зачем нужна нулевая шина в электрощитке

Особенности применения нулевых шин

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке. Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы. Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 02 nulevaya shina2. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-02 nulevaya shina2. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 02 nulevaya shina2.

Требования, предъявляемые к нулевой шине

Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Почему применяются разные системы заземления

Для чего нужна нулевая шина

Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 06 nulevaya shina6. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-06 nulevaya shina6. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 06 nulevaya shina6.

Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.

Какими бывают нулевые шины

По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 08 nulevaya shina8. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-08 nulevaya shina8. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 08 nulevaya shina8.

Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям. В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным. Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 09 nulevaya shina9. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-09 nulevaya shina9. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 09 nulevaya shina9.

Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 10 nulevaya shina10. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-10 nulevaya shina10. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 10 nulevaya shina10.

Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 11 nulevaya shina11. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-11 nulevaya shina11. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 11 nulevaya shina11.

Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 12 nulevaya shina12. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-12 nulevaya shina12. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 12 nulevaya shina12.

Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 13 nulevaya shina13. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-13 nulevaya shina13. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 13 nulevaya shina13.

Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 14 nulevaya shina14. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-14 nulevaya shina14. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 14 nulevaya shina14.

Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.

Какого производителя выбрать

На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.

Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.

Видео по теме

Источник

Для чего нужна нулевая шина в щитке и как ее подключить

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15845184561nulevaya shina 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15845184561nulevaya shina 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15845184561nulevaya shina 1.

Что такое нулевая шина и для чего она нужна. Устройство, назначение и характеристики нулевых шин, которые устанавливаются в щитке.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15845184582nulevaya shina 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15845184582nulevaya shina 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15845184582nulevaya shina 1.

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Назначение

Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15845184593nulevaya shina 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15845184593nulevaya shina 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15845184593nulevaya shina 1.

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15845184604nulevaya shina 2. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15845184604nulevaya shina 2. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15845184604nulevaya shina 2.

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

Источник

Как соединять ноль и заземление в электрощите и в каких случаях это нужно

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757361soedineniye nulya i zemli 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757361soedineniye nulya i zemli 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757361soedineniye nulya i zemli 1.

Как правильно соединять ноль и заземление в электрощите частного дома или квартиры. Для чего нужно соединение нулевого провода с заземлением. О чем говорится в ПУЭ.

Виды защиты от поражения электрическим током

В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 12.1.030-81 защитное заземление или зануление (соединение нуль-земля) призвано обеспечить защиту людей от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции при прикосновении их к металлическим нетоковедущим частям электрооборудования.

Заземление – это преднамеренное или случайное электрическое соединение металлических частей электрического оборудования, электроустановок, или точки сети к заземляющему устройству, шине или другому защитному оборудованию (пункт 01-10-09 ГОСТ Р 57190-2016).

Это может быть арматура в земле, строительные конструкции или специальные электроды. Данная мера является обязательной преднамеренной защитой как жилого, так и нежилого фонда.

Зануление – это преднамеренное соединение металлических частей не находящихся под напряжением в нормальном состоянии с нулевым защитным проводником (глухозаземленной нейтралью трансформатора или генератора).

В соответствии с пунктами 1.1.2, 1.1.3, 1.7 ГОСТ 12.1.030-81 зануление необходимо производить электрическим соединением металлических частей электрооборудования с заземленной точкой источника электропитания с помощью нулевого защитного проводника (PE).

Для нулевых защитных и заземляющих проводников можно использовать: специальные проводники, а также металлические конструкции зданий и сооружений.

Защитное заземление и зануление электрооборудования необходимо производить в обязательном порядке при использовании напряжения переменного тока номинальной величиной 220 (1 фаза) и 380В (3 фазы) и выше и напряжения постоянного тока величиной от 440В и выше. К тому же согласно п. 1.7.13 ПУЭ питание электроприемников должно выполняться от сети 380/220 В с системой заземления TN-S или TN-C-S.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757372soedineniye nulya i zemli 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757372soedineniye nulya i zemli 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757372soedineniye nulya i zemli 1.

Системы заземления

В соответствии с пунктом 1.7.3 ПУЭ 7 при применении электрооборудования, рассчитанного на напряжение до 1 кВ, применяются способы заземления:

Расшифровка символов, первый из которых обозначает положение нуля блока электроснабжения по отношению к земле:

Второй символ – положение незащищенных металлических конструкций по расположению к земле:

Символы, следующие за N, определяют место соединения рабочего и защитного нулевых проводов с заземлителем у потребителя или разделение нуля еще на подстанции:

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757393soedineniye nulya i zemli 7. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757393soedineniye nulya i zemli 7. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757393soedineniye nulya i zemli 7.

При занулении нулевые защитные и фазные провода выбираются так, чтобы при пробое изоляции на корпус или нулевой проводник, возникающий ток короткого замыкания обеспечивал отключение автомата защиты или перегорание предохранителя.

Отличия зануления от заземления

Способы заземления и зануления обладают разным защитным действием. Зануление обеспечивает мгновенное срабатывание автоматических выключателей при замыкании фазы на корпус. При этом происходит обесточивание подключенных потребителей электроэнергии, например, станков, трансформаторов.

Но это не спасает человека от воздействия тока утечки, а также при обрыве нулевого проводника на корпусах электрооборудования появится напряжение. В связи, с чем зануление в чистом виде не используется.

При этом в электрооборудовании с четырехпроводной сетью с глухозаземленной нейтралью и нулевым проводом напряжением до 1000В зануление является основным средством защиты.

Реализация схем зануления и заземления имеет ряд отличий. Одно из основных – для заземления необходимо использовать кабели с отдельной жилой. Сечение PE-проводников может быть меньше сечения фазовых, а их изоляция всегда имеет желто-зеленый цвет.

Одно из основных преимуществ при реализации зануления – применение более дешевого кабеля. Преимущества заземления — оно работает всегда, не требует частого контроля качества соединения, достаточно раза в год.

Соединение нуля с «землёй» (зануление) в частном доме или квартире не только не обязательно, но и может быть небезопасным. Если нулевой провод отгорит или оборвется в этажном щите, то на бытовые устройства, работающие от 220 В, поступит напряжение гораздо большой величины, что приведет к выходу их из строя, к тому же на их корпусах появится опасное напряжение.

Под «землёй» здесь имеется в виду проводник, подключенный к корпусам электроприборов и заземляющим контактам розеток.

Для обеспечения наибольшей безопасности, можно рекомендовать устройство зануления и заземления одновременно. Для этого реализуется система TN-C-S — заземление и разделение нуля на вводе в дом, во вводном общедомовом электрощите ВРУ.

Как правильно соединить ноль с землей

Неправильное соединение нуля с землей может явиться причиной трагедии, вместо защиты. В общедомовом вводном устройстве (ВРУ) должно быть произведено разделение совмещенного нуля на рабочий и защитный проводники. Потом защитный ноль должен быть разведен к щитам на этажах, а затем в квартиры.

Получается пятипроводная сеть:

К третьему контакту розеток надо подключать PE. В старых домах встречается четырехпроводная сеть:

Сечение фазных проводников, мм 2
Наименьшее сечение защитных проводников, мм 2
S≤ 16
S
16
16
S>35
S/2

На защитный проводник РЕ нельзя устанавливать автоматы, другие устройства разъединения, он должен быть неотключаемым. Разделять совмещенный ноль PEN необходимо до автоматов и УЗО, после них нигде соединяться они не должны!

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757404soedineniye nulya i zemli 3. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757404soedineniye nulya i zemli 3. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757404soedineniye nulya i zemli 3.

Такое соединение применяют при современном электроснабжении жилых помещений или частных домов. Что соответствует требованиям ПЭУ- 7 (пункт 7.1.13) для сетей постоянного и переменного тока напряжением 220/380 вольт. После разделения объединять их категорически запрещается.

В частном доме зачастую мы получаем два или четыре провода от ВЛЭП. Чаще всего встречается 2 ситуации:

Ситуация №1 — хороший случай. Ваш электрощит стоит на опоре, под ней вбито повторное заземление. В электрощите две шины PE и N. К шине PE идёт ноль с опоры и провод от заземлителя. Между шиной PE и N перемычка, от шины N идёт рабочий ноль в дом, от шины PE – идёт защитный ноль в дом. Шины PE и N могут быть установлены в доме в распределительном щите, тогда ноль с землёй соединяется на одной шине в щите учета как на фото ниже.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757425soedineniye nulya i zemli 4. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757425soedineniye nulya i zemli 4. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757425soedineniye nulya i zemli 4.

Такие щиты сейчас часто собирают при подключении новых частных домов к электросети. При этом вводной автомат установлен на фазе, ноль с ВЛЭП идёт напрямую в счетчик, а разделение нуля (соединение с заземлителем) производится после него. Реже это делают и до счетчика, но зачастую энергосбыт против такого решения. Почему? Никто не знает, аргументируют возможностью хищения электроэнергии (вопрос, как?).

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757436soedineniye nulya i zemli 5. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757436soedineniye nulya i zemli 5. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757436soedineniye nulya i zemli 5.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 15843757457soedineniye nulya i zemli 6. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-15843757457soedineniye nulya i zemli 6. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 15843757457soedineniye nulya i zemli 6.

Если ВЛЭП старая – не нужно соединять ноль и землю (Глава 1.7. ПУЭ п. 1.7.59). Делайте систему ТТ (без соединения PE с N). В этом случае обязательно использовать УЗО!

В обоих ситуациях каждый провод на шинах должен быть затянут своим болтом — не суйте несколько PE или N-проводников под один болт (или винт).

Источник

Конструктивные особенности и сфера применения нулевой шины

Шина нулевая — контактная колодка, предназначенная для электрического и механического подсоединения нулевых защитных «РЕ», рабочих «N» и фазных элементов сети. Используется для правильной организации проводки в распределительных щитах или распаячных коробках. Монтаж защитной системы проводится на DIN-рейке, электрическом щитке, угловых изоляторах.

Почему применяются разные системы заземления

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. 04 nulevaya shina4. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-04 nulevaya shina4. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка 04 nulevaya shina4.

Защитное заземление внешних металлических частей электротехнических приборов снижает риск поражения людей электрическим током при повреждении изолятора или прикосновении к оборванным проводам. Защитные функции заземления построены на двух принципах: снижение разницы потенциалов между заземляемыми и соседними проводниками, а также отвод тока утечки при взаимодействии фазного с заземляемым проводом. Нештатная ситуация сопровождается немедленным срабатыванием устройства защитного отключения — УЗО.

Для чего нужна нулевая шина

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. original 685x685 fit 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-original 685x685 fit 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка original 685x685 fit 1.

Нулевая шина в корпусе

Контактная колодка решает ряд задач:

Отдельного внимания заслуживает возможность организации видимой клеммы при установке прибора с прозрачной крышкой, позволяющего заземлять и нейтрализовать проводники на соответствующих шинах.

Какими бывают нулевые шины

Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina 16. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina 16. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina 16.

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. sn0 63 12 dn. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-sn0 63 12 dn. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка sn0 63 12 dn.

На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.

Конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы, изолятором служит полиамид, не поддерживающий горение. Монолитное исполнение изделия упрощает обслуживание, повышает надежность фиксации.

Характеристики нулевых шин

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. primer ispolzovaniya kross modulya. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-primer ispolzovaniya kross modulya. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка primer ispolzovaniya kross modulya.

Пример использования кросс-модуля

Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.

Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.

Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.

Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.

Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.

Допустимый ток для использования кросс-модуля в электросети 100-125 А, номинальное напряжение 500В.

Правила установки

Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.

Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.

Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии

Часто распределительные шкафы импортного производства (ABB Mistral) комплектуются одной шиной «N» и «P», а если электрик планирует заземлять три УЗО, ему потребуется 3 маленькие колодки вместо одной большой. Поскольку размеры фирменных щитков, изолированных коробок исключают размещение обычных шин, монтажникам приходится распиливать существующую планку или покупать по индивидуальному заказу. Погрузив полученные изделия в пластиковый корпус, остается проверить устойчивость крепления латунных отрезков.

Источник

Нулевая шина в щитке – советы электрика

Нулевая шина: разновидности, для чего нужна

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 1. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 1. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 1.

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке.

Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы.

Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

Требования, предъявляемые к нулевой шине

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Почему применяются разные системы заземления

Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено.

Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.

Для чего нужна нулевая шина

Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:

Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.

Какими бывают нулевые шины

По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.

Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям.

В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным.

Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.

Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.

Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.

Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.

Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.

Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».

Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.

Какого производителя выбрать

На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.

Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.

Видео по теме

Как быть если нет нужных нулевых шин в наличии?

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 2. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 2. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 2.

Здесь описываю недавний случай, как нам пришлось выкручиваться из ситуации, когда не оказалось в наличии специальных нулевых шинок.

Клиент купил встраиваемый шкаф фирмы ABB Mistral на 24 модуля. Это крутой и очень удобный щиток, но с ним в комплекте шла одна большая шина для заземления и еще одна большая нулевая шина. Так как в щитке планировалось установить три УЗО, то соответственно нам нужно было три маленьких нулевых шины вместо одной большой.

В данном типе шкафов идут специальные планки, на которые крепятся все шины в специальных корпусах. Что-то подобрать сюда от других производителей нельзя, так как просто не возможно будет их установить на планку.

Также в самом щитке не оказалось ни одного свободного модуля, куда бы можно было разместить обычную шину с креплением на DIN-рейку.

Такие нулевые шины для шкафов ABB Mistral в Самаре можно купить, но они идут под заказ и ждать нужно было 1-2 недели. Времени у нас столько не было, поэтому нам пришлось включать смекалку и как-то выходить из сложившейся ситуации.

Нам вместо одной большой шины NK/S26 нужно было три маленьких NK/S06. Они показаны на фото ниже.

У нас в наличии была только одна большая шинка NK/S26. Ее корпус легко открывается и внутри находится обычная латунная шинка с болтиками на 26 отверстий.

Она в корпус ложится сверху и не гуляет в нем по сторонам, так как в корпусе есть перпендикулярные перегородки. Благодаря этим перегородкам болты шины не позволяют ей играть вправо-влево.

На фото ниже видно в сером корпусе эти поперечные перегородки.

Клиент сразу сам предложил существующую латунную шину распилить на три части. Я же решил, что стоит купить три коротенькие шинки и вставить их в корпус. Конечно же я их купил, но как оказалось, они не хотели вставать надежно в серый корпус между перегородками. Поэтому я согласился с клиентом и распилил одну большую шину на три части, удалив лишние участки.

Первая отпиленная часть шины готова и установлена на место…

Вот все отпиленные латунные шинки в общем корпусе. Подгонял я эти отрезки так, чтобы они надежно вставали на перегородки и существующие болты не давали им ходу вправо – влево. Как видите на фото ниже диаметр отверстий в них разный и поэтому просто так садиться на места шины не хотели. Нужно было их подгонять и подбирать по расстоянию между болтами.

На нижнем фото хорошо видно, что шинки в перегородках лежат очень надежно.

Затем я закрыл корпус и стал проводить эксперимент, смогут ли отрезанные шинки выйти из пазов и коснуться друг друга. На фото ниже видно, что прогал между шинами составляет по три отверстия.

Вид сверху куда заводятся провода…

Полученную нулевую шину “три в одном” я вертел, тряс и переворачивал очень настойчиво. Шинки как стояли на своих местах, таки остались стоять. Поэтому сделал заключение, что данная нулевая шина работать будет и ее можно использовать.

Вот она уже стоит в щитке…

Отсутствие нужных материалов на складах в нашем городе позволяет нам развиваться, проявлять смекалку и экспериментировать. Поэтому мы такие умные )))

Нулевая шина в щитке — Как найти ноль в щитке? (ФОТО) — 22 ответа

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 3. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 3. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 3.

В разделе Техника на вопрос Как найти ноль в щитке? (ФОТО) заданный автором Евгений лучший ответ это Ракурс у фото немножко не тот, поэтому не очень понятно.

Могу предположить-коричневый провод, но самый лучший вариант не тыкать пальцем, а купи индикаторную отвертку, она стоит не дорого и проверь! Если не знаешь как пользоватся-подсказываю: прикосаешься пальцем к контактной площадке на отвертке, а жалом отвертки касаешься, поочередно проводов. Если лампочка загорелась-это фаза, если нет-ноль!

Ответ от Невропатолог[гуру]Фазу втыкаешь в автомат сверху, а нулевые провода с обоих квартир – замотаны изолентой слева от автоматов. Там осталась старая нулевая колодка, которая, видимо, выгорела со временем и провода просто скрутили и заизолировали.

Скрутка сейчас не практикуется, лучше купить и поставить нормальную клеммную колодку – на нулевой провод это безопасно даже без изоляции висячим монтажем. и гораздо удобнее.

определить, где чей провод, думаю, сможешь
Ответ от Простирнуть[эксперт]Ноль на счетчике крайний правый, он же долженбыть соединен с корпусом щитка
Ответ от способность[гуру]Индикаторной отверткой потыкай. А так – через пакетник идет фаза, ноль напрямую.

Ответ от Владимир Костюк[гуру]Подключаться ты должен с автомата и скорее всего с белой клавишей. На квартиру идет, 1 (25Ампер, плита) – белая клавиша, и два автомата – голубая (синяя) клавиша – 16Ампер.

Силовые шины в щитах: суровые и красивые соединения

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 4. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 4. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 4.

Внимание! Этот пост выделен из поста про сборку ВРУ на силовых шинах. Тут рассказано про сами шины, а приключения с ВРУ можно прочитать в исходном посте.

Силовые шины — штука брутальная и удобная.

Я долго обходил их стороной, потому что думал: «Ну нафига они мне нужны, если я собираю щиты на мелкие токи до 63А, и больше напичканные автоматикой, чем силовыми автоматами типа TMax?» А на деле потихоньку (с 2014 года) пропёрся шинами и стал их использовать и для того, чтобы сделать шины N/PE в щитах ВРУ или других, и даже для того, чтобы сделать при помощи шин большой кросс-модуль. Вот как раз когда я сделал кросс-модуль, я и решил собрать всю информацию про шины в отдельный пост на блоге.

Силовая шина — это брусок (или кусок) из МЕДИ или алюминия (вот блин радости у цветметчиков-то), который может проводить гораздо больший ток, чем провод. Ну например моя любимая шина 12×5 мм расчитана на ток 250А.

Из-за этого у меня сразу придумалось два варианта, как это можно применить: или для шины PE в вводном щитке дачного дома, или для какого-нибудь злого кросс-модуля, где кросс-модули и распределительные блоки на DIN-рейку не пойдут из-за огромного количества толстых проводов, которые к ним надо будет подвести.

А ещё мне повезло, потому что я не застал старую «школу» работы с этими шинами: когда в них сверлили дырки и все отходящие линии прикручивали наконечниками при помощи болтов.

В тех щитах, с которыми работаю я (на небольшие токи) для силовых шин давно используются специальные П-образные зажимы (и такие системы есть не только у ABB, а у многих других производителей), которые позволяют подключить провод, не сверля шину и не ловя гайку от болта где-то там внутри щита под шинами. И вот это и было тем, что перевернуло моё представление о шинах и после чего я и стал их использовать у себя в щитах.

Итак, из чего это всё состоит у ABB. Я разделю всю систему шин на такие части:

Важно! Штатно всё это не влезает в шкафы серии AT/U из-за того, что у них мелкая глубина. Самый минимум для шин — это шкафы типа TwinLine (или «B», но это я ещё не проверял) глубиной 225 мм. Но если применить свои хитрые крепления — то конечно шины можно и в AT/U запихать без проблем.

Когда я делал тот самый ВРУ на базе серии AT/U, то я купил вот что:

ABB ZX350 Шина медная 12×5 мм 250А, длина 4 м
ABB ZX351 Шина медная 20×5 мм 320А, длина 4 м
ABB ZX157 Держатель одной шины 12×5..30×5 мм на EDF-профиль / монтажную панель
ABB ZK79P50 Зажим кабеля 1,5..16 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)
ABB ZK81P50 Зажим кабеля 1,5..35 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)

На тот момент я пилил шины ножовкой по металлу, а потом для этого дела отлично приспособил торцовку и до сих пор все шины ей и пилю. Вся купленная шинная фигня выглядела вот так:

Тут как раз видны те самые хитрые зажимы для подключения проводов к шине. Шина при этом не сверлится, и про «сурового мужика», который будет затягивать болты на шине гаечными ключами, можно опять забыть. За счёт этого мелкая шинка 12х5 мм позволяет тащить ток 250 ампер, потому что никакие дырки не ослабляют её сечения. А если подключение не нужно — достаточно просто снять зажим.

Однако, у такого решения есть минус: оно рассчитано строго на медь! Провод там прижимается вплотную к шине, и поэтому алюминиевый провод всё-таки придётся подключать по старинке, без таких зажимов (или как-то переходить на медь, а может и использовать алюминиевые шины). Но вот в варианте «поставили злобный вводной автомат, с него подали всё на шины» — это идеальное решение.

Вот держатель шины ZX157. Всё просто: он крепится винтами на EDF-профиль, или на монтажную панель, а в него вставляется шина и зажимается внутренним пластиковым винтиком. Держатель за счёт своей конфигурации может держать шины разных размеров. А продаётся он поштучно, поэтому при длинной шине таких держателей можно ставить столько штук, сколько надо.

А вот шинный зажим ZK79P50. Тут тоже всё просто: нащёлкнули его сбоку на шину, и всё.

А в открытое «отверстие» заложили провод и до одури затянули винтом. Уже проверено: шуруповёрт и тут жжот! =)

Ну и вот подобие кросс-модуля: скажем, два зажима до 35 кв.мм, чтобы подтащить ввод, а потом рядком зажимы до 16 квадратов. На большие токи всё получается гораздо компактнее чем болты и наконечники типа ТМЛ.

Тогда я просто поставил в ВРУ парочку шин N/PE и сдал его. А вспомнил про шины только в этом, 2016 году, когда делал дядьке щиты TwinLine для коттеджа. Там мне надо было сделать ему шины PE сверху и снизу, и я вместо того чтобы городить мелкие шинки на WR-профиль, решил поставить туда брутальную медную шину.

Решение получилось настолько клёвым, что я его уже почти что запатентовал и вовсю использую в больших шкафах, если там все отходящие линии не делаются на клеммах. Мы берём модуль для клемм MBK (ну или MBB — с глухим пластроном без всего), оставляем от него пластрон и регуляторы глубины.

И прямо на них прикручиваем кусок шины! Ну а если модуль MBB — то можно прикрутить шину прямо на EDF/WR-профиль, если она будет шиной PE.

Всё выходит очень технично: и шину по глубине можно регулировать, и контакт с корпусом шкафа есть (и если надо — его можно усилить, подключив кусок жёлто-зелёного провода.

NLP, всё равно надо было сделать небольшую шинку PE для того, чтобы подключать заземление от потолков и металлических лотков с кабелями.

Шинка PE была загнана в глубину шкафа, а поверх и ниже неё было немного клемм для отходящих линий (основная масса клемм справа и на фотке не видна).

И в этом же шкафу было много дифов для отходящих линий. Ввод там был на 40..50А, трёхфазный. И вот я и решил вместо хилых и в таком шкафу неудобных кросс-модулей на DIN-рейку поставить шинный модуль.

Я выбрал модуль MBS224 (2 панели шириной), а есть модули и MBS124 и MBS324 — на одну и на три панели, если надо.

Также есть такие модули с разным расстоянием между шинами и на разное количество шин и их ширину.

Будьте внимательны! У этих модулей сейчас большой срок поставки — 4..6 недель. Я заказал модуль MBS124 для щита ещё одному аудиофилу 29 июня, а приедет он только 7 августа.

Держатели ZB5 хитрые — они могут зажимать шины разной ширины: 12×5, 12×10, 20×5. Эта фишка реализована при помощи хитрых пазов в крышке, которая шины прижимает: если повернуть её одной стороной — то паз для шин будет широкий. А если другой — то узкий, как у меня на фотке.

Варианты извращений с модулем или такими держателями у меня родились вот какие:

Вот в щите аудиофила я как раз попробую все эти варианты покомпоновать и потом напишу, что получилось. Стеклотекстолит и оргстекло для его шин я уж прикупил: у него будет голая WR-рама без корпуса, и там шины сзади конечно же надо будет изолировать.

В этом же шкафу я ничего не изолировал, потому что создал такую компоновку шкафа, что вокруг шин в нём пусто и ничего не проходит. На шины надел зажимы ZK79P50 (их на щит ушло две коробки по 50 штук) и заготовил шины к подключению проводов.

А после того, как всё подключил — порадовался тому, как моя конструкция выглядит! Мне очень понравилось! Это не мелкий кросс-модуль тебе, где всё рядышком и хрен что увидишь. Тут тебе и свободное пространство есть, и места навалом и всё свободно и наглядно.

А в готовом щите всё это выглядит как просто глухой пластрон. Я наклеил на него молнию для красоты, и так щит и сдал. С боем и криками (как-нибудь расскажу длинным постом).

Понятно что всё это стоит недёшево. Поэтому использовать такие шины и шинные модули надо там, где это оправдано — не только там, где большие токи, а например там где много соединений и их надо оформить красиво и более просторно. Ну а сами шины как N/PE для всяких ВРУ у меня прижились без проблем и я их так и использую.

Щит электрический. Сборка щита распределительного. Установка автоматов защиты

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 5. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 5. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 5.

В этой статье продолжаем тему установки распределительного щита в квартире. Тема статьи сегодня, сборка щита распределительного. Обычно, эти работы приходится делать при капитальном ремонте электропроводки квартиры.

Для таких работ принято приглашать специалиста, но на самом деле сборка щита распределительного под силу каждому и при определенных технических навыках эти работы можно выполнить самостоятельно. Но обо всем по порядку.

Этапы работ

Для начала исходные данные.

В трех комнатной квартире выполняются работы по устройству новой электропроводки.

Нарисована элементарная функциональная схема электропроводки, в стене сделана ниша, в нишу установлен щит электрический, вернее корпус от щита, к щиту подведен кабель электропитания для всей квартиры, куплены все автоматы защиты и начинка распределительного щита. Об этом в статьях:

Дальнейшая задача: полностью собрать электрический щит. Начнем.

Сборка щита распределительного потребует следующий инструмент

Дин-рейка это специальное устройство, на котором при помощи защелок крепятся автоматы защиты. Дин-рейка представляет из себя металлическую пластину, которая крепится к корпусу распределительного щита при помощи специального крепления.

При необходимости Дин-рейки режутся ножовкой по металлу.

Распределительная шина иначе клемник. В распределительном щите устанавливаются как минимум две распределительные шины. Одна для соединения всех нулевых рабочих проводов, вторая для соединения проводов заземления. Распределительные шины бывают открытого и закрытого исполнения. При закрытом исполнении шина защищена от прикосновения.

Устанавливаем дин — рейки и распределительные шины на корпус распределительного щита. В зависимости от фирмы производителя щитов они либо защелкиваются на корпусе клипсами либо прикручиваются к корпусу шурупами.

Установка автоматов защиты

Современные автоматы защиты имеют специальное защелкивающее устройство крепления к дин-рейке. Работает оно следующим образом.

Узкой отверткой оттените защелку с одной стороне автомата. Приставьте автомат к дин-рейке, защелкните автомат.

Таким образом, установите все автоматы защиты. Распологайте автоматы защиты следующим образом (справа на лево): сначала вводной автомат, далее УЗО, далее автоматы защиты в удобном для вас порядке.

Подключение УЗО (Устройство защитного отключения)

УЗО (Устройство защитного отключения) это электромеханическое устройство, предназначенное для разрыва электрической цепи при появлении в цепи малых токов утечки, возникающих при повреждении изоляции электрических кабелей. В квартирах УЗО устанавливаются номиналом 30mAмпер, для всего помещения. И 10 мАмпер для «мокрых зон», иначе говоря, помещений с повышенной влажностью (ванной).

Подключается УЗО по функциональным схемам ниже.

1.Схема подключение общего УЗО для квартиры:

2.Схема подключение УЗО для отдельного прибора

На схеме: L-Фазный провод; N-Нулевой рабочий провод.

Подключение питающего электрокабеля в распределительном щите

Примечание: В распределительных щитах устанавливаются как минимум две распределительные шины.

Одна шина для подсоединения проводов заземления, вторая шина для подсоединения нулевых рабочих проводов.

Выпускаются щиты с возможностью установки обеих распределительных шин(1,2) вверху щита или с одной шиной вверху, а другой шиной внизу щита.

Лучше выбирать щит с разнесенным расположением распределительных шин. Для заземления внизу, для нулевых проводов вверху.

Дополнительные шины могут, устанавливаются в щите по бокам. Также отдельно продаются специальные клемные коробки(1), которые крепятся на дин-рейку и полностью изолированы от прикосновений.

Соединение автоматов защиты

Автоматы защиты устанавливаются на дин-рейку таким образом, чтобы можно было прочитать надписи на них.

Питание подводится к верхней клемме автомата. К нижней клемме автомата подводится отходящий фазный провод для питания электрической группы проводки в квартире.

Соединять автоматы защиты, по верхней клемме, можно тремя способами

1.Соединение автоматов при помощи распределительных шин для автоматов, которые иначе называются гребенки, расчестки.

2. Соединение автоматов при помощи многопроволочных гибких проводов с наконечниками НШвИ.

3. Соединение автоматов при помощи самостоятельно изготовленных П-образных перемычек. Перемычки изготавливаются из медного провода сечением 4-6 мм2

И последнее важное напоминание!

Важно! Все работы по монтажу электропроводки, производите при полном отключении электропитания.

Специально для сайта: Все про ремонт квартиры

Другие статьи сайта по теме

Монтаж распределительного щита

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 6. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 6. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 6.Монтаж распределительного щита.

Монтаж распределительного щита — одна из важных работ, которая должна проводиться на основании подробной наглядной или электрической схемы после распределения потребителей на группы и выполнения необходимых расчетов.

При наличии хорошей и понятной схемы эта работа превращается в чисто техническую задачу и не представляет особой сложности. При этом в первую очередь необходимо обеспечить правильность подключения отдельных групп потребителей и надежность соединений.

Перед выполнением монтажных работ надо приобрести все комплектующие изделия, материалы и подготовить нужные инструменты.

Сборка щита осуществляется после монтажа проводки в помещениях в соответствии с принятой схемой. Концы проводов каждой группы маркируются, заводятся снизу в предварительно смонтированный щит и разделываются. Ввод электропитания осуществляется сверху.

В щите устанавливаются DIN-рейки. Далее монтируются нулевая и заземляющая шины и распределительная коробка для фазного провода. Установка защитных устройств производится сверху вниз и слева направо с их одновременным подключением по схеме.

Нулевые жилы выводятся на шину N, жилы защитного заземления — на шину РЕ.

Наиболее удобным и простым способом монтажа электротехнических изделий является установка их на DIN-рейки.

DIN-рейка — это специальный металлический профиль, применяемый для крепления различных модульных защитных устройств (автоматических выключателей, УЗО и др.).

В этом случае в нужном месте вначале крепится сама металлическая DIN-рейка, а затем на нее устанавливается изделие при помощи специальных фиксаторов.

Во время монтажа щита следует придерживаться соответствия цвета жилы ее функциональному назначению: белый — фаза, синий — нуль, желто-зеленый — защитное заземление. Такой порядок позволит избежать многих ошибок.

В зависимости от особенностей внутренней сети и принятой схемы в распределительном щите могут размещаться общий автомат защиты, общее УЗО, защитные автоматические выключатели и УЗО отдельных групп, нулевая шина, главная заземляющая шина, счетчик и другие приборы.

Все современные защитные устройства имеют определенную ширину, кратную одной величине — модулю (18 мм), а сами приборы называются модульными. Так, однополюсный автомат имеет ширину 18 мм, т.е.

один модуль, двухполюсный 36 мм — два модуля и т. д. Однофазное УЗО имеет ширину два модуля, трехфазное — четыре.

Такое исполнение позволяет подобрать металлический щит по количеству модулей и типу устанавливаемых приборов.

Стандартные щиты изготавливаются по типоразмерам на 6, 9, 12, 18, 24, 36 модулей. Кроме того, в зависимости от способа установки они могут быть навесными и встраиваемыми. Навесной щит закрепляется на стене при помощи дюбель-гвоздей на высоте 15 м в свободном для доступа месте.

Встроенные распределительные щиты устанавливаются в нише и затем заделываются цементным раствором. Глубину выборки ниши нужно определять по размерам щита с учетом толщины стены.

Заземляющие и нулевые шины представляют собой латунные пластины с отверстиями и винтами для надежного соединения проводов. Они могут быть установлены в специальный изолирующий корпус с возможностью крепления на DIN-рейку.

При установке в жилых помещениях модульные щиты позволяют сохранить эстетику интерьера. Для монтажа модульных устройств на задней стенке распределительного щита устанавливаются специальные металлические профили — DIN-рейки.

Габаритные размеры защитных устройств различных производителей могут отличаться как по ширине, так и по высоте (от плоскости DIN-рейки). Поэтому, приобретая эти приборы, следует обращать внимание не только на технические характеристики, но и на их линейные размеры. Это позволит эффективно использовать защитные панели для обеспечения эстетичного внешнего вида.

После установки аппаратуры и выполнения в щите электрических соединений поверх в щите устанавливается металлическая или пластиковая панель, скрывающая клеммы приборов, провода и DIN-рейку и защищающая от прикосновения к токоведущим частям. В панели выполнены прорези, обеспечивающие видимость приборов и доступ к их элементам управления. Не занятую приборами часть прорези закрывают пластиковыми заглушками (фалыипанелями).

При сборке распределительного щита в него сначала заводятся все провода, которые должны быть обязательно промаркированными. Это исключает большинство ошибок, допускаемых при сборке. Для маркировки, как правило, используют малярную ленту, на которую наносят соответствующие надписи (номер группы и сечение жил).

Дня устройства разветвлений фазных проводов можно использовать распределительные блоки, которые дают возможность соединять проводники различного сечения и обеспечивают защиту от прикосновения к токоведущей части благодаря съемной крышке. Корпус такого блока выполняется из негорючего материала, устойчивого к нагреву и обладающего хорошими электроизоляционными свойствами.

Блоки, рассчитанные на токи до 400 А, позволяют упорядочить систему коммутации проводов и сэкономить место в распределительном шкафу.

При использовании гибких проводов с многопроволочными жилами их необходимо оконцеватъ специальными наконечниками для обеспечения надежного контакта с винтовыми зажимами.

На этом рисунке изображен вариант установки нулевой (справа) и главной заземляющей (внизу) шины в квартирном щите с трехфазным вводом и проводником РЕ (черный). На нулевую шину N приходят все синие проводники, на заземляющую шину РЕ — все желтые проводники защитного заземления. Шина РЕ соединена с корпусом щита и проводником РЕ.

При коммутации проводов особое внимание следует обратить на правильное присоединение УЗО.

Самой распространенной ошибкой является подключение УЗО к группе, в цепи шторой имеется соединение нулевого рабочего проводника (N) с открытыми токопроводящими частями электроустановки или соединение с нулевым защитным проводником (РЕ).

Неправильными являются подключение нагрузок к нулевому рабочему проводнику до УЗО, подключение нагрузок к нулевому рабочему проводнику другого УЗО, перемычка между нулевыми рабочими проводниками различных УЗО. Во всех этих случаях устройство не будет выполнять свою функцию или будут иметь место ложные срабатывания.

Монтаж распределительного щита включает в себя следующие операции:

— установка металлического ящика необходимых размеров;

— нанесение маркировки на подводящих проводах с указанием номера группы и сечения и соединение их с соответствующими устройствами;

— ввод предварительно промаркированных проводов в щит и разделка их концов;

— определение последовательности размещения защитных устройств в соответствии со схемой распределения потребителей по группам;

— закрепление DIN-реек, установка защитных устройств и поочередное подключение в соответствии со схемой;

— нанесение маркировки на каждое устройство с указанием номера группы, для которой оно предназначено во избежание возможных ошибок;

— проверка правильности всех соединений по маркировке входных проводов и устройств защиты всех групп.

После окончания монтажа одноименные пучки проводов следует стянуть специальными стяжками и уложить в свободных местах щита.

Готовность УЗО к срабатыванию может быть проверена при помощи кнопки контроля, которой оснащается любое устройство защитного отключения. При ее нажатии создается ток утечки на землю, что должно вызывать срабатывание исправного устройства. Работоспособность УЗО рекомендуется проверять после установки в сеть (не реже одного раза в полгода).

Если сработал автоматический выключатель или УЗО, не следует сразу включать его вновь. Подачу электрического питания можно возобновить лишь после устранения причины отключения.

Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

зачем нужна нулевая шина в электрощитке. Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 7. зачем нужна нулевая шина в электрощитке фото. зачем нужна нулевая шина в электрощитке-Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 7. картинка зачем нужна нулевая шина в электрощитке. картинка Nulevaya shina v schitke sovety elektrika 7.

Шина нулевая представляет собой один из конструкционных элементов сборных шин и применяется для подключения проводников заземления и нуля. Нулевые шины — незаменимый элемент при организации электрических сетей как переменного, так и постоянного тока.

Конструктивные характеристики

Конструкция нулевой шины включает токопроводящую жилу и пластиковое основание, используемое для монтажа на ДИН рейку.

В токопроводящей жиле есть отверстия и зажимные болты, используемые для закрепления в ней проводников. Отверстия и болты используются также для правильной разводки по распределительному устройству проводов нейтрали.

Нулевые шины отличаются по длине, способу установки и количеству монтажных отверстий.

Чтобы создать качественное соединение и упростить сервисное обслуживание, медные или латунные устройства изготавливаются в виде целостных токопроводящих элементов. Существуют шины в корпусе и устройства заземления без корпуса, токопроводящие элементы обоих типов устройств одинаковы. Если проводник изготовлен без корпуса, его устанавливают на изоляторах.

Чтобы дифференциальная защита работала исправно, необходимо правильное подключение ее устройств и разделение в распредщите проводников NPE. В случае с металлическим щитом используется изолированный нулевой провод от корпуса.

Задачи

Область применения шин — сети постоянного и переменного тока с напряжением до 400 вольт. Их использование позволяет:

Характеристики

К подбору нулевых шин разработан четкий подход. Основное, на что следует обращать внимание, — сечение провода, которое не должно превышать сечения в главной заземляющей шине.

Основные технические параметры нулевых шин указаны в таблице ниже. Продукция каждого изготовителя имеет свои особенности. В данном случае рассматриваются изделия компании ЭТМ:

Параметры установки

Монтаж планки возможен на DIN-рейку, через угловые изоляторы или в электрический щиток. Монтаж может осуществляться открытым или закрытым способом.

Открытый (с видимой клеммной колодкой) — оптимальный вариант, когда есть шкаф, к которому ограничен доступ посторонних.

Закрытый способ практикуется в случае применения оборудования, подключенного к важным элементам системы (например, силовая розетка для электроустановок).

Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *