зачем нужен театр современному человеку
Нужен ли театр современному обществу
«Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры…» Уильям Шекспир
Современное общество – это урбанизированное общество. С одной стороны, наука движется вперед семимильными шагами, техника и образование прогрессируют. С другой стороны, потребительские запросы так же быстро растут, начиная продуктами питания и заканчивая предметами быта и развлечениями. Современный театр тоже не стоит на месте.
Получение любой информации происходит на основе личного выбора и предпочтений. Современный человек же склоняется к наименее энергозатратным способам получения этой самой информации: посмотреть телевизор, сидя в уютном кресле под мягким пледом, поискать информацию в интернете. Зачем куда-то идти?
Параллельно с ростом мощного технического прогресса и роботизацией мы получаем дегуманизацию и разобщение общества во всей красе. Живого общения становится все меньше, прогресс уходит в сторону новых и уже укрепившихся технических веяний: соц. сети, виртуальная реальность и прочее.
Слова расстроенного и огорченного доктора Ватсона звучат особенно остро и актуально: «Как ужасно было бы жить в мире, где не с кем было бы поговорить о поэзии, о живописи, о политике. Где каждый знает только то, что ему нужно для дела». Так нужен ли театр современному обществу, какое значение он имеет в нынешних условиях и какую пользу несет для зрителя?
Великий Станиславский знал, о чем говорил, когда дарил этому миру фразу «театр начинается с вешалки». Театральное искусство – это квинтэссенция жизни в самых ярких ее проявлениях. В стенах театра все, начиная работниками гардероба и заканчивая гримерами, осветителями, актерами и режиссерами, трудятся над созданием особого мира – спектакля. Все добровольно связывают себя одной целью и стремлением.
Виды современного театра
Условно можно выделить следующие виды современного театра:
Проблемы современного театра
Театр в силу своей природы подразумевает авангард и эксперимент. Не все зрители принимают эти его особенности. Одним из первых таких театров был театр Мейерхольда. В постановках и спектаклях здесь больше стараются удивить, шокировать, осовременить классические постановки, эпатировать публику. Девиз подобного театра: «Потрясение – это норма!» Но суть гораздо глубже – расшевелить у зрителя уснувшее сознание, потрясти его привычный мир и заставить по-новому взглянуть на проблему и мир вокруг.
Возрастает роль режиссера, который собирает воедино все яркие впечатления, не забывая об авторской концепции и идее спектакля, создавая «perfomance» и усиливая воздействие на зрителя.
Как многогранно искусство театра, так же многогранны и его проблемы. Существуют разные взгляды на современные постановки и новую драматургию. Существует мнение, что основные проблемы современного театра связаны с его особенностями – это эпатаж и коммерциализация из-за отсутствия прежнего государственного финансирования. Театр, становясь «объектом потребления», может привести к потере глубины смыслов и переживания героев произведения, а также к потере индивидуальности и своеобразия классического наследия. Погоня за интересом публики и зрителей может превратить серьезный спектакль в фарс и сериальную «жвачку», которой достаточно на телеканалах.
Роль театра в современном мире
Роль театрального искусства в современном мире и его влияние на общество сложно недооценить. Именно из поиска новых форм театрального творчества и усиления воздействия на зрителя вышла концепция режиссерского театра, усилившая работу актеров и оказавшая принципиальное воздействие на кинематограф.
Безусловно, учитывая современное состояние театрального искусства, поиск новых направлений и открытий в театре необходим и является частью творческого процесса. Вот описания нескольких экспериментальных направлений современного театра:
Роль театра в современном мире заключается в том, что заставляет задуматься прямо здесь и сейчас о том, о чем не было времени подумать вчера. Выйти из постоянного круга повседневных дел и посмотреть на себя со стороны. Возможно, стать лучше, что-то переоценить и изменить в своей жизни.
Новое в блогах
Нужен ли театр современному обществу?
Существуют различные мнения о том, нужен ли театр современному обществу и какова его роль в век кинематографа.
ИА REX: Нужен ли театр современному человеку или в век бурного развития социальных медиа его могут успешно заменить кино, телевидение и Интернет? Чего вы ждете от посещения театра?
Григорий Трофимчук, политолог:
Российский театр — зрелище на любителя, не каждый может выдержать этот формат.
Во-первых, непонятно (сами актёры не в состоянии дать внятный ответ на этот вопрос), почему находящиеся на цене люди постоянно орут, причём вне всякой зависимости от акустических возможностей зала и требований сюжетной линии. Тем более, сегодня, когда можно прицепить к голове радио-микрофон и говорить, с его помощью, так же проникновенно, как в кинофильме, и твой шёпот будет слышен даже на последнем ряду.
Во-вторых, неадекватно ведут себя сами зрители, которые смеются по поводу каждой фразы, слетевшей со сцены. Почти во всех случаях без исключения, даже в сугубо драматических спектаклях — особенно чётко это заметно по телевизионным постановкам.
В-третьих: почему-то все актёры, и даже «звёзды» первой величины, на театральной сцене вдруг превращаются в стандартных исполнителей, даже по сравнению с самими собой, экранными. Разница в классе для постороннего глаза практически неразличима, — что Табаков, что тот, кого он только что взял на «службу». Кстати, не совсем понятно и то, почему работа в современном российском театре, которая не лучше и не хуже остальных профессий, до сих пор считается каким-то сакральным «служением». Тогда и продавцы у нас служат, и водители, и стриптизёры, и резиденты «Камеди Клаб».
Возможно, театру нужны новые поводы для постановок, другие аудитории. Странно, что сами театральные работники до сих пор сходят с ума по зацементированному пакету пьес, которые современную аудиторию не то что не впечатляют, — иногда непонятно вообще, о чём там идёт речь. Похоже, что скоро театры будут работать сами для себя, ставя и ставя, как из пулемёта, своих любимых «Дядю Ваню», «Иванова» (почему-то с ударением на первом слоге, что никто и ни разу ещё не пояснил) и всё остальное. Театрально заламывая руки, дико вращая глазами и крича так, что спектакль можно слушать даже у ворот театра, не покупая билет в само заведение.
Ещё один вопрос, на который нет ответа — срок полномочий главных режиссёров. Это какая-то особая авторитарная секта, которая, как главы религиозных конфессий, сдаёт свои посты только после смерти. При этом некоторые из театральных деятелей, как это ни смешно, даже пытаются критиковать российского президента за сроки его нахождения у власти.
Таким образом, академический, художественный, репертуарный театр окончательно выпал из современного контекста. В рыночной России могут остаться только такие оперативные обрывочные театральные формы, как на рыночном Западе. В этом случае мат и задницы на сцене будут предельно органичны.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Интересен сам факт того, что театр противопоставляется именно кино, ТВ и Интернету, но не противопоставляется книгам, это связано с тем, как влияют на человеческое внимание эти разные явления.
Я обобщу кино, ТВ и интернет словом «электронные» средства воздействия, хотя это и с натяжкой, просто для удобства пояснения. Потому что обобщающим для этих трёх способов представления информации человеческому восприятию является «мерцание», т.е. частое вспыхивание. Оно глазу как бы и не заметно, но при этом оказывает определённое влияние на разум. Проще всего это можно объяснить как фиксирование внимания. И если вы оглянетесь в кинозале, то увидите особое «остекленение» взглядов, отличающее вовлечённость в кинофильм от вовлечённости в театральный спектакль.
Из-за этого столь разнится самое отношение публики к этим различным способам представления реальности: спектакль будет успешным только тогда, когда он глубокий и трогает ценностные струны, а вот в кинопрокате лидируют поверхностные идеи; в театре прислушиваются к шёпоту, а в кино идут за шумовыми эффектами. В театре тебе хочется подумать и сосредоточиться, а в кино тебе хочется расслабиться и отключиться.
Да и сам вопрос массовости: есть Искусство, и есть искусство. Есть поход в изысканный ресторан или семейный ресторанчик, и есть столовая и фаст-фуд. Есть первая линия от кутюр, и есть массовое производство. Их просто нельзя сравнивать.
Только вот беда: без поддержки гурманов изысканная пища отойдёт в прошлое. Так и Искусство — оно нуждается в помощи, потому что невозможно гнать на поток театральные спектакли.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Конечно, нужен. Кино, ТВ и интернет — это совершенно другие, безличные медиа. В театре самое главное — эффект личного присутствия, публичности художественного события, прямого эмоционального воздействия актёра со сцены на зрителя. Посещение театра — акт саморепрезентации посетителя в художественном пространстве: не только актёры демонстрируют себя, но и зрители тоже. Высказывание с театральных подмостков воспринимается совсем иначе, чем с экрана. Посещение театра и обсуждение спектакля с социальным окружением — это приобщение к престижному культурному потреблению, в то время как кино, ТВ и интернет — демократические, дешёвые медиа.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Театр ныне столь же коммерческое учреждение, как и все остальные. И столь же лицедейское, как все остальные. Актёры вокруг нас, что чиновники, что дельцы, что политиканы — талантливей, актуальней и, увы, нужнее в реалиях, чем полусонные служители искусства. Такие предметы как «сцендвижение», «сценречь» и «мастерство актёра» ныне гораздо вдохновеннее в парламентах и исполкомах, чем на подмостках. Поэтому театр интересен, когда в нём мастера жанра. А мастера жанра ныне лишь в столицах, а не на окраинах. Поэтому к высокому искусству мастеров жанра удобней и гораздо дешевле приобщаться через телевидение и интернет.
Александр Хохулин, журналист и блогер:
Живу я во Львове и в театр не хожу много лет. Последний раз был на «Мастере и Маргарите» Романа Виктюка. Вышел и сказал, что Виктюка много, Булгакова мало — не понравилось. Вопрос «Нужен ли театр?» звучит для меня странно. Нужен. Приблизительно так же, как литература, музыка или архитектура. Эти штуки превратили нас в людей из мартышек — сразу после труда. Сейчас очень хорошо видно, как без них начинается обратный процесс.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Театр, возможно, нужен в качестве площадки по подготовке актёров высокого уровня, если человек сможет достоверно сыграть в условиях театра, то и в кино он справится с задачей, технические возможности кинематографа станут ему подспорьем, а не заменителем личного мастерства.
Зачем нужен театр современному человеку
Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.
Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.
В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр, за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?
Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь – студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки – в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).
Театр – это не просто зрелище, это ритуал, который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр – это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр – это способ показать себя и посмотреть на других.
Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе – все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства. Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор.
К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина – не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.
Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр – это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному, прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр – это возможность каждый раз проживать новую жизнь.
Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр – живое искусство. Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель – прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер. Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.
Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы – правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас – неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр – это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений, не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.
Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров. Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.
А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар: например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха – и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!
Более искушенные зрители ходят «на режиссера». Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю – вы настоящий театральный спец!
Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))
Но не стоит забывать, что любой культпоход – это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер.
Так что сходите в театр!
А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.
lunchonthegrass
Lunch on the Grass
Завтрак на траве
Зачем нам нужен театр.
Зачем же нам нужен театр? На мой взгляд театр просто необходим людям в первую очередь для духовного развития. Театр нужен, чтоб увидеть себя со стороны, чтоб увидеть какие-то проблемы, которые возникают у нас в обычной жизни и которые мы может и не замечаем. Людям всегда нужно зеркало, чтоб увидеть какие-то недостатки и чтоб в дальнейшем их исправлять, и таким зеркалом, на мой взгляд, является театр.
Театр- это социокультурный институт, и он выполняет ряд важных функций. Театр приносит людям радость, развлекает, помогает чувствовать какую-то общность с людьми, которые окружают и, конечно же, напоминает человеку кто он есть на самом деле. Современный театр конечно же не стоит на месте. Очень много новых идей, новых постановок, новые молодые режиссеры привносят в старое что-то оригинальное, свое, то что по их мнению интересно людям в данный момент времени. Но иногда это современное видение произведений литературы совершенно не выражает того, о чем хотел сказать драматург, не помогает людям найти какие-то ответы на свои внутренние вопросы и совершенно не способствует духовному развитию. Некоторые постановки замечательных произведений, памятников литературы просто превращаются в балаган и ужасают пошлостью. Может конечно я ханжа, но мне кажется пошлости нам хватает на телевидении и в интернете, а в театр мы приходим чтоб как-то отдохнуть от этого и набраться позитивной энергии…а что вместо этого получаем?!
Например месяц назад я была на спектакле «Идиот» в Малом театре. Этот спектакль поставил Э.Някрошюс. Началось все с того, что подходя к театру я увидела драку между каким-то зрителем и охранниками, и уже создалось какое-то странное настороженное настроение. Затем войдя в театр я узнала, что спектакль начался на час раньше( не в 7,как написано на билете, а в 6), войдя в зал я увидела просто аншлаг! Все места были заняты и было практически невозможно найти место, чтобы смотреть спектакль стоя и видеть все что происходит на сцене. Ну и конечно в голове появилась мысль, что раз такой аншлаг, то это точно стоящий спектакль. Но, посмотрев на сцену, я поняла что это полный кошмар и что Достоевский перевернулся в гробу уже раз сто! Главная сложность была в том, что спектакль шел на литовском языке с переводом в виде бегущей строки. Но это не напрягало настолько, как сама постановка. Постановка была очень странной: все актеры постоянно дергались, у них была очень ломаная пластика, они постоянно издавали какие-то странный звуки, очень напоминающие какуреканья и кваканья. А что самое интересное, бедного актера, который играл Мышкина, постоянно лупасили по голове и обзывали идиотом. Когда я смотрела этот спектакль, у меня начало появляться ощущение, что я или упаду в обморок или у меня случится какой-то нервный припадок. И я вышла из зала, не дождавшись конца первого действия. В фойе ко мне подошла билетерша и рассказала, что за день до этого на этом же спектакле одной зрительнице стало на столько плохо, что ее увезли на скорой, а вторая зрительница в каком-то припадке избила работницу театра. Так что судите сами, настоящее искусство должно приносить позитивные мысли и чувства, духовное умиротворение, а не доводить людей до различных припадков!
Или еще один пример. Недавно прочитала на одном сайте занимательную рецензию на спектакль «Три сестры» А.П.Чехова, который был поставлен в берлинском театре «Шаубюне», и просто ужаснулась, что сделали с бедным Чеховым! Вот цитата из этой статьи: « Вообще в современном переводе Ульрике Цемме чеховский текст местами намеренно спрямлен, ужесточен. Чтобы было яснее достаточно одного примера. «У Наташи романчик с Протопоповым»,- обсуждают герои пьесы. «Наташа спит с Протопоповым»- так звучит эта фраза со сцены «Шаубюне». Фальк Рихтер ставит «Три сестры» не о доме и не о семье, а о скучном современном обществе, где одни делают карьеру, хотя бы и против желания, а другие остаются неудачниками, хотя, наверное, больше всего на свете хотят успеха. Знаменитые чеховские разговоры о будущем здесь не более чем болтовня, которая нужна лишь для того, чтобы заполнить неловкую паузу». Что творится в современном театре? Переворачивание классических произведений просто с ног на голову! Сейчас театр стал популярным и модным развлечением, и публика у театра становится моложе. И что самое интересное, молодежной публике хочется смотреть более классические постановки, в которых мало пошлости и больше доброты и какой-то поучительной мысли.
Я сама играю в театре-студии уже на протяжении нескольких лет. Да, это не профессиональный театр и актеры там молодые парни и девушки едва ли имеющие отношение к театральным вузам, но в наш театр люди приходят снова и снова, потому что мы создаем такую позитивную атмосферу. Мы ставим Чехова, Островского, Пушкина и стараемся сохранять то, что хотел передать, донести до нас всех автор того или иного произведения.
Ребята, которые приходят играть к нам в театр тоже очень меняются в лучшую сторону: начинают больше интересоваться литературой, хорошим кино, меняют взгляды на жизнь, становятся смелее, и это помогает им в их дальнейшей жизни, в работе.
Из всего сказанного мной я делаю такой вывод: театр нам нужен, очень нужен. И не только как развлечение, но и как способ достижения внутренней гармонии и понимания чего-то нового, чего мы не знали и не понимали в жизни и внутри себя. Ведь театр- это зеркало нашей жизни…
Исследовательская работа «Театр в жизни людей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Театр в жизни людей
Автор: Кочуров Евгений,
учащийся 3а класса
Руководитель: Копылова А.Ф,
учитель начальных классов
Содержание
1.3.История возникновения театра в Башкортостане…….……………………….6
1.4. История возникновения театра в Салавате……………….…………………..7
1.5.Что дает человеку театральное искусство………….…………………….……7
Введение
«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни», – писал В.Г. Белинский.
Цель данной работы: раскрыть, какую роль выполняет театр в нашей жизни. Выявить отношение к театру наших сверстников.
Изучить литературу по теме.
Провести анкетирование о посещении зрителями-детьми театров.
Взять интервью у режиссера СГБДТ, артиста театра-студии «Пигмалион».
Привлечь широкое внимание одноклассников к театру, как особому виду искусства.
Выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, Интернет-ресурсами).
Объект исследования: театральное искусство.
Практическая значимость: пропаганда театрального искусства.
При исследовании я выполнил следующие виды работ:
1) читал литературу по теме исследования;
2) изучал информацию, предоставленную в Интернете;
3) провел анкетирование учащихся, взял интервью у режиссера СГБДТ;
4) проанализировал и обобщил полученные данные;
5) создал презентацию.
История возникновения театра
Зачатки театрального искусства существовали еще в первобытном обществе, до появления ранних цивилизаций. Театральное искусство как таковое возникло и на Востоке, и в Древней Греции и Риме, а затем продолжило развиваться в средневековой и ренессансной Западной Европе и России.
Разнообразные зрелища и действа существовали с глубокой древности. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, это потребность в отдыхе, во- вторых — познание и открытие себя, мира, человеческой души, в-третьих — манипуляция общественным сознанием. Художественное отражение реальной действительности совершалось с помощью драматического действия. Взаимодействие характеров, раскрытие психологических или общественных конфликтов, попытка привлечь зрителя к участию в реализации замысла — вот что лежит в основе театрального действия. Исторические предпосылки формирования театрального действа появляются в первобытный период. Как правило, эти обряды сопровождались заклинаниями, пением, танцами, игрой на древних музыкальных инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам и одеянию колдуна или шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей и участников действа. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы, природными явлениям и стихиями. Так появились первые представления, носящие театральный характер. Интересные формы зрелищ формировались в государствах Древнего Востока, в Индии, Китае, Японии. В Западной Европе в Средневековье театральное творчество распространялось бродячими актерами, во Франции это были трубадуры и труверы, в Германии — миннезингеры, в Англии — менестрели, в России — скоморохи.
1.2. История возникновения театра в России
1.3.История возникновения театра в Башкортостане
Начальным этапом развития театральной культуры Башкортостана явились любительские театры. Его зачинателями стали политические ссыльные. Профессиональные театры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а также при Башкирской государственной филармонии. Первый Башкирский государственный театр был создан в 1919 году в Стерлитамаке. Сейчас перед благодарным и неискушенным зрителем широко открыты двери Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури, Государственного театра оперы и балета РБ, Республиканского академического русского драматического театра, Национального молодежного театра РБ, Уфимского государственного татарского театра «Нур», Башкирского государственного театра кукол, Сибайского драматического театра им. А.Мубарякова и детского театра «Сулпан», Стерлитамакского русского и башкирского драматических театров, Салаватского башкирского драматического театра, Туймазинского татарского драматического театра.
1.4.История возникновения театра в Салавате
Салаватский государственный башкирский драматический театр старше города, который дал ему имя. Салаватский период в истории театра начинается с 1956 года, а год его рождения – 1933, и назывался он в то время Аургазинский колхозно-совхозный театр. В тот период повсюду возникали кружки художественной самодеятельности, национальные театры. Аургазинский театр также образовался на основе драмкружка при Карамалинском районном клубе, в котором занимались передовые учителя окрестных школ. В театре ставили пьесы классиков башкирской и татарской драматургии. В годы Великой Отечественной войны театр сохранился усилиями небольшой группы женщин-актрис. В связи со строительством города Салавата в 1956 году театр был переведен туда и получил современное название.(Приложение 2)
1.5.Что дает человеку театральное искусство?
Сила театрального искусства заставляет зрителя посмотреть на себя со стороны. Это зеркало, в котором отражаются все человеческие пороки:
«Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта.» — Иоганн Фридрих Шиллер.
Театр способствует нравственному воспитанию личности. Он учит быть человеком, то есть учит чувствовать и сопереживать, оказывая огромное эмоциональное влияние. Театр дарит зрителю неподдельные ощущения и эмоции, формирует в человеке такие качества, как доброта, милосердие, любовь.