зачем нужна антимонопольная политика
Антимонопольная политика
Антимонопольный комплаенс – это система мер и процедур, направленных на предупреждение антимонопольных нарушений и минимизацию антимонопольных рисков.
В СИБУРе ключевой целью данного процесса является снижение вероятности антимонопольных нарушений посредством исключения риска ошибок исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций.
В Компании разработана и внедряется культура недопущения антимонопольных правонарушений, которая включает:
Торговую политику компании, предусматривающую недискриминационные условия и критерии отбора контрагентов для заключения договоров;
Процедуры выявления и оценки возможных антимонопольных рисков;
Алгоритмы принятия решений в случае повышенного риска антимонопольного законодательства;
Программы по антимонопольному тренингу для персонала;
Документы, устанавливающие дисциплинарные и иные санкции, в том числе, за нарушение внутренних регламентов направленных на недопущение антимонопольных нарушений.
В сентябре 2018 г. Компания «СИБУР Холдинг» успешно прошла независимый аудит соответствия международному стандарту ISO 19600:2014 «Система комплаенс-менеджмента».
Полученный документ действителен до 2021 года и предусматривает ежегодные надзорные аудиторские проверки.
Получение сертификата подтверждает соответствие систем комплаенс-менеджмента СИБУРа международным стандартам по вопросам противодействия коррупции, предупреждения совершения сделок на основе инсайдерской информации, выявления и контроля конфликта интересов, предупреждения антимонопольных нарушений, а также организации делового гостеприимства.
История антимонопольного регулирования в России
В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталия Евгеньевна Фонарева.
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.являющейся сегодня главным антимонопольным органом.
Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года.
Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.
Антимонопольная политика
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.
Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.
Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.
Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.
Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.
Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности. Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства. В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.
Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.
В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.
Методы борьбы с монополией
Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:
История развития антимонопольной политики
Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.
Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.
С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл. При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна. Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.
С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.
Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».
С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.
Антимонопольная политика в РФ
Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.
Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:
Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.
Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.
В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства. Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию. У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.
Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.
Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них. Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.
Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.
Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.
Главное об антимонопольном комплаенсе
Ультрамодный «комплаенс» – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса
Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?
Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч. Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб. Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.
Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать. Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность. Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.
Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.
Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.
ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.
Безусловно, комплаенс не исключит нарушения полностью и навсегда, но поможет вовремя их обнаружить и предотвратить пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом – смягчить ответственность.
Новый закон об антимонопольном комплаенсе
После многолетних обсуждений был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее – Закон № 33-ФЗ). Он ввел официальный термин, соответствующий понятию антимонопольного комплаенса: система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Закон содержит лишь минимальные требования к антимонопольному комплаенсу: введение внутреннего регулирующего документа и публикация его на сайте организации на русском языке; а также дает право на согласование этого документа в ФАС России.
С чего начать?
Очевидные плюсы наличия собственного антимонопольного комплаенса не являются поводом для его срочного создания. Начать стоит с антимонопольного аудита – необходимо оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к разработке комплаенса и затем его составной частью.
1) Определите требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:
2) Оцените риски компании исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
3) Оцените вероятность возникновения негативных последствий.
4) Смоделируйте антимонопольные нарушения: проведите опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).
Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.
Содержательная часть комплаенса
При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения подлежит составлению внутренний акт или несколько связанных между собой документов.
При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:
В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:
1) Порядок оценки антимонопольных рисков.
Здесь поможет проведенный ранее антимонопольный аудит:
2) Меры по снижению рисков.
Для выявленных рисков следует определить меры по их предотвращению и устранению. Они могут быть представлены в виде инфографики, отражающей последовательность действий в определенных обстоятельствах, и должны быть внедрены в обычные бизнес-процессы:
3) Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса.
Документального внедрения комплаенса недостаточно без организации процесса его реализации. Нужно наделить отдельных сотрудников полномочиями по контролю за функционированием комплаенс-системы, по результатам проведения которого подлежат составлению отчетные документы. Для этих целей рекомендуется:
4) Порядок ознакомления работников с внутренним актом.
Он может быть прописан в локальных актах компании, продублирован в трудовых договорах и договорах гражданско-правового характера (для внештатных сотрудников). Цель – обеспечить осведомленность сотрудников и возложить ответственность на них, чему будет документальное подтверждение.
5) Информация об ответственном должностном лице.
Ответственные лица (комплаенс-офицеры) выполняют контрольные функции, отвечают за актуализацию, развитие системы и ее эффективность, консультируют сотрудников по вопросам применения комплаенса и выполнения собственных обязанностей. Они выявляют нарушения, содействуют их устранению и препятствуют совершению новых.
Желательно установление подотчетности ответственных лиц руководству компании для исключения бюрократических процессов, которые могут затягивать процедуры устранения нарушений и нивелирования рисков.
Мнение ФАС России
Закон № 33-ФЗ предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.
Такое согласование дает несколько преимуществ:
Комплаенс как фактор развития товарных рынков
За последние 5–7 лет ФАС отлично поработала над повышением правовой грамотности представителей бизнес-сообщества. Сегодня предприниматели знают о пользе профилактики. Их внимание переключается на качественное развитие, конкуренция повышается, что в итоге выгодно и для потребителя. Стоит признать, что комплаенс является одной из основных составляющих эффективного функционирования товарных рынков.
Антимонопольная политика государства
Антимонопольная политика
Антимонопольная политика государства – это политика, которая направлена на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и на защиту конкуренции.
Говорить о том, что монополизм – это исключительно явление отрицательного характера нельзя ввиду существования технологических олигополий, естественных монополий, обусловленных экономией от масштаба. Более того, существуют ещё и временные монополисты, которыми становятся компании-лидеры рынка, например, в сфере внедрения научно-технических разработок. В таких ситуация можно оправдать деятельность монополий.
Но стоит отметить, что в момент усиления в экономике тенденций к применению монопольной власти, монополизм становится болячкой на теле экономики страны, которая разрушает рыночные механизмы. Он приводит к неоправданному росту цен, консервированию технологий производства, и, самое страшное, не даёт возможности появиться новым капиталовложениям в производстве.
В этой связи государство берёт на себя функцию контроля деятельности монополий. Происходит создание правовой базы, которая помогает регулировать деятельность монополий, а также специальный орган, уполномоченный следить за исполнением антимонопольного законодательства. В странах, где развивается промышленность, существует необходимость принятия законодательства, которое бы ограничивало возможность применения неоправданных методов конкурентной борьбы, проявления монопольной власти на рынках несовершенной конкуренции.
Обращаясь к истории, можно сказать о том, что первыми, кто применили антимонопольное законодательство стали США. Они разработали первый в мире антимонопольный документ, который получил название акт Шермана. Согласно этому акту ограничивалась власть формировавшихся трестов. Позднее антитрестовское законодательство было дополнено, а также была создана структура исполнительной власти в 1914 г. Такой структурой стала Федеральная торговая комиссия, а несколько позднее появился антитрестовский отдел Министерства юстиции США.
Современные государства, которые идут по пути развития промышленного производства, Россия в этом списке не исключение, испытывают потребность ограничивать монопольную власть и поддерживать здоровый климат в конкурентной среде, без которого сложно представить эффективное развитие экономики любого государства.
Основными документами, которые регламентируют деятельность монополий в РФ, являются: Федеральный закон от 26 июля 2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
За исполнением антимонопольного законодательства в РФ обязана следить Федеральная антимонопольная служба, которая создавалась именно для этих целей.
Цель и направления антимонопольной политики
Цель антимонопольной политики – это деятельность, направленная на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, или, деятельности, сконцентрированной на недопущении, ограничении или устранении конкуренции.
К направлениям антимонопольной политики можно отнести следующее:
Первое направление подразумевает организацию контроля за деятельность компаний, которые занимают лидирующие позиции на рынке. В соответствии с законодательством РФ, лидирующими на рынке, признаются компании, если их доля на рынке превышает 50%. Такие компании заносят в реестр монополистов. Они в обязательном порядке должны:
Кроме этого, в ведомстве антимонопольных органов находится контроль слияний и поглощений компаний: но только в той ситуации, когда объединение нескольких фирм приведёт к такому объёму на рынке, что новосозданная компания сможет занять лидирующие позиции на рынке. В таком случае антимонопольные органы имеют право запретить объединение компаний.
В качестве инструмента борьбы с монополистами антимонопольная служба может порекомендовать или принудить к разукрупнению компаний.
Помимо негативного влияния, также проводится и политика поощрения развития предпринимательства. Она предусматривает обеспечение условий для выхода на рынок новых товаров, в том числе за счёт импорта.
Второе направление подразумевает запрет на действия компаний, которые сконцентрированы на ограничении конкуренции.
Компания может изъять товары из обращения, чтобы искусственно создать дефицит или повысить цены. К таким мерам также можно отнести необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями или установление монопольно высоких или низких демпинговых цен.
В качестве мер также используется контроль деятельности компаний, которые применяют рычаги нечестной конкуренции. Они могут быть совершенно разными, к примеру, препятствия для вхождения новых компаний на рынок, предоставление ложных данный о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих компаний, незаконное использование интеллектуальной собственности и т.п. Если акт недобросовестной конкуренции был установлен, то дело передаётся в суд.
Антимонопольная политика России во многом опирается на мировой опыт, но при этом учитывает особенности развития экономики страны.
В наследство от СССР Россия получила высокомонополизированную экономику. Предприятия, которые входили в огромную систему монополизма административно-командной экономики, были практически неэффективны, их производственные сильно изношены. Важно понимать, что в таком положении говорить о полноценной конкуренции не приходилось. Большинство крупных российских предприятий и до настоящего момента не очень эффективны, они сами нуждаются в государственной поддержке. В подобных условиях антимонопольный комитет не требует от них каких-то дополнительных действий относительно их деятельности, не ухудшая и без этого весьма незавидное экономическое положение данный предприятий.
Контроль деятельности естественных монополий
Ключевой линией работы антимонопольных органов в России является регулирование деятельности естественных монополий. Определён реестр естественных монополий, в который входят предприятия, занимающиеся:
Трудность регулирования цен естественных монополий в РФ состоит в том, что цены внутреннего рынка имеют заниженное значение, если их сравнивать с мировыми. При этом низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий не внутреннем рынке не даёт устанавливать цены, которые были бы равны мировым. В силу этих обстоятельств устанавливается потолок цен, выше которого естественным монополиям запрещено поднимать цены, более того, выделяются группы потребителей, которые нуждаются в обязательном обслуживании.
По окончании экономического кризиса, доходы естественных монополий растут поскольку увеличивается ёмкость внутреннего рынка, в том числе появляется возможность черпать дополнительные доходы за счёт использования положительного эффекта масштаба.
Проблема монополизма в России
Либерализация экономической деятельности в России привела к фактической утрате своей власти над рынком. Российские предприятия оказались достаточно в невыгодных условиях. Произошёл развал СССР, были разорваны экономически и хозяйственные связи. Предприятия-смежники в некоторых ситуациях были разделены границами. Кроме всего прочего произошёл переход к рынку, который требовал нового типа мышления менеджеров предприятия, однако большинство из них не были к этому готовы.
Множество российских предприятий-монополистов в таких условиях оказались неконкурентоспособными в отличие от своих зарубежных конкурентов. В конечном итоге их история закончилась убытками, потому, как и государство резко сократило собственные заказы. Потребители переключились на импортные товары.
Решить проблему обновления производства и переориентации управления на новые условия хозяйствования решили при помощи приватизации государственной собственности. Как итог получили переход монополизма административно-командной экономики в его рыночные формы. В конце 1990-х гг. были внесены изменения в российское законодательство относительно допустимой доли продукции конкретной фирмы на рынке, которая говорит о монополизации рынка, а фирма признаётся доминирующей на рынке. Эта доля возросла с 35% до 65%. Если сравнивать этот показатель с Западным миром, то в России это очень высокая доля. Причиной внесения таких послаблений в антимонопольное законодательство стала низкая конкурентоспособность российских товаров по сравнению с импортными. В этих случаях жёсткое антимонопольное давление государства может стать причиной подрыва отечественного производства. Однако уже в 2006 г. фирма признавалась доминирующей на рынке, если доля продукции данной компании составляла 50% и более. Это говорит о том, что российские товары стали адаптироваться к условиям рыночной экономики открытого типа и меры государственного регулирования в отношении предпринимательских монополий постепенно ужесточаются.