зачем нужна овальная звезда на велосипед
ЗАЧЕМ КРИС ФРУМ ИСПОЛЬЗУЕТ ОВАЛЬНЫЕ ЗВЁЗДЫ И РАБОТАЕТ ЛИ ЭТО?
Брэдли Уиггинс и Кристофер Фрум использовали овальные передние звёзды во время своих победных «Тур де Франс». Но действительно ли они помогают?
Спустя пять лет после того, как сэр Брэдли Уиггинс стал первым британцем, выигравшим «Тур де Франс», Кристофер Фрум продолжает использовать овальные звёзды на своём Pinarello Dogma.
Уиггинс к концу своей карьеры вернулся к круглым звёздам и продолжал побеждать на самом высоком уровне, включая гонку на время на Чемпионате мира. Фрум ездит на овальных звёздах с 2011 года, и с тех пор выиграл с ними четыре титула «Тур де Франс», включая 2017 год.
Кроме того, овальные передние звёзды Rotor Q-Ring или Osymetric используют многие профессиональные гонщики. Но стоит ли овчинка выделки?
Жан-Луи Тало, инженер-механик из Ментона (Франция), создал прототип овальной звезды и потратил последующие 22 года, пытаясь убедить велосипедный мир, что это работает.
В теории звучит здорово, но действительно ли овальная звезда работает?
ЕСТЬ ЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА?
Тим Керрисон – исполнительный директор Team Sky, руководитель научного подразделения команды, который курирует подготовку гонщиков. Он сыграл важную роль в успехах Фрума, использовавшего овальные звёзды как в гонках на время, так и в групповых гонках.
Керрисон не биомеханик и не механик велосипедов, но он, очевидно, уделяет самое пристальное внимание мощности и оборудованию гонщиков команды. Что он думает об овальных звёздах?
По мнению Керрисона, до сих пор не было проведено достоверных и убедительных тестов и исследований: «Измерители мощности в шатунных системах (например, SRM, Quarq) показывают несколько большую мощность при использовании овальных звёзд, но это, вероятно, связано с переменной угловой скоростью шатуна во время оборота педали. Другими словами, показатели мощности считываются выше, но это не соответствует реальному увеличению мощности, фактически выдаваемой гонщиком».
Как правило, профессиональные велосипедисты имеют очень эффективное педалирование, при котором наличие мёртвых точек сводится к минимуму. Возможно, эти звёзды могут быть более полезны любителю или новичку, помогая сгладить более ощутимые мёртвые точки, в которых педалирование малоэффективно.
Помимо потенциальных преимуществ, есть и явные недостатки. Например, увеличивается риск того, что слетит цепь, о чём напоминает Шон Йейтс, спортивный директор Team Sky в 2012 году: «На «Туре», естественно, слетевшая цепь была бы ни к чему, так что механики Sky разработали ограничитель цепи, чтобы быть уверенными, что этого не произойдет. С круглой звездой цепь, конечно, тоже может слететь, но с Osymetric это гораздо более вероятно».
Мнение ЗА: доктор Марк Фарао, основатель Peekrings, поставщик звёзд на велосипед Сары Стори при её попытке установления Часового рекорда для женщин.
Овальная звезда может улучшить плавность педалирования, устранить мёртвые точки и улучшить работу ягодичных мышц и подколенных сухожилий.
Когда такая звезда правильно настроена, вы вообще не должны чувствовать, что она овальная. В Peekrings мы используем кривую мощности при тестах с измерителем мощности, для того чтобы отрегулировать положение овала относительно шатунов так, чтобы он специфически подходил конкретному гонщику.
Мнение ПРОТИВ: Пол Барратт, английский Институт спорта по биомеханическим элементам для британского велоспорта.
Исследования, изучающие осязаемые показатели эффективности таких звёзд, являются, скажем так, неоднозначными. Те, кто поддерживает использование эллипсов, говорят о том, что они снижают мышечное утомление в четырехглавой мышце. Доказательств этому нет, как и тому, что такие звёзды специфически изменяют нагрузку на различные группы мышц.
Это не означает, что овальные звёзды надо списать и выбросить, просто нет доказательств того, что они действительно имеют какие-либо преимущества.
Наше мнение:
Сторонники и критики эллипсов в основном рассматривают механический аспект действия овальных звёзд. Однако больший эффект, на наш взгляд, они приносят с психологической точки зрения. Как известно, плацебо или внутреннее убеждение способны обеспечить значительный прирост физических сил.
Тем не менее, ухудшение переключения и возможное слетание цепи являются серьёзными недостатками, особенно в условиях гонки.
Овальные звезды. Опыт, ощущения, эмоции и поддержка отечественного производителя.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом использования овальных звезд на велосипеде. Заодно, обсудить целесообразность их использования для катальцев разного уровня и разных стилей.
Я не хочу вас грузить многостраничной теорией, разными исследованиями, графиками и прочим. Если это будет многим интересно, то потом создам отдельную тему. В этой же теме я буду акцентировать внимание на собственном опыте использования овалов.
Но маленькое теоретическое вступление все же есть.
Так вот. Не секрет, что разные мышцы ног у людей развиты по-разному. Поэтому, при педалировании, в каждой точке окружности, описываемой педалью, мы не может создать одинаковый крутящий момент. В результате этого, при использовании круглых звезд в некоторых положениях педалей появляются провалы — мышцы, задействованные в этих зонах, не способны крутить так же эффективно, как другие мышцы. И тут нам на помощь приходят звезды овальной формы. Имея переменное передаточное соотношение, мы позволяем более слабым мышцам легче справляться с работой в своих зонах. Это как подбор правильной передачи, только не для всей ноги в целом, а для каждой зоны индивидуально.
Вот в общих чертах вся теория.
Идем дальше.
На рынке овальные звезды представлены несколькими известными производителями (Rotor, Doval, O-Symetric) и еще немалым количеством неизвестных.
Известных производителей оставим в покое и поговорим о неизвестных.
Впервые об овальных звездах я услышал примерно год назад, когда один мой знакомый сделал себе такую. Позже, чуть покатавшись на его велосипеде, понял, что это круто. Но с переходом на овалы решил повременить и осуществить это уже в новом сезоне (2014) на новом велосипеде. Но товарищ Случай распорядился слегка иначе. К концу этого лета на горизонте замелькал новый российский производитель овальных звезд — NP-Ring
Согласившись на предложение от которого было тяжело отказаться я стал обладателем вот таких вот красивых звезд:
Что мне в них сразу понравилось — это качество исполнения. Они не выглядят как «мэйд он коленка», имеют качественное анодирование, продуманный профиль зубьев, заходные канавки и заводные пины. В общем, все как у взрослых. К тому же весят чуть-чуть тяжелее топовых аналогов.
Далее, я позволю скопипастить собственный же отзыв с другого известного велосипедного форума:
«Получив первые, еще тестовые, звезды, ноги чесались их протестировать. Сразу же решил выехать на улицу и проехаться по хорошей прямой скоростной улице. Первое, что почувствовалось — разгон. Ускорение на овальных звездах больше и оно приятней. Второе, что понял — поддерживать хорошую скорость продолжительное время стало легче. Мне реально стало не хватать передач на асфальте. Да и заехав на грунт стал замечать, что использую на одну-две передачки потяжелее, чем обычно. При этом ноги чувствовали себя отлично.
Итог первого выезда — улучшил свой результат на ровном асфальтовом 2км участке на 10%.
Через пару дней, я решил выехать на малый крылатский круг. В итоге улучшил свой прошлогодний рекорд (к которому в этом году даже приблизиться не мог) на 5%. А относительно лучшего времени этого года, прирост составил опять же 10%. При этом на момент заезда я находился далеко не в лучшей своей форме.
Следующий тест уже предстоял в условиях гонки в Ромашково. А это уже грунт и подъемы. Тут я заметил, что в горки стало ехаться легче. На круглых звездах, после вваливания в горку, более слабые мышцы уставали и какое-то время отказывались активно участвовать в процессе вращения педалей. С овалами же, я мог въезжать в горку на тех же скоростях, но оставаться относительно свеженьким наверху. Это позволяло сразу на вершине включить передачку потяжелее и ехать ускоряться дальше. Как итог — я побил свои еще прошлогодние рекорды практически на всех участках трассы. Прибавка в среднем составила все те же 10%.
В общем, все заезды, где была возможность сравниваться с другими своими результатами, показали улучшение этих самых результатов.
Так же радует непосредственна работа самих звезд. Все переключается, крутится, не закусывает даже в грязи даже на маленькой звезде.
Вывод:
Я счастлив. Работает все хорошо, скорости возросли при той же степени утомляемости. При этом появился запас на переключение в более скоростной и энергозатратный режим, который я не мог себе позволить на круглых звездах. Желания возвращаться на круглые звезды нет никакого.»
После написания этих первых впечатлений у меня было еще много гонок и просто катаний, и с каждым разом я все больше убеждался, что овальные звезды — это круто.
Подведем итог. Что мы имеет от овальных звезд.
Плюсы:
+ отличный разгон
+ возможность въезжать в более крутые горки
+ меньшая утомляемость
+ более эффективная работа мышц
Минусы:
— повышенный износ трансмиссии (я еще в хлам не укатал звезды, но на вскидку процентов на 10% износ сильнее. Т.е. там где круглая ходит 10тыс, овальная пройдет 9)
Ну а дальше предлагаю обсуждать, спорить и флудить. Возможно, буду дополнять тему по мере обсуждения.
Хотелось бы еще сравнить отечественного производителя с более известными забугорными мамонтами, но как-то рука не подымается заказывать их по ценам в пять раз выше того, что я имею щас. Если в тему придет Павлик, то он, наверное, поделится своими впечатлениями, ибо он ездил и на Довалах и на NP-Ring.
Овальные звезды для велосипеда: что такое и для чего нужны
Эксперименты с овальными передними звездами для велосипеда (также их называют эллиптическими) стали проводить еще в конце XIX века. Для чего они нужны?
Овальная форма звезды позволяет более эффективно осуществлять педалирование и держать ноги в более комфортных условиях.
Конструкция предназначена для того, чтобы помочь лучше преодолеть мертвую зону, когда шатуны находятся в вертикальном положении и велосипедист не может приложить максимальное усилие. Преимущество эллиптических звезд особенно проявляется в следующих ситуациях:
Однако, получить какой-то сверхъестественный результат при использовании овальных звезд для велосипеда не получится, так как они просто позволяют крутить педали более плавно. Но при этом и работать приходиться жестче, когда требуется большая мощность.
Все происходит за счет того, что передаточное отношение непрерывно меняется. И чем меньше каденс, тем лучше проявляется преимущество эллиптической звезды по сравнению с обычной.
Чем меньше каденс, тем лучше проявляется преимущество овальных звезд для велосипеда
Первые овальные звезды для велосипеда
Впервые массовый выпуск эллиптических звезд для велосипеда начала компания Shimano в 1983 году. Тогда японцы и назвали эту серию Biopace. Вначале по этому поводу в мире велоспорта поднялась большая шумиха, которая со временем все утихла: профессиональные велосипедисты не оценили ноу-хау.
Первые овальные звезды для велосипеда назывались biopace
Biopace в наши дни
Хоть профи не понравились овальные звезды для велосипеда, сам же термин biopace таки прижился, и сегодня нашел свое применение: используется, чтобы обозначить неравномерное педалирование.
Овальность звезд может достигать 30%. Если ее значение не увеличивать больше, чем на 7%, то эллиптические звезды можно даже применять на фиксах без натяжителя цепи.
При том, что овальные звезды не имеют особой популярности и большинство велосипедистов использует классические круглые, несколько моделей в настоящее время все-таки выпускается в массовом производстве специально для гоночных велосипедов – это Osymetric и Q-rings.
На Osymetric иногда тренируется сам Крис Фрум (4-кратный победитель Тур де Франс, победитель Джиро д’Италия и Вуэльты Испании, 2-кратный бронзовый призер Олимпийских игр в индивидуальной гонке).
Что такое Osymetric — смотрите в следующем ролике:
Почему Крис Фрум иногда катается на Osymetric — ответ он рассказывает лично, в следующем ролике:
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Преимущества и недостатки овальной звезды
Звезды — это главные узлы трансмиссионной системы, приводимые в движение при педалировании посредством цепной, или ременной передачи.
Односкоростные модели оснащаются ведомой и ведущей звездой, многоскоростные модели – многоступенчатой трансмиссией со скоростным набором на передней части байка с обязательными трещотками или кассетами на задней.
Количества и параметры шестерёнок определяют поведение байка при разных условиях передвижения, а при правильной настройке системы можно оптимально понизить энергетические затраты на педалирование.
Эксплуатационные характеристики изделия зависимы от многих факторов: морозостойкость; вид езды и обслуживания трансмиссии. Правильный подбор системы под тип езды, грамотное обслуживание эксплуатация обеспечит длительную службу трансмиссии.
Особенности и отличия овальной звезды
Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлых веках, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.
Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.
Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.
Характерные показатели звездочек-эллипсов:
Преимущества овальной звезды
Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.
По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.
Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:
Недостатки системы
Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.
Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.
Положение звезд трансмиссии
Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.
При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.
Выбор овальной звезды
В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:
Приобрели популярность в России:
Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».
Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.
Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.
Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.
Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.
Овальные звезды Rotor Q-Rings.
Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».
Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.
Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.
Видеообзор овальной звезды + установка
Овальные звёзды (Страница 1 из 3)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 15 из 34
#1 Тема от DVDshnik 03-09-2018 11:28:36 (03-09-2018 11:56:39 отредактировано DVDshnik)
Тема: Овальные звёзды
Тема, возможно, и не очень интересная, но на просторах форума заметно часто мелькающая.
Предлагается все упоминания про овальные звёзды держать здесь (или перемещать сюда).
Нижеследующий текст честно скопипащен с просторов сети.
Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлом веке, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.
Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.
Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.
Характерные показатели звездочек-эллипсов:
Периоды передаточного вращательного движения.
Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
Моментальная разгоняемость.
Превышенное давление на кареточный вал.
Преимущества овальной звезды
Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.
По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.
Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:
Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
Легкость в передвижении по любым участкам дороги.
Недостатки системы
Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.
Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.
Основные недостатки:
Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.
Положение звезд трансмиссии
Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.
При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.
Выбор овальной звезды
В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:
Е 13,
Race-Face,
Blackspiru,
Absolute-Black,
Rotor,
OneUpComponents.
Приобрели популярность в России:
Shimano под наименованием «Biopace»
Rotor «Q-Rings»
Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».
Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.
Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.
Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.
Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.
Равномерное распределение нагрузки на ноги.
Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
Комфортность в поддержании постоянной скорости.
Быстрый разгон.
Овальные звезды Rotor Q-Rings.
Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».
Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.
Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.