зачем нужна военная полиция
Зачем нужна военная полиция
Все материалы сайта доступны по лицензии:
щих, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка, а также лиц гражданского персонала, подозреваемых в совершении преступления на территории воинской части или в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, в орган или подразделение военной полиции.
Полномочия военнослужащего военной полиции в отношении военнослужащих других войск и воинских формирований
286. Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, военнослужащий военной полиции наделяется полномочиями:
1) требовать от военнослужащих других войск и воинских формирований прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;
2) проверять у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, документы, удостоверяющие личность;
3) доставлять в военную полицию военнослужащих других войск и воинских формирований: подозреваемых в совершении преступления; оказавших сопротивление или неповиновение законным требованиям военнослужащего военной полиции; если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления и иных доказательств совершения преступления.
Полномочия военнослужащего военной полиции в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны
287. Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, военнослужащий военной полиции наделяется полномочиями в соответствии со статьей 286 настоящего Устава.
Полномочия военнослужащего военной полиции в отношении иных лиц
288. Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества Вооруженных Сил от противоправных посягательств военнослужащий военной полиции наделяется полномочиями требовать от лиц, совершающих преступление или административное правонарушение в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества Вооруженных Сил, прекращения совершения противоправных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по их пресечению.
Приложение № 1 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (к статье 17)
Требования по размещению и оборудованию военной комендатуры и ВАИ (территориальной) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
1. Для размещения военной комендатуры и ВАИ (территориальной) должны быть отведены отдельное здание или отдельные помещения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Общая площадь отводимого здания (помещений) должна соответствовать нормам, установленным для размещения организаций Министерства обороны Российской Федерации.
2. В здании военной комендатуры должны быть комнаты:
1) военного коменданта гарнизона;
2) заместителя военного коменданта гарнизона;
3) структурных подразделений военной комендатуры;
4) ведения секретного (несекретного) делопроизводства;
5) дежурного по военной комендатуре и его помощника;
7) для хранения специальных средств и снаряжения;
8) для хранения вещественных доказательств;
9) для подготовки и инструктажа военнослужащих военной комендатуры;
10) отдыха военнослужащих военной комендатуры;
11) для задержанных военнослужащих: отдельно для солдат (матросов), отдельно для сержантов (старшин), отдельно для прапорщиков (мичманов), отдельно для офицеров;
12) бытового обслуживания.
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
3. В одном здании с военной комендатурой может размещаться ВАИ (территориальная). Для нее оборудуются комнаты: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
2) заместителя начальника ВАИ;
3) дежурного по ВАИ;
4) заседаний комиссии ВАИ;
5) отдыха инспекторов ВАИ;
6) для подготовки и инструктажа инспекторов ДПС ВАИ (контрольных постов ДПС ВАИ);
7) для проведения регистрационных действий;
8) для хранения вещественных доказательств;
9) для хранения специальной продукции;
10) для ведения несекретного делопроизводства.
У здания военной комендатуры и ВАИ (территориальной) оборудуется место стоянки штатных транспортных средств, а также место для проверки ТС ВС, прибывающих в ВАИ для проведения регистрационных действий и технического осмотра. По возможности оборудуется стоянка для транспортных средств личного состава военной полиции. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
4. В комнате дежурного по военной комендатуре (ВАИ (территориальной) и его помощника должны быть: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
1) опись оборудования, инвентаря и имущества, находящихся в помещении;
2) инструкция дежурному и его помощнику;
3) схема района ответственности с указанием дислокации воинских частей, подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, маршрутов патрулирования, контрольных постов ДПС ВАИ и основных общественных мест города;
4) план противопожарной охраны;
5) книга приема и сдачи дежурства;
7) книга учета задержанных военнослужащих;
8) книга учета дорожно-транспортных происшествий;
9) книга учета задержанных транспортных средств;
11) бланки протоколов о грубом дисциплинарном проступке;
12) бланки протоколов о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке;
13) справочная книга с номерами городских телефонов;
14) схемы расположения постов объектовых караулов;
15) табели постам объектовых караулов;
16) инструкции начальникам объектовых караулов;
17) образцы удостоверений на право проверки объектовых караулов;
18) пакеты с паролями на случай объявления тревоги;
19) общевоинские уставы;
20) Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации;
21) металлический ящик для хранения документов;
22) сейф или металлический ящик для хранения вещественных доказательств, личных вещей, документов и ценностей, изъятых у задержанных военнослужащих;
24) шкаф (стеллаж) для хранения радиостанций;
25) канцелярский стол с письменным прибором;
26) рабочая тетрадь;
27) три-четыре стула;
28) полумягкая кушетка;
30) наружный термометр;
31) шкаф или вешалка для верхней одежды;
32) графин для воды и стаканы;
33) резервные источники освещения;
34) уборочный инвентарь и урны для мусора;
35) электрическая плита, чайник для подогрева воды;
36) укладка для оказания первой помощи;
37) принадлежности по уходу за одеждой и для чистки обуви.
6. В комнате для подготовки и инструктажа военнослужащих военной комендатуры должны быть: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
1) опись оборудования и имущества, находящихся в помещении;
2) схема маршрутов патрулирования;
4) инструкция по розыску военнослужащих;
5) картины, фотографии или плакаты с изображением правил ношения военной формы одежды;
6) стенд с фотографиями лучших патрульных;
7) столы, стулья (табуреты) по числу патрульных;
8) шкаф или вешалка для верхней одежды;
9) журнал учета проведения инструктажа наряда военной комендатуры; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
10) общевоинские уставы;
11) Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Комната для подготовки и инструктажа инспекторов ДПС ВАИ (контрольных постов ДПС ВАИ) должна быть оборудована стендами, на которых должны быть представлены следующие материалы:
1) план (выписка из плана) организации ДПС; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
2) электрифицированные дорожные знаки;
3) образцы экипировки инспектора ВАИ и регулировщика;
4) перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
5) обязанности инспектора ДПС ВАИ, старшего машины и водителя;
6) образцы водительских и путевых документов;
7) образцы документов, оформляемых при дорожно-транспортном происшествии и задержании ТС ВС;
8) фотографии лучших водителей гарнизона и инспекторов ДПС ВАИ.
8. Кроме того, в комнате должны находиться следующие документы:
1) материалы, в которых представлен анализ причин и предпосылок дорожно-транспортных происшествий, состояния и эксплуатации машин воинских частей, дисциплины среди водителей района ответственности;
2) график несения службы инспекторами ВАИ;
3) инструкции инспекторам ВАИ, утверждаемые начальником ВАИ (территориальной);
4) дела с выписками из приказов командиров воинских частей о наказании виновных и принятии мер к нарушителям ПДД;
5) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) Правила дорожного движения Российской Федерации и карточки по устройству и эксплуатации транспортных средств;
7) инструкция по перевозке личного состава на автомобилях;
8) журналы учета инструктажа инспекторов ДПС ВАИ;
9) общевоинские уставы;
10) Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. В комнате отдыха патрульных должны находиться:
1) опись оборудования и имущества, находящихся в помещении;
2) полумягкие кушетки (кровати) с постельными принадлежностями по числу патрульных;
3) стол, стулья (табуреты) по числу патрульных;
4) шкаф или вешалка для верхней одежды;
6) укладка для оказания первой помощи;
7) газеты и журналы;
8) электрическая плита, кипятильник или чайник для подогрева воды;
9) графин для воды и стаканы.
10. Комната военной комендатуры для задержанных военнослужащих должна быть оборудована в соответствии с приложением № 4 к настоящему Уставу. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
11. Порядок обеспечения подразделений и органов военной полиции определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Приложение № 2 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (к статьям 83, 103, 220, 234, 256 и 284)
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Содержание программ специальной подготовки военнослужащих военной полиции определяется Министром обороны Российской Федерации.
Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет военнослужащий военной полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
Применение физической силы
10. Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений или административных правонарушений, участниками которых являются военнослужащие, доставления в военную полицию военнослужащих, совершивших преступление, административное правонарушение или дисциплинарный проступок, и их задержания, преодоления сопротивления законным требованиям военнослужащего военной полиции, если несиловые способы не обеспечивают исполнения обязанностей военнослужащими военной полиции.
Применение специальных средств
12. Военнослужащие военной полиции имеют право применять специальные средства:
1) для отражения нападения на военнослужащих, лиц гражданского персонала, военнослужащих военной полиции и иных лиц;
2) для защиты военных городков, воинских эшелонов (транспортов), воинских колонн, охраняемых военной полицией или воинскими частями объектов, мест компактного проживания военнослужащих;
3) для пресечения преступления или административного правонарушения, участниками которого являются военнослужащие, а также лица гражданского персонала и иные лица, находящиеся на террит
Зачем нужна военная полиция
Полномочия военной полиции
21. Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:
1) требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
6) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий; принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления, совершенного военнослужащими, а также лицами гражданского персонала на территории воинской части, и иных доказательств совершения ими преступления;
7) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(п. 7 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) требовать от военнослужащих, лиц гражданского персонала и иных лиц соблюдения пропускного режима и режимов, установленных на охраняемых военной полицией объектах Вооруженных Сил;
9) беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов Вооруженных Сил, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты Вооруженных Сил, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать технические средства для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий;
10) осуществлять в отношении лиц, указанных в пункте 22 статьи 20 настоящего Устава, меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
11) организовывать и проводить в установленном порядке проверки войск (сил) в районе ответственности по направлениям деятельности военной полиции; направлять в пределах компетенции командирам воинских частей обязательные для исполнения запросы;
12) требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо для обеспечения их безопасности и (или) проведения следственных действий, выяснения обстоятельств и сохранения следов совершения правонарушения;
13) использовать для выявления и фиксации правонарушений видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства;
14) вносить командирам воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, производство по делам о которых входит в компетенцию военной полиции, а также об устранении нарушений в области БДД;
15) применять к военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части или на гауптвахте, средства исправления, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
16) вызывать в орган или подразделение военной полиции военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам проводимых разбирательств и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции военной полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
17) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях и по основаниям, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
18) по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках автомобильных дорог общего пользования и маршрутах движения транспортных средств при проведении мероприятий с участием войск (сил) в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
19) останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях в целях предотвращения, пресечения и при выявлении административных правонарушений в области дорожного движения, проверять у водителей документы на право их использования и управления ими, а также на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы и задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
20) осуществлять в установленном порядке административное задержание и личный досмотр водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
21) отстранять в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований военнослужащих и лиц гражданского персонала, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также совершивших административные правонарушения;
22) вызывать в ВАИ водителей и должностных лиц воинских частей, других войск и воинских формирований по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
23) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений ПДД, контроля за техническим состоянием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
24) осуществлять в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задержание транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с перемещением и помещением их на специализированную стоянку до устранения причин задержания и возврата владельцам;
25) не допускать к участию в дорожном движении транспортные средства Вооруженных Сил, в конструкцию которых внесены изменения, не имеющие документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям БДД, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, путем отказа в государственной регистрации транспортных средств и в выдаче соответствующих документов на них;
26) использовать транспортные средства Вооруженных Сил для выполнения обязанностей, возложенных на военнослужащих военной полиции, по пресечению преступлений, административных правонарушений и задержанию военнослужащих, подозреваемых в их совершении;
27) вести учет дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах, осуществлять подготовку материалов о состоянии БДД в Вооруженных Силах и представлять их в установленном порядке для включения в проект государственного доклада о состоянии БДД в Российской Федерации;
28) создавать, обеспечивать функционирование и вести в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, информационные банки (базы) данных об охраняемых объектах Вооруженных Сил, о зарегистрированных транспортных средствах Вооруженных Сил, государственных регистрационных знаках, бланках регистрационных документов на транспортные средства Вооруженных Сил и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств Вооруженных Сил к участию в дорожном движении, о результатах проведения технического осмотра транспортных средств Вооруженных Сил, а также о бланках специальной печатной продукции, необходимой для допуска водителей и транспортных средств Вооруженных Сил к участию в дорожном движении, и предоставлять содержащиеся в банках (базах) данных сведения федеральным органам исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
29) участвовать в научной работе по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции, в разработке образцов вооружения и военной техники, специальных средств, специальных технических средств и оборудования, предназначенных для обеспечения деятельности военной полиции;
30) участвовать в приеме выпускных экзаменов в образовательных организациях, осуществляющих подготовку граждан на получение права на управление автомототранспортными средствами для нужд Вооруженных Сил;
31) применять в случае привлечения для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения, проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
22. Военная полиция также осуществляет иные функции и реализует иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
23. Порядок осуществления военной полицией функций и реализации ее полномочий, если он не является предметом регулирования настоящего Устава, а также разграничение полномочий между начальниками органов военной полиции, руководителями органов военного управления Вооруженных Сил и командирами воинских частей определяются Министром обороны Российской Федерации.
Не понимаю, чем занимается военная полиция
Юрий Смитюк/ТАССВоенный полицейский на сборах управления военной полиции по Восточному военному округу на полигоне Горностай
Российская военная полиция почти не занимается следственной и дознавательной работой, сосредоточившись лишь на охране воинских частей и конвоировании правонарушителей на гауптвахты. Как рассказал «Газете.Ru» источник, в среднем военные полицейские проводят две доследственные проверки в частях раз в полгода, а дознание по преступлениям обычно ведет сам командир части, который не заинтересован в объективном разбирательстве.
Военная полицая России, созданная в феврале 2014 года, оказалась неэффективной и не смогла стать независимой структурой, которая расследует преступления, совершенные на территории воинских частей. Об этом «Газете.Ru» рассказал источник, близкий к руководству Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (ГВСУ СК России).
«Раз в полгода полиция «выстреливает» одной-двумя проверками части или нескольких частей, которые в большинстве случаев приводят к отказу в возбуждении уголовного дела.
На этом их дознавательная деятельность исчерпывается», — сообщил собеседник «Газеты.Ru».
Согласно статье 40 действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса, дознание по преступлениям, совершенным в воинских частях, проводят «начальники органов военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов».
Предыдущая редакция закона оставляла дознание исключительно на откуп командирам частей, соединений и гарнизонов.
Однако из-за сомнений в том, что командир части, где произошло преступное деяние, будет объективен, функциями расследования решили наделить и военных полицейских,
которые хотя и входят в структуру Минобороны, но не подчиняются напрямую командиру части.
«На самом деле военной полиции отведено множество задач — например, доставление военнослужащих на гауптвахту, конвоирование военнослужащих в дисциплинарные батальоны, проверки личного состава войсковых частей (контрольные построения), проведение проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ (рассмотрение сообщений о преступлениях). В настоящее время командир части также вправе назначать дознавателя и проводить доследственные проверки. То есть фактически этой функцией наделены и те и другие.
В некоторых гарнизонах все проверки ведет военная полиция и затем передает данные для возбуждения дела в следственные отделы гарнизонов либо в военные прокуратуры, а в других все делает военная прокуратура, а полиция лишь осуществляет остальные функции. Нередко полицейские помогают нам с розыском и поимкой военнослужащих, совершивших самовольное оставление части», — рассказал источник, близкий к руководству ГВСУ.
Однако, по его словам, зачастую дознание все равно замыкается на командире части и после происшествия следователи и прокуроры нередко опираются на материалы, представленные командованием.
«В большинстве случаев командование скрывает много, оно действительно не заинтересовано в объективном разбирательстве», — дополнил он.
«Военных полицейских не припоминаю»
«Газета.Ru» поговорила с несколькими людьми, признанными потерпевшими по преступлениям, которые произошли в частях. Все подтверждают, что уголовное дело расследовалось командованием частей и работниками ГВСУ.
«Со мной беседовали командир части и начальник штаба части. Они, как мне показалось, собирали максимум информации о моем погибшем сыне, интересовались его жизнью чуть ли не с пеленок, особенно негативными ее моментами. Мне показалось что это было сделано с тем, чтобы доказать его склонность к суициду», — рассказала, в частности, Галина Шутова, мать солдата по имени Иван, которого нашли повешенным после самовольного оставления им воинской части.
В связи с этим инцидентом был осужден ефрейтор Артем Резниченко, который получил год условно за неуставные отношения.
«С нами беседовал только следователь военно-следственного управления и командир воинской части. Военных полицейских я в нашем деле не припоминаю», — отметил Алан Иронский, родственник погибшего в Отдельной дивизии особого назначения ВВ МВД солдата Алана Цагараева. Как установили следствие и суд, он был избит старшим сержантом Сергеем Храповым по указанию заместителя командира части по работе с личным составом Виталия Мурачева. Инцидент произошел на глазах у сослуживцев потерпевшего. После избиения Цагараев выбросился из окна, а через несколько дней умер.
Решением реутовского гарнизонного суда Мурачев был приговорен к четырем годам лишения свободы, а сержант Храпов получил три с половиной года колонии.
Как рассказала «Газете.Ru» Ольга Монастыренко, сестра погибшего в части солдата Дмитрия Монастыренко, в расследовании этого преступления также принимали участие командир части и следователи ГВСУ. Дело возбудили по статье «Доведение до самоубийства».
«Я, если честно, не совсем понимаю, зачем в таком виде нужна военная полиция и по какому принципу они работают. Хотя, если честно, штат у нее большой. И это не учитывая того, что у них еще имеются помощники — военнослужащие по призыву, временно туда откомандированные», — сказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в Минобороны.
Согласно официальным данным, штатная численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек. Другой источник в оборонном ведомстве отметил, что для эффективного ведения дознания в Министерстве обороны не подготовлено нужных приказов и других нормативных актов.
«Все это связано с конфликтами между разными руководителями внутри Министерства обороны», — отметил он.
«Газета.Ru» обратилась в пресс-службу Минобороны за официальным комментарием, однако в ведомстве оставили этот запрос без ответа.
«Когда обсуждался закон о военной полиции (это было, напомню, в 2013–2014 годах), были планы передать ей вообще все следствие по преступлениям против военной службы, это статьи 332–352 УР РФ. В том числе, конечно же, расследование неуставных отношений», — сказал «Газете.Ru» источник в руководстве Генеральной прокуратуры РФ.
По его словам, против этого тогда выступили представители Главного военно-следственного управления, так как им было бы тогда просто нечего расследовать. И тогда после долгих споров было решено сделать нормативные документы в нынешней редакции, и военную полицию создали на базе военной комендатуры, у которой изначально были несколько иные функции.
В полиции нет юристов
Глава Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова отметила в разговоре с «Газетой.Ru», что для эффективной работы военной полиции нет достаточного количества грамотных юристов.
«Чтобы нормально провести дознание в воинской части, человек должен, во-первых, хорошо представлять себе, чем она живет, знать огромное количество ее внутренних документов, быть знакомым с ее распорядком. С другой стороны, этот человек не должен зависеть от командира части. А у нас сегодня нет достаточного количества специалистов с хорошим юридическим образованием и опытом. Даже к работникам ГВСУ есть серьезные претензии насчет того, как они собирают доказательства и готовят обвинительные заключения.
Что говорить уже о выпускниках гражданских вузов, которые имеют «корочки», но не имеют знаний», — сказала правозащитница.
По ее словам, в нынешней ситуации лучше, чтобы дознание оставалось в руках командира части. «Военная полиция нужна профессиональной армии, когда, например, в дивизии у большинства людей одинаковые контракты. Наши вооруженные силы полностью профессиональными так и не стали. И пускай занимается дознанием командование. Ведь командир не сам расследует, а назначает дознавателя, как правило, им становится замкомандира по работе с личным составом. А ему в общем-то, кроме дознания, и делать больше нечего», — продолжает Мельникова. По ее словам,
в настоящее время число преступлений в частях значительно снижается, что говорит о неплохой работе по профилактике и пресечению правонарушений в воинских гарнизонах.
«Раньше только наша московская приемная получала в год 12 тыс. жалоб, в основном на насильственные преступления. Сейчас мы имеем порядка 300 жалоб в год, в основном на то, что в армию незаконно призывают больных ребят», — подчеркнула правозащитница. Ее слова о снижении преступности в частях подтверждает и статистика, представленная главным военным прокурором РФ Сергеем Фридинским. Недавно он заявил, что за последние десять лет количество правонарушений в воинских формированиях сократилось более чем в два с половиной раза: с 25 тыс. в год до 11 тыс.
Однако с Мельниковой не согласен член совета по правам человека при президенте РФ, специализирующийся на защите прав военнослужащих, Сергей Кривенко.
«Именно тот факт, что командир по-прежнему является органом дознания, остается одной из самых больших проблем для расследования насильственных преступлений в армии.
Недавно мы столкнулись с преступлением в Новороссийске, где несколько военнослужащих избили сослуживца. И там командир части пытался всячески замять это дело, а его заместитель по работе с личным составом всеми способами пытался убедить потерпевшего не писать заявление и «не выносить сор из избы». Похожих случаев довольно много», — поделился своим опытом правозащитник с «Газетой.Ru».
По словам Кривенко, изначально военную полицию планировалось создать совершенно независимой структурой, которая бы не входила вовсе в Министерство обороны.
«Возможно, существование подобной организации сейчас невыгодно нашему оборонному ведомству. Но я бы сейчас поступил следующим образом: создал бы военную полицию на базе Главной военной прокуратуры и передал бы им полностью следственные функции, с правом возбуждения уголовных дел и ведения следствия по ним. Большой ошибкой было создавать военную полицию на базе комендатуры, так как полицейские и комендантские функции — это вовсе не одно и то же», — подчеркнул Кривенко.
Он добавил, что также в армии следует создать отдельную структуру по работе с личным составом и уделять при подготовке офицеров больше внимание тому, как можно решать назревающие конфликтные ситуации.
Военная полиция существует почти во всех крупных армиях мира. Например, в США она выделена в отдельный корпус военной полиции, сотрудники которого осуществляют охрану воинских частей и соединений, поддерживают законность и общественный порядок на территории, занятой армией США (в том числе среди гражданского населения), а также отвечают за поддержание дисциплины в самих частях и расследуют преступления, совершенные в них.
При этом особо тяжкие преступные деяния, такие как убийство или изнасилование, если они произошли в части или гарнизоне, расследует другая служба — Командование уголовных расследований армии США (аналог ГВСУ РФ). Впрочем, первичные следственные действия по таким преступлениям все равно осуществляют военные полицейские, а затем передают их материалы военным следователям.
Создана военная полиция в армии США была в 1941 году — еще до того, как вооруженные силы Америки были переведены на контрактную основу.
В Польше существует Военная жандармерия, которая в 1990 году создана как отдельный род польских вооруженных сил. Ее сотрудники, помимо охраны общественного порядка в воинской части, занимаются предотвращением преступлений, а также расследуют уже совершенные правонарушения. Они имеют право возбуждать уголовные дела и собирать по ним доказательства.
В ФРГ сейчас существует специальная Фельдъегерская служба, основная задача которой — правовая помощь солдатам, поддержание правопорядка в воинских частях, организация дорожного движения на их территории и расследование преступлений в них. Она имеет свое отдельное командование и не подчиняется командиру тех частей, где ведет следственную работу. При этом согласно немецкому законодательству в военной сфере в эту службу может обратиться любой военнослужащий, который считает, что его законным интересам причинен ущерб.
Фельдъегерская служба имеет единый общенациональный экстренный номер телефона, по которому туда могут в любой момент обратиться военные за помощью.
Впрочем, глава Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова считает, что сейчас создать аналогичную структуру в Российской армии весьма проблематично.
«Если комплектовать ее людьми, окончившими гражданские вузы, которые не имеют опыта военной службы и следственной работы, то это приведет к трагедиям при расследовании преступлений. А иначе туда надо брать людей из гражданской полиции, ГВСУ или ГВП. Но там и так недокомплект. В настоящее же время военная полиция, по сути, занимается тем же, чем занималась комендатура, и, надо признать, делает это неплохо. Так что пока необходимости что-то менять я не вижу», — сказала правозащитница.