зачем нужна власть в обществе
Зачем же нужна власть обществу?
Тема: Власть как общественное явление.
Государство в политической системе
Лекция 5.1
Учебная цель: раскрыть понятие власти как социального феномена, основные признаки государства и структуру политической системы общества.
1. Понятие власти как социального феномена.
2. Государство как основа политической системы общества.
3. Политическая система: ее компоненты и структура.
«Власть» – слово, которое слышишь повсюду. Мы часто пользуемся им, не особенно задумываясь над его смыслом. Однако при рассмотрении этого понятия возникают определённые проблемы в его толковании.
Политолог с мировым именем Макс Вебер определяет власть как «возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других». В то же время ряд других политологов утверждали, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно: «Власть означает способность человека не только действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Власть не является собственностью одного индивида – она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно».
Как видно, концепции власти многообразны и отличаются друг от друга, но всё же они несут общие фундаментальные черты.
Таким образом, власть есть способность и возможность оказывать определённое воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права или насилия. Исходя, из этого общего определения носителями власти являются родители в семье, офицеры в армии, партийные лидеры в партиях, директора на предприятиях. Но, политологию интересует, прежде всего, политическая власть, т.к. нет власти без политики, как и политики без власти. Так, что же такое политическая власть?
Обратим внимание на следующие моменты:
· Для политической власти имеет значение не столько интересы частных лиц или групп, сколько общие интересы всех граждан;
· Политическая власть реализует власть в формах, противостоять которым достаточно сложно, ибо она опирается на аппарат насилия.
Итак, политическая власть это публичное и монопольное правомочие (право) осуществлять волю, силу, господство в социальной жизни, т. е право определенных институтов и учреждений принимать решения, обязательные для всех, опираясь на специфические средства и аппарат власти.
Политическая власть шире государственной власти, т.к. она осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, движений, профсоюзах, т.е. вне государственных структур.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения.
Зачем же нужна власть обществу?
В – первых, для поддержания общественного порядка и организации общественного производства, без которых не возможен общественный прогресс;
Во – вторых, для управления в обществе, но управление шире, чем власть, т.к. власть есть элемент управления.
· По области функционирования: законодательная, исполнительная, судебная, светская, духовная, семейная, экономическая, политическая;
· По субъектам власти: государственная, партийная, церковная;
· По объёму власти: единоначалие, групповая, коллективная;
· По режиму правления: тоталитарная, авторитарная, демократическая;
Одним из субъектов власти является государство. В современной науке существует множество определений понятия государства. Вот некоторые из них:
Государство – это организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.
Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития.
Государство – это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные законы, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.
Все эти определения позволяют выделить основные признаки государства.
1. Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории.
В первобытном обществе принадлежность к роду обуславливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население, что неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы. Население приобретает статус гражданства. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т.е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.
2. Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом.
Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциям. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы, т.н. три ветви власти.
3. Издание обязательных правовых норм. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.
4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами).
5. Важнейший признак государства – это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене. Суверенитет государства в международных делах означает самостоятельность и независимость государства в решении вопросов внешней политики.
Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
Суверенитет народа – это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, т.е. суверенитет народа – это основа демократии.
Национальный суверенитет – это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности.
Таким образом, государство – это политическая общность людей, проживающих на единой территории, имеющих общую хозяйственную и этническую жизнь.
Современное государство, с точки зрения основных признаков, представляет собой:
Во-первых, развитую систему институтов власти с высококвалифицированным уровнем политиков и чиновников;
Во-вторых, государство это определённое территориальное пространство, имеющее (границы, отделяющие его от других государств);
В-третьих, государство должно обладать суверенитетом, т.е. независимой политической властью.
Государство выступает частью политической системы общества.
Политическая система общества – это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.
Под политической системой понимается характер и тип политической организации общества. Она даёт представление о том, кто является носителем власти в стране, каковы признаки её организации и осуществления.
Политическая система состоит из следующих компонентов:
Во-первых, основой политической системы являются политические институты, в которые входят: государство и его учреждения, различные партии, общественные организации и движения, церковь, различные формы и организации представительской и не представительской демократии.
Во-вторых, решающую роль в политической системе играют политические отношения, которые охватывают отношения между классами, социальными группами, нациями и народностям; между классами, социальными группами, нациями и народностями; между политическими институтами; между обществом, коллективом и личностью; между государством и гражданами по поводу власти.
В-третьих, политическая система включает в себя политические и правовые нормы, т.е. политическое сознание и культуру, нормы конституции, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций.
Все элементы политической системы постоянно взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга влияние.
Государство может подменить собой политическую систему. Это возможно в государствах с тоталитарным режимом. При демократическом режиме государство и общественные организации выступают автономными звеньями политической системы, взаимодействуют на основе равенства и взаимопомощи. Государство разрешает гражданам объединяться в организации и действовать на основе комплекса политических прав и свобод – слова, вероисповидания, печати, митингов, шествий, демонстраций. Оно определяет правовые основы деятельности организаций, запрещая только экстремистские. Во внутреннюю жизнь организации государство не вмешивается, пока она не противоречит закону.
Как бы ни было велико влияние государства в рамках политической системы, общественные организации могут оказывать на него определенное воздействие. Политические партии участвуют в осуществлении власти. Профсоюзы защищают интересы своих членов в сфере трудовой деятельности. Свое влияние на государство оказывают религиозные организации. Так, где религия является основой государственности, Церковь занимает ведущее место в политической системе, активно воздействуя на государство в правовой и организационной сферах.
В большинстве развитых стран мира религия отделена от государства. Церковь может оказывать опосредованное влияние на ту или иную сторону государственной деятельности через воздействие на общественное сознание.
Вопросы и задания для контроля знаний:
1. Что такое власть? Каковы ее особенности? Какие виды власти существуют?
2. Сформулируйте определение понятия «государство».
3. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют?
4. Дайте определение политической системы общества. Каковы ее содержание и элементы?
5. Какое место занимает государство в политической системе общества?
Рекомендованная литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей СПО. Стр. 260-268.
Чем Россия ответит на «кулак Пентагона» в Черном море
Как англичане прорвали первые санкции Запада против России
Шантаж «Аэрофлота» дорого обойдется Европе
Стычка в Новой Москве требует показательного процесса
Кавказу навязывают модель Збигнева Бжезинского
Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
Достоевский дал отповедь европейскому проекту своевольного человека
Иван Иванюшкин, Кандидат философских наук, исследователь истории интернета
Ментальные вирусы убивают физически
Сергей Худиев, публицист, богослов
У директора ЦРУ миссия в Москве
Война полиции с ягодицами
Россия вступит в эру беспилотников
Мигранты атаковали границу Польши с Белоруссией
Москву накрыл «туман-долгожитель»
На каналах Амстердама появились лодки-беспилотники
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
Главная тема
«единый кулак»
последствия COVID
применение насилия
Видео
антимонопольное расследование
кризис на границе
Черное море
Шенгенская зона
экологичная энергетика
наступление под Тихвином
политическая культура
цивилизационное размежевание
на ваш взгляд
Для чего нужна власть
Лев Пирогов
публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
Для чего людям нужна власть? Было бы интересно получить побольше ответов на этот вопрос.
Давайте вы ответите комментарием? Только чур сначала пишите, а потом уже подсматривайте ответ.
А я в ближайшем номере журнала задам этот вопрос детям. Мы часто задаем им недетские вопросы, и они много интересного нам рассказывают.
Например, недавно мы спрашивали у детей, для чего людям нужны деньги. Ответы были от ожидаемо умильных: «Деньги людям нужны, чтобы купить себе молочка» (Василиса, 4 года), – до философских: «Деньги нужны, чтобы богачам, которые их придумали, было хорошо жить».
Или вот один мальчик-шестиклассник ответил: «Деньги нужны для проверки человека. Кто-то корыстолюбивый будет предавать друзей ради денег, а кто-то пожертвует деньгами ради чего-то более высокого: дружбы или любви».
Хорошие у нас дети. Однажды мы их спрашивали, для чего люди летают в космос. Вот вы как думаете, зачем? Дети пришли к выводу, что мы летаем в космос затем, чтобы переселиться туда, если жизнь на Земле станет вовсе невыносимой. Невыносимой она может стать по множеству причин. В результате остывания Солнца. Высвобождения связанного углерода (загазованности). Или, например, по причине дороговизны. Когда одному все, а миллиону других – шиш. А где-нибудь на далеких планетах наверняка можно своим трудом прожить. Да, но до тех планет еще надо добраться. Решаема ли задача? Дети убеждены, что решаема. . Не знаю, как вы, а я, узнав о гибели девятнадцати спутников в результате неудачного запуска ракеты на космодроме Восточный, сразу, в ту же секунду, в то же мгновение вспомнил о коррупционном скандале, с которым было связано его строительство. Это как один плюс один. Нажми на кнопку – получи результат. Получили. Напомню, что в 2015 году были «перенесены» (то есть сорваны) сроки сдачи космодрома в эксплуатацию, и происходило это на фоне голодовки, объявленной его не получающими зарплату строителями. Если срыв сроков – дело весьма обычное, то «потерянные» зарплаты и голодовка на важном государственном объекте – это позор. Позор для государства. Если, конечно, космическая отрасль – это государственное дело. А то ведь у нас теперь ничего государственного нет. Все частное – «с долевым участием государства». Но даже долевое участие в позоре – вещь неприятная. Сцепив пальцы на животе и поудобнее откинувшись в кресле, размышляю: что бы я почувствовал и как бы себя повел, если бы кто-то из моих подчиненных опозорил бы журнал, который я возглавляю? Мысли на ум идут в основном кровожадные. Допустим, налажает мой Иванов. Пинком его, гадюку, чтоб летел с петушиным криком! Хотя. стоп. А где я другого Иванова возьму? Хорошие сотрудники не бегают бесплатно по улицам. К Иванову я привык – он хотя бы уже в силу этого кажется мне хорошим. Может, зарплату понизить ему? Так он же, сволочь, затоскует, начнет хуже работать. Саботировать будет. Вот и выходит, что нет у меня, кроме мата, никаких средств против Иванова-Сапрыкина. А все потому, что – кадровый голод. Говорят (сам не видел, врать не буду, но слышал), что в правительстве та же проблема. Кроме Шойгу, назначить некого. Вот, назначили руководителем Роскосмоса не Шойгу – и пожалуйста. А, например, у Сталина и Берии не было кадрового голода. Почему-то. Впрочем, известно почему. В бытность Сталина секретарем ЦК у него было прозвище Товарищ Картотеков – за любовь к каталожным ящичкам. Там он собирал досье на партийцев и систематизировал их: кто с кем, под кем, чем отличился. И главное: кто на что способен. Занимался тем, что называется «работой с кадрами». Знал людей. Благодаря чему и одолел в борьбе за власть и Троцкого, и Зиновьева, и прочих светил. Любовь к личным делам и ведению картотек Сталин сохранил и дальше; говорят, у него был особый «личный шкафчик», к работе с которым секретари не допускались. Согласитесь, на этом фоне совершенно по-другому звучит фраза «У нас незаменимых нет». Мы-то думали, злодей имеет в виду «всех расстреляем, не поморщимся», а фраза означает совсем другое. «Каждого есть кем заменить». Как говорят в футболе, «есть глубина состава». На эту темуЧем «кадр» отличается от незаменимого специалиста? Тем, что «специалист» – понятие «слишком человеческое». Может быть хороший специалист, но плохой человек, например ворюга. А может – и специалист хороший, и человек замечательный – но пьет запоями. И так далее, миллион вариантов. А безличный «кадр» – это некая единица, которая обеспечит результат. Благодаря ли тому, что является хорошим специалистом, или благодаря тому, что не ворует – не важно, но обеспечит. И девятнадцать спутников общей стоимостью с небольшой город долетят куда им положено. И бассейн в летнем домике в Майами будет наконец-то облицован нормальным каррарским мрамором, а не этим позорищем. Ой. Это не то, пардоньте. Из другого полушария залетело. Так вот, люди, отвечающие на вопрос, для чего нужна власть, делятся обычно на три группы. Первая группа – это старушки. Они на себя власть не примеряют. И вопрос понимают так: для чего нужен муниципальный депутат или собес. Чтобы пенсию платили, чтобы лед вовремя песочком посыпали зимой. Вот для чего. Вторая группа – люди, которые хорошо учились. Их еще в школе приучили отвечать «как правильно», а не что думают. И они скажут, что власть нужна, чтобы регулировать процессы распределения ресурсов. Ну а что, в общем-то, так и есть. И наконец, третья группа, к которой, мне кажется, принадлежит большинство из нас. Это «сами с усами», независимые мыслители. Они скажут: власть нужна, чтобы иметь больше возможностей. Например, больше денег. Чтобы больше «молочка» себе на эти деньги купить. Другие материалы автораДолго ли это еще продлится, не знаю. Надеюсь, не очень долго. Посмотрим. Надо будет обязательно спросить у детей. P. S. Да, так для чего же нужна власть на самом деле? Многие из тех, кто в той или иной степени ею наделен либо к ней стремится, говорят, что власть им нужна – потому что они получают удовольствие от обладания властью. Им нравится «решать». Нравится, когда от них что-то зависит. Я понимаю это так, что власть – подобна творчеству. Художниками и писателями становятся не для того, чтобы зарабатывать деньги. (Или получать субсидии от государства на писательство и художество.) Просто потому, что хочется. А там дальше. Можно оказаться хорошим художником, можно оказаться плохим. Главное – не быть художником ради денег. Психология властиКто умеет владеть собою, тот может повелевать людьми.Вольтер [Мари Франсуа Аруэ]Обладать властью хотят все, потому что это одна из наиболее значимых потребностей любого нормального человека. И, как мы с вами можем видеть, разные люди с разной степенью успешности стремятся ее удовлетворить. Кто-то удовлетворяет эту потребность за счет обретения власти над своей семьей, кто-то за счет власти над своими сотрудниками, а кто-то с помощью власти над целой страной. Но чтобы обрести власть, особенно большую власть – необходимо иметь нужные знания, умения и что особенно важно, соответствующую психологию, которая делает человека лидером, вожаком, сильной личностью, способной подчинить себе волю других людей. Мы с вами видим, что люди делятся на тех, кто правит, и тех, кто подчиняется. И это абсолютно разные люди. Прежде всего они разные по складу своего ума и по своему психологическому состоянию. Люди, имеющие власть – сильно отличаются от тех, кто ее не имеет, и психология власти как раз-таки изучает особенности жизни и психики таких людей. Для вас, уважаемые читатели, знание психологии власти может быть полезно тем, что с ее помощью и при желании, вы сможете обрести определенную власть, возможно даже очень большую, это будет зависеть от того, насколько сильно она вас интересует. А также, при необходимости, вы научитесь защищать свои интересы от тех, кто эту власть уже имеет. Что такое властьПрежде всего давайте с вами выясним, что такое власть. А то разговоров о власти много, а что это такое понимают далеко не все. В то время как от нашего понимания власти, будет зависеть и наше понимание психологии власти. Власть, друзья – это подчинение. Или еще можно сказать так – это умение и способность подчинять своей воле волю других людей. А с другой стороны, со стороны подчиняющихся чужой воле – это склонность к подчинению. Именно желание и умение одних людей подчинять себе волю других людей и склонность других людей к подчинению – рождают власть. Вот, собственно, и все. Я знаю, что в словарях дается другое определение власти, но если вы повнимательнее присмотритесь к любой власти, то сами увидите, без всяких философских размышлений, что корнем всякой власти является именно подчинение и подчиненность, а затем уже все остальное на эту основу нанизывается. Так что в первую очередь это именно подчинение, а уже затем все остальное, включая те методы, с помощью которых одни люди подчиняют себе других людей, с помощью которых один человек подчиняет себе другого человека. Если не будет подчинения – не будет и власти. Обязательно запомните эту железную истину. Нет подчинения – нет власти! Инструменты властиПоощрения, подарки, вознаграждения, карьерный рост, похвала, слава – это как раз тот пряник, который необходим для удержания власти. Людям надо что-то давать, их нужно прикармливать, делая их зависимыми от себя, тогда они сами захотят тебе подчиняться. Поэтому пряник является очень сильным инструментом власти, и часто он оказывается намного эффективнее физической силы, кнута. Лишь бы эти пряники были у того, кто имеет власть, и не только в виде идей, но и реальных материальных благ. Одними идеями сыт не будешь, какими бы замечательными они не были. Так что как показывает исторический опыт – мотивировать людей пряниками выгоднее, нежели кнутом, поскольку производительность труда выше именно у тех подчиненных, которые мотивированы материальной выгодой, а не страхом. Хотя должно быть и то, и другое. У людей всегда должен быть выбор между страхом и удовольствием. Бывают и исключения, когда некоторые люди могут что-то делать исключительно из-под палки, тогда только грубая физическая сила или страх перед ее применением – вынуждает их кому-то или чему-то подчиняться. Здесь все зависит от менталитета человека. Но повторюсь, у людей должен быть выбор между выгодой и страхом, между удовольствием и болью, тогда ими будет легче управлять. Так что и одними пряниками не обойтись, иначе люди и за очень большую награду откажутся подчиняться. А без подчинения, как вы помните, нет и власти. Поэтому с одной стороны, должно быть строгое, а в зависимости от ситуации и очень суровое наказание за неповиновение, а с другой, солидное поощрение за послушание. Умный лидер это понимает и умело использует оба инструмента власти, для мотивации своих подчиненных. Всего должно быть в меру. Безнаказанность порождает вседозволенность, а та в свою очередь беспредел и анархию. А отсутствие поощрения и похвалы делает людей ленивыми и равнодушными ко всему, чем они занимаются. Так что надо умело манипулировать кнутом и пряником, чтобы сохранять и приумножать свою власть над другими людьми. Следующий инструмент власти – это информация. Очень важный, надо заметить, инструмент. Кто владеет информацией, тот владеет миром, как сказал Натан Ротшильд или Уинстон Черчилль. Но и без слов этих великих людей, я уверен, многие знают о том, что информация, знания, дают силу. Это действительно так, это правда. Но это не вся правда. Это только одна из сторон медали власти и могущества, связанная с информацией. Есть и другая, о ней я напишу ниже. Пока же давайте выясним, как именно информация и знания помогают обрести силу и власть. А делают они это очень просто – качественная информация и полезные знания помогают нам делать правильный выбор и повышают эффективность наших решений и действий. Вы ведь знаете о том, что вся наша жизнь – это постоянный выбор в пользу чего-то и в ущерб чему-то? Мы каждый день делаем выбор, большой и маленький. Мы решаем, как поступить в той или иной ситуации, что нам купить, куда пойти, с кем встретиться, кого проигнорировать, на что потратить свое время и силы, и так далее и так далее. Мы, словно находясь в лабиринте – постоянно выбираем, куда нам двигаться, стараясь не попасть в тупик. Это как в русских сказках, когда надо выбирать, куда пойти – прямо, налево, направо. И у каждого решения, у каждого направления есть свои последствия, есть своя цена. При всем при этом, мы часто даже отдаленно не представляем себе, куда наш выбор может нас завести, какую цену нам придется заплатить за то или иное свое решение. Так вот, сила информации заключается как раз в том, что она проясняет для нас этот вопрос. Информация, которую мы получаем, она как пророк – показывает нам, к чему мы можем прийти, если будем поступать тем или иным образом. Она указывает нам на алгоритм [последовательность действий], с помощью которого мы можем к чему-то прийти или чего-то избежать. Это как пользоваться инструкцией к жизни – чем больше ты знаешь, благодаря качественной информации и богатому личному опыту, тем более разумными и правильными будут твои решения и действия. Хотите вы, допустим, заработать много денег – нужная информация поможет вам это сделать. Она подскажет вам, какие действия необходимо предпринять и в какой последовательности, чтобы при минимуме усилий, с высокой степенью вероятности получить максимальный положительный результат. Неплохо, согласитесь. Но это при условии, что информация, которую вы получаете, является качественной, достоверной, своевременной, и вы при этом умеете ею пользоваться. А качественную информацию добыть не так уж и просто. Поэтому нужно уметь ее находить, отбирать и анализировать. Ведь информация бывает полезной и вредной. Полезную информацию нужно собирать, выстраивая из нее целостную картину мира, а от вредной необходимо избавляться, чтобы не отравлять ею свой ум. Кстати, для власти, важна не только и даже не столько информация о деньгах, сколько информация о людях. Деньги без людей ничто, и власти никакой без людей быть не может, потому что в таком случае не над кем будет властвовать, некем будет управлять. Поэтому, друзья, деньги, если вы этого не знаете, этим миром не правят – им правят те, кто знает, как с помощью денег управлять людьми. Деньги никому не подчиняются – это люди подчиняются другим людям, в том числе и за деньги. И когда вы знаете, как влиять на людей, как ими управлять, как ими манипулировать, как их организовывать, как заставлять их чего-то хотеть и чего-то бояться, как подчинять их своей воле – вы обретаете над ними власть. А деньги можно придумать – это не сложная задача. Бумаги с цифрами вам сколько угодно напечатают – важно убедить и заставить вас работать за эту бумагу, подчиняться ей. И для этого также задействуется такой инструмент, как информация, с помощью которой людям внушают ценность денег. А тех, кто не соглашается их ценить – наказывают. Так что когда сила информации не срабатывает – применяют физическую силу. Таким образом, друзья, именно обман, ложь – вот что действительно важно, вот что дает силу, вот что позволяет обрести власть. Информация, знания – тоже важны, но ложь важнее. Вернее, важнее – умение лгать, дезинформировать, сбивать с толку, манипулировать обществом с помощью информационных ресурсов, умение дезинформировать врага. Тот, кто умеет лгать, красиво лгать – всегда будет иметь преимущество перед тем, кто этого делать не умеет. И можно с абсолютной уверенностью утверждать, что психология власти неразрывно связана с ложью. Поэтому многие авторитетные личности лгут, политики лгут, причем постоянно. Причем, многие известные личности не только не стесняются намеренно вводить людей в заблуждение, но даже не скрывают этого. Почему? Потому что с них никто не спрашивает за ложь. Потому что им все равно верят, несмотря на то, что они регулярно лгут. Потому что люди действуют, руководствуясь словами авторитетных лжецов, даже будучи неоднократно ими обманутыми. Подчинение, смирение, поддержка – вот что позволяет власти существовать и укрепляться, в том числе и за счет дезинформации. Пока люди хотят быть обманутыми – их будут обманывать. А о том, почему люди хотят быть обманутыми, мы с вами поговорим в другой раз. Полезно использовать ложь и для красивых обещаний. Это тоже очень сильный инструмент власти, с которым должен уметь грамотно обращаться каждый амбициозный человек, желающий подчинить себе волю других людей. Обещания – это умение проецировать красивое будущее, к которому придут люди под руководством того, кто им его обещает. Вот почему политики так много и так часто обещают много всего хорошего, при этом, как правило, не называя конкретных сроков, когда это хорошее наступит. Ведь дело не в том, чтобы сдержать обещание, хотя частично и это нужно делать, чтобы поддерживать огонь в глазах людей, а в том, чтобы постоянно говорить о светлом будущем, на фоне которого меркнет невзрачное настоящее – гипнотизируя таким образом людей. К тому же, если даже выполнить все обещания и тем самым подтвердить делами свои слова – люди все равно не успокоятся, и возможно даже спасибо не скажут, они просто захотят большего. Они будут требовать большего, забыв обо всем том, что у них уже есть. Помните, как в сказке Александра Сергеевича Пушкина “О рыбаке и рыбке” старуха себя вела, помните, что она говорила: «Не хочу быть вольную царицей, хочу быть владычицей морскою!» Вот так говорит подавляющее большинство людей. В смысле – все хотят большего. Поэтому каждый, кто хочет обрести власть, должен не столько слово свое держать, сколько красиво говорить и обещать, обещать, обещать. Частично свои обещания нужно исполнять, чтобы, как я уже сказал, подогревать в людях надежду на лучшее будущее, чтобы они видели, что обещания исполняются, чтобы у них складывалась иллюзия того, что те, кому отдали власть над собой – действительно заслуживают того, чтобы ими управлять. Так людям проще подчиняться, они чувствуют, что это справедливо – подчиняться тем, кто делает их жизнь лучше. Тут еще очень важно понимать то, что людям необходимо обещать именно то, в чем они, во всяком случае большинство из них, действительно нуждаются, а также то, чего они хотят. У всех людей свои убеждения, в чем-то они совпадают, в чем-то расходятся, но независимо от того, какие они – их необходимо учитывать. Обычно, если люди в чем-то убеждены, особенно с детства, когда та или иная информация производила на них очень сильное впечатление, а критическое мышление не было достаточно развитым, чтобы эту информацию грамотно анализировать и поэтому они верили во все, что им говорят, то их практически невозможно переубедить. Это парадокс человеческой природы – люди могут носить в себе чужие знания, чужие идеи, чужие убеждения, считая их при этом своими и защищая их, даже если они неверные и даже если они вредят людям. Я считаю, в этом отчасти виновата лень – ведь отказавшись от старых, неверных убеждений, нужно не только ущемить свое Эго, показав ему, что все это время ты заблуждался, но еще и новые убеждения сформировать, чтобы заполнить пустоту, а для этого требуется время и силы. Поэтому многим людям проще оставаться при своем мнении, не обращая внимания на его ошибочность, а порой и вредность для них же самих. А раз так, то для человека, желающего обрести власть над людьми целесообразнее принципиально не менять их картину мира, а лишь раскрашивать ее своими красивыми сказками. Это намного проще, чем переубеждать людей, а в некоторых случаях и намного выгоднее. Может, конечно, это и неправильно – потакать заблуждениям других людей, которые им вредят, но для достижения власти все средства хороши. Поэтому у тех, кто стремится к власти, совесть и мораль напрочь отсутствуют. Следующий, достаточно старый и очень мощный инструмент власти – это вера. С помощью веры, сами знаете, можно управлять миллионами людей, в том числе и достаточно образованными. Просто одни люди верят в одно, другие в другое. Одни верят в Бога, другие в него не верят, а значит, верят в то, что его нет, даже не пытаясь понять, что такое Бог. Кто-то верит в непроверенные научные данные, кто-то в искаженную или вовсе придуманную историю, а кто-то в инопланетян, которых никогда не видел. Неважно, во что верит человек, важно то, что он действует исходя из своей веры. А это говорит о том, что если умело использовать веру человека для внушения ему определенных убеждений, не противоречащих, а наоборот, дополняющих его веру, то он будет действовать исходя из них, то есть, будет подчиняться им. А подчиняясь чьим-то, например, вашим убеждениям, человек подчиняется вам. Следовательно, вы имеете над ним власть. При этом, повторюсь, не имеет значения, во что верит человек, лишь бы он верил, не проверял, не искал, не думал и не размышлял, а просто верил. Ведь вера сама по себе слепа – она важна для нашей жизни, более того, она неизбежна – мы всегда будем во что-то верить, даже не желая этого, но тем не менее вера слепа. Поэтому веря во что-то или в кого-то – мы всегда рискуем. И это неизбежный риск. Всего знать невозможно, как невозможно и все проверить, поэтому приходится во что-то и кому-то верить. И этим умело пользуются те, кто использует веру для того, чтобы подчинять себе волю других людей, то есть, для обретения власти. Как прийти к властиГоворя о том, как прийти к власти, следует хорошенько осмыслить все то, что написано выше. Ведь те инструменты власти, которые я описал – сами по себе указывают на то, каким должен быть человек и что ему нужно уметь делать, чтобы иметь над кем-то власть. И это далеко не все инструменты, которые существуют, их намного больше. Мною были описаны только самые важные из них. Так вот, теперь представьте себе, какую надо иметь психологию, чтобы всеми этими инструментами умело пользоваться. Ни знания, ни умения для этого нужны – эти вещи любой может при желании получить, нужна и важна именно психология – которую в себе необходимо развивать. Получить эту психологию в готовом виде, с помощью других людей, как это бывает со знаниями, которые мы друг другу передаем, вы не сможете. Вы можете только развить ее в себе, с помощью специальной работы над собой. Понятно, что это должна быть нестандартная психология, не такая, как у большинства людей. Ну, собственно, поэтому и власть имеют не все, особенно большую. Можно сказать, что для того, чтобы прийти к власти, необходимо быть бесчувственным, циничным, хладнокровным, бессовестным и временами безжалостным человеком, умеющим перешагивать через людей для достижения своих целей. И я совру, если скажу, что это не так. Но можно также сказать и о том, что для обретения власти необходимо быть расчётливым, практичным, смелым, организованными, целеустремленным, дисциплинированным, ответственным, амбициозным и максимально адекватным человеком, понимающим, в каком мире мы все живем и какие законы в нем действуют, как природные, так и социальные. И можно также сказать, что такой человек должен уметь и заинтересовывать, и запугивать людей, чтобы вынуждать их подчиняться ему и иметь над ними власть. Такой подход к психологии власти мне кажется более объективным. Хотя, на самом деле, никакой оценки власти, как таковой и способам ее достижения, я считаю, быть не может, ибо подобные вещи целесообразнее изучать, а не оценивать. В конце концов, если что-то в этом мире устроено так, а не иначе, если, скажем, власть требует от человека некоторых качеств, в том числе и таких, которые большинством людей воспринимаются негативно, то есть вероятность, что именно так и должно быть. Мы, конечно, можем и, пожалуй, должны менять некоторые правила жизни для ее улучшения, но и существующие законы природы игнорировать не стоит. Ведь от нашего к ним отношения они не изменятся. Таким образом – тщеславие и честолюбие, жадность и агрессивность, хитрость и коварство, расчетливость и хладнокровность, амбициозность и целеустремленность, смелость и стойкость, самоуверенность и самодисциплина, а также умение жертвовать малым ради достижение большего и умение рисковать – все это те качества, которыми должен обладать человек, чтобы прийти к власти, иметь власть, удерживать власть. Не стоит забывать и про ответственность, которая присуща сильным лидерам, настоящим вожакам, готовым и умеющим нести ее за тех, над кем они властвуют. Из этого следует, что психология власти – это психология агрессора, хищника, охотника, доминанта, сильного лидера и ответственного вожака. Не всегда эти черты личности идеальным образом сочетаются у стремящихся к власти и имеющих ее людей. Поэтому и качество власти бывает разным. Тем не менее, даже частичное обладание нужными для обретения власти чертами характера и складом ума позволяет ее обрести. У психологии власти есть и негативные стороны, и позитивные. Но независимо от нашего к ней отношения, мы должны ее понимать, принимать и если нам это необходимо, если мы хотим обладать хоть какой-то властью, то и развивать ее в себе. И помните, что перед тем как обрести власть над людьми, вам сначала необходимо обрести ее над самим собой!
|