВП и существенно увеличило расходы бюджета. Летом 2020 года семьям с детьми выплатили единоразовые пособия — эти расходы тоже не были запланированы в бюджете.
Правила, которые ограничивают размеры госдолга, часто не могут обеспечить стабильность бюджета, потому что экономическая ситуация очень быстро меняется. Например, в 2020 году Минфин хочет привлекать дополнительные средства на внутреннем долговом рынке, чтобы финансировать инфраструктурные проекты: иначе денег на них не хватает.
В правилах, которые регулируют отчисления доходов в резервные фонды, проблема в неточности прогнозных цен на сырье. А для резервных фондов правила устанавливают низкие величины возможных расходов.
В целом правила действительно помогают снизить зависимость экономики от сырьевых доходов, обеспечивают стабильность бюджета и рост экономики.
Однако правила эффективны и устойчивы лишь в нескольких странах, например в Швейцарии и Германии, потому что там используют более сложные, комбинированные бюджетные правила, которые учитывают цикличность экономики и другие факторы.
Как работают бюджетные правила в России
Последняя версия бюджетных правил действует с 2017 года и состоит из двух частей. Первая часть касается накопления и использования Фонда национального благосостояния.
Когда мировые цены на нефть превышают заранее определенную базовую цену, избытки нефтегазовых доходов направляют на покупку иностранной валюты. Потом эту валюту перечисляют в Фонд национального благосостояния
И наоборот: если мировые цены на нефть опускаются ниже базовой, недостаток запланированных нефтегазовых доходов восполняют из ФНБ. При этом Центробанк продает валюту, а деньги отправляет в бюджет.
С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 долларов за баррель и ежегодно индексируется на 2%.
Вторая часть ограничивает предельные общие расходы бюджета на год: объем расходов не должен превышать объем нефтегазовых доходов.
Практика применения бюджетных правил по годам. Всего в России было четыре версии бюджетных правил. Первая действовала с 2004 по 2008 год и началась с создания Стабилизационного фонда, который был частью федерального бюджета. Деньгами управлял Минфин, но он мог передавать часть полномочий Центробанку.
Когда цены на сырье были высокими и его активно добывали, доходы от добычи и продажи сырья накапливали в Стабфонде. Эти накопления использовали, когда цены на сырье падали, а добыча сокращалась. Базовой ценой на нефть тогда считали 20 долларов за баррель.
Деньгами из Стабилизационного фонда можно было финансировать дефицит бюджета, если цены на нефть опускались ниже 20 долларов за баррель. Если в фонде накапливалось более 500 млрд рублей, можно было расходовать деньги и на другие нужды.
Уже в конце 2004 года Стабилизационный фонд составлял 3,1% ВВП. Нефть дорожала, и в 2005 году базовую цену нефти повысили до 27 долларов за баррель. К концу 2007 года в фонде накопилось уже 11,6% ВВП.
Когда денег стало относительно много, Стабилизационный фонд решили разделить на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервному фонду передали функции Стабфонда, а деньгами из ФНБ государство собиралось софинансировать добровольные пенсионные накопления и балансировать бюджет.
С разделения Стабилизационного фонда начался второй период бюджетных правил, он длился с 2008 по 2012 год. Тогда с помощью бюджетных правил разработали нефтегазовый бюджет: размер нефтегазовых доходов не зависел от мировых цен на нефть и рассчитывался как процент от ВВП. Но начался мировой кризис, и большинство правил не применялось: нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.
Третья версия бюджетных правил появилась в 2013 году. Фактически они вернулись к формированию Стабфонда, но эта версия учитывала все ранние ошибки и циклические колебания в экономике. В 2014 году цены на нефть снова начали падать и накопленных резервов стало не хватать на финансирование расходов бюджета. Поэтому бюджетная политика стала жестче, а потом правительство перешло на «ручное» управление бюджетом. Третья версия правил не смогла обеспечить стабильность бюджета в условиях резкого падения цен на нефть, поэтому появились новые правила.
Текущая — четвертая — версия бюджетных правил существует с 2017 года. В 2020 году идет речь о смягчении правил в части предельного уровня расходов бюджета, потому что доходы упали, а антикризисные расходы выросли.
Согласно проекту поправок в бюджетный кодекс, основные желания Минфина такие:
Бюджетное правило и курс рубля к доллару. Бюджетное правило снижает зависимость курса рубля от цен на нефть. Банк России по поручению Минфина продает или покупает валюту, чтобы пополнять или использовать международные резервы. Операции Центробанка не должны оказывать значимого влияния на курс рубля: банк может перестать продавать или покупать валюту, если решит, что это угрожает финансовой стабильности.
Однако, если волатильность на финансовых рынках увеличивается, ЦБ может скупать или продавать валюту на открытом рынке. То есть операции в рамках бюджетного правила могут сокращаться или увеличиваться.
Что такое бюджетное правило. Объясняем простыми словами
Бюджетные правила обычно вводятся странами, экономика которых сильно зависит от торговли сырьём (в частности, нефтью).
Это работает так: власти определяют базовую цену (её ещё называют ценой отсечения) на сырьё, исходя из которой планируется бюджет. Если цена окажется выше, то разницу (сверхдоходы) складывают в «кубышку» — чтобы из неё инвестировать в экономику и социальную сферу, а также иметь запасы на будущее (или на случай кризиса). Если ниже — то из «кубышки» компенсируют дефицит бюджета.
Бюджетное правило также регулирует ряд других показателей расходов — например, по обслуживанию госдолга страны.
Пример употребления на «Секрете»
«Введённое правительством бюджетное правило сработало, и такое падение цен на нефть не оказало такого драматического влияния на экономику, волатильность валюты и т. д».
(Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф — в интервью РБК).
История
Нюансы
Согласно бюджетному правилу, на дополнительные доходы от высокой стоимости нефти Минфин закупает валюту и золото и направляет эти средства на счета в Центробанке. Затем эти средства перечисляются в ФНБ. Резервы фонда можно тратить только на компенсацию снизившихся нефтегазовых доходов. Но если они превышают 7% ВВП, то «излишек» можно тратить на инфраструктурные проекты.
Практика
С началом пандемии ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила, заключающийся в том, что в нём не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
В бюджетной политике многих стран есть оговорки, что во время чрезвычайных обстоятельств (например, глобальный финансовый кризис) из подобных установок можно делать исключения. В бюджетном правиле России таких исключений нет.
После экономических санкций и падения цен на нефть в 2014–2016 годах российские власти повысили требования к финансовой дисциплине — бюджетное правило стало оплотом стабильности экономики.
Что такое бюджетное правило
Бюджетное правило — финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели.
Бюджетное правило является, пожалуй, единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом снижения зависимости федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители для сырьевых стран.
С 2018 г. в РФ вступило в силу новое бюджетное правило. Согласно нему, все нефтегазовые доходы от цен на нефть выше базового значения, заложенного в бюджете, используются для покупки валюты Минфином и размещения в Фонде Национального Благосостояния (ФНБ).
За первые 4 месяца 2018 г. покупки валюты Минфином составили 988 млрд руб. С учетом мая совокупный объем средств, направленных в ФНБ, составит 1,3 трлн руб. Всего по итогам года ведомство прогнозирует поступления в резервы 3,5 трлн руб.
При этом расходы бюджета увеличиваются всего на 62 млрд руб., так как согласно бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы помещаются в резерв и не расходуются. Такая бюджетная политика призвана снизить зависимость экономики от цен на энергоносители и сформировать надежный резерв для периодов дефицита.
Бюджетное правило снижает зависимость экономики от внешних факторов и позволяет сформировать надежный резерв на периоды дефицита бюджета.
Большое влияние правило оказывает на курс национальной валюты. Если раньше при повышении цен на нефть рубль укреплялся из-за роста продаж валютной выручки экспортерами, то теперь этот эффект компенсируется за счет покупок валюты Минфином. Аналогично, при падении цен на нефть ниже базовой цены продажи валюты из ФНБ будут поддерживать российский рубль.
Бюджетное правило делает рубль более стабильной валютой и снижает его зависимость от нефтяных цен.
Стабильная валюта поддерживает привлекательность рынка инструментов с фиксированной доходностью и снижает риск-премию российских долговых бумаг из-за меньшего влияния волатильности нефтяных котировок на экономику. Также это способствует формированию предсказуемых макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики.
Позитивное влияние правило оказывает на экспортеров нефтегазовой отрасли. Из-за сильной корреляции цен на нефть и курса рубля в прошлые годы позитивный эффект для выручки компаний со стороны высоких нефтяных цен нивелировался укреплением национальной валюты.
Сейчас такой зависимости нет, что позволяет экспортерам получать больший финансовый эффект от дорогой нефти.
Критика бюджетного правила
Ряд экспертов критикуют существующее бюджетное правило за чрезмерную жесткость. Высокий порог ФНБ в 7% ВВП уменьшает эффективное инвестирование дополнительных нефтегазовых доходов в инфраструктурные проекты.
По мнению сторонников смягчения правила, существующие жесткие условия не позволяют стране выйти на темпы роста экономики выше 2-3%. Кроме того, ряд экспертов ссылаются на то, что негативное влияние оказывается и на социальное развитие страны из-за чрезмерной экономии.
Сторонники правила в существующем виде приводят в качестве аргументов снижение волатильности национальной валюты, зависимости от нефтяных цен и повышение предсказуемости макроэкономических условий для реального сектора экономики.
Галактионов Игорь
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. Инфляция разогналась, Илон Маск выходит в кэш
Итоги торгов. Геополитический дисконт возвращается в рублевые активы
Оценка акций IT-сектора. Как оценить бумаги производителей «железа» и «софта»
Несправедливо забытые акции. Подборка №3
Новое имя на СПБ: TaskUs — бизнес, повышающий эффективность Netflix, Facebook и Uber
Вы точно видели эти бренды в супермаркетах. Узнаем, как в них инвестировать
Аналитики BCS Global Markets отвечают на ваши вопросы. Выпуск 14
Alibaba и JD взяли рекордную кассу на распродажах. Как высоко поднимутся акции
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Fitch предсказало ослабление бюджетного правила в России
Российское правительство временно ослабит бюджетное правило, служащее оплотом фискальной стабильности с 2017 года. Ограничения, накладываемые правилом на величину общих бюджетных расходов, будут смягчены, однако другие параметры бюджетного правила — цена отсечения и правила использования ФНБ — затронуты не будут, говорится в обзоре рейтингового агентства Fitch Ratings «Ответ России на коронакризис позволит сохранить ее кредитные преимущества» (есть у РБК).
Еще в мае министр финансов Антон Силуанов заявил, что о пересмотре (приостановке, отмене) бюджетного правила речи не идет. В то же время он подтвердил, что в этом году Минфин увеличит госзаимствования относительно первоначального плана. Как отмечал РБК, из этого следует, что возможно временное увеличение фиксированного компонента в 0,5% ВВП (так называемый первичный структурный дефицит) в формуле предельных расходов, что позволит нарастить расходы в этом году сверх бюджетного правила.
Именно это и ожидает Fitch: в его докладе говорится, что первичный структурный дефицит, определяемый как разница между непроцентными расходами бюджета и доходами (без учета дополнительных нефтегазовых доходов), увеличится в 2020 году с 0,5 (зафиксировано по бюджетному правилу) до 1,9% ВВП. Это позволит дополнительно потратить примерно 1,5 трлн руб., которые будут полностью профинансированы дополнительными заимствованиями.
Изменение бюджетного правила и рейтинг России
Минфин официально не объявлял о временном ослаблении бюджетного правила в части предельных расходов. Но замминистра финансов Алексей Моисеев 24 июня подтвердил на онлайн-конференции «Ренессанс Капитала», что Минфин будет вынужден отклониться от бюджетного правила на два года, а вернется к нему в 2022 году. В 2021 году бюджетные расходы будут зафиксированы на уровне мартовских поправок в бюджет 2020 года (19,7 трлн руб.) — это предложение было включено в общенациональный план восстановления экономики, представленный в начале июня. Таким образом, в 2021 году бюджетное правило также, скорее всего, будет нарушено, поскольку предельный уровень расходов предлагается установить без учета ненефтегазовых доходов и базовых нефтегазовых доходов. Fitch ожидает возвращения к первичному структурному дефициту в 0,5% ВВП к 2022 году. В Минфине России не стали комментировать доклад агентства.
Fitch отмечает, что бюджетное правило было ключевым фактором, повлиявшим на решение повысить суверенный кредитный рейтинг России в августе 2019 года. Временное смягчение правила «сохранит достижения России на почве макрофинансовой стабильности» и не приведет к существенному ослаблению суверенного баланса активов и пассивов. Однако если модификации бюджетного правила продолжатся, это может породить неопределенность относительно устойчивости и надежности фискальной модели, предупреждает агентство. В 2018 году Россия уже подкорректировала бюджетное правило, добавив компонент в 0,5% ВВП, позволивший увеличить расходы на инфраструктуру.
Fitch оценивает стоимость антикризисной программы России в 2,9% ВВП (около 3,1 трлн руб.), из которых 0,5% ВВП приходится на гарантии по кредитам. Но дополнительные расходы 2020 года будут ниже — порядка 1,7% ВВП, поскольку правительство частично задействовало перераспределение уже утвержденных расходов (Минфин сообщал о 600 млрд руб. изысканных таким способом средств). При этом Fitch не успел учесть последние решения президента Владимира Путина, который 23 июня объявил о повторных выплатах семьям с детьми, а также об ослаблении налоговой нагрузки на IT-отрасль. Только выплаты на детей потребуют дополнительных расходов на 274 млрд руб., сообщал Минтруд; налоговый маневр в IT, в свою очередь, приведет к сокращению доходов бюджета. Fitch оценивает, что дефицит федерального бюджета в 2020 году составит 4,6% ВВП, но с учетом новых решений Путина он точно превысит 5% ВВП — соответственно, понадобится больше дополнительных заимствований, отклонение от бюджетного правила будет больше, чем ожидает агентство.
Минфин отверг возможность отмены бюджетного правила на фоне пандемии
Никакой отмены бюджетных правил не обсуждается, заявил сегодня журналистам министр финансов Антон Силуанов. Оно хорошо себя зарекомендовало, в том числе как механизм снижения зависимости курса рубля от нефти, подчеркнул он. «Ни о какой отмене не может быть и речи», — подчеркнул министр, добавив, что параметр цены нефти в бюджетных правилах точно пересматривать не планируется.
Он сказал, что в текущем году планируется увеличить объем заимствований по сравнению с параметрами бюджета, утвержденными в соответствии с правилами. «У нас ожидается значимое недопоступление ненефтегазовых налогов, необходимо направить дополнительные ресурсы на антикризисные меры», — указал Силуанов.
О том, что правительство может приостановить бюджетное правило до конца 2021 года, ранее сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на двух человек, знакомых с такими планами. О возможности временной отмены бюджетного правила 20 мая также сообщил «Коммерсантъ», а до этого «Интерфакс» написал со ссылкой на одну из версий общенационального плана по нормализации деловой жизни, подготовленную Минэкономразвития, что бюджетные правила могут быть временно смягчены.
В правительстве рассматривают различные варианты корректировки бюджетного правила, следует из публикаций в СМИ. Bloomberg не приводит деталей заморозки, но отмечает, что временный отказ от правила позволит потратить больше денег на стимулирование экономики. РБК писал в начале апреля, что потенциальные объемы фискального стимулирования экономики существенно сдерживаются жесткой конструкцией бюджетного правила.
Какие варианты есть у правительства
Однако, как заявил сегодня Силуанов, Минфин не планирует ни пересматривать базовую цену нефти в бюджетном правиле, ни отменять ограничение предельных расходов параметрами бюджетных правил. При этом в теории возможно временное расширение компонента 0,5% ВВП, который был добавлен в формулу предельных расходов в 2019 году. «Можно будет подумать над тем, чтобы частично временное снижение ненефтегазовых доходов покрыть за счет дополнительных заимствований в 2021 году», — сказал министр.
Бюджетное правило — тесно взаимосвязанный набор норм, разумно ожидать, что если их применение будет приостановлено, то все вместе, считает заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Расширять использование ФНБ за пределы только покрытия выпадающих нефтегазовых доходов не выглядит абсолютно необходимым, хотя в случае ухудшения конъюнктуры вероятность этого повысится, утверждает он.
Почему возник вопрос о приостановке бюджетного правила
В настоящее время общий объем поддержки российской экономики, заявленный правительством, оценивается примерно в 3% ВВП. Это существенно меньше, чем в большинстве развитых стран. Полномасштабная антикризисная политика невозможна без смягчения или временной заморозки действующих бюджетных правил, отмечали в апреле экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Там оценили, что заморозка бюджетного правила позволила бы высвободить дополнительные расходы бюджета на сумму 3,3 трлн руб. (1,6 трлн за счет дополнительных госзаимствований и 1,7 трлн за счет дополнительного использования ФНБ). Но министр финансов повторил в недавнем интервью «Ведомостям», что необходимости что-то делать с бюджетным правилом нет.
Дефицит федерального бюджета в 2020 году составит от 4 до 6% ВВП, или 4,3–6,4 трлн руб., следует из оценок Минфина, Минэкономразвития и ЦБ.
В российском бюджетном правиле по какой-то причине не было заложено явных освобождающих оговорок (escape clauses), которые есть в фискальных правилах других стран. Такие положения разрешают временно отклониться от правила в случае редких и чрезвычайных обстоятельств (например, глобальный финансовый кризис). При наличии такой оговорки в России временно отступить от бюджетного правила было бы легче. В зависимости от глубины потенциального вмешательства в правило для изменений может понадобиться парламентская процедура внесения поправок в Бюджетный кодекс.
Приостановка бюджетного правила окажет чистое положительное влияние на курс рубля, отмечают в обзорах Bank of America Merrill Lynch и ING. При потенциально более широком использовании ФНБ Центробанк может увеличить продажи иностранной валюты на рынке в обмен на рубли, утверждают они.