зачем нужна цифровая грамотность
Что такое цифровая грамотность и зачем она нужна
Тамара Бэллис
Об авторе
Основатель и тренер шахматной школы «Фианкетто», чемпионка Мирнинского района по шахматам, многократный призер командных республиканских и районных соревнований, победитель и призер личных первенств по быстрым шахматам.
Понятие цифровой грамотности включает в себя массу важных навыков, без которых невозможно обходиться современному человеку в 21 веке. Цифровая грамотность — это умение пользоваться цифровыми устройствами, понимание современных технологий и их безопасное и эффективное использование, навыки корректной работы с информацией и даже соблюдение определенных мер безопасности в цифровой среде.
С первого взгляда может показаться, что цифровая грамотность сводиться к компьютерной. Однако она подразумевает более глубокое понимание технологий и базовых принципов работы гаджетов, блогов, социальный сетей, электронной почты и так далее. Кроме того, цифровая грамотность охватывает такие темы, как безопасность в интернере, цифровая тень, кибербуллинг и цифровая этика. Например, какой информацией можно делиться в социальных сетях, а какой нельзя, как не стать жертвой мошенников, как предотвратить плагиат и многое другое. Согласитесь, эти знания необходимы детям для использования информации с чётким пониманием её сути и цели.
Детям нужно объяснять принципы работы в интернете. Они должны ориентироваться в онлайн-пространстве, а также критически оценивать и анализировать информацию, которую они находят, ведь не все сведения из интернета правдивы. Будет полезным помогать детям осваивать программы и приложения. На конкретных примерах разъяснять, что делают эти программы и как их безопасно использовать с наибольшей пользой. Как видете мало уметь пользоваться компьютером, нужно еще и не потеряться в бесконечном потоке предоставляемой информации. Для этого и нужна цифровая грамотность — обезопасить цифровое детство и взросление детей и обеспечить им комфортное цифровое пространство, в котором они могут гармонично расти и развиваться.
Именно поэтому наряду с шахматами, наша школа рекомендует посещать уроки по цифровой грамотности с 6-7 лет. Пусть ваш ребенок занимается хотя бы раз в неделю и узнает что-то новое о современных технологиях. Будьте уверены, что занятия принесут ему только пользу.
Цифровая грамотность – главный навык человека
Построение инновационной экономики начинается с того, умеет ли каждый отдельный гражданин работать с цифровыми технологиями. Глава из книги «Цифровая трансформация Китая».
Ма Хуатэн «Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики». – М.: «Альпина Паблишер», 2019.
Успех цифровизации китайской экономики за считаные годы вывел страну в лидеры по множеству показателей. Стремительное развитие цифровых технологий не только в бизнесе, но и в государственном управлении Китая подготовило почву для множества глубоких исследований. Китайский предприниматель-миллиардер Ма Хуатэн анализирует, как именно цифровая трансформация влияет на экономические и социальные аспекты жизни людей, включая борьбу с бедностью и общий рост благосостояния.
Повышение цифровой грамотности
Впервые понятие «цифровая грамотность» было предложено в 1997 году ученым Полом Гилстером. Он считал, что цифровая грамотность включает в себя способность получать, понимать и объединять цифровую информацию. В частности, он имел в виду такие навыки, как поиск по сети, чтение гипертекста, оценка цифровой информации, ее объединение. Тем самым он четко отделил цифровую грамотность от обычной – умения писать и читать печатную продукцию.
На практике понимание цифровой грамотности постоянно расширяется, совершенствуется под новые требования реальности. Сегодня цифровой грамотностью можно считать умение оперировать цифровыми ресурсами в условиях появления новых технологий, начиная от получения, понимания и объединения до оценки информации и обмена ею, словом, то, что дает людям способность участвовать в социальных процессах. Цифровая грамотность включает в себя способность получать цифровые ресурсы и отдавать их.
Цифровая грамотность – главный навык в реалиях XXI века
Повышение цифровой грамотности – как отдельного человека, так и населения целой страны – имеет огромное значение. Что касается уровня цифровой грамотности индивидуума, он влияет на способность человека адаптироваться под требования времени, на то, сможет ли он в условиях колоссальных объемов информации находить нужные данные, передавать их, пользоваться возможностями, которые дают цифровые мультимедиа. Что же касается всей страны, то общий уровень цифровой грамотности населения в целом складывается из уровней информационного образования каждого отдельного гражданина. И это, в свою очередь, влияет на культурный уровень народа, вплоть до того, сможет ли он в эпоху цифровой экономики помочь стране выйти на передовые позиции в сфере инноваций.
Все больше стран и организаций уделяют огромное внимание роли и значению цифровой грамотности. Среди навыков XXI века, предложенных американской организацией «Партнерство по поддержке навыков XXI века», цифровая грамотность рассматривается как первое и главное качество, которое необходимо развивать. В развитых странах также активно разрабатываются меры по повышению уровня цифровой грамотности.
В США сформирована многосубъектная, диверсифицированная, многомерная система обучения. Правительство разработало специальную политику для повышения цифровой грамотности населения, финансировало создание необходимой инфраструктуры как фундамента обучения основам работы с цифровыми технологиями. Работники сферы образования, отвечающие за подготовку обучающих программ, провели ряд научных системных исследований и разработали комплекс продуманных стандартов, которые реализуются средствами диверсифицированной учебной системы. Социальные организации играют не менее важную роль в этом процессе: с одной стороны, они вносят предложения по разработке политики, с другой – дают независимых педагогов, активно заполняя пробелы, которые не могут заполнить правительство и система образования.
Как и в США, в Европе также сформировалась система, развитие которой ведется на трех уровнях: правительство, образовательные учреждения и общественность. Правительство в основном играет роль руководителя и разработчика системы цифровой грамотности. Программы образования в образовательных учреждениях не предусматривают создание отдельных учебных курсов по цифровой грамотности, а встраивают их в курсы по другим дисциплинам. Что же касается общественности, ее ответственность за образование, в отличие от того, как это реализовано в США, возлагается не на экспертные и исследовательские институты, а на библиотеки и библиотечные ассоциации. Так в Европе сформировалась своя уникальная и эффективная модель.
Японская модель показала отличную результативность, так как построена на практическом опыте населения, а не на пассивном обучении. Постоянно обмениваясь цифровыми ресурсами, люди самостоятельно повышают свой уровень цифровой грамотности.
Повышение уровня образования трудящихся
Цифровая эпоха предъявляет высокие требования к уровню цифровой грамотности, необходимой для многих профессий. Растущее разнообразие форм организации труда влечет за собой рост применения компьютеров или мобильного оборудования. А если работа выполняется в формате онлайн, то от претендента на вакансию или работника, желающего расти по карьерной лестнице, требуется по меньшей мере базовый уровень навыков работы с цифровыми технологиями. От специалистов более высокого уровня нанимающие компании требуют более обширных знаний компьютера и интернета. Это необходимое условие выполнения ими своих профессиональных обязанностей и повышения трудовой эффективности.
С теми же требованиями подходят и к работникам физического труда. Даже если наниматель относится к производителям или компаниям розничной торговли товарами повседневного спроса, он все равно ведет сбор и анализ данных о продажах, чтобы не отставать от рынка и сохранить свои конкурентные позиции. А для сбора и обработки нужных ему цифровых ресурсов, которые бы позволили получить информацию и сделать заключения, требуется определенный уровень владения цифровыми технологиями. Вот почему в новой эпохе повышение цифровой грамотности необходимо как офисным служащим, так и работникам физического труда.
Сокращение цифрового разрыва
Цифровой разрыв в основном включает в себя два аспекта: первый – в плане цифрового оборудования и цифровой инфраструктуры и второй – в сфере цифровой грамотности. Поэтому сократить разрыв помогут как ускорение строительства цифровой инфраструктуры, так и повышение уровня цифровой грамотности. Будь-то цифровое поколение или цифровые иммигранты, всем им необходимо умение обращаться с новыми технологиями, мультимедийными и цифровыми ресурсами. Так цифровой разрыв превращается в цифровые возможности.
Освобождение сетевого пространства
В эпоху взрывообразного роста объемов информации все большую ценность цифровая грамотность приобретает в прикладной сфере социальных средств коммуникации. Способность свободно выражать свое мнение в социальных сетях, умение дифференцировать громадные объемы информации – эти навыки зависят от того, насколько хорошо человек умеет пользоваться цифровыми технологиями. Они влияют на поведение пользователя в социальных медиа, определяют его самоидентификацию и то, насколько успешным он сможет стать в цифровую эпоху.
Развитие креативности в цифровых мультимедиа – отличный способ повысить навыки работы с цифровыми технологиями. Это может помочь человеку идти в ногу со временем: наладить коммуникации с другими людьми через социальные сети, передавать точную информацию и распознавать недостоверную, сохраняя чистоту интернет-пространства. Facebook, Google и прочие социальные медиа принимают активные меры по борьбе с недостоверными новостями. Так, Facebook планирует сделать новую кнопку «Пожаловаться» и с помощью обновленного функционала внутренних алгоритмов бороться с распространением фейковых новостей. Помимо того, что делают государство и бизнес, чтобы предотвращать распространение недостоверной информации, серьезную помощь в этом оказывает и повышение уровня цифровой грамотности населения.
Почему нужно учиться компьютерной грамотности?
Действительно спросите вы. Зачем!?
Вот на эту тему мы и поговорим в сегодняшней статье.
На самом деле, уровень компьютерной грамотности населения, характеризует грамотность и конкурентоспособность современного общества.
Неважно, в каких целях вы используете компьютер, только в личных и домашних, либо в целях бизнеса и автоматизации различных процессоров.
Люди, которые не изучают компьютерные технологии, или сторонятся их использования, очень многое теряют. Компьютер позволяет раскрыть свои творческие способности (занятие музыкой, написание книг, ведение своего интернет дневника, рисование, графика и так далее) или просто сделать повседневную жизнь проще (поиск нужной информации в сети, распечатка нужных документов, набор текста).
Но, а о безграничных возможностях интернета, даже и говорить не стоит. Представьте, что вы, не выходя из дома, можете, зайти на любой сайт, который может находиться в любой точке планеты Земля. Именно двадцать первый век – век информации, позволяет нам черпать знания из «всемирной паутины», как из гигантской библиотеки. Ну а познание нового, всегда развивает наш с вами интеллект.
Умение владения компьютером, в современном мире цениться очень высоко. Развивается такое направление работы как «Фриланс». Это когда вы можете работать не выходя из своего дома, ну и, конечно же, получать за это деньги. Например, создавать сайты, писать тексты на заказ, или обрабатывать фотографии клиентов, сидя при этом в удобном домашнем кресле, перед монитором.
Однако чтобы всем этим заниматься, нужно освоить сначала базовый компьютерный уровень.
Исходя из моей практики, я заметил, что даже, казалось бы, опытные пользователи компьютера, впадают в панику, когда в компьютере наблюдается какая либо неисправность или неполадка.
Главное не паниковать и мыслить трезво.
Если вам хочется стать уверенным пользователем компьютера, и уметь исправлять базовые компьютерные неисправности. То щёлкните тут: http://windows7.winda-comp.ru/
В этой заметки, я пояснил своё виденье компьютерной грамотности и описал, зачем нужно знать компьютер. Тем более владеть хорошо, владеть компьютер на пользовательском уровне, это совсем не трудно. Тут я не говорю, о каком-то программировании и других сложных материях.
Пользовательский уровень владения компьютером – это как велосипед, просто как никогда.
Крепких вам компьютерных знаний.
С Уважением Артём Ющенко.
Какие цифровые навыки нужны каждому в 2021 году
В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.
Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь.
Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.
Информационная безопасность
Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.
Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.
Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.
Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов.
Фото: Tyler Hendy/Unsplash
Интернет вещей
Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.
Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.
Работа с данными
Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.
Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем.
Цифровой этикет
Навыки удаленного общения довольно просты, но их применение существенно облегчает процесс для всех участников. Основной принцип цифрового этикета — избегать дискомфорта для собеседника. Каждый из нас наверняка хотя бы раз в жизни получал сообщение от незнакомого человека: «Привет! Насчет того, что мы обсуждали на прошлой неделе…» Но если в обычной жизни можно потратить время на выяснение личности собеседника (многие предпочитают использовать выдуманные имена), то с переходом на дистанционную работу незнание базовых правил общения может подорвать авторитет среди коллег и начальства.
Чего точно не нужно делать:
Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.
Самообучаемость и адаптивность
Прогнозы говорят, что в недалеком будущем цифровые навыки потребуются от любого специалиста, чья профессия «выживет» в условиях конкуренции с роботами. Кстати, существует даже специальный сайт, где каждый может проверить риск исчезновения своей специальности. Механика ответа на базовый вопрос Will robots take my job? основывается на прогнозах аналитиков на ближайшие 20 лет. Например, согласно этому ресурсу, функции бухгалтера и аудитора будут полностью автоматизированы с 98-процентной вероятностью, а таксиста и водителя — с 89-процентной.
Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые.
Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.
Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.
Почему нам не нужен ещё один новый предмет: как учить цифровой грамотности в школе
Скорее всего, вам часто кажется, что бесконечные рекомендации по повышению цифровой грамотности не имеют к вам отношения. Тем более когда говорят ещё и о детях. Но за этим громоздким словосочетанием скрывается тысяча мелких ежедневных навыков, которыми мы не все хорошо владеем. Разбираемся, что же такое цифровая грамотность и как, собственно, учить ей детей.
Что это вообще такое
2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.
Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.
Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.
Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.
42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.
Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.
Чему учить?
Алла Волкова, преподаватель информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:
Я больше склоняюсь к слову «грамотность» как к понятию, которое касается чтения и письма. Поэтому считаю, что цифровая грамотность — это умение использовать цифровые технологии. В почти автоматическом режиме, когда человек не задумывается, как это делать. У него это заложено точно так же, как умение читать и писать, которому учат в начальной школе, и дальше он с ним просто живёт. И речь идёт не только об общении в соцсетях.
Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией, работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение жизненных задач средствами информационных технологий. У каждого эти задачи могут быть разными, но если ты владеешь навыками работы в текстовом редакторе, то без труда, я думаю, освоишь и другие программные продукты, потому что навыки похожи.
Что делать родителям?
Александр Степанов, учитель информатики и робототехники высшей категории, победитель конкурса Департамента образования Москвы «Просто о сложном» 2016 года:
Цифровая грамотность — это навыки, позволяющие себя безопасно ощущать в цифровом мире. Современный человек должен понимать: всё, что попадает в сеть, никуда не денется, поэтому надо следить за своими профилями, понимать, что там следует публиковать, а что нет. Знать, как совершать безопасные платежи через сеть.
Проще говоря, делать всё, что делали предыдущие поколения, но с учётом цифровой действительности. Лучше всего, когда дети узнают что-то на собственном опыте. Поэтому важно моделировать на уроках жизненные ситуации и разбирать с ними каждый элемент. Например: вы опубликовали снимок с отдыха и написали, что вернётесь не скоро. К чему может привести такая ситуация?
Как учить?
Сейчас многие говорят о том, что стоит ввести цифровую грамотность как отдельный предмет в школьную программу. Но я считаю, что его как раз быть не должно. Это навык, который дети должны уметь использовать. Например, поиск в интернете физического закона — это навык цифровой? Цифровой. Но он используется для решения конкретной задачи.
На уроках информатики есть масса вариантов, как и когда этому учиться. Это и единые уроки по безопасности в интернете, и по безопасности персональных данных. В прошлом году у нас был шикарный проект — «Урок цифры». Я приглашала на уроки людей из IT-компаний нашего города, представителей провайдеров. Они не учили детей, а делились с ними опытом и знаниями: что такое хакерская атака, как правильно подключиться к интернету и так далее. Дети понимали, что это не просто навязанные теоретические знания, а люди-практики, поэтому интерес был намного выше.
Я часто использую материалы сайта Kaspersky Safe Kids, где есть рекомендации по грамотному использованию интернета и антивирусной защиты. Есть учебные материалы известного среди информатиков сайта Константина Юрьевича Полякова — это вообще клад для учителей. На нём идёт речь не только о решении задач информационных, но и тех, что связаны с цифровой грамотностью. Самые грамотные в цифровом плане, конечно, старшеклассники. Но не только они.
Грамотнее в целом те дети, чьи родители понимают, что современного ребёнка оградить от компьютера и смартфона нельзя
К сожалению, до сих пор существуют родители, которые не подпускают к компьютеру ребёнка, например, до 7-го класса. Но чем раньше у них появляется осознание, что это просто инструмент, которым пользуются все, тем легче научить этому ребёнка. В гимназии мы приняли решение, что учить детей работать в социальных сетях нужно не путём запретов, а с помощью создания для него правильного контента.
У каждого класса есть своя группа, где существуют определённые правила размещения постов, и мы учим детей структурировать, подбирать, распространять информацию правильно. Модераторами каждой группы выступают классные руководители. Дети воспринимают социальные сети как правильный инструмент, а не только для поиска негатива, хотя такое раньше тоже было.
Кому учить?
Я считаю, что основы [цифровой грамотности] должны закладывать уже учителя начальных классов. Дальше всё-таки основную нагрузку на себя должны брать учителя информатики: у них выше осознанность и опыт грамотных решений. Если у кого-то из детей что-то не получается, они должны направить их в нужное русло.
А вот применять все полученные навыки должны учителя всех предметов. При этом, конечно, никто не говорит, что каждый урок все преподаватели должны говорить: «Вот сейчас мы с вами будем учиться искать информацию в интернете».
Практика показывает, что уровень цифровой грамотности у педагогов, если брать всю Россию, а не отдельно взятые города — например, Москву, — не очень высокий. Поэтому стоит ли преподавать цифровую грамотность как отдельный предмет — большой вопрос. А вот формировать навыки цифровой грамотности в рамках разных предметов, я думаю, вполне возможно.
Учителя, как и все люди, активно используют те возможности, которые даёт современная цифровая среда. Мы точно так же делаем публикации в социальных сетях, совершаем онлайн-покупки или смотрим фильмы в интернете. Я знаю многих коллег, которые ведут блоги, и у них десятки тысяч подписчиков.
Мне кажется, что большинство учителей уже готовы рассказать своим ученикам про цифровые навыки. И начинать прививать нужные компетенции следует с начальной школы. У многих учеников к этому моменту уже есть смартфоны, и если их не просвещать, то могут возникнуть ситуации, когда им будет грозить уже реальная опасность, а не только виртуальная.
Делать это можно на ОБЖ: говорить, например, о цифровой гигиене, а на уроках информатики обучать необходимым компетенциям для работы с цифровыми инструментами. Я не думаю, что для этого следует вводить отдельный предмет. Достаточно уделить этому внимание в рамках уже существующих уроков.