зачем наряжают елку на кладбище
Можно ли наряжать елку в год смерти близкого?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Здравствуйте! Можно ли наряжать новогоднюю елку в год смерти близкого человека? Заранее благодарю!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Царство Небесное Вашему близкому человеку! Мои соболезнования Вам в связи с утратой!
Традиция украшать рождественскую ель достаточно поздняя и пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности читать далее.
Думаю, что единой традиции в Церкви нет как раз из-за того, что сам факт празднования нового года и украшения дома никак не связан с тем, что будет происходить с душой человека после смерти. На это влияют молитвы об усопших и есть свидетельства о том, что молитва живых помогала тем, кто уже умер. На всякий случай даю ссылку на тексты молитв за усопших.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Лана, соболезную вам.
Мы всегда ставили елку 30 декабря, и она стояла до Крещения. В этом году 8 января не стало мамочки, но елку я не убрала, потому что она очень хотела, чтобы мы украсили ее, несмотря на тяжелую болезнь и плохое самочувствие. Поэтому я решила соблюсти семейную традицию и оставить украшенную елку до Крещения. Не знаю, насколько правильно я поступила, но мне сердце подсказало это.
Изучая Библия я не могу согласиться с тем выводом что елка это дань памяти райскому дереву жизни. И вот почему. Где в первой главе есть описание рая и так же деревьев насаженных Господом в них с тем злополучным деревом познани добра и зла. И хоть многие священнослужители объясняют что вторая глава это продолжение первой но в разъяснительно расширенном виде. Но так ли это на самом деле давайте вместе разберемся. Начну с того что если бы вторая глава была написана Моисеем только для того что бы объяснить первую. То как на ваше понимание почему дальше как в книге творения (Бытие) так и в остальных книгах Моисей не дублировал ни одну из глав книг. Во вторый если бы да таки Моисей решил продолжить описание первой главы ради объяснения то зачем он прономеровал ее как вторую подчеркивая этим числом что это второе творение. А теперь подробнее о двух главах Бытия. Почему если речь идет об одном и том же творении в обеих главах Творцы по разному именуются Моисеем? В первой главе едет перечисление творения по дням и Творец Элохим (или Бог) в зависимости от года издания. А во второй главе нет упоминаний о днях недели и нет упоминания Элохим или Бог а только Господь Бог? Почему вдруг об одном и том же творении в описания такая разница? Кроме этого Господь Бог не использует как творческую энергию СЛОВО? В Его творении прием творения идет от единственного числа и при сотворении Адама Господь не ссылается на компанию с ним кого бы то ни было словами как в первой главе в 26 стихе «. сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему..»? Описал Моисей создание Адама не применив слово «сотворим», а словом создал в единственном числе»Гл. 2 ст. 7 » И создал Господь Бог человека из праха земного. » Из праха Моисей применил такое слово не зря так как прах есть смертная субстанция и ни каким образом не соответствует образу и подобию бессмертного Бога. Верно? Ну и цель сотворенной пары Богом Элохим в шестой день по Его Образу и по подобию отличалась от сотворенного Адама и к стати без пары в день его создания. Первой паре Бог дал благословение употреблять в пищу все плоды деревьев без ограничений в отличие от Адама. И кроме этого благословил их плодиться и размножаться не смотря на то что они близнецы сотворенные в один день недели в 6-й! Но самое главное предназначение первой пары было не жить в ограниченном месте как Адаму на Востоке в саду рая и работы в нем, а для владычества над всей землей и над всеми животными. Гл 1 «ст. 26 » И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями и над скотом и над всею землею. » Из этих слов видо что эта пара Бога была его детьми сотворенная по Его образу и для них Бог как своим наследникам оставил землю для господства не ней и всей флорой и фауной.А как видно во второй гл. у Господа Бога была другая цель создать человека для возделывания земли. Гл. ст 5 «. и не было человека для возделывания земли. » Какой вывод можно сделать? Первая пара от которых при размножении произойдут Сыны Божии владыки над землей, а Адам созданный из мертвой субстанции искусственно воссоздавался генетическим из ДНК взятого из праха для того что бы тот трудился на земле. В конкретном месте адрес которого Райский сад На Востоке Эдема. Ну и само описание создания человека которого Бог воссоздал из праха он его оживлял что так же подчеркивает его создание из праха, вдохнув в него дыхание жизни как это делают реаниматологи в случае клинической смерти, гл. 2 ст. 7 «. вдунул в лице его. » Да и в разные дни созданный Адам был не в 6 день как первая пара, хоть это не написал Моисей открытым текстом, но дал ясно и четко понять, что необходимость создания Адама возникла у Господа Бога после Субботы дня в который Бог почил от дел своих. И тогда его Сын первенец Господь Бог продолжил обживать полученную землю в наследство от Бога по праву первенца. То ест в начале второй недели в первый ее день. И как написал Моисей после того как в начале второй главы в стихах 1, 2, 3, стихах подвел итог проведенной работы Богом Элохим в которой он творил и созидал. А уже с 4-го стиха описал как приступил к обживанию наследник Бога. До второй части предложения под номером 4. «. в то время, когда, Господь Бог создал землю и небо. Это ключевая фраза выделяет отличие об первого Творца Бога тем что Моисей ее написал в зеркальном от первого описания творения. В начале описал как подведя итог творчества Бога в котором все творение было записано справа на лево. гл.3 ст 4 «Вот происхождение неба и земли. » Видите что перечисление сотворения идет сверху в низ в начале небо а потом земля. а далее при описании создания Господом все в зеркальном отображении от первого. То есть в начале земля а потом небо. Ст 4 «. в то время, когда Господь Бог создал землю и небо. В этих обеих фразах 4-го ст. видно намек на звезду Давида. Верхний треугольник сотворения Бога Отца где первым сотворением идет небо и второе создание отраженное от первого творение Сына Господа Бога как слепок отпечаток от первого сотворения богом Отцом. В начале землю а потом небо. Можно продолжить указывать отличия первой главы от второй как отдельное создание копированное с первого сотворенного. Но не буду испытывать Ваше терпение на чтение. Только напомню слова мудреца «Кто понял смысл первых двух глав Кн. Бытие, тот понял всю Библию»
За гранью разумного, или хороводы на кладбище
Сегодня стала очевидцем престранного явления.
Под Новый год люди приезжают на кладбище и наряжают елочки на могилках своих близких.
Ярко-красная мишура и стеклянные шары на оградках выглядят не просто нелепо, но как-то кощунственно.
Мама моего мужа, с которой мы и поехали на кладбище сама взяла несколько еловых веток и разноцветный дождик с мишурой. На мой вопрос, откуда вообще она узнала о такой традиции, она лишь ответила, что видела у других так и что
это будет приятно умершим. Муж не сдержался и предложил в таком случае и фейерверк пустить заодно. Но по сути это в том же духе.
Понимаю, как горько терять родных. Как хочется им показать, что мы их любим, помним и готовы сделать все, чтобы им там было легко и спокойно. Но куда приятнее будет наша свеча в храме, молитва, панихида и милостыня во имя близкого. Ну не хороводы же они будут водить на своих могилах, прости Господи.
Помянем их на Новый год и будут они с нами, это уж я точно знаю.
Отправить другу
Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.
Последние читатели:
Комментарии:
хочется им показать, что мы их любим, помним и готовы сделать все, чтобы им там было легко и спокойно. Но куда приятнее будет наша свеча в храме, молитва, панихида и милостыня во имя близкого. Ну не хороводы же они будут водить на своих могилах, прости Господи.
не для мертвых, а для себя
это вообще не тема для спора.
это вообще не тема для спора.
прямоугольник, а внутри земля для цветов
точно-точно. я тоже не могу представить на могиле у своего братика огромную черную плиту!Хоть и в ногах она будет. Ну не вяжется с ним такое.Сразу как-то все сошлись на мысли, что нужен белый крест из облегченного материала. Видела могилы, которые просто целиком мостили мрамором черным. Да, выглядит очень монументально, но как-то совсем уж без души, хотя я понимаю, что делали родители для своей 20-летней девочки и боль утраты там великая.
ой, девочки сама вот делаю ведь странности.
почему, например, на помин в церковь несу ХАЛВУ в шоколаде, которую брат очень любил. ну не он же есть будет. а все равно хочется.
Церковь тоже говорит, что в приношениях на могилу нет никакой подплеки, а как же милостыня.
Ведь известно, что и бабульки из соседних деревень ходят, собирают конфетки те же, печенье. вот и пусть едят в его память, посмотрят же, кому принесли блины с красной рыбой. имя прочтут.
Церковь тоже говорит, что в приношениях на могилу нет никакой подплеки
но вот гирлянды на крестах и оградах
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Дополнение: Похоронные обряды. Ель
Дополнение: Похоронные обряды. Ель
Этот материал является дополнением для одной из статей, которая называется «Похоронные обряды Древних Славян» и была опубликована ранее.
Здесь я постараюсь описать дерево Ель, как неотъемлемую часть похоронной обрядности наших предков. Это очень интересные обычаи, которые связанны с вечнозелёным деревом, и которые удивительным образом, хоть и небольшой своей частью, дошли до наших дней.
Вообще вечнозелёные растения относились к разряду тех хтонических символов и образов, которые несли в себе информацию о вечности жизни.
Этого нельзя сказать о еловом лесе, так же, как и о дубовом. Здесь всегда царит полумрак, много теней, появляется ощущение чего-то таинственного, запредельного, даже пугающего. Соотношение вечнозелёного, как неумирающего, и мрачная атмосфера елового леса и ели, как его составляющей, отвели этому дереву именно роль символа Нави или Потустороннего Мира.
Как мы уже успели понять: ель напрямую связана с культом предков, которые ушли в иной мир. Как дерево, оно имеет ещё и некую связь с Древом Мира, которое соединяет Навь, Явь и Правь.
Таким образом, роль ели в традиции славян имела огромное культовое значение. Ельник называли тёмным лесом, туда запрещали ходить как детям, так и многим взрослым (тот самый дремучий бор из древнерусских сказок).
В стародавние времена ельник или еловый лес был кладбищем. Хоронили в еловом лесу таким образом: аккуратно приподнимали живую ель вместе с корневищем, ложили туда покойника и опускали ель обратно. Ель накрывала собой умершего человека и становилась его могилой. Позже, когда людей перестали так хоронить, а просто закапывали в земле, то для места расположения кладбища продолжали выбирать еловый лес.
Даже в наше время многие действующие кладбища находятся именно в еловом лесу. Так же до нас дошёл обычай выстилать дорогу еловыми ветками, по которой на похоронах несут гроб с умершим. Такая дорога, устланная еловыми ветками, как бы открывает коридор в иной мир, по которой душа может уйти из этого мира.
Похоронные обряды славян очень тесно связаны с елью. Кроме того, что кладбища располагались в еловом лесу, на дороге расстилали еловые ветви, часто сами носилки делали именно из еловых досок, помелом из еловых веток опахивали могилы, для изготовления гроба использовались еловые доски (иногда сосновые). Еловые ветки, которые застилают могилу, являются традиционным обычаем у славян, так же во время похорон ими застилают пол в доме и метут еловыми ветками за собой, возвращаясь с церемонии похорон (заметают), что бы покойник не увязался.
Также ель слушали. Для этого человек, который желал получить ответ, ложился спать под кроной ели, которая находилась возле его жилища.
Из всего этого можно сделать вывод: Ель, как непосредственно связанная с миром духов и мёртвых, является одним из самых важных деревьев в обрядности, обычаях и традициях, магии и миропонимании Славян.
Еловые ветки на похоронах – древний похоронный атрибут
Большинство знаний о свойствах растений дошло к нам с далёких времён. Тогда ещё ничего не знали ни о фитонцидах, ни об эфирных маслах, ни о дубильных веществах. Люди просто опирались на свой опыт использования да на советы мудрых бабушек-лекарок.
Длительное время проживая бок о бок с ельниками, белорусы волей неволей изучили полезные свойства хвои. В первую очередь это касается её целебности. Длительное пребывание в еловом лесу улучшает дыхание, способствует излечению одышки и простудных заболеваний. И это не удивительно, ведь хвоя – настоящий кладезь витамина С. Отвары и настои из еловой хвои излечивали цингу – страшную болячку, при которой кровоточат дёсны и выпадают зубы. Варенье из шишек и молодых побегов было не только вкусным, но и служило профилактикой множеству иных хворей.
Но более всего лесную красавицу полюбили за её терпкий аромат и способность обеззараживать воздух. Даже одна принесённая из лесу веточка зимой способна была прогнать застоявшийся дух из жилья. Не даром в народе считалось, что именно еловыми ветками можно оградить дом от напастей, злых сил да косых взглядов. Особенно действенным считался освящённый в Церкви еловый лапник. При закладке нового дома таковой, вместе с ладаном да приговорами, закладывали по углам постройки.
И всё же ель – свободолюбивая лесная красавица. Её зазорно было сажать рядом с домом, как простую яблоню или грушу. Мстило тогда дерево да выживало мужской род из той семьи – либо рождаться начинали только девочки, либо жёны скоро вдовели. Потому молодожёнам строго-настрого запрещали обижать молодые ёлочки.
Существовало и иное поверье в отношении ельника. Разросшийся, он давал кромешную темноту даже в погожий солнечный день. От того и считалось, что перейдя еловый лес человек может попасть в иной мир, к умершим. Да и хоронили своих предков белорусы часто у мощных корней высоких ёлок, чтобы охранило древо заповедное, не выпустило мёртвого пакостить живым на погибель.
Участвовала ёлочка и в других погребальных обрядах. Гроб традиционно сбивали из еловых досок. А где больше другие хвойные росли – так и из сосновых, лиственных, кедровых. В подушку изголовную стружки хвойной клали, чтобы голова ладно лежала. Да чтоб покойный на грудь себе смотрел и других людей в попутчики себе не выглядывал. Крест могильный, что захоронение обозначал свежее, тоже из ели да сосны делали. Лапник еловый вокруг тела клали. Его бактерицидные свойства препятствовали разложению, уберегали живых от всякой заразы. А в те времена говорили, что злых духов веточки еловые отпугивают.
Как несли гроб на кладбище, так опосля еловыми ветками путь заметали да застилали, всё иголками в сторону погоста. Чтобы умерший и не вздумал возвращаться в дом свой постылый, а коли надумает – чтобы ёлочка уберегла от напасти, исколола ему ноги, не дала вернуться в мир живых. Еловой хвоей укрывали и могилу. Так безмятежнее умершему лежится, да спокойнее живым своими делами заниматься. Используемый «ёрш» в траурных венках – это отголосок давних верований, соблюдение традиций в наши дни.
Минская похоронная служба Ритуал.бел чтит давние белорусские традиции и готова организовать упокоение вашего близкого с использованием живой хвои. У нас вы можете заказать различного рода цветочные композиции – венки, гирлянды, медальоны – на основе из елового лапника, оформление свежей могилы веточками ели. Более подробно узнать об ассортименте нашего магазина ритуальных товаров и услугах компании можно позвонив по номеру ХХХ. Консультации предоставляем круглосуточно.
История новогодней ёлки в России: От символа кладбища и кабака до любимицы Сталина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Специально для Культурологии корреспондент МОСГОРТУРа поговорил с экспертами Музея Москвы и узнал, какие трудности преодолела ёлка в России перед тем, как стать главным деревом зимних праздников.
Ёлка, как символ кладбища и кабака
Дерево смерти, проводник в мир мертвых и «украшение» могильников — традиционный образ ёлки у русского народа, существовавший до XVII века, не совсем совпадал с современным праздничным представлением о дереве. Между двумя ёлками хоронили самоубийц, хвойные ветки бросали на дорогу на кладбище, лапами дерева укрывали могилу зимой, а где-то вообще запрещали сажать ели около дома — опасались смерти мужчин. Потусторонняя символика отражалась и в устном народном творчестве, даже одно из имен черта звучало как «ёлс».
Переход ёлки на «светлую сторону» начался в петровскую эпоху. Царский указ 1699 года изменил систему летоисчисления – не с момента Сотворения мира, а от Рождества Христова — и перенес день «новолетия» с 1 сентября на 1 января. Рекомендации о том, как организовывать праздник, тоже прикладывались. Украшение столицы хвоей, запуск ракет и зажигание огней – основные пункты новогоднего предписания. Ёлка постепенно становилась символом праздника, но окончательно закрепиться в роли главного дерева Нового года ей пока мешали другие «колючие», разрешенные для украшения зданий, и расположение – петровский указ требовал ставить дерево не внутри помещения, а снаружи.
После смерти Петра I ёлочную традицию сохранили только питейные заведения. Именно по ёлкам, стоящим у ворот или на крышах, опознавали кабаки. Хвойные красавицы несли пост круглый год и уступали место своим сменщицам накануне следующего Нового года. За ёлочную особенность в народе кабаки стали называться «Иванами-ёлкиными» и просто «ёлками».
Царское благословение для рождественской ёлки
В России первые рождественские ёлки появились лишь в начале XIX века. Деревья на праздник ставили в своих домах петербургские немцы. Выходцы из Германии, для которых ёлка была символом Рождества, не собирались отказываться от своих традиций. Вот только процесс «ассимиляции» хвойной красавицы проходил довольно тяжело. В 20-30-е годы XIX века в дом дерево еще не пускали и воспринимали его как немецкую причуду.
Первопроходцем по «внедрению» ёлок в России считается Николай I — в конце 30-х рождественское дерево появилось при дворе государя, не без участия его немецкой супруги. Пример царской семьи оказался заразительным, и ёлка проникла в дома столичной аристократии. Однако позволить себе рождественское чудо могли немногие — цена полностью украшенной ёлки достигала 200 рублей. Тогда за 350 рублей семья могла «нанять» крестьянскую избу на год! Ёлочный ажиотаж захватил Петербург к середине 40-х годов XIX века. О ёлках писали в журналах и газетах, дерево появилось в домах у простого населения, а к концу десятилетия их начали продавать на праздничных ярмарках.
Ёлочные базары и дети-разбойники
Ёлки продавали в самых просторных и многолюдных местах: на городских площадях и замерзших реках, около гостиных дворов, а позже и на специальных ёлочных базарах. Туда их привозили крестьяне. «Свои» поставщики снижали цены на деревья, но до сих пор не каждая семья могла купить ёлку, ведь ее еще нужно было украсить, а значит, дополнительно приобрести игрушки и подарки. Столичная знать, не испытывающая подобных проблем, устраивала между собой ёлочные соревнования — чье дерево выше, богаче и наряднее.
Борьба за хвойную жизнь
На рубеже веков нормой стали общественные ёлки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, не зависимо от сословия и уровня обеспеченности родителей. Благотворительные ёлки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники и для детей рабочих.
Беззаботная и счастливая ёлочная жизнь закончилась с приходом к власти большевиков — они активно боролись с «религиозными предрассудками». Рождество получило клеймо «дня спаивания народа», и праздник отменили в 1929 году. Запретили и ёлку. По вечерам накануне Рождества на улицах появлялись патрули, которые высматривали спрятанные в домах незаконные деревья, в школах вместо ёлок проходили антирождественские вечера.
Опала закончилась в 1935 году — партия приняла предложение члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую ёлку». На смену Рождеству пришел Новый год. Поток деревьев сразу хлынул на рынки страны, украшенные ёлки появились в учебных заведениях и на катках. За считанные дни дореволюционный праздник был возвращен, а ёлка вышла «из подполья» как символ счастливого советского детства.
Ёлка стала обязательной — все учреждения от детского сада до завода должны были проводить новогодние мероприятия по заранее одобренным сценарию и программе. После Великой Отечественной войны идеологизация праздника усилилась — книжки с инструкциями Сталина к Новому году выпускали миллионными тиражами. Резко возросло производство ёлочных игрушек и украшений, но не простых, а правильных и нужных. Красноармейцы, дирижабли и подводные лодки отражали успехи и силу страны. Смысловое содержание игрушек утверждали специально созданные при заводах комитеты и комиссии.
В 90-е годы XX века ёлка освободилась от политической окраски. Пройдя через войны и смену власти, она смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная ёлка — символ семейного торжества и сказки. Это символ праздника. Пускай и новогоднего, а не рождественского.
Автор: Наталья Катерова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: