зачем нужна неприкосновенность президента
Автор законопроекта о гарантиях неприкосновенности президента объяснил, зачем они нужны
Сегодня утром глава комитета Госдумы по государственному строительству Павел Крашенинников вместе с сенатором Андреем Клишасом внесли законопроект, расширяющий гарантии неприкосновенности бывших президентов России. Теперь неприкосновенность будет пожизненно защищать бывших президентов от уголовной и административной ответственности, если только они не совершат тяжкое преступление или госизмену, а чтобы лишить их этого, нужно будет получить согласие Госдумы, Совфеда, Верховного и Конституционного судов, и сделать все это в сжатые сроки. Зачем законодателям понадобилось так менять закон, Znak.com объяснил соавтор поправок Павел Крашенинников.
— Павел Владимирович, зачем нужны эти бессрочные гарантии неприкосновенности бывшему президенту? Какую цель вы как законодатель преследовали?
— В данном случае развивается положение Конституции, которым они устанавливаются. Зачем нужно было вносить их в Конституцию? Чтобы общество стабильно развивалось, чтобы была понятная перспектива у человека, который отработал президентом, чтобы он понимал, что он не будет ни в чем нуждаться.
— Как работают гарантии? Означает ли это, что условного Дмитрия Медведева теперь нельзя будет оштрафовать за переход дороги в неположенном месте до конца жизни?
— Я бы не хотел говорить о конкретных фамилиях. Мы все же говорим об общих правилах и принципах.
— Хорошо, любого человека, который когда-либо занимал должность президента России, — его не будут штрафовать?.
— Да. Если закон примут и бывший президент России перейдет дорогу на красный свет, административная ответственность в таком случае наступать не будет.
Мне кажется, это вполне нормально, что есть какие-то гарантии у человека, которого граждане избрали на такой пост, доверили ему руководство страной. Любой президент принимает решения и правильные, и неправильные с точки зрения разных граждан, полиции и так далее. И он должен понимать, что он может действовать без оглядки на это, не опасаясь, что его могут преследовать за какие-то решения, и работать на страну, на народ.
В Госдуму внесли закон о пожизненной неприкосновенности Путина и Медведева. Что изменится?
— Зачем вы предлагаете усложнить процедуру снятия неприкосновенности, да еще и ограничиваете ее во времени тремя месяцами?
— Чтобы была четкая процедура и правовая определенность, а не чтобы годами преследовали, как иногда бывало в других странах, а потом выяснялось, что преследование политическое.
— Не нарушается ли в данном случае принцип разделения властей — с учетом того, что Госдуме нужно будет идти за подтверждением обвинений против президента в Верховный суд и Конституционный суд, судьи которого назначаются по представлению президента? Нет ли здесь конфликта интересов?
— А чем он помог получить власть судьям? Тем что внес чью-то кандидатуру в Совет Федерации? Прежде чем кандидатуру судьи вносят в Софвед, проходит огромная процедура, несколько комиссий. Нет, я не думаю [что здесь может быть какая-то предвзятость].
Неприкосновенность навсегда
5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.
Юридический щит
Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».
Где экс-президентам жить хорошо
В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»
Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.
Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».
Штрафы можно не платить
До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».
По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.
В подготовке статьи участвовал Максим Иванов
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.
2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.
«Он по своей воле не уйдет». Зачем Путину пожизненная неприкосновенность?
В Госдуму внесен законопроект о гарантиях неприкосновенности бывшего президента России. Его авторы – главы комитетов по законодательству в Совете Федерации и Госдуме Андрей Клишас и Павел Крашенинников. Они предлагают наделить бывших президентов России пожизненным иммунитетом от уголовных преследований.
Согласно закону, который действует сейчас, иммунитет распространяется только на период президентства – бывшего главу государства нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности за деяния, совершенные во время пребывания на посту. Если поправки Клишаса и Крашенинникова будут приняты, то неприкосновенность распространится и на время после президентского срока.
Некоторые наблюдатели предположили, что эта инициатива, а также законопроект, внесенный Владимиром Путиным на днях в Госдуму о пожизненном сенаторстве для бывшего президента, связаны с его намерением оставить свой пост. Корреспонденты Сибирь.Реалии собрали комментарии экспертов и пользователей соцсетей на эту тему.
– Почему это делается именно во время пандемии, когда у власти вроде бы так много других проблем?
– Это лишнее доказательство того, насколько российская верхушка оторвалась от народа. Они живут, не ощущая, что происходит в стране. В башне из слоновой кости, где-то в кремлевских облаках витают, решают свои частные задачи.
Судя по всему, с пандемией положение действительно ужасающее. Явная фальсификация цифр заболевших и умирающих от коронавируса, их явно занижают.
– С ведома Кремля?
У нас в последние годы шла оптимизация системы здравоохранения – закрывались в большом количестве больницы, поликлиники и прочее. И вот мы видим результат плачевный – не хватает ни коек, ни врачей, людей госпитализируют на скамейки на лестницах, творится какой-то ужас. Российская власть и бюрократия очень неповоротлива и громоздка, ориентирована не на удовлетворение нужд людей, а на самоснабжение деньгами, привилегиями и так далее.
– Как вы думаете, возможен в России новый локдаун, как в Европе?
– Они не хотят его вводить, но ситуация может дойти до того, что придется. Например, к зиме поближе. Можно будет совместить с зимними каникулами, сказать, мол, люди, пейте дома.
– В соцсетях многие восприняли эту новость как подтверждение каких-то тайных прегрешений…
– Как отреагируют люди на то, что вопросы собственного благополучия власти решают во время пандемии?
– Очевидно, им это не понравится. Даже если бы сейчас не было пандемии, правитель, который забоится о себе, о своей безопасности, о будущем статусе, а не о народе – людям такие вещи не нравятся. Они считают, что политик должен заботиться о них, а не о себе. Пандемия только усилит это восприятие. В разгар пандемии он вот чем занимается – вместо того, чтобы наши проблемы решать, свое будущее устраивает. Но никаких иллюзий в этом смысле давно нет, люди об этом знали или, по крайней мере, догадывались. Так что сенсации, всплеска возмущения не будет. Люди давно махнули рукой на эту власть и не ждут от нее ничего особенно хорошего, пытаются выжить каждый сам по себе.
– Во многих европейских странах сейчас объявляют локдаун, а у нас объявят?
Инициатива по предоставлению бывшему президенту России пожизненной неприкосновенности может являться лишь проявлением лояльности к действующей власти, считает доцент ВШЭ Александр Кынев.
– Почему инициировать предоставление пожизненного статуса сенатора и пожизненной неприкосновенности решили именно сейчас?
– Я не вижу никакого объяснения. Им, видимо, скучно, делать особо нечего. Мне кажется, что это довольно бессмысленное бумаготворчество, которое ничего абсолютно не меняет и в политической судьбе ни страны, ни самого Путина не решает почти ничего. С точки зрения мировой практики, пожизненной неприкосновенности не бывает. Обычно это решают через сенаторство, как это было с Пиночетом, либо был случай с Польшей, когда в ходе соглашения «круглого стола» в 1989 году приняли норму, которая действовала в отношении президента, но не пожизненно, а в течение 10 лет после ухода с должности. Пожизненного иммунитета у президентов нет, это глупость, такого не бывает. В любом случае, они переоценивают свою способность управлять реальностью после своего ухода. Видимо, им кажется, что они управляют временем, реальностью, и, наверное, им кажется, что они даже бессмертны. Я думаю, они сильно ошибаются.
В случае принятия законопроекта о неприкосновенности вопрос преследования бывшего президента будут решать политики, а не силовики, считает политолог, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
– Хочу сразу оговориться, что это не закон о неприкосновенности как таковой, а изменение порядка, по которому могут лишить неприкосновенности. Если раньше президент был неприкосновенен, но была лазейка, что его могут обвинить в госизмене или делах, которые он совершал до президентства, и дело мог возбудить Следственный комитет. Теперь это будет решением Совета Федерации и Госдумы, причем при инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов. И рассматривать все это будут в течение трех месяцев.
– Как расцениваете эту инициативу?
– Есть ли объяснение тому, что инициатива по пожизненному сенаторству и неприкосновенности появилась именно сейчас?
Пожизненные гарантии бывшим президентам применяются во многих странах и не являются новацией в международном праве, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. The Insider выяснил, что упомянутая им «международная практика» распространения экс-президентского иммунитета на любые действия в любой момент жизни существует в Экваториальной Гвинее, Руанде, Казахстане и Таджикистане.
Активно комментируют законопроект в соцсетях.
«В целом ничего особенно не меняется, процедура чуть усложняется за счет вовлечения в нее двух коллегиальных судебных органов. Из практики и так следует, что ни раньше, ни сейчас при ручной передаче власти преемнику никакого преследования бывшего главы государства быть не может.
А уж если передача власти будет иными способами, то никакие прописанные процедуры никого ни от чего не спасут — см. Кыргызстан, Армению, Украину».
«Не иначе как Клишас знает о главе государства что-то страшное. Иначе зачем такой кордебалет с неприкосновенностью (ну кроме транзита, который идет)? Других предположений не имею. А вообще-то законопроект дурацкий».
Впрочем наши КК (Клишас и Крашенинников) что-нибудь да придумают. «.
Многие восприняли этот законопроект как свидетельство опасений ответственности за возможные нарушения закона.
. Карт-бланш на беспредел.
Жирный минус к авторитету. Если ты такой хороший. как говоришь. Чего бояться?
На воре и шапка горит, ну а здесь уже не только шапка, а уже пятки догорают.
А вам не кажется, что такой закон прямо указывает на множество коррумпированных схем, в которых замешаны эти лица? Наработали за 20 лет так, что уходить им страшно
Другие сочли законопроект признаком приближающейся смены власти.
Видимо, планируется трансфер власти, если готовятся законы для экс-президентов.
Это хорошо
Он по ходу уходить все-таки собрался)
Нашлись и такие, кто поддержал инициативу.
Да в принципе адекватный закон, так как за свой срок президент может себе и врагов нажить
Но большинство посчитало подобный закон совершенно бессмысленным.
Новый президент придёт и снимет это ограничение, и раз Путину с Медведевым есть за что скрываться, то будет весело, главное, чтобы не такой же президент как и они был
Как показали последние события, изменить конституцию или законы не составляет труда. Придёт новый царь, посадит новых бояр и все проголосуют хоть за смертную казнь.
Да ну чепуха. Смениться власть, перепишут закон и все. Первый раз что ли
Да пусть принимают, жалко чтоль, как только история потребует кого-то преследовать, все мигом переобуются и никакие законы не помогут, тут же примутся новые, противоположные.
Как будто долго закон переписать. Над конституцией вон долго не думали.
Видимо у Клишаса в должностных обязанностях прописано вносить самые безумные законопроекты
Так они сами открыли ящик пандоры. Уж если можно изменить конституцию, то закон без проблем точно.
Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
Информация об изменениях:
Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.
2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.