зачем нужна культура поведения в общественных местах 2 класс
Классный час «Правила поведения в общественных местах» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Классный час во 2 классе.
Правила поведения в общественных местах
Задачи : учить детей правильно вести себя на улице, в общественных местах, транспорте; воспитывать дисциплинированных пешеходов, пассажиров.
Оборудование : картинки (слайды) с общественными местами, карточки зеленого и красного цвета, проигрыватель.
Ход классного часа.
— Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Какие общественные места вы знаете?
(Школа, магазин, библиотека, кинотеатр, улица, больница, музей, общественный транспорт ).
— В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Давайте вместе вспомним эти правила.
(Учитель показывает слайды с общественными местами)
На улице : нельзя сорить; не рекомендуется есть, в том числе и мороженое; обгонять идущих впереди следует слева; если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти; при встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.
В транспорте : не мешайте другим входить в транспорт; уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять; выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит после вас, – подать им руку. При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения.
В театре, кинотеатре или музее : обязательно поздоровайтесь с билетером или гардеробщицей; проходить на свое место в театре или кино следует лицом к сидящим; если вы опоздали и вошли в зал после третьего звонка, садитесь на ближайшее свободное место – на свое перейдете во время антракта; во время спектакля нельзя есть конфеты, разговаривать, пересаживаться, говорить по телефону; в музее можно тихо разговаривать, если экскурсовод закончил экскурсию; в музее нельзя трогать экспонаты.
В библиотеке : войдя в библиотеку нужно поздороваться; в библиотеке вести себя тихо, не кричать; при выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора; с книгами обращаться аккуратно, не вырывать и не загибать странички; получив книгу, нужно сказать спасибо. И самое главное вовремя возвращать книгу.
В школе: з вонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок. Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Во время урока внимательно слушать учителя. На переменах нельзя бегать, кричать. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.
— Ребята, а как вы думаете, почему в общественных местах необходимо соблюдать правила поведения? (Выслушиваются ответы детей)
— Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие стихотворные строки:
И в беду не попаду,
Потому что твердо знаю:
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень в общем-то простые.
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!
— Ребята, как вы думаете, что говорят о человеке, который соблюдает все правила поведения. Напишите его словесный портрет.
(Выслушиваются ответы детей)
— Это человек, с которым приятно общаться. Он опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан.
— Правильно. А теперь давайте послушаем стихи С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы…» в исполнении И. Ильинского
И к совести не глухи
Вы место без протеста
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
И ежели вы вежливы
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Минуты на собрание,
И ежели вы вежливы
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И ежели вы вежливы,-
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной нянею,
Был вежлив этот мальчик
Отняв у младших мячик
Нет, ежели вы вежливы,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
Выполняется любая физкультминутка по усмотрению учителя.
— А сейчас поиграем в игру: «Выбери правильный ответ». Если вы считаете высказывание правильным, то поднимаете зелёный кружок, если нет – красный кружок.
— Поздороваться при встрече…
— Толкнуть, не извиниться…
— Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
— Не вставая, обратиться к учителю…
Во время поездки на автобусе можно:
— Взять билет на транспорт у кассира…
— Не уступить место пожилому человеку…
— Громко разговаривать, петь песни …
— Требовать себе место на сиденье…
— Вставать на сиденье ногам…
-Уступать место старшим…
— Какие общественные места вы знаете?
— Почему существуют определенные правила поведения в общественных местах?
— Какие правила поведения вы запомнили?
— Хочется верить, что все вы хорошо усвоили и не будете допускать ошибок в поведении. Спасибо за активную работу! Всего вам доброго!
1. 200 самых любимых стихов С. Маршака. АСТ, 2013г.- 416с.
3. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Соколова Ю.А. Правила поведения для малышей. Эксмо, 2006. – 48с.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Мы — зрители и пассажиры. Окружающий мир. Плешаков. 2 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.
Мы — зрители и пассажиры. Окружающий мир. Плешаков. 2 кл. 2 ч. Ответы. Рабочая тетрадь.
1. Подумай и запиши, зачем тебе нужно знать и соблюдать правила поведения в общественных местах.
Потому что я хочу быть культурным, воспитанным человеком. Чтобы окружающим людям было приятно находиться со мной рядом, общаться.
2. По заданию учебника составьте памятку.
Правила поведения в театре:
3. Муравей Вопросик очень хочет знать, как нужно вести себя в общественном транспорте. Подчеркни красным карандашом то, чего нельзя делать, а зелёным — то, что можно или нужно делать.
Нельзя делать: расталкивать пассажиров, бросать на пол мусор, разговаривать с водителем во время движения (это его отвлекает от дороги), высовываться в окно, ехать на подножке, стоять в проходе.
Комментарий к «Стоять в проходе». В часы пик конечно не до выбора где стоять, и потому приходится стоять и в проходе. Здесь уж ничего не поделаешь. Но в общем, если автобус/вагон… свободен, то не стоит вставать в проходе, это будет мешать другим пассажирам заходить и выходить. В любом случае постарайтесь встать с боку прохода, чтобы не мешать другим пассажирам проходить.
Можно делать: смотреть в окно, провозить багаж
Нужно делать: уступать место старшим, держаться за поручень
Внеурочное занятие на тему «Этикет в общественных местах» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внеклассное занятие на тему:
«Этикет в общественных местах». 2 класс
Цель: прививать детям потребности культурного поведения в общественных местах, формировать положительные моральные качества, умение давать взаимооценку поступкам, высказывать своё мнение по теме, развивать творческие способности детей.
2. Повторение пройденного.
— Наше сегодняшнее занятие в школе хороших манер я начну со стихотворения.
Ведущий. Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.
— Что же такое этикет? (Этикет – это правила поведения человека среди других людей.)
3. Сценка «Ранним утром во дворе».
— Сейчас вы посмотрите сценку, которая называется «Ранним утром во дворе», и определите тему нашего сегодняшнего занятия.
Идёт исполнение сценки «Ранним утром во дворе». Появляется Ваня – мальчик с удочкой в руке. Он подходит к противоположной стене и громко кричит.
Начинает гудеть сигнал автомашины. Навстречу Ване выскакивает сосед в пижаме.
Сосед . Ваня, что это ты раскричался с утра пораньше! Все еще спят. У меня даже в машине сигнализация сработала от твоего крика.
Ваня . У меня к Пете дело важное, нужно ему одну вещь непременно сказать. Вот я и хочу это сделать. (Снова кричит). Петя! Петя!
Сосед. Отправляйся-ка ты домой да дай всем поспать.
Ваня . Не могу я уйти, не поговорив с Петей. Я же вам уже объяснил. (Снова кричит). Петя! Петя!
Теперь навстречу Ване выбегает соседка в халате, на голове у нее накручены бигуди.
Соседка . Ваня, что ты так раскричался, все же еще спят!
Ваня (гневно ). Да у меня к Пете важное дело есть, я ему должен об этом рассказать!
Сосед. Ну, что с ним поделать!? Весь двор перебудил своими криками.
Сосед. Вот твой приятель, разговаривай с ним теперь, а нам выспаться дай! (Уходит вместе с соседкой).
Петя (зевая, сонно) . Ванька, ну, чего тебе надо?
Ваня (деловито). Вот что, Петька, я хотел тебя предупредить, что сегодня на озере клеву совсем нет. Так что ты спи спокойно и на рыбалку не ходи.
Ваня (гордо) . Да, мне для друга ничего не жалко!
Исполнители сценки кланяются и уходят.
— Понравилась ли вам эта сценка? Почему?
— Какое правило нарушил Ваня?
— Как вы читаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
— Зачем нам нужно говорить о правилах поведения в общественных местах?
— Что должны усвоить из нашего занятия? ( Не только знать правила, но и соблюдать их.)
— Сейчас вы услышите небольшой рассказ мальчика и скажете, что в нём самое важное.
— Итак, что же самое важное в рассказе этого мальчика? (Оказывается, важно не только знать и выполнять правила поведения в общественных местах, но и подсказывать другим, как нужно себя вести, если кто-то об этом забыл.)
5. Решение этических задач. ( на доске плакат по правилам этикета)
— Что мы называем общественными местами? (Библиотека, театр, кинотеатр, музей, улица, свой двор, а также общественный транспорт.)
— Почему именно в этих местах есть определённые правила поведения?
В общественных местах бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом и соблюдать определённые правила, так как в ином случае никто ничего не поймёт и будет мешать другим.
— Сейчас мы будем решать этические задачи, а в конце занятия, когда вы всё послушаете, вы сравните свои ответы и убедитесь, что вы ещё не всё знаете о правилах поведения в общественных местах и в дальнейшем постараетесь их соблюдать.
1. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
в) желательно, но не обязательно.
2. В какой одежде ходят в кино?
3. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
в) в любом, кроме большой меховой шапки;
г) только в небольшом, являющемся частью нарядного вечернего костюма.
4. Кто выходит первым из театрального, концертного зала или кинозала?
5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
а) спиной к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену;
в) боком к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену.
6. Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кино, театре?
а) можно, если успеешь это сделать первым;
7. Можно ли одолжить программу, бинокль у соседа по ряду?
а) модно, ничего особенного в этом нет;
б) нельзя, программу и бинокль приобретает каждый сам;
в) на ваше усмотрение.
8. Можно ли аплодировать, когда занавес ещё не поднят?
9. Можно ли вслух комментировать спектакль?
а) можно, если это интересно вашим соседям;
б) нежелательно, если вы не уверенны в реакции ваших соседей;
в) нельзя, подождите антракта.
10. Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
а) можно, если у вас хороший слух и голос?
б) желательно, чтобы подбодрить артистов;
11. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?
а) взять с собой несколько носовых платков;
б) ничего особенного не предпринимать – окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам
в) в таком состоянии лучше остаться дома.
— Сейчас каждая группа получит напечатанные жизненные ситуации, которые вам так часто встречаются во время спектакля, киносеанса и т. д. Вы должны обсудить, как вам поступить в этой ситуации и объяснить, почему вы так решили.
Спектакль или фильм уже длится целый час. Вы очень хотите есть. У вас в кармане конфеты, а у товарища есть семечки. Что вы сделаете? (Буду ждать окончания спектакля)
Вы опоздали не по своей вине. Спектакль уже начался. Вы вошли в зал после звонка. Как вы поступите? Как вы пройдёте к своему месту? (Извинюсь, пройду на своё место лицом к зрителям.)
Актёры не прочитали ещё последние слова, ещё не закрылся занавес, не зажёгся свет. Вы вспомнили, что около гардероба сейчас будет целая толпа народа, а вам нужно быстро уйти из театра. Как вы поступите? (Дождусь окончания спектакля, потом пойду в гардероб.)
Вы смотрите спектакль. Он вам очень нравится. Герои спектакля играют прекрасно, как будто это на самом деле. Вы начинаете делиться своими впечатлениями со своими соседями. Правильно ли вы поступаете? Как поступить вам иначе? (Нельзя разговаривать во время представления.)
Вы смотрите кино или спектакль. Вам очень захотелось в туалет. Как вы поступите в такой ситуации? Как поступить иначе? (Нужно извиниться и тихо выйти)
ВЫВОД: (говорят дети)
Правила поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.
Приведи себя в порядок.
Рассчитай время: в кино – сними шапку, в театре – разденься в гардеробе и получи номерок.
Не сори, не бегай в фойе.
Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.
Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
Не разговаривай во время представления, не мешай зрителям.
Помни, что ты и другие пришли отдохнуть.
7. Правила вежливости в общественных местах.
— Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаёмся довольны покупкой или спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
Стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
К началу всё готово!
А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Я бы очень попросил:
Дайте лучшие места.
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит дворовый Пёс:
Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРОВО – вежливое слово.
Вдруг ворвался косолапый.
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого…
— Касса, выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— Ах, у вас такого нет?
И ушёл он со слезами,
И пришёл к лохматой маме.
Мама шлёпнула слегка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Вот уже второй звонок.
Медвежонок со всех ног
— До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
И кассир даёт билеты –
Не один, а целых три!
— За какие слова кассир давала билеты?
— Чему учит вас это стихотворение?
— К чему приводит иногда ваша невежливость?
8. Стихотворения «Случаи из школьной жизни»
— Как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? (Культурным, воспитанным).
— Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?
«Случаи из школьной жизни»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“ Ну, я пошел, пока, всего…”
Не скажет он друзьям по школе:
“ Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“ Алешка, Петька, Ванька. Толька”.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
— Как же нужно вести себя в школе? (Ответы детей)
Правила поведения в школе.
При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.
Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к различным неприятностям и даже травмам.
Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.
Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.
— Итак, ребята, о чём мы с вами говорили на нашем занятии?
— Что вы усвоили для себя из нашего разговора?
— Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
— Наше занятие я хочу закончить таким стихотворением:
Окружающий мир 2 класс 2 часть Мы зрители и пассажиры стр. 60 – 63
1) Вспомни, как нужно вести себя в общественных местах.
В учебнике «Окружающий мир» рассказывается, как должны вести себя зрители и пассажиры.
В подобных местах нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Например, на этой картинке мы видим, что многие ребята совершенно не умеют вести себя в театре.
Мальчик на 45 месте спит. Дети на 46 и 47 местах переговариваются между собой.
Девочка в зелёной кофточке машет рукой и зовёт подружку с косичками.
Другая девочка встала перед мальчиком и закрыла ему обзор, она также о чём-то с ним разговаривает.
Так поступать в театре и других подобных местах нельзя.
2) Как нужно проходить по рядам в театре: лицом к сидящим или спиной? Что при этом надо сказать?
Проходить к своему месту в театре надо лицом к сидящим и при этом говорить: «Извините! Разрешите пройти!”
3) Прочитайте советы Попугая. Последуете ли вы этим советам? Как на самом деле нужно вести себя в театре? Составьте памятку в рабочей тетради. Сравните её с тем, что предложили другие ребята.
Попугай дал неправильные советы, следовать которым нельзя.
Составим памятку о том, как на самом деле надо вести себя в театре:
Памятка о поведении в театре для 2 класса:
4) Рассмотрите рисунки. Попробуйте сформулировать правила поведения в общественном транспорте. На каких рисунках ребята соблюдают правила, а на каких нет?
Правила поведения в транспорте для 2 класса
Домашнее задание
1) Зачем нужна культура поведения в общественных местах?
Культура поведения в местах общего пользования необходима для того, чтобы не портить настроение окружающим и самому себе.
Чтобы быть вежливыми и доброжелательными.
2) Как надо вести себя в театре?
В театре нельзя шуметь, есть, мешать другим зрителям.
Надо спокойно смотреть спектакль, представление, выражая свои эмоции только аплодисментами актёрам.
Обращаясь к другим зрителям нужно быть вежливым.
3) Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?
В транспорте следует быть вежливыми с пассажирами и кондуктором.
Всегда оплачивать проезд, пропускать вперёд женщин и пожилых людей, не толкаться и не мешать другим пассажирам.
В метро следует быть особенно осторожными находясь на эскалаторе и платформе.
По эскалатору нельзя бегать, а на платформе заступать ограничительную черту.
Классный час на тему » Этикет общения в общественных местах» ( 2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Классный час « Этикет в общественных местах».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре, на концерте, в музее и цирке.
Решение этических задач.
Правила вежливости в общественных местах.
Правила поведения в театре и на концерте.
Правила поведения в музее.
Как вы понимаете выражение «умение общаться»? (Умение вести беседу.)
Что мы называем общественными местами? (Театр, кино, магазин, библиотека.)
В общественных местах бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Какие правила нужно соблюдать во время разговора?
2. Решение этических задач.
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
в) желательно, но не обязательно.
В какой одежде ходят в кино?
Что лучше одеть, собираясь в театр?
б) нарядную одежду по сезону;
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
в) в любом, кроме большой меховой шапки;
г) только в небольшом, являющемся частью нарядного вечернего костюма.
У кого должны находиться входные билеты?
в) у того, кто их приобрел.
Кто покупает программу в театре, на концерте?
в) не имеет значения.
Кто выходит первым из театрального, концертного зала или кинозала?
а) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену;
в) боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кино, театре?
а) можно, если успеешь сделать это первым;
Можно ли одолжить бинокль и программу у соседа по ряду?
а) можно, ничего особенного в этом нет;
б) нельзя, программу и бинокль каждый приобретает сам;
в) на ваше усмотрение.
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
а) после окончания первого акта;
б) перед началом последнего акта;
в) перед началом второго акта;
г) перед началом каждого акта?
Можно ли вслух комментировать спектакль?
а) можно, если это интересно вашим соседям;
б) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей;
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
а) можно, если у вас хороший слух и голос;
Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?
а) взять с собой несколько носовых платков;
в) в таком состоянии лучше остаться дома.
3. Правила вежливости в общественных местах.
Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения. Выполнять правила вежливости. Какие?
Стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово»
К началу все готово!
А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Я бы очень попросил:
Дайте лучшие места.
Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит дворовый Пес:
Поглядите, что принес!
Вдруг ворвался Косолапый.
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого.
Касса, выдай мне билет!
Ваше вежливое слово?
Ах, у вас такого нет?
Ничего кассир не дал.
И ушел он со слезами,
И пришел к лохматой маме.
Мама шлепнула слегка
И достала из комода
Очень вежливое что-то.
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
— До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! и рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты –
Не один, а целых три!
— За какие слова кассир давала билеты?
Собираясь в кинотеатр, изменишь ли ты свой внешний вид? (Нарядная одежда.)
Стоит ли спешить к началу сеанса или представления? (Почитать афиши, купить программу, сдать одежду и получить номерок.) Или лучше прийти к последнему звонку? О чем предупреждают звонки?
О чем нужно вспомнить, сдавая пальто в гардероб? (О деньгах, о платочке.)
Стихотворение А. Барто «В театре»
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка,
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то.
Я в девятый ряд ползу.
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
Почему это грустная история?
Какие правила этикета в общественном месте нарушили девочки?
А как бы поступили вы?
Спектакль или фильмы идут 1-2 часа. Многие, проголодавшись, начинают шуршать оберткой от конфет, грызть семечки.
А можно ли было это сделать иначе? (Пойти в буфет во время антракта.)
Если вы все же опоздали и вошли в зал после звонка, как вы поступите?
Почему надо проходить лицом к сидящим?
Актеры не прочитали последние слова, еще не закрылся занавес, не зажегся свет, а в зале шум и топот, встающие спешат в гардероб. (Закрывают сцену или экран, мешают зрителям и актером.) Почему этого нельзя делать?
Во время спектакля многие дети делятся своими впечатлениями с соседом. (Кому они мешают?)
— Подумайте, зачем вы приходите в театр, кино.
Правила поведения в музее чем-либо отличаются от правил в те атре? На выставке?
4. Правила поведения в театре и на концерте:
Приведи себя в порядок.
Не сори, не бегай в фойе.
Займи свое место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.
Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
Не разговаривай во время представления, не мешай зрителям.
Помни, что ты и другие пришли отдохнуть.
5. Правила поведения в музее.
Бывал ли ты когда-нибудь в музеях? Зачем они нужны?
Какие правила ты выполнял, находясь в музее?
Почему нельзя громко разговаривать?
Как вести себя во время экскурсии по музею с экскурсоводом?
Почему нельзя трогать руками экспонаты?
К кому и как обращаются в музее, если хотят что-то узнать?
Правила поведения в музее:
Сдерживай свои эмоции (восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний, неодобрения.
Не перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай вопрос.
3. Не загораживай экспонаты и не трогай их руками.
6. Деловая игра
Цель: приучать к правилам этикета, проверить знание этих правил. Закрепить умение вести себя в различных ситуациях.
1. Повторение правил поведения в цирке.
Прочитать правила поведения в цирке.
Что должен сделать мальчик у входа в вестибюль?
Что должен сделать мальчик, когда вошел в вестибюль?
Как нужно благодарить артистов за хорошее исполнение?
2. Задания по группам.
Класс идет на экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеют ся. Некоторые пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое. Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло, ребята плохо слушали экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них тихонько сделал замечание, но ребята никак не отреагировали.
Проанализируйте поведение детей в этой ситуации.
Какие вы знаете правила этикета в общественных местах?
Вот дети выходят гурьбой после просмотра спектакля, толкаются у выхода. У гардероба впереди сильнейшие. Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну что толкаешься?» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий. Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на пострадавшего.
Кто из ребят вел себя правильно, а кто нет?
Что значит вежливо и деликатно вести себя?
Покажите, как нужно правильно сесть на свое место в театре.
Что делать, если ваше место занято?
Как надо благодарить артистов за хорошее исполнение?
Что и как должны делать мужчины, придя в театр с женщиной и находясь у гардероба?
Как вести себя, если тебе неинтересно?
В школе давно объявили, что в воскресенье всем классом поедем в цирк. Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил долгожданный день. Витя встал, почистил костюм, пальто, бо тинки. Быстро позавтракал и отправился в школу. Через час все сидели в цирке и следили за выступлением гимнастов.
Витина мама и его маленькая сестренка Маша остались дома и смотрели представление по телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизоров они увидели зрителей, а среди них Витя. Маша закричала: «Мама, смотри Витя!». А мама покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Ее сын сидел, болтал ногами, ел мороженое, которое текло по вычищенному костюму. Вдруг он засвистел. Мама не могла больше смотреть и молча вышла из комнаты.
Что хотел сказать автор?
Почему маме стало стыдно?
Какие правила этикета нужно соблюдать в цирке?
Ребята всем классом пошли посмотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семеч ки. Когда подошли к кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось много детей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не хотел снимать шапку, он боялся ее потерять. А Зина не ви дела, что происходит на экране и все время спрашивала соседку Лиду.
Сидящие на последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые фигуры на экране. Это было, как им казалось, очень смешно.
— Было ли смешно другим детям в зале?
— Найдите нарушения правил этикета в общественных местах.
7. Домашнее задание. Повтори правила поведения в общественных местах.