зачем нужна глубина резкости
ГРИП — глубина резкости
ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.
Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.
Теперь обо всём по порядку
Минимальная ошибка в фокусировке приводит к браку, и будет неважно, снимаете ли вы крупным планом портрет или человека в полный рост. Нерезкость настолько бросается в глаза, что её легко видит даже неискушённый зритель.
Если вы снимаете портрет крупным планом, лучше всего фокусироваться на глаза. Глаза — это показатель резкости — если они окажутся вне фокуса, то весь портрет очень сильно проиграет.
Отделение объекта съёмки от фона
Подбор оптимальной глубины резкости позволяет визуально отделить снимаемый объект от фона. Фон, попадающий в зону нерезкости, размывается до такой степени, чтобы не отвлекать зрителя от главного героя.
Обратите внимание, я специально написал «до такой степени», давая понять, что не нужно «убивать фон в хлам», превращая интересную локацию в студийную съёмку на пятнистом фоне. Если фон будет читаться, и в общих чертах будет понятно, что на нём происходит, это добавит снимаемому портрету разнообразия и антуража.
Управление глубиной резкости
Как вы знаете, глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы. Однако существуют ещё два фактора, влияющих на ГРИП — расстояние до объекта съёмки и фокусное расстояние объектива.
Понимание того, как влияют эти факторы на изображение, и их грамотное комбинирование развязывает вам руки при создании композиции с нужной глубиной резкости.
Давайте рассмотрим три этих фактора в порядке их важности для изображения.
Диафрагма
Диафрагма — самый важный фактор, который мы можем изменять в широком диапазоне значений.
Как вы знаете, чем больше открыта диафрагма (меньше число f), тем меньше глубина резкости. И наоборот.
Максимальные значения диафрагмы зависят от вашего объектива. Фиксы позволяют открывать диафрагму до значений 2,0, 1,4 и даже 1,2. При таких значения попасть в резкость весьма не просто.
Использование крайних значений диафрагмы нежелательно, так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16. Поэтому, снимая на диафрагме F:1,4, будьте готовы не только к минимальной глубине резкости, но также к большим хроматическим абберациям и невысокой резкости.
На первое время советуем воспользоваться он-лайн калькулятором ГРИП.
Фокусное расстояние
На глубину резкости влияет и фокусное расстояние.
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки.
Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.
Фокусное расстояние | 12 мм | 24 мм | 50 мм | 85 мм | 105 мм | 200 мм |
Глубина резкости | 62 см — ∞ | 314 см | 51 см | 17 см | 11 см | 3 см |
Таким образом, если вам нужно размыть фон в кадре и при этом снимать на той же диафрагме, вы можете использовать более длиннофокусную оптику.
Расстояние до объекта
Расстояние до объекта съёмки так же влияет на глубину резкости, как и фокусное расстояние.
Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.
По этой самой причине, съёмка макрообъектов затрудняется минимальными значениями глубины резкости. Например, при фокусном расстоянии 60 мм, диафрагме f/22 и расстоянии до объекта 15 см глубина резкости составит всего 0,33 см, то есть 3,3 мм.
Расстояние от камеры до объекта измеряется от плоскости матрицы; для этой цели на большинство фотокамер нанесён специальный символ — перечёркнутая окружность, указывающий на плоскость матрицы или плёнки.
Например, условия съемки: диафрагма 8,0, фокусное расстояние 85 мм.
Расстояние | 0,2 м | 0,5 м | 1 м | 5 м | 10 м | 15 м |
Глубина резкости | 0,1 см | 0,92 см | 4 см | 1,1 м | 4,61 м | 11,12 м |
Гиперфокальное расстояние
Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резкости. Это самое короткое расстояние (до точки фокусировки) при котором бесконечность попадает в зону ГРИП. Если установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости будет от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.
Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние составит 1,5 метра. При фокусировке на точку, расположенную на данном расстоянии, все объекты в пределах от 75 см до бесконечности будут находиться в фокусе.
Вывод
Используя эти знания, вы можете легко подбирать необходимое сочетание диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта для реализации любых ваших задумок.
Для упрощения такого подбора на большинство дискретных объективов нанесена шкала глубины резкости, с помощью которой вы легко сможете подобрать необходимое сочетание параметров съёмки.
Например, если вы снимаете модель с расстояния 15 метров и хотите получить размытый фон, вам достаточно взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм и открыть диафрагму до значения f/4,0. Глубина резкости при таких параметрах составит 89 см.
Что такое глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) в фотографии?
Приветствую Вас на своем блоге. С вами на связи, Тимур Мустаев. В этой статье я расскажу о фокусе и о том, как он связан с названием нашей статьи. Глубина резкости в фотографии – углубленный аспект для разбора. Мы часто не можем дать точного ответа на вопрос: «На чем мы заостряем свое внимание при просмотре работ известных фотографов?» Ответ кроется в названии статьи.
Что это такое и зачем оно нужно?
Наверное, большинство фотографов отмечали то, что фокус сосредотачивается на определенной зоне кадра и та область, которая не входила в эту зону была в расфокусе, то есть размыта.
Глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) – область фотографии, в которой все предметы обладают резкостью.
Замечу, что нельзя точно выяснить четкие границы ГРИП. Резкость плавно сменяется ее отсутствием. Поэтому следует знать понятие «кружок нерезкости», который и означает то самое отсутствие резкости на изображении.
Зачем необходим этот параметр, ведь фотография должна быть четко прорисованной со всеми своими деталями, ведь тогда ее качество будет высокой? Это высказывание заблуждающихся фотографов-новичков. Мне часто задают этот вопрос и всегда мне удается убедить собеседника в обратном.
Представьте, что вы фотографируете цветок на подоконнике, а в кадр случайно попадает проезжающий мимо автомобиль. И тут взгляд разбегается: то ли смотреть на цветок, то ли на автомобиль и зрителя невольно оттолкнет данный снимок. Скажут, что он непрофессиональный, поскольку нет единственного объекта, который тянет весь взгляд только на себя!
Вот мы и пришли к выводу! Чтобы сконцентрировать все внимание лишь на одном предмете, используют ГРИП, которая помогает делать определенную зону пространства в фокусе, а ненужные предметы снимка – в расфокусе.
Факторы, влияющие на данный параметр съемки
Отчего же зависит ГРИП? Рассмотрим факторы:
Формула расчета
Существует определенная формула, при помощи которой мы и проведем расчет глубины резкости, зная нужные значения основных факторов, от которой зависит глубина.
R1 = (R*f²) / f² + K (R — f) * z
R2 = (R*f²) / f² — K (R — f) * z
Распишу, что какая буква значит:
Как вычислить дистанцию на изображении? Нужно от значения R1 отнять R2.
Напомню, что при измерении расстояния фокусировки границы измеряются от фокальной плоскости, которая обозначена на вашем фотоаппарате.
Эта формула редко используется вручную, поскольку существует ряд программ в виде калькуляторов, который при введении значений параметров за вас высчитывает нужный показатель ГРИП. Ну все же ее рассмотреть стоило, вдруг когда-нибудь пригодится.
Когда нужно точно высчитывать глубину резкости? В основном для тех фотографов, который распечатывают свои работы на больших форматах бумаги. Конечно, существуют особенности и при съемке в различных жанрах.
Когда не нужно высчитывать?
Шкала резкости
Каждый объектив имеет свою шкалу глубины резкости. Рассмотрим случаи ее применения:
Художественное применение глубины резкости
Прикрывать диафрагму нужно всегда при съемке многоплановой композиции. Но мы рассмотрим, в каких конкретно жанрах это проявляется:
Съемка пейзажей
Когда мы фотографируем природу, то желаем, чтобы все детали были четко прорисованы, то есть все планы. Поэтому профессионалы делают диафрагму более закрытой, то есть выставляют большие значения диафрагмы: от 8 до 16.
Существует исключение: если съемка производится без близкого переднего плана, то диафрагму не сильно закрывают, поскольку весь пейзажей относительно фотографа расположен на одном уровне.
Съемка предметов
Если вы снимаете для каталогов, то обязательное требование – попадание предмета съемки в резкость целиком.
Если же вы фотографируете для себя и с творческим замыслом, то ГРИП выставляется на ваше усмотрение.
Макросъемка
Проводится на малых дистанциях, поэтому чтобы цветок, насекомое или капля воды на листе были в фокусе, диафрагма должна иметь малое отверстие.
Некоторые объективы позволяют ставить значения f/32, но, в основном, значения варьируются от 16 до 22.
Советы по закрытой диафрагме
Малая глубина
Портрет
Когда мы хотим выделить основной объект съемки, а задний план размыть, то есть подчеркнуть объект при помощи фокуса, то используют открытую диафрагму.
Любовь к боке
Снимать все что угодно с размытым фоном и получать интересные красивые кружочки в расфокусе.
Как размыть фон?
Размытый фон или если называть профессиональным языком «боке» является следствием малой ГРИП.
Чтобы получить творческий фон применяют светосильную оптику с большим фокусным расстоянием, обычно более 35 мм. Это могут быть как телеобъективы, так и портретники.
Приведу примеры топовых объективов фирмы Nikon:
Гиперфокальное расстояние
Часто можно услышать термин бесконечная глубина, то есть область в фокусе до горизонта. Гиперфокальное расстояние – ориентируемая для нас точка, за которой резкость снижается к горизонту. Значения рассчитываются по таблицам для фотографа глубины резкости. При этом в таблицу заносятся данные тех факторов, от которых зависит ГРИП.
Помните, что художественная идея ставится выше, чем качество фото. Поэтому ищите необычные сюжеты, фотографируйте, а ГРИП поможет поднять техническое качество фото.
Если вы заинтересовались глубиной резкости, то не оставит вас равнодушным, один из лучших видео курсов рунета « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Чем хорош данный курс? Он очень простой в понимании, особенно новичкам. Все показывается на примерах, с детальным объяснением настроек. Качественный и грамотный видеокурс.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для фанатов фотокамеры CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для фанатов фотокамеры NIKON.
Ну вот и все на сегодня. Не забывайте подписываться на дальнейшие статьи моего блога и делится с друзьями интересной статьей, которая может быть им полезна, в социальных сетях. До скорых встреч!
Понимание глубины резкости в фотографии
В этой статье мы расскажем вам о нескольких важных моментах, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого фотографа. Правильное освещение, композиция кадра и фокусировка (которая так же включает в себя глубину резкости) являются основными элементами, которые помогут вам создать прекрасный, запоминающийся кадр. Фокус позволяет выделить объект в кадре, обращая внимание зрителя на те, или иные моменты. Первое, что нужно понять, создавая запоминающиеся фотографии, это глубина резкости.
Глубина резкости
Апертура
Апертура – это отверстие в объективе, благодаря которому на датчик камеры попадает большее или меньшее количество света. Размер открытая диафрагмы измеряется в диафрагменных числах f. Диафрагменное число представляет собой отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше величина отверстия диафрагмы, тем меньше будет диафрагменное число. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше будет глубина резкости. Если диафрагма почти закрыта, то глубина резкости будет большой.
Сравнение большой и малой апертуры
Изменение величины открытия диафрагмы это самый простой и часто используемый способ регулировки глубины резкости. Если вы хотите сделать на своем изображении большую глубину резкости, то стоит установить диафрагму на значение f/11, или выше. Обычно большую глубину резкости устанавливают при съемке с ярким дневным светом. В таком случае, камера обычно устанавливает диафрагму на значение f/16 или выше, таким образом, практически весь кадр будет находиться в фокусе, а значит, почти все пространство получится четким.
Давайте рассмотрим эти две фотографии в качестве примера. Фото слева обладает большой глубиной резкости, скорее всего оно сделано в обед (обратите внимание на короткие, но контрастные тени), значение диафрагмы f/22. Фото справа имеет очень малую глубину резкости, вероятно, диафрагма установлена на значение f/2.8. Однако для достижения правильной экспозиции необходимо верно настроить выдержку. При диафрагме около f/2.8, в полдень, скорость затвора будет около 1/1000.
Диапазон ступеней диафрагмы
Диапазон ступеней диафрагмы определяет диапазон от самого маленького отверстия объектива, то есть f/1.4 (на самых светосильных объективах) до f/32, с дополнительными значениями, расположенными в этом диапазоне (F/2, f/2.8, F/4, f/5.6, F/8, f/11, f/16 и т.д.). Каждое значение диафрагменного числа представляет собой «стопу» или «ступень». Каждая такая ступень определяет количество света, которое попадет в линзу, независимо от длины объектива. При каждом увеличении диафрагменного числа (например, с f.2 до f.2.8), количество света уменьшится в два раза, в тоже время, при уменьшении диафрагменного числа на одну ступень количество света удваивается. Важно понять этот принцип и то, как он влияет на экспозицию. Диафрагма работает в тандеме со скоростью затвора, поэтому при каждом изменении диафрагмы, должна меняться и выдержка. При изменении размера диафрагмы на одну ступень, вы должны изменить и выдержку, тоже, на одну остановку в противоположном направлении. Каждое изменение диафрагмы соответственно изменяет глубину резкости.
Расстояние от объектива
Еще одним элементом, влияющим на глубину резкости, является расстояние от объекта до объектива. Глубину резкости можно менять путем изменения расстояния. Например, чем ближе объект к объективу (и фокус установлен на этом объекте) тем меньше будет глубина резкости. Изменение расстояния до объекта является наименее практичным способом изменения глубины резкости. Кроме того, меняя расстояние предмета до объектива, будет меняться и композиция кадра. Чтобы сохранить композиционную целостность изображения, меняя глубину резкости, вы можете изменить фокусное расстояние объектива.
Физические свойства объектива при фокусном расстоянии также влияют на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (скажем 27мм), сфокусированное на расстоянии 5 метров, с диафрагмой F / 4 имеет большую глубину резкости, чем большое фокусное расстояние (скажем, 300 мм), снимающее на том же расстоянии, с той же диафрагмой F / 4. Объектив 300mm имеет удивительно малую глубину резкости. Кстати, для того, что бы вы могли лучше разбираться в этом вопросе, каждая модель объектива имеет руководство с диаграммой DOF, для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.
Заключение
Управление глубиной резкости является хорошим способом менять настроение вашей фотографии. Работа с диафрагмой является идеальным способом управлять глубиной резкости, так как при изменении диафрагменного числа меняется только DOF, не затрагивая композицию изображения. Для изменения настроек диафрагмы вам просто необходимо менять значение выдержки, что бы компенсировать изменения в экспозиции. Изменение расстояния до объекта и фокусное расстояние объектива также влияют на глубину резкости, но этот метод является не таким удачным, с точки зрения композиции. Из этого можно сделать вывод, что изменение диафрагмы будет лучшим способом для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра, в целом.
Глубина резкости
Для начала стоит понять, что собственно такое эта самая глубина резкости? Общеизвестный факт – объектив способен навестись на резкость только на определенном расстоянии. Объекты, которые находятся на маленьком или большом расстоянии от того что мы снимаем могут оказаться достаточно резкими. Так же, может быть так, что зона резкости, то есть то, что мы видим хорошо может быть такой маленькой, что ее едва ли можно разглядеть. Она же может быть настолько широкой, что все объекты до самого горизонта будут четкими. Эти все примеры одновременно отвечают на вопрос, что такое глубина резкости, которую еще можно назвать зоной визуальной резкости.
Совершенно четкое изображение можно получить только при условии идеальной фокусировки. При этом предметы, которые располагаются дальше или ближе, покажутся тоже резкими. Их размытие настолько ничтожно, что не заметно глазу человека. Объекты начинают терять резкость на значительном отдалении от точки фокусировки, это зависит от нескольких характеристик, одной из самых заметных является глубина резкости объектива.
Каждый из жанров съемки имеет свои характеристики глубины резкости. К примеру, снимая пейзаж, в большинстве случаев, нам хочется что бы была большая глубина резкости, которая начинается почти от камеры и заканчивая горизонтом. Следует знать, что такое положение вещей не является законом, это скорее негласное правило, благодаря которому легче получить хороший классический пейзаж. Часто при съемке портретов и почти всегда при спортивной съемке, фотограф стремится к максимальному размытию всего, что не касается объекта его съемки. Иногда это создает красивые эффекты, иногда подчеркивает то, самое главное, но чаще всего, резкие соседние предметы отвлекали бы внимание от объекта съемки. Опять-таки малая глубина резкости в этом жанре не является законом.
Как настроить глубину резкости и от чего она зависит?
Как уже говорилось выше, ГРИП зависит от нескольких технических нюансов, разберем подробнее каждый из них:
Диафрагма и глубина резкости
Чем больше мы открываем диафрагму нашего объектива, тем меньше становится глубина резко изображаемого пространства. Следует запомнить, что f/22 означает меньшую диафрагму, так как отверстие объектива закрыто, а f/2,8 – это большая диафрагма (объектив открыт). Зеркальные и качественные псевдозеркальные фотоаппараты, впрочем, как и дешевые «мыльницы» оборудованы различными режимами съемки, каждый из которых, кроме прочего, устанавливает и определенное значение диафрагмы.
Если у вас зеркальная камера и для идеи съемки, которой вы сейчас занимаетесь, глубина резкости изображения имеет значение, то переведите ваш фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы или же в ручной режим. В режиме приоритета диафрагмы вы фиксируете значение последней, к примеру f/4, а камера подставляет определенное значение выдержки что бы получилось хорошее фото.
Такой режим, это конечно хорошо, но он не всегда позволяет получить именно то, что необходимо. Тогда на помощь приходит:
Фокусное расстояние и его влияние на глубину резкости
В данном и конкретном случае намного проще привести пример, чем вдаваться в сложные теоретические рассуждения о физических свойствах линз, фотоаппаратов и окружающего нас пространства.
К примеру, используя фокусное расстояние 8 мм, вы получите практически абсолютно четкое изображение, при этом диафрагма не особо играет роль. Используя более длинное фокусное расстояние, например 28 мм, вы будете иметь большую, но не абсолютную глубину резкости, с которой уже можно работать при помощи диафрагмы. Если же вы используете длиннофокусный объектив, более 100 мм, то будете получать очень малую глубину резкости. Чем длиннее объектив, тем меньше глубина резкости.
Расстояние между фотоаппаратом и объектом съемки
Как и во всем, что связано с глубиной резкости, в расстоянии между камерой и объектом съемки тоже есть свой закон – чем ближе объект, те меньше глубина резкости. Как пример отлично подойдет макросъемка. За счет огромного приближения фотограф практически полностью теряет ГРИП и как следствие получает на снимке только мельчайшие детали и так очень мелкого объекта.
Мы получили общее впечатление о трех факторах наиболее влияющих на глубину резкости. Теперь стоит уделить немного внимания ситуации, когда все эти три фактора начинают работать одновременно. К примеру, вы захотели сделать фото с большой глубиной резкости и для этого решили использовать широкоугольный объектив. Тут вы обнаруживаете, что объект съемки стал слишком мал, тогда вы приблизились к объекту съемки, но и это не помогло. То есть, вы получили более крупный объект, но потеряли глубину резкости, к которой стремились в самом начале.
Рассмотрим три способа изменения ГРИП
Продолжим использовать все три фактора описанных выше, но теперь добавим схемы – это нам поможет лучше разобраться в ситуации. На схемах, красным цветом отмечены те места, в которых объекты попадают в глубину резкости.
Настройка глубины резкости – изменяем диафрагму
Чем больше мы открываем диафрагму, тем меньшую глубину резкости получаем. Это не есть проблема, это есть способ, исключить из кадра лишние предметы, сделав их размытыми.
Как сделать глубину резкости с помощью расстояния до объекта?
Вспоминаем то, что описано немного выше. Чем дальше предмет съемки, тем больше глубина резкости, а если наоборот, то приближая объект, мы теряем глубину резкости.
Глубина резкости фотоаппарата с изменением фокусного расстояния
Несколько абзацев выше шла речь о том, что разные фокусные расстояния по-разному влияют на глубину резкости. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости.
В качестве закрепления разобранного материала предлагаю практическое упражнение, благодаря которому вы сами во всем разберетесь. Для качественного результат вам потребуется небольшое пространство, к примеру, стол. Я использую карту от настольной игры «Монополия». Вы же можете использовать все что угодно. Очень хорошо будет, если вы воспользуетесь штативом, тогда любые погрешности резкости будут зависеть исключительно от настроек. Если штатива нет, тогда снимайте в хорошо освещенных условиях с низким ISO и короткой выдержкой (1/200 и короче).
Используйте фокусное расстояние 50 мм. Сфокусируйте объектив на ближайшей к вам точке. Перейдите в режим приоритета диафрагмы, где выберите самое минимальное значение (зачастую f/3,5-5,6). Сделайте кадр.
Теперь мы снимем фото, глубина резкости которого будет большая. Для этого мы закроем диафрагму на максимальное значение и сделаем второй снимок.
Далее измените фокусное расстояние на 18 мм и повторите две фотографии с открытой и закрытой диафрагмой.
Теперь рассмотрите все четыре изображения. Увеличивайте их и уменьшайте, что бы понять, где и в каких условиях отсутствует или наоборот присутствует глубина резкости.
Надеюсь, данный материал был для вас полезен! Не забывайте глубина резкости, это очень важное понятие в фотографии, разобравшись в нем вы станете снимать на порядок лучше!